Zinchenko_tanya » 30 май 2011, 07:03
Доброе утро, Konrad !
Konrad, большое спасибо! Так приятно получать слова благодарности .
Автор «Слова…» в своём произведении создаёт определённое пространство. В котором и происходят все события .Пространство СПИ обладает географическими свойствами, может быть реальным «Комони ржут за Сулою , звенитъ слава в Киеве, трубы трубят в Новеграде. Стоят стязи в Путивле…» или воображаемым «земля незнаема» .Пространственные направления ценностно неоднозначны для героев «Слова…»: каждое место в пространстве чревато определенной жизненной ситуацией. События в пространстве организуются к какой-либо его точке, и это есть движение к определенной ситуации. Ориентирами в пространстве являются дороги « пути имъ ведоми», а также горы , овраги «яругы имъ знаеми». Передвигаясь по земле, люди оставляют на ней следы, по земле назад вернуться можно по своим следам. Так образуются тропинки , а потом и дороги. В волшебных сказках Европы и Азии есть мотив :сказочный герой едет в в свадебную поездку, где живёт его нареченная невеста. Путь ведёт через широкую реку. Это страна откуда нет возврата («назад нет следов») В свадебном фольклоре герой ,отправляющийся в брачную поездку ,преодолевает препятствия, в тексте «Слова…» водные рубежи «земли незнаемы Влъзе , и по морию и по Сулию…». Вода не оставляет следов. В основе сказочных представлений лежат древние мифологические представления о «потустороннем мире» - царстве мёртвых, находящемся за недоступным водным рубежом. Да ещё в «земле незнаемой» отсутствуют дороги « а половцы неготовами дорогами побегоша» т.е. прямо по степи .
Переступив границы «земли незнаемой» герой в сказке засыпает магическим сном и спящий попадает во власть противникам .В «Слове…» «дремлет в поле Ольгово хороброе гнездо .Далече залетело…». «Земля незнаема»- половецкая земля «1)Влъзе и 2)по морию и 3)по Сулию и 4)Сурожу, и 5)Корсуню ,и тебе 6)Тьмутороканьский болван».Если перечисления В «Слове…» и в летописи одинаковы то «собрали мы на себя всю половецкую землю –1)Кончака , и 2)Козу Бурновича, и 3)Токсобича, 4)Колобича , и5) Етебича и 6)Тертробича, то «Тмутороканьский болван» - Тертробич.
Сказочный герой , в сказках этого типа, попадает в плен к мифическим богатырям подземного мира .В «Слове…»часть людей гибнет , а князья попадают в плен.
См.Улагашев Н Алын – Манаш. – в кн: Алтай Бучай, ред А Коптелова, стр.79-126. и Жирмунский В Эпическое сказание об Алпамыше и богатырская сказка ТГЭ стр 214.
Татьяна