Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 21 май 2011, 14:10

Лемурий писал ««в моём тереме златовресемъ» = "Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: ...У этого истукана голова была из чистого золота" (Дан.2: 28 и далее)» Золото слишком тяжёлый металл , чтобы из него делать чисто золотые шлемы и листы для кровли , поэтому делали только позолоту.
Мосты - в свадебном обряде и мотив перевода по тоненькой мостиночке означал переход невесты из своего рода в чужой, со свей родной стороны на чужую жениховую сторону .
Второе значение « мост мостит – без топора без клиньев, без под клиньев» т.е. сковывает реки льдом. Да и на землю накладывает железные оковы .
С одной стороны сковывание , подчинение «дев половецких», с другой стороны сковывание движения Игорева войска . « И когда собрались все полки, обратился Игорь к братии своей и к мужам своим: “Вот бог силой своей обрек врагов наших на поражение, а нам даровал честь и славу. Но видим мы бесчисленные полки половецкие - чуть ли не все половцы тут собрались. Так поедем же сейчас, ночью, а кто утром пустится преследовать нас, то разве все смогут: лишь лучшие из половецких конников переправятся, а уж нам самим - как бог даст”. Но сказал Святослав Ольгович дядьям своим: “Далеко гнался я за половцами, и кони мои изнемогли; если мне сейчас ехать, то отстану по дороге”.
Лемурий писал "Имя «Каин» по одной из версий происходит от «кайин» - кузнец" - интересная версия, токмо надо тогда парафразы о Каине в отрывке "Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше» найти... Братоубийство началось с Каина и в основе лежат всё те же грехи , что и в «Слове…» «рекоста бо братъ брату «Сё моё, а то мое же» И начаша князи про малое се великое мълвити…»
«Этот излюбленный технический образ кузнечного дела встречается и в других местах»:например, в "Молении Даниила заточника" «...не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами, так и князь не сам впадает в ошибку, но советчики его вводят…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 май 2011, 09:47

Zinchenko_tanya писал(а):Золото слишком тяжёлый металл , чтобы из него делать чисто золотые шлемы и листы для кровли , поэтому делали только позолоту.

Так мы и не пишем про "чисто золотую маковку" терема Святослава, не в Соборе же он жил, мы говорим о метафоре Автора. Терем Святослава и листовым золотом ВРЯД ЛИ покрывали - накладно. Как и "позолоченные шеломы" соправителей Рюрика и Давыда - тоже метафора с реальным сусальным покрытием шлемов ничего общего не имеющая.

Zinchenko_tanya писал(а): Мосты - в свадебном обряде и мотив перевода по тоненькой мостиночке означал переход невесты из своего рода в чужой, со свей родной стороны на чужую жениховую сторону .

Согласен, есть такой обычай на свадьбу молодоженам по 7 мостам переходить, но здесь Вы упускаете слово по "болотам", а это искать спасение. Вы же сами предлагали такую версию. Вот и в народном фольклоре аналоги имеются:

Через топи, через реки строены мосты калиновые... Лебедь-птица, красная девица, вышла на крылечко, молвила словечко: «Вот-де как мужей учат!», крылышком махнула, головкой кивнула, взвилась-полетела, и остались гости в болоте на кочках: по одну сторону море, по другую — горе, по третью — мох, по четвертую — ох!
-----------
Данило Бессчастный: [Сказка] № 313 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, Т. 2. — 1985. — С. 364—367.


Zinchenko_tanya писал(а):Братоубийство началось с Каина и в основе лежат всё те же грехи , что и в «Слове…» «рекоста бо братъ брату «Сё моё, а то мое же» И начаша князи про малое се великое мълвити…»

И начяша князи про малое „се великое“ млъвити = "Малое не мало будет, егда великиим си сверши:" Флав. Полон. Иерус. (Истр.), I, 156 - цит. по СССПИ "Малый".

Это не парафраз. Вот если бы был параллельный сюжет, тогда ДА.

Zinchenko_tanya писал(а):«Этот излюбленный технический образ кузнечного дела встречается и в других местах»:например, в "Молении Даниила заточника" «...не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами, так и князь не сам впадает в ошибку, но советчики его вводят…»

"Не огнь творить ражежение желѣзу, но надымание мѣшное" (СДЗ) - ну вот, ещё один белый камешек в "колчан" версии тождества Авторов СПИ и СДЗ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 май 2011, 11:59

С днем славянской письменности и культуры, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий ,не забывайте о многозначности текста «Слова …».В природе деревья сбрасывают листья с наступлением неблагоприятных периодов вегетации - резких понижениях температуры, засухе, недостатке питания и т.д. .

К вопросу многозначности СПИ:

"...Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь.
Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод...
(Иер. 17:7-8)

"Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет..."
(Пс. 1:1-3)

Также хотел обратить внимание на одну интересную деталь сна Святослава. Вы же знаете, Татьяна, что "кнес" (матицу, конёк) поднимали или доски в потолке снимали в доме умирающего, чтобы душа его не маялась, а быстрее выход нашла... Да, но кто этот умирающий был по народным поверьям ?

Поверья о том, что для облегчения кончины человека, нужно приподнять матицу или конек, были неоднократно записаны в различных местностях; любопытно, что эти "суеверия" чаще всего относились к людям, считающимся колдунами, знахарями, вещунами...
В сохранившейся в архиве Всесоюзного Географического общества рукописи В. Яшерова "Этнографические сведения о селе Гаврилове (Лукояновского у. Нижегородск. губ.)" 1850 г. засвидетельствовано: "Когда, перед смертью колдуна никто не соглашается принять от него колдовство, то он сильно тоскует, велит поднять на избе жолоб" *1): под "жолобом" избы, как мы видели, подразумевается именно "князек", "конек", "охлупень", "шолом". Еще более ясно изложено то же суеверие в рукописи В.С. Виноградова "Селение Никольское, Енотаевского у." (Астраханской губ.) 1848 г. (в том же архиве); рассказывая об одной старухе, которую считали колдуньей, автор записывает: "умирая, она сильно мучилась, все что-то хотела передать невесткам и умерла, только когда подняли конец крыши у избы" 2)...
-----
1) Д.К. Зеленин. Описание рукописей архива и. Русского Географического общества, вып.2, Пгр., 1915, стр.780;
2) Д.К. Зеленин, там же вып. 1, Пгр., 1914, стр.65;

------
Алексеев М. П. К "Сну Святослава" в "Слове о полку Игореве"// "Слово о полку Игореве", сб. статей под. ред. В. П. Андриановой-Перетц, М.-Л., 1950, с.242
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 24 май 2011, 12:39

По поводу поднимания крыши. Князья и есть колдуны, ибо обрекались в жреческое достоинство (как у римлян, индоариев и других индоевропейских народов).
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 май 2011, 16:33

Konrad писал(а):Князья и есть колдуны, ибо обрекались в жреческое достоинство.

Насчет Ржига и Сумарукова помню, хотя сразу не нашел, но в моей картотеке значится.
В любом случае, раз обещал на этой недели отправлю...

Если Вы про деление на "касты": секира, плуг с ярмом и чаша, то почему считаете, что князья относились к жрецам "чаша", а не к воинам "секира" ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 26 май 2011, 09:47

Правители у индоариев, римлян, кельтов действительно относились к сословию воинов, но, поскольку им надлежало править всеми сословиями и общаться с богами, все они проходили обряд принятия в сословие жрецов, инаугурацию (буквально делание авгуром, введение в авгуры). Об этом можно почитать у Дюмона, Элиаде, многих других авторов работ по сравнительному религиоведению. Поэтому все князья в "Слове" вещие, и Игорь такой же оборотень, как и Всеслав. Былины показывают оборотнями и называют вещими князей, начиная с Вольги Святославлича, то есть Олега Святославовича, брата князя Владимира, и кончая Романом Митриевичем, то есть Романом Галицким. Отаманы запорожских козаков тоже непременно считались "характерниками", то есть колдунами.
За Ржигу и Сумарукова буду признателен. Жду с нетерпением. Удалось ли Вам скачать с рутрекера Раевского? Там очень удобно, регистрация проста.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 май 2011, 12:34

Konrad писал(а):Правители у индоариев, римлян, кельтов действительно относились к сословию воинов, но, поскольку им надлежало править всеми сословиями и общаться с богами, все они проходили обряд принятия в сословие жрецов, инаугурацию (буквально делание авгуром, введение в авгуры).

Авгуры, гадатели по полету птиц, никогда к верховной касте не относились. Вы видимо имеете ввиду совмещение роли верховного правителя и верховного жреца, как наместника Бога ? Но в таком случае, и золотой плуг считался атрибутом верховной власти, например Kola-Ksais (Cолнце-князь) забрал себе все 3 атрибута и секиру, и чашу, и плуг с ярмом. Получается истинный правитель во всех трех "кастах" - "царь".

Konrad писал(а):все князья в "Слове" вещие, и Игорь такой же оборотень, как и Всеслав. Былины показывают оборотнями и называют вещими князей, начиная с Вольги Святославлича, то есть Олега Святославовича, брата князя Владимира, и кончая Романом Митриевичем, то есть Романом Галицким.

Ну начнем с того, что Волга Всеславич, а не Святославич. И прообраз он НЕ Олега Гориславича, а Всеслава Полоцкого.
Про "оборотня Игоря" (эко!) попрошу контекст. Никто кроме лютого зверя Всеслава в СПИ в оборотней НЕ превращается.
Боян токмо мыслью парит: метафора образного мышления.

Konrad писал(а):За Ржигу и Сумарукова буду признателен. Жду с нетерпением.

Статья Ржиги и отрывок из книги Сумарукова о "земле незнаемой" уже на руках. Осталось токмо отсканировать и закачать в народ.ру.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 26 май 2011, 13:21

Верховного правителя вводили в сан жреца. Для индоевропейского традиционного общества это обязательно.
Волх Всеславич - Всеслав Брячиславович Полоцкий, но былинный Вольга, по Борису Рыбакову, Олег Святославович - брат Ярополка и Владимира, сын Святослава Игоревича Хороброго.
Чертами оборотня Игорь действительно наделен:
Игорь князь поскочи
горнастаемъ къ тростию
и белымъ гоголемъ на воду.
Въвръжеся на бръзъ комонь
и скочи съ него бусымъ влъкомъ.
И потече къ лугу Донца,
и полете соколомъ подъ мьглами,
избивая гуси и лебеди
завтроку,
и обеду,
и ужине.
Коли Игорь соколомъ полете,
тогда Влуръ влъкомъ потече,
труся собою студеную росу:
претръгоста бо своя бръзая комоня.
Для автора поэмы это отнюдь не поэтические эпитеты, не метафоры, а те изменения телесной формы, облики, которые может себе позволить князь-колдун. И в них для автора нет ничего плохого. Умение Всеслава оперировать своими способностями князя-волхва оценивается в поэме позитивно, как и его антиполовецкая политика - возглавил киевлян в борьбе против половцев, в отличие от трусливого триумвирата Ярославичей, унял усобицы, перераспределил уделы, расчистил пути к Тмуторокани. Кстати, я не считаю "мысль" Бояна метафорой образного мышления - это некий зверь, соответствующий нижней зоне мироздания, как волк - средней, а орел - высшей, мироздание же в вертикальной проекции представлено древом. Он в этом облике "растекашется", то есть "тікає", убегает. Видя в "мысли" то, что называется омонимическим словом в современном великорусском языке, то есть думку, thought/thinking, Gedanke/Denke, мы приписываем автору поэмы, мыслящему мифологической конкретикой своего времени и общества, слишком большую способность к абстракции.
Аналогично способность князей видеть вещие сны оценивается позитивно. Святослав Киевский мудр, он при помощи бояр разгадал значение своего сна, а вот древлянский Мал из Переяславской летописи, первоначально из Переяславля-Русского, позже попавшей в Переяславль-Суздальский, глуп, он не понял, угрозу, о которой его известили во сне.
А вот хорошая песня казачья о сне атамана, имеющая переклички и по статусу видевшего, и по содержанию, с княжьими снами Киевской Руси, которые разгадывали бояре:
Ой, да не вечер, не вечор.
Мне малым - мало спалось,
Мне малым - мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.

Мне во сне привиделось,
Будто конь мой вороной
Разгулялся, разыгрался,
Расплясался подо мной.

Ой, да налетели ветры злые,
Да с восточной стороны,
И сорвали черну шапку
С моей буйной головы.

А есаул догадлив был,
Он смог сон мой разгадать.
"Ой, пропадет... - он говорил, -
Твоя буйна голова".

Ой, да не вечер, не вечор.
Мне малым - мало спалось,
Мне малым - мало спалось,
Ой, да во сне привиделось...
Очень жду сканировок. Заранее благодарю.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 май 2011, 19:28

Konrad писал(а):Верховного правителя вводили в сан жреца. Для индоевропейского традиционного общества это обязательно.

Вовсе не обязательно. Юлию Цезарю, ровно как и божественному Августу и т. д. как раз "наместничество Бога" и ставилось в вину...
На Руси духовная и княжеская власть были разделены. Митрополит (за исключением Илариона и Климента) ставился византийским патриархом. Великий князь Руси никогда не совмещал сразу две функции (духовного и мирского правителя).

Konrad писал(а):Волх Всеславич - Всеслав Брячиславович Полоцкий, но былинный Вольга, по Борису Рыбакову, Олег Святославович - брат Ярополка и Владимира, сын Святослава Игоревича Хороброго.

Какую работу Вы имеете в виду? Если Вы про былину о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче, то она относится к событиям X века...

Konrad писал(а):Чертами оборотня Игорь действительно наделен:
Игорь князь поскочи
горнастаемъ къ тростию...

Поскочить и прынуть в воду как? Горностаем и белым гоголем. Помчаться быстро как? Как "босый волк".
Это просто сравнительная метафора. Про Игоря же не написано, что он лютым зверем в сизой мгле обернулся или волком рыскал по ночам. Сравните кмети рыщут аки серые волки по оврагам, а Вслеслав волком прыгнул на ток Немиги.
В первом случае сравнительная характеристика, во втором случае образ оборотня.

Konrad писал(а):Умение Всеслава оперировать своими способностями князя-волхва оценивается в поэме позитивно, как и его антиполовецкая политика - возглавил киевлян в борьбе против половцев, в отличие от трусливого триумвирата Ярославичей, унял усобицы, перераспределил уделы, расчистил пути к Тмуторокани.

Ну тогда Вам сюда.

Konrad писал(а):Он в этом облике "растекашется", то есть "тікає", убегает. Видя в "мысли" то, что называется омонимическим словом в современном великорусском языке, то есть думку, thought/thinking, Gedanke/Denke, мы приписываем автору поэмы, мыслящему мифологической конкретикой своего времени и общества, слишком большую способность к абстракции.

А общий контекст "растѣкашется мыслію по древу" какой получился, что это за "мысленное древо" по Вашему?

Konrad писал(а):Святослав Киевский мудр, он при помощи бояр разгадал значение своего сна, а вот древлянский Мал из Переяславской летописи ...глуп...

Токмо кнес (матицу) поднимают в доме колдуна, который свои умения никому передать не может, а в остальном см. здесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 26 май 2011, 21:17

Почитайте про раджасуйа у Элиаде и прочие данные.
Жрец - не наместник Бога и не Бог, как Цезарь, Август или там Гелиогабал. В дохристианской Руси (а именно дохристианскими категориями, на мой взгляд, мыслит автор поэмы) успешно совмещал.
А Игорь и так бежит ночью... О его оборотничестве смотрите у Клейна и Дмитриевой, кажется.
Общий контекст - убегает зверьком мыслью (кто это такая, буду в статье писать, не мышь и не белка) в подземный мир, серым волком рыщет по срединному миру, сизым орлом парит по верхнему миру.
Древо - то, по которому бегает мыслью, его основной ипостасью.
Святослав и умирает во сне внезапной смертью, не успев никому ничего передать... В этом одна из черт переживаемой им трагедии.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 26 май 2011, 21:25

По поводу Всеслава останусь при взглядах своих и Рыбакова. А «куры» в выражении «Слова о полку Игореве», согласно которому Всеслав Брячиславич Полоцкий успевал перебежать путь Хорсу (Месяцу) «до куръ Тмуторокани», – не император и не крепостные стены, как Баскаков, Захаров и Сулейменов полагали. Это петухи [один из самых новых анализов всех гипотез, доказательства в пользу именно такой славянской трактовки и соответствующие выводы о несостоятельности тюркских этимологий см.: Орел В.Э. «Слово о полку Игореве» и его этимологическое изучение // «Слово о полку Игореве». Комплексные исследования. – Москва: Наука, 1988, с. 136-139]. Есть очень распространенная старинная украинская колядка, вот её запись из Харьковской губернии:
«Ой рано, рано кури запіли,
– Ой дай, Боже!
А ще раніше Костюша устав
– Святий вечір!
Костюша устав, лучком забрязчав,
лучком забрязчав, братців побужав: –
Вставайте, братці, коней сідлайте,
коней сідлайте, хортів скликайте –
та поїдемо в поле на влови,
в поле на влови, в темну діброву.
Ой там я назнав куну в дереві,
куну в дереві, дівку в теремі.
Ой вам же, братці, куна в дереві,
а міні, братці, (молодому) дівка в теремі» [Иванов 1907, с. 38-39]. Эта колядка, возникшая еще в дохристианские времена, явно была известна автору «Слова», поскольку его любимец Всеслав точно так же встает задолго до того, как запоют петухи в Тмуторокани, отправляется в поход в поле на половцев, седлает коней и... бросает жребий на девицу "окони" (в окне терема?), ему милую. Саму колядку сопоставляют также с песнями и сказаними о тяге волколаков к девушкам, женщинам. Текст «Слова» вообще проявляет большую лексическую, сюжетную и образную схожесть с зимней календарной и свадебной народной поэзией украинцев. Большинство слов поэмы до сих пор живут в украинском языке. И неудивительно. Современные украинцы – прямые потомки средневековых русинов, а не их злейших врагов, хазар, печенегов и половцев, как модно писать на сайтах нынче.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 26 май 2011, 21:36

Буду ждать сканировок
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина


Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 28 май 2011, 10:06

Огромное спасибо!
Кстати, полюбопытствуйте еще насчет Кузьмина Е.Е. Искусство и мифы бактрийцев и скифов: В стране Кавата и Афрасиаба. Изд.2, доп. 2010. 152 с. Вам понравится, а , возможно, и на мысли натолкнет. В сети не видел, но в продаже есть!
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 май 2011, 00:50

Konrad писал(а):Почитайте про раджасуйа у Элиаде и прочие данные.
Жрец - не наместник Бога и не Бог, как Цезарь, Август или там Гелиогабал.

Просто есть 2 версии: см. у того же Раевского (2006, с.98):
В версии Г-I три священных атрибута соответствуют трем социальным категориям, а принадлежность каждого из братьев к одной из этих категорий подразумевается. Цель испытания состоит в том, чтобы определить, какой из этих социальных групп принадлежит главенство в обществе, но само испытание лишено «профессиональной» окраски. В версии Г-II мы видим обратную расстановку акцентов. Здесь испытание явно призвано выявить, кто из братьев является носителем военной функции, само главенство которой над двумя другими как бы признается a priori.

Таким образом, версия Г-II скифской легенды, повествующая о происхождении скифских царей от того из братьев, который в испытании доказал свою принадлежность к воинам, служит прямым опровержением тезиса Ж.Дюмезиля о скифских царях как представителях жреческой функции и подтверждает схему, отстаиваемую Э. А. Грантовским. Персонаж, доказавший, что он принадлежит к сословию воинов, получает право на престол и, как приложение к нему, жреческий атрибут — чашу и право на отправление жреческих функций.


Konrad писал(а):А Игорь и так бежит ночью... О его оборотничестве смотрите у Клейна и Дмитриевой, кажется.

Клейн, если Вы про его работу "СПИ и апокалиптическая литература" писал об Антихристе Всеславе и оборотничество выдвигал как одно из доказательств, если другая работа - дайте ссылку.

Konrad писал(а):Святослав и умирает во сне внезапной смертью, не успев никому ничего передать... В этом одна из черт переживаемой им трагедии.

Или ИРОНИИ Автора СПИ написавшем о нем как о мучающимся "колдуне". А во сне Святослав НЕ "умирает", ни внезапно, ни медленно... Страдает угрызениями совести - ДА.

Р.S. Какие идеи о "мысленном древе" после прочтения Ржиги?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 30