Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 апр 2010, 14:49

Zinchenko_tanya писал(а):. В «Слове … полозие ползоша только…»
ПОЛОЗ, достигает более 2 м длины и считается самой крупной змеей в Европе.
Добрый день, Татьяна!
По поводу образа Антихриста в СПИ открываю новую тему и туда скину всё что есть.

А по поводу "полоза" :D , в 2-х словах: НЕ прав натуралист, а прав ЛИНГВИСТ.

:arrow: А. А. Зализняк "Слово о полку Игореве": взгляд лингвиста, М., 2004

Полозiю ползоша
полозiю ползоша - это figura ethymologica, а именно то, что соответствовало бы по форме (хотя в данном случае все же не по смыслу) современному ползком ползли
Сам прием соединения однокоренных слов для достижения большей выразительности автору СПИ хорпошо знаком и использован им неоднократно:
одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый – ты, Игорю! 20;
начашя мосты мостити 38;
уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати 83;
Оборот мыслію смыслити сходен с полозiю ползоша даже и в морфологическом отношении: в обоих случаях использована словоформа творительного падежа на - iю.
-------
А. А. Зализняк "Слово о полку Игореве": взгляд лингвиста, М., 2008 изд. третье, дополненное, с.256-257

Хочу поддержать такой вариант перевода, к тому же он совершенно ЛОГИЧНО ложится в контекст:

Полозію ползоша - только дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ, соловіи веселыми пѣсьми свѣтъ повѣдаютъ.
Ползком ползали - только дятлы стуком путь к реке кажут, соловьи веселыми песнями свет возвещают.

Дабы не вспугнуть вороньё, галок и сорок - ползком ползали (про Игоря, Овлура и их спутников):
не ведая ни направление - только дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ;
ни время - соловіи веселыми пѣсьми свѣтъ повѣдаютъ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22824
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 апр 2010, 15:51

Лемурий !
Как же они ползли, вместе с лошадьми ? :D « Комонь въ полуночи Овлурь свисну за рекою!"
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 апр 2010, 16:50

Zinchenko_tanya писал(а): Как же они ползли, вместе с лошадьми ? :D « Комонь въ полуночи Овлурь свисну за рекою!"
Ай-ай. Кто-то из нас явно невнимателен: :?

Коли Игорь соколомъ полетѣ, тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу: претръгоста бо своя бръзая комоня
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22824
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 апр 2010, 08:24

Лемурий !
« По следу Игореве ездите Гзак ъ с Кончаком…».Какие это следы ?По всей вероятности это следы от копыт лошадей на земле, на тропе «вържеся на бръзъ комонь и скочи…». Чтобы следы копыт лошадей были не видны , Игорь с половцем скакали на лошадях по траве « труся собой студеную росу» и это тоже был след , хоть и менее заметный: трава без росы. «Замести следы» помогла вода, перебродив или переплыв реку Донец Игорь не оставляет за собой следов.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 апр 2010, 18:14

Zinchenko_tanya писал(а):« По следу Игореве ездите Гзак ъ с Кончаком…».Какие это следы ?
А вот здесь уже, Татьяна, надо послушать натуралиста.

:arrow: Шарлемань Н. В. Заметки натуралиста к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ, т.8, М., Л.:1951. С. 53—67.

на с. 55 найдете заметку об обильной росе по утру и хорошей наблюдательности Автора СПИ при передачи деталей побега:

тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу

Эта сбитая роса и оставляет след.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22824
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 апр 2010, 12:18

Добрый день, Татьяна!
Теперь моя очередь "запевать", а Ваша либо "подхватывать", либо "освистывать"...

В предисловии к "Слову о полку Игореве", М. 1987, Д.С. Лихачев написал, что количество слов в СПИ (так понимаю, при "классической" разбивке на слова) равно 2875. Как понимаете, это не окончательная цифра и она может разнится от вариантов разбивок на слова:

Одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый – ты, Игорю! Оба есвѣ Святъславличя!(10) -
Одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый (ты, Игорю!): Оба е[есть] Свѣ(тъ) Святъ Славличя! (12) +2 слова

Часть слов Автор мог написать в более архаичном виде, нежели их привыкли видеть в поздних летописях. Например, слово "кръвопролитие" раньше было в 2 слова "кръво пролитие", однако переписчики летописей разделяли слитные буквы согласно современным им правилам.

Это всё к тому, что цифра 2875 "неправильная". Она не соответствует музыкальному канону, которому придерживались в то время на Руси при составлении песен.

Правильная цифра 2880 = 20 (кафизма — двадцатая часть Псалтыри)*12*12
или 2880 = 8 (осьмигласие)*12 (двенадцатиступенный (церковный) звукоряд)*30

Для того, чтобы объяснить почему эта цифра более правильная придётся процитировать замечательную работу Т.Ф. Владышевской "Музыка Древней Руси" из сборника "Искусство Древней Руси"., М., 1993.
Музыкальный канон, который был принят на Руси вместе с крещением как нечто святое и нерушимое, ограничивал проникновение в церковную музыку чуждых ее духу банальных напевов. Принципы византийского канона распространялись на музыкальную культуру всего русского Средневековья, управляя творчеством распевщиков и регламентируя характер исполнительства. Лишь в период позднего Средневековья, с конца XVI в., на Руси начинают разрушаться жесткие ограничения канона.

Древнерусские мастера пения, позаимствовав византийский канон, творчески его переработали. Высокий художественный уровень канона и эталоны византийского искусства способствовали росту творчества русских мастеров — художников, писателей, музыкантов. Осваивая образцы византийского канона, русские художники и музыканты нередко в формах этого канона создавали национальные произведения непреходящей ценности и красоты.

Основой древнерусского музыкального канона явилась система осмогласия (от славянского осмь — восемь), унаследованная русской церковью из Византии. С помощью осмогласия устанавливался строгий порядок музыкального оформления службы. Каждый из восьми гласов имел свои тексты и свои напевы с присущими каждому из них мелодическими формулами, которые исполнялись в течение одной недели. Восемь недель охватывали осмогласный столп. Устойчивые каноничные мелодико-ритмические обороты записывались особыми знаками сокращенного невменного письма — лицами, фитами, условными графическими формулами. Система осмогласия распространялась почти на все виды распевов и музыкальных форм, на певческие книги, но использовалась по-разному.

Каноничной была также и ладовая организация древнерусских песнопений. Ладовая система музыки представляет собой стройное чередование тонов и полутонов, образующих двенадцатиступенный звукоряд, именуемый церковным ладом или обиходным звукорядом. Обиходный звукоряд распадается на четыре согласия — простое, мрачное, светлое и тресветлое, по три звука в каждом.

Древнейшие устойчивые архетипы, как иконописные образы, так и модели песнопений — мелодические формулы, составляли основу музыкального канона древнерусского искусства. На них должны были опираться художники, подчиняя им свою творческую волю. Создавая свои произведения, иконописцы и гимнографы использовали уже готовые модели, архетипы. К такого рода музыкальным архетипам может быть отнесена система подобнов, система осмогласия с ее устойчивыми моделями — попевками, строками, фитами, лицами, закрепленными неизменной последовательностью знаков.

Роль архетипов в церковной музыке выполняла прежде всего система подобнов (от греч. — prosomoiou — сходный, подобный). Подобны служили образцом, моделью для большого числа церковных песнопений. При этом каждый жанр церковной музыки (см. ниже) имел свой набор подобнов, по напеву и форме которых по слуху можно было безошибочно определить, какой вид песнопения исполняется в данный момент службы — стихира, кондак, тропарь, ирмос, киноник. Таким образом, все основные жанры церковного музыкального искусства опирались на свои модели, образцы, более правильно эти образцы называются самоподобны — automelon.

Подобны разных жанров имели различную музыкальную структуру, мелодическую организацию. Устойчивая форма подобна, сочетаясь каждый раз с новым текстом, не имела своей структуры, но вкрапление некоторых произвольных элементов было необходимо, поскольку тексты не совпадали по размеру. Сборники оригинальных образцов подобнов встречаются уже в XI—XII вв. Первая русская музыкальная рукопись "Типографский Устав с кондакарем" имеет в своем составе специальный раздел "Подобьници", заключающий образцы для пения стихир...
------
Т. Ф. Владышевская Музыка в синтезе древнерусских искусств
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22824
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 апр 2010, 12:37

Здравствуйте , Лемурий!
Уезжаю на праздники в Волгоград. Приеду после дня Победы. Обязательно пообщаемся.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 май 2010, 09:12

Доброе утро, Татьяна!
Жду Вашего возвращения. Предлагаю разобраться с "Дивом". Охранительный (апотропеический) это символ или как Вы утверждаете демонический.

Что касается образа грифона, то он был известен праславянам еще в далекое скифско-сколотское время, когда на скифском пограничье для украшения наверший знамен применялись бронзовые фигуры грифонов. Им несомненно придавалось охранительное, апотропеическое значение, и грифоны нередко изображались в активной позе терзания. (Срезневский И. И. Материалы..., т. I, с. 18. ДИВЪ - gryphus (в Житии св. Власия)...
"збися Див, кличет верху древа" - содержится в самих скифских истоках этого образа. Известны бронзовые воинские штандарты с изображением древа жизни, над которыми как бы на вершине дерева помещена объемная фигура грифона с львиным туловищем и воинственно поднятыми над спиной крыльями; "див" как бы бьет, трепещет крыльями. Композиция содержит космогонические элементы: две зоны воды (земной и небесной); древо расположено выше земной воды и ниже небесной. Грифон помещен выше небесной зоны, как символ высшей силы. Возможно, что мифологический образ могучего небесного покровителя, находящегося выше деревьев, сложился еще в праславянско-скифскую эпоху и дожил, как и многие фольклорные образы, до русского средневековья.
Див над деревом - символ угрозы враждебным степнякам;
Див поверженный - подтверждение поражения русских
.
-------
Б.А. Рыбаков Язычество древней Руси. Грифон-Див


Cкифы чтили Ойтосура - бога света и солнца. Это божество почиталось в Индии под названием Индры, у Персов называлось иногда Ойтоскиром и Ойтоскирой или Мифрой, у Греков и Римлян Аполлоном, у Славян Дажь-богом и Хорсом; у Германцев не встречаем полной аналогии, хотя бог Tyr (Zio) некоторыми чертами напоминает Ойтосура. Почитание последнего роднит Скифов более с востоком, чем с западом. Поклонение этому богу подтверждается, повидимому, находкой в царских могилах бронзовых знаков, знамен со втулками, изображающих грифонов. На связь грифона с солнцем указывают древние писатели (Эсхил, Филострат, Епифаний и др.) и в силу именно такой связи можно с большим вероятием предположить, что эти знаки символы бога солнца.
-----------
А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887, с 529


Изображение
Бронзовые навершия скифов.
В.В. Шлеев. К вопросу о скифских навершиях.// КСИИМК, вып. XXXIV, М.-Л., 1950, c.55

В росписях Софии Киевской два грифона изображены по сторонам хризмы, т.е. на том месте, где обычно должны быть изображены ангелы. Возможно, что такая подмена облегчалась древним истолкованием креста как символа солнца, что подтверждает связь грифонов с солярными представлениями.
----------
Г. К. Вагнер Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польский, М., "Наука", 1964, с.118


Изображение
Вознесение грифонами Александра Македонского на небо. Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.
Рельефные изображения грифонов впервые появляются на фасаде Успенского собора во Владимире (1158-1160), причем сразу в сюжетной композиции - Вознесение Александра Македонского...
----------
Г. К. Вагнер Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польский, М., "Наука", 1964, с.116


Как видите, Татьяна, хризмы и фасады соборов не стали бы украшать "демоническими символами" по соседству с христианскими святыми.

Предлагаю, всё таки "копнуть" ещё глубже, в скифский период и посмотреть, что означал этот символ у народа, населявшего "землю Трояню"( между Герросом, Азовским морем и Танаисом жили царские скифы).

Геродот в кн.3.116 обмолвился, что на севере Европы живут грифоны стерегущие золото.
116. На севере же Европы, по‑видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов одноглазые люди – аримаспы. Но я не верю, что от природы вообще существуют одноглазые люди, а в остальном естество у них, как и у прочих людей. Во всяком случае, кажется, что эти окраины ойкумены, окружающие остальные земли, обладают продуктами, которые у нас считаются весьма ценными и редкими.
----------
Геродот. Кн.III Талия.116

Слово «аримасп» (др.-греч. Αριμασπος, лат. в мн.ч. Arimaspi) на скифском языке как раз и означает "одноглазые люди".
Изображение
Греческий сосуд со сценой битвы аримаспов и грифонов.

Многочисленные золотые украшения скифов говорят о том, что они имели доступ к золотым копям, а хранителями золота как раз и считались грифоны.

Так может и в СПИ апотропеический символ Дива именно как охранителя злата (богатства).

Въста, зби(ся) Дивъ. Кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - предупреждение о возможных потерях;

уже връжеса дивь на землю. Се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ - падение Дива = потеря злата.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22824
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 май 2010, 10:14

С Трояном вопрос решён ОКОНЧАТЕЛЬНО - это первоскиф Таргитай (отец трёх сыновей).

Для ТОЧНОЙ идентификации Трояна необходимо, чтобы он соответствовал всем 4 упоминаниям:

1. Тропа Трояна
2. Земля Трояна
3. Веци Трояна
4. Игорь - внук Трояна (см. тему "Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?")

Итак, по версии Троян = первоскиф Таргитай, отец троих сыновей (Троян):

1. Иларион (Боян) призывает петь песни Богу по-новому, без оглядки на иудейский "Закон" (ветхозаветные сюжеты). Для него и его последователей "ветхозаветными" временами для Руси были времена язычества. (позже напишу с цитатами).

2. Земля Трояна - определена весьма точно:
вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону
- Лукоморье Азовского моря - это земля СКИФОВ. Римские владения сюда никогда не распространялись.

3. Веци Трояна:
Речеться пакы вѣкъ, тысящи летъ вѣкъ единъ. (Ио. екз. Богосл.)

ИзображениеИзображение

Богословие Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна екзарха Болгарского.(12-я гл. "Небес" (О вѣцѣ) — ЧОИДР, 1877, кн. 4.
По Ио. екз. Богосл. четыре варианта употребления этого слова:
- Каждого человека житие называется век;
- Называется также век - тысяча лет век един.
- Также называется век всё настоящее житье;
- И также прибавим век, который по воскрешению без конца будет.
Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ...
--------
Кирик Новгородец Учение имже ведати человеку числа всех лет л.344


Всеслав в СПИ действовал на седьмом последнем по средневековом понятиям (апокалиптическом) тысячелетии от Адама, от первочеловека = первоскифа Таргитая.

Вечи Трояни = тысячелетия язычества.

4. Игорь Троянов внуче.
Троян = Таргитай - ПЕРВОСКИФ, а его сын Колаксай - ПЕРВОЦАРЬ (КНЯЗЬ).
Колаксай = "Солнце царь" = Дажьбог - предок князей.
10...Младшему же, Скифу [Колаксаю = Солнце-царю], удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла [Таргитая], произошли все скифские цари....
------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена
Иными словами:
О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ...
Пѣти было пѣсь Игореви, того внуку (= КНЯЗЮ).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22824
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Евгений Беляков » 31 май 2010, 08:16

от Адама, от первочеловека = первоскифа Таргитая.


Таргитай, по-моему, и по Геродоту не был "первочеловеком" (?). Там же была легенда о Геракле... Хотя все может быть, если воспринимать эти легенды по-отдельности. Так что - Илларион намеревался новую Библию (Ветхий Завет) написать? Собственно, я в принципе согласен... :). Вся эта литература могла быть ПОЛНОСТЬЮ уничтожена. Исчезла. Растворилась. Растаяла, как та церковь ледяная...
Интересно, что тогда, скрее всего, Илларион со Смолятичем делали упор не на северные (варяжские) мифы, а на скифскую древность. Все это подтверждается также Вашей "скифской интерпретацией" Дива. И все требует дальнейшей разработки и поиска новых фактов и аргументов.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 31 май 2010, 14:16

Евгений! Пока здесь - скиньте e-mail контакт, где Вас найти можно, кроме тел. моск.(его и так помню).

5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким
образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по
имени Таргитай
. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и
дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения).
--------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена


см. :arrow: Див "Слова о полку Игореве"

У Геродота есть и вторая версия легенды о происхождении скифов. Во второй лененде Таргитай заменен Гераклом.
7...Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах..
Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы – полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя – змеиной . Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: "Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?". Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: "Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание".

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей – Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и
он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари . И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).
...
27. Итак, об исседонах у нас есть еще сведения. Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы.
Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы, прочие, узнаем от скифов и зовем их по-скифски аримаспами: "арима" у скифов значит единица, а "спу" – глаз.
-----------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена

Изображение
Змееногая богиня скифов. Конский налобник из кургана Большая Цимбалка.

Изображение
Скифский сосуд из Куль-Обы (близ Керчи) IV в до н.э.

Изображение
Геракл / Таргитай (отец трех сыновей =Троян) объявляет сыновьям свои условия.

Изображение
Старший сын Агафирс / Липоксай от неудачной попытки ранит себе челюсть

Изображение
Средний сын Гелон / Арпоксай от неудачной попытки ранит себе ногу

Изображение
Младший сын Скиф / Колаксай натягивает лук отца и получает царство, где хранилось золото, которое и охраняли грифоны.
...в наборе золотых бляшек женского погребения в Чертомлыцком кургане встречаются два вида со сходными сценами. Эти бляшки греческой работы. Одни из них передают уже известную сцену - Геракл и немейский лев, другие изображают скифа в башлыке (но как и греческого героя нагим), борющегося с грифоном. Едва ли случайно то, как в наборе наверший, так и в наборе бляшек повторяются попарно сцены борьбы героя со львом и с грифоном...
----------
Б.Н. Граков Скифский Геракл // КСИИМК, вып. XXXIV, М.-Л., 1950, c.13


Вряд ли греки своего национального героя стали бы изображать в башлыке, скорее всего попарное изображение вслед за сценой Геракл сражается с "немейским" львом, а его сын Скиф (в башлыке) с охранителями золотых копий - грифонами.

Кстати, лев не обязательно немейский.
ЛЕВ - один из атрибутов скифской змееногой богини плодородия Апии (см. А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887, с 528), которой по мифу овладел Геракл / Таргитай.

Изображение Геракл/Таргитай, одолевающий Льва в этом случае можно прочитать как освоение первоскифом пахотных земель. Хлеб был основной "статьей экспорта" скифов.
Скиф (Колаксай) побеждающий Грифона - принятие наследия отца золотых предметов: плуга с ярмом, секиры и чаши.

Как солярный символ Грифон изображается обычно в сочетании с Оленем.
Грифон (символ бога солнца Ойтосура) терзает Оленя, атрибут Артимпасы (богини Луны).

ИзображениеИзображение
Грифон, дерзающий Оленя Пазырыкский курган на Алтае
У индоевропейских, индоиранских народов, приручивших коня и изобретших колесницу, солярный знак воспроизводился через образ солнечного коня и солнечной колесницы. В их мифологиях главной характеристикой как солнца, так и солнечной колесницы является эпитет – «быстроконное». Часто образ солнечной колесницы умещался в образе одного лишь колеса. Вспомним рассказ Геродота о скифском жертвоприношении, где к жертвенному столбу, увенчанному колесом, привязывали коней. Жертвенный столб – символ Древа жизни, поэтому его венчали колесом, символом солнца (древние верили, что Древо жизни есть опора солнца).
-------
Валерий Цагараев "Искусство и время". Владикавказ, 2003 гл. Лики Солнца
см. также о символах "Мирового Древа": гл.Скифо-сарматская Богиня

При такой трактовке становится очевидна связь солярных символов грифонов на навершиях, используемых в колесницах (см. выше В.В. Шлеев. К вопросу о скифских навершиях) с конями и колесами колесниц, а также объяснимо присутствие Дива (Грифона) на Древе Жизни - опоре солнца.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22824
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 31 май 2010, 14:37

Евгений Беляков писал(а):Интересно, что тогда, скрее всего, Илларион со Смолятичем делали упор не на северные (варяжские) мифы, а на скифскую древность. Все это подтверждается также Вашей "скифской интерпретацией" Дива. И все требует дальнейшей разработки и поиска новых фактов и аргументов.
Естественно на скифскую мифологию, ведь греки русичей скифами и тавроскифами называли и в XII в.

Скифами и тавроскифами именуют русов Лев Диакон, Михаил Пселл, Георгий Кедрин, Иоанн Зонара, Цоанн Киннам, Анна Комнина, Никита Хониат и другие византийские авторы.

А "готские девы" - это НЕ мифология, а исторический ФАКТ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22824
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Евгений Беляков » 31 май 2010, 15:41

К тому же родословная РУССКИХ князей вроде бы ведется от скандинавов-варягов. Так что Игорь никак не мог быть пра-пра-правнком Таргитая, если, конечно, не считать, что Рюрик ведет родословную оттуда, от скифов ИЛИ что Рюрик не является родоначальником русских князей. Второе, имхо, предпочтительнее, потому что, как я слышал, в рукописях тех времен родословную князей вели от Игоря (по-нашему, Игоря Рюриковича), Рюрик же появился позднее. В общем - проблема.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 31 май 2010, 17:26

Евгений Беляков писал(а):К тому же родословная РУССКИХ князей вроде бы ведется от скандинавов-варягов.
А что до Рюрика предки на земле Трояней не жили что-ли? Так вот у этого народа были свои законные властители цари (князи). А происходили они от потомков солнечного бога скифов Ойтосуры (Дажь-бога у славян, Аполлона у греков) сына Паппеи (Сварога у славян, Зевса у греков).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22824
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Евгений Беляков » 31 май 2010, 17:41

Предки Рюрика?
Я представлял, что они жили несколько севернее :).
Даже к "скифам-пахарям" Геродота (предкам славян по Рыбакову) вряд ли имели отношение. А я так понимаю, что легенда о Таргитае идет от скифов-пахарей.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6