Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 апр 2011, 13:57

Добрый канун Большого Христианского Праздника, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а): Седьмой век , счисление которого ведётся по языческому богу Трояну, связан с князем Изяславом.

Коим местом "седьмой век" связан с Изяславом? Разве что хронологически: "седьмой век (=тысячелетие)" - это 493-1492 гг и так и так захватывает все события СПИ, НО подчёркнуто "На седьмомъ вѣцѣ" в СПИ действует ТОКМО Всеслав.

Zinchenko_tanya писал(а):И начинается последний 7 языческий век с отпадение от Бога в 1067г, с момента нарушения Изяславом крестоцелования .Изяслав нарушает третью заповедь закона Божия.

О 6644 (1136) годе:
Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ...
--------
Кирик Новгородец Учение имже ведати человеку числа всех лет л.344


Zinchenko_tanya писал(а):В том что Всеслав сидел в Киеве, это следствие данного преступления « в этом Бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу , а потом схватил его» (летопись 1068г). Нарушение этой заповеди Изяславом внесло вместо добра много зла в жизнь людей . И разгул сил зла продолжался «были вечи Трояни..» до момента смерти Изяслава в1078г., когда «сей князь пролил кровь свою за брата своего, исполняя заповедь господню».

Маленькое замечание - в СПИ НИ слова НЕТ о Изяславе Ярославиче, как и о его братьях. События с ними связанные есть, но о них ни строчки, ни буквы.

Zinchenko_tanya писал(а): «Слово…» глубоко религиозное произведение. На примерах исторических личностей автор даёт нам знания о грехе, о желании искренне покаяться, и об обязательном соблюдении заповедей Божьих. .

Вот здесь ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН.

Zinchenko_tanya писал(а): Выражение «на коне» - перен. Чувствовать себя победителем ..

Согласен, есть такое выражение, токмо его в СПИ - НЕТ. В СПИ -клюками подпръ(ся) о кони ◊ (О) кони — вин. пад. мн. ч.
А это СОВСЕМ иное словосочетание.

Zinchenko_tanya писал(а):Не надо в «Слове … искать точные исторические данные. Для автора было важно , чтобы Изяслав после смерти продолжил свой путь « ко святой Софии къ Киеву».Каяла – символическая река и движение Изяслава,после покаяния, к собору тоже символ возвращения к христианскому Богу .Хотя нельзя и исключать наказ Святополка своему брату Ярополку в случае смерти отца , привезти его в Киев на отпевание в собор святой Софии,

Если произведение оторвано от реальных событий оно называется СКАЗКА, БЫЛИНА, а здесь "ПОВЕСТЬ".
Опять у Вас амфиболия с Изяславом Ярославичем. Забудьте, НЕТ его в СПИ. Никуда он не идет, ни греховодит, ни кается...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 апр 2011, 09:34

Здравствуйте , Лемурий !
Христос Воскрес! С праздником Светлого воскресения Христова !!!

Лемурий писал : Маленькое замечание - в СПИ НИ слова НЕТ о Изяславе Ярославиче, как и о его братьях. События с ними связанные есть, но о них ни строчки, ни буквы… Опять у Вас амфиболия с Изяславом Ярославичем. Забудьте, НЕТ его в СПИ. Никуда он не идет, ни греховодит, ни кается...

Согласна с Вами , автор излагает события произошедшие при княжения Изяслава, но при этом сообщаются поступки, совершенные внуками : «Были вечи Трояни, минула лета Ярослава Были плъци Олговы Ольга Святьславлича» И что же делал внук Ярослава: « Тъй бо Олег мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше ступает въ златъ стремень въ граде Тмуторокане». Как в ответ поступает в 1078г другой внук Ярослава Владимир «той же звонъ слыша давный великий Ярославль сынъ Всеволодъ а Владимиръ по вся утра уши закладаше въ Чернигове ..» « И отправились в поход Изяслав с Ярополкомъ, сыномъ своим и Всеволод с Владимиром. И пошли к Чернигову… Владимир приступил к Восточным воротам… взял внешний город, и пожёг его». ( Повесть временных лет …,1078г). Что в это время делают отцы : Изяслав и Всеволод автор не сообщает. А поступок внука, выступившего в защиту Олега , упоминается: « Бориса же Вячеславлича слава на суд приведе и на конину зелену паполому постла за обиду Ольгову». Освещаются в тексте и действия четвёртого внука «Съ той же Каялы Святополкъ повеле яти отца своего междю угорьскими иноходци ко святей Софии къ Киеву…». Такое же изложение текста происходит и «на седьмом веце Трояни…» автор излагает события произошедшие с внуком Всеславом , а последствия от его поступков относит к дедам «расшибе славу Ярославу». Явные поступки внуков и тайные - отцов .
И всё – таки и строчки и буквы о Изяславе Ярославиче есть , только именование происходит с использование имени внука , либо деда : «Святополкъ(внук) повеле яти отца своего(Изяслава)» «Ярославе вси» (сыновья деда Ярослава: Изяслав , Святослав и Всеволод ).Изяслав назван ещё внуком языческого бога «погибашеть жизнь Даждьбожа внука». Вспомним ещё текст «та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу иже зареза Редедю предъ плъкы касожскыми, красному Романови Святъславличу.» «Старый Ярослав» дед «Романови Святъславлича». Поищем в летописи события связанные с дедом и внуком. В 1024г "Когда Ярослав был в Новгороде пришел Мстислав (зарезавший Редедю) из Тмуторокани в Киев» это событие предшествует рождению Изяслава « в тот же год родился у Ярослава ещё сын и нарёк ему имя Изяслав" .После смерти Изяслава происходит по летописи такое событие « в 1079г пришёл Роман с половцами к Воиню … и убили его половцы».События , произошедшие с дедами Ярославом -Мстиславом и внуком Романом, обрамляют и отмечают годы жизни Изяслава .А вот почему внуки греховодят явно , а Изяслав тайно? На это вопрос предстоит ещё дать ответ .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 апр 2011, 10:20

Zinchenko_tanya писал(а): Христос Воскрес! С праздником Светлого воскресения Христова !!!

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 апр 2011, 12:08

Zinchenko_tanya писал(а):Что в это время делают отцы : Изяслав и Всеволод автор не сообщает. А поступок внука, выступившего в защиту Олега , упоминается: « Бориса же Вячеславлича слава на суд приведе и на конину зелену паполому постла за обиду Ольгову»... Явные поступки внуков и тайные - отцов .

Добрый Светлый День Вам, Татьяна!

Понимаете в чём дело, Вы трактуете молчание Автора об Ярославичах как "громкое заявление" о их главной (при этом осуждаемой Автором СПИ) роли... Это НЕ правильно. Он обходит их участие просто молчанием, щадя читателя от ненужных деталей.

Zinchenko_tanya писал(а): Поищем в летописи события связанные с дедом и внуком. В 1024г "Когда Ярослав был в Новгороде пришел Мстислав из Тмуторокани в Киев»...

Тмутороканские события приходят в СПИ исключительно благодаря освещению этих событий Бояном.

§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный; тогда как Феодосий поучал братию "духовными словесы", великий Никон говорил поучения братии из книг ("ис кънигъ почитающе"); он занимался переплетным делом, что также требовало известной книжности и грамотности. Трудно сомневаться в том, чтобы летописный труд, предпринятый святой обителью, не стал под непосредственное заведование Никона. Никон мог сделаться главным редактором летописи; ему же мы вправе приписать некоторые вставки, сделанные в переписанный им, или под его наблюдением, Древн. летописный свод, который лег в основание дальнейшего летописания Печерского монастыря. Перечислим эти вставки.

§232 Под 6530 (1022) мы читаем в Повести вр.л. (Нач. своде) рассказ об единоборстве Мстислава Тмутороканского с Касожским князем Редедей; рассказ основан на местном тмутороканском предании, связавшем это событие - победу Мстислава над Касогами - с построением Мстиславом по обету в Тмуторокане храма св. Богородицы. "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" - так заканчивается рассказ, обличая своим окончанием знакомство автора с этим отдаленным городом....
-------
А. А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) М., 2001, с.304


Zinchenko_tanya писал(а):А вот почему внуки греховодят явно , а Изяслав тайно? На это вопрос предстоит ещё дать ответ .

Просто Автор НЕ считает, что Изяслав греховодит...
Кстати, в 1090 году Анастасия - дочь сына Изяслава (Ярополка) - выходит замуж за сына Всеслава Полоцкого (Глеба Минского). Где в таком случае примирение семейств в СПИ? Автор же эти родственные переплетения уже знал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 апр 2011, 08:23

Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий писал: «Если произведение оторвано от реальных событий оно называется СКАЗКА, БЫЛИНА, а здесь "ПОВЕСТЬ".
И всё – таки разногласия между летописями и текстом «Слова…» есть :
В «Слове…» о походе Игоря Святослав узнаёт в Киеве «А Святославъ мутенъ сонъ виде въ Киеве на горахъ… и ркоша бояре князю «… се бо два сокола слетеста съ отня стола злата поискати града Тмуторокани, а любо испить шеломомъ Дону».
В летописи : «оказался Святослав у Новгорода Северского, то услышал о братьев своих, что пошли они втайне от него на половцев… когда же прибыл он в Чернигов, прибежал туда Беловод Просович и поведал Святославу о случившимся в половецкой земле» .
В 1078г в битве с Олегом участвуют четыре внука: На действия Олега, который «мечомъ крамолу коваше», есть противодействие Владимира «Ярославъ сынъ Всеволожь а Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове». Убитый с одной стороны «Бориса же Вячеславлича слава на суд приведе», уравновешивается другим - отцом Святополка Изяславом « съ той же Каялы Святополкъ повеле яти отца своего…».
А в летописи названы внуки , участвующие в междоусобице 1078 г. :Олег , Борис, Владимир и ЯРОПОЛК.
Следует вспомнить и путь Ярославны к князю Игорю на Дон через реку Дунай . По – моему ,произведение частично оторвано от реальных событий и имеет сильную религиозную направленность .
Конечно ,автор использует летописные тексты: и сообщение Никона и летописи полоцких , черниговских , киевских князей. Боян современник Игоря : « Рекъ Боянъ… хоти (жене Игоря) « Тяжко ти голове кроме плечю ,зло ти телу кроме головы, Руской земли безъ Игоря».
Автор применяет в «Слове…» притчи , об одной «О сеятеле» я уже писала . Теперь вспомним притчу о закваске. Иисус разъяснял своим ученикам о Царстве Божием: « Чему уподоблю Царство Божие? Царство Божие подобно закваске, которую женщина ,взявши, положила в три меры муки, доколе не скисло всё».
« Проста и кратка эта притча, но глубокий двоякий смысл заключен в ней: обще-исторический процесс спасения людей и личный процесс спасения каждого человека.
Исторический процесс: После всемирного потопа от сыновей Ноевых - Сима, Хама и Иафета произошли три расы человеческого рода: семиты, хамиты и иафетиты. Они и есть три меры муки, в которые Христос влагает Свою небесную закваску - Святого Духа, влагает всем расам человеческим, без всякого ограничения и исключения.»
В «Слове…» после возникновения рода в 980г «старого Владимира» три его сына разделили Русь на три княжества : киевское – князь Ярослав , полоцкое -Изяслав, Тмутороканьское - Мстислав . Они и есть три меры муки . Христос влагает небесную закваску, и русичи через скорби, войны приходят к Богу. «Тому в Полоцке позвониша заутренюю рано у святые Софии в колоколы» «Ко святой Софии къ Киеву».
Личный процесс: Спаситель дает небесную закваску - дары Св. Духа, силу благодати, - душе каждого человека, т. е. главным способностям или силам человеческой души: разуму, чувству (сердцу) и воле ("три меры").
В «Слове …» «Спала князю ум похоти и жалость ему знамение заступи ...» и «Игорь едет по Боричеву къ святей богородици Пирогощей…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 апр 2011, 14:32

Добрый день, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):В «Слове…» о походе Игоря Святослав узнаёт в Киеве «А Святославъ мутенъ сонъ виде въ Киеве на горахъ… и ркоша бояре князю «… се бо два сокола слетеста съ отня стола злата поискати града Тмуторокани, а любо испить шеломомъ Дону».
В летописи : «оказался Святослав у Новгорода Северского, то услышал о братьев своих, что пошли они втайне от него на половцев… когда же прибыл он в Чернигов, прибежал туда Беловод Просович и поведал Святославу о случившимся в половецкой земле» .

Хорошее место летописи подобрали, Татьяна. Токмо дальше-то, что не цитируете:

"... прибежал туда Беловод Просович и поведал Святославу о случившемся в Половецкой земле. Святослав, узнав об этом, вздохнул тяжело и сказал, утирая слезы: «О дорогая моя братия, и сыновья, и мужи земли Русской! Даровал мне бог победу над погаными, а вы, не удержав пыла молодости, отворили ворота на Русскую землю. Воля господня да будет во всем! И как я только что досадовал на Игоря, так теперь оплакиваю его, брата своего». (Ипат. 1185 перевод О. В. Творогова)

Святославъ же то слышавъ и вельми воздохнувъ утеръ слезъ своихъ и рече: "О люба моя братья и сыновѣ и мужѣ землѣ Рускоѣ, дал ми Богъ притомити поганыя, но не воздержавше уности, отвориша ворота на Русьскую землю" ... (Ипат.)
=
Тогда великій Святславъ изрони злато слово, слезами смѣшено, и рече: «О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде...
+
Загородите полю ворота своими острыми стрѣлами, за землю Русскую...(СПИ)

Совершенно очевидно, Татьяна, что Автор СПИ читал летописные сводки ДО СПИ, поэтому в самом начале и пишет:

Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій о пълку Игоревѣ...
Не лепо ли нам было, братья, начинать старыми словами трудных повестей о полку Игоревом...

т.е. эти повести УЖЕ начинали, но "не лѣпо" - напыщенными, высокопарными словами летописных повестей о "галочьих стадах", бегущих к Дону Великому. Героическим пафосом о нечестном походе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 апр 2011, 16:51

Zinchenko_tanya писал(а): Убитый с одной стороны «Бориса же Вячеславлича слава на суд приведе», уравновешивается другим - отцом Святополка Изяславом « съ той же Каялы Святополкъ повеле яти отца своего…».
А в летописи названы внуки , участвующие в междоусобице 1078 г. :Олег , Борис, Владимир и ЯРОПОЛК.

Не пойму при в чем разница с летописью. Более того, в летописи не сказано, КАК везли Тугоркана: "наутрея же налезоша Тугоркана мертва, и взя и Святополкъ, аки тьстя своего и врага, и привезъше Киеву..", но совершенно очевидно, что возвращались они через тот же Заруб, как и шли к реке Трубеж:

"Приде Тугорканъ тесть Святополчь къ Переяславлю месяца мая въ 30-й [день] и ста около города. А Переяславце затворишася в городе. Святополкъ же и Володимеръ попдоста на нь по сеи стороне Днепра и приидоста к Зарубу и туто перебродиста..." (Ипат. 6604[1096])

т.е. жители Заруба, откуда был Климент Смолятич, видели как поход к реке Трубеж, так и возвращение иноходцев с носилками Тугоркана.

Zinchenko_tanya писал(а): Следует вспомнить и путь Ярославны к князю Игорю на Дон через реку Дунай . По – моему ,произведение частично оторвано от реальных событий и имеет сильную религиозную направленность .

А что в СПИ описан путь Ярославны на Дон через реку Дунай? Или она образно хотела кукушкой принести "живой воды" Дуная и "мертвой воды" Каялы, чтобы залечить раны (опять же по летописи) Игоря.
Так что НИКАК "Слово" НЕ оторвано от реальных событий.

Zinchenko_tanya писал(а): Боян современник Игоря : « Рекъ Боянъ… хоти (жене Игоря) « Тяжко ти голове кроме плечю ,зло ти телу кроме головы, Руской земли безъ Игоря».

А что Боян "пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю" 200 лет жил, если до Игоря Святославича дожить получилось.
Иларион (Боян) говорит эти слова жене Ярослава (он и его отец Владимир, других "каганов" на Руси никогда НЕ было. Это токмо литературный приём Илариона в СЗБ).
А Ингегерда присутствовала при произнесении "Слова о Законе и Благодати": «...виждь и благоверную сноху твою Ерину».

Вы не разделяете прямой речи Бояна и слов непосредственно Автора СПИ.

Боян: «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы»
Автор: Руской земли безъ Игоря.

Zinchenko_tanya писал(а):вспомним притчу о закваске...
В «Слове…» после возникновения рода в 980г «старого Владимира» три его сына разделили Русь на три княжества : киевское – князь Ярослав , полоцкое -Изяслав, Тмутороканьское - Мстислав . Они и есть три меры муки .

В "Слове" НЕТ такого разделения. Честно говоря, с притчей о закваске даже отдаленно пока парафазы не улавливаю. Приведите схожие отрывки, может после этого понятно будет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 апр 2011, 08:14

Здравствуйте , Лемурий !
Тесть(Тугоркан) и отец( Изяслав) Святополка - это два разных человека . И не надо их путать .И реальная река Дунай не имеет в своих водах «живой воды».Не было в реальности и «сна Святослава», подобный сон рассказывает каждая невеста в свадебном обряде своей матери, причитая утром .Хорошо , что Вы заметили « ворота» «отворили ворота на Русскую землю». «Загородите полю ворота».Автор, упоминает о «воротах» , намного раньше«мысленно древо - ось мира в пространстве соединяющее верхнюю и нижнюю сферу: мир небесный и подземный. Корни древа – в подземном мире , на средних ветках –живут люди , а вершина уходит в мир богов . Мировое «древо» - это ворота двух миров, а в числе страж этих ворот в небе -«шизым орлом подъ облакы », а у корней -«серымъ вълком по земли ».Какие ворота надо открыть, чтобы на Русь пришли не только половцы, а «дети бесови»?, А «на реце на Каяле тьма светъ покрыла, по русской земли прострошася половцы, акы пардуже гнездо» . «И зверь , которого я увидел, был подобен барсу..» Зверь, Антихрист ,подобен барсу. Согласно Дан. 7:4-6, барс , отличительная черта которого- быстрые и жестокие движения.
Мы с Вами по – разному смотрим на текст «Слова…», Вы видите «неудачный поход Игоря в степь», а я вижу желание автора показать общеисторический процесс спасения людей и, приход их к Богу и вечной жизни после смерти, «от старого Владимира» и личный процесс спасения каждого человека в лице Игоря .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 апр 2011, 14:40

Zinchenko_tanya писал(а): Тесть(Тугоркан) и отец( Изяслав) Святополка - это два разных человека . И не надо их путать.

Доброе утро, Татьяна!
Вот сколько можно возвращаться к одному и тому же? НЕ БЫЛО Святополка в Южной Руси.
Если принять конъектуру «полелѣя», то окажется, что Святополк непосредственно участвовал в перевозке тела убитого отца; если согласиться с конъектурой «повелѣ яти», то он лишь распорядился это сделать. Но в обоих случаях предполагается присутствие Святополка на месте событий.
Однако в ПВЛ (см. с. 132—135) явно утверждается, что в 1078 Святополка в Южной Руси не было.
--------
Энциклопедия СПИ, в 5 т, Спб. 1995, О. В. Творогов. "Святополк Изяславич"

"Сѣдящу в него мѣсто Святополку в Новѣгородѣ, сыну Изяславлю... убьенъ бысть князь Изяславъ месяця октября въ 3 день. Вземше же тѣло его привезоша в лодьи ... и възложиша на санѣ повезоша и с пѣсньми попове и черноризици и понесоша въ градъ ... и принесъше положиша тѣло его въ церквѣ святыя Богородица..." (Ипат. 1078)

Родного отца Святополк НЕ хоронил, тело Изяслава привезли сперва в лодье, затем на санях, а перевозка меж иноходцев означает на носилках. Хоронили Изяслава в Десятинной церкви "св. Богородицы", а не в Софийском соборе. На похоронах присутствовал только Ярополк. «Ярополк же идяше по немь, плачася с дружиною своею». НЕТ никакого основания придумывать за Автора СПИ того, что он не писал.

Достаточно открыть летопись за 1096 год:
"наутрея же налѣзоша Тугоркана мертва, и взя и Святополкъ аки* (ць)стя своего и врага и привезъше Кииеву..."
[* Слово аки соскоблено и надъ нимъ написано ць (цьстя)].
19 июля Святополк одержал над ними победу на реке Трубеже, причем "Тугорган убьенъ бысть, и сынъ его и инии князи мнози ту падоша; наутрея же налезоша Тугоркана мертва, и взя и Святополкъ, аки тьстя своего и врага, и привезъше Киеву и погребоша и на Берестовое, а другымъ, идущимъ въ монастырь". Название Тугоркана отцом, а не тестем, имеет параллель в Волынской летописи: "Володимеръ зовяше тестя своего Романа, река: господине отче" (1274 г.); слова же "ко святей Софии къ Киеву" - синонимы и вовсе не означают, что Тугоркан похоронен в Софийском храме...
--------
Орлов А.С. "Слово о полку Игореве", М.— Л., Изд-во АН СССР, 1938, с.107


Zinchenko_tanya писал(а):И реальная река Дунай не имеет в своих водах «живой воды».

Про "живую воду" Дуная и "мертвую воду" Каялы лучше чем Лидия Викторовна всё равно никто не расскажет:

см. :arrow: Соколова Л.В. "Мотив живой и мертвой воды в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ т.48, Спб. 1993, с. 38-47

Zinchenko_tanya писал(а): Не было в реальности и «сна Святослава», подобный сон рассказывает каждая невеста в свадебном обряде своей матери, причитая утром.

"Совершилось!" (Ин.19:30)

Наконец-то, Татьяна, и Вы видите в стенаниях Святослава "плач невесты на угоре", покидающей "отчий дом".

Zinchenko_tanya писал(а):«мысленно древо - ось мира в пространстве соединяющее верхнюю и нижнюю сферу: мир небесный и подземный. Корни древа – в подземном мире , на средних ветках –живут люди , а вершина уходит в мир богов . Мировое «древо» - это ворота двух миров, а в числе страж этих ворот в небе -«шизым орлом подъ облакы », а у корней -«серымъ вълком по земли ».Какие ворота надо открыть, чтобы на Русь пришли не только половцы, а «дети бесови»?,

Деревьев, Татьяна, в раю ДВА: одно "Древо жизни", второе "Древо познания". "Древа", которое нужно в мыслях держать, на котором есть "Славы" того и сего времени, которые надо свивать, "Поля" и "Горы", и есть одна "Тропа" в отличии от других Троянова (=языческая), подобного в раю НЕ сыщете. Оно метафорическое. Это "древо" канона, которое каждый гимнограф держал в мыслях при исполнении строго последовательных песен.
Подробно в теме: "Мысленное древо Бояна".

Кстати, знаете, как именуются "люди", которые "живут на ветках"? Люди ДИВИИ. О них, как о "нечистых народах", есть упоминание в "Александрии" и в «Сказание об Индийском царстве», там много их видов у царя-попа Иоанна "поборникъ по православнои вѣрѣ Христовѣ".
Из перечисленных пресвитером Иоанном "дивиях" к СПИ подходит вот этот: "Есть у мене люди пол птици, а пол человѣка...".

Изображение

Изображение
Люди Дивии пресвитера Иоанна:
"И есть у меня земля, где у людей половина тела песья, а половина человечья, а у других моих людей очи и рот в груди. В иной же моей земле у людей сверху большие рты, а другие мои люди имеют скотьи ноги..."


Интересна сама история создания «Сказания об Индийском царстве», ведь речь идет именно о царе-попе Иоанне, как пресвитере несторианских христиан, а именно таких было много среди половцев.

Zinchenko_tanya писал(а):А «на реце на Каяле тьма светъ покрыла, по русской земли прострошася половцы, акы пардуже гнездо» . «И зверь , которого я увидел, был подобен барсу..» Зверь, Антихрист ,подобен барсу. Согласно Дан. 7:4-6, барс , отличительная черта которого- быстрые и жестокие движения.

Интересное замечание, т.е. "акы пардуже гнездо" равно "гнезду Антихриста", но даже если учесть, что Автор НЕ знает различия между гепардом (пардусом) и барсом, парафраз из книги Даниила не подходит: там 4 зверя, а не один.
По контексту сюда ложится тот факт, что распространением пардусов на Руси занимался... отец Игоря Святослав Ольгович.
Это ирония, да злая ирония, каковы были отношения Ольговичей и Мстиславичей такая и ирония Автора СПИ, как сторонника "Мстиславова племени".

Zinchenko_tanya писал(а): Мы с Вами по – разному смотрим на текст «Слова…», Вы видите «неудачный поход Игоря в степь», а я вижу желание автора показать общеисторический процесс спасения людей и, приход их к Богу и вечной жизни после смерти, «от старого Владимира» и личный процесс спасения каждого человека в лице Игоря .

Немного ни так Вы мой подход интерпретируете.
"Неудачный поход" - это токмо наказание за грешные помыслы о легкой наживе, нечестной войне с погаными, ослушания Божьего знамения.
Основная цель СПИ: призыв Ольговичей и Всеславичей сложить свои мечи вредоносные и прекратить междоусобицу, а участникам антиОльговской коалиции 1180-1181 гг: "загородить Полю ворота", "залечить раны", нанесенные Русской земле буйным Святославичем.
А "Племя Мстиславово" Автор ни от каких "грехов" не спасает. Он и так их называет высшим рангом Ангелов: "Шестокрылами", добавляя при этом, что они "НЕ худого гнезда".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 29 апр 2011, 19:32

Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий писал: «Наконец-то, Татьяна, и Вы видите в стенаниях Святослава "плач невесты на угоре", покидающей "отчий дом".

Этот «наконец – то» у Вас на форуме начинался 15 апреля 2008г в теме Юлли «Тмутаракань» страница 3.

Лемурий писал: «Деревьев, Татьяна, в раю ДВА…».
Согласна в раю ДВА , а в «Слове…» ТРИ!!!
1)«Растекашется мыслию по древу серымъ влкомъ по земли шизымъ орломъ подъ облакы»
2) «скача славию по мыслену древу. Летаю умом подъ облакы свивая славы оба пола сего времени, рища в тропу Трояню черезъ поля на горы»
3)Уже бо беды его пасетъ по ДУБИЮ, влъци грозу всърожатъ по яругамъ орли клектомъ на кости звери зовутъ.»
По одному древу на каждую зону мироздания : небесную , земную и подземную .Этот текст я тоже подробно разбирала здесь на форуме .

Лемурий писал : «Однако в ПВЛ (см. с. 132—135) явно утверждается, что в 1078 Святополка в Южной Руси не было.»

А в тексте «Слова …» в 1078г он есть : «за обиду Олгову храбра и млада князя.С той же Каялы Святополк повеле яти отца свого ко святей Софии к Киеву . Тогда при Олзе Гориславиче…».Все события происходят , когда «были плъци Олговы» в 1078г.

Лемурий писал: Основная цель СПИ: призыв Ольговичей и Всеславичей сложить свои мечи вредоносные и прекратить междоусобицу, а участникам антиОльговской коалиции 1180-1181 гг: "загородить Полю ворота", "залечить раны", нанесенные Русской земле буйным Святославичем.

Ничего в жизни людей ,как считали древние, не происходит просто так: Бог наведёт поганых … «в поучении земли русской» или «дьявол воздвигнет распрю в братии» и чтобы этого не произошло надо «покаятся и воздержаться от греха» .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 апр 2011, 21:34

Доброе время суток, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Этот «наконец – то» у Вас на форуме начинался 15 апреля 2008г в теме Юлли «Тмутаракань» страница 3. .

Во-первых, не "у Вас", а "у Нас" на Форуме, где Вы такой же старожил как и Ваш собеседник;

Во-вторых, не Вы ли с Робертом противились моему вопросу: "Кто "невеста" в стенаниях Святослава?" 14 ноября 2009.

Сейчас-то признайтесь, КТО подходит на роль невесты на угоре [горах Киевских], покидающей отчий дом.

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий писал: «Деревьев, Татьяна, в раю ДВА…».
Согласна в раю ДВА , а в «Слове…» ТРИ!!!
1)«Растекашется мыслию по древу серымъ влкомъ по земли шизымъ орломъ подъ облакы»
2) «скача славию по мыслену древу. Летаю умом подъ облакы свивая славы оба пола сего времени, рища в тропу Трояню черезъ поля на горы»
3)Уже бо беды его пасетъ по ДУБИЮ, влъци грозу всърожатъ по яругамъ орли клектомъ на кости звери зовутъ.»
По одному древу на каждую зону мироздания : небесную , земную и подземную .

Оба-на... А разве 1) и 2) не об об одном "мысленном древе" речь ? Это даже Keil признает.

С "Дубием" явный перебор. Этак и Вы и "лугъ" в 4-е "древа" прибавьте - это же тоже (лес, дубрава) в поречье: "вифлеомъ — лузи дубравнии".

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий писал : «Однако в ПВЛ (см. с. 132—135) явно утверждается, что в 1078 Святополка в Южной Руси не было.»

А в тексте «Слова …» в 1078г он есть : «за обиду Олгову храбра и млада князя.С той же Каялы Святополк повеле яти отца свого ко святей Софии к Киеву . Тогда при Олзе Гориславиче…».Все события происходят , когда «были плъци Олговы» в 1078г.

ГДЕ в СПИ про 1078 год написано??? Написано, что Святополк вез "отца" своего меж иноходцами, но НЕ слово о дате этого события.

Zinchenko_tanya писал(а):Ничего в жизни людей ,как считали древние, не происходит просто так: Бог наведёт поганых … «в поучении земли русской» или «дьявол воздвигнет распрю в братии» и чтобы этого не произошло надо «покаятся и воздержаться от греха» .

Не мешайте ВСЕХ людей в одну кучу, Татьяна. Автор СПИ совершенно по разному относится к внуков крамольных дедов - Ольговичам и Всеславичам, с одной стороны, и "шестокрылам не худа гнезда" - Мстиславичам, с другой.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 май 2011, 08:13

Здравствуйте ,Лемурий!
При тщательном подсчёте деревьев оказалось четыре .Три дерева, определяющие время , пространство и т.д.
1)«Растекашется мыслию по древу серымъ влкомъ по земли шизымъ орломъ подъ облакы»
2) «скача славию по мыслену древу. Летаю умом подъ облакы свивая славы оба пола сего времени, рища в тропу Трояню черезъ поля на горы»
3)Уже бо беды его пасетъ по ДУБИЮ, влъци грозу всърожатъ по яругамъ орли клектомъ на кости звери зовутъ.»
По одному древу на каждую зону мироздания : небесную , земную и подземную .
Боян использует в цепи ученической преемственности, когда «хотяше песнь творите» .Автор не придумывает «не по замышлению Бояню»,а использует традиционные образы и схемы , предающихся в ряду поколений , способные оживится новым содержанием. Четвёртое, генеалогическое древо, «отъ старого Владимира до нынешнего Игоря». Рост генеалогического древа, призванного увеличить число людей во вселенной, связан с обрядом свадьбы(отсюда свадебные метафоры в "Слове..."). Два древа:«Растекашется мыслию по древу» «скача славию по мыслену древу. Летаю умом подъ облакы…» относятся к невидимому духовному миру , тогда как «Уже бо беды его пасетъ по ДУБИЮ» и генеалогическое древо «отъ старого Владимира до нынешнего Игоря» - символы материального мира . Вся система управления Вселенной предназначена, чтобы дать людям возможность вернуться домой , к Богу(путь Игоря) .И Боян исполняет возложенные на него обязанности, привести людей к Богу. «Вещий Боян» - это духовный наставник, который чистым умом «Летая умом подъ облакы « и «Растекашется мыслию по древу серымъ влкомъ по земли шизымъ орломъ подъ облакы» открывает «братиям» науку преданного служения Богу на исторических примерах.Бог возложил на Бояна посильные обязанности "нъ свои вещия пръсты на живая струны въскладаше, они же сами князнмъ славу рокотаху" в которых он достиг совершенства "Боянъ бо вещий"(знающий) . Это кратко о четырёх деревьях, по которым "растекался мыслию" Боян
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 май 2011, 19:13

Добрый вечер, Татьяна!

Тут намедни вспомнил ещё о двух других значениях "Древа" - омонимов к "ботаническому виду".

1. Нъ уже, княже, Игорю утрпѣ солнцю свѣтъ, а древо не бологомъ листвіе срони - генеалогическое древо Ольговичей;

2. Дивъ, кличетъ връху древа - "Мировое Древо", ни с какого "ботанического вида" не будут "слышны" крики Дива таким дальним городам как византийская Корсунь и кипчакская Сурож.

К тому же выяснил одну интересную деталь, которую ранее упустил: у скифов тоже было понятие "Мирового Древа".

Изображение
"Мировое Древо" с Грифоном (Дивом).
Грифон (символ бога солнца Ойтосура) терзает Оленя, атрибут Артимпасы (богини Луны).
Сюжет скифской мифологии на войлочной седельной покрышке из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.


Изображение Изображение
Гифон, терзающий Оленя. Также из раскопок Пазырыкского кургана на Алтае.

А "зоны мироздания" контекстом СПИ они УВЫ не подтверждаются.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 май 2011, 09:44

Здравствуйте ,Лемурий!
. Как Вы верно заметили «у скифов тоже было понятие "Мирового Древа"». Сама идея о древе, очень древняя, до научного происхождения, архетипичная для человеческого сознания и эту идею нельзя приписать автору “Слова…” . Древо - инструмент для постижения мира . Высота ‘древа’ меняется от нуля до какой-то величины, соответствующей его вершине, изменение это непрерывно, любое значение между низшей и высшей точками реально существует в природе. Древо-каждый год изменяется, прирастает, и эти изменения фиксируются в самом растении, в годовых кольцах, высотой побегов. Древо ,как бы застывшее время .Что такое время не знает никто. Однако время одно из важнейших понятий физики и философии. В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. События всегда предполагают какое-то соучастие, то есть человек может связать время и всё происходящее с ним самим, а также с растением. Весной дерево распускает листья и юного человека мы называем "молодо-зелено". Летом дерево цветёт и плодоносит - это время расцвета человеческой жизни. Старого человека мы называем ветхим. По Далю "ветошью" называют прошлогоднюю жухлую листву (траву), которая делается негодной от времени. Следовательно, человек может мысленно проецировать время "древа" на своё собственное. Генеалогическое древо тоже обладает понятиями прошлого , настоящего и будущего . В «Слове…» автор откладывает время от дедов до внуков «певшее песнь старым княземъ , а потом молодым пети». «Старыми» «давними» называются деды « старый Ярослав» «старый Владимир» - это символ прошедшего времени .Время отцов – настоящее. А внуков – будущее. Все события ,произошедшие в походе Игоря , отмечены в НАСТОЯЩЕМ времени . А все исторические вставки построены на событиях случившиеся с дедами и внуками . Информация переносится из прошлого в будущее, но не наоборот. Поэтому младшие должны почитать и слушаться старших . А «те кто старшей братии противится и рать воздвижуще» нарушают мировой порядок. Таковы в «Слове…» «внуце Всеслав» и внук Олег «минула лета Ярослава, Были плъци Олговы, Ольга Святославлича». Покорность отцам имела не только духовную , но и материальную основу .Долг отцов кормить сыновей , пока они не вырастут, а обязанность взрослого сына служить своему отцу. Те кто отказывается выполнять приказания отцов по каким –то причинам, неизбежно понесут наказание за свою строптивость .( «Уже бо беды его пасетъ птицъ по дубию, влъци грозу въсрожать по яругам , орли клекотом на кости звери зовутъ» .Те же «действующие лица», что и в тексте « мыслию по древу серымъ вълкомъ по земли, шизым орлом подъ облакы» : древо – дубию, «влъком»- « влъци»,» «орломъ»- «орли». « Мысленно древо», имеющего духовную природу, в данном тексте заменено на дуб «по дубию» определяющего только материальный мир.) Строптивость наказывается тем , что сам человек становится едой для животных. Неподчинение Олега и Бориса вылилось в обжорство человеческим телом воронов и галок « нъ часто врани граяхуть, трупие себе деляче, а галицы свою речь говоряхуть хотятъ полетети на уедие. Подобно наказание за неподчинение женщины мужчине. Родственники строптивой Рогнеды стали едой зверей «птицъ крилы приоде , а звери кровь полизаша».Таково же символическое изображение сцен терзания хищниками травоядных рядом с мировым древом . Ваш пример «грифон терзает оленя».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 май 2011, 14:00

Добрый день, Татьяна!
У скифов "Мировое Древо" служило ещё и "опорой Солнцу":
У индоевропейских, индоиранских народов, приручивших коня и изобретших колесницу, солярный знак воспроизводился через образ солнечного коня и солнечной колесницы. В их мифологиях главной характеристикой как солнца, так и солнечной колесницы является эпитет – «быстроконное». Часто образ солнечной колесницы умещался в образе одного лишь колеса. Вспомним рассказ Геродота о скифском жертвоприношении, где к жертвенному столбу, увенчанному колесом, привязывали коней. Жертвенный столб – символ Древа жизни, поэтому его венчали колесом, символом солнца (древние верили, что Древо жизни есть опора солнца).
-------
Валерий Цагараев "Искусство и время". Владикавказ, 2003 гл. Лики Солнца


т.е. переведя Дива как скифского Грифона (символа бога солнца Ойтосура), получим образ символа Солнца на "Мировом Древе", что логично ложится в контекст:

Солнце ему тъмою путь заступаше ...Дивъ, кличетъ връху древа
Затмение Солнца, как предупреждение = Див на Мировом Древе кличет, предупреждает об опасности

На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла:...уже връжеса Дивь на землю
Тьма покрыла Свет = Див рухнул с Мирового Древа.

Что касается связи « старый Ярослав» «старый Владимир» , то её в СПИ просто нет, потому что НЕТ даже слова такого "древо" в этих отрывках. Другое дело "генеалогическое древо Ольговичей", которое не к добру "листву" сронило...

"Дубие" - это НЕ одно "древо", а неисчислимое множество. Это дубрава. А вот с "птиць", что беду пасет именно по дубию - надо разобраться. Это ведь исправленное место СПИ. Изначально было: «Уже бо бѣды его пасетъ птиць подобию»...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 68

cron