Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 мар 2021, 00:23

краевед писал(а): Как понять, почему: "ту немци и венедици. ту греци и морава поютъ славу Святъславли каютъ князя Игоря иже погрузи жиръ во дне Каялы...".
Конечно, Игоря было за что каять, осуждать. т.к. в наспех подготовленном походе он погубил свое войско. дал возможность половцам напасть на свое и Переяславское княжество. Другое дело Святослав. которого не осуждают. а поют ему СЛАВУ. Как же слава может быть сопоставима с ИРОНИЕЙ?

Эта фраза, уважаемый краевед, СОЛЬ произведения, экономическая суть воззвания, европейские народы, славящийся своими купцами, славят Святослава, что обеспечил безопасное прохождение днепровских порогов близ Канева, Игорь же эту ИХ пажить (= жиръ) погубил, злата, не полученного Русью с торговых путей (Гречника, Залозняка и Соляного), проходящих через эти пороги, на дно половецкой реки Каялы (от каяти) насыпал.

Если скажите, что не было никакого интереса днепровские пороги контролировать, то открывайте летопись:

    «Князем же всѣм слышавше таку погыбель о братьѣ своей и до бояръ, возпиша вси, и бысть плачь и стенанье: овѣмъ бо братья избита и изъимана, а другымъ отци и ближикы. А князь Святославъ посла по сыны своѣ и по всѣ князи. И собрашася к нему г Кыеву и выступиша г Каневу...»(Ипат.1185)

краевед писал(а): В "Слове" действительно проявляются определенные тяготения как к Мстиславичам. так и к Ольговичам в лице Святослава, которому отводится одно из центральных мест повествования, именно в его уста автор вкладывает "Злато слово". Уже само название его не дает возможности рассматривать его содержание в ироническом свете.

Нет ИРОНИИ в «злато слове» говорите, извольте:

«Тогда великій Святславъ изрони злато слово»
=
    « Чадо, аще тя кто срѣтъ възмолвить к тобѣ, со въздержаниемь отвѣщяи ему, зане напрасно человѣкъ въ воборзѣ изронить слово и послѣ каеться...»

    Повесть об Акире Премудром
Человек без покаяние, как древо не дающее плодов, посекаемо бывает: «И будет, яко древо саждение при исходиштих водам, еже плод свои даст в время свое и лист его не упадет" (Бол. Пс. 2) »

    «Нъ уже, княже, Игорю утрпѣ солнцю свѣтъ, а древо [Ольговичей] не бологомъ листвіе срони...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 29 мар 2021, 22:52

Уважаемый Лемурий, мысль о том. что купцы восхваляют Святослава, который вернул Руси контроль над торговыми путями и осуждение Игоря, в связи с его походом Русью пути торговли были потеряны достаточно основательна. Тем не менее, следует заметить. что восхваление святослава и последующее за ним Злато Слово концептуально взаимосвязаны. что не дает основания для выводов, что злато Слово иронично. Как то нелепо выглядит в этом случае ирония. Получается. что купцы потерявшие важные пути иронизируют по этому поводу. смеются над этим.
Злато Слово являет собой глубокую философскую мысль, размышление автора над произошедшими событиями и попытку не только осознать произошедшее, но и найти пути решения, призывая князей к объединению в борьбе против внешнего врага. Что же тут ироничного?
Вот Вы писали:

«Тогда великій Святславъ изрони злато слово»
=
« Чадо, аще тя кто срѣтъ възмолвить к тобѣ, со въздержаниемь отвѣщяи ему, зане напрасно человѣкъ въ воборзѣ изронить слово и послѣ каеться...»

Повесть об Акире Премудром

Исходя из этого текста. можно сделать вывод. что этот отрывок из Повести об Акире Премудром, никак не применим к Злату Слову. Разве Злато Слово было произнесено НАПРАСНО? Разве "въ борзе изронить" Святослав Злато Слово? Отнюдь, нет! Злато Слово. это виденье будущего Руси самим автором. в котором должны забыться такие слова, как княжья распря и котора, а русские князья должны выступать единым фронтом против внешних врагов. Злато Слово это не фраза, оброненная в "борзе", быстро и бездумно. Это философские размышления самого автора о прошлом и будущем Руси. На ироничность никак не тянет.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 мар 2021, 23:30

краевед писал(а):Получается, что купцы потерявшие важные пути иронизируют по этому поводу, смеются над этим.

В каком месте, уважаемый краевед, они иронизируют? ЖИРЪ(=пажить, то с чего кормятся) кого? Европейских купцов. Они над собой иронизируют по-Вашему? Нет. Потеря контроля над днепропетровскими порогами близ Канева, где купцы вынуждены были перетаскивать товары по берегу, наносила ущерб как самим купцам, так и Руси, которой торговые пути приносили «злато». Прямой интерес в установлении контроля над Каневым.

краевед писал(а): Разве Злато Слово было произнесено НАПРАСНО? Разве "въ борзе изронить" Святослав Злато Слово? Отнюдь, нет! Злато Слово. это виденье будущего Руси самим автором. в котором должны забыться такие слова, как княжья распря и котора, а русские князья должны выступать единым фронтом против внешних врагов.

Так и думал, значит повторим вопрос:

:arrow: НГ: Где заучивается «злато слово» Святослава?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 02 апр 2021, 00:23

Так я об этом же. уважаемый Лемурий, не могли купцы иронизировать над Святославом. который дал возможность, победив половцев купцам укрепить свои торговые отношения, взяв под контроль важные торговые пути. Ирония чувствуется относительно Игоря, т.к. торговые пути стали путями проникновения половцев на Русь после поражения князя.
Относительно Злата Слова Святослава, как мне представляется оно заканчивается фразой: "Нъ се зло княже ми не пособие...", хотя текстуально оно и продолжается уже размышлениями самого автора "Слова" и призывом к князьям объединить усилия для отражения половецкой опасности. Только вот почему автор печется так "за раны Игореве", призывая за них отомстить? Так к князьям мог обращаться только приверженец Ольговичей, призывая Мстиславичей отомстить за раны своего князя.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 02 апр 2021, 08:27

краевед писал(а):торговые пути стали путями проникновения половцев на Русь после поражения князя...

Уважаемый краевед, Вам как краеведу должно быть известно, что Гречник, Залозник и Соляной торговые пути шли в основном по рекам, вот и днепровские пороги близ Канева, где купцы перетаскивали свои бремена были самым уязвимым местом, который обойти нельзя, даже зная, что там половцы хозяйничают. Шляхи и тракты позже стали важную роль играть, а в конце XII века торговые пути в основном речные. А кочевые народы связаны с лошадьми и обозами, напомню в 1180 Святослав своими носадами поганых толковин на Русь приводил. У половцев речных судов не было. Лодки, поперёк реку переплывать, наверняка, были, а вот вдоль реки ходить не было надобности.

краевед писал(а):Только вот почему автор печется так "за раны Игореве", призывая за них отомстить? Так к князьям мог обращаться только приверженец Ольговичей, призывая Мстиславичей отомстить за раны своего князя.

Напомню, Игорь был ранен в левую руку« уязвиша Игоря в руку и умртвиша шюицю его». Сколько ран? Одна. Если бы речь была об Игоре то так бы и написал Автор: за рану Игоря, однако, он пишет:

    «Загородите полю ворота своими острыми стрѣлами, за землю Русскую, за раны [нанесенные Русской земле] Игоревы, буего [буйного] Святъславлича!»
Напомню, «Русская земля» (Киевская волость) и Канев, куда призывает Автор князей, это вотчина Рюрика. Духовник Климента Смолятича сын Изяслава Мстиславича в 1170 организовывал поход по защите этих торговых путей (Гречника, Залозника, Соляного). Вот Автор теми же словами «А лѣпо ны было братье ... поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести ...» и призывает князей сделать тоже самое: излечить РАНЫ Русской земли, нанесённые ей пораженческим походом Игоря.

P.S. Это я так перевёл лет 10 назад, но теперь вижу, что сюжет СПИ отличен от летописного:

    Ярославнынъ гласъ слышитъ, зегзицею незнаемь рано кычеть. «Полечю, – рече, – зегзицею по Дунаеви, омочю бебрянъ рукавъ въ Каялѣ рѣцѣ, утру князю кровавыя его раны на жестоцѣмъ его тѣлѣ».
Тем не менее Автор призывает только Мстиславичей и их союзников защитить интересы вотчины Рюрика и среброносные торговые пути Переяславля.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 06 апр 2021, 23:56

Уважаемый Лемурий, конечно. если брать сообщение Ипатьевской летописи о ранении Игоря в левую руку. то стоит заметить. что летопись источник официальный. в котором описывалось реальное положение дел, как о самом маршруте похода Игоря с упоминанием географических объектов. как - то Донец. Оскол. Салница. Сюурлий.
Упоминание о Каяле не дает полной уверенности. что речь идет о какой - то реке с одноименным названием.
"Слово" же произведение поэтическое. в котором автор реализовывает свое право на гиперболизацию событий, связанных с походом и ранением Игоря. Думаю. что поэтически. это оправдано. Призыв к Мстиславичам отомстить:
"за РАНУ Игоря буего Святославича" звучит не достатоучно убедительно. возможно. с точки зрения автора "Слова".
Куда более эмоциональней смотрятся "РАНЫ". тем более если автор под ранами упогминает не только физические, но и душевные раны Игоря, которые значительно более больнее ударили по самолюбию князя.
Собственно говоря. речь может идти и не только о ранах полученных Игорем, но и его дружинников, за которых Игорь должен был нести ответственность как князь - предводитель похода. В плаче русских жен явно прослеживаются упреки Игоря, чьих воинов уже не вернуть женам, не воскресить.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 07 апр 2021, 08:31

По поводу Каялы, уважаемый краевед, есть хорошая статья, ставящая в этом вопросе точку:

:arrow: Дмитриев Л.А. Глагол "каяти" и река Каяла в "Слове о полку Игореве"//ТОДРЛ, т.9, М.;Л., 1953, с. 30-38

Тема покаяния через парафразы прослеживается и в других частях СПИ:

    «Человек есть мысленное древо, имеющее корень покаяния своего в помысле и намерении исповедания грехов; имеет он и листья – это уже само исповедание грехов Богу пред отцем духовным и обещание исправления; плоды же этого древа – удовлетворения и подвиги...»
    ---
    свт Димитрий Ростовский Келейный летописец"
    «Горы ж суть Христовы заповѣди святых апостолъ и пророкъ и святых отецъ... да приложите уши ваши сердечныя. се сут мѣры имиж овравдимся в спасемъ душу отъ волка и въбѣжим на горы ж есть покаяніе...»
    ——
    "Слово святыхъ отьць о постѣ и о востании церковнаго чину"// "Православный собеседник, Казань, 1858, вып.1, С.141-168, предисловие 138-141
А древо не бологомъ листвіе сронило = "И будет, яко древо саждение при исходиштих водам, еже плод свои даст в время свое и лист его не упадет" (Бол. Пс. 2)

Не принесли Ольговичи плодов удовлетворения и подвигов на реке покаяния листья их древа опали как у смоковницы, плодов не приносящей, за что посекаема бывает.

    (Мф. 21:19) "и узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница."

    (Мф. 3:10) "уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 11 апр 2021, 23:29

По поводу оброненой листвы Ольгова древа, уважаемый Лемурий, назидание о Божьем наказании согласно взглядов церковных деятелей, применимо к "Слову" уместно, как порицание замысла Игоря в ущерб общерусским интересам. но так поучать Игоря мог и приверженец Ольговичей, как из окружения самого Игоря, так и окружения Святославва киевского, отношение которого с остальными Ольговичами, включая своего брата Ярослава Черниговского и самого Игоря были не столь радужными. Упоминание о том. что Святослав уже не видит силу своего брата Ярослава с перечислением войска его окружающего и обращении к Мстиславичам встать на защиту Русской земли. мстя за раны Игоревы ближе к песнотворцу Святослава Всеволодовича из Ольговичей. чем к роду Мстиславичей. Автор будто присутствует при произнесении Святославом своих речей, упрекающего Ярослава.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 апр 2021, 00:35

Писал тут намедни, уважаемый краевед, почему Автор не мог быть на стороне Святослава - это из контекста следует.

1) Родной брат и его потешный полк:

А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава,
съ черниговьскими былями (=вельможами, убившими Цезаря),
съ могуты (=разбойниками),
и съ татраны (=перебежчиками),
и съ шельбиры,
и съ топчакы,
и съ ревугы,
и съ ольберы (=вероломными убийцами). Тіи бо бес щитовь, съ засапожникы, кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу.


2) Дед Святослава: Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше

3) Жена Святослава: Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени [от вередити]: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ, вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которою бо бѣше насиліе отъ земли Половецкыи!

4) Сам Святослав: «Въ Кіевѣ на горахъ [где стоят стяги Рюрика и Давыда] ... сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великий женчюгь на лоно [= мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам . (Лк.6:38)
Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ
=
    «В сохранившейся в архиве Всесоюзного Географического общества рукописи В. Яшерова "Этнографические сведения о селе Гаврилове (Лукояновского у. Нижегородск. губ.)" 1850 г. засвидетельствовано: "Когда, перед смертью колдуна никто не соглашается принять от него колдовство, то он сильно тоскует, велит поднять на избе жолоб...»
    ------
    Алексеев М. П. К "Сну Святослава" в "Слове о полку Игореве"// "Слово о полку Игореве", сб. статей под. ред. В. П. Андриановой-Перетц, М.-Л., 1950, с.242
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 26 апр 2021, 22:53

Уважаемый Лемурий, а почему же Святослав Киевский не мог обратиться к своему брату Ярославу с осуждением его политики невмешательства во времена общерусских походов на половцев? Исходя из контекста "Слова" перечень воинов - кочевников состоящих на службе у Ярослава: "А уже не вижду власти сильного и богатого и многовои брата моего Ярослава съ черниговскими былями съ могуты и съ татраны и съ шельбиры и съ топчакы и съ ревугы и съ ольберы..." ироничен, но высказывается Святославом или от имени Святослава автором "Слова", но ирония с привкусом горечи направлена не на самого Святослава. а на Ярослава Черниговского и автор иронию вкладывает в уста именно Святослава.
Несмотря на ироничность заложенную во фраза Ярослава относительно его окружения ирония направленна на Ярослава и иронизирует над ним именно Святослав. Получается, что автор "Слова" иронизирует над высказавшим иронию? Такая себе ирония на иронию? По - моему, восхваление Святослава за его удачный поход 1184 г. на Угол иронией никак невозможно назвать, а осуждение Игоря за поражение на реке Каяле еще более выделяет заслуги Святослава, усиливая контраст сравнения победа - поражение. На фоне поражения Игоря победа Святослава видится более значимой, а такой литературный прием возвеличивания одного на фоне другого не допускает иронии при возвеличивании. Если бы поход Святослава на Угол окончился бы неудачей, а при этом автор "Слова" пел хвалебные дифирамбы Святославу за поражение, то это и была бы ирония в чистом виде - возвеличивания потерпевшего поражение. Здесь же Святослав проявляет жесткость в решении казнить Кобяка, несмотря на то, что в недалеком прошлом - в 1180 г. Кобяк выступил на стороне Святослава и Игоря против Рюрика в борьбе за Киевский стол. Разве так мог поступить слабый властитель, приказывая казнить недавнего своего союзника? Думаю, нет.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 апр 2021, 09:40

Уважаемый краевед, со Святославом обратите внимание на условия 1180 года его княжения при проигранной Мстиславичам усобице:

    «Рюрикъ же аче побѣду возма, нъ ничто же горда учини, но возлюби мира паче рати... и размысливъ с мужи своими, угадавъ бѣ бо Святославъ старѣи лѣты, и урядився с нимь съступися ему старѣшиньства и Киева, а собѣ возя всю Рускую землю...»(Ипат.1180
Уступил «седому» князю «злат стол» при условии, что он как старший Ольгович будет призывать своих родственников в общерусские походы. И что в результате? Князья ему не помогают. Зачем нужен Аника-воин на «злат столе»? Отсюда и следующий за этим призыв Всеволода Большое Гнездо, названного «великим князем» поблюсти «отчий стол».

Давайте лучше Вашу версию донских готов разберём.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 29 апр 2021, 23:57

Не все исследователи, уважаемый Лемурий сходятся во мнении, что автор "Слова" призывал Всеволода Большое Гнездо поблюсти непременно киевский стол. Эти исследователи считают. что под "отним златым столом" подразумевается Переяславская земля.
Предполагать, что Рюрик Ростиславич отдал киевский великокняжеский стол Святославу в обмен на привлечение остальных Ольговичей к общерусским походам можно чисто гипотетически. т.к. мы не знаем всех условий договора между Ольговичами и Мстиславличами. Говорить о том, что Ольговичи изначально игнорировали общерусские походы преждевременно, т.к. в походе 1183 г. учавствовал и Игорь Святославич, который и довел его до конца, пленив половцев на р. Хирия пока разгневаный на него Владимир Глебович брал много "добыток" в его княжестве, оставшемся без княжеской защиты. Разгром половцев на Хирии соблюдение общерусских интересов в борьбе с половцами. Грабеж Новгород-Северского княжества Владимиром Глебовичем никак не назовешь соблюдением общерусских интересов - это прямое их предательство.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 30 апр 2021, 01:51

Стоит у нас в Москве, уважаемый краевед, напротив мэрии памятник отцу Всеволода Большое Гнездо с длинной рукой. У любого школьника спросите за что его прозвали Долгоруким. И тот ответит: за его стремление занять «злат стол» Киева, а не Переяславля. Великие князья, они же «старшие», в Киеве сидели, только Всеволода Большое Гнездо после разгрома Ольговичей в 1185 и ослабления посаженного Рюриком Святослава, летописцы стали «великим князем» величать при живом-то Святославе.

    «В пользу окончания свода на 1185 г. укажу ещё на то, что до 1185 г. включительно Всеволод Юрьевич называется князем, а с 1186 г. великим князем (1)...»
    ---
    1) Ср. "князь Всеволод" под 1177, 1178, 1180, 1182, 1183, 1184 и 1185; а под 1186 "у великого князя Всеволода", "к великому князю Всеволоду Юрьевичу" и т.д., под 1187: "у Всеволода князя великаго", и т.д. После 1186 г. вместо " великiй" находим иногда эпитеты "благовѣрный", "христолюбивый", а до 1186 г. Всеволод назван "благовѣрнымъ" всего лишь раз под 1177г.
    ----
    Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв., M.-Л., 1938, С.12
Даже по летописи в это время падает авторитет киевского князя, оставшегося без родни, и повышается авторитет князя суздальско-владимирского.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 01 май 2021, 23:54

Уважаемый Лемурий, вот про таких князей, как Юрий Долгорукий и писал автор "Слова": "Рекоста бо братъ брату се мое а то моеже и начаша князи про малое се великое молвити а сами на себе крамолу коваху".
Не мудрено, что титулом великий князь Всеволода именует Владимирский летописец в угоду своему князю. Можно ли такую информацию обнаружить в Киевском летописном своде?
Школьники пользуются той информацией, которую им преподают учителя, правда не растолковывая им, что на самом деле прозвище Долгорукий несет в себе негативный оттенок и означало "руки загребущие". Посягательство на киевский стол приводило к очередным княжеским которам с большими человеческими жертвами, как и любая другая разборка между князьями, кому владеть Киевом.
Интересно, рассказывают ли школьникам, как закончил свои дни Юрий Долгорукий и к чему привело его желание побольше отхватить земель?
Относительно того, какой княжеский стол подразумевал автор "Слова" под "отним златым столом Всеволода" придерживаюсь мнения М.Д. Приселкова: "поход Игоря на половцев, отмеченный сводчиком 1193 г. под 1186 г. был предпринят Игорем, если не по поручению Всеволода, то при его поддержке, на что прямо указывает автор "Слова о полку Игореве" только в отношении одного Всеволода высказывая упрек, что он не участвовал лично в походе, а только мыслью издалека охраняет свой ОТЧИЙ СТОЛ, т.е. ПЕРЕЯСЛАВЛЬ РУССКИЙ". М.Д.Приселков. История русского летопмсания ХI - ХV вв., СПб, 1996, С.128.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 май 2021, 01:27

Присёлков М.Д., уважаемый краевед, хороший текстолог, но со СПИ не разобрался. См контекст:

    «Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти?»
ГДЕ находится в настоящий момент автор обращения к Всеволоду Большое Гнездо? Если это говорит Святослав, то, конечно, в Киеве и тогда призывает он издалека, из Суздаля-Владимирского княжества, именно в Киев, а не в Переяславль.
Если же призывает сам Автор СПИ, что более очевидно, то тоже получается Киев, призыв заступиться за Русскую землю (= Киевскую волость). Так что в Киев призывает Автор ВБГ, называя его "великим князем».

краевед писал(а):Интересно, рассказывают ли школьникам, как закончил свои дни Юрий Долгорукий и к чему привело его желание побольше отхватить земель?

А как он закончил Юрий Догорукий? Два раза владел Киевом и умер на этом «злат столе» старшим князем. Поговаривают, что отравили его киевляне, но это только догадки на «злат стол» невлияющие.

P.S. Прозвище «Долгорукий» = способный достать далеко.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38