Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 апр 2011, 08:27

М-да уж, Татьяна, "Всё смешалось в доме Облонских...."(с)
Здравствуйте , Лемурий!
Текст «Слова …» напоминает мне полифонические (многоголосные) произведения И.С. Баха, где одновременно звучат несколько тем . Сюжет о Всеславе Полоцком является комбинацией самостоятельных, независимых друг от друга мотивов. Между тем на самом деле развитие повествовательного сюжета и последовательность в нём мотивов имеют внутреннюю логику, отражающие действительность и в тоже время обусловленную историческими особенностями человеческого сознания .Таков художественный стиль автора «Слова…».Несколько мотивов, звучащих одновременно, я уже отметила в повествовании о Всеславе Полоцком. Например:
1) Тема: «Муж на свадьбе своей жены».
2)Междоусобная война дяди и племянника.
3)Мотив магической неуязвимости героя .
4)Образ правителя
Хорошо, что Вы разглядели ещё несколько мотивов:
а)МСТИТЕЛЬНЫЙ ГНЕВ (Отк. 19,14-16)
б) когда на землю сойдут бесовские ужасы.
Об этих темах я не сообщала. Так немного коснулась звуков последней трубы – дуды , при которой на людей выливается яростный гнев Божий. Так что Христос – воитель с тростью и жезлом тоже незримо присутствуют в данном тексте .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 11 апр 2011, 13:25

Добрый день, Татьяна!
Ну давайте разбираться с Вашими мотивами:
Zinchenko_tanya писал(а):Несколько мотивов, звучащих одновременно, я уже отметила в повествовании о Всеславе Полоцком. Например: 1) Тема: «Муж на свадьбе своей жены».

1) Это тема называется по другому: "Города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте".

Zinchenko_tanya писал(а):2)Междоусобная война дяди и племянника.

2) Ярославичи в эпизоде с Всеславом не упомянуты. Что это за тема такая?

Zinchenko_tanya писал(а):3)Мотив магической неуязвимости героя.

3) Тема нечистой силы, взятая из фольклора:
У княгини или принцессы от змея-дракона родился необыкновенный сын. Он появился на свет в рубашке (последе), кусочек которой, по настоянию колдунов, всегда носит с собой. Ему предсказана необычайная сила и кровожадность, пугающие даже родную мать и заставляющие дрожать сыру землю. Ребенок быстро растет. Он обладает даром ясновидения, он вездесущ и могуч, по желанию он может превращаться в ясного сокола, в лютого зверя-волка и других животных. Его жертвы не могут ускользнуть от него. Счастье сопровождает героя. Он связан с силами ночи, угрожает самому солнцу, следы его запятнаны кровью, вампиры теснятся у его жилища. Но слава и страдания все время чередуются в его жизни. Из охотника он превращается в животное, из преследователя в жертву, и наоборот.
-------
Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos. Russian Epic Studies. Philadelphia, 1949, p. 68-69


Zinchenko_tanya писал(а):4)Образ правителя

Образ Антихриста, лукаво узурпирующего власть на седьмом апокалиптическом веке и веселясь (с дуду) скаканувшего на "жатву плевел".

Zinchenko_tanya писал(а):Хорошо, что Вы разглядели ещё несколько мотивов:
а)МСТИТЕЛЬНЫЙ ГНЕВ (Отк. 19,14-16)
б) когда на землю сойдут бесовские ужасы.
Об этих темах я не сообщала. Так немного коснулась звуков последней трубы – дуды, при которой на людей выливается яростный гнев Божий. Так что Христос – воитель с тростью и жезлом тоже незримо присутствуют в данном тексте .

Вот уж такого точно быть НЕ могло. "Мстительный гнев" - это второе пришествие Христа в образе "Христа-воителя", не Лютого Зверя же князя-оборотня Вы в этот образ прочите? Это НЕ ПРАВИЛЬНО. А комментарии Баркли привел исключительно для того, чтобы разобрались чьи были "измерительная трость" и "железный жезл".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 апр 2011, 11:48

Здравствуйте, Лемурий!
Года два тому назад в посте , посвящённому«Разгадке «Слова….»,я раскрывала тему «Муж на свадьбе своей жены».
Надо только открыть текст и посмотреть .
Теперь о том , что говорится в фольклоре о рождении сына от змея .Считается, что в былине о Волхе Всеславиче запечатлена историческая личность Всеслава Полоцкого (ум 1101г).Это единственный русский богатырь , который является «змеевичем».Хотя южнославянский эпос знает несколько богатырей – «змеевичей»: Змей Огненный Вук, Крылатый Реля, Банович Секула , и другие. Образ змея – дракона «палеонтологически» древний, сказочно – мифологический по своему происхождению. С одной стороны, змей символ бессмертия ,как считали древние, змей каждый год сбрасывает свою шкуру и тем самым постоянно омолаживается и живёт вечно .С другой стороны змей – насильник и обольститель женщин . Здесь тоже есть свой символ .Человек – смертен . Его бессмертие в размножении, и в продолжении рода.
У Кирши Данилова:
«По саду, саду по зелёному,
Ходила гуляла молодая княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю соскочила на лютого змея.
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкового.
Хоботом бьёт по белу стёгну.
А втопоры княгиня понос понесла.
А понос понесла и дитя родила».
Сказочная черта рождение от змея обязательная черта для каждого неуязвимого героя , каким и представил автор Всеслава в тексте «Слова…».
В христианстве , Диавол завидовал бессмертию людей в раю и задумал лишить их райской жизни . Для этого он вошёл в змея и спрятался в листве дерева познания добра и зла .Понятия «добра» – это всё , что способствует выживанию рода, а «зло» - смерти .Ева поддалась искушению дьявола, нарушила запрет Бога и съела плод от дерева. Так совершилось первое грехопадение людей, после которого они были изгнаны из рая на землю и стали смертными . И в эпосе появляются богатыри змееборцы, возникает сюжет борьбы со змеем насильником и обольстителем женщин, породивший первородный грех, так как этот грех и явился началом для всех последующих грехов. Мотивом греха является нарушение запретов (табу).Всеслав в «Слове …» и былине обладает магической неуязвимостью. Но автор пишет , что никто «суда Божия не минути».И появляется ещё один мотив примиряющий представление о неуязвимости героя с его смертью . Так Всеслав умирает не в бою(смерть в бою ему не писана) , а в глубокой старости .Каждый из «бессмертных героев» имеет уязвимое место Ахилл – пяту, Исфендиар - глаз и т.д. Бессмертие – одна из безумных идей человечества . И только мудрый «вещий» Боян знает ,что тело у человека смертно , и только «вещей душе» дарована вечная жизнь .
Но об этом в следующий раз .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 апр 2011, 23:04

Zinchenko_tanya писал(а):Года два тому назад в посте , посвящённому«Разгадке «Слова….»,я раскрывала тему «Муж на свадьбе своей жены».
Надо только открыть текст и посмотреть ..

Добрый вечер, Татьяна! Ну давайте откроем и посмотрим:

Zinchenko_tanya » 06 дек 2009, 19:31 Другой мотив – муж на свадьбе своей жены. «връже Всеслав жръбий о девицу себе любу». Муж удаляется из дома и возвращается на родину в день свадьбы жены с захватившим власть соперником - самозванцем.

Ну, и... ? Где раскрытая тема? Это кто муж-то... Всеслав? Город-девица Киев ему до этого не принадлежал и получил он его волей случая.

Zinchenko_tanya писал(а):Считается, что в былине о Волхе Всеславиче запечатлена историческая личность Всеслава Полоцкого (ум 1101г). Это единственный русский богатырь , который является «змеевичем»...

А как же легенда: "Княгиня и Змей"?

Zinchenko_tanya писал(а): Сказочная черта рождение от змея обязательная черта для каждого неуязвимого героя , каким и представил автор Всеслава в тексте «Слова…».

А что, в тексте СПИ где-то сказано, что Всеслав от Змея родился? Подобный элемент есть токмо в фольклоре. Более правдоподобно, что Автор СПИ взял образ Всеслава из Несторовской компиляции новгородской (1050) и киевской (1039 в ред. 1073) летописей, в результате которой Всеслав не только от волхования родился и немилостив был на кровопролитие, но и мировыми беспорядками его сечи сопровождались.

Zinchenko_tanya писал(а): И в эпосе появляются богатыри змееборцы, возникает сюжет борьбы со змеем насильником и обольстителем женщин, породивший первородный грех, так как этот грех и явился началом для всех последующих грехов.

А вот и наглядный пример Ваших слов:

Изображение Изображение Изображение
Миниатюры к «Повести о Петре и Февронии» середины XVI века, священника Ермолая (в монашестве Еразм)

Zinchenko_tanya писал(а):Мотивом греха является нарушение запретов (табу). Всеслав в «Слове …» и былине обладает магической неуязвимостью. Но автор пишет , что никто «суда Божия не минути».

Немного не так.

Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше.
Хоть и вещая душа в другом теле, но часто от бед страдал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 апр 2011, 12:05

Здравствуйте , Лемурий!
Как у Вас всё просто: город – девица и всё! А мотивы , в сюжет куда подевались ?
К Всеславу ещё вернёмся .
Давайте разберёмся с текстом « Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше». Вы этот текст понимаете так : «Хоть и вещая душа в другом теле» В некоторых из верований о реаркорнации выписаны жесткие законы переселения души в другие тела, но не в православии. Из тела и души состоит человек .После смерти тело идёт в землю, а пред душой два мира :небесный и подземный, рай и ад. И дана воля человеку выбирать : добро или зло. Выбирая зло , человек начинает страдать от бед. И эти страдания на земле приводят человека к Богу. «Спала князю ум похоти и жалость ему знамение заступи,…хочу главу свою приложити, а любо испить шеломомъ Дону». Тело ,как материальный мир хочет есть, пить и желание напиться воды –это очень сильное желание .Но даже сильные желания надо контролировать душе, уму –духовному миру, имея при этом волю выбора добра и зла .К какому страданию приводит, неконтролируемое волей желание пить ?К алкогольному безумию на пирах. И автор сравнивает бой Игоря с пиром «ту кровавого вина не доста, ту пир докончаша храбрии русичи, сваты попоиша , а сами полегоша».Когда –то Игорь, опьянённый своей победой, истребляет жителей «города Глебова у Переяславля».Бог зло направляет к добру и Игорь испытывает поражение , в то время как «сваты» -половцы «кайфуют»от победы ,как от вина на пиру .Кровь мучеников «кровавого вина …а сами полегоша» «Немизе кровавые брезим не бологом бяхуть посеяны. Посеяны костьми рускихъ сынов» стала семенем для многих русских христиан, пришедших к Богу . Войны, величайшие катастрофы , голод –всё о чем автор пишет в «Слове…» были величайшими триумфами религии, обращением людей к Богу .Так Игорь, пройдя все душевные страдания пленного, возвращается в церковь « къ свяьтой Богородице Пирогощей». Храбрый Мстислав, «иже зареза Редедю предъ плъки касожьскими». Во время боя «стал изнемогать Мстислав» и вспомнил о богородице: « О пречистая Богородица помоги мне» и «зарезалъ Редедю… и придя в Тмуторокань заложил цековь святой Богородицы». Всеслав Полоцкий напал на Новгород (сделал зло) и попал в поруб, в темницу. Испытывая страдания , Всеслав приходит к Богу : «О крест честной! Так как верил я в тебя, ты и избавил меня от этой темницы». Душа , «часто от бед страдаше» перемалывает зло в добро и направляет людей к распространению христианства .Действуя по пословице «Не было бы счастья , да несчастье помогло».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Keil » 17 апр 2011, 21:53

Надеюсь Вы не против если я немного войду в вашу дискуссию. Просто хотелось отметить некоторые моменты в отношении следующего.

Zinchenko_tanya писал(а):Давайте разберёмся с текстом « Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше». Вы этот текст понимаете так : «Хоть и вещая душа в другом теле»


На мой взгляд данный перевод абсолютно точен.

Zinchenko_tanya писал(а):В некоторых из верований о реаркорнации выписаны жесткие законы переселения души в другие тела, но не в православии.


Дело в том, что православие здесь не причем. Во-первых в то время православия еще не было, была классическая ортодоксальная христианская церковь греческого образца. Православие появилось только с конца 17 начало 18 столетия. Во-вторых как-то неправильно подходить к князю-волшебнику с позиции христианства. Здесь более уместен поэтический подход основанный на остатках языческой традиции того времени.

О Всеславе в Слове сказано:

    1) что он хытр, то есть волшебник, колдун,
    2) что у него вещая, то есть колдовская, душа,
    3) что он добыл себе престол клюками, само собою - чаровными клюками, раз он хытр и вещий, то есть чародей.
    4) И наконец, он за одну ночь перенесся из-под Киева к Новгороду, "обесися сине мьгле".

Таким образом, в отношении Вселвава абсолютно естественно употребимы слова «Хоть и вещая душа в другом теле».

Zinchenko_tanya писал(а):К какому страданию приводит, неконтролируемое волей желание пить ?К алкогольному безумию на пирах


Русь того времени не знала алкогольного безумия. Крепкие спиртные напитки появились лишь в 14 веке. При чем насколько известно этнографам народные традиции и обычаи были очень строги. Русичи не могли потакать всем своим желаниям. Даже князья были во многом ограничены.

Zinchenko_tanya писал(а):Испытывая страдания , Всеслав приходит к Богу : «О крест честной! Так как верил я в тебя, ты и избавил меня от этой темницы».


Не подскажете откуда цитата?
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 18 апр 2011, 15:42

Добрый день, Татьяна! Как видите, "нашего полку прибыло".
Zinchenko_tanya писал(а):Давайте разберёмся с текстом « Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше». Вы этот текст понимаете так : «Хоть и вещая душа в другом теле» В некоторых из верований о реаркорнации выписаны жесткие законы переселения души в другие тела, но не в православии.

Ну так это же Вы из Лютого Зверя "праведного христианина" делаете. С образом Всеслава = Антихриста это переселение вполне вяжется.

Zinchenko_tanya писал(а):И дана воля человеку выбирать : добро или зло. Выбирая зло , человек начинает страдать от бед. И эти страдания на земле приводят человека к Богу. «Спала князю ум похоти и жалость ему знамение заступи,…хочу главу свою приложити, а любо испить шеломомъ Дону». Тело ,как материальный мир хочет есть, пить и желание напиться воды –это очень сильное желание.

Ну вот, начали с небес, закончили жаждой. Выражение такое было "испить шеломомъ Дону" = выиграть, победить, закрепить территории за собой. Поверьте, напиться Игорь мог и у себя в Новгород-Северском.
"Философия" через страдания к Богу в отношении Игоря - прослеживается, в отношении Лютого Зверя - никоим образом.

Zinchenko_tanya писал(а):К какому страданию приводит, неконтролируемое волей желание пить ? К алкогольному безумию на пирах. И автор сравнивает бой Игоря с пиром «ту кровавого вина не доста, ту пир докончаша храбрии русичи, сваты попоиша , а сами полегоша».

Допьяна безусловно напивались и до 14 века, вспомнить хотя бы сватов древлян, которых Ольга напоила допьяна, а потом её дружинники порубили пьяных древлян в большом количестве.
Тут не ЖАЖДА в грех ставится, а АЛЧБА славы.

Zinchenko_tanya писал(а):Когда –то Игорь, опьянённый своей победой, истребляет жителей «города Глебова у Переяславля».Бог зло направляет к добру и Игорь испытывает поражение , в то время как «сваты» -половцы «кайфуют»от победы ,как от вина на пиру .Кровь мучеников «кровавого вина …а сами полегоша» «Немизе кровавые брезим не бологом бяхуть посеяны. Посеяны костьми рускихъ сынов» стала семенем для многих русских христиан, пришедших к Богу .

Годы в события подставьте, хотя бы первых строк из "Анна Каренина" ради...

Zinchenko_tanya писал(а):Так Игорь, пройдя все душевные страдания пленного, возвращается в церковь « къ свяьтой Богородице Пирогощей»

Маленькое уточнение, Татьяна, церковь Пирогощая, построенная Мстиславом Великим, НИКОГДА НЕ БЫЛА церковью Ольговича Игоря. Это не Игорь едет, это Автор его к ней направляет: "страны ради, гради весели!"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 18 апр 2011, 16:25

Здравствуйте ,Keil и Лемурий!!
Я рада , что Вы присоединились к нашей дискуссии.
Все князья , упомянутые в «Слове…» так или иначе нарушили заповеди божьи , и как бы отпала от Бога . Все они , а не только Всеслав , находятся в языческом мире и вернуться к Богу , могут только через страдания и скорбь .Человек испытывает мучительный опыт разрыва с Богом, после чего, испытав весь ужас, он вновь возвращается с любовью к Богу .Цитата«О крест честной! Так как верил я в тебя, ты и избавил меня от этой темницы».Взята мною из «Повести временных лет… В год 6576(1068)…».Братья отца Ярослава Мудрого сказали Всеславу, поцеловав крест честной : «Приходи к нам не сотворим тебе зла» Он же надеясь на их крестоцелование , переехал к ним в ладье через Днепр» (Повесть временных лет 1067г).Изяслав не стал убивать своего племянника, как это сделали с его дедом литовцы «Изяслав сын Васильков … на кровавее траве притрепанъ литовскими мечи». Изяслав и его братья придумывают нечто такое, чтобы не убивать, а поставить Изяслава в беспомощное положение. Они сажают его в поруб , в темницу, чтобы своей беспомощностью он вызывал смех у проходящих и медленно умирал .В дальнейшем происходит нашествие половцев. Исходная ситуация такова, роли Всеслава и Ярославичей меняются СЛАБЫЙ и БЕСПОМОЩНЫЙ властитель Киева Изяслав(ум 1078г) и его братья не в состоянии защитить страну от нашествия иноземцев «Вы бо своими крамолами наводите поганые на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. Которою бо беше насилие от земли Половецкыи». Это делает Всеслав, униженный и обиженный ими .Сюжет такого типа особенно популярен в былине о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром. Центральная власть слабеет от междоусобиц и неспособна сама защитить народ от нападения внешнего врага .

Невозможно мне сразу рассказать о «Слове…» всё ,что я знаю. Поэтому много непонимания с Вашей стороны .Но, я думаю , потихоньку всё станет на свои места .
Последний раз редактировалось Zinchenko_tanya 18 апр 2011, 21:00, всего редактировалось 1 раз.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 18 апр 2011, 16:53

Zinchenko_tanya писал(а):Все князья , упомянутые в «Слове…» так или иначе нарушили заповеди божьи , и как бы отпала от Бога . Все они , а не только Всеслав , находятся в языческом мире и вернуться к Богу , могут только через страдания и скорбь .

Ой ли?
Инъгварь и Всеволодъ, и вси три Мстиславичи, не худа гнѣзда шестокрилци!

Изображение
"Поклонение Кресту". Оборотная сторона самой известной иконы Руси "Спас Нерукотворный"

Наверху как раз изображение этих "шестокрилцев", "не худа гнезда" которые. Не ко всем князьям Автор критически относится, а токмо к Ольговичам и Всеславичам, которые своими крамолами наводят поганых на Русскую землю.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 18 апр 2011, 17:17

Лемурий ! Какой Вы нетерпеливый.Вы подумайте о том , что зло проникло в мир в момент творения, но только Бог в своем мировом плане заставляет также и зло служить добру .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 апр 2011, 10:08

Здравствуйте ,Keil и Лемурий!!
Всеслав из слабого и беспомощного становится властителем Киева. И в том ,что «Всеслав сидел в Киеве в этом Бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его. Из – за того и навёл бог поганых…Бог же показал силу креста в поучении земли Руской, чтобы не преступали честного креста , целовав его »(Повесть временных лет …В год 1068)Для нас очень важно уяснить в какой момент Всеслав окончательно пришёл к Богу .В тексте «Слова …» автор четко указывает« на жизнь Всеславу».О том, что Всеславу угрожает смерть ,сторонники Всеслава подслушали у оконца разговор князя Изяслава с его дружиной, (точно также как оборотень Волх- подслушал у оконца разговор между «индейским царём и царицей» в былине ).И сказала дружина князю Изяславу :«Зло содеялось. Пошли ко Всеславу, пусть подозвав его обманом к оконцу пронзят мечом» (Повесть временных лет …1068г).Находясь на волосок от смерти Всеслав и вспоминает о Боге и кресте честном .За это Бог и делает его неуязвимым на поле боя. , награждая его в тексте «Слова…» чудесными животными конём и волком .Почему животных два :конь и волк ? Всеслав оказался оборотнем «люди же освободили Всеслава из поруба … и прославили его средь княжеского двора», и он на коне. Узнав о том , что Изяслав с Болеславом идут на него войной, «с наступлением ночи тайно от киевлян бежал из Белгорода в Полоцк», уже как волк .Он больше любит себя и свою жизнь , чем «ближнего своего», освободивших его киевлян .С одной стороны князь – кудесник избавляет киевлян от половцев , с другой стороны – это оборотень ,бросивший своих спасителей на неминуемую гибель .Теперь посмотрим в чём зло сделанное Антихристом : воздвиг дьявол междоусобицу, и чтобы не идти за Антихристом достаточно было «Ярославе вси (сыновьям Ярослава Мудрого и внуку Всеславу) «внуце Всеслав» понизить свои стяги и «вонзите свои мечи вережени».Антихрист породил мятежников «Видишь князь люди расшумелись…» и грабителей «Двор же княжеский разграбили – бесчисленное множество золота и серебра». После бегства Всеслава из Киева киевляне осознают свою вину: « Мы дурно сделали, князя своего прогнав…». И получают возмездие за содеянное ,сын Изяслава «…перебил киевлян, освободивших Всеслава, числом 70 человек, а других ослепил, а иных без вины умертвил, - без следствия» (Повесть временных лет… в год 1069).С виноватыми людьми гибнут и невинные, что тоже можно отнести к проделкам дьявола .Изяслав вернул себе киевское княжество , но ещё пройдёт много времени , когда он сможет придти к Богу. А пока его душе придётся пострадать за нарушение клятвы крестоцелования , а дьяволу порадоваться .Поднимают голову волхвы в 1071 «В те же времена пришёл волхв , обольщенный бесом», «через жен бесовские волхования бывают… и мужчины бывают прельщаемые бесами». «Волхованием чудеса творили …и иные наваждения делал, бесом прельщаемый на погибель себе и другим». Такой волхв объявился и при Глебе ,в Новгороде…,хуля христианскую веру. И был мятеж в городе, хотели погубить епископа. Епископ же взял крест в руки и сказал : «Кто хочет верить волхву пусть идёт за ним, кто же верует Богу пусть к кресту идёт». И разделились люди надвое князь Глеб и дружина его стали около епископа, а люди же пошли к волхву .И начался мятеж великий между ними…Глеб же .. разрубил волхва, так погиб он телом а душой предался дьяволу».Но и этого мало в 1073г «Воздвиг дьявол распрю в братии этой – в Ярославичах…» Конечно , дьявола можно было бы победить крестом «Чего это бесы боятся того, чей крест мы на себе носим? «Кудесник ответил: «Это знамение Бога небесного, которого наши боги боятся» .(Повесть временных лет 1071г). Но Изяслав ещё не искупил вину перед Богом за нарушение клятвы крестоцелования.
И все беззакония и бесчинства будут проходить в его княжестве до 1078г, до времени, когда «привели Олег и Борис поганых на русскую землю…»(летопись). «Были вечи Трояни, минула лета Ярослава были плъци Ольговы…»(«Слово …»).
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 21 апр 2011, 08:51

Здравствуйте ,Keil и Лемурий!!
«Съ той же Каялы Святополкъ повеле яти отца своего междю угорьскими иноходци ко святой Софии къ Киеву. Тогда при Олзе Гориславличе сеяшется и растяше усобицами погибашеть жизнь Даждьбожа внука…». Отец Святополка Изяслав Ярославич был убит в1078г. Сначала определимся , кто назван Даждьбожим внуком . Исследователи «Слова…» считают , что русский народ .Но надо вспомнить , что в 12векев центре внимания не стоят судьбы народов, а героические личности , князья: личные подвиги, личная борьба, стремление к личной и родовой славе, столкновение индивидуальных интересов, но не проявление национального самосознания. Я считаю , что Даждьбожим внуком в «Слове…» назван князь Изяслав. До погребения убиенного Изяслава для отпевания привозят в храм Собо́р Свято́й Софи́и «Съ той же Каялы Святополкъ повеле яти отца своего междю угорьскими иноходци ко святой Софии къ Киеву». Он был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. В службу отпевания входят песнопения, которые изображают всю судьбу человека, не смотря на множество грехов святая церковь молит Бога простить усопшему грехи и удостоить его царства Небесного . Вот что пишет об Изяславе летописец: «Был Изяслав муж красив видом и телом велик, не злоблив нравом… не воздавал злом за зло . Сколько ведь зла сотворили ему киевляне (в1068г), самого выгнали , а дом его разграбили, -и не воздал им злом за зло .Если же кто скажет вам : «Воинов порубил», то не он это сделал , а его сын. Наконец, братья прогнали его, и ходил он , по чужой земле скитаясь. И когда вновь сидел на своем столе , а Всеволод побеждённый пришёл к нему (1078г),не сказал ему: « Сколько от вас натерпелся?», не воздал злом за зло, но утешил, сказав: « … ты мне брат, а я тебе, и положу голову свою за тебя»… Взял на себя горе брата, показав любовь великую, следуя словам апостола: «Утешайте печальных». Поистине если и сотворил он на свете этом какое прегрешение ( «Изяслав целовал крест Всеславу» в1067г, «а потом схватил его»), простится ему, потому что положил голову за брата своего…за братню обиду. О таких – то господь сказал: «Кто положит душу свою за други своя». Соломон же говорил : « Братья в бедах помогают друг другу». Ибо любовь превыше всего. Также и Иоанн говорит: « Бог есть любовь. Пребывающей в любви в боге пребывает, а бог в нем пребывает»… Если кто говорит: « Люблю Бога, а брата своего ненавижу», это ложь. Ибо не любящий брата, которого видит , не может любить Бога , которого не видит. Эту заповедь получили от него, чтобы любящий бога любил и брата своего. Любви ради и ГРЕХИ исчезают . Любви ради и господь сошёл на землю и распял себя за нас грешных. Взяв грехи наша , пригвоздил себя к кресту, дав нам крест свой, чтобы отгоняли им ненависть бесовскую… любви же ради сей князь пролил кровь свою за брата своего, исполняя заповедь господню».
Примерно так могли отпевать Изяслава в соборе Святой Софии. Отпавший от Бога Изяслав, после нарушения клятвы крестоцелования, находится в «языческом мире» получает новое имя «Даждьбожий внук». Но отдав жизнь за брата, из – за любви к нему, Изяслав возвращается к христианскому Богу . Для того , чтобы человек не грешил Господь Бог дал нам 10 заповедей. Этот закон отмечен ещё в Ветхом завете и записаны на двух скрижалях или каменных досках, потому что в них содержится два вида любви: любви к Богу и любви к ближнему . Бог на вопрос какая заповедь больше всех в законе сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разуменьем твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22, 37-40)
У меня есть такое предположение: два коня иноходца , везущих Изяслава в христианскую церковь«Святополкъ повеле яти отца своего междю угорьскими иноходци ко святой Софии къ Киеву» и символизирую эти два вида любви.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 апр 2011, 10:30

Доброе утро, Татьяна! Надеюсь теперь в "нетерпеливости" с ответами не упрекнете... :wink:

Zinchenko_tanya писал(а):Почему животных два :конь и волк ? Всеслав оказался оборотнем «люди же освободили Всеслава из поруба … и прославили его средь княжеского двора», и он на коне. Узнав о том , что Изяслав с Болеславом идут на него войной, «с наступлением ночи тайно от киевлян бежал из Белгорода в Полоцк», уже как волк..

Всеслав НЕ "на коне" как Христос - воитель в Судный День, а лукаво о кони (мн. ч.) опрающийся, аки Лютый Зверь на "седьмом веце".
Да и скать ему куда? Он и так в Киеве сидел.

Zinchenko_tanya писал(а):У меня есть такое предположение: два коня иноходца , везущих Изяслава в христианскую церковь«Святополкъ повеле яти отца своего междю угорьскими иноходци ко святой Софии къ Киеву» и символизирую эти два вида любви...

И здесь Вас огорчу, Татьяна. Никакого Изяслава Святополк НЕ хоронил.

Изображение
Способ бережной перевозки между угорскими иноходцами.
Радзивилловская летопись М. 554 л. 219 об. [1176] "Михалко есть немощен, несут его на носилех..."


Съ тоя же Каялы Святоплъкь повелѣя отца своего междю угорьскими иноходьцы ко святѣй Софіи къ Кіеву.

Сам Святополк не участвовал в битве при Нежатиной Ниве в 1078 г., когда был убит его отец Изяслав Ярославич, поэтому с той Каялы он не мог везти тело, к тому же война была междоусобная, а здесь Каяла - символ именно "пограничной" реки, разделяющей половцев и Русь.

Если принять конъектуру «полелѣя», то окажется, что Святополк непосредственно участвовал в перевозке тела убитого отца; если согласиться с конъектурой «повелѣ яти», то он лишь распорядился это сделать. Но в обоих случаях предполагается присутствие Святополка на месте событий.
Однако в ПВЛ (см. с. 132—135) явно утверждается, что в 1078 Святополка в Южной Руси не было.
--------
Энциклопедия СПИ, в 5 т, Спб. 1995, О. В. Творогов. "Святополк Изяславич"

Следуя Буткову, В. Н. Перетц видит здесь отражение эпизода, описанного в "Повести временных лет" под 1096 г. Тогда половцы с ханом Тугорканом, тестем Святополка, осадили (31 мая) Переяславль. 19 июля Святополк одержал над ними победу на реке Трубеже, причем "Тугорган убьенъ бысть, и сынъ его и инии князи мнози ту падоша; наутрея же налезоша Тугоркана мертва, и взя и Святополкъ, аки тьстя своего и врага, и привезъше Киеву и погребоша и на Берестовое, а другымъ, идущимъ въ монастырь". Название Тугоркана отцом, а не тестем, имеет параллель в Волынской летописи: "Володимеръ зовяше тестя своего Романа, река: господине отче" (1274 г.); слова же "ко святей Софии къ Киеву" - синонимы и вовсе не означают, что Тугоркан похоронен в Софийском храме...
--------
А. С. Орлов "Слово о полку Игореве", М.— Л., Изд-во АН СССР, 1938, с.107
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение tyta » 22 апр 2011, 12:11

Zinchenko_tanya писал(а):М-да уж, Татьяна, "Всё смешалось в доме Облонских...."(с)
Здравствуйте , Лемурий!
Текст «Слова …» напоминает мне полифонические (многоголосные) произведения И.С. Баха, где одновременно звучат несколько тем . Сюжет о Всеславе Полоцком является комбинацией самостоятельных, независимых друг от друга мотивов. Между тем на самом деле развитие повествовательного сюжета и последовательность в нём мотивов имеют внутреннюю логику, отражающие действительность и в тоже время обусловленную историческими особенностями человеческого сознания .Таков художественный стиль автора «Слова…».Несколько мотивов, звучащих одновременно, я уже отметила в повествовании о Всеславе Полоцком. Например:
1) Тема: «Муж на свадьбе своей жены».
2)Междоусобная война дяди и племянника.
3)Мотив магической неуязвимости героя .
4)Образ правителя
Хорошо, что Вы разглядели ещё несколько мотивов:
а)МСТИТЕЛЬНЫЙ ГНЕВ (Отк. 19,14-16)
б) когда на землю сойдут бесовские ужасы.
Об этих темах я не сообщала. Так немного коснулась звуков последней трубы – дуды , при которой на людей выливается яростный гнев Божий. Так что Христос – воитель с тростью и жезлом тоже незримо присутствуют в данном тексте .
Многовато талантов в одном "Слове" объясняется заимствованием из других произведений. Автор компоновал сюжет и вел историческу и политическую часть - по Рыбакову это Петр Бориславич. Поэтическая часть заимствовована может даже из гомеровских гимнов.
http://forum.zmeybor.mksat.net/viewtopic.php?f=22&t=41
tyta
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 08:54

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 апр 2011, 08:48

Здравствуйте , Лемурий!
Седьмой век , счисление которого ведётся по языческому богу Трояну, связан с князем Изяславом. И начинается последний 7 языческий век с отпадение от Бога в 1067г, с момента нарушения Изяславом крестоцелования .Изяслав нарушает третью заповедь закона Божия. Эта заповедь относит к грехам нарушение обетов данные Богу и клятвопреступления. В том что Всеслав сидел в Киеве, это следствие данного преступления « в этом Бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу , а потом схватил его» (летопись 1068г). Нарушение этой заповеди Изяславом внесло вместо добра много зла в жизнь людей . И разгул сил зла продолжался «были вечи Трояни..» до момента смерти Изяслава в1078г., когда «сей князь пролил кровь свою за брата своего, исполняя заповедь господню».
«Слово…» глубоко религиозное произведение. На примерах исторических личностей автор даёт нам знания о грехе, о желании искренне покаяться, и об обязательном соблюдении заповедей Божьих. Язык «Слова…» включает в себя элементы: волшебной сказки, мифа , свадебного обряда ,летописных текстов и христианской литературы.
Лемурий писал: Всеслав НЕ "на коне" как Христос - воитель в Судный День, а лукаво о кони (мн. ч.) опрающийся, аки Лютый Зверь на "седьмом веце".
Да и скать ему куда? Он и так в Киеве сидел.
Выражение «на коне» - перен. Чувствовать себя победителем .

Лемурий писал : Если принять конъектуру «полелѣя», то окажется, что Святополк непосредственно участвовал в перевозке тела убитого отца; если согласиться с конъектурой «повелѣ яти», то он лишь распорядился это сделать. Но в обоих случаях предполагается присутствие Святополка на месте событий.
Не надо в «Слове … искать точные исторические данные. Для автора было важно , чтобы Изяслав после смерти продолжил свой путь « ко святой Софии къ Киеву».Каяла – символическая река и движение Изяслава,после покаяния, к собору тоже символ возвращения к христианскому Богу .Хотя нельзя и исключать наказ Святополка своему брату Ярополку в случае смерти отца , привезти его в Киев на отпевание в собор святой Софии,
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 105