Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 ноя 2020, 11:59

Здравствуйте ,Лнмурий!
Художественное время в «Слове …»
«свивая славы оба полы сего времени»
Сутки состоят из двух половинок: день светлое время суток от восхода до заката .И ночь темное время суток от заката солнца до восхода .. Найдем примеры событий произошедших за целый день, а потом за ночь.
«Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве»
«Игорь же отвечал Святославову мужу: «Не дай Бог отказаться от похода на поганых: поганые всем нам общий враг!» Потом стал совещаться Игорь с дружиной: каким путем поехать, чтобы соединиться с полками Святослава. Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь, как птица: вот приехал к тебе муж от Святослава в четверг, а сам он идет из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь, князь, догнать его?» Игорю не по душе пришлись эти слова дружины, хотел он ехать по степи прямиком, по берегу Сулы. Но была распутица, так что войско за ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ( переити ДНЕМ ДО ВЕЧЕРА) не смогло бы преодолеть и поля от края и до края, поэтому Игорь и не мог выступить со Святославом.»
Вот событие-поход , которое укладывается во время ,определяющее день . За этот поступок « Не дай Бог отказаться от похода на поганых: поганые всем нам общий враг!» Триединый Бог - Троян показал Игорю дорогу в рай , по который сам прошел первый:
«летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!»
«Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие.»
Событие, которое произошло ночью:
««а самъ ВЪ НОЧЬ влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше ДО КУРЪТмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша ЗАУТРЕНЮЮ рано
у святыя Софеи въ колоколы,»
В связь с друг с другом вступают элементы текста, казалось бы, никак не связанные.

Марк 13:35
35.Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
..

Толкование на Евангелие от Марка А П. Лорухин
Алекса́ндр Па́влович Лопухи́н (10 (22) октября 1852 —22 августа (4 сентября) 1904[1]) — русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания.
5. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
«Марк употребляет ходившие в народе обозначения времени: вечер – от 6 до 9 часов, полночь – точнее, самая ночь – от 9 до 12, пение петухов – от 12 до 3 часов утра, и утро – от 3 до 6 час. Таким образом, указанные выражения охватывают все ночное время, которое, собственно, есть время сна. Но в это-то, по-видимому, время и следует ожидать возвращения хозяина дома… Нравственный урок излагается здесь в тех самых выражениях, из каких состоит и самая притча, так что целое получает печать аллегории. Хозяин дома – Сам Христос. Конечно, это не значит, что они доживут до второго пришествия: в их лице Христос обращается к христианам всех последующих поколений, которые всегда должны сохранять ожидание второго пришествия Христа на суд.»
Второе пришествие Бога означает конец времени и Божий суд.
«Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду суда Божиа не минути».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2020, 15:48

Добрый день, Татьяна!

Zinchenko_tanya писал(а):Художественное время в «Слове …» «свивая славы оба полы сего времени» Сутки состоят из двух половинок: день светлое время суток от восхода до заката .И ночь темное время суток от заката солнца до восхода ...

1. Обаполы - это ОДНО слово, отвечающее на вопрос КАК? или ГДЕ?

    И снемше доску с печи, и възложиша на перси его (Василька). И сѣдоста обаполы Сновидъ Изечевичь и Дмитръ, и не можаста удержати..." (Ипат. 1097)

    "И ставше обаполы пути, Титу посрѣдѣ едущу..". Флав. Полон. Иерус., 443 (XVI в. ~ нач. XII в.).
Если "слава" в виде строки, то обаполы "славы" есть её краестрочия, которые "свивали" гимнографы. В отличии от "свиваний" краеведа, такой способ составления акростихов подтверждён.

Опять таки есть заблуждение, что «краегранесия» заметны и доступны только в греческом оригинале песнопений». Это не так. В древнерусской гимнографии акростихи тоже встречались.

:arrow: Спасский Ф.Г. Акростихи и надписания канонов русских Миней// Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1949. Вып. 7. С.126-150.

    «В одном древнем Азбуковнике читаем: "Древние гречестии канонотворцы, хотяще составити канон, преже написоваху малу строку, якоже сию: Радости приятелнице, Тебе подобает радоватися единой. А нарицаху строку сицевую краегранесием" [4] . Об акростихах писал в XVI в. преподобный Максим Грек (+1556; пам. 21 янв.). Он подчеркивает, что акростих свидетельствует о подлинности авторства гимнографического произведения, а также приводит примеры акростихов в канонах на греческом языке и их соответствия в славянском языке [5] . Он так же написал "Послание к некоему другу, в нем же сказание трех неких взысканий, нуждных всякому рачителю книжному". Написание "Послания", очевидно, было вызвано нуждами сформированного Митрополитом Макарием объединенного гимнографического скриптория (занимавшегося, в частности, созданием многочисленных служб и канонов канонизированным русским святым) [6] .

    Акростихи-краегранесия встречаются в богослужебных текстах, написанных русскими гимнографами и напечатанных в богослужебных Минеях. Приведем некоторые примеры. Второй канон в службе преподобной Евфросинии Суздальской (+1250; пам. 25 сент.) имеет пространное надписание: "Творение Григория смиреннаго, емуже краегранесие сице: Радуйся, преподобная главо, инокиням удобрение" [7] . Таким образом, надписание канона содержит имя гимнографа, инока Спасо-Евфимьева монастыря XVI в. [8] , а также указывает акростих канона...»

    ——
    Прим.
    [4] Цит. по: Протопопов В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989. С.15.
    [5] См.: Ковтун Л.С. Азбуковники XVI-XVII вв. Старшая разновидность. Л.,1989. С. 203-204.
    [6] Русские акростихи старшей поры (до XVII в.). - Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М.,1985. С. 224.
    [7] Минея Сентябрь. М., 1978. С. 441.
    [8] Григорий (XVI в.). - Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина XIV-XVI вв.). Ч. 1: А - К. Л., 1988. С. 169.
    ——
    Арх. Макарий Акростихи в богослужебных Минеях

Zinchenko_tanya писал(а):«Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве»
«Игорь же отвечал Святославову мужу: «Не дай Бог отказаться от похода на поганых: поганые всем нам общий враг!» Потом стал совещаться Игорь с дружиной: каким путем поехать, чтобы соединиться с полками Святослава. Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь, как птица: вот приехал к тебе муж от Святослава в четверг, а сам он идет из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь, князь, догнать его?» Игорю не по душе пришлись эти слова дружины, хотел он ехать по степи прямиком, по берегу Сулы. Но была распутица, так что войско за ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ( переити ДНЕМ ДО ВЕЧЕРА) не смогло бы преодолеть и поля от края и до края, поэтому Игорь и не мог выступить со Святославом.»
Вот событие-поход , которое укладывается во время ,определяющее день . За этот поступок « Не дай Бог отказаться от похода на поганых: поганые всем нам общий враг!»

Очень рад, Татьяна, что Вы тоже стали видеть очевидную иронию на события февраля 1185.

Zinchenko_tanya писал(а):Триединый Бог - Троян показал Игорю дорогу в рай , по который сам прошел первый: «летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!»

Не было значения у слова тропа в XIIв как "тропинка", а были τρόπος с дохристианскими ладами, которым пользовались пѣснотворцы старого времени Устава ВКЦ до 1060-х, когда эти правила были заменены Студийским Уставом, отсюда и ирония последователей нового Устава над гимнографами старого, языческими ладами богослужебные гимны украшавших.

Zinchenko_tanya писал(а):«Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие.»
Событие, которое произошло ночью:
««а самъ ВЪ НОЧЬ влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше ДО КУРЪТмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша ЗАУТРЕНЮЮ рано
у святыя Софеи въ колоколы,»

Хорошее место выбрали, но толкуете неправильно. Не с "воскресением" связаны ночные пробежки волка-оборотня. Его время НОЧЬ. Он рисуется "лютым зверем" в ночи оборачивающимся: Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ.
Теперь что касается образа ВОЛКА, еже солярному богу Хорсу путь перебегал:

Теперь, почему Солнце названо именем языческого бога, а не "Тако и Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь" (ПКС)?

Открываем то же "Слово о Посте" конца XII века

    "Господа Бога своего забываем и нетворим волю его. и како ны было нечтити его. самъ бо ны въ пчелѣ: "глаголеть. чему мя человѣче не умѣеши чтити... почто мя не чтиши человѣче. а язъ твои Богъ. а язъ твои црь. а язъ же твои дѣдъ. а язъ же твои отецъ... аще ли мя зовеши царем. то чему мя нечтиши с боязнью, якож земному царю служатъ слугы. аще ли мя творною прадѣдом или дѣдом себѣ. то чему мя нечтиши. якож добре уницы прадѣды и дѣды чтят..."
Философское представление о преемственности Благодати христианства напрямую из язычества, минуя иудейский Закон. Тезис поднятый на Руси первым митрополитом из русичей Иларионом и продолженный вторым митрополитом из русичей Климентом Смолятичем:

    "Яко образ имѣа Иаков, въ всѣх благ, якоже бо Богъ двоя люди имѣ, израильтескыя и иже от языкъ, да убо израильтестии людие покров имѣаху на сердци, се же есть, о невѣрѣ прилѣжаху, а еже от языкъ вѣрною облежаху добротою, тако Иаков двѣ женѣ имѣ, Лию убо въ образ израильтескых людий, тѣмь и очима болна бѣ, понеже израильтестии людие покров имѣаху на сердци, и Рахиль, — иже от языкъ людие, того и красну блаженое Писание его глаголет, яко тѣм иже от языкъ людие вѣрною добротою приспѣваху и, Спасу вѣровавше правдою, ис корене исторгоша лесть, образ же сему бяше Рахиль, того ради и отча идолы окраде..."
    ----
    Прообразует собой во всем благой Иаков, что как у Бога было два народа, израильский и тот, что из язычников, и израильские люди имели покров на сердце, то есть уклонялись в неверие, а те, что из язычников, облекались красотою правоверия, так и у Иакова две жены было, Лия — прообраз израильского народа, потому и была она больна глазами, что израильский народ имел покров на сердце, и Рахиль — прообраз языческого народа, потому и называет ее Священное Писание прекрасной, что народ из язычников преуспевал в добродетели веры и, уверовав истинно в Спасителя, с корнем исторг дьявольскую лесть, образ же этому была Рахиль, потому и украла она отеческих идолов.
    ---
    Послание Климента Смолятича
Именно поэтому в СПИ русичи названы внуками солярного Даждьбога, а "лютый зверь" в образе волка солнечному Хорсу путь перебегал.

Почему в метафоре не дети Солнца, а именно внуки? Ответ в Евангелии от Иоанна:

    12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни...(Ин.8:12)

    35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
    36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
    (Ин.12:35-36)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

ПКС о Завете, Законе и Благодати

Сообщение Лемурий » 29 ноя 2020, 14:34

"Еще возвратимся на предняя словеса..."(с)

Как не кажется "кощунственной" фраза Климента Смолятича:

    "Рахиль, — иже от языкъ людие, того и красну блаженое Писание его глаголет, яко тѣм иже от языкъ людие вѣрною добротою приспѣваху и, Спасу вѣровавше правдою..." (ПКС)
    ---
    Рахиль — прообраз языческого народа, потому и называет ее Священное Писание прекрасной, что народ из язычников преуспевал в добродетели веры...
Она толкуется из Священного Писания. Далее он поясняет:

    "Что же ми Зарою и Фаресом! Но нуждюся и увѣдѣти прѣводнѣ. Егда тщеславие и тои есть? Провозвѣщениа бо яже о Зарѣ и Фаресѣ, двоих людии: Форесъ убо — израильскых, Зара же — тѣх, ижо от языкъ. Того ради убо Зара прежде выложи руку, иже преже Закона житие показа. Преже бо Закона бѣаху нѣции богочестиемъ облежаще, не по Закону, но по вѣрѣ живуще. Червленаа же вервь — възвѣщение то бѣаше преже Закона бывших жертвъ, яже сотвори Авель, Енох, Ной, Аврам. Тако оному руку въвлекшю, се же есть — оному отшедшу благочестиа, изыде Фаресъ. Среда бо есть Закон тѣм же и бяше прежде Закона. Иже по Законѣ положим Лию, яко несовершену по благочестии рещи, и да како списатель, ясно пиша, рече: «Бѣ мужь вазнив»? Почти предлежащее речение и обрящеши истинну, рече бо: «и бѣ Господь с нимъ»"
    ---
    Что мне до Зары и Фареса! Но стремлюсь я понять о них иносказательно. Разве это тщеславие? Ведь в образах Зары и Фареса дано провозвещение о двух народах: в Фаресе — об израильских, в Заре же — о тех, кто из язычников. Потому Зара и высунул первым руку, что он еще до Закона <доброе> житие показал. Ведь и до Закона были некоторые люди, что украшались благочестием, не по Закону, а по вере живя. Красная же нить — то было провозвещение о бывших до Закона жертвоприношениях, которые сотворяли Авель, Енох, Ной, Авраам. И когда он убрал назад свою руку, что значит отшествие от благочестия, тогда появился на свет Фарес. Закон — это середина, потому он и был до Закона. Если станем говорить, что Лия по Закону была несовершенной в благочестии, то как же тогда списатель, ясно пиша, мог сказать: «И был муж удачливый»? Прочти стоящее перед тем изречение и поймешь истинный смысл, ибо сказано там: «и был Господь с ним»...
    ---
    * Почти предлежащее речение и обрящеши истинну, рече бо: «и бѣ Господь с нимъ». — Здесь митрополит Климент ссылается на Иосифа Прекрасного (который был «вазнив», то есть удачлив) и развивает таким образом мысль ο том, что и до того, как был дан через Моисея закон народу израильскому, на земле жили отдельные люди, отличавшиеся благочестием и потому приятные Богу, ибо если бы это было не так, то не было бы об Иосифе сказано: «и бѣ Господь с нимъ».
    ---
    "Послание Климента Смолятича" (подготовка текст, перевод и комментарии Н. В. Понырко)
О чём здесь пишет Климент Смолятич: в Бога верили и до Закона со времен Завета Авраама поэтому и "а язъ твои Богъ. а язъ твои црь. а язъ же твои дѣдъ. а язъ же твои отецъ" ("Слово о Посте" конца XIIв).

"Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света..." (Ин.12:36) - христиане получается дети света (= Христа) и внуки Бога, которому верили период между Заветом и Законом. Далее Климент поясняет:

    "Аще ли же вся законнаа потязати хощем, то убо от обоюнадесяте патреарху нѣкыа осудити хощем, яко и тѣхь матери не вся законным браком съ Иаковом съмѣсишася, точию Лия и Рахаль по преданию отчю. То аще та вся потязаем и судим, то и сами прочие бози хощем быти. Аще бо «Господь оправдая, то кто осуждаа». Пакы иже по лѣтѣхь и по родѣ мнозѣ възниче Моисий, иже и боговидѣниа на Синайстѣй горѣ сподобися, емуже прѣдлагает Богъ Закон написанъ на скрижалѣх каменых, людем израилевомъ под Законом повелѣваа быти. Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися. Закон бо упраздни Завѣта. Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу. Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но освѣтитися подобает прѣсвѣтлами лучами.

    Тако и Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь, и «се вся ветхаа низпадоша, и быша вся нова». И уже не тѣснится в Законѣ человечьство, нъ въ Благодати пространно ходит. Законнаа бо вся стѣнь подаша и образ бяху будущих, а не сама та истинна."

    ----
    Если же мы собираемся осудить все подзаконное, тогда и некоторых из двенадцати патриархов осудить собираемся, ибо не все из их матерей сочетались с Иаковом законным браком, только Лия и Рахиль, по отеческому преданию. И если всех тех укорим и осудим, то значит, мы сами хотим быть другими богами. Ибо если «Господь оправдывает, то кто осуждает». Затем, спустя многие годы и многие поколения пришел Моисей и сподобился видеть Бога на Синайской горе, и дал ему Бог Закон, написанный на скрижалях каменных, повелевая людям израильским быть под властью Закона. С наступлением же Закона прекратилось бывшее в Завете многоженство и возвелось в закон сочетаться с одной женой. Ибо Законом был упразднен Завет, а Благодать упразднила и то, и другое, заветное и законное, когда воссияло солнце. Нужда есть всему миру пребывать под мраком, но подобает ему осветиться пресветлыми лучами.

    Так и, когда Христос Бог наш, солнце праведное, озарил нас божественным светом и осветил нас святым крещением, тогда «все древнее прошло, и все стало новое». И уже не теснится в Законе человечество, но в Благодати свободно ходит. Ибо все ветхозаветное — это тень и прообраз будущего, а не сама та истина.
    ----
    "Послание Климента Смолятича" (подготовка текст, перевод и комментарии Н. В. Понырко)

Был Завет Авраама - затем Закон Моисея (подзаконное - это период между Заветом и Законом). Когда же пришёл Христос иудеи отвергли его и Благодать христианства досталась язычникам отсюда и сравнение: "Ведь в образах Зары и Фареса дано провозвещение о двух народах: в Фаресе — об израильских, в Заре же — о тех, кто из язычников. Потому Зара и высунул первым руку, что он еще до Закона <доброе> житие показал. (ПКС)

С израильским "подзаконным" разобрались. Теперь что с русичами и их верой в период "подзаконного" периода. Если Христос это свет - "солнце праведное" и христиане "сыны света" (Ин.12:36), то в подзаконный период они верили в то же солнце, но под другими именами Даждьбог и Хорс. Русичи получается "Даждь-Божа внуки" и "сыны света".

Сколько на Руси конца XIIв было философов, толковавших "подзаконное" Руси именно так? Только один - Климент Смолятич.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 29 ноя 2020, 16:19

Здравствуйте,Лемурий!
1)Мф. 7:13«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими»
Толкование:
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Тропа праведников «рища в тропу Трояню чрес поля на горы!» , и широкая дорога грешников , представлена во сне Святослава :
«А Святославь мутен сон виде в Киеве на горах. «Си ночь, с вечера, одевахуть мя — рече — черною паполомою на кроваты тисове; черпахуть ми синее вино, с трудомь смешено; сыпахуть ми тощими тулы поганых толковин великый женчюгь на лоно и неговахуть мя. Уже доскы без кнеса в моем тереме златоверсем; всю нощь с вечера босуви врани възграяху у Плеснеска на болони, беша дебрь Кисаню и не сошлю к синему морю». Начинается дорога «на кровати» и расширяется до « синего моря».
2)Игорь и христианская религия , в образе солнца , возвращаются на Русь
«Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы» — Руской земли без Игоря. Солнце светится на небесе — Игорь князь в Руской земли. Девици поют на Дунаи, вьются голоси чрез море до Киева. Игорь едет по Боричеву к Святей Богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели.»
Только идет Игорь «до Киева.едет по Боричеву» и напрашивается аллегория «Перуна же спустили с горы по Боричеву и 12 мужей колотили его жезлами..»( ПВЛ) Т . е. Игорь пришел к Святославу киевскому « как побитая собака». Произведение не ироничное, оно «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 ноя 2020, 23:05

Добрый день, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Тропа праведников «рища в тропу Трояню чрес поля на горы!» , и широкая дорога грешников , представлена во сне Святослава

Интересная трактовка, только она о Бояне - гимнографе XIв, а сон Святослава из XII-го. В Вашем отрывке "врата" и "путь", а в СПИ "тропа" - это разные слова. К сожалению в

:arrow: Остромирово евангелие 1056-57 года : С прил. греч. текста евангелий и с граммат. объясн., изд. А. Востоковым / [Предисл.: А. Востоков], СПб, 1843

Глава Мф.7:13 не сохранилась, но в любом случае надо искать дословное слово, а лучше словосочетание. Например, "Войска зась коронніе з гетмани полним и коронним втропу за войском козацким потягнули на Україну..." (Летопись Самовидца 1651) здесь дословное сочетание как и в СПИ "втропу" в значении "следом", но это XVII век, а нам нужны памятники конца XIIв.

Дословно в этой строке описывается работа гимнографа времени Устава ВКЦ: "рища в тропу Трояню" = используя дохристианские "Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «тропами». через поля строк устремлялся к горнему.
Боян назван "соловьём", его творчество связано с гуслями и струнами сравните с восхвалением Романа Сладкопевца из Минеи. Октябрь: "слави́й и щур Боже́ственных песней, сладковеща́нная гусль, струна́ благознамени́тых Духа слове́с", а Роман не просто гимнограф, он первым придумал кондак на Рождество Христово «Дева днесь», а "кондак" есть "мысленное древо" гимнографов периода Устава ВКЦ до 1060-х.

Zinchenko_tanya писал(а):«А Святославь мутен сон виде в Киеве на горах. «Си ночь, с вечера, одевахуть мя — рече — черною паполомою на кроваты тисове; черпахуть ми синее вино, с трудомь смешено; сыпахуть ми тощими тулы поганых толковин великый женчюгь на лоно и неговахуть мя. Уже доскы без кнеса в моем тереме златоверсем; всю нощь с вечера босуви врани възграяху у Плеснеска на болони, беша дебрь Кисаню и не сошлю к синему морю». Начинается дорога «на кровати» и расширяется до « синего моря».

На кровати начинается поскольку это библеизм из Книги пророка Даниила, где Навуходоносор "мутен сон" видел на ложе своём

    "1 Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него.
    2 И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем..."
    (Дан.2:1-2)
и Халдеи не могли этот сон растолковать пока не позвали из заточения Даниила. Может и на Руси был Даниил Заточник, а вдруг...

Zinchenko_tanya писал(а):2)Игорь и христианская религия , в образе солнца , возвращаются на Русь
«Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы» — Руской земли без Игоря. Солнце светится на небесе — Игорь князь в Руской земли. Девици поют на Дунаи, вьются голоси чрез море до Киева. Игорь едет по Боричеву к Святей Богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели.»
Только идет Игорь «до Киева.едет по Боричеву» и напрашивается аллегория «Перуна же спустили с горы по Боричеву и 12 мужей колотили его жезлами..»( ПВЛ), т.е. Игорь пришел к Святославу киевскому « как побитая собака». Произведение не ироничное, оно «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно…»

Солнце Праведное - это Иисус Христос. Христиане - "дети света". Солнце в небесах, а Игорь в Русской земле Рюрика по ряду 1180 года. Игорь едет тем же путем каким волочили и Перуна, и Игоря Ольговича. Мы с краеведом этот "путь Перуна" обсуждали ранее. Если это ирония, то сторонника Мстиславичей по отношению к Ольговичам, ведь Игорь направляется к Пирогощей - церкви Мстислава Великого.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 29 ноя 2020, 23:38

Навряд ли концовка "Слова" иронична. тем не менее есть два пути толкования строк о пути движения Игоря по Боричеву к церкви Богородицы Пирогощеи. Ирония как бы остается в прошлом, в поклонении Игоря языческим стихиям. В любом случае. будь то догадка о том же пути. которым идет Игорь по Боричеву, которым везли в свое время Перуна. Перун оказывается в Почайне, Игорь же идет уже путем праведника к христианской вере. Здесь же и путь последний инока Игоря Ольговича на Торговище. Игорь идет путем языческого идола и путем христианина, сделав свой выбор в пользу православия. Разве допустима ирония относительно князя выбравшего путь к Христу и Богородице в написанном же христианином произведении? Думаю. нет!
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 30 ноя 2020, 01:31

краевед писал(а): Разве допустима ирония относительно князя выбравшего путь к Христу и Богородице в написанном же христианином произведении? Думаю. нет!

Ирония, согласен, в этом месте неуместна, значит путь волочения за ноги Перуна и Игоря Ольговича через город на Бабин торг отметаем, хотя это именно тот же путь.

Изображение
"...а Игоря поворозше за нозе, волокоша сквозе Бабин торжок до Святое Богородици...". (Радз. 1147)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 30 ноя 2020, 21:17

Здравствуйте , Лемурий!
Троп - в древнегреческой музыки обозначает лад. Гаммы идут сверху вниз и состоят из двух тетрахордов. Лидийский лад – мажорный лад с повышенной IY ступенью. Фригийский лад – минорная гамма с пониженной II ступенью. И т.д. их много ,но основных 4.
Не путать с тропарем- жанром православной гимнографии. Тропарь – текстомузыкальный жанр.
«свивая славы оба полы сего времени»- художественное время
,» рища в тропу Трояню чрес поля на горы!»- художественное пространство.
Лемурий – разберите хронотоп во всем произведении , Тогда все станет на место , и Боян будет в 12 веке, и другие исторические личности в своем времени . А пока у Вас путаница.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 30 ноя 2020, 22:56

Доброго времени суток, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Троп - в древнегреческой музыки обозначает лад. Гаммы идут сверху вниз и состоят из двух тетрахордов. Лидийский лад – мажорный лад с повышенной IY ступенью. Фригийский лад – минорная гамма с пониженной II ступенью. И т.д. их много ,но основных 4.
Не путать с тропарем- жанром православной гимнографии. Тропарь – текстомузыкальный жанр.
«свивая славы оба полы сего времени»- художественное время
,» рища в тропу Трояню чрес поля на горы!»- художественное пространство.

Тропари в гимнографии со времён Студийского Устава (с 1060-х), а во времена Устава ВКЦ были кондаки, где эти тропы дохристианского периода и применялись. Поэтому троп Трояни (= языческого периода).


Zinchenko_tanya писал(а): – разберите хронотоп во всем произведении , Тогда все станет на место , и Боян будет в 12 веке, и другие исторические личности в своем времени . А пока у Вас путаница.

Это у меня-то "путаница" с Бояном, который Всеславу Полоцкому ум.1101 говорил:
"Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!»,

который жене кагана Ярослава Ингигерде (ум. 1050) лично говорил:
Рекъ Боянъ и ходына святъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова: «Коганя хоти, тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы»

Так у кого из нас путаница?

P.S. Знаете почему Боян здесь "вѣщей"? Открывайте Минея. Октябрь. Тропарь Роману Сладкопевцу найдёте эпитеты первому составителю кондака: "слави́й и щур Боже́ственных песней"; "сладковеща́нная гусль"; "струна́ благознамени́тых Духа слове́с"; "души вещи безсмертней"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 дек 2020, 14:00

Здравствуйте ,Лемурий!
Художественное время -это время , изображенное автором в произведении. Автор сам выбирает начало времени : «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь первых времен усобице,» В это первое время происходит творение мира. В авторских отступлениях Боян может оценивать героев или ситуации «Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени — уже бо выскочисте из дедней славе. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. Которою бо беше насилие от земли Половецкыи»,рассуждать на моральные темы"Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!», , нарушать хронологию фабульной последовательности и делать отступление в прошлое ( ретроспекция) Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы, Ольга Святославличя.» Автор Боян легко перемещается в художественном времени своего произведения .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 дек 2020, 16:42

Доброго времени суток, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Боян легко перемещается в художественном времени своего произведения

Отнюдь.

    О Бояне [зват. пад. ед. ч.], соловію стараго времени!
    Абы [=ЕСЛИ БЫ] ты сіа плъкы ущекоталъ
Боян назван «соловий» как и гимнограф Роман Сладкопевец в Минеи (Октябрь).
К нему Автор обращается в звательном падеже, по контексту же Автор и Боян не просто разные люди, но и из разных веков, Боян из старого времени;
Обращаясь к Бояну Автор употребляет условную частицу ЕСЛИ БЫ Боян эти полки воспел.
Из первой же и второй строки явствует, что «старые словеса трудных повестей» = «замышление Бояна», опять таки отсылка к прошлому.
Не говоря про то, что Боян современник Всеслава Полоцкого и жены кагана Ярослава Мудрого Ингигерды.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 дек 2020, 18:59

Здравствуйте, Лемурий!
Художественное время в «Слове…»
1) Счисление времени по примечательному событию.
Событие – то ,что произошло значительное явление, затмение солнца
«Тогда Игорь възре
на светлое солнце
и виде отъ него тьмою
вся своя воя прикрыты», события из личной жизни
«трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени» или факт общественной жизни
«Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей.»
Система отсчета времени начинается с первого события. За начальную точку у христиан считается день, когда был сотворен первый человек Адам, а летосчисление начинается от сотворения мира. В «Слове..» автор тоже ведет летосчисление от первопредков , тотемных животных :«сокол» – жених ,невеста – «лебедь». Видимо ,автор приняв христианство продолжал оставаться язычником . Когда была эта первая точка ? «Тогда.» Пока о ней помнили люди «Помняшеть» и устно «бо рече» передавали знания о первых временах другим поколениям «Помняшеть бо рече първыхъ временъ усобице». Прошедших событий , те что были тогда в«старое время», «О Бояне, соловию стараго времени», не существует, они остались только в памяти людей . Событие только тогда событие ,если оно рассказано, как событие. Если в X веке была какая то война и мы о ней ничего не знаем , то никакого события как бы и не произошло. Событие тоже самое ,что и рассказ о событии. Это давние мифологические предания. Существуют только события настоящего времени ,прошлое уже не существует, события будущего еще не наступили . Поэтому автор Боян , говоря о прошлом ссылается на память «Помняшеть бо рече първыхъ временъ усобице», а будущее это время «замышления» ,
«летая умомъ подъ облакы,( «витать в облаках» , мечтать ,фантазировать представлять будущее в чаяниях и надеждах)тогда ,
«свивая славы оба полы сего времени,» время соединения прошлого – настоящего и будущего.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 дек 2020, 11:26

Доброе утро, Татьяна! От заутреней отчёт дня у христиан, у язычников от чего не знаю, но это не обязательно, Автор СПИ - христианин, причём клирик из «летописной братии», философ, богослов.

Zinchenko_tanya писал(а):В «Слове..» автор тоже ведет летосчисление от первопредков , тотемных животных :«сокол» – жених ,невеста – «лебедь». Видимо ,автор приняв христианство продолжал оставаться язычником . Когда была эта первая точка ? «Тогда.» Пока о ней помнили люди «Помняшеть» и устно «бо рече» передавали знания о первых временах другим поколениям «Помняшеть бо рече първыхъ временъ усобице»

Боян «вспоминал» речь участников первых усобиц = придумывал. Так родоначальник русского летописания Никон Великий, замыслив стиль «трудных повестей» временных лет в редакции ДКС 1073 года стал вставлять в "сухие" "погодные статьи" Древнейшего Киевского Свода поучительные истории с диалогами участников. Не обошлось и без казусов как с Редедей (вставка Никона), когда договор был бороться без оружия, а проигрывающий Мстислав, помолившись Богородице, взял и зарезал Редедю перед полками касожскими ударом в горло. Об этом тоже Автор СПИ пишет, явно указывая на автора этой вставки. А если примем версию Приселкова, что Никон Великий - это митрополит Иларион в схиме, то всё сложится. Иларион был песнотворцем (=гимнографом) старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича. В СЗБ к хоти кагана Ярослава Ерине (Ингигерде) обращается. Именно он двух русских князей Владимира и Ярослава каганами в «Слове Законе и Благодати» и назвал. Другие «каганы» Руси гипотетические.

Zinchenko_tanya писал(а):«летая умомъ подъ облакы,(«витать в облаках» , мечтать ,фантазировать представлять будущее в чаяниях и надеждах) тогда, «свивая славы оба полы сего времени,» время соединения прошлого – настоящего и будущего.

У нас есть два примера стиля Бояна - две запевки. Где там будущее? А вот если выделить из этих припевок краестрочия, то получится акротелестих, как это делали гимнографы периода Устава ДКС, то получится акростих с именем Никона Великого.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 дек 2020, 18:22

Здравствуйте,Лемурий!
Событие упорядочивает время. Если событие уникально
«та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.» индивидуализировано, то возникает временной порядок. Можно точно определить, что произошло раньше или позже данного события.
«В год 1024 Пришел Мстислав из Тмуторокани в Киев … и пошел Ярослав на Мстислава … и была сеча сильна.»(ПВЛ) Что произошло раньше данного события ?
«в год 1022 Мстислав и Редедя схватились и боролись крепко. Мстислав бросил Редедю на землю и зарезал его».(ПВЛ)
А что произошло после этого события?
«В 1079 году Пришел Роман с половцами … Всеволод же сотворил мир с половцами и убили Романа половцы.»(ПВЛ)
Главное событие, написанное в настоящем времени, все – таки поход Игоря
« трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,»
В прошлом , прежде «та преди» Игорева похода были малокровные войны: погиб один Редедя ,а дружины остались целы. В войне Ярослава с Мстиславом « Вот лежит северянин,а вот варяг ,а дружина своя цела». А «красному Романови Святъславличю» убили только его одного .
«та преди песнь пояше –
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю» Война Игоря была кровавой.
Главное в этом тексте то, что братья поделили Русскую землю ( пространство)
«В год 1026 Ярослав заключил мир с братом Мстиславом . И РАЗДЕЛИЛИ ПО ДНЕПРУ РУССКУЮ ЗЕМЛЮ .Ярослав взял себе эту сторону ( киевское княжество) а Мстислав ту ( Тмутороканьское княжество). И стали жить мирно и в братолюбии и затихла усобица.»(ПВЛ)
Автор Боян соединил исторические события, распределив их по княжества киевскому, тмутороканьскому и полоцкому ,которое отделилось еще при жизни старого Владимира ( ум 1015г) – часть композиции «Слова…». Писала об этом .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 дек 2020, 22:38

Zinchenko_tanya писал(а): Автор Боян соединил исторические события, распределив их по княжества киевскому, тмутороканьскому и полоцкому ,которое отделилось еще при жизни старого Владимира ( ум 1015г) – часть композиции «Слова…». Писала об этом .

Если что, Тмутаракань перестала быть русским княжеством в 1083 году

:arrow: Степаненко В.П. К статусу Тмутаракани. 80–90-е гг. XI в. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврики. Симферополь, 1993. Вып. 3 С.254-263

А виной тому всё тот же Олег Гориславич, вернувшийся из плена на Родосе и севший в Тмуторокань уже не на русское княжение, а как византийский наместник - архонт Матархи. Его жена Феофано Музалон в это же время была архонтесса Росии (Керчи). Кстати, через Тмутаракань (Матарху) связаны в СПИ два крамольных деда:

    а самъ [Всеслав Полоцкий] въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.

Куръ = кvръ от др.-греч. κύριος (господин) = византийский наместник - архонт Матархи, коим с 1083 по 1094 год был Олег Гориславич. А Боян в это же время князю-оборотню Божьим Судом грозил.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29