Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 19 мар 2010, 16:12

Здравствуйте, Татьяна!

«Свадебными метафорами пронизано всё «Слово…»…»
Пронизано, пронизано – кто спорит? Но почему пронизано? Зачем Автору это было нужно? Моя версия - поход Игоря для Автора это свадьба с полем. А нужно, по его мнению, закрыть полю ворота.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1158
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 мар 2010, 17:46

поход Игоря для Автора это свадьба с полем. А нужно, по его мнению, закрыть полю ворота.
Дабы, все кому ни попадя не ездили в "ворота" поля "замужнего"... :D
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22822
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 мар 2010, 16:16

Здравствуйте , Лемурий!
Я как - то никогда не сравнивала тексты «по совпадающим 5 ключевым словам», но если Вам так важно для понимания притчи , то я готова это сделать.
Автор на протяжении всего «Слова…» неоднократно обращается к притчи:
1)« Вот вышел сеятель сеять…»( Матфей 13 :3)
В Спи «стрелы по земле сеяше». «рассушась стрелами по полю»

2)«А другое упало в добрую землю …» (Евангелие , Лука 8 :8)
« Не бологом бяхуть посеяны»(«Слово…).Автор делит семена на «посеянные бологом» т.е. в добрую землю и
« какое –то семя упало у дороги и было затоптано»( Лука 8 : 5)
В СПИ
а )« под копыты косьтьми была посеяна»
б)»потопташа поганые плъкы половецкыя»

3) «А другие упали на каменистые места, и когда выросли, то засохли, потому .что не имели влаги(Лука)
«А когда взошло солнце, их опалило и они засохли « (Матфей 13: 5-6).
В СПИ «Светлое и тресветлое слънце… В поле безводнее жаждею имъ лучи съпряже …»
В СПИ :
а)черна земля … кровью польяна (посевы семян в сухую землю, и чтобы проросли их «полили» ) тугою взыдоша…»

4) «А другие упали в тернии ( сорные травы) и полностью заглушили их ( Лука , Матфей)
В СПИ «по болотам и грязвым местомъ».
«А посеянные в тернии – это тот кто слышит слово…, а богатство совсем заглушают слово .(Матфей 13:22)
В СПИ «узорочье» – перен. богатство.
Но главное в притчи - это понять её потаённый смысл, а не сравнивать слова текста.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 мар 2010, 18:14

Добрый день, Татьяна!

Разница только в том, что в Ваших вариантах ассоциации раскинуты по СПИ, а в варианте Барац они все сгруппированы. Но сама идея искать аналоги в переводных книгах XII в для расшифровки парафраз - ПРАВИЛЬНАЯ.

Только брать надо НЕ современные источники, а древнерусскую переводную литературу. Хочу проверить на предмет парафраз "Хронику Иоанна Малалы" и "Слово некоего Христолюбца и ревнителя по правой вере" есть несколько совпадающих отрывков.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22822
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 мар 2010, 10:03

Доброе утро, Татьяна!

Вчера писал о том, что рассматривать надо именно переводные книги, а не современный перевод. Вот пример:

Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее. (Пс. 79:14)

а в старославянском варианте:

Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивiй пояде и. (Пс. 79:14)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22822
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 мар 2010, 11:27

Здравствуйте , Лемурий!
Ваши последние посты прямо бальзам на раны. Рада нашему взаимопониманию. Вот и Вы нашли ещё одно подтверждение слову «див» - зверь.
«Див» имеет , отрицательное значение этого слова – дикий .: ср. укр. дивий – дикий, старославянский «дивии», болг. «див», польский dziwy , «дивий» при латыш. daeva zuosis, « дикий гусь», ср. также родственное хеттское siu – «бог» в saunas huitar, «животные богов» т. е. «дикие звери». ( Мифологический словарь , Москва, Советская энциклопедия, 1991г. Стр. 188 Див)

В русских свадебных обрядах дива« Я из див сдивовалась» – невеста стр39.(Русская свадьба. 1985г.)
Цестна дивья-то красота, сидит на самых вершиноцках» (Русская свадьба. Москва.1985 стр. 144). Плата отдавалась за «дивью красоту»- в фольклоре поэтическое воплощение девичества. Деньги,в то далекое время, были не только злато и серебро ,но и пушные звери. В свадебных песнях невесту представляли в образах соболя « Соболем Наташенька леса прошла, крыла леса алым бархатом, по пути катила крупным жемчугом», куницы «Черная куна, возле быстрой реки, не сиди, господин, во чужом пиру, снаряжай ты свадебку» (Русская народная поэзия. Ленинград 1984).В начале сватовства «дивичья красота» сидит на вершине дерева. «Цестна дивья-то красота, сидит на самых вершиноцках»(Русская свадьба. Москва.1985 стр. 144) В «Слове» «…збися дивъ ,кличет вверху древа», здесь сопоставлены два мотива, по сходству категорий действий. На вершине древа сидел «див» - половецкий разведчик, который подражая куницы или соболю « свистъ зверинъ въста» подавал голосом знаки половцам о движении игорева войска «и поеха по чистому полю».
С другой стороны имеется христианский символ: половцы «дети бисовы» , тогда текст « з бися див» можно представить «биса» - беса в образе «дива» - дикого зверя. Что соответствует христианскому представлению об Антихристе.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 мар 2010, 18:49

В таком случае, Татьяна, не стыкуется с контекстом:

Уже снесеся хула на хвалу,
уже тресну нужда на волю,
уже връжеса дивь на землю.

Падение Дива причисляется к череде трагических для Руси событий. У Рыбакова по этому поводу более правдоподобная версия.

Изображение
И.И. Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникамТом 1.»

Что касается образа грифона, то он был известен праславянам еще в далекое скифско-сколотское время, когда на скифском пограничье для украшения наверший знамен применялись бронзовые фигуры грифонов. Им несомненно придавалось охранительное, апотропеическое значение, и грифоны нередко изображались в активной позе терзания. (Срезневский И. И. Материалы..., т. I, с. 18. ДИВЪ - gryphus (в Житии св. Власия).)...
..."збися Див, кличет верху древа" - содержится в самих скифских истоках этого образа. Известны бронзовые воинские штандарты с изображением древа жизни, над которыми как бы на вершине дерева помещена объемная фигура грифона с львиным туловищем и воинственно поднятыми над спиной крыльями; "див" как бы бьет, трепещет крыльями. Композиция содержит космогонические элементы: две зоны воды (земной и небесной); древо расположено выше земной воды и ниже небесной. Грифон помещен выше небесной зоны, как символ высшей силы. Возможно, что мифологический образ могучего небесного покровителя, находящегося выше деревьев, сложился еще в праславянско-скифскую эпоху и дожил, как и многие фольклорные образы, до русского средневековья. Див над деревом - символ угрозы враждебным степнякам; Див поверженный - подтверждение поражения русских.
-------
Б.А. Рыбаков Язычество древней Руси. Грифон-Див


Изображение
Грифон и семарглы начала XII века(Суздальские врата)

Как весьма РЕЗОННО спросила недавно Саша Антонова: откуда Древо взялось в чистом поле???
Древко воинского штандарта вполне логический ответ.

Третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы = уже връжеса дивь на землю (навершие воинского штандарта врезалось в землю).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22822
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 мар 2010, 16:50

Zinchenko_tanya писал(а):Мост является и свадебным символом. По нему юноша и девушка переходят в новый период своей жизни. . В свадебных песнях «мосты мостить» означало свататься, а мотив перевода по тоненькой мостиночке замужество
« По мостиночкам дубовым
Идёт наша барыня».
( Русская народная поэзия (обрядовая). Ленинград. « Художественная литература». 1984г. )
Добрый день, Татьяна!

Вот такая ещё есть параллель, как говорится: "ни нашим, ни вашим", но и мосты, и красна девица, и болото, и сине море, и Дева, что обидели, с лебедиными крыльями - присутствуют.
Вот приходит домой: «Ах, Лебедь-птица, красная девица! Что я наделал: спьяну тобой похвалился, своей жизни лишился!» — «Все знаю, Данило Бессчастный! Поди зови к себе в гости и князя с княгинею и всех горожан. А станет князь отзываться на пыль да на грязь, ныне-де пути недобрые, сине море всколыхалося, топи зыбкие открылися, — ты скажи ему: не бойся, Владимир-князь! Через топи, через реки строены мосты калиновые, перево́дины [перила] дубовые, устланы мосты сукнами багровыми, а убиты всё гвоздями полуженными: у добра мо́лодца сапог не запылится, у его коня копыто не замарается!» Пошел Данило Бессчастный гостей звать, а Лебедь-птица, красная девица, выступила на крылечко, крылышками тряхнула, головкой кивнула — и сделала мост от своего дома до палат князя Владимира: весь устлан сукнами багровыми, а убит гвоздями полуженными; по одну сторону цветы цветут, соловьи поют, по другую сторону яблоки спеют, фрукты зреют.

Срядился князь со княгинею в гости и поехал в путь-дорогу со всем храбрым воинством. К первой реке подъехал — славное пиво бежит; около того пива много солдат попадало. К другой реке подъехал — славный мед бежит; больше половины войска храброго тому меду поклонилося, на бок повалилося. К третьей реке подъехал — славное вино бежит; тут офицеры кидалися, допьяна напивалися. К четвертой реке подъехал — бежит крепкая водка, тому же вину тетка; оглянулся князь назад, все генералы на боку лежат. Остался князь сам-четверт: князь со княгинею, Алеша Попович, бабий пересмешник, да Данило Бессчастный. Приехали гости званые, вошли в палаты высокие, а в палатах столы стоят кленовые, скатерти шелковые, стулья раскрашо́ные; сели за стол — много было разных кушаньев, а напитков заморских не бутыли, не штофы — реки целые протекли! Князь Владимир со княгинею не пьют ничего, не кушают, только смотрят: когда ж выйдет Лебедь-птица, красная девица?

Долго за столом сидели, долго ее поджидали: время и домой собираться. Данило Бессчастный звал ее раз, и другой, и третий — нет, не пошла к гостям. Говорит Алеша Попович, бабий пересмешник: «Если б это сделала моя жена, я б ее научил мужа слушать!» Услыхала то Лебедь-птица, красная девица, вышла на крылечко, молвила словечко: «Вот-де как мужей учат!», крылышком махнула, головкой кивнула, взвилась-полетела, и остались гости в болоте на кочках: по одну сторону море, по другую — горе, по третью — мох, по четвертую — ох! Отложи, князь, спесь, изволь на Данилу верхом сесть. Пока до палат своих добрались, с головы до ног грязью измарались! Захотелось мне тогда князя со княгиней повидать, да стали со двора пихать; я в подворотню шмыг — всю спину сшиб!
-------
Данило Бессчастный: [Сказка] № 313 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, Т. 2. — 1985. — С. 364—367.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22822
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 апр 2010, 09:03

Здравствуйте , Лемурий!
Хотелось бы дальше продолжить обсуждения образа «Дива» в тексте: « свистъ зверин въста з бися див».Я Вам писала что , «Див» имеет , отрицательное значение этого слова – дикий .: ср. укр. дивий – дикий, старославянский «дивии», болг. «див», польский dziwy , «дивий» при латыш. daeva zuosis, « дикий гусь», ср. также родственное хеттское siu – «бог» в saunas huitar, «животные богов» т. е. «дикие звери». ( Мифологический словарь , Москва, Советская энциклопедия, 1991г. Стр. 188 Див) .
Вот и Вы нашли ещё одно подтверждение слову «див» - зверь.
«Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее. (Пс. 79:14)

а в старославянском варианте:

Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивiй пояде и. (Пс. 79:14)». И призывали «рассматривать надо именно переводные книги, а не современный перевод.»

Я нашла « зверие дивии» в древнерусском тексте « Житие преподобного отъца нашего Феодосия, Игумена Печерьскаго» « Тъгда бо зълии ти человеци, мало помудивъше, и преподобьнууму тому стаду съборавшуся въ цьркъви съблаженыимъ наставьникомъ и пастухъмь своимъ Феодосиемъ и поющемъ утреняя псалмы, устремишася на ня, акы зверие дивии» «То же врагу на то острящю я хотящу темъ святое то стадо искоренити от места того…».
Архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, "что диавол, Антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем" (1, С. 395).
(Отр. 14,9): "Если, говорит, кто поклонится зверообразному Антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений".
Архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, "что диавол, Антихрист и лжепророк общие друг с другом, как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем" (1, С. 395). Зверь Антихрист, « подобен барсу, и его лапы как у медведя, а его пасть ,как пасть льва» Согласно (Дан. 7 : 4-6) Барс, отличительная черта которого- быстрые и жестокие движения. Был символом Александра Великого царя Греции. Медведь, отличительная черта которого – сокрушающие лапы, был символом мидо – персидской монархии. Лев – отличительная черта которого – пожирающая пасть, был символом Навуходоносора, царя Вавилона. Поскольку Антихрист, зверь подобен всем трём. Он представляет собой сочетание всех злых держав в человеческой истории».
Почему же «Див – кличет връху древа»? Дерево древние делили на три зоны мироздания: верх кроны – мир небесный, середина ствола – земной , а корни – мир подземный. Див – Антихрист захватил мир небесный. Это могло произойти только во время распятия Христа. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя. И в Ипатьевской летописи и Лавреньтьевской астрономические явления на солнце связаны с : «Тайной Божия» и «знаменьем Божьем». Значит нечто подобное происходило и Иисусом Христом. Свидетельствует рассказ о затмении в Ипатьевской летописи: "... Игорь жь возревъ на небо и виде солнце стояще яко месяць. И рече бояромъ своимъ и дружине своеи: "Видите ли? Что есть знамение се?" Они же узревше и видиша вси и поникоша главами, и рекоша мужи: "Княже! Се есть не на добро знамение се." Игорь же рече: "Братья и дружино! Таины Божия никто же не весть, а знамению творець Богъ и всему миру своему! А намъ что створить Богъ, или на добро или на наше зло, а то же намъ видити."
Затмение описано в Лаврентьевской летописи: "Месяця мая въ 1 день на память святаго пророка Иеремия, в середу на вечерни, бы знаменье въ солнци, и морочно бысть велми, яко и звезды видети, человекомъ въ очью яко зелено бяше, и въ солнци учинися яко месяць, из рогъ его яко угль жаровъ исхожаше: страшно бе видети человекомъ знаменье Божье..."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 апр 2010, 10:20

Zinchenko_tanya писал(а):Затмение описано в Лаврентьевской летописи: "Месяця мая въ 1 день на память святаго пророка Иеремия, в середу на вечерни, бы знаменье въ солнци, и морочно бысть велми, яко и звезды видети, человекомъ въ очью яко зелено бяше, и въ солнци учинися яко месяць, из рогъ его яко угль жаровъ исхожаше: страшно бе видети человекомъ знаменье Божье..."
Христос воскресе, дорогая Татьяна!

Вы молодец, что начали искать в переводных книгах, вот ещё могу хороший источник подкинуть:

:arrow: Н.М. Гальковский Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. в 2 т. (1916, 1913)
Во второй томе есть "Слово некого Христолюбца" рекомендую, если не успели ещё с этим материалом поработать.

Только есть одно замечание. Дивъ и Дивiй - это несколько разные значения.

Ваш вариант Див= Антихрист (лютый зверь с перстами ако серпы, в которого превращался Всеслав) не согласуется со строчкой:

Уже снесеся хула на хвалу,
уже тресну нужда на волю,
уже връжеса дивь на землю.

Падение Дива причисляется к несчастным для Руси событиям. Врезание в землю Дива хорошо объясняется вариантом Дива на древке воинского штандарта, предложенным Рыбаковым.
Врезался Див в землю = пали стяги Игоревы.

Что касается затмений и знамений Божьих, то Вас видимо НЕ удивит, наличие некой птицы на древе при описании подобного знамения в Радзивилловской летописи в год 1092:

Изображение
М. 280 Радзивилловская летопись л.124 об.[1092]
"В си же времена знамение бысть на небеси, яко круг бысть посреди неба превелик...и рать велика бяше от половець отвсюду..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22822
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 апр 2010, 12:20

Лемурий! Есть в «Слове и «птица на дереве» «Уже бо беды его пасетъ птицъ по дубию…Орли клектомъ на кости зверя зовутъ» Орлы издают клекот .А в этом случае слышатся звериные свисты «свистъ зверинъ въста, з бися див».Значит див – зверь. И пока он воюет на небе. Это потом, в борьбе с богом, «див» будет свержен ( връжеся) на землю , а затем побеждён женщиной - Ярославной.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 апр 2010, 15:38

Zinchenko_tanya писал(а):А в этом случае слышатся звериные свисты «свистъ зверинъ въста, з бися див». Значит див – зверь.
В этом месте особенно убедительно...

Хотя Зализняк предлагает другую разбивку: нощь стонущи ему грозою птичь убуди, свистъ звѣринъ въ ста(и) зби [в стаи сбил]. Дивъ кличетъ връху древа...

Так что Див НЕ свистит, А "кличет", следовательно он от звериного свиста отделён.

Дива "лютым зверем" в СПИ не называют, перстами ако серпами, жизни христиан он не уносит, на последнем седьмом веце он не действует. И где это Вы, Татьяна, в апокалиптической литературе видели Антихриста в виде сигнального существа, предупреждающего об опасности??? :roll:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22822
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 09 апр 2010, 15:51

Здравствуйте , Лемурий!
В «Апокалипсисе» Гл. 8 Я нашла текст « И видел я и слышал одного Ангела, летящего по среди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле». Александр Мень так трактует этот текст: « В большинстве древних манускриптов стоит : «...видел одного орла летящего» там вовсе не «ангел», а «орёл» и только в немногих рукописях «ангел». Соответственно есть и два толкования. Одно, что апостол сидел на берегу, когда писал этот манускрипт, и у него перед его внутренним взором проносились эти видения. И может быть какие – то образы, мелькавшие перед взором телесным, могли снова и снова будить в нём отклики. Когда он увидел коршуна , летящего над бездной и кричащего: «горе, горе ,горе!» ( по гречески « уай , уай , уай»), то есть похоже на крик птицы, примерно как по - русски: «увы» «увы» «увы» . Этот клекот птиц и передаёт автор «Слова….» «Орли клектомъ на кости звери зовут…» Далее Мень продолжает : « А есть другое понимание: речь идёт об орле, о коршуне как о символе гибели. Христос говорит: «Там где труп, там собираются орлы».Птицы идут за войском и им всё равно кого клевать: труп русского или половца. «Див» который «кличет върху древа» звериным свистом «свистъ зверин въста…» собирает половцев «велит послушати – земли незнаеме Влъзе, и Поморию и Посулию и Сурожу и Корсуню тебе Тьмутороканьский…» и «половцы неготовами дорогами побегоша к Дону великому».
Собираются и русские« Трубы трубят в Новеграде…»Вспомним пророков Исайю и других пророков о трубном звуке. О долине Иосафата, как труба созывала некогда людей в бой. Так и труба в долине Иосафата созывает людей на Божий суд. В 12 главе «Откровения святого Иоанна Богослова, Апокалипсиса» вспомним слова Христовы «Я видел сатану ниспавшего с неба…» Александр Мень так понимает этот текст «Очевидно это падение Сатаны, было связано с действиями Христа, с его земной жизнью, и Сатана находился где –то в небе. Здесь тоже происходит война между ангельскими силами и сатаной, в результате которой он падает на землю.» В «Слове « връжеся дивъ на землю». «Очевидно , продолжает А. Мень. Боговоплощение освобождает от демонических сил какую –то часть космоса и поэтому демонические силы как бы оттеснены, но это не значит что они не торжествуют в видимом зримом мире. Диавол и сатана , который пал для того чтобы продолжать здесь действовать., так как время, когда он будет вытеснен с земли, ещё не наступило». Поэтому орлы клекотом возвещают : «уай» увы «горе живущим на земле потому что к вам сошёл Диавол». Выброшенный с неба , но не лишённый силы, он начинает бурно действовать вместе с половцами, которые являются «дети бисови» и принимают образ зверя « просторошася половцы, акы пардуже гнездо». (Откровение… 13, 5-7)»и дана была ему власть над всяким коленом и народом…» «Торжество сил зла неизбежно и какой -то апокалиптический промежуток времени эти силы торжествуют.» С текста «връжеся див на землю» Антихрист в образе зверя « аки пардуже гнездо» гепарда- жестокого , сильного , стремительно передвигающегося, нападает на Русь и уже все военные действия с этого момента будут происходить на русской земле . Понятно с одной стороны в «Слове …» воюет Антихрист. А кто же ему противостоит? ”.Церкви дано обетование: “Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей”. Эти слова Спасителя как нельзя лучше иллюстрируют то, что Церковь должна одолеть и уничтожить Антихриста. . Церковь земная не просто защищается, но и наступает, побеждает. Антихрист должен быть побежден ею непременно, в этом и заключается весь смысл эсхатологического домостроительства. “Аще кто оружием убиет, подобает ему оружием убиену быти”, – прикровенно сказано об образе смерти Антихриста в Апокалипсисе (Откр. 13, 10). Также есть множество оснований предполагать, что беззаконник примет смерть не от руки человека, равного ему по силе, но от человека по физической силе своей немощным, может быть даже слабым, однако же чрезвычайно мужественным, сильным духом и непоколебимой верой в Бога. Возможно, это будет юноша, женщина или старец. Автор гадает кого выбрать для уничтожения Антихриста, старого « А чи диво стару помолодите» или юношу «коли сокол в мытех бывает высоко птиц сбивает не даст гнезда своего в обиду». Участие женщины в поражении диавола явственно очерчивается в Божием проклятии змию, искусившему Адама и Еву: “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою сотрет главу, и ты блюсти будеши его пяту” (Быт. 3, 15). Если семя жены – Христос – победил на Кресте диавола, то не жена ли поразит Антихриста? Вообще смерть от женщины считалась для сынов Израилевых величайшим позором. Когда женщина проломила череп братоубийце Авимелеху, бросив в него отломок жернова, то “возопи Авимелех ко отроку, носящему сосуды его, и рече ему: извлецы меч твой и убий мя, да не рекут, яко жена уби его. И прободе его отрок его, и умре” (Суд. 9, 54). В «Слове…» Ярославна побеждает все стихии, которым поклонялись язычники и Антихриста . Затем сотворяет новую вселенную перечисляя стихии от более лёгких к тяжёлым : звук –(гласъ), ветер(воздух)., вода (Днепр –Славутицю),небесный огонь –«солнце» и появляется Христианский Бог, который «бог путь кажет изъ земли Половецкой (языческой) на землю рускую (христианскую)» .

Татьяна
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 апр 2010, 17:29

Zinchenko_tanya писал(а):Александр Мень так понимает этот текст «Очевидно это падение Сатаны, было связано с действиями Христа, с его земной жизнью, и Сатана находился где –то в небе. Здесь тоже происходит война между ангельскими силами и сатаной, в результате которой он падает на землю.» В «Слове « връжеся дивъ на землю».
Понятно с одной стороны в «Слове …» воюет Антихрист...
Автор гадает кого выбрать для уничтожения Антихриста, старого « А чи диво стару помолодите» ...
..смерть от женщины считалась для сынов Израилевых величайшим позором.
В «Слове…» Ярославна побеждает все стихии, которым поклонялись язычники и Антихриста.
Добрый день, Татьяна!
На первых строках своего письма хочу рекомендовать Вам нового участника обсуждения "giganic". Он специалист по языческому периоду. Кстати, перевод его и Ваш в теме "Всеслав Полоцкий в лето 6552" примерно одинаковый...

Итак, вернемся к Вашему мини "Антихристу". Вот скажите, есть ли у Дива хоть один признак того Антихриста о котором пишут в апокалиптических книгах?

Язвлена ли у него голова, называет ли его Автор СПИ "лютым зверем", немилостив ли он на кровопролитие: перстами ако серпами души из тел христианских веет, выступает ли он на последнем седьмом веце (тысячелетии) от сотворения Мира?

Если же всех этих признаков Антихриста нет, объясните зачем тогда Див предупреждает об опасности пограничные земли, города-колыбели христианства Руси и само войско Игоря.

Почему, никак не дождусь ответа, падение Дива причисляется к роковым для Руси событиям?

А.Меня понять вполне можно. Он пытался найти ортодоксальное в произведении неортодоксального (как верно подметила Саша) христианина. В период Студийского устава не было прямого копирования иудейских ветхозаветных текстов. Каноны гимнографии только устанавливались. Теоретики Русской Церкви Иларион (Боян) и Климент Смолятич предлагали петь песни Богу по-новому, обращаясь не к ветхозаветным иудейским, а языческим для Руси временам. Для Клима из Заруба (близ Трахтемирова городища сколотов) такими ветхозаветными языческими временами были времена скифов, как называли русских греки, с их первоскифом Таргитаем = Трояном (отцом троих сыновей), с их тысячелетиями от первоскифа Трояна, с их землей "на синем море у Дона"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22822
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 апр 2010, 12:03

Здравствуйте , Лемурий!
Какие признаки имеет Антихрист?
Вот что пишет прот. С Слободский « Один , самый высший и могушественный ангел. По имени Денница, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог. Он начал клеветать на Бога… и стал тёмным, злым духом Диаволом , сатаной. Слово диавол означает клеветник, а слово сатана – противник. Бога и всего доброго. Этот злой соблазнил и увлёк за собой много и других ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами . … И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них. Но не могла злая сила устоять против ангелов Божьих и упал Сатана вместе с бесами, как молния вниз в преисподнюю, в ад. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания.»

«… стал тёмным, злым духом…»
В первый день творения «Бог отделил свет от тьмы». Этим был установлен некий порядок и последовательность в видимом мире, и не было бы никакого смешения. В « Слове…» Тьма вторгается в свет и закрывает солнце «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты», «Солнце ему тьмою путь заступаше», «темно бо бе в третий день», на реце на Каяле тьма светъ покрыла». Тьма соотносится с хаосом «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною», Быт. С другой стороны, тьма, имеющая место быть после сотворения-освещения мира — это знак зла, образ ада, нечистоты, рудимент предначального хаоса. Тьма - это вместилище злых , нечистых духов т. к. днём их губит солнце. Борьбой тьмой и света пронизан весь текст «Слова…».
Антихрист имеет и другие образы : Ева искушается Диаволом в образе змия . В «Слове … полозие ползоша только…»
ПОЛОЗ, достигает более 2 м длины и считается самой крупной змеей в Европе, а также одной из самых крупных в фауне России. Питается грызунами, размером до сусликов, птицами и их яйцами, ящерицами, редко другими змеями. Свою добычу эта стремительная и сильная змея ловит на ходу и часто поедает, даже не задушив; сильно сопротивляющихся животных убивает, придавливая своим мощным телом к земле. Отличительная особенность поведения полоза — его необычайная агрессивность. В случае приближения врага эта змея часто не пытается скрыться бегством, а сворачивается спиралью, как это делают ядовитые змеи, злобно шипит и бросается на противника; при этом может совершать прыжки до 1,5—2 м и норовит нанести удар в лицо. Известны даже случаи неспровоцированного нападения полоза на проходящего мимо человека. Естественно, что злобный нрав змеи в сочетании с солидными размерами вызывают страх, а само животное — всеобщую антипатию. Бытующие кое-где на юге нашей страны фантастические рассказы о гигантских удавах, преследующих в степи одиноких путников, имеют основой встречи с полозом. Кусается полоз больно, до крови, однако серьезного вреда нанести человеку не может.
« Тогда врани не граахуть, галицы помлъкоша , сороки не троскоташа полозие ползоша только…»
Откровение Иоанна Богослова 8 : 1-6 « и когда он (бог ) снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе…» А. Мень так понимает этот текст : « Наступает безмолвие на небе, это безмолвие признак близящейся грозы… Это напоминает нам ту тишину, в которой пришёл Господь, как он явился Илье пророку. Приближается Бог , а перед ним идёт суд». Поэтому библейский Змий, чувствуя своё скорое изгнание в преисподнюю, превращается в полоза , потерявшего свою силу, может укусить , а вреда большого не принесёт.
Этот дракон – змий, когда ещё обладает силой , отдаёт свою власть зверю .Откр. 13, 3 -4 . « И дивилась вся земля, следя за зверем. И поклонилась дракону (змию), который дал свою власть зверю…» .» Звери . пишет А Мень , символизируют империи, которым противостоит Царство Сына человеческого. Половцы « дети бисови» «половцы аки пардуже гнездо». В Откровении 13 ,1 «этот зверь подобен барсу» Зверь- Антихрист «подобен барсу, и его лапы как у медведя, а его пасть – как пасть льва. Согласно ( Дан. 7:4-6) барс, отличительная черта которого – быстрые и жестокие движения, был символом Александра Великого, царя Греции.
Антихрист – это и лжепророк: « и даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно и дано ему вести войну со святыми и победить их (13, 5-7) В «Слове … «крамолу коваше» « лжу убуди которою». «Торжество сил зла какое –то время заложено в основе мира.» (Мень)Я думаю , что в «Слове…» это период времени 40 дней от распятия Христа , во время которого появляется тьма , и до его вознесения на небо, в «Слове…»этот отрезок времени отмечен последним историческим событием, которое произошло «в день вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Месяца мая в 26 день» «река Стугна… уношу князи Ростиславу затвори…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5