Serg писал(а):краевед писал(а):Предания о происхождении рода от какого либо животного характерно для скифов, половцев, других народов.
Тамга - родовой фамильный знак, который являл собой печать на имуществе рода. Тем не менее тамга может быть непосредственно связана с тотемическим символом своего рода, в этом отношении сокол подходит.
Где вы усматриваете у скифов и половцев тотемические представления? Их нам не известно. По той причине, что их просто не было. Не пытайтесь переделать историю религий под свои желания. Ищите остатки тотемизма у народов с родо-племенным укладом. А рассматриваемые народы жили уже в феодализме. Пусть и в раннем. Здесь уже нет ни тотемных родов, ни фратрий. Здесь род — это синоним семьи.
Все же и тотемизм и тамга являются пережитками язычества. постепенно исчезая из обихода при укреплении христианства.
"Язычество" — это не определение вообще. Так, дразнилка. Тамги к религии не имеют отношения. Это мнемонические знаки, стоящие ближе к письменности. А христианство тут вообще никаким боком. Оно на тамги не обращало внимания, т. к. те имели лишь хозяйственное применение.
Несмотря на тщательное изучение происхождения тризуба, версии о его происхождении только увеличиваются. Можно предположить, что тризуб как знак Рюриковичей мог возникнуть с призванием на Русь варягов, как утверждение власти над Троянью.
Изучай, не изучай, а первым был двузуб. Даже если это пикирующий сокол, то это не тотем, а феодальный герб. У скандинавов тоже уже не было тотемизма. И какой такой Троянью? Это отдаёт махровым долбославием. "Века трояновы" — это не территория, а время. Ещё Гиперборею притяните.
Игорь не говорит. что он из древнего рода Сокола. это делает за него автор "Слова": "Игорь князь... полете соколом под мглами...", где скорость передвижения, стремящегося к свободе князя, метафорически сравнивается, возможно, с древними представлениями Рюриковичей о их происхождении от сокола. ведь и Игорь вел свою родословную от Рюрика.
И Игорь этого не говорит, и никто там этого не говорит. "Древний род Сокола" существует лишь в головах здешних филологов. Больше никому о нём ничего не известно. Кончайте заниматься альтернативой. В поэтической речи хищными пртицами и зверями называют разных удальцов-витязей. Вот и всё.
1. Где я усматриваю тотемические представления? А вот где. Остановимся пока на тотемических представлениях половцев. откуда гой еси. пошла земля половецкя. Мне прежде всего интересен взгляд на происхождение половцев исследователей, у которых течет половецкая кровь, которые историю своего народа впитали с молоком матери. Я говорю о книге казахского исследователя С.М.Ахинжанова. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Прекрасное исследование прошлого своего народа. Остановимся только на представителях одного племенного союза, который можно связать с родом Шарукана, хорошо известного из древнерусских летописей.
Историей возникновения племени каи (змеи) интересовался ряд арабских историков, об одном из которых упоминает Ахинжанов: "В мифологическом сценарии, приведенном Гардизи. где ассоциативная связь понятий женского волоса плавающего в божественной реке. женщины Хатун и дракона змеи с божеством нижнего мира стала генеологической основой происхождения кимаков - каи... змей был тотемным животным определенного крупного этнического коллектива, приобретшего известность в источниках того периода по имени народа змей".
С.М.Ахинжанов. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана.// Алматы, "Гылым", 1995, С. 112, 122
Как видим у народа Каи остались древние предания о своем происхождении, которые считали своим прародителем змея - дракона, а это и есть тотем.
2. Язычество. не дразнилка. а определенная ступень развития человечества, правда. у каждого народа были свои боги, в которых верили и почитали. Для христианства само понятие тамги уже являлось пережитком, оставшись чем-то вроде печати или клейма, потеряв свое сакральное значение. Стоит заметить. что тамга Рюриковичей была известна еще до принятия христианства и несла функцию оберега для своего рода.
3. Вначале автор говорит о Трояни, как о некой земле: "рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы...". Если буквально понимать эту фразу. то речь идет о земле Трояней и лишь затем он снова упоминает Троянь: "Были вечи Трояни минула лета Ярославля". Здесь речь идет не просто об каком-то отрезке времени. а о веках Трояни, которые были до лет Ярославля. сначала был объединение славянских племен - Троянь, затем эти земли достались князю Ярославу. Веки и лета. Троянь история которой насчитывает тысячелетия стала управляться князьями скандинавского происхождения. Я не приемлю летописный реверанс относительно приглашения скандинавов для управления территорией, это тщательно закамуфлированная попытка скрыть обычный захват земель. Вы переводите фразу. как "веки Трояни". хотя написано "вечи". А ведь здесь речь может идти не о времени, а о форме управления - вече. Перквооткрыватели "Слова" еще считали. что в первоисточнике стояло "сечи Трояни". Игнорирование вариантов прочтения отдельных фраз "Слова" и приводит к махровому долбославию, особенно, если останавливаться только на одном временном варианте Трояни.