Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 дек 2021, 22:21

Удивительно быстро, уважаемый Усердец, у Вас получается отрывки нужные находить. Автор «нашего» «Слова о посте» называет волка не "пагубным", а «мысленным», в остальном он почти дословно пересказывает, но про горы, иже есть заповеди Господни, добавляет от себя, в «Златой цепи» просто убежим от волка пагубного, как иереи велят, иже есть покаяние.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 31 дек 2021, 01:23

corvin писал(а):Нет ничего общего между суровым монахом Никоном и застольным певцом, славящем князей, Бояном.
Если бы Ярославна была язычницей, то обращалась бы к самому Стрибожу, а не к силам природы ему подвластным.
Только после моитвы Ярославны мы видим. что в СПИ появляется явно христианский элемент: "Бог путь кажетъ изъ земли Половецкои на землю Рускую...".

А вот это показательный момент: упоминание языческих богов у Автора точно уравновешивается “христианским элементом”. Нейтральность удерживается до конца.
В СПИ: князьям слава! А дружине? Аминь! Клирик никогда не станет употреблять аминь в таком светском значении. Достаточно вспомнить Батум Булгакова, где окончательное решение об исключении Сталина из семинарии принимают после сказанного им “аминь” в конце списка учительских обвинений.


В конце 12 в. несмотря на то, что Русь жила по законам Православной веры элементы язычества в народной вере продолжали оставаться как коренной вере славян достаточно устойчивыми. Как показывают исследования ученых язычество особенно прочно занимало свои позиции у северян. Понятие древнерусский народ довольно условно и не отвечает в полной мере на вопросы формирования древнерусской народности. Не исключение в данном случае и формы религиозного самосознания. Ярославна не церковный деятель. которая обязана строго жить по канонам православной церкви, она воспринимает религию в народном понимании таковой. В ее плаче просматривается некий симбиоз христианства и язычества. Она исповедывает как христианство. так и язычество.
хотя она и обращается к природным стихиям. в СПИ не конкретизируется та сила. которая управляет стихиями.
так она вопрошает: "чему Господине насильно вееши?". В этом случае автор оставляет право выбора за читателем, как понимать ее обращение, как к языческому божеству или к христианскому Богу. Если она произносит языческую молитву. то под "Господине" может скрываться имя Стрибога.
По поводу уравновешивания языческого и христианского элемента согласиться не могу. т.к. большей частью в СПИ упоминаются языческие боги. а Богу христианскому уделено меньше места в произведении. Не знаю. но может быть таким образом автор хотел сказать про тысячелетия язычества (веци Трояни) и новой христианской веры на Руси, пришедшей на смену языческой, ведь можно сказать. что автор писал свой труд еще на заре православия.
По поводу концовки произведения: "Князьям слава а дружине. Аминь" споры не утихают и до сих пор. т.к. предлагается чтение и: "Князьям слава и дружине! Аминь".
Еще Вы не учитываете то обстоятельство. что автор СПИ мог быть и клириком. но для своей безопасности мог намеренно придать своей песни черты светского произведения. дабы не быть узнанным.
Под Бояном вполне могло скрываться имя Никона, жившего в тот период. когда в тмуторокани княжили и храбрый Мстислав и красный Роман и ни в коем случае нельзя исключать того. что под Бояном скрыто имя Никона. Но можно задаться вопросом. если Боян. это Никон, то почему автор СПИ выбирает своим предшественником Бояна - Никона. Не намек ли это на то, что и автор СПИ клирик. к тому же занимающий довольно высокое положение в духовной иерархии?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 31 дек 2021, 01:51

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Особенно интересен первый корень имени белки. который выводят от древнескандинавского - "rati" - "путешественник". А не зашифровал ли древнерусский вития в образе белки жизненные испытания, выпавшие на долю Никона, которому в связи с тем, что он попал в немилость к князю Изяславу пришлось совершить путешествие в Тмуторокань в 1061 г.

Уважаемый краевед, скандинавская версия, конечно, красивая, только контексту не соответствует. В СПИ "скачет" славий по «мысленному древу», как Давид перед киотом с заповедями Господними (см. «Ущекоталъ скача» Якобсон).
Мы же, когда находим изюм в булке, не говорим, что всё хлебобулочное изделие - виноград, так и здесь, в длинном списке церковных метафор: «мысленное древо», «живые струны», «вещие персты», «славий» (обращение к гимнографу Роману Сладкопевцу Мин.1 Окт), «песнотворец» (обращение к гимнографу Косме Маюмскому Мин.12 Окт.), свивание обапол (=краестрочий) тропарей (=слав сего времени) в акростих - всё это перевешивает образ скандинавской белки, не подкреплённый другими метафорами. Но версия, повторюсь, красивая.


Необходимо. уважаемый Лемурий, учитывать. что в Зачине автор СПИ дает общую характеристику творчеству Бояна:"Боян бо вещий аще кому хотяше песне творити то растекашется мыслию по древу серым волком по земли шизымъ орломъ подъ облакы". В другом фрагменте автор СПИ обращается к Бояну с риторическим вопросом. как бы тот воспел рать Игоря, также как пел в свое время прославляя князей. заливаясь соловьем. их восхваляя.
В одном и другом случае присутствует мысленное древо. с той лишь разницей. что в одном случае упомянута белка. как я понимаю Ротатоск, в другом случае соловей - славий. Как уже писал. автор СПИ мог специально акцентировать внимание на белке. зашифровав в ней слово "путешественник". намекая на неоднократные ходы Никона в Тмуторкань.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 31 дек 2021, 07:48

краевед писал(а):Но можно задаться вопросом. если Боян. это Никон, то почему автор СПИ выбирает своим предшественником Бояна - Никона. Не намек ли это на то, что и автор СПИ клирик. к тому же занимающий довольно высокое положение в духовной иерархии?

Уважаемый краевед, с наступающим 2022 годом!
1. Никон родоначальник русского летописания, именно его «замышлению» мы обязаны появлению в сухих "погодных статьях" прямой речи участников событий, панегириков, нравственно-поучительных вставок. Любой летописец "внук" (= последователь) Никона Великого.
2. До схимы Никон был митрополитом Иларионом. Можно сколь угодно долго ругать М.Д.Присёлкова за смелость такой версии, но факт остаётся фактом. Никому неизвестный ранее Никон появляется в печере, ископанной ранее Иларионом, на высоком посту - он мог постригать в монахи бояр, чем вызывал гнев Изяслава Ярославича, сославшего его в Тмуторокань.
А раз так, то "внук" (= последователь) первого митрополита из русичей Илариона Киевского второй митрополит из русичей Климент Смолятич.
Отсюда следует и лояльное философское отношение к языческим временам, разве не писал Климент Смолятич в ПКС о ветхозаветных временах? Писал, почти всё его послание им посвящено, языческие времена для Руси такая же историческая веха в Истории как и ветхозаветные для Иудеи.

краевед писал(а):В одном и другом случае присутствует мысленное древо. с той лишь разницей. что в одном случае упомянута белка. как я понимаю Ротатоск, в другом случае соловей - славий. Как уже писал. автор СПИ мог специально акцентировать внимание на белке. зашифровав в ней слово "путешественник". намекая на неоднократные ходы Никона в Тмуторкань.

Открывайте СССПИ - вариант "мысь" (белка) Вы здесь не найдёте, поскольку помимо подлежащего там есть ещё и сказуемое к белке никак не применимое, а вот к мысленному созерцанию «древа» деяний князей на предмет выполнения ими заповедей Господних имеет самое прямое отношение.

    Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу,
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 31 дек 2021, 23:50

Вас, уважаемый Лемурий, также с наступающим Новым 2022 г.!
Действительно, и Иларион и Климент Смолятич были митрополитами из русичей. Не знаю. можно ли это воспринимать как аргумент в пользу написания СПИ К.Смолятичем, но вполне возможно. что автор СПИ выбирая в свои предшественники Бояна (Никона) этим намекает, что и сам имеет высокое духовное звание в церковной иерархии.
В СССПИ имеется более широкий обзор фразы о "мысли". где указывается и на довольно весомый аргумент в пользу "мыси", который озвучили в свое время Н.Полевой и А.С.Пушкин. что по аналогии с серым волком и орлом должно быть указано и третье животное. считая слово "мысль" опиской. предлагая считать третьим животным. снующим по древу мышь. Наблюдения В.Даля показывают, что "мысью" в Псковской губернии называли белку - летягу. что корреспондируется с предположением о переписывании списка СПИ в Псковских землях. указывая на написание слова "шизымъ орломъ", относя это написание к псковским областным диалектам.
Пока. во всяком случае для меня. неясно, или, изначально в древнем тексте стояло "мыслию". исправленное псковским переписчиком на "мысию". как вполне подходящее в случае упоминания других животных, связанных с "мысленным древом" - волка и орла, или же слово "мыслию" плод переписывания более позднего переписчика. не знакомого с псковскими областными говорами. исправившего "мысь" на "мысль". посчитавшего, что "мысль" соответствует контексту СПИ. Пока спор продолжается.

До новых споров и находок в Новом 2022 г.!
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 янв 2022, 08:16

С Новым 2022 Годом, уважаемый краевед!

краевед писал(а): Наблюдения В.Даля показывают, что "мысью" в Псковской губернии называли белку - летягу. что корреспондируется с предположением о переписывании списка СПИ в Псковских землях. указывая на написание слова "шизымъ орломъ", относя это написание к псковским областным диалектам.

Вот когда «рак на горе свистнет», «лошадь прокукарекает», а «волк поползёт», вот тогда и по «древу» можно будет растекаться мышью или белкой. Удивительные исследователи, если что-то не понимают, как то с Ярославом Черниговским и всеми Всеславичами, с Аминь в значении "гибель, конец", с отрывком «рекъ Боянъ», то начинают не свои прорехи знаний устранять, а «Слово» под свои идефиксы переписывать, "испорченные" слова искать, страницы местами переставлять и т.д.
«Древо» здесь не природное, а «мысленное древо» деяний князей, которое нужно мысленно созерцать, мыслью растекаться по их «древу» трудов и поступков на предмет соответствия 10 заповедям Господним (метафорических струн Псалтири).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 01 янв 2022, 16:16

Не знаю. можно ли это воспринимать как аргумент в пользу написания СПИ К.Смолятичем, но вполне возможно. что автор СПИ выбирая в свои предшественники Бояна (Никона) этим намекает, что и сам имеет высокое духовное звание в церковной иерархии.

Боян и Никон два разных человека. Никон это суровый монах, принципиальный и не уступчивый в спорах с князьями. Боян сказитель, поющий князьям мирскую славу на пирах.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 02 янв 2022, 00:58

Лемурий писал(а):С Новым 2022 Годом, уважаемый краевед!

краевед писал(а): Наблюдения В.Даля показывают, что "мысью" в Псковской губернии называли белку - летягу. что корреспондируется с предположением о переписывании списка СПИ в Псковских землях. указывая на написание слова "шизымъ орломъ", относя это написание к псковским областным диалектам.

Вот когда «рак на горе свистнет», «лошадь прокукарекает», а «волк поползёт», вот тогда и по «древу» можно будет растекаться мышью или белкой. Удивительные исследователи, если что-то не понимают, как то с Ярославом Черниговским и всеми Всеславичами, с Аминь в значении "гибель, конец", с отрывком «рекъ Боянъ», то начинают не свои прорехи знаний устранять, а «Слово» под свои идефиксы переписывать, "испорченные" слова искать, страницы местами переставлять и т.д.
«Древо» здесь не природное, а «мысленное древо» деяний князей, которое нужно мысленно созерцать, мыслью растекаться по их «древу» трудов и поступков на предмет соответствия 10 заповедям Господним (метафорических струн Псалтири).


Вас также с Новым 2022 г.!
Ну. не знаю. уважаемый Лемурий. Если Вы не доверяете мнению Л.В.Соколовой, исследования которой неоднократно ставили в пример. тогда не знаю. В статье ЭСПИ Л.В.Соколова относительно слов "мысль и "мысь" пишет: "Скорее всего. в авторском тексте читалось все же слово "мысь". Об этом говорит прием параллелизма. использованный в расматриваемом фрагменте. свидетельствующий о том. что на ряду с волком и орлом здесь упомянут зверек или птичка, так же прочно связанный в нашем сознании с деревом как орел с небом. волк - с землей. Таким зверьком и является белка".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 02 янв 2022, 06:56

corvin писал(а):Боян и Никон два разных человека. Никон это суровый монах, принципиальный и не уступчивый в спорах с князьями. Боян сказитель, поющий князьям мирскую славу на пирах.

Про "мирскую славу на пирах" навеяно образом слепого Гомера. Боян же пел не по заказу, а кому хотел песнь сложить, чей жизненный путь нужно было измерить на исполнение заповедей Господних и вынести вердикт - достоин ли князь покаяния. У сказителей гусли крыловидные 6-8 струнные, у Бояна - метафорические, 10-ти струнные гусли Псалтырь, на которых Давид прославлял Господа.

    «Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве...»
    ---
    Беседы на псалмы, святитель Василий Великий, толкование (Пс.32:2)
То, что струны именно метафорические, следует из «вещих перстов». Вещие = знающие то, что другим не дано. Под вещими перстами появлялись «трудные повести» временных лет - «замышление» Бояна.

    «Мы ж ныне приемлем чисту бумагу, и пакладаем пером и чернилом слаганием четыре десятых писмен древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны...»
    —-
    «Хронограф» 1641 г. (ГБЛ, собр. Музейное, № 7751
Под «вещими», «многоокими» перстами появлялись «духовные гусли» - древние письмена о деяниях князей времён первых усобиц, о которых никто, кроме редактора 1073 ДКС, уже никто не ведал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 02 янв 2022, 07:34

краевед писал(а):Если Вы не доверяете мнению Л.В.Соколовой, исследования которой неоднократно ставили в пример. тогда не знаю. В статье ЭСПИ Л.В.Соколова относительно слов "мысль и "мысь" пишет: "Скорее всего. в авторском тексте читалось все же слово "мысь". Об этом говорит прием параллелизма. использованный в расматриваемом фрагменте. свидетельствующий о том. что на ряду с волком и орлом здесь упомянут зверек или птичка, так же прочно связанный в нашем сознании с деревом как орел с небом. волк - с землей. Таким зверьком и является белка".

Как я могу "не доверять", уважаемый краевед, Лидии Викторовне- лучшему аналитику по СПИ? Именно по её работам надо учить писать статьи: сперва анализ статей прошлого, затем взгляд по-новому, на базе перечисленных версий, как бы селективный отбор. У неё хорошая логика и умение вычленить главное. Но источниковедение - наука не на догмах основанная, новые открытия могут пересмотреть старые версии. Так и здесь, то что мысль Бояна рыскала волком по земле (слух прикладывая к бывшим меж цесарями ратям), орлом в небе (созерцая полки с высоты орлиного полёта), вовсе не может относиться к "мыси", белка и мышь не могут растекаться. Приведите аналог и будем обсуждать эту версию далее, в СССПИ Вы такой версии не найдёте. Если же мы рассматриваем то, что написано чёрным по белому "мысль" в , то такое словосочетание устойчивое и сейчас употребляемое. Про волка и орла здесь как уточнение: растекался мыслью КАК? волком по земле, орлом в небе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 02 янв 2022, 19:28

Боян же пел не по заказу, а кому хотел песнь сложить, чей жизненный путь нужно было измерить на исполнение заповедей Господних и вынести вердикт - достоин ли князь покаяния.

Судя по надписи в церкви, Боян имел земельную собственность. Т.е. труд его вознаграждался.
Образцы песен Бояна даны. По отношению к летописям и церковной литературе они и близко не лежали.
У Бояна вещие (умелые) пальцы сами князьям славу играют. У вас же эти умелые пальцы на метафорических струнах без участия ума наяривают.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 02 янв 2022, 22:14

corvin писал(а):Судя по надписи в церкви, Боян имел земельную собственность. Т.е. труд его вознаграждался.

Рыбаков писал, что цена за «землю Бояню» была сопоставима с доходом 7 городов:

    «Всеволожая княгиня купила ("крила") землю Бояню всю за 700 гривен, дав за нее задаток в 70 гривен собольих. Начертания таких характерных букв, как Ж и Ч, указывают на последнюю четверть XI в., встречаясь в надписях 1068, 1073, 1076, 1092, 1096 и 1097 гг. Начертания букв б и є сближают купчую запись с надписями середины XI - самого начала XII в. Передвинуть запись во вторую половину XII в. по палеографическим признакам невозможно… Сумма в 700 гривен была очень значительной; в 1100 г. Святополк дал Давыду Игоревичу два городка (Дубно и Черторыйск), а другие князья дали ему по 200 гривен. По этому расчету Бояня земля равнялась стоимости (или доходу) семи городков. Тот Боян, которому принадлежала земля, по своему имущественному положению может быть приравнен к боярину. К сожалению, у нас нет никаких данных о местоположении Бояней земли...»
    —-
    Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве" М. 1972,С.415, 417
Это сколько нужно было выступать, чтобы на 7 городков напеть?

Другое дело история реального митрополита из русичей Илариона Киевского, по высокой церковной иерархии, очевидно, крупного землевладельца. После принятия схимы он всё своё имущество должен был передать Церкви. Как назвать эту землю? Земля Илариона? Нельзя, он сменил имя на схимническое Никон. Земля Никона? Тоже нельзя, схимники не имеют недвижимости. Выход имя замещение. 28 марта (ст.ст.) день памяти мчн Бояна и преп. Илариона.

Будучи схимником, и будучи сосланным в Тмуторокань, Никон и там находит средства, чтобы выкупить землю под монастырь, а после передать казну и эту землю Феодосию Печерскому. Если бы решили продать тиутороканскую землю кто бы продавал? Послухи - клирики, как и в записи о «Бояней земле» продавцами были клирики.

corvin писал(а): Образцы песен Бояна даны. По отношению к летописям и церковной литературе они и близко не лежали.

И что это "песни" такие про Мстислава, зарезавшего Редедю перед полками касожскими или про Романа Красного, чьи кости лежат близ Тмуторокани? Мы знаем только вставки о них редактора 1073 ДКС Никона Великого, автора «замышления» (=стиля) трудных повестей временных лет.

corvin писал(а): У Бояна вещие (умелые) пальцы сами князьям славу играют. У вас же эти умелые пальцы на метафорических струнах без участия ума наяривают.

«Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху
= « накладая очитыя персты на чернилныя струны» = (Списки пространной редакции "Слова о Лазаревом воскресении")"Давыд в преисподнем аде седя, накладая очитыя персты на живыя струны..."

Славу князьям не «вещие персты» рокотали, а «живые струны» - 100% церковная метафора из писаний о псалмотворце Давиде.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 03 янв 2022, 00:34

Это сколько нужно было выступать, чтобы на 7 городков напеть?

Рудаки — Стихи о старости:
Мне сорок тысяч подарил властитель Хорасана,
Пять тысяч дал эмир Макан – даренья недурные.
У слуг царя по мелочам набрал я восемь тысяч,
Счастливый, песни я слагал правдивые, прямые.

Итого: 53 000 (дирхемов?). 1 дирхем = 3,9 г серебра. 53 000 X 3,9 = 206,7 кг
Боян: 700 гривен. 1 гривна = 200 г серебра. 700 X 200 =140 кг (при условии, что не гривна-кун. Иначе 140 кг / 4 = 35 кг)
Как назвать эту землю? Земля Илариона? Нельзя, он сменил имя на схимническое Никон.

Слишком сложно. Плюс к тому Илларион и Никон разные люди.
Славу князьям не «вещие персты» рокотали, а «живые струны» - 100% церковная метафора из писаний о псалмотворце Давиде.

Нет, персты. Для струн было бы “оне”.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 янв 2022, 08:11

corvin писал(а):Рудаки — Стихи о старости:
Мне сорок тысяч подарил властитель Хорасана,
Пять тысяч дал эмир Макан – даренья недурные.
У слуг царя по мелочам набрал я восемь тысяч,
Счастливый, песни я слагал правдивые, прямые.

Итого: 53 000 (дирхемов?). 1 дирхем = 3,9 г серебра. 53 000 X 3,9 = 206,7 кг
Боян: 700 гривен. 1 гривна = 200 г серебра. 700 X 200 =140 кг (при условии, что не гривна-кун. Иначе 140 кг / 4 = 35 кг)

"Восток - дело тонкое"(с) На Руси серебра не было, в XI-XIII вв был «безмонетный период», в гривны переплавляли арабские и европейские монеты, серебро ценилось очень высоко, если за 200 гривен покупали 2 городка.
Положение же скоморохов на Руси было невысоким, об этом можно судить по Судебнику 1589 года о защите чести, вот выдержки из этого Судебника с переводом в рубли и копейки:

    (57) А сотцкому безчестия два рубля, а жене его вдвое.
    (65) А скомороху описному безчестия два рубля, а жене его ничего.
    (66) А неописному скомороху гривна безчестия, а жене его вдвое. [гривна = 20 денег = 10 копеек = 1/10 рубля]
    (68) А московъским городцкимъ нищим кликуном безчестия вос 8 ал(тынъ) 2 де(нги). [1 алтын = 6 денег, итого 50 денег = 25 копеек]
Итого:
Описной скоморох ценился как сотцкий в 2 рубля, хотя жена его защиты чести не имела.
Неописной скоморох за бесчестие получал 10 копеек, что в 2,5 раза меньше, чем за городских нищих. Для сравнения: честь боярина оценивалась в 600 рублей, а честь пахотного крестьянина в 1 рубль, в жены его вдвое. Получается, что даже описной скоморох ценился наравне с женой крестьянина.

corvin писал(а): Илларион и Никон разные люди.

При схиме меняется имя, а так вернулся он в ту же печеру, что и ископал. Даже абстрагируясь от версии М.Д. Присёлкова, достаточно посмотреть на контекст СПИ: Боян обращается к жене кагана Ярослава, а так русских князей (Владимира и Ярослава) называл ТОЛЬКО Иларион в СЗБ.

corvin писал(а):Нет, персты. Для струн было бы “оне”.

Персты славу рокотали? Это как?
С «онѣ» мн.ч. ж.р. согласен, но глагол рокотать с перстами не сочетается.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 03 янв 2022, 09:28

Я показал, что цена Бояновой земли и заработанное Рудаки величины одного порядка. Причем у Рудаки сумма по-видимому примерно в 2-3 раза больше.
На Руси серебра не было, в XI-XIII вв был «безмонетный период», в гривны переплавляли арабские и европейские монеты, серебро ценилось очень высоко, если за 200 гривен покупали 2 городка.

Боянову землю продали в 11-ом веке, а безмонетный период начался в 12-ом.
Даже абстрагируясь от версии М.Д. Присёлкова, достаточно посмотреть на контекст СПИ: Боян обращается к жене кагана Ярослава, а так русских князей (Владимира и Ярослава) называл ТОЛЬКО Иларион в СЗБ.

Я написал, что Илларион и Никон это разные люди. А вы доказываете, что Боян это Илларион.
С «онѣ» мн.ч. ж.р. согласен, но глагол рокотать с перстами не сочетается.

Вы не знаете, что значит глагол рокотать. Например, бренчать (на гитаре) может относиться к руке.
Если бы живые струны были такие волшебные, что сами играли, то и перстов воскладать на них не нужно бы было.
Исполнение когда пальцы играют на инструменте без контроля ума называется, кажется, моторным. Это вполне реальное явление, в отличие от волшебных струн.
Выражение “они сами” может относиться только к перстам, но не к струнам.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 117