Zinchenko_tanya » 31 май 2011, 10:40
Здравствуйте , Лемурий и Konrad !
Мне хочется вернуться к «древам»: « мыслию по древу серымъ вълкомъ по земли , шизымъ орломъ подъ облакы» и « Уже бо беды его пасетъ птицъ по дубию.Влъци грозу въстрожатъ по яругамъ, орли клектомъ на кости зверя зовутъ».Что надо отметить в первом случае: «древо» , «волк» и «орёл» - в единственном числе , а во втором , те же действующие лица , но во множественном числе :«дубию», «влъци», «орли».Надо сказать , что в «Слове…» ряд числительных в основных своих значениях представляются методом понимания процессов , происходящих в мире . В данном примере это единство и множество. Принцип единства это прежде всего принцип системы . Так древо состоит из корня , стебля и ветвей . «Что есть древо животное? — Смиреномудрие, ему же КОРЕНЬ исповЂданье. «ИсповЂмь бо, — рече, — на мя безаконье мое, и ты отпустил еси нечестье сердца моего». Того корене СТЕБЛО — благовЂрье. «ВЂра бо твоя, — рече, — спасеть тя»; все бо вЂрующему даеться. Того стебла многи и различны вЂтви — мнози бо, рече, образи покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая. ТЂх вЂтвий добродЂтелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье — мнози бо суть путье спасения.» (КИРИЛА МНИХА ПРИТЧА О ЧЕЛОВЂЧЬСТЂИ ДУШИ И О ТЕЛЕСИ, И О ПРЕСТУПЛЕНИИ БОЖИЯ ЗАПОВЂДИ, И О ВОСКРЕСЕНИИ ТЕЛЕСЕ ЧЕЛОВЪЧА, И О БУДУЩЕМЬ СУДЂ, И О МУЦЂ) Множество единств приведено в иное качество – единство .Так текст, о котором я уже говорила, « мыслию по древу серымъ вълкомъ по земли , шизымъ орломъ подъ облакы» представляет собой систему , которая определяет формы пространства и времени .
Множество деревьев «по дубию» . Множество противоположность единства – это система другого порядка .«Бехом бо преже акы древа дубравнаа не имуще плода, ныне же присадися Христова вера в нашем неверии, и уже держащеся корене Иосеова, яко цветы добродетели пущающе, райскаго пакибытиа о Христе ожидают.» (СЛОВО КИРИЛА МНИХА НЕДОСТОЙНАГО О ПОНОВЛЕНИИ ВЪСКРЕСЕНИА, И О АРТУСЕ, И О ФОМИНЕ ИСПЫТАНИИ РЕБР ГОСПОДЕНЬ). И если единство это соединение , то множество – разъединение. Каждый рубеж системы рождает противоположную. Путь к спасению к вечной жизни в единстве с Богом . К нему ведут: смиреномудрие, благовЂрье ,покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая, любы, послушанье, покорение, нищелюбье — мнози бо суть путье спасения.»Единство мужского и женского начала рождают плод .Дубы (мн. число) («по дубию») не имеют съедобного плода, и нет единства и поэтому «присадися Христова вера в нашем неверии».
В христианстве верят в единого Бога , «Игорю князю БОГЪ путь кажетъ», в отличие от множества богов языческих: Велес , Троян, Даждьбог, Хорс. Множество всегда разделяется на составляющие , например , при смерти человека «на кости зверя зовутъ» . В момент смерти «веют душу от тела» единство человека , переводится в иное качество - множество единств, где душа отделена от тела .
Отсутствия единства в действиях князей «сего бо ныне сташа стязи Рюриковы, а друзии Давыдовы, нъ розно ся имъ хоботы пащутъ. Копия поютъ» приводят к разрушениям городов «сё у Римъ кричатъ подъ саблями половецкими, а Владимир подъ ранами».
Путь Игоря к спасению и вечной жизни в единстве с Богом« Игорь едетъ по Боричеву къ святей Богородици Пирогощей». Спасение возможно лишь в лоно церкви, которая мыслится как « Тело Христово», она объединяет верующих в одно мистическое тело .Единство церкви богословы сравнивают с единством любящих супругов « взлелей, господине мою ладу ко мне..» «Рекъ Боянъ … хоти «Тяжко ти телу кроме плечю, зло ти телу кроме головы».Бог есть голова этого единого церковного тела, подобно тому как муж есть глава брачного союза .
Из всего сказанного можно сделать вывод, что у автора «Слова…» в системе множества и единства заложен принцип понимания мира.
Татьяна