Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 30 май 2011, 16:43

Я даже думаю, что, вопреки Пушику и другим, свадебную тему в "Слове" следовало бы воспринимать не в связи с реальным браком Владимира Игоревича, а в контексте "война" - "смерть" - "брак", то есть ключевых понятий языческого мировоззрения, обрядов перехода, оппозиции "свой" - "чужой".
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 31 май 2011, 10:40

Здравствуйте , Лемурий и Konrad !
Мне хочется вернуться к «древам»: « мыслию по древу серымъ вълкомъ по земли , шизымъ орломъ подъ облакы» и « Уже бо беды его пасетъ птицъ по дубию.Влъци грозу въстрожатъ по яругамъ, орли клектомъ на кости зверя зовутъ».Что надо отметить в первом случае: «древо» , «волк» и «орёл» - в единственном числе , а во втором , те же действующие лица , но во множественном числе :«дубию», «влъци», «орли».Надо сказать , что в «Слове…» ряд числительных в основных своих значениях представляются методом понимания процессов , происходящих в мире . В данном примере это единство и множество. Принцип единства это прежде всего принцип системы . Так древо состоит из корня , стебля и ветвей . «Что есть древо животное? — Смиреномудрие, ему же КОРЕНЬ исповЂданье. «ИсповЂмь бо, — рече, — на мя безаконье мое, и ты отпустил еси нечестье сердца моего». Того корене СТЕБЛО — благовЂрье. «ВЂра бо твоя, — рече, — спасеть тя»; все бо вЂрующему даеться. Того стебла многи и различны вЂтви — мнози бо, рече, образи покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая. ТЂх вЂтвий добродЂтелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье — мнози бо суть путье спасения.» (КИРИЛА МНИХА ПРИТЧА О ЧЕЛОВЂЧЬСТЂИ ДУШИ И О ТЕЛЕСИ, И О ПРЕСТУПЛЕНИИ БОЖИЯ ЗАПОВЂДИ, И О ВОСКРЕСЕНИИ ТЕЛЕСЕ ЧЕЛОВЪЧА, И О БУДУЩЕМЬ СУДЂ, И О МУЦЂ) Множество единств приведено в иное качество – единство .Так текст, о котором я уже говорила, « мыслию по древу серымъ вълкомъ по земли , шизымъ орломъ подъ облакы» представляет собой систему , которая определяет формы пространства и времени .
Множество деревьев «по дубию» . Множество противоположность единства – это система другого порядка .«Бехом бо преже акы древа дубравнаа не имуще плода, ныне же присадися Христова вера в нашем неверии, и уже держащеся корене Иосеова, яко цветы добродетели пущающе, райскаго пакибытиа о Христе ожидают.» (СЛОВО КИРИЛА МНИХА НЕДОСТОЙНАГО О ПОНОВЛЕНИИ ВЪСКРЕСЕНИА, И О АРТУСЕ, И О ФОМИНЕ ИСПЫТАНИИ РЕБР ГОСПОДЕНЬ). И если единство это соединение , то множество – разъединение. Каждый рубеж системы рождает противоположную. Путь к спасению к вечной жизни в единстве с Богом . К нему ведут: смиреномудрие, благовЂрье ,покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая, любы, послушанье, покорение, нищелюбье — мнози бо суть путье спасения.»Единство мужского и женского начала рождают плод .Дубы (мн. число) («по дубию») не имеют съедобного плода, и нет единства и поэтому «присадися Христова вера в нашем неверии».
В христианстве верят в единого Бога , «Игорю князю БОГЪ путь кажетъ», в отличие от множества богов языческих: Велес , Троян, Даждьбог, Хорс. Множество всегда разделяется на составляющие , например , при смерти человека «на кости зверя зовутъ» . В момент смерти «веют душу от тела» единство человека , переводится в иное качество - множество единств, где душа отделена от тела .
Отсутствия единства в действиях князей «сего бо ныне сташа стязи Рюриковы, а друзии Давыдовы, нъ розно ся имъ хоботы пащутъ. Копия поютъ» приводят к разрушениям городов «сё у Римъ кричатъ подъ саблями половецкими, а Владимир подъ ранами».
Путь Игоря к спасению и вечной жизни в единстве с Богом« Игорь едетъ по Боричеву къ святей Богородици Пирогощей». Спасение возможно лишь в лоно церкви, которая мыслится как « Тело Христово», она объединяет верующих в одно мистическое тело .Единство церкви богословы сравнивают с единством любящих супругов « взлелей, господине мою ладу ко мне..» «Рекъ Боянъ … хоти «Тяжко ти телу кроме плечю, зло ти телу кроме головы».Бог есть голова этого единого церковного тела, подобно тому как муж есть глава брачного союза .
Из всего сказанного можно сделать вывод, что у автора «Слова…» в системе множества и единства заложен принцип понимания мира.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 31 май 2011, 14:25

Добрый день, Татьяна! До 18.06 к сожалению, не буду в сети, но на все вопросы непременно отвечу - так что пишите.

Zinchenko_tanya писал(а):Я думаю , для автора важен не географический путь, а путь к Богу . Поэтому он играет названием рек, так река Каяла – покаяние, а Дон -символизирует ДНО подземного мира ...

С символической Каялой - согласен, это "река" покаяния, быстро меняющаяся граница Русской земли и Половецкого поля, "мертвая вода" в сочетании с "живой водой" Дуная для ран Игоря. Но вот с Доном - увы. На дно реки опускают "жир" именно Каялы, а не Дона.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 июн 2011, 18:00

Здравствуйте , Лемурий!
Текст «Хочу главу свою приложите, а любо испить шеломомъ Дону» я понимаю так.
ИСПИ́ТЬ, изопью, изопьёшь; -ил, -ила, -ило; испей; -итый (-ит, -ита, -ито); сов.
1. чего. Выпить, отпить немного (прост.). И. квасу.
Шело́м, шоло́м — (праслав. šеlmъ, др.-герм. helmaz — шлем, др.-инд. c̨árman — защита, покрытие[1]) — разновидность шлема. Отличительной чертой является высокая сфероконическая форма с обратным изгибом конической части.
Шелом по форме напоминает чашу .
Дону – до дна .
Символика чаши- шелома во многом зависит и от ее содержимого. Полная чаша «любо испить шеломомъ Дону»– символ достатка, а пустая — олицетворение смерти«Хочу главу свою приложите»
2. ИСПИ́ТЬ перен., что. Испытать что-н. тяжёлое (высок.). И. горе до дна.
• Испить горькую чашу (чашу страданий) (высок.) пережить много страданий.
Испить свою чашу (высок.) то же, что ~ горькую чашу.
Испить смертную чашу (высок.) умереть.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 10 июн 2011, 10:18

Здравствуйте, уважаемые участники форума!
Сегодня мне хочется Вам рассказать о символическом значении текста «тогда пущашеть 10 соколов на стадо лебедей». В свадебных песнях жених представлялся хищной птицей соколом, добывающего себе невесту - лебедь . На животный образ падают лучи человеческих отношений: сокол бросается на лебедь и ведёт её на венчание. Этот прочный символ постепенно от реального значения переходил к более общей формуле определяющей любовь.
Следующее символическое число 10.В основе 10 заповедей Закона Божьего лежит любовь: любовь к Богу и любовь к ближнему. «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем, и всея душою твоея, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди ( Матф.19:17 )
.Создание этого закона не принадлежит Бояну «Боянъ же братие , не 10 соколовъ на стадо лебедей пущаше», а он был дан ещё в Ветхом Завете, через пророка Моисея.
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Боян учит людей соблюдать заповеди, через примеры из жизни князей: «нъ свои вещиа пръсты на живая струны всъкладаше, они же сами княземъ славу рокотаху». Слава бывает двух видов «Хорошая слава под водой лежит , а плохая – по воде бежит».
Первая заповедь Закона Божия гласит: « Аз семь Господь Бог твой, да не будет тебе бози инии разве мене» Я - Господь Бог твой , и не должны быть у тебя другие Боги, кроме Меня.
«Грехом против первой заповеди считается человеконадеяние,- когда надеются больше на себя, или на других людей ,чем на милость и помощь Божию».
И Игорь и его брат Всеволод в походе на половцев понадеялись не на Бога , а на своих воинов «а мои ти куряне сведоми кмети, подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяни… пути имъ ведоми. Яруги имъ знаеми, луци у нихъ напряжении, тулии отворении, сабли изострени сами скачють, акы серыи влъци в поле, ищучи себе чти , а князю славе».
В Киево – Печерском патерике в «Слове о святом Григории чудотворце» повествуется, о том , что пред битвой князья приходили в монастырь «для молитвы и благословения», а только потом шли в поход против половцев. «Ростислав же не пошёл в монастырь от ярости. Не захотел он благословения, и оно удалилось от него…. Владимир же пошёл в монастырь для молитвы. И были они у Треполя, и произошло сражение, и побежали князья наши от лица врагов. Владимир, по молитвам и благословению святых переехал реку, Ростислав же утонул». В «Слове…» это историческое событие 1093года описано так: «Не тако ти , рече река Стугна, худу струю имея, пожръши чужи ручьи и стругу рострена к устью уноши князю Ростиславу затвори».
В плену, в отчаянии, Игорь не забыл о бесконечном милосердии Божием, и надеялся получить от Бога помощь и спасение. «Игореви князю богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую къ отню злату столу». Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его и возлюбить Его . «Игорь едет по Боричеву къ святей богородице Пирогощей».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 июн 2011, 11:39

Здравствуйте, дорогие участники форума!
Вторая заповедь. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им. Исх. 20, 4 – 5
Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
«Не сотвори себе кумира» – эту библейскую заповедь было свойственно людям нарушать во все времена . Обилие языческих богов в «Слове…»(Велесовъ внуче, Даждьбожий внук ,великий Хръс)— свидетельство о том, как Господь приводит к себе, прощает и возводит человека, падшего и променявшего Его на языческого идола , кумира, который под видом благих целей заманивал людей в своё тёмное царство греха . К такому идолопоклонству относится служение греховным страстям, каковы: любостяжание, гордость, тщеславие и т. п.
Любостяжание, это - стремление к приобретению богатства. Апостол Павел говорит, что "любостяжание есть идолослужение" (Колос. 3, 5). Для корыстолюбивого человека богатство становится как бы идолом, которому он служит и поклоняется больше, чем Богу. И вместо того чтобы «Возлюбить ближнего твоего, как самого себя." (Еванг. от Матфея, гл. 22, ст.37 - 39) « рекоста бо братъ брату: « Се мое , а то мое же».
Гордость и тщеславие. Гордый и тщеславный человек чрезмерно высокого мнения о своих достоинствах. Гордый чтит только самого себя. Свои понятия и желания он считает выше верховной воли Самого Бога. Таков в СПИ образ Бориса Вячиславлича, которого «слава на суд приведе» «И сказал ему (Олегу) Борис: «Смотри я готов и стану против всех». Похвалился он сильно не ведая, что бог гордым противится, а смиренным даёт благодать…»(Повесть временных лет …,год 1078)
Запрещая пороки идолопоклонства, вторая заповедь тем самым внушает следующие добродетели: нелюбостяжание , щедрость, и смирение.
Господь запрещает человеку создавать себе кумиров - вещественных или воображаемых - служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести. Как учит церковь, надо поклонятся не идолам ,а святым иконам «святой Богородици Пирогощей». Молясь перед иконой, Игорь воздает честь не веществу, из которого икона сделана, но Тому, Кто на ней изображен. Князю Игорю гораздо легче обращаться мыслью к Спасителю и сознавать Его близость, когда он видит перед собой пречистый лик Богоматери .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 13 июн 2011, 11:46

Всем добрый день.
Если честно, то заповеди, на мой взгляд, здесь вряд ли при чем, да и мне не слишком симпатична модернизационная идея данной светской поэмы как популярного изложения христианского вероучения, опирающаяся на современную религиозную принадлежность большинства нас нынешних и наше современное понимание богословия; иногда выглядит как попытка вписать поэму в современный религиозно-политический дискурс, придать ей некую политкорректность, "обезвредить", что ли. Один православный монархист в статье благодарит другого, мягко и обтекаемо написавшего о скандинавской мифологии: мол, теперь, христианину можно читать это без страха впасть в соблазн. Согласитесь, что от науки это уж очень далеко. Другой, ныне покойный известный священнослужитель, книги написал о шаманизме, о буддизме: уж так понятно, наукообразно и хорошо изложено... вот только к реальному буддизму или шаманским верованиям отношение имеет весьма отдаленное. Здесь другой далекий от науки момент: всё можно осмыслить в категориях собственного жесткого мировоззрения, любой текст (в самом широком понимании этого слова) можно истолковать как христианскую (исламскую, буддийскую) аллегорию. Этот ненаучный метод легко поддается пародированию.
Про сон Святослава. Вещие сны государственно-политического характера видели, согласно преданиям, древние мидийские цари [Бартольд]. В обрядных песнях беларусов и украинцев вещий сон истолковывают так: «Сніўся мне сон дзіўненькі: сівыя сокалы наляцелі, па застоллю паселі, чорны шоўк распусцілі, шчыра золата рассыпалі… сівыя сокалы – то сваты твая, чорны шоўк – коскі твае, шчыра золата – слёзкі твае» [Захарава 1984]. «З суботоньки на неділеньку снився мні сон дивненький, що налинуло повний двор соколов, що по нашім дворі чорний шовк розпущено і сріблом-золотом потрушено… Соколоньки – твої гостоньки, чорний шовк – твої косоньки, срібло-золото – твої сльозоньки» [Доленга-Ходаковський 1974]. Очевидно, характерному для обрядовых песен отждествлению «золото-слёзы» соответствует в поэме формула «злато слово слезами смЬшено».
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 июн 2011, 09:02

Здравствуйте ,Konrad.
Konrad пишет: «Про сон Святослава. Вещие сны государственно-политического характера видели, согласно преданиям, древние мидийские цари [Бартольд]. В обрядных песнях беларусов и украинцев вещий сон истолковывают так: «Сніўся мне сон дзіўненькі: сівыя сокалы наляцелі, па застоллю паселі, чорны шоўк распусцілі, шчыра золата рассыпалі… сівыя сокалы – то сваты твая, чорны шоўк – коскі твае, шчыра золата – слёзкі твае» [Захарава 1984]. «З суботоньки на неділеньку снився мні сон дивненький, що налинуло повний двор соколов, що по нашім дворі чорний шовк розпущено і сріблом-золотом потрушено… Соколоньки – твої гостоньки, чорний шовк – твої косоньки, срібло-золото – твої сльозоньки» [Доленга-Ходаковський 1974]. Очевидно, характерному для обрядовых песен отждествлению «золото-слёзы» соответствует в поэме формула «злато слово слезами смЬшено».
Я думаю , не надо принимать за истину то , что лежит на поверхности «Слова…». Истина всегда глубже . «Златое слово со слезами смешано» это ответ Святослава на сообщение о том, что Игорь « погрузи жиръ во дне Каялы рекы половецк , русского ЗЛАТА насыпаша».Автор обыгрывает текст хорошо известный нам из произведения Даниила заточника « Яко же бо похвалися Езекий царь посломъ царя Вавилонскаго и показа им множество злата и сребра; они же реша: нашь царь богатей тебе не множеством злата, но множеством воя; зане мужи злата добудуть, а златом мужей не добыти. Яко же рече Святослав князь, сынъ Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: братиа! намъ ли от града погинути, или граду от нас пленену быти?».
Эта же тема прослеживается и в летописном рассказе « Гза говорил: « Пойдём на Сейм, где остались их жёны и дети, там для нас готовый полон собран, будем города забирать никого не опасаясь» « Половцы же взяв город Римов, с полоном отправились восвояси…». В «Слове …» « Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми…».
Главное богатство , золото князя, это – воины, которых и оплакивает Святослав в « златом слове со слезами смешано».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 14 июн 2011, 11:56

Увы, не согласен, поскольку приведенная Вами цитата, к которой еще можно летопись об отроках Свенельдовых добавить, говорит о золоте как о средстве добыть воинов, но прямо их не отождествляет. Да и далее текст поэмы говорит о золоте как об украшении. Фольклорная параллель надежнее.
Кстати, моя бабушка, недавно умершая, родилась в этом самом Римове - селе Свиридовке Лохвицкого района на Полтавщине. Шлях, ведущий к селу, до сих пор зовется Римским, Римовским. И мой прадед с другими парнями, зная потайные тропы и ручьи, прятались от русских, от деникинцев на местном Ранговом болоте - очевидно, том самом, по которому ходили жители Римова, прячась от половцев.
Что скажете о тюркизмах в "Слове"? Лично я не верю ни Малову, ни Мелиоранскому, ни тем более явно одержимому пантюркизмом Баскакову, у которго даже Велес, Мокошь, куры - тюркизмы, не взирая на их действительно значительные научные заслуги, потому что их этимологии уж больно натянутые. В них нет внутренней логики и даже смысла, поскольку тюркских языков много, то хоть в одном да находится удобное слово, к которому припутывают слова из поэмы.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 15 июн 2011, 10:06

Здравствуйте, уважаемые участники форума!
Третья заповедь Закона Божия гласит: Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Этой заповедью запрещается произносить имя Божия напрасно .Грехом этой заповеди является клятвопреступление «Всеслав же сидел в Киеве, в этом Бог явил силу креста . Потому что Изяслав целовал крест Всеславу , а потом схватил его …»(Повесть временных лет .. ). В «Слове…» «…къ граду Киеву и дотчеся злата стола киевского» « Всеслав князь людемъ судяше, княземъ градя рядяше».
Благоговейную, законную клятву заповедь не запрещает . «И сказал Мстислав:» А пречистая Богородица, помоги мне ! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твоё!» И сказав так, бросил его на землю» И выхватил нож и зарезал Редедю ….И, придя в Тмуторокань, заложил церковь святой Богородицы»» (Повесть временных лет в год 1022) В «Слове …» «храброму Мстиславу иже зареза Редедю предъ плъкы касожьскими».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 16 июн 2011, 09:11

Дорогая Таня, упоминание в поэме "храброго Мстислава" и так подобно колядочному величанию, кстати, величают его за уничтожение врага, но отнюдь не за богобоязненность и не за постройку церкви. "Турского царя... під меч положив, стяв головочку на купієчку, та й приніс єї у свої краї, людям на хвалу, собі на славу" [Гнатюк 1914, т. 2]. Обратите внимание на последнюю формулу, соответствующее выражению поэмы о чести и славе.
Клятвопреступление в поэме прямо не осуждается. Если бы автор действительно был ярым христианином, то сочувствовал бы Ярославичам, сумевшим справиться с полоцким князем-язычником, посадившим его в поруб и скликавшим епископов явно для церковного суду над волхвом Всеславом. Целование креста Всеславу, бывшему тайным язычником, значения не имело, а нарушить языческую присягу - "роту", о которой идет речь в источниках Татищева, - для триумвирата тоже было возможным. Для колядок типична ситуация, когда воспеваемый хозяин в далекой земле "суди судить, ради радить", его нету дома, потому что он поехал "суди судити" [исследование данной фразеологии и сравнение с поэмой см.: Плисецкий М.М. Героико-эпический стиль в восточнославянских колядках //Обряды и обрядовый фольклор. - Москва: Наука, 1982], а распределение городов - обычный мотив. Вообще, как я уже писал, величание - не осуждение - Всеслава Брячиславича построено по образцу колядок.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 16 июн 2011, 11:37

Лемурий писал(а):[
Это просто сравнительная метафора.

Konrad писал(а):Умение Всеслава оперировать своими способностями князя-волхва оценивается в поэме позитивно, как и его

Что касается оборотничества князя Игоря, то превращение человека в животных сплошь и рядом присутствует в обрядовых песнях украинцев и беларусов, причем упоминается и мгла, под которой летит соколом Игорь, и высокий социальный статус тех, кто способен на такие магические превращения ради преодоления больших пространств: «Через темний ліс – ясним соколом лети, через бистрії води білим лебедем пливи, через степи далекії – перепелочком біжи, на моїм, брате, подвір’ї ти голубоньком пади» [Максимович 1849]. «Месяцу-збавіцелю, пусці мяне на вяселле, пусці з неба мігліцаю, на зямлю расіцаю, на падвор’е хоць галубком» [Малаш 1983]. «Хіцёр-мудзёр Яначка: з-пад лесу ўзыйшоў хмаркаю, поле перайшоў дожджыком, пад двор падыйшоў ракою, у варотах стаў вярбою, у сені уляцеў галубком, у хату увайшоў маладцом» [Гілевіч 1979]. «А хітёр-мудёр Яхішка, под двор подыйшоў рекою, ў воротіках стаў вярбою, по двору пойшоў свячою, а ў сені влятеў соколом, а ў хату ўвыйшоў молойцом, а за скамьей сеў панычом» [Шейн 1890]. Оценивается такое превращение как желаемое и положительное, как и в поэме.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 июн 2011, 10:39

Здравствуйте , Konrad.
Konrad писал «посадившим его в поруб и скликавшим епископов явно для церковного суду над волхвом Всеславом. Целование креста Всеславу, бывшему тайным язычником, значения не имело…»
Konrad читайте внимательно текст Слова…» «Тому в Полотьске позвониша заутренюю рано у святые Софеи колоколы». В Полоцке , где княжил Всеслав, есть церковь, в которой идёт служба и звонят колокола .В Повести временных лет 1068г «Всеслав ,вздохнув, сказал: «О кресте честный!Понеже к тобе веровахъ, избавимя от рва сего.»Бог же показа силу крестную на показания земли Русьстьей, да не преступаютъ честного креста, целовавши его, аще ли преступитъ кто, то и зде прииметъ казнь и на придущемъ веце казнь вечную. Понеже велика есть сила крестная. Крестомъ бывают поражены силы бесовскыя…Крестъ избавляетъот напасти призывающимъ его с верою». В летописи ясно сказано , что Всеслав-христианин призывал избавить его от заточения с верою в Бога и креста. Что и случилось :«Всеслав же сиде в Киеве. Се бог яви силу крестную».
Konrad писал «Что касается оборотничества князя Игоря, то превращение человека в животных сплошь и рядом присутствует в обрядовых песнях украинцев и беларусов, причем упоминается и мгла, под которой летит соколом Игорь, и высокий социальный статус тех, кто способен на такие магические превращения ради преодоления больших пространств: «Через темний ліс – ясним соколом лети, через бистрії води білим лебедем пливи, через степи далекії – перепелочком біжи, на моїм, брате, подвір’ї ти голубоньком пади» [Максимович 1849].» Я не вижу здесь никакого превращения человека в животное. Это она из форм поэтического стиля, где сопоставлены два мотива картинка природы , а далее как правило из человеческой жизни . Этот прием есть и евангельских притчах.: Притчи Христовы (Мф. ХIII, 3-23, Марк IV, 2-11, Лк. VIII, 4-18 и друг.),т. е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал своим ученикам и народу в поучение и назидание. Евангельские притчи частично объясняются Богом , а часть остаются без объяснений, чтобы приучить слушателей к размышлению
Как говорил в «РАССКАЗЕ МНОГОГРЕШНОГО ИНОКА КИРИЛЛА ПЕЧЕРСКОМУ ИГУМЕНУ ВАСИЛИЮ О ЧЕЛОВЕКЕ БЕЛЬЦЕ И ЧЕРНЕЧЕСТВЕ, И 0 ДУШЕ, И О ПОКАЯНИИ»
«Остановившись на этих словах, вернемся к прежде сказанному, чтобы открыть смысл притчи разумению простецов, — быстрые же умом и без объяснения все знают». Так и в «Слове…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 17 июн 2011, 13:35

Да, очень жаль, что христианство - чуть ли не единственная религия, неодобрительно относящаяся к превращениям, изменениям облика. Сложись бы иначе, мы бы сейчас по-другому воспринимали поэму.По поводу Всеслава и языческого характера восстания в его поддержку советую посмотреть труды Мавродина, Тихомирова, Рыбакова и другие. В былинах он откровенно называется "волхом", то есть волхвом. Появление волхвов, пророчествующих и вершащих правосудье, предшествовало этому восстанию в Киеве и сопровождало его протекание на севере Руси. Колокола упоминаются как способность Всеслава слышать на расстоянии, издалека.
Останусь при своем мнении - это превращения, такие же, как в обрядовом фольклоре, как в любой волшебной сказке, и вызваны они теми же причинами, что в сказках, отнюдь не евангельскими иносказаниями. Оборотнями являются Боян - потомок хтонического бога Велеса, князь Всеслав, князь Игорь, его жена Ярославна, воины его брата Всеволода - волколаки - и загадочный Овлур (половец? вайнах или алан из Тмуторокани?).
Кстати, откуда Ваша цитата о "Настье"? Можно источник?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 18 июн 2011, 15:25

Добрый вечер, Татьяна!
Ну-с, приступим...
Zinchenko_tanya писал(а):Текст «Хочу главу свою приложите, а любо испить шеломомъ Дону» я понимаю так.
Испить свою чашу (высок.) то же, что ~ горькую чашу.
Испить смертную чашу (высок.) умереть.

У Вас "Масло масленное" в таком случае получается:

Либо "голову свою приложить", либо "испить смертную чашу"...
А где положительный исход события, по правилам противопоставления ".... а любо...."?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 47

cron