Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 май 2011, 08:57

Здравствуйте, Лемурий!
Лемурий писал: «Что касается связи « старый Ярослав» «старый Владимир» , то её в СПИ просто нет, потому что НЕТ даже слова такого "древо" в этих отрывках. Другое дело "генеалогическое древо Ольговичей", которое не к добру "листву" сронило...».
Лемурий Вы напрасно ищите слово «древо» в дальнейшим тексте . Древо ,как я уже отметила, застывшее время.Необратимое течение ,протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее.И эта последовательность устанавливала некий порядок .День сменяется ночью , а свет тьмою. Нарушение порядка, смешение, происходит в тот момент, когда тьма вторгается в свет « тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся воя прикрыты.»
Нарушение порядка и трансформация проходят через всё произведение. Так наверху древа , где находится светлый ,небесный божий мир , под «свист зверин всъта» к власти приходят тёмные силы «з бися див».Когда выступил Сатана против Бога и произошла на небе война« чёрныя тучя съ моря идутъ хотятъ прикрытии 4 солнца».: ангелы воевали против Сатаны, а Сатана и бесы воевали против них. Но не смогла «черная» сила устоять против ангелов божьих и упал Сатана с неба на землю «уже връжеся див на землю», где и начал мучить людей и разрушать города вместе с половцами «на реце на Каяле тьма светъ покрыла. По русской земли прострошася половци, акы пардуже гнездо».
Порядок прослеживается и в подчинении младших старшим, а нарушение порядка - война внуков против отцов .Постоянным устойчивым элементом служит функция действующих лиц порядка и смешения, независимо кем и как она выполняется.
Лемурий писал: "Дубие" - это НЕ одно "древо", а неисчислимое множество. Это дубрава. А вот с "птиць", что беду пасет именно по дубию - надо разобраться. Это ведь исправленное место СПИ. Изначально было: «Уже бо бѣды его пасетъ птиць подобию»...
Место исправлено верно«Уже бо бѣды его пасетъ птиць по дубию»....Здесь автор рассматривает символику единственного и множественного числа, объединения и разделения .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 май 2011, 11:14

Добрый день, Татьяна!
Вот откуда Вы взяли что "древо" - это "застывшее время"?
Этак можно и быстротечную "реку Фатума" придумать, хотя такая в виде мифической быстрой Каялы уже присутствует, можно и "колесо Фортуны" нафантазировать, но таких образов Автор УВЫ не дает.

Про "подобию" = "по дУбию" вполне допустимое исправление, ведь Укъ писалось как: Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 май 2011, 11:37

Годовое кольцо - слой прироста древесины, образующийся за один сезон (вегетационный период) в процессе естественного роста дерева. По количеству годичных колец на спиле ствола можно довольно точно определить возраст дерева.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 май 2011, 12:02

Ну и где эти "годичные кольца" в СПИ ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 май 2011, 13:22

Лемурий, я думаю , автор «Слова …» знал, что в его «древе» есть годичные кольца. Я уже писала примерный текст , но напомню .Текст «…мыслию по древу, серымъ вълком по земли, шизым орлом подъ облакы» по мнению многих исследователей, является «темным» местом в «Слове о полку Игореве…». Однако, по моему мнению, это не так. Все слова, употребляемые в предложении известны, и не изменили своего значения с древности. Этот текст - пример структурного мышления, которое объединяет известные элементы. Каждый из этих элементов в структуре имеет собственное место и связан с другими словами. Объединяющий фактор – время. Автор «Слова…» привык к природным часам, и сам того не замечая, отдал мысленно им само время, его воплощение. Времена разные, ибо я меняюсь по одним закономерностям, во мне одни ритмы, а у дерева, например, другие. Но отвлечёмся от различий индивидов вообще, тогда многочисленные изменения, которые происходят с ними «выродятся» во время символ «t». Сам феномен времени проявляется в том, что свойства времени природных объектов разные. Временные свойства природных объектов, а лучше сказать свойства их времени, тоже разные. Одни свойства меняются, и изменения эти фиксируются, как слои прироста древесного ствола. На старом стволе появляются новые побеги. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией. Единое целое формируется как ОБЪЕДИНЕНИЕ, синтез, сродство частей к целому. В самом дереве «мысленном древе» реконструируется не нечто во времени, а само время, теперь уже застывшее. (Если спилить дерево, то по его годовым кольцам можно определить его возраст).
Высота «древа» меняется от нуля до какой-то величины, соответствующей его вершине, изменение это непрерывно, любое значение между низшей и высшей точками реально существует в природе. Так идея о разных масштабах времени перерастает у древних людей в разряд мировоззренческих, а после этого вновь обращается в инструмент для работы, для постижения мира.

Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в « Слове…» в виде следов волка «серым вълком по земли». След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле (переносно) создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д. Время имеет особенность прерываться и отделяться от индивидуума. Например, змея оставляет свою старую шкуру. Такое свойство времени называется темпосепарацией.

Другое свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы».Это растворение, разрушение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией, за ней последнее слово. Все объекты этого мира , и в "Слове.." тоже ,принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которого движется материальное мироздание
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 май 2011, 16:58

Zinchenko_tanya писал(а):Текст «…мыслию по древу, серымъ вълком по земли, шизым орлом подъ облакы» по мнению многих исследователей, является «темным» местом в «Слове о полку Игореве…». Однако, по моему мнению, это не так.
Одни свойства меняются, и изменения эти фиксируются, как слои прироста древесного ствола. На старом стволе появляются новые побеги. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией.
«серым вълком по земли».... Такое свойство времени называется темпосепарацией.
«шизым орлом под облакы».Это растворение, разрушение временных свойств или темподесиненция...

Да уж, Татьяна... Никогда ещё не слышал разбор СПИ с точки зрения безвозвратной утраты темпоральной и кинематической информации. :lol:

Для меня, Татьяна, эта фраза тоже не "темное место":

Иларион (Боян) был ГИМНОГРАФОМ. Гусли на которых он играл - 10-ти струнные гусли-псалтырь, на которых восхваляли Бога. Любой гимнограф составляя канон должен держать в мыслях его "древо" - сложную структуру, состоящую из 9-ти песен, со "Славами" ветхозаветного и евангельского времени, тропарем (от τρόπος) "единственное песнопение, не заимствуемое из Св. Писания", с "Полями" = строфами, с обрамляющих "древо" канона акро- теле - стихами, "свитых" и краестрочия "Слав сего времени" с обоих сторон (обаполы), т.е. первый и последний слог строфы.

Устойчивое неделимое словосочетание "свивая славы обаполы сего времени", т.е. "Слава" - это СТРОФА, имеющая "обаполы".

"И ставше обаполы пути, Титу посрѣдѣ едущу..". Флав. Полон. Иерус., 443 (XVI в. ~ нач. XII в.).
"И снемше доску с печи, и възложиша на перси его (Василька). И сѣдоста обаполы Сновидъ Изечевичь и Дмитръ, и не можаста удержати..." (ПВЛ 1097) - цит. СССПИ "Полъ"

Причем "свивал" Боян не все "Славы", а токмо краестрочия "обаполы" "Слав" сего (евангельского) времени.

А что это как не обрамляющий канон акростих :!:

Так что, Татьяна, забудьте о "темпоральной информации" во времена XI - XII вв, когда даже таких понятий ещё веков 8 не будет...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 май 2011, 17:22

Добрый вечер Лемурий!
Конечно , Боян не знал современную терминологию обозначения свойств времени .Её я написала для Вас , чтобы было понятней. А все свойства времени, пространства ему были известны.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 май 2011, 14:46

Здравствуйте ,Лемурий!
Хочу Вас пригласить в «ботанический сад» СПИ «скача славию по мыслену древу». Второе древо, как и первое, представляется как идеальный объект, исходным пунктом, для конструирования которого являются множество элементов . «О Бояне, соловию старого времени. Абы ты сиа плъки ущекоталъ, скача славию по мыслену древу, летая умом подъ облакы, свивая славы обапола сего времени рища в тропу Трояню чрезъ поля на горы». Вся система в тексте неделима и предполагает наличие определённых связей .Текст о времени « соловию старого времени» «свивает славы обапола сего времени» рассматривать сегодня не буду .Время неразрывно связано с пространством .Вот и займусь только пространством.
Ключевое слово «поле». Поле зрение – пространство охватываемое взглядом . В тексте мы исследуем наше мгновенное зрительное поле, мы находим, что оно представляет собой сложное целое, части которого находятся по отношению друг к другу в разнообразных взаимоотношениях: правое – левое, верхнее -нижнее , далёкое - близкое .
Тело человека Бояна является центром космоса. С одной стороны (левой или правой ) Боян скачет в образе соловья «по мысленну древу». С «Древом» связывается ,языком зримых образов , пространство .Корни древа находятся в подземном мире .Соловьи гнездятся на нижних и средних ветках древа – мир земной , а вершина -уходит в небо – мир небесный. С другой стороны у нас «гора» «рища в тропу Трояню чрезъ поля на горы». Гора – значительная возвышенность , поднимающаяся над окружающим миром. Как и «древо» «мировая гора» соединять «мир земной» с «миром небесным» по вертикали . Чем выше поднимаемся по тропе в гору, тем больше пространства мы должны видеть слева и справа, видимые пределы пространства начинают раздвигаться.
Рища – торопливо бегать в поисках чего – то , и переносное переводит взгляд с одного на другое . Переведём взгляд на «тропу». Она соединяет верхнее и нижнее. Тропа начинается у подножья горы (нижнее) и поднимается далеко в гору, пока облако не закроет её вершину «летая умом подъ облакы» (верхнее) . Тропа ведёт высоко в гору и создаётся впечатление её непрерывности и длинной по протяжённости . До облаков – переносно очень высоко, далеко .
И вот Боян на вершине горы, покрытой облаком . Видимое далёкое пространство исчезло в облачном тумане и Боян может определить только очень близкое пространство. Это ощущения прикосновения к частям тела ( прикосновения к голове или пальцу и т.д.). Опыт учит нас ощущения прикосновения с зрительными ощущениями от видения различных частей тела .
Этот прием видения пространства организует собой текст СПИ. Возьму для примера «сон Святослава». Пространство имеет несколько картин. «А Святославъ мутенъ сонъ виде въ Киеве на горахъ. Си ночи съ вечера одевахътъ мя рече чръною паполомою, на кровати тисове.Черпахуть ми синееевино съ трудом смешено.Сыпахутъ ми тъщими тулы поганых тлъковинъ, великий женчугъ на лоно и негуютъ мя. Уже дьскы безъ кнеся в моемъ тереме златовръсемъ. Всю нощь съ вечера бусови врани взъграяху у плесньска, на болони беша дебрь кияна и несошася къ синему морю».
Образ Святослава – центр пространства . Близкое расстояние– передаётся ощущениями к прикосновению тела человека лежащего на кровати . «Си ночь сх вечера одевахътъ мя рече чръною паполомою, на кровати тисове.Черпахуть ми синее вино съ трудом смешено.Сыпахутъ ми тъщими тулы поганых тлъковинъ, великий женчугъ на лоно и негуютъ мя.»
Следующая картина расширяющегося пространства (левое – правое ) изображение жилища «Уже дьскы безъ кнеся в моемъ тереме златовръсемъ.»
Следующее ступенчатое расширение - изображение природы. «Всю нощь съ вечера бусови врани взъграяху у плесньска, на болони беша дебрь кияна и несошася къ синему морю».
Море, часть океана, большое водное пространство .
Изображение пространства осуществляется в пределах указанных формул :
1) описание действующего лица на кровати
2) описание терема , двора, избы , горенки
3) изображение природы. Более обширных образов , океана - моря .
Расширение пространства происходит от конкретного частного к более отдалённому фону в пространстве.
Сочетание образов в порядке расширения их объемов в «Слове…» может относиться к самым различным категориям явлений, понятий и представлений .
Верхнее - нижнее: «Сон Святослава» в происходит «на горах» и с верху пространство соединяется с « кияна и несошася къ синему морю» со своей нижней частью. Вспомним « Высота высота поднебесная , глубота глубота окиян – море».На примере сна Святослава мы видим зрительное поле представляет собой сложное целое, части которого находятся по отношению друг к другу в разнообразных взаимоотношениях: правое – левое, верхнее -нижнее , далёкое - близкое .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 08 май 2011, 21:22

Zinchenko_tanya писал(а): Текст о времени « соловию старого времени» «свивает славы обапола сего времени» рассматривать сегодня не буду...

А вот это и напрасно, с "обаполы" и надо было начинать:

"И ставше обаполы пути, Титу посрѣдѣ едущу..". Флав. Полон. Иерус., 443 (XVI в. ~ нач. XII в.).
"И снемше доску с печи, и възложиша на перси его (Василька). И сѣдоста обаполы Сновидъ Изечевичь и Дмитръ, и не можаста удержати..." (ПВЛ 1097) - цит. СССПИ "Полъ"

Представьте "Славу" в виде строфы, так её "обаполы" и будут краестрочия или краегранесия:

Акростих (греч. aκρος — крайний, στaχος — стих, слав. краестрочие, краегранесие) — богослужебное песнопение, начальные буквы которого складываются в слова.

Акростих или «краегранесие», «краестрочие» представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов. Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона.
Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте. Ясно, что «краегранесия» заметны и доступны только в греческом оригинале песнопений.
-------------
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология


"Свивая славы обаполы сего времени" = составляя акростих из первых и телестих из последних букв тропарей (=слав сего времени).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 10 май 2011, 18:42

Добрый вечер ,Лемурий !
Давайте «свивать время с самого начала», а потом дойдём и до этой фразы . Интерпретация событий — это выявление причин, условий и механизмов их развертывания. Напомню о трех типах связей: реализованных, потенциальных, актуальных. Реализованные - это связи событий хронологического прошлого, потенциальные - связи событий хронологического будущего, актуальные - связывают прошлое с будущим. В зависимости от того, какие преимущественно связи имеет, с точки зрения человека, то или иное событие его жизни, оно будет принадлежать психологическому прошлому, будущему или настоящему. Я определила связи по современной терминологии. Все события, которые принадлежат прошлому, автор называет «старыми словесами»( реализованные) . Восстановление более полного пространства событий делается несколькими способами.
1)прошлого: пост -событие
«Не лепо ли ны , братие начатии старыми словесы».Это устные и письменные источники о прошлых старых событиях .
2) настоящего: событие «по былинам сего времени»
«Трудныхъ повестий о плъку Игореве Игоря Святъславича начати же ся тъй песни по былинамъ сего времени» Основным является опрос участников произошедшего события и его свидетелей.
3)будущего : пред – событие
«а не по замышлению ( по замыслу) Бояню. Боянъ бо вещий аще кому хотяше песнь творите…».
В ходе опроса «братии» и последующей дискуссии происходит столкновение и сопоставление мнений, позиций и точек зрения.
На основе применения принципа событийности были выделены и рассмотрены определенные составные части технологий:
1)построение событийного ряда:
«Помняше бо рече, пръвыхъ времёнъ усобицы.
Тогда пущашеть10 соколов на стадо лебедей…
Та преди песнь пояше… Романови Святъславличу.
Почнём же братия повесть сию отъ старого Владимира до нынешнего Игоря…
2)квалификация события:
«усобица княземъ на поганыя погыбе …»
«ни хытру ни горазду, ни птицу горазду суда Божия не минути»
«Тяжко ти голове кроме плечю, зло ти телу кроме головы, русской земли без Игоря.»
3)В чем причины и истоки такого развертывания событий?
«сё моё, а то моё же и начаша князи про малое се великое молвите, а сами на себя крамолу коваху».
«О стонати русской земли помянувши пръвую годину и пръвыхъ князей» . и т.д.
В «Слове…» временной и пространственный образ человека, события или явления создается такими средствами выразительности как ритм, композиция, сюжетная линия, параллелизм, повторы, кульминация, аналогия и др. .Именно они выступают аналогами характеристик пространства (длительность, протяженность, упорядоченность, непрерывность и прерывность) и времени (необратимость, текучесть, длительность, психологическое свойство времени расширяться, сужаться , прерываться) .Этими средства выразительности автор не только создают нам художественный образ времени и пространства, но и вечных культурных ценностей, которые волнуют читателя, заставляют его переосмыслить свою жизнь, оценить ее с новой точки зрения.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 11 май 2011, 11:26

Доброе утро Татьяна! Вы и правда считаете, что в такой малой фразе о "свивании обаполы слав" мог уместиться столь пространственно-временной пост ???
Давайте разбираться:
Zinchenko_tanya писал(а): 1)прошлого: пост -событие
«Не лепо ли ны , братие начатии старыми словесы».Это устные и письменные источники о прошлых старых событиях .

Помилуйте, каки таки "старые события"? Речь в первой строке ведется о нелепости, что начинали о полку Игореве старыми словами трудных повестей (это неделимое словосочетание и главное слово в нем "словами"). т.е. НЕ старые повести начинали, а о полку Игореве старыми словами трудных повестей.

Zinchenko_tanya писал(а):2) настоящего: событие «по былинам сего времени»
«Трудныхъ повестий о плъку Игореве Игоря Святъславича начати же ся тъй песни по былинамъ сего времени» Основным является опрос участников произошедшего события и его свидетелей.

Ну вот, наглядный пример о чем писал выше, куда Вы дели Старыми словами перед трудными повестями, ведь это слово и есть определяющее. Начати же ся.. - это совершенно НОВОЕ предложение о том, как начать настоящую песню по "делишкам" сего времени. Насчёт "опроса" Великое сомнение имею. Обращается Автор не к Ольговичам, которые УЖЕ "поспели на брань", а к участникам антиОльговской коалиции 1180-81 гг залатать раны нанесенные Русской земле буйным Святославичем. Это скорее политический обзор сложившейся ситуации.

Zinchenko_tanya писал(а):3)будущего : пред – событие «а не по замышлению ( по замыслу) Бояню. Боянъ бо вещий аще кому хотяше песнь творите…».

т.е. как это песнотворец времен Ярослава-Олега Гориславича мог петь о будущем Автора СПИ ??? Если о "будущем" которое уже наступило и правота слов Боян УЖЕ подтвердилась, почему и назвали Бояна вещим (вéдущим), что предсказал события правильно, то ДА. Но это "будущее" к моменту написания СПИ уже "прошедшее"...

Zinchenko_tanya писал(а): В ходе опроса «братии» и последующей дискуссии происходит столкновение и сопоставление мнений, позиций и точек зрения...

Прямо стенограмма с партийного собрания... :wink:
Сразу оговорюсь: Автор ни у кого мнения НЕ спрашивает. Он описывает сложившуюся ситуацию и ставит задачу: "Загородите ворота полю Половецкому".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 май 2011, 09:46

Здравствуйте , sasha и Лемурий! «
Рассмотрим сегодня текст «не по замышление Бояню, Боян бо вещий»
Sasha Вы правы «слово ВЕЩИЙ имеет только одно значение: ВЛАДЕЮЩИЙ ДАРОМ ПРЕДСКАЗАНИЯ».Евангелие показывает, волхвы – астрологи первыми из людей указали на младенца Иисуса, как на царя иудейского и положили к его ногам символические дары .Таким образом, Новый завет говорит нам, что люди с развитым сознанием могут предсказывать события, невидимые другим людям. В фольклоре вещее знание персонажей, в основном, ограничено фактом предсказания грозящей опасности. Такими мотивами могут быть знаки предзнаменования : Лука 21 : 25 (25) И будут знамения на солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов…»В «Слове…» «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него вся своя воя прикрыты» Мотиву предупреждения вещего знания, обращенного к Игорю, противостоит мотив решимости героя действовать вопреки «Братие и дружино луце же потяту бытии, неже полонёну бытии , а всядемъ , братие на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону».Предуказанность конфликтной ситуации и готовность героя к ней необходимы для столкновения героя с предназначенными враждебными силами», обязательного богатырского подвига. Пути Господни,замысел Бога, столь отличны от путей человека (Ис 55.) « а не по замышлению Бояна». “Вспомнил я о грехах своих перед господом богом моим, что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской: как не пощадил я христиан, а предал разграблению город Глебов у Переяславля...И вот теперь вижу отмщение от господа бога моего...Это все воздал мне господь за беззакония мои и за жестокость мою, и обрушились содеянные мною грехи на мою же голову. Неподкупен господь, и всегда справедлив суд его...". словарь. Предвидение грядущих событий во все времена являлось особым даром - которым Господь наделяет своих избранников. « Игореви князю богъ путь кажетъ изъ земли половецкой на землю русскую» и только после этого у Игоря свой план побега « Игорь мыслию поля меритъ…».
Мотив вещего сна соотносится с предсказаниями беды. Плен Игоря прямо вызван тем, что он идет наперекор запрету Святослава. «Сейчас братья не ходите, но сговорившись о времени, если бог даст, пойдём на них летом». Положение Игоря при этом своеобразно: у него в сущности нет выбора, однако мотив выбора всякий раз перед ним возникает: он «может» послушаться предсказания, запрета и уклониться от дела, но в этом случае он утратил бы свое основное качество, свою принадлежность к богатырству. С вещем сном связано ПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОБЫТИЙ. Пророк предвидит и предрекает будущее, иудей Даниил, находящийся в Вавилонском плену, разгадал, какой сон видел царь Вавилона Навуходоносор и истолковал этот сон. Царю явился огромный истукан с золотой головой, серебряной грудью и руками, медным животом и бедрами и с ногами отчасти из железа, отчасти из глины. Тут с горы сорвался сам собою камень, ударил в истукана, и тот рассыпался вдребезги. Основной смысл подробного истолкования сна таков. Царство Навуходоносора - сильнее всех царств, но вслед за ним придут другие, более слабые. Даниил включает в одно целое историческое прошлое народа, его настоящее положение и то эсхатологическое будущее, к которому он устремлен. Царства проходят, но в их чередовании подготовляется пришествие царства Божия, предмет давних обетовании (Дан 2; 7).Вещие сны имеют характер прогнозирующих ситуаций. До вещего сна Святослава киевское княжество сильное , а сам Святослав «грозный и великий», но после поражения Игоря происходит частичное разрушение княжества «сё у Рим кричатъ под саблями половецкими, а Владимиръ подъ ранами». Здесь показано, что человеческие империи, великие державы преходящи - они сначала возвышаются и процветают, а потом неизбежно клонятся к упадку ; но и сама эта смена будет продолжаться не вечно - настанет время, и Бог положит всем этим державам предел, установив на земле Свое Царствие, ему же не будет конца. Но в ветхозаветных текстах ещё нет ясного взгляда на будущую историю человечества, как путь к «последним временам». Откровение Иоанна Богослова завершает собой христианскую Библию . Это предсказание цепи грядущих трагических событий « Суда Божия» о том что настанет время , и Бог положит всем этим державам предел , установив на земле своё царство. Припевка вещего Бояна « Ни хытру, ни горазду , ни птицу горазду суда Божия не минути» теснейшем образом связана с апокалиптикой , пророчеством о конце мира . Апокалипсис - замысел Божий .Прельщения Антихриста, гонения, предначертанные исторические бедствия - предвестники Страшного Суда - все они не случайны. Бог предвидит их и через них прокладывает путь ко спасению в мире сем, до того Дня, когда будет полно число всех Его избранников (Откр 7.1-8). Тогда Сын сможет наконец предать все Своему Отцу (1 Кор 15.24), дабы Бог был «все во всех» (15.28 греч.).
Мотив « не по замышление Бояню, Боян бо вещий» сам по себе как будто непритязательный, может задавать целый пучок дальнейших значений, а его собственный глубинный смысл откроется лишь «обратным» путем, через осмысление всего сюжета с его развязкой
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 14 май 2011, 12:45

Zinchenko_tanya писал(а): «слово ВЕЩИЙ имеет только одно значение: ВЛАДЕЮЩИЙ ДАРОМ ПРЕДСКАЗАНИЯ».

Добрый день, Татьяна! Не сочтите за труд, переведите эти два примера, исходя из своей однозначной версии:

Срезн.
Изображение

"Хоробрый Пересвѣтъ поскакиваетъ на своемъ вѣщем сивцѣ... " ("Задонщина" К-Б список)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 май 2011, 14:48

вѣщем сивцѣ...-СИВКА бурка ВЕЩАЯ каурка .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 14 май 2011, 16:58

Сивка-Бурка "ВЛАДЕЮЩАЯ ДАРОМ ПРЕДСКАЗАНИЯ" Оригинально... :D

Ну а 1-й пример из Временник монаха Георгия (Амартола) ?

КРИНИЦА
Истиньная книгъ сихъ написание деяний, оуставление и временъ венца. Им деяние ветхыихъ и дела, и наития бывших и сътворившим ся вьсяко оучити ся хотя сихъ книгъ проходи написание разоумъ оуставленъ. Да не утаит ся ничтоже, яко оуставиша тыя неведущихъ имея. И мневыи вещем его горазнестания. Си речь гронографъ нарицаемъ. Георгия мниха.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32