Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 дек 2009, 23:22

КРАСИВО! Только... Игорь то тут при чём?

Обращение-то к участникам коалиции 1180-1181 годов в которой Игорь со Святославом и половцами были с другой стороны.

А СИЛУ антисвятославовой коалиции Автор СПИ поэтически превозносит. Это ПРАВДА!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Орьтъми

Сообщение Лемурий » 24 дек 2009, 17:46

Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты.
Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми.

"паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22): "серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии).
-------
Г.М. Барац "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, с. 36


О Грядущем Суде Господнем над надменными Дочерями Сиона (Ис.3.16-25)

16 И сказал Господь: За то, что Дочери Сиона надменны, и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, --
17 оголит Господь темя Дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их.
18 В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах, и звездочки, и луночки,
19 серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные,
20 перстни и кольца в носу,
21 верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки,
22 светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала;
23 и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос -- плешь, и вместо широкой епанчи -- узкое вретище, вместо красоты -- клеймо.

24 Мужи твои падут от меча, и храбрые твои -- на войне;
25 и будут воздыхать и плакать Ворота Столицы, и будет она сидеть на Земле опустошенная.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

По лозию ползоша.

Сообщение Лемурий » 11 янв 2010, 15:28

Добрый день в Новом году, Татьяна! Что Вы думаете об этом месте "Слова..":

СПИ: Игорь спитъ, Игорь бдитъ, Игорь мыслію поля мѣритъ отъ Великаго Дону до Малаго Донца.
Комонь въ полуночи Овлуръ свисну за рѣкою....

Летопись: и посла Игорь к Лаврови конюшого своего река ему перееди на ону сторону Тора с конемь... пришедъ ко реце и перебредъ и вседе на конь и тако поидоста сквозе вежа се же избавление створи Господь в пятокъ в вечере и иде пешь (одиннадцать) денъ до города Донца...

СПИ:А Игорь князь поскочи горнастаемъ къ тростію и бѣлымъ гоголемъ на воду,
въвръжеся на бръзъ комонь и скочи съ него босымъ влъкомъ,
и потече къ лугу Донца, и полетѣ соколомъ подъ мьглами, избивая гуси и лебеди завтроку, и обѣду, и ужинѣ
Тогда врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа,
По лозію ползоша Только дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ, соловіи веселыми пѣсьми свѣтъ повѣдаютъ.

Итак:
Измерив "мыслію поля [открытые участки]" "отъ Великаго Дону[самое широкое русло летописного "Дона" место после впадения Сев. Донца в Дон]" "до Малаго Донца [= р. Уды, на которой стоял город Донец]"
Игорь "пришедъ ко реце[Тор] и перебредъ и вседе на конь" далее "въвръжеся на бръзъ комонь и скочи съ него босымъ влъкомъ и потече къ лугу Донца"

"Луг" - синоним леса, точнее поёмного леса - уремы... (см. Н. В. Шарлемань. Заметки натуралиста к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. с.57—58)

У Срезн.:
Изображение

Далее его движение шло только по поёмному лесу - и полетѣ соколомъ подъ мьглами, избивая гуси и лебеди завтроку, и обѣду, и ужинѣ - По лозію ползоша. Только дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ, соловіи веселыми пѣсьми свѣтъ повѣдаютъ.

Лозие - собир. лозник, лозняк... ветельник, тальник, растущий по берегам (Даль)

Иными словами, Автор СПИ очередной раз изображает Игоря в комичном виде, "заставляя" его героя ползти по тальнику не ведая ни дороги - Только дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ - ни времени суток - соловіи веселыми пѣсьми свѣтъ повѣдаютъ.

Если заменить эту ироничную аллегорию крупной змеей полозом, как предложил сделать Н.В. Шарлемань:

"В Слове приведено название одного пресмыкающегося: крупной змеи — полоза. В местах, где проходило войско Игоря, водятся три вида полозов (Coluber jugularis Pall., Elaphe dione Pall., Elaphe quatorlineata Lec.). Название «полоз» — не книжное, а широко распространенное, народное. Полозы, или, по выражению Слова, «полозие», и в настоящее время нередко встречаются в Приазовских степях, а еще недавно, когда много было целинных степей, полозы водились в таком огромном количестве, что поселенцы бросали из-за них свои земли и переселялись на новые места, боясь этих безвредных животных. Трудно вообразить, сколько их было в XII в., когда степь еще не была тронута человеком. Полозы, несмотря на свои крупные размеры (некоторые экземпляры доходят почти до двух метров в длину), быстро и бесшумно скользят среди степной травы. Автор Слова, с большим знанием природы, использовал эту особенность полозов, чтобы подчеркнуть тишину в степи во время бегства Игоря: все животные молчали и, не нарушая тишины, "полозие ползоша только"... (см. Шарлемань Н. В. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 121-122)

то придется нарушать текст, изменив исходную строку:

По лозію ползоша. Только дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ
на
Полозі<е> ползоша только. Дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ

В этом случае пропадает контекст, а "подчеркнутая тишина" совсем не проходит из-за стука дятлов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 фев 2010, 15:49

Здравствуйте, Лемурий!
Хочу вновь вернуться к началу «Слова…» .А было ли затмение солнца , или это символ разрушения видимого мира.
Свидетельствует рассказ о затмении в Ипатьевской летописи: "... Игорь жь возревъ на небо и виде солнце стояще яко месяць. И рече бояромъ своимъ и дружине своеи: "Видите ли? Что есть знамение се?" Они же узревше и видиша вси и поникоша главами, и рекоша мужи: "Княже! Се есть не на добро знамение се." Игорь же рече: "Братья и дружино! Таины Божия никто же не весть, а знамению творець Богъ и всему миру своему! А намъ что створить Богъ, или на добро или на наше зло, а то же намъ видити."
Затмение описано в Лаврентьевской летописи: "Месяця мая въ 1 день на память святаго пророка Иеремия, в середу на вечерни, бы знаменье въ солнци, и морочно бысть велми, яко и звезды видети, человекомъ въ очью яко зелено бяше, и въ солнци учинися яко месяць, из рогъ его яко угль жаровъ исхожаше: страшно бе видети человекомъ знаменье Божье..."
И в Ипатьевской летописи и Лавреньтьевской астрономические явления на солнце связаны с : «Тайной Божия» и «знаменьем Божьем». Значит нечто подобное происходило и Иисусом Христом.
Распятие и воскресение Христа наверняка является наиболее важным единичным событием в истории человечества,
Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.
Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: "или Творец-страждет, или мир разрушается".
Время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа,
Историческая вставка в «Слово…» «Не тако ти , рече, река Стугна. Худу струю имея, пожръши чужи ручьи и стругы рострена к устью. Уношу князю Ростиславу затвори», последняя в тексте «Слова…» далее речь будет идти только о возвращении Игоря из плена. Она играет роль кульминации в произведении. Только этот акцент не явный , а скрытый. Откроем «Повесть временных лет в год 1093… Случилась эта беда В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, месяца май в 26 день» Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня совершается Церковью на сороковой день после Пасхи.
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа. После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреям (1: 3; 9: 12). Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей кровию в небесное святилище (см.: Евр. 9: 12, 24–26).
Вознесение Господне, имеет не преходящую роль, и как образ обожания каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 11 фев 2010, 18:19

Zinchenko_tanya писал(а):...однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
Добрый день, дорогая Татьяна!
Вы даже не представляете, как РАД Вашему появлению на Форуме!
Столько тем накопилось, которые хотел с Вами обсудить (жаль только, что 10 дней буду вдали от интернета). Ну, да не будем терять время - начнём:

Значит считаете, что Игоря Автор СПИ специально проводит чрез порочный круг: стяжательский нечестный поход и позор плена - к покаянию?

Пожалуй, соглашусь. Ведь несмотря на начало в стиле Бояна:

«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому» - о полках Игоря, жадных до легкой добычи

В конце произведения Автор всё же признает: «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы», Руской земли безъ Игоря!

Осознавший свою вину, Игорь (Ольгович) едет на покаяние к церкви Мстислава - Страны ради, гради весели.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 фев 2010, 20:45

Здравствуйте, Лемурий!
Боян сообщает Игорю «Пети было песнь Игореви» ««Не буря соколы занесе, чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому». Буря – очень сильный ветер. В свадебном фольклоре «Не буйные ветры повеяли
Незванные гости наехали» (Обрядовая поэзия стр.267)
Кто же незваные гости" соколы» или «галицы»? В данном случае «буря не заносила соколов», а двигались «галици стады бежать к Дону великому». Т.е. Боян сообщает Игорю о передвижении и сборе, возле Дона, вражеского войска ( галиц - половцев)готового напасть на Русь. Для чего он это делает ? Для того, чтобы объединить «свивая славы оба пола сего времени» :войско Игоря и рать «Велесова внуче».Что получилось из его затеи :«Комони ржуть за Сулою – т.е. Игорь выступил в поход, но опоздал на битву с «галицами –половцами» т.к. текст «звенит слава в Киеве» говорит о победе Велесова внука , о его славе в Киеве , без помощи Игоря.
В конце произведения Гзак и Кончак обсуждают побег Игоря «Аже сокол к гнезду летитъ», русский князь назван «соколом», тогда «на следу Игореве ездитъ Гзак с Кончакомъ» и появляются другие птицы: «Тогда врани не граахутъ, галици помлекоша». Галки и вороны сравниваются с половцами.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 фев 2010, 13:19

Zinchenko_tanya писал(а): Боян сообщает Игорю о передвижении и сборе, возле Дона, вражеского войска ( галиц - половцев) готового напасть на Русь. Для чего он это делает ? Для того, чтобы объединить «свивая славы оба пола сего времени» :войско Игоря и рать «Велесова внуче».Что получилось из его затеи :«Комони ржуть за Сулою – т.е. Игорь выступил в поход, но опоздал на битву с «галицами –половцами» т.к. текст «звенит слава в Киеве» говорит о победе Велесова внука , о его славе в Киеве , без помощи Игоря.
Доброе утро, Татьяна!

Автор НАЧИНАЕТ песнь о нечестном походе Игоря словами Бояна:

Пѣти было пѣсь Игореви того, внуку (Бояна, т.е самому Автору)

Предлагаются ДВА варианта начала, либо

«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому»

Это НЕ буря занесла соколов (уж половцев соколами Автор точно не называет), А стада жадных до легкой добычи галок бегут К Дону Великому ( р. Северский Донец после впадения в неё р. Оскол)

либо, второй вариант начала песни, решает начать с событий, происходивших раньше: междоусобицы 1180-1181, к которой НЕ раз будет возвращаться по ходу повествования:

«Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ»

Перечислены союзники по 1180-1181 года:

Кони ржут за Сулой - половцы- Сула пограничная река;
Звенить слава въ Кыевѣ - Святослав Всеволодович, киевский князь в 1180 г.;
Трубы трубять въ Новѣградѣ - новгородцы во главе с сыном Святослава Владимиром;
Cтоять стязи въ Путивлѣ - Игорь Святославич.

Как видите всё ЛОГИЧНО и на своих местах.

В Вашем же, Татьяна, варианте выпадает взаимосвязь новгородцы-половцы.

Zinchenko_tanya писал(а):«Тогда врани не граахутъ, галици помлекоша». Галки и вороны сравниваются с половцами.
Вы обрываете отрывок, а напрасно,

Тогда врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа - ассоциация тишины.

Со "стадами галок" полки Игоря сравниваются и в другом отрывке:

Говоръ галичь убуди[пробудился]: русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а князю – славы. Съ заранія въ пяткъ потопташа, поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь* стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя.
---
Лучше выводить слово "рассушась" от "рассутися", "рассунутися" (корень - "сую", "сути", "сунути" - разсоваться): у Малороссов до сих пор сохранилось выражение - рассулися стрелками по полю (сооб. Д.Ч. Бодянским).
------
Д.Н. Дубенский "Слово о плъку Игореве, Свтъславля пѣстворца старого времени", М., 1844, с.49

Лучше скажите, как Вы понимаете выражение о кметях Игоря:

рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 фев 2010, 20:33

Здравствуйте , Лемурий!
Каким –то образом давным - давно отложились прочные символы которые вошли в свадебный обряд: жених – сокол , а невеста – лебёдушка , галка., голубка.
« У нас было на Дону,
На крутеньком бережку
Слетались галушки
Садились галушки на песку
Где не взялся соколин
Он взял галку за крыло.
Она у него просилась
Отпусти сокол на волю.
У нас было в терему
Садились девушки в три ряда.
Где не взялся Иван.
Он взял Марью за руку
Она у него просилась:
«Отпусти Иван на волю»
«Я тогда тебя отпущу
Когда руссу косу расплету. (Обрядовая поэзия стр. 229-230)
Ещё пример :
Летит черная галка низенько,
Оглянется – ясен сокол близенько.
« Отвернися , ясен сокол от меня,
Ищи себе такову галку, что меня!.
……
Я все селы , все деревни проездил
Нигде себе такой девки не сыскал»
( Обрядовая свадебная поэзия стр 431. сост Круглов)
Поэтому я считаю , что в тексте «Не буря соколы занесе, чрезъ поля поля широкая галицы стада бегут к Дону великому» мы имеет встречу двух родов: жениха –«сокола» и «галицы стада» –невестина родня.

Текст « и рассушася стрелами по полю»сооветствует значению в летописи «И когда приблизились к реке Сюурлию, то выехали из половецких полков стрелки, и пустив по стреле на русских и ускакали». По реке Сюурлий проходила, видимо , граница между русскими и половцами. И половцам важно было заманить полки Игоря вглубь своей территории. В летописи «Ещё не успели русские переправится через реку Сюурлий, как обратились в бегство и те полки. Которые стояли поодаль за рекой» Естественно русские полки бросились преследовать половцев. Обрадовались приманке: « красны девки половецкие, а с ними злато…» и т.д. и попали в западню.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 фев 2010, 19:07

Zinchenko_tanya писал(а): Поэтому я считаю , что в тексте «Не буря соколы занесе, чрезъ поля поля широкая галицы стада бегут к Дону великому» мы имеет встречу двух родов: жениха –«сокола» и «галицы стада» – невестина родня.
Добрый вечер, Татьяна!
Извиняюсь за долгое отсутствие. Оставил Ваше сообщение "на десерт", ибо Вы проводите анализ самого текста СПИ, что в наше время Большая редкость.

Рад бы согласиться с Вами, но текст СПИ утверждает, что так бы начал Боян песнь о полку Игореве (иносказательное упоминание о полках Игоря далее выделено красным).

Пѣти было пѣсь Игореви того, внуку:
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

или предлагает Бояну другой вариант зачина (более ранних событий 1180-1181), но опять же с участием Игоря.

Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче:
«Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ».

Zinchenko_tanya писал(а): Текст « и рассушася стрелами по полю» соответствует значению в летописи «И когда приблизились к реке Сюурлию, то выехали из половецких полков стрелки, и пустив по стреле на русских и ускакали»...Обрадовались приманке: « красны девки половецкие, а с ними злато…» и т.д. и попали в западню.
В принципе, такого же варианта (ложные вежи) придерживалась С.А. Плетнева в работе "Половцы".

Здесь опять таки орфографическая особенность на которую указывал ещё Дубенский:
Лучше выводить слово "рассушась" от "рассутися", "рассунутися" (корень - "сую", "сути", "сунути" - разсоваться): у Малороссов до сих пор сохранилось выражение - рассулися стрелками по полю (сооб. Д.Ч. Бодянским).
------
Д.Н. Дубенский "Слово о плъку Игореве, Свтъславля пѣстворца старого времени", М., 1844, с.49

Стрелы по полю рассунуться НЕ могут. Речь идет о СТРЕЛКАХ, что в сочетании с "помчаша красныя дѣвкы половецкыя" имеет иронический оттенок.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 фев 2010, 11:35

Здравствуйте , Лемурий!
Ключевыми словами я бы назвала« Свивает славы ОБА пола сего времени». В свадебном обряде есть песня:
« Не свивайся трава со былинкой.
Не ластись голубь с голубкой.
Не свыкайся молодец с девицей» . (Русская фольклористика Москва 1971 стр.161)
С текстом «Слова…» песню объединяет общее понятие «свивания», сближение, объединение. Автор свадебную метафору соединения «молодца и девицы» наполняет новым содержанием и «свивает славы», т. е. соединяет ратные «славы »князей. Первая слава – киевского князя «Звенит слава в Киеве», вторая слава князя Буй тур Всеволода «ищущи себе чти ,а князю славы»

В событиях участвуют не только действующие лица , но ещё время и пространство.
В тексте «Слова…» Боян сначала пытается соединить «свить» Игоря и киевского князя - Велесова внуче
1) « Пѣти было пѣсь Игореви того, внуку»и
2) «Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче».
В событиях «сего времени» т.е. в настоящее время указано разное пространство :
1) «Комони ржут за Сулою»
2 ) «Звенит слава в Киеве».
« Свить , (соединить) славы оба пола» можно , но только при условии , когда точки времени «сего время « и пространства совпадут. Сула и Киев находятся в разных местах пространства. Значит, князья Игорь и Велесов внуче так и не встретились.

В летописи «23 апреля Игорь внук Ольгов поехал Из Новгорода» «И тако идяхуть тихо, собираюче дружину свою» «Владимира сына своего из Путивля». «в «Слове.. «Трубы трубят в Новеграде- стоят стязи в Путивле». Для того . чтобы объединиться , «свиться со славой Всеволода»
Игорь вынужден «Ждать мила Брата Всеволода». И только когда они встретились в одно время и в одном месте, Всеволод имел возможность обратиться к Игорю с речью « И рече ему буй Тур Всеволод:…». «Седлай брате свои борзые комони, а мои ти готовы оседлани у Курска напереди». Данным текстом автор сообщает нам о «свивании слав» (соединения войска) князя Игоря и его брата Всеволода. Для описания воинов Всеволода, автор применяет образы величальных песен в свадебном обряде. Их основным принципом является идеализация участников. В «Слове…» автор использует монологическую формулу величания , на основе прямого изображения внешности величаемых , их поступков, выражаемого к ним отношения.
«А мои ти куряне сведомы кмети: под трубами повити, под шеломами взлелеяны, конец копия въскоръмлены, пути им ведомы, яруги им знаемы» ». Образы величаемых воинов Всеволода раскрываются на фоне как бы разбитого на драгоценные « осколки», необыкновенные по своим внешним проявлениям, помогающие показать идеальную сущность образов.
Животный мир в величальных песнях очеловечивается , и прежде всего для того, чтобы показать доброжелательное любовное отношение даже зверей к величаемым воинам « сами скачутъ , аки серые влъци в поле».
Если бы Игорь «свился» сплатился с «Велесовым внуче» киевким князем , то «звенела бы слава» т.е. победа над половцами. Но Игорь объединяется со Всеволодом и эта ошибка приводит его к поражению. И автор в «златом слове» Святослава киевского использует корильную песню. Цель исполнения корильных песен в свадебном обряде, укорить и отругать участников обряда. В «Слове…» «О моя сыновча, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити. А себе славы искати. Нъ нечестно одолесте. Нечестно бо кровь поганую пролиясте…». В корильной песни создаются непривлекательные образы. Корильные песни не пародируют величальные песни, а выполняют строго определённую обрядовую функцию, противопоставляются им по содержанию.
С текста «О Бояне соловие старого времени» до «тогда вступи Игорь князь в златое стремя», автор рассуждает как важно объединение « свивание слав» князей в войне с половцами и предпочтение отдаёт киевскому князю « Велесову внуче " , а не Всеволоду.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 фев 2010, 15:01

Добрый день ,Лемурий!
Слово «рассушась» лучше выводить от слова сушь , засуха. Вспомним притчу о сеятеле. «Иисус Христос сказал: «Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано ( «потопташа поганые полки половецкыя»). Иное же семя упало на каменистое место, оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело влаги (рассушася стрелами по полю). Иисус Христос объяснил ученикам , что значит эта притча. Земля на дороге, куда упало семя и было затоптано , означает невнимательных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.
Земля сухая (рассушася стрелами по полю) , без влаги означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе и при первом же искушении отпадают от веры.
Иное зерно упало в тернии и тернии (сорная трава ) заглушили его .Тернии означает людей, у которых богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие. В «Слове…» «помчаша красныя девкы половецкыя , а с ними злато. И паволоки и драгие оксамиты…». Композиционное строение текста имеет двухплановую композицию: первая часть представляет собой символическую картинку на основе притчи о сеятеле, вторая реальная: «И когда приблизились к реке Сюурлию, то выехали из половецких полков стрелки, и пустив по стреле на русских и ускакали»...Обрадовались приманке: « красны девки половецкие, а с ними злато…» и т.д. и попали в западню.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 фев 2010, 16:45

Zinchenko_tanya писал(а): Ключевыми словами я бы назвала «Свивает славы ОБА пола сего времени»...
С текстом «Слова…» песню объединяет общее понятие «свивания», сближение, объединение... Первая слава – киевского князя «Звенит слава в Киеве», вторая слава князя Буй тур Всеволода «ищущи себе чти, а князю славы»
Добрый день, Татьяна!
Тогда почему ОБА ПОЛА? Хотя подход у Вас, надо отметить, вполне логичный и интересный. Действительно понятие "слав" указано в применении к Святославу и полку Игорева.

Zinchenko_tanya писал(а): В событиях участвуют не только действующие лица , но ещё время и пространство.
...Сула и Киев находятся в разных местах пространства. Значит, князья Игорь и Велесов внуче так и не встретились.
Вы правильно же начинаете, эти 4 отрывка-ассоциации должно что-то объединять.
А что ещё может объединять половцев, Святослава Киевского, новгородцев и Игоря как не совместное участие в междоусобице 1180-1181 гг.
Предложите свой вариант, в котором были бы задействованы все 4 ассоциации.

Zinchenko_tanya писал(а): Животный мир в величальных песнях очеловечивается , и прежде всего для того, чтобы показать доброжелательное любовное отношение даже зверей к величаемым воинам « сами скачутъ , аки серые влъци в поле».
Вообще-то, серый волк не самое "доброжелательное" сравнение, впрочем как и "галочьи стада".

Zinchenko_tanya писал(а): Если бы Игорь «свился» сплатился с «Велесовым внуче» киевким князем , то «звенела бы слава» т.е. победа над половцами. Но Игорь объединяется со Всеволодом и эта ошибка приводит его к поражению.
А как же строка, обращенная к князьям "Мстиславова племени":

Донъ ти, княже, кличетъ и зоветь князи на побѣду - Олговичи, "храбрыи" князи, доспѣли на брань.

Дело в том, что этим же составом Ольговичи обещали присоединиться к общерусскому походу 1184 года, но не сдержав обещания пошли грабить пустые половецкие вежи.
Курские кмети "сами скачут, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чести, а князю - славы." Их цель - не оборона, не защита деревень и городов, а далекие разъезды по степи во главе со славолюбивым князем ради своей чести, своей части трофейной добычи. Вот так преподнес Автор знаменитых рыцарей-курян своим слушателям. Здесь нам придется сделать то, что никогда не делалось исследователями "Слова", - сопоставить раздел о курянах Всеволода с конкретным рассказом летописи.
Красивые фразы поэта-трибуна вовсе не были так восторженны, как это может показаться на первый взгляд. В них содержался горький намек и суровое осуждение северских князей, предводителей этих "серых волков", по поводу событий, происходивших девять месяцев тому назад...
У слушателей вставали в памяти события июля-августа 1184 года. Тогда великие князья киевские - Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич - замыслили большой превентивный поход на западную половину Половецкой земли, возглавляемую ханом Кобяком и "посласта по околние князи". К ним собралось одиннадцать князей...
К участию в этом походе были приглашены и чернигово-северские князья (Ярослав и Игорь), но они от похода уклонились: "Далече ны есть ити вниз Днепра. Не можем своее земле пусты оставити..." Ольговичи пообещали присоединиться к общему войску на Суле, но обещания своего не сдержали даже тогда, когда русское войско переправилось на "ратную сторону Днепра" (то есть на тот берег, по которому протекает Сула) и пять дней искало половецкую армию.
Более того, узнав, что все половецкие кочевья устремились навстречу Святославу и Рюрику, Игорь проявил свои истинные намерения:

"Того же лета, слышав Игорь Святославлич оже шел Святослав на половце, призва к собе брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимера, молвяшеть бо ко братьи и ко всей дружине: «Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!» (Ипатьевская летопись, с. 128)
--------
Б. А. Рыбаков ПЕТР БРОИСЛАВИЧ Поиск Автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, с. 66-67
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 фев 2010, 16:56

Zinchenko_tanya писал(а): Земля сухая (рассушася стрелами по полю) , без влаги означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе и при первом же искушении отпадают от веры.
Есть такое устойчивое выражение "рассулися стрелками по полю" - перестроиться рассыпным строем.
В Вашем же случае, не знаю примеров употребления словосочетания в подобном значении - приведите.

Zinchenko_tanya писал(а): Композиционное строение текста имеет двухплановую композицию: первая часть представляет собой символическую картинку на основе притчи о сеятеле, вторая реальная: «И когда приблизились к реке Сюурлию, то выехали из половецких полков стрелки, и пустив по стреле на русских и ускакали»...Обрадовались приманке: « красны девки половецкие, а с ними злато…» и т.д. и попали в западню.
Из Барац приводил выше цитату:
"паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22): "серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии).
-------
Г.М. Барац "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, с. 36
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 фев 2010, 09:53

Здравствуйте , Лемурий!
Сравните «и рассушясь стрелами по полю» и « В поле безводнее жаждею имъ лучи съпряже, тугою имъ тулии затче»
"Иное же семя упало на каменистое место, оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело влаги . Земля сухая , без влаги означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе и при первом же искушении отпадают от веры."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 фев 2010, 10:38

Две славы «звенит слава в Киеве» Святослава киевского и слава Всеволода «ищущи себе чти , а князю славы» не объединяются, а противопоставляются. Поэтому , корильное «златое слово Святослава» противопоставляется по содержанию величанию воинов Всеволода. «Комони ржутъ за Сулою- Звенит слава в Киеве»я отношу к взаимоотношениям Игоря и Святослава , а «Трубы трубят въ Новеграде стоят стязи в Путивле Игорь ждёт мила брата Всеволода»- это «свивание слав»Игоря и Всеволода. И в летописном рассказе эти два события идут друг за другом «В год6693 (1185) Даровал господь избавление – дал победу русским князьям, Святославу Всеволодовичу…, месяца марта в первый день ("Звенит слава в Киеве") «Игорь… хотел ехать по степи прямиком по берегу Сулы. Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края докрая. Поэтому Игорь и не смог выступить со Святославом».В «Слове…» « Комони ржутъ за Сулою».
В летописи в год 6693 (1185) « Игорь Святославич выступил из Новгорода месяца апреля… позвав с собой… и Владимира сына своего из Путивля…и ждал там два дня своего брата Всеволода…»
«в «Слове.. «Трубы трубят в Новеграде- стоят стязи в Путивле. Игорь ждёт мила брата Всеволода»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32