Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 июн 2010, 10:14

Ох, Евгений, Евгений...

Это в какой это мифологии/религии (кр. иудаизма) Вы видели разделение паствы на национальности? Верховный бог для них был один, ств и происхождение человечества и царей(князей) ЕДИНО.

Как доказательство тому перемещение славянского Сварога в Египет в ПВЛ 1114:
и Соварога нарекоша Егуптяне царствующю сему Феостѣ въ Егуптѣ . Въ время царства его спадоша клѣщѣ съ небесѣ (Ипат.1114)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 июн 2010, 09:37

Здравствуйте , Лемурий!
Что значат в церковной литературе «старые словесы» и петь «новые песни», в «Слове….» «певшее песнь старым княземъ, а потом молодымъ пети».
Александр Мень так трактует «Откровение» Иоанна глава 5 « Поют новую песню» « тут несколько раз упоминается о новой песни, потому что «старая песнь» - это один из важнейших ветхозаветных гимнов - «Свят , Свят Господь Саваоф». А тут новая, « достоин ты - это уже обращение к Агнцу- взять книгу и снять с неё печати», что был заклан, но победил не силою, а тем, что был заклан, и кровию своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и племени» « И сделал нас царями и священниками Богу нашему»Эти слова подтверждают общую мысль толкователя о том, что 24 старца обозначают человечество избранных. Неважно, принадлежат ли 12 из них к Ветхому Завету и 12 к Новому Завету, но так или иначе здесь совокупность церкви, как человечества и человечества, как церкви….».
Значит , автор «Слова…» использовал «старые словеса», священные истории из Ветхого завета, например» о Каине и Авеле. «Каин стал завидовать брату, вызвал Авеля в поле и там убил его», в «Слове…» «Усобица княземъ на поганые погыбе, рекоста бо брат ъ брату:» Се мое, а то мое же» И начаша князи, про малое» се великое»млъвити, а сами на себе крамолу ковати».
Из Нового Завета, я уже подробно разбирала «Притчу о сеятеле».
Новое в древности обозначало новый этап жизни , или новую власть. Мы часто видим подобного рода символы, когда например Иезекииль говорит о том, что Иерусалиму будет дано новое имя – это знак новой эпохи в его жизни. В «Слове…» автор часто меняет имена князей : «Ольга Святославича» на Олзе Гориславличе»,, «брата Всеволода» на « Яръ тур Всеволод». « Съ той же Каялы Святоплъкъ полелея ОТЦА СВОЕГО » на « погибашеть жизнь ДАЖДЬБОЖА ВНУКА».Образы , которые мы читаем в «Слове…», находят подтверждение в Ветхом и Новом Завете и помогают нам понять их смысл.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 июн 2010, 11:53

Zinchenko_tanya писал(а):Образы , которые мы читаем в «Слове…», находят подтверждение в Ветхом и Новом Завете и помогают нам понять их смысл.
Добрый день, Татьяна!
Вот и пришло то время, когда мы заговорили в унисон.

Тут на параллельном Форуме у нас с Владимиром Витальевичем зашел спор о расшифровке ещё одной евангельской притчи из СПИ (цитирую):
------------------
Владимир Медведев писал(а):Святослав Златослов, как и подобает истинному христианину, держал Бога в душе, о чем свидетельствует весь христианский дух его "Слова", построенного по схеме евангельской притчи о блудном сыне.

Золотые слова, Владимир Витальевич!
Только под "Отцом" в притчи подразумевается сам Господь.

11... у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
---------------
Евангелие от Луки гл.15

Под разделенными имениями имеются в виду Мономашичи и Ольговичи.
В дальнюю страну расточать "имение свое" отправились как раз Ольговичи.
Если помните, в притчи был и "старший сын".

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
---------------
Евангелие от Луки гл.15


Так вот в конце СПИ Автор ведет Игоря к Церкви МСТИСЛАВА.
Так кто по-Вашему "старший сын"?
---------------------
А как бы Вы ответили, Татьяна, на этот же вопрос?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 июн 2010, 12:15

Zinchenko_tanya писал(а):Что значат в церковной литературе «старые словесы» и петь «новые песни», в «Слове….» «певшее песнь старым княземъ, а потом молодымъ пети».
Александр Мень так трактует «Откровение» Иоанна глава 5 « Поют новую песню» « тут несколько раз упоминается о новой песни, потому что «старая песнь» - это один из важнейших ветхозаветных гимнов - «Свят , Свят Господь Саваоф». А тут новая, « достоин ты - это уже обращение к Агнцу- взять книгу и снять с неё печати», что был заклан, но победил не силою, а тем, что был заклан, и кровию своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и племени»
Со "старыми словесами" не согласен, понеже по контексту речь идет о начальных строках, а это летописные старые словеса 1170г.
* Начяти старыми словесы - "старые словеса" это слова из летописи: начало речи Мстислава (сына Изяслава Мстиславича) с призывом к походу против половцев, угрожавшим важнейшим торговым путям Руси:
Вложи Бог в сердце Мьстиславу Изяславичю мысль благу о Рускои земли.
И съзва братию свою и нача думати с ними. Река им:
А уже у нас и Гречьский путь изъотимають и Солоный и Залозный. А лѣпо ны бъıло братье възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести ...
--
Ипатьевская летопись (В лето 6678 [1170])

Именно этими "старыми словесами" 1170 года и начинает Автор СПИ трудную повесть о походе Игоря.

А про "новую песнь" и Агнца, который «победил не силою, а тем, что был заклан, и кровию своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и племени» - очень интересно!!!

Кстати, «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, благословен грядый во имя Господне»
называется Трисвятое.
Как не вспомнить "Тресвѣтлое солнце" Плача Ярославны, про которое Лихачев писал, что "употребляется этот эпитет в древнерусской литературе только в применении к божеству или к христианским подвижникам..."
см. Д. С. Лихачев. "Тресвѣтлое солнце" Плача Ярославны //ТОДРЛ. 1969. Т. 24. с. 409.
Что то не припомню, что в период Студийского Устава упоминался неизвестный на Руси иудейский Саваоф. Зато пели «Слава Тебе, показавшему нам свет».
см. Михаил Скабалланович. Толковый Типикон
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 июн 2010, 19:17

Добрый вечер Лемурий!.
Давайте разберемся со скифами. Три брата : Липоксай, Арпоксай и Колоксай.На них с неба упали золотые: плуг, ярмо, секира и чаша. Плуг связан с земледелием ,ярмо - со скотоводством, секира - с воинами ,а чаша -с жрецами. В древнеиндийском обществе было деление на варны ,впервые упоминается в « Риг - веде» « Когда Пурушу расчленили его рот (уста) стал брахманом(жрецом),его руки сделались кшатрии( воины, правители), а из ног и бедер -вайшья (скотоводы)и шудры - слуги ,наемные рабочие.»Липоксай ранит себе челюсть т.е. рот -он выражает жреческую касту. Арпоксай - ранит себе ногу- он представитель скотоводов и слуг. Колоксай - воин , правитель. Он и приносит все золотые вещи в дом. Вот и вся загадка сосуда из Куль - Обы .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 июн 2010, 20:49

Zinchenko_tanya писал(а):« Когда Пурушу расчленили его рот (уста) стал брахманом(жрецом),его руки сделались кшатрии( воины, правители), а из ног и бедер -вайшья (скотоводы)и шудры - слуги ,наемные рабочие.»Липоксай ранит себе челюсть т.е. рот -он выражает жреческую касту. Арпоксай - ранит себе ногу- он представитель скотоводов и слуг. Колоксай - воин , правитель. Он и приносит все золотые вещи в дом. Вот и вся загадка сосуда из Куль - Обы .
Добрый вечер, Татьяна!
Очень интересная аналогия, только и у Геродота есть об этом мифе, только другими словами:

8. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы – полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя – змеиной . Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: "Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?". Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: "Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание".

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей – Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и
он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари . И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).
-----------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена

Изображение
Младший сын Скиф / Колаксай натягивает лук отца и получает царство.

То что скифы пришли с востока, изгнав киммерийцев, и их язык, также как и язык славян, относятся к группе индоевропейских языков это и так понятно. В данном случае мы говорим о том, что царские скифы (потомки Колаксая) жили ТОЧНО на том участке земли у Танаиса (Дона) на синем (Азовском) море, который Автор СПИ назвал "землей Трояна".

Если Вы, Татьяна с утверждением, что Троян и Таргитай (отец трёх сыновей=Троян) - одно лицо не согласны, попробуйте опровергнуть хотя бы один из постулатов с упоминанием Трояна, которые привожу выше:
1. Тропа Трояна
2. Земля Трояна
3. Веци Трояна
4. Игорь - внук Трояна
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Евгений Беляков » 03 июн 2010, 22:07

Под разделенными имениями имеются в виду Мономашичи и Ольговичи.


имхо, евангельская притча писалась несколько раньше тех веков, когда были мономашичи с ольговичами...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 июн 2010, 16:08

Евгений Беляков писал(а):
имхо, евангельская притча писалась несколько раньше тех веков, когда были мономашичи с ольговичами...
Опять, Евгений, причину со следствием местами меняете.

По евангелическим притчам и сейчас продолжают произведения создавать и художники, и поэты, и музыканты, но это вовсе НЕ означает, что об этих произведениях во времена Иисуса известно было.

Аллегория по схеме евангельской притчи о блудном сыне на то и есть аллегория, не пересказ, а подобный сюжет с новыми героями.

Лучше ответьте на вопрос кто в этой схеме "старший сын" ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 июн 2010, 08:04

Здравствуйте , Лемурий!
Троян -, как языческий бог, упомянут в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" в ряду "Троян, Хърс, Велес, Перун", в полууставной рукописи Толстовского собрания среди "Перуна и Хорса, Дыя и Трояна", см. также "Слово и откровение святых апостолов" [А.Афанасьев. Поэтические воззерния славян на природу. т.2, -М.: Индрик, 1994, стр 642 сл.]
В "Слове о Полку Игореве" упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова: "О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!" "Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы, Ольга Святославличя". "Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена". "На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу".

Слова « тропа» и «земля» связаны с пространством , века – со временем. Сначала разберёмся с направлением Трояновой тропы в пространстве. Мир представляли древние трёхслойным: внизу – море(океан), затем над ним земля – поле, и вверху, в небе, мир горний .По этим трём мирам можно перемещаться вертикально: вверх « рища в тропу Трояню чрезъ поля на горы» с серединной земли в мир горний – небо .Вниз с земли на море т. е. в подземное царство. «вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синемъ море»Перелётом в образе птицы с земли на море в свадебных песнях означает переход невесты со своей стороны на чужую женихову, которая представлялась как загробный мир.
«По морю, морю синему,
Плавала лебедь белая.
Лебедь залётная .
Крыльями бьёт о сине море…» (Русская народная поэзия.Ленинград,1984 стр.245).
Всё пространство состоит из трёхслойной Вселенной по вертикали и четвёрки по горизонтали : восток , запад , полудень , полуночь ( север , юг , запад , восток).Семёрка означает полноту пространства. « И когда спрашивали почему Евангелий четыре, то ранние христиане отвечали , потому что четыре страны света… И была очень древняя песня, её пели первые христиане: « Свят, свят Господь Бог Вседержитель, который БЫЛ, ЕСТЬ И ГРЯДЁТ». Вновь семь состоит из 4(стороны света) +3(время: прошедшее настоящее и будущее)
В Книге пророка Иезекииля говорится, что приходит бедствие, но ангел ставит печать «тав»на челах людей. «И вот тут, пишет А. Мень ,удивительное таинственное совпадение преобразований. В древнем ханаанском и в финикийском, буква «тав» выглядела как крест.У древних Христиан, это стало первым знаком осенения себя крестным знамением, т.е. это было знаком Христа. В данном случае это не просто печать крещения, но печать следования за Агнцем…
Надо сказать, что апостол Иоанн употребляет число семь в тексте всего Апокалипсиса: послание к семи церквям, далее пойдут семь печатей, семь трубных звуков, семь гласов с неба, семь видений. Апокалипсис можно разделить условно на семь больших семёрок, потому что он говорит об исполнении времён, о полноте, о том что будет , когда завершится история мира.» Христиане представляли число 7 состоящее из единого Бога и шестёрки -числа зверя, Антихриста.
Во всей полноте действий семёрка ещё означает – последняя. И ещё раз обыгрывается автором семёрка « Всеслав же сидел в Киеве семь месяцев» (Летопись 1068г.)

Тогда текстом : «на седьмом веце Трояни…» завершается летописная история Руси .Смысл, что и в Апокалипсисе «Человечество сеет зло и его же пожинает « Ток на Немизе. Снопы стелютъ головами,молотятъ чепи харалужными. На тоце животъ кладутъ веютъ душу от тела».
Изяслав Ярославич теряет престол и это наказание Божье за нарушение клятвы крестоцелования. «ни хытру , ни горазду, ни птицу горазду суда Божия не минуте». Изяслав Ярославич вернул себе престол. Но его ждёт возмездие ещё более страшное , чем потеря власти. « В год 1078 Бежал Олег, сын Святослава в Тмуторокань». «Дорискаше до куръ Тмутороканя.» Петушок прокричал в Тмуторокане и продолжение истории царствование и смерти Изяслава мы найдём в тексте «Были вече Трояни, минула лета Ярослава , были плъци Олговы,Ольга Святославича. Это продолжение и завершение событий 7 века Трояни.В битве 1078г «убит был князь Изяслав месяца октября в 3 день « «»Слове…» погибашеть жизнь ДаждбБожа внука» « с той же Каялы Святополкъ полелея отца своего между угорскими иноходьци».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 июн 2010, 11:21

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий!
Троян -, как языческий бог, упомянут в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" в ряду "Троян, Хърс, Велес, Перун", в полууставной рукописи Толстовского собрания среди "Перуна и Хорса, Дыя и Трояна", см. также "Слово и откровение святых апостолов" [А.Афанасьев. Поэтические воззерния славян на природу. т.2, -М.: Индрик, 1994, стр 642 сл.]
В "Слове о Полку Игореве" упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова...
Доброе утро, Татьяна!

В Вашей схеме не уточнено:
1. Почему именно земля у Дона (Танаиса) на синем море [греч. Меотийское озеро] называется землей Трояна.
Меж тем именно там Геродот засвидетельствовал местонахождение царских скифов потомков Колаксая.

6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя,
называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от
младшего из братьев – царя – племя паралатов
. Все племена вместе называются
сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами.
--------
20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое
доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают
прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики,
а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у
Меотийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат
даже с Танаисом...
--------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена


2. Почему седьмое тысячелетие ведется от Трояна, а не от древнего Велеса, Перуна, которыми клялись при заключении языческого ряда, не от старших языческих богов славян - Рода, Сварога...

Меж тем Речеться пакы вѣкъ, тысящи летъ вѣкъ единъ. (Ио. екз. Богосл.)

ИзображениеИзображение
Богословие Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна екзарха Болгарского.(12-я гл. "Небес" (О вѣцѣ) — ЧОИДР, 1877, кн. 4.
По Ио. екз. Богосл. четыре варианта употребления этого слова:
- Каждого человека житие называется век;
- Называется также век - тысяча лет век един.
- Также называется век всё настоящее житье;
- И также прибавим век, который по воскрешению без конца будет.
Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ...
--------
Кирик Новгородец Учение имже ведати человеку числа всех лет л.344


Как видите, тысячелетия отмерялись у приверженцев Византийской церкви от Адама и у приверженцев Русской церкви, провозгласивших, что поют песнь Богу по-новому (Иларион-Боян и Климент Смолятич) от языческих времен Руси первоскифа - Таргитая (отца трёх сыновей=Трояна).

3. Под "Тропой" вовсе не обязательно упомянута узкая дорожка, это еще и ТРОПЫ = ТРОПАРИ.
В религиозных песнопениях ТРОПЫ ((от греч. trоpos), или тропари, - вставки в канонизированный текст или напев псалмов или хоралов. В византийской церкви известны с 5 в., в католической -с 9 в. Первоначально представляли собой небольшие попевки, вводившие отдельные фразы напевов, со временем стали протяжёнными мелодическими построениями, часто в форме диалога. Из таких Тропы возникла литургическая драма. Были связаны с народной песенностью и способствовали проникновению в церковную музыку её интонаций.

4. В Вашем варианте языческого бога Трояна нет объяснения, почему именно его предком является Игорь того (Трояна) внук.

Меж тем Троян = Таргитай - ПЕРВОСКИФ, а его сын Колаксай - предок всех скифских царей (князей).

10...Младшему же, Скифу [Колаксаю = Солнце-царю], удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла [Таргитая], произошли все скифские цари....
------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена
Иными словами:
О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ...
Пѣти было пѣсь Игореви, того внуку (= КНЯЗЮ).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Владимир Медведев » 07 июн 2010, 09:40

Дорогой Лемурий, поскольку Ваши здешние оппоненты никак не могут дать ответа на Ваш вопрос, то на него решили попробовать ответить вот тут: http://slovoyar.ru/forum/post513.html#p513 .
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 07 июн 2010, 09:53

Дорогой, Владимир Витальевич!

Просто хотел выслушать мнение по Вашей схеме и других участников, которые привыкли к "родным пенатам"...

P.S. А отправлять ответ достаточно один раз. Он хотя и показывает, что ошибка - ответ всё равно добавляется. Если заметили, то в отличие от бранных баталий на вышеуказанном форуме, здесь всё также тихо и плодотворно идёт обсуждение версий.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 июн 2010, 11:19

Здравствуйте ,Лемурий!
Трояновой землей называется все пространство . К ним относятся ТРИ зоны мироздания: подземный мир - море, серединный мир - земля(поле) и верхний - мир горний и ЧЕТЫРЕ стороны света : въстокъ , полуденная страна, полунощная страна и западная. Все Трояново пространство умещается в цифру СЕМЬ.
С пространством тесно связано время . Тройка: с прошедшим ,настоящем и будущем времени. Четверка :с Востоком - восходящее утренне солнце, Юг ( полуденная страна ) -полдень ,запад -заход солнца и север(полунощные страны) - последнее счисление времени -полночь. « На седьмом веце Трояни…» значит на последнем перечислении времени. Открываем текст Слова…” и смотрим какое же последнее время отмечено «въ ПОЛНОЧИ изъ Белграда», «а самъ въ НОЧЬ влъком рыскаше””В славянских языках слово ночь не имеет синонимов. Для обозначения ночи в древнеиндийском было nak.Сами индийцы, великие этимологи, объясняли это из nac - изчезать ,теряться, разрушаться. Ночь и тьма вместилище нечистой силы и злых духов которые исчезают, как известно по сказкам с пением петухов «до куръ».«Седьмой век Трояна…”- это время наступления ночи, последней по счету.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 07 июн 2010, 13:15

Zinchenko_tanya писал(а):В славянских языках слово ночь не имеет синонимов. Для обозначения ночи в древнеиндийском было nak.Сами индийцы, великие этимологи, объясняли это из nac - изчезать ,теряться, разрушаться. Ночь и тьма вместилище нечистой силы и злых духов которые исчезают, как известно по сказкам с пением петухов «до куръ».«Седьмой век Трояна…”- это время наступления ночи, последней по счету.
Добрый день, Татьяна!

У Вас строки про ночь взяты в скобки, это чья-то цитата?

На самом деле в СПИ есть И ночь, И север(полунощь)

Прысну море полунощи (к северу) идутъ сморци мьглами - понеже по Библии Бог указывал путь столбом облачным - днем, да и смерчи в ночное время НЕ возникают.

Крычатъ тѣлѣгы полунощы, рци, лебеди роспущени - в этом отрывке очень странно слышать о телегах, едущих в кромешной темноте. Видимо направление тоже - от Лукоморья к (полунощи) северу.

А Ваша НОЧЬ есть в другом месте СПИ:
Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ
Длъго ночь мрькнетъ, заря свѣтъ запала, мъгла поля покрыла
Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, рече, чръною паполомою, на кроваты тисовѣ.
Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше.

"Мьстиславъ же на ту ночь роставля сторожи, а самъ леже спати съ угры. Сторожеве же прибѣгоша к нему полъночи, рекуче: Идет Володимеръ..." (Ипат. 1151)
"Тотъ дьнь весь идоша оли до ночи Кърачеву, и сташа не дошедше Корачева..." (Ипат. 1146)

И, вообще, ОЧЕНЬ рекомендую:

Рукописные памятники Древней Руси. Поиск словоформ в летописях

Набираете в словоформе слово ночь и смотрите, как на самом деле это слово употреблялось.

Кстати, наберите там же слово "Куръ" - поймете, почему "до куръ" - это НЕ до петухов, а до Куръ Тмутороканя=византийского Куръ Олексия.

А век последний "седьмой" потому что дней создания мира было 7, понеже по средневековым повериям миру существовать только семь веков (=тысячелетий).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Смага в пламенном роге

Сообщение Лемурий » 07 июн 2010, 16:17

Zinchenko_tanya писал(а):Образы , которые мы читаем в «Слове…», находят подтверждение в Ветхом и Новом Завете и помогают нам понять их смысл.
Добрый день, Татьяна!

Предлагаю разобрать словосочетание "смагу мычючи въ пламянѣ розѣ".

"Есть слова ... которые при существовании слов синонимических к ним или сходным с ними требуют тончайшего определения..." (Е.Е. Голубинский о схедографии):

Жля (желя) - от глагола: Желѣти
По Срезн.
1. Желѣти = желю, желѣю - желать.
Желя отъ человекъ славимъ быти (Посл. Полик -Пат. Печ.2)

При таком значении глагола " Желѣти" слово "Желя" будет иметь значение: желание, алчба (славы), жажда.
И действительно "смага" в основном значении: сухость губ, воспалительный налет на губах от жажды и труда:
устнѣ слипатися, на губахъ смага спадеть, и тѣло все загорится... (Слово Василия Великого. Пам. др. церк. учит. лит. III, 96 (XII).

Жля, поскочи по Руской земли, смагу мычючи въ пламянѣ розѣ.
Жажда распространилась по Руской земле смагу мечучи пламенным рогом.

По Срезн.
2. Желѣти = желю, желѣю - сожалеть, скорбеть.
"Желя" название обряда, связанных с оплакиванием умершего.
"В 100 и 30 лѣтъ жития Адамова уби Каинъ Авель брата своего и сътвориста желю Адамъ и Евга надъ нимъ..." (Пам. Отр. лит. сп. XVв)

При таком переводе слово "Желя" сочетается со словом "Карна" (от карити, карю - оплакивать):
"Въ то же веремя умре княжни Миндовговая, и поча карити по ней..." (Ипат. 6770)

Мыкати - кидать, метать, разбрасывать
У боярина служити, как по бесе клобук мыкати. Посл. Дан. Заточ. (Сол.)

При таком значении нельзя переводить, как большинство переводчиков, в значении огнеметного рога "живым огнем" стреляющим.
... в тексте ведь сказано "въ пламянѣ розѣ", а не "из пляменного рога". Древнерусский язык хорошо различал предлог въ с местн. пад. в значении "внутри чего-либо" и предлог изъ с родит. пад. в значении "направление действия изнутри чего-либо". Очевидно, если бы автору нужно было бы сказать "из пламенного рога", он бы эту конструкцию и употребил.

...если определить для глагола мыкати значение "кидать", "метать", то и первый текст из "Слова" можно понять так: "кидая людям рог с огнем", т.е. рог вместе с огнем, в нем находящимся; рог потому и пламяныи, что наполнен огнем...
---------
Е. М. Иссерлин «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве»: (Лексико-семантич. параллели) . — Филол. науки, 1973, № 4, с. 99-100

B самом СПИ находим: Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ (внутри тела)
изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла (изнутри тела)

Перевод "рог вместе с огнем, в нем находящимся" тем более точен, если принять во внимание расшифровку "въ пламянѣ розѣ", предложенную ещё А.С. Пушкиным.

:arrow: cм. Я. И. Ясинский Из истории работы Пушкина над лексикой "Слова о полку Игореве" // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / М.; Л., 1941., Вып.6, с. 362

Пушкин расшифровывает "пламенный рог" как "роги олтаря“ из гл. IV книги Левит, на которых возливают и сжигают кровь очистительной жертвы.
34...и возьмет священник перстом своим крови от сей жертвы за грех и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь ее выльет к подножию жертвенника;
35 и весь тук ее отделит, как отделяется тук овцы из жертвы мирной, и сожжет сие священник на жертвеннике в жертву Господу; и так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и прощено будет ему.
---------
Повторные упоминания в стихах 7-м, 18-м, 25-м и 30-м
Третья книга Моисеева. Левит гл.IV


А Игорева храбраго плъку не крѣсити! За нимъ кликну Карна и Жля поскочи по Руской земли, смагу мычючи въ пламянѣ розѣ.
--------
А Игоря храброго полка не воскресить! По нему кликнула Карна (от карити - оплакивать, причитать) и Желя (от желѣти - сожалеть, скорбеть, оплакивать) поскакала (появляясь то тут то там) по Русской земле, смагу (кровавую накипь от жажды и переутомления с губ как кровь очистительной жертвы) кидая в рог всесожжения.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 120