Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Почему Владимир Старый

Сообщение Лемурий » 14 мар 2021, 03:32

Рассуждая выше о том почему языческие тысячелетия ограничены летами Ярослава Мудрого, а не Владимира Святого, понял, что это Автор относит Владимира к языческому периоду, а остальных князей - к христианскому.

"Старый" - это живущий ДО принятия христианства. "Новые люди" = христиане:

    "В лѣто 6504 [996]. И видѣ пакы Володимиръ свершену церковь, и вшед в ню, помолися, глаголя: «Господи Боже, призри с небеси, и вижь; и посѣти винограда своего; и сверши, еже насади десница твоя, новыя люди сиа, им же обратилъ еси сердце в разумъ познати тебе, истиннаго бога; призри на церковъ сию, юже создах недостоиныи рабъ твои во имя рожьшая тя матере и приснодѣвыя Мариа. Да аще кто помолится въ церкви сеи, то услыши молитву его и отпусти грѣхы его, молитвы ради пресвятыя богородица» Помолившюся му, рекъ сице: «се, даю святѣи Богородици сеи от имѣниа моего и от град моих десятую часть»..." (1-я Новг. 966)

    (Об Иисусе) "...и креститися въ Ерданѣ от Иоанна показа новымъ людемъ обновленье..." (Лавр. 986)

    "иже прияли суть крещеньє и покаянье въ отпущенье грѣховъ новии людье христьяньстии избрании Богомь..." (Лавр.988)
Тем же кто думает, что под «старым Владимиром» упомянут Мономах напомню, что он уже назван Автором в СПИ: Владимир сын Всеволож.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 14 мар 2021, 10:48

Уважаемый краевед,
краевед писал(а): 1. Я считаю. что "Слово" явно имеет подтекст и народный эпос, в котором битва уподобляется севу, сбору урожая, веяния на току , молотьба, а также сравнение битвы с кровавым пиром могут рассматриваться как последствия вполне реального свадебного пира. превратившегося в кровавый. Складывается впечатление, что гости не ожидая подвоха даже не оказали достойного сопротивления.

1. Жениться не ходять полком в 10000 сабель, боясь сторожевых в броне. Вас же не смущает, что на Немиге ток и из голов снопы вяжут?

краевед писал(а): 2. В "похоти" также может быть переплетение различных подтекстов от затемнения души до похоти в современном смысле этого слова. Думаю. что и в древности оно имело тоже значение. что и современное.

2. Вот тут Вы правильно заметили, что в СПИ «затмение ума похотью» , что в «Заветах патриарха Иуды сыновьям своим», речь идёт о ДУШЕ: « Ум — очи духовные, часть души, находится в сердце» (Ужанков 2015:105). Иными словами мы имеем дело с одинаковой метафорой к современному значению слова мало применимую. В СПИ это сильное желание, алчба славы.

краевед писал(а): 3. Если автор "Слова" пишет, что Боян "вспоминал" первые времена усобиц, то выходит. что Боян и автор "Слова" были знакомы или же имели родственные отношения, например: дед - внук.

3. Внук в смысле последователь. Например, второй митрополит из русичей Климент Смолятич - внук (последователь) первого митрополита из русичей Илариона Киевского/в схиме Никона Великого (Бояна из СПИ). Если сравните ПКС и СЗБ, то увидите что оба автора пишут о том, что иудеи приняли Завет Авраама, затем Закон Моисея, а когда пришёл Иисус Христос они не приняли его, мессией не считая. Народы же из язычников путь иудеев не проходили, но когда пришёл Иисус - «солнце праведное» приняли его, став «сынами света», а раньше были «внуки света» = "Даждьбожи внуци".

краевед писал(а): Осуждается автором не только сам поход, но и время, выбранное для его совершения во время Великого Поста, что являлось греховным действием. Видимо, автор прекрасно знал и о гибели от рук Игоря и его дружины христианского населения Глебова.

4. Ничего из перечисленного Вами в СПИ нет, это есть в летописях. Автор прекрасно знает содержание летописных версий похода и в первой же строке об этом пишет, но не о Пасхе, не о христианах Переяславля слова нет, даже покаянной речи нет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 15 мар 2021, 01:00

Уважаемый Лемурий
1. Размышляя об упоминаниях в "Слове" битв и их сравнений с кровавым пиром или же с молотьбой на току. я пришел к выводу. что все они характеризуют битву Игоря с половцами. которой. возможно. и не было. Русское войско было застигнуто врасплох, спящим. Если взять описание сражения на Немиге. то образ молотьбы напоминает избиение лежащих на земле воинов. Так могло быть и в походе Игоря. Половцы могли избивать лежащих русских воинов кистенями.
2. Надо отдать должное автору "Слова", который прекрасно владел таким поэтическим приемом. как игра слов. вкладывая в них двойной смысл. Думаю. и в древние времена слова "похоть" и "искушение" могли иметь разные значения, чем автор "Слова" и воспользовался, вложив в них не только образ "затмения души", алчбы и желание разделить славу победителей половцев с другими князьями, но и упомянуть о прямом значении "похоти".
3. Как в моем понимании слово "вспоминал" следует отнести к размышлениям автора "Слова" о Бояне, т.к. для самого Бояна события "первыхъ временъ усобице" происходили в настоящем времени. Возможно, автору "Слова" были известны какие - то записи Бояна. кроме летописей, носивших мемуарное значение.
4. Символика солнечного затмения. поставленная в начале повествования, как Божье знамение Игорю про будущее поражение и проигнорированное Игорем, за что и был наказан Господом за гордыню уже была рассмотрена А.Н.Ужанковым. с которым можно вполне согласиться с точки зрения поэтических морально - духовных размышлений автора "Слова" относительно похода Игоря. отправившегося в поход во время Великого поста с завоевательной. а не оборонительной целью. Если верна летописная дата выхода в поход 13 апреля. находящяяся в большинстве летописных источников, то в независимости от того, имеются ли намеки в "Слове", что Игорь вышел в поход в Пасхальные дни, тем не менее в реальности так и было. Уже указывал на интересное совпадение с поэтическим описанием поражения Игоря на Каяле: "погрузи жиръ ВО ДНЕ .КА. ЯЛЫ". Совпадение с днем празднования Пасхи, которая отмечалась в 1185 г. думаю не случайно. Возможно. это и есть намек на то, что поражение Игоря произошло в Пасхальные дни.
Обращал также внимание на то, что концовка "Слова" может оказаться ядовитым сарказмо, намекающим на захват города Глебова, когда Игорь связывает свое поражение с тем, что взял на щит Глебов и погубил немало душ "крыстианских". Исследователи считали. что поход на Глебов был предпринят только Игорем. мстящим Владимиру Глебовичу за разорение своих земель, а ведь это точно не известно и обращение в конце "Слова" к самому Игорю, бую туру Всеволоду и Владимиру Игоревичу могло быть иронично и саркастично. т.к. они могли участвовать в походе на Глебов.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 15 мар 2021, 08:11

краевед писал(а): 3. Как в моем понимании слово "вспоминал" следует отнести к размышлениям автора "Слова" о Бояне, т.к. для самого Бояна события "первыхъ временъ усобице" происходили в настоящем времени. Возможно, автору "Слова" были известны какие - то записи Бояна. кроме летописей, носивших мемуарное значение.

Записи Бояна, уважаемый краевед, безусловно известны не только Автору. Что нам известно о Бояна из СПИ?

1. Боян замыслил стиль трудных повестей, очевидно, повестей временных лет. Иными словами мы имеем дело с основателем русского летописания, редактором летописного свода, изменившего стиль повествования.

2. Боян "вспоминал" речь участников первых усобиц, т.е.дополнял сухие погодные статьи вставками с прямой речью участников.

3. «Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ, тогда пущашеть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю...»
Боян писал трудные повести при Ярославе Мудром, а также описывал князей и события в тмутороканском княжестве.

Много ли на Руси было таких летописцев? Один.

:arrow: Михеев С.М. Свод Никона//Кто писал «Повесть временных лет»? – М.: Издательство «Индрик», 2011, С. 123-129.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Петрухин о дохристианских временах в СПИ

Сообщение Лемурий » 15 мар 2021, 12:47

Вот и Владимир Яковлевич удивляется отношению Автора СПИ к дохристианскому периоду, считает, что в древнерусской литературе нет тому аналогов (С.160):

:arrow: Петрухин В.Я. «Дохристианские» генеалогии: «Слово о полку Игореве» и древнерусская традиция//Древнейшие государства Восточной Европы. 2002. С. 160 — 174

А меж тем такие примеры в памятниках древнерусской литературы есть см. «Послание Климента Смолятича»:

    « Егда великый Григорий Богословецъ пловяше во Афины, ун сый, навыкнути хотя тѣх писаний, и ввнезаапу възвѣавшу духу бурну и возмутившуся морю, яко разбиватися корабълю, и всѣмъ живота отчаавшимъся, юноши же рыдающи и вопиющи, яко дивитися всѣмъ сущим в корабли человекомъ, яко и абие суровства Посидонска свободишяся, рекше, морьскаго; и тако во кроткое земли, Димитры, обитати сотвори, рекше, въ кроткое и тихое земли. Димитра бо земля ся нарицает...»(ПКС)
Откуда Климент извлёк этот отрывок не знал и Никольский 1892:14, протограф этого отрывка нашла Наталья Владимировна:

:arrow: Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI-XIII вв.: Исслед., тексты, пер. / Отв. ред. Д.С. Лихачев; Рос. АН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). – СПб.: Наука, 1992, С.109-110

Это Житие Григория Богослова, написанное его учеником Григорием, который пишет, что в юности Григорий Богослов по пути в Афины был застигнут морской бурей и пришёл в отчаяние, что успел принять крещение и рыдалец так, что привёл в изумление спутников.

Иными словами, Григорий Богослов до принятия крещения попал в мир языческих сил, где СТИХИИ были названы языческими античными божествами.

Аналогичный поворот в языческий мир видим и в СПИ, где христиане «сыны Света» (Ин.12:36), превращаются во «внуков света» (Даждьбожи внуци).

Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Ин.12:36

Писания говорят, что Христос бессмертен. Что же Господь? Заграждая им уста и показывая, что страдания Его нисколько не препятствуют Ему пребывать вовек, Он говорит: «еще мало время Свет в вас есть». Светом Он назвал Самого Себя. Как свет солнечный совершенно не исчезает, но сокрывается и снова воссиявает, так и Моя смерть не есть истление, но запад и преставление, и чрез воскресение Я опять воссияю. А как страдания нисколько не препятствуют Мне быть вечным, Писания же свидетельствуют о Христе, что Он вечен, то Я подлинно Христос, хотя и претерплю страдания. Ибо Я - Свет; зайду и снова взойду. Итак, пока Свет с вами, ходите, то есть веруйте в Меня. О каком времени Он говорит здесь? Говорит о времени до страданий или о времени после страданий, или о том и о другом вместе. Итак, говорит, ходите и веруйте в Меня и прежде Моего распятия, и после оного. На это Он указывает словами: «доколе Свет с вами», то есть доколе можете веровать в Меня; веровать же в Меня, который есмь Свет, вы можете и прежде страданий, и после оных. А кто ходит в неверии, тот не знает, куда идет. Ибо чего ни делают теперь иудеи, и однако же не знают, что делают, но ходят как бы во тьме; думают, что идут по прямому пути, но все у них выходит напротив, когда они соблюдают субботу и обрезание. Но не так поступают те, кои уверовали. Они ходят во свете, делая все, что относится до спасения. Ибо тени закона и тьмы гаданий они избежали и пришли к свету, сокрывавшемуся в них, но теперь воссиявшему, и сделались сынами Света, то есть Христа. «Да будете, - говорит, - сынами Света», то есть Моими сынами....
—-
Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Ин.12:36

И снова у Климента Смолятича:

    «Закон бо упраздни Завѣта. Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу. Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но освѣтитися подобает прѣсвѣтлами лучами. Тако и Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь, и «се вся ветхаа низпадоша, и быша вся нова...»(ПКС)

Итак, христиане, чтящие Божьи заповеди, назывались «сынами Света». Когда же в СПИ в христианский период появляются «Даждьбожи внуци»?

    « Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше... Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась.»
Были тысячелетия языческие, минули лета первого христианского князя, были усобицы Олега Гориславича - уход от христианских заповедей по представлению Автора СПИ в языческий мир.

Изображение
"Два мира Перыни"//"Русь ведическая" в картинах Всеволода Иванова, Вып.2

    «... усобная же рать бываеть от сважения дьяволя. Богъ бо не хощеть зла вь человѣцѣхъ, но блага, а дьяволъ радуеться злому убийству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти, братоненавидѣния, клеветы...»(ПВЛ 1068)
Тоже самое мы видим и с Игорем, преступившего знамение Божье - затмение. Сам Автор называет поход Ольговичей бесчестным, не для защиты страны, а ради алчбы и наживы.

    «О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю (2) храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена...»

    « 39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
    40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их...»
    (Ин.12:39-40)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 мар 2021, 15:59

Здравствуйте , Лемурий!
В имени бога Трояна содержится число три , точнее триединство в пространстве и во времени. В небесном мире это свойства времени :творить , поддерживать и разрушать Вселенную. И три зоны мироздания : мир небесный , земной и подземный.
В земном мире, пространство, земля Русская, также делится на три части . В « ПВЛ» « По потопе трое сыновей Ноя разделили землю Сим , Хам и Иафет».
В «Слове…»Полоцкое княжество досталось первому сыну Владимира (ум 1015г)христианское имя Василий «Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ». А «старый Ярослав и храбрый Мстислав» заключили мир и разделили по Днепру землю Русскую». Появилось три княжества Полоцкое, Тмутороканьское и Киевское .
События в Полоцком княжестве
« Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ… Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ:»

охватывают время трех поколений от деда до внука ( Века Трояни)
«Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ» до внуков сыновей Ярослава Мудрого «Ярославли вси».
Рассказав в событиях в Полоцком княжестве, «Были вечи Трояни» автор Боян переходит к событиям , которые связанны с Тмутороканьским княжеством «Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы… въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась » временной период тот же : дед «Ярослав» - отец- сын «Олга» ( внук) охватывает три поколения .
В Киевском княжестве«О Бояне, соловию стараго времени!... звенить слава въ Кыеве;»

происходит рассказ о событиях от деда до внука «Пети было песнь Игореви,
того ( Олга) внуку:» и в данном тексте время охватывает три поколения .
Время «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря» автор разделил на три цикла , в каждых входит три поколения, именуемыми « вечи Трояни», в христианстве триедины святой дух – отец –сын.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 17 мар 2021, 21:41

Zinchenko_tanya писал(а): В имени бога Трояна содержится число три , точнее триединство в пространстве и во времени. В небесном мире это свойства времени :творить , поддерживать и разрушать Вселенную. И три зоны мироздания : мир небесный , земной и подземный. В земном мире, пространство, земля Русская, также делится на три части . В «ПВЛ» «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю Сим , Хам и Иафет».

В данном случае, дорогая Татьяна, Вы пересказываете Раевского 1972:67: «Имена трёх сыновей этого героя, приводимые Геродотом, — Липоксай, Арпоксай и Колаксай — Э.А. Грантовский, отчасти вслед за В.И. Абаевым, трактует как «Гора-царь», «Река или Море-царь» и «Солнце или Небо-царь». Сыновья Таргитая олицетворяют, таким образом, три стихии земного мира: земную твердь, водную глубину и небесный свод. Совокупность этих стихий и составляет то единое целое, которое обозначается понятием gaēδa, земной мир, и персонифицируется в лице Таргитая».

Zichenko_tanya писал(а):«Были вечи Трояни, минула льта Ярославля; были плъци Олговы… въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась » временной период тот же : дед «Ярослав» - отец- сын «Олга» ( внук) охватывает три поколения.

Вот только ◊ вѣчи, вѣци — им. пад. мн. ч., ни одна жизнь Трояна, а ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. На седьмомъ вѣцѣ Трояни = на последнем седьмом апокалипсическом тысячелетии. "В се же лето Всеславъ рать почалъ"(Лавр.6573). В 7000 (1492) ждали конец света, Суд Божий, посему и Пасхалии далее этого года не расписывали.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 18 мар 2021, 21:52

Здравствуйте , Лемурий!
С небо предметы упали на землю ( мир земной)! Плуг и ярмо – каста земледельцев, секира – воинов и чаша – жрецов. Разделение общества на классы. А мы ищем пространство и связанное с ним неразрывно время .
Символика числа три :
«У старинушки три сына:
Старший умный был детина,( положительное)
Средний сын и так и сяк,( нейтральное)
Младший вовсе был дурак.»( отрицательное)
Положительное через нейтральное переходит в свою противоположность .
И во всех сказках всегда три сына, хотя в крестьянских семьях было много детей .
Первый день битвы Игоря и его войска:
«С зарания въ пятокъ
потопташа поганыя плъкы половецкыя,
и рассушясь стрелами по полю,
помчаша красныя девкы половецкыя,
а съ ними злато,
и паволокы,
и драгыя оксамиты.
Орьтъмами,
и япончицами,
и кожухы» (Победа ,захвачены девки и материальные ценности). ( Положительное)
«Другаго дни велми рано
кровавыя зори светъ поведаютъ…;
Съ зараниа до вечера,
съ вечера до света
летять стрелы каленыя,
гримлютъ сабли о шеломы,
трещатъ копиа харалужныя
въ поле незнаеме,
среди земли Половецкыи.» Бой продолжается безрезультатно.( нейтральное)
«Бишася день,
бишася другый;
третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы.»( отрицательное)
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 мар 2021, 09:36

Здравствуйте , Лемурий !
Вы правы !!! Тема Божьего суда начинается с текста «трубы трубятъ городеньскии.». Приближается Бог и перед ним трубы трубят, возвещая суд.(Откровение святого Иоанна Богослова. Глава 8.) За текстом повествования о войне Всеслава Полоцкого и сыновей Ярослава Мудрого (Ярославли вси и внуце Всеславль) скрывается тема Божьего суда. Здесь притчи , иносказания имеют символический подтекст.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 мар 2021, 09:37

Доброе утро, Татьяна!
Это Вы хорошее место из ПВЛ вспомнили.

    « Феость же сь законъ расыпа и въстави единому мюжю едину жену имѣти и женѣ за одинъ мужь посагати; аще ли кто переступить, да ввергуть ̀и в пещь огнену». «Сего ради прозваша и́ Сварогомъ и блажиша и́ егуптяне. И по семъ царствова сынъ его, именемъ Солнце, егоже наричють Даждьбогъ, семъ тысящь и 400 и семъдесять дний, яко быти лѣтома двемадесятьмя ти полу. Нѣ видяху бо егуптяне инии чисти; ови по лунѣ чтяху, а друзии деньми лѣта чтяху; двою бо на десять мѣсяцю число потомъ увѣдаша, отнележе начаша человѣци дань давати царемъ. Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бѣ бо мужь силенъ...»(ПВЛ)
Итак, бы некто Феост (Сварог) который постановил мужьям одну жену иметь. Сын у него был царь-Солнца Даждьбог.

А теперь вернёмся к героям СПИ, христианам «сынам Света» (Ин.12:36), нарушивших Божьи заповеди братолюбия и ставшими «внуками Света» Даждьбожи внуци.
Можно и по-другому, «Христос - Солнце праведное» (ПКС), христиане = «дети Христа» (Солнца) = внуки царя-Солнца.

Что же касается Хорса, то он тоже солярный бог. В СПИ не Всеслав Полоцкий, а кvръ Тмуторокани (Матархи) Алексей Комнин, известный из ПВЛ как "Куръ Олексий" (см. Ипат.1116,1117), ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами , что противоречило древним традициям.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 мар 2021, 11:09

Zinchenko_tanya писал(а):Тема Божьего суда начинается с текста «трубы трубятъ городеньскии.». Приближается Бог и перед ним трубы трубят, возвещая суд.(Откровение святого Иоанна Богослова. Глава 8.) За текстом повествования о войне Всеслава Полоцкого и сыновей Ярослава Мудрого (Ярославли вси и внуце Всеславль) скрывается тема Божьего суда...

Не совсем. Божий Суд на последнем апокалипсическом седьмом веце (= тысячелетии) в СПИ представлен жатвой плевел на Немиге (1067), а трубы городеньские трубят по возвращению из литовского похода 1132 года. Если откроете Радзивилловскую летопись, то увидите маргиналии на полях миниатюр, показывающие отношение летописца к излагаемым событиям. Часто изображали трубачей: труба вверх летописец радуется победе, труба уныло вниз - не доволен ходом событий:
см. Рыбаков 1991:191-192
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 20 мар 2021, 00:57

Вполне возможно, что поход Игоря имел значение для древнерусского книжника - философа нечто в виде определенного знака. который стоит в ряду определенной символики. указывающей на приближение конца Света.
Первым такое событие автором связывается со Всеславом в 1067 г.. другим событием может считаться поход Игоря, который потерпел поражение по мнению поэта в результате Божьего гнева. Автор "Слова" как бы размышляет. стоит ли рассматривать поход Игоря как указание на грядущий конец Света. Для летописца не столь важно. посещал ли Игорь при прибытии в Киев церковь для покаяния. Иное дело автор "Слова", для которого этот момент представляет важнейшее значение. Он размышляет стоит ли относить поход Игоря как знак будущего Светопреставления.
Покаяние Игоря в Богородице Пирогощей рассматривается автором "Слова" как не только прощение Игоря Богом, но и Руси. В его понимании признаком последующего конца Света как определенного знака осталось только княжение Всеслава.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 мар 2021, 11:31

краевед писал(а):Первым такое событие автором связывается со Всеславом в 1067 г.. другим событием может считаться поход Игоря...

«Лютым зверем» Апокалипсиса, уважаемый краевед, летописцы Всеслава изобразили. И рожден он от волхования, и науз (плацебо) на себе носил, и немилостив на кровопролитие.

    « Въ лето 6552 (1044). Володимеръ съдела городъ Новьгородъ.
    Въ се же лето умьре Брячиславъ* и Вьсеславъ, сынъ его седе на столе отьца своего.

    ** Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего"; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие...»

    —-
    Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 470-471; 473-474
С такими «совестными книгами» на Судный День прямая дорога в Ад, отчего в СПИ и сказано:

    « Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече:
    «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!»
    »
А.А. Шахматов пишет, что статья о рождении Всеслава является «позднейшей вставкой». Вполне допускаю, что автором этой вставки был сам ходына из Тмуторокани в Киев и Новгород Никон Великий (Боян из СПИ). Он же как раз тот же самый 1067 год ходил по поручению жителей Тмуторокани к новгородскому князю Святославу за его сыном Глебом и вполне мог работать с Новгородским Сводом.

    § 290... Под тем же годом [ 6552 (1044)] записано известие о смерти Брячислава и вокняжении Всеслава: появление этого известия в Новгородском своде объясняется тем, что новгородцам пришлось вести долгую борьбу с Брячиславом; заметка летописца под 6529 (1021) о том, что Брячислав воевал с Ярославом до конца своих дней, имеет, конечно, в виду прежде всего неоднократные нападения Брячислава на новгородскую область, куда направлял свои взоры впоследствии и его преемник. К этому известию о смерти Брячислава прибавлена заметка о чудесном рождении Всеслава от волхвования; заметка оканчивалась словами: «еже (язвьно) носить Вьсеславъ и до сего дьне на собЬ: сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие». Думаю, что слова эти или прибавлены (сначала они могли появиться на полях) позднейшим читателем, а именно в шестидесятых годах XI столетия, когда Всеслав наводил неоднократно ужас на Новгород своими набегами, или вставлены при переписке Новгородского свода (в Новгороде) для Киево-Печерского монастыря в конце восьмидесятых или начале девяностых годов того же XI столетия.
    ------------
    Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001
В изображении Всеслава мы видим метафоры «Страшного Суда»: на седьмом апокалипсическом тысячелетии, жатва плевел, “лютый зверь", в изображении же похода Игоря таких метафор нет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 20 мар 2021, 16:36

Для древнерусского человека. тем более лица духовного звания. любые. т. сказать экстраординарные события произошедшие на Руси "на седмомъ веце Трояни" несли в себе особую символику, т.к. они могли считаться предвестниками конца Света. Естественно, зная только то. что Страшный Суд должен состояться на седьмом тысячелетии любые напасти считались предвестниками Апокаллипсиса.
Весьма интересны наблюдения над этой темой И.Н.Данилевского в книге Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.) в которой автор отмечает, что для русского человека одним из знаков будущего конца Света стал 1095 г.: "По апокрифам. 25 марта был создан человек, 25 же марта была дана Благая весть о рождении Спасителя, на это же число пришелся (напоминаю, только по апокрифам!) конец земной жизни Спасителя, он был распят на Пасху, совпадающей с датой Благословления (так называемая к и р и о п а с х а)". С точки зрения человека того времени светопреставление могло случиться именно в эти дни. тем более на Русь пришли полчища саранчи. уничтожив урожай. Как тут не поверишь. что пришел конец Света. К тому же в 1096 г. в Киево - Печерскую Лавру проникли половцы. что еще более укрепило мысль о скором конце Света, т.к: "Концу Света должно было непосредственно предшествовать несколько волн нашествий "иноплеменников". И от того насколько точно удасться установить, с кем именно пришлось христианам столкнутся сейчас непосредственно зависело решение проблемы когда же именно начнется светопреставление и следующий за ним Страшный Суд"... С "исхождения" Измаильтян должен начаться отсчет "последних времен" перед Концом Света".
И.Н.Данилевский. Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.)// М., Аспект пресс, С. 54 - 65
Автор "Слова". писавший свою песню в период ожидания Конца Света также не является исключением из представлений древнеруссого человека о грядущем Апокалипссисе, тем более будучи лицом духовного звания. рассматривая поход Игоря с точки зрения события предшествующего будущему светопреставлению.
Решающим обстоятельством автор считает посещение Игорем церкви Богородицы Пирогощеи как символ покаяния перед Богом грешника. поэтому и нет в "Слове" данных. которые бы свидетельствовали о грядущем Конце Света. Раскаяние Игоря спасает Русь от очередных страшных потрясений: "Солнце светится на небесе Игорь князь въ Рускои земли". Песня заканчивается на оптиместичной ноте.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 мар 2021, 21:20

краевед писал(а): "По апокрифам. 25 марта был создан человек, 25 же марта была дана Благая весть о рождении Спасителя, на это же число пришелся (напоминаю, только по апокрифам!) конец земной жизни Спасителя, он был распят на Пасху, совпадающей с датой Благословления (так называемая к и р и о п а с х а)"

Что за «дата Благословления», уважаемый краевед, кириопасхв совпадение Пасхи и Благовещения. Но не суть, действительно, искали приметы и летописи переполнены мировыми событиями апокалипсического ожидания, причём больше всех во время княжения Всеслава Полоцкого:

Изображение
Радзивилловская летопись М.277 (л. 123 об.)
В лето 6559 (1091)... спаде змий превеликъ от небеси, и ужашося людие.
В се же время и земля стукну, яко мнози слыша.


Изображение
Радзивилловская летопись М.278 (л. 124)
В лето 6600 (1092). Предивно бысть в Полоцку въ мечте: бываше в нощи тутонъ, станяше по улици, яко человеци, рыщущи беси.
И аще кто вылазяще ис хромины, хотя видети, абие уязвенъ будетъ невидимо от бесовъ язвою, и с того умре, и не смеяху исходити ис хором.


Изображение
Радзивилловская летопись М.278 (л. 124)
[В то же лето (1092)] Посем же начаша въ день являтися на конех,
и не бе их видети самихъ, но коне ихъ видети копыта; и тако уязвляху людие полоцкиаи ихъ область.


Это летописцы сделали из Всеслава «лютого зверя» и вся «летописная братия» об этом знала.

краевед писал(а):Решающим обстоятельством автор считает посещение Игорем церкви Богородицы Пирогощеи как символ покаяния перед Богом грешника, поэтому и нет в "Слове" данных. которые бы свидетельствовали о грядущем Конце Света.

Конец Света в СПИ в сценке со Всеславом: ток на Немиге, головы стелят снопами - это жатва плевел. В других местах Апокалипсис отсутствует. Чтобы покаяться Игорю не надо было идти в церковь своих политических противников, у него была своя в том же Киеве, однако он идёт именно к церкви Мстислава Великого, конец 40 летней крамолы Ольговичей с Мстиславичами, Даждьбожи внуци снова «сынами Света», «детьми Христа» становятся.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 52

cron