Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 дек 2009, 18:59

Обыкновенный соловей
Это так называемые "ночные соловьи", нередко первыми начинающие вечернее пение около 22 часов, часто поющие в тишине, до начала пения всех птиц и как бы задающие тон всему огромному лесу.

2)«галка дневная птица»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 дек 2009, 20:11

Ярославна то же через Дунай на Дон попасть хотела...
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 04 дек 2009, 14:48

Zinchenko_tanya писал(а):«галка дневная птица»
Добрый день, Татьяна!
Оставил "на десерт" Ваше интересное уточнение, а ведь именно оно и открывает всю правильность прочтения отрывка:

Длъго ночь мркнетъ.
Заря свѣтъ запала, мъгла поля покрыла,
щекотъ славій успе, говоръ галичь убуди.
Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а князю – славы.

Долго ночь мерцает (НОЧЬ)
Свет-Заря зажглась (стала красной)
Туман поля покрыл (появляется ночью, рассеивается в течении утра)
Щекот соловьиный уснул... (здесь Автор СПИ позже сам подсказывает: соловіи веселыми пѣсьми свѣтъ повѣдаютъ).
А вот дальше САМОЕ интересное:
Говор ГАЛОК пробудился - галки галдят днём. Так ТЕ ли это галки? НЕТ.

Это как раз те самые "галици стады" о которых шла речь выше - достаточно правильно расставить знаки препинания.

Спала князю умь похоти, и жалость ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго.
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому»
Сами скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю – славѣ»

:arrow: расставляем знаки препинания:

Длъго ночь мркнетъ. Заря свѣтъ запала. Мъгла поля покрыла. Щекотъ славій успе(точка)

Говоръ галичь убуди (двоеточие): русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а князю – славы. Съ заранія въ пяткъ потопташа, поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 дек 2009, 14:56

Здравствуйте, Лемурий!
С одной стороны свадьба является символом объединения, целостности, единства двух противоположностей (мужского и женского) « свивая славы оба пола сего времени», а с другой стороны происходит разделение , РАЗРУШЕНИЕ прежней невестиной семьи, в связи с расставанием невесты с домом. Разделение « веют душу от тела», « тяжко ти головы кроме плечю» « уже доскы безъ кнеса ы моём тереме златовръсемъ» -это символ разрушение целостности и символ смерти : человека, княжества, семьи . Автор СПИ не представляет «Святослава как невесту», это Ваше заблуждение , Лемурий. Автор использует метафоры причети , сна невесты, одного и того же у всех невест , для того , чтобы в символической форме предсказать разрушение целостности княжества Святослава, в связи с нападением половцев на город «Римъ» и город князя Владимира Глебовича.
Лемурий , Вы не верно разгадывать «СПИ» по значению слов в тексте. Потому что в современном понимании кролики и заюшки « это не только ценный мех , а ещё два – три килограмма диетического мяса», а в обрядовой поэзии в зооморфных образах заюшки, горностаюшки представляли переход умершей души с мира земного в мир подземный. Смерть Кошея находится в зайце , заяц в утке и т.д. . Такими зооморфными превращениями автор передаёт возвращение из «чужой стороны», Игоря из плена « А Игорь князь поскочи горностаем к тростию и белым гоголемъ на воду…».
Нельзя разрушать целостность метафор, т.к. из одного члена параллели происходит формально – логическое развитие выраженного в нем образа или понятия: в свадебном обряде « в лесу дерево без листьев, у матери дочь без пляски», в Слове…» « а дерево не бологом листвие срони», (веселье выражается пляской) « А мы уже дружина, жадни веселия».
Обязательно необходимо учитывать и символы пространства: «Полечу –рече - зегзицею по Дунаю» - это река «небесная», как вы правильно отметили «с живой водой», единство противоположности - река Дунай у подземного мира – ( моря): « девицы поют на Дунаи, вьются голоси чрезъ море до Киева».
Также бесполезно искать на современной карте реку Дон или Донец ,которой в антропоморфном образе разговаривает с Игорем «Донецъ рече: Княже Игорю»…»
Язык «Слова… покоится на сопоставлении субъекта и объекта, объединяется по характеру сходных признаков, к которым подбираются яркие черты : картинки природы и человеческой жизни. Развитие какого -то мотива происходит на протяжении всей повести : Скача славию… сиа плъки ущекоталъ… галицы стада »., «шекот славий успе . говор галич убуди», « галицы помлекоша… соловьи веселыми песнями…»
Или тема славы начинается « Звенит слава Въ Киеве». Дальше этот вариант развивается в пире Святослава « поют Славу Святославли». Разрушению Святославого княжества во «сне Святослава» , противостоит воссоединение, целостность семьи Игоря в конце произведения « Слава Игорю, буй тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 04 дек 2009, 15:27

Zinchenko_tanya писал(а): Автор СПИ не представляет «Святослава как невесту», это Ваше заблуждение, Лемурий.
""На столбе мочало - начинай сначала":

"Причитания невесты на угоре" - последний день недельных причитаний в связи с расставанием невесты с домом.

- "Уже доски без крепежа в моем тереме":
"Мне не много ночесь спалося,
Мне во снях грозно казалося:
Будто ночесь во темной ноченьке,
Что у вас, мои родители,
Что у вас, мои сердечные,
Все тыночки раскатилися,
Все столбы да пошатилися,
С теремов верхи повынесло...

(Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 18.)

- сию ночь с вечера одевают меня на кровати ... и нежут меня:
"Уж вы милые подружечки,
Порядовные соседушки,
Уж вы что да наделали:
Мои волосы да растрепали,
Мою русу косу расплетали.
А куда вы меня снаряжаете,
Куда вы меня сподобляете?

(Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 24)

- сыпят мне великий жемчуг:
"Разгадай-ка, мая мамынька,
Мой диуный сон,
Што мне сниласясяводни у ва снях:
Прилитали ясны сокылы,
Яны садились на вакошичку,
На сиребрину ряшетачку,
Яны рассыпали крупен земчуг,
Распухлили яны чорный шоук.
- Ты, дитя мае Марьюшка,
Ясны сокалы - то сваты мае;
Крупен жемчуг - горьки слезаньки,
Чорный шóк - каса русая твая..."

(Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 17)

И ВСЕ эти совпадения относятся именно к НЕВЕСТЕ. Убираем Невеста=Святослав - автоматом убираются все свадебные обрядовые совпадения.

Zinchenko_tanya писал(а): Нельзя разрушать целостность метафор, т.к. из одного члена параллели происходит формально – логическое развитие выраженного в нем образа или понятия: в свадебном обряде « в лесу дерево без листьев, у матери дочь без пляски», в Слове…» « а дерево не бологом листвие срони», (веселье выражается пляской) « А мы уже дружина, жадни веселия».
Обязательно необходимо учитывать и символы пространства: «Полечу –рече - зегзицею по Дунаю» - это река «небесная», как вы правильно отметили «с живой водой», единство противоположности - река Дунай у подземного мира – ( моря): « девицы поют на Дунаи, вьются голоси чрезъ море до Киева».
Ну это подметил НЕ я, а как и писал: Лидия Викторовна Соколова в работе Мотив живой и мертвой воды в «Слове о полку Игореве» // Л., 1993. Т. 48. С. 38—47, будем ждать её следующей работы: Див и тмутараканский болван в «Слове о полку Игореве»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 дек 2009, 16:59

Лемурий!
По мнению Соколовой, фраза «Боянъ бо вѣщіий... подъ облакы» «призвана образно охарактеризовать Бояна как певца языческого», а мы с Вами все о грехах да о христианской символике в «Слове…».

Не было в реальности никакого сна Святослава, как не снится он и всем невестам в чине свадьбы. Но в причёте он необходим, чтобы рассказать о разрушении семьи невесты ( а у Святослава его княжества).
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 04 дек 2009, 18:46

Zinchenko_tanya писал(а):По мнению Соколовой, фраза «Боянъ бо вѣщіий... подъ облакы» «призвана образно охарактеризовать Бояна как певца языческого», а мы с Вами все о грехах да о христианской символике в «Слове…».
Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ...
Давайте оставим Богу божье, а кесарю кесарево.

Кроме того, что Боян был "Велесов внук", поющий песни "старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю" - мы о его вероисповедании ничего не знаем. Певец, живущий во времена сына крестителя Руси Ярослава Владимировича и более поздних князей, будь-то САМЫЙ НЕИСТОВЫЙ ХРИСТИАНИН всё равно являлся бы внуком языческих времен.

Zinchenko_tanya писал(а):Не было в реальности никакого сна Святослава, как не снится он и всем невестам в чине свадьбы. Но в причёте он необходим, чтобы рассказать о разрушении семьи невесты ( а у Святослава его княжества).
Ну хорошо, что хоть со слезами "невесты" в связи с расставанием с отчим домом не спорите... Ну так слезы-то всё равно НЕВЕСТЫ, а проливает их - Святослав.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 дек 2009, 20:10

Добрый вечер , Лемурий!
Содержание поэзии «Слова…» дает свадебный обряд, воспроизводящий в символической форме различные стороны жизни коллектива. « Не тако ти , рече, река Стугна. Худу струю имея, пожръши чужи ручьи и стругы рострена к устью. Уношу князю Ростиславу (Ростислав - кн. Ростислав Всеволодович (1069/70—26.V.1093) — сын вел. князя Всеволода) затвори». Есть народная свадебная песня, которая передает мотив и сюжет данного текста: «По Дону гуляет казак молодой.»
« Цыганка гадала, цыганка гадала,
Цыганка гадала, за ручку брала.

Утонешь ты, дева, утонешь ты, дева,
Утонешь ты, дева, в день свадьбы своей,
Утонешь ты, дева, в день свадьбы своей.»

Так же как и в песни, но не цыганка а святой Григорий предсказал Ростиславу смерть:. « Инок же, провидя, что близок их смертный час, стал говорить им: «О чада! В то время как вам следовало бы быть благочестивыми и призывать всех молиться за вас, вы великое зло творите, — не угодно Богу это. Плачьте о своей погибели и кайтесь в своих согрешениях, чтобы хотя в страшный день принять отраду, ведь вас уже постиг суд: все вы и с князем вашим умрете в воде» И невеста из песни и князь Ростислав не прислушались к пророческим словам . Ростислав , « рассердившись, велел связать старцу руки и ноги, повесить камень на шею и бросить в воду. Так был он потоплен. Ростислав же не счел за вину греха своего и не пошел в монастырь от ярости. Не захотел он благословения, и оно удалилось от него; возлюбил проклятие, и проклятие пало на него(Киево-Печерский Патерик. Слово 28).
«Не бойся, ибо Я — с тобою; не смущайся, ибо Я - Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе» (Исайи 41:10). «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя» (Исайи 43:2).
И Ростислав и невеста из песни были потоплены в воде за грехи.
Я бы сказала так, что мы имеем дело не с описанием реально произошедших событий, а с традиционным изображением этих событий. Развёрнутая формула типического места такова : воины переходят реку вброд, происходит встреча с врагами и битва, побеждённые пытаются спастись бегством, но темнота ночи скрывает брод, а проливной дождь сильно поднимает уровень воды, и уничтожает его. Река и Стугна, мелководная «худу струю имея», и «перешли Стугну, а когда « побежали Владимир с Ростиславом (в 1093г) и прибежали к реке Стугне и пошли вброд ( «Сильно вздулась она тогда водою») и стал Ростислав утопать» . Образ реки передаёт характер князя. Пример из «Слово Даниила Заточника…»: « Ибо щедрый князь ,как река текущая без берегов через дубравы, поит не только людей , но и зверей, а скупой князь как река в берегах, а берега каменные нельзя не самому напиться, ни коня напоить». В «Слове…» положительная река Донец и с ней сравнивается Игорь , после половецкого плена. Река Стугна носит отрицательную окраску « Не тако ти , рече, река Стугна. Худу струю имея, пожръши чужи ручьи и стругы рострена к устью". Одушевление природы, рек: Донца и Стугны, основано на сопоставлении по признаку действия и Донец и Игорь «не мало ти величия», а река Стугна « худу струю имея» т.е. слабая , но от ярости, как и Ростислав, «пожръши чужи ручьи и стругы рострена к устью», испытывает ложное чувство значимости , и силы. В данном тексте психологический параллелизм выражает первобытное анимистическое мировоззрение. Историческая вставка «Не тако ти , рече, река Стугна. Худу струю имея, пожръши чужи ручьи и стругы рострена к устью. Уношу князю Ростиславу затвори», последняя в тексте «Слова…» далее речь будет идти только о возвращении Игоря из плена. Она играет роль кульминации в произведении. Только этот акцент не явный , а скрытый. Откроем «Повесть временных лет в год 1093… Случилась эта беда В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, месяца май в 26 день» Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня совершается Церковью на сороковой день после Пасхи. Во время страданий спасителя на Голгофе произошло великое знамение…. Солнце померкло и наступила тьма.В «Слове…» «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою…» По Своем Воскресении в течение 40 дней Господь наш Иисус Христос не раз являлся своим ученикам и Апостолам. Он продолжал наставлять их в истинах Евангелия, открывая им то, чего нельзя было открыть им до распятия и о чем, однако же, им нужно было услышать от Учителя своего еще до сошествия к ним Духа Святого, когда Господь отверз им ум к уразумению Писаний. Так постепенно Господь подготовлял Своих учеников к тому великому служению, на которое они были призваны,- к проповеди Евангелия Царствия Божия. (Что и делает в своём «Слове о полку Игореве…» автор Боян). Сказав это, Иисус Христос, подняв руки, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.
Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на Небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т. е. Его человеческая душа и тело приняли славу НЕРАЗДЕЛЬНО с Божеством Его, а Божеством Своим Он всегда был и будет на Небе и везде. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется св. православною Церковью как один из великих праздников в 40-й день от первого дня Пасхи. 40 дней Иисус ходил по земле, его не было на небесах, а в это время активизировался Антихрист «върху древа» «з бися див»...
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 06 дек 2009, 12:40

Доброе утро, Татьяна!

1.Не все утонувшие - невесты.

2. Стугна полноводной становится из-за притоков. Вначале это "худой ручей" - это и хотел сказать Автор. Контекст учитывайте.

3. Донец и Стугна в СПИ выступают в своем роде как "перо Маат" у египтян: перевешивают грехи "героя" - он тонет. И в том и в ином случае - это реки, через которые пытались переправится грешные князья. Так что не реки "положительные" или "отрицательные", а сами "герои".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 дек 2009, 19:31

Здравствуйте , Лемурий!
Как правильно заметили Вы , не все невесты тонули. После постельного обряда « и с хотию на кровать» автор использует различные сюжеты свадеб в рамках очень стойких традиций. Я у же писала подробно о каждом мотиве , поэтому только напомню.

Древнейшие формы брачной поездки ,связаны с добычей невесты из другого рода, нередко сопровождались умыканием девушки.
Архаичный по своему происхождению мотив брачного поединка жениха с родственниками невесты «Дружину твою княже птиц…» и убийство всех членов княжеской семьи по мужской линии с целью захвата титула и наследства. Владимир для высокородной Рогнеды был « робичичем», т.е. дружинник из народа. После свадьбы стал князем.

Другой мотив – муж на свадьбе своей жены. «връже Всеслав жръбий о девицу себе любу». Муж удаляется из дома и возвращается на родину в день свадьбы жены с захватившим власть соперником - самозванцем.

Следующий мотив : умная жена помогает мужу вернуться домой «на Дунаи Ярославнынъ…» подобный мотив есть в и былине «О Ставре Годиновиче».

Мотив спасения из плена чужеземной красавицей ярко звучит в бегстве из плена Игоря с половцем «Влуръ»
.
Погибнешь ты дева в день свадьбы своей – это тема «Не тако ти рече река Стугна… уношу князю Ростиславу затвори…».

Тема свадьбы с помощью приворота «Аще опутаеве красною девицею»

И наконец тема, когда любящие члены семьи оказываются разлучёнными и после ряда приключений собираются вместе. «Слава Игорю Святославичу…».
Последний раз редактировалось Zinchenko_tanya 07 дек 2009, 10:36, всего редактировалось 1 раз.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 дек 2009, 19:41

Переход Игоря через Донец означало – крещение.
А переход Ростислава через Стугну – наказание, воздаяние .

Слово Пасха в переводе означает Переход. В ветхозаветные времена праздник Пасхи был связан с переходом через чудесно расступившееся Красное море (в славянском переводе красное – черемное) из египетского плена по Слову Божьему в землю обетованную.
И когда Иисус Христос праздновал Пасху с апостолами, когда Он был предан, когда Его истязали и распинали, начался новый переход также через красное, но не море, а кровь, по Слову Божьему к Новому Завету, в новую землю обетованную – Царствие Небесное, где не будет уже слёз и несправедливости, где правит сам Господь и нет смерти.
И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратят¬ся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их.
И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь египтян среди моря.
И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. (Исх. 14, 26-28)

Итак, за каждый поступок по отношению к израильтянам египтяне получили справедливое воздаяние. Но в чем же они провинились, что напоследок погибли в море? Почему именно в воде? Мы помним, что египтяне по приказу фараона бросали еврейских младенцев в воду, и поэтому именно в воде они должны были принять последнюю кару (Исх. 1, 22)

...Сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону.
И избавил Господь в день тот израильтян из рук египтян... (Исх. 14, 29-30)
Что происходит с чело¬веком, который сделал первые шаги по пути духовного исхода и за которым погнался злой дух — «фараон со своим воинством»? Этот человек должен с верой, нисколько не сомневаясь, ступить в воды «Чермного моря», и оно расступится пред ним. Данный момент назы¬вается в Новом Завете духовным крещением. Человек должен принять крещение свыше, от Бога, о чем Иоанн Креститель говорил народу, приходящему к нему на берега Иордана:

...Я крещу вас водою, но идет сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви; он будет крестить вас Духом Святым и огнем. (Лук. 3, 16)

И поэтому апостол Павел утверждает следующее:

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
И все крестились в Моисея в облаке и в море... (I Кор. 10, 1-2)

Новозаветный текст называет переход через Чермное море, разде¬ляющее Египет и Синайский полуостров, «крещением».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 07 дек 2009, 13:27

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий!
Как правильно заметили Вы , не все невесты тонули. После постельного обряда «и с хотию на кровать» автор использует различные сюжеты свадеб в рамках очень стойких традиций. Я у же писала подробно о каждом мотиве , поэтому только напомню..

Добрый день, Татьяна!
1. Писал, что не все утонувшие - невесты. Ростислав - не невеста и близко под этот обряд не подходит. Его грехи на дно утянули (см. КПП).

2. «и с хотию на кровать и рекъ» = "исхоти ю на крова ть и рекъ" - Контекст учитывайте. Какая "постель с хотью" в разгар битвы?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 07 дек 2009, 13:35

Zinchenko_tanya писал(а):Переход Игоря через Донец означало – крещение.
А переход Ростислава через Стугну – наказание, воздаяние ...
Если в тексте при переходе через Донец Игорь вспоминает Стугну значит он опасается, что с ним тоже может случится тоже что и с Ростиславом.

Насчёт "крещения в Донце"... Вы считаете, что он крестился второй раз :?:

В 1151 у Святослава родился сын, «и нарекоша имя ему в святом крещеньи Георгий, а мирьский Игорь» (Ипат. лет. С. 422).


P.S. Татьяна, не будете ли Вы возражать, если Вашу тему "Всеслав Полоцкий "В лето 6552..." (без ответов) совмещу с темой "Всеслав Брячиславич Полоцкий" и добавлю в неё наши с Ваши обсуждения по этому поводу :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 дек 2009, 15:21

Здравствуйте , Лемурий!
Мы же уже определили основные особенности поэзии «Слова о полку…»,- синкретизм связь текста со свадебным обрядом и широкое влияние христианской книжной традиции. Существуют без строго разграничения основные поэтические формы :обряд, христианско - дидактическая и эпическая . Содержанию «Слову …» даёт обряд в сложившихся поэтических формулах, на основе психологического параллелизма. В Слове происходит деление повествовательных схем на мотивы и сюжеты. Автор вращается в определённых формулах и мотивах, которые он принял от предыдущего поколения , и только наполняет их новым пониманием жизни. В «Слове… « есть величины постоянные и переменные. Меняются названия действующих лиц, не меняется их действия и функции. Очень хорош пример: - "Уже доски без крепежа в моем тереме":
"Мне не много ночесь спалося,
Мне во снях грозно казалося:
Будто ночесь во темной ноченьке,
Что у вас, мои родители,
Что у вас, мои сердечные,
Все тыночки раскатилися,
Все столбы да пошатилися,
С теремов верхи повынесло...
(Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 18.) и т.д.

«И ВСЕ эти совпадения относятся именно к НЕВЕСТЕ. Убираем Невеста=Святослав - автоматом убираются все свадебные обрядовые совпадения.»
Одинаковые действия приписываются различным персонажам. Это даёт нам возможность изучать «Слово…» по функциям действующих лиц. Под функцией будем понимать поступок действующего лица. Функции действующих лиц встречаются в определённой последовательности, обусловленные свадебным обрядом. Автор «Слова…» владевший искусством устного языка, сумел применить его традиционные формы к новым христианским темам. Земная человеческая свадьба получала идеологическое оправдание через отнесение её к высшей ценности абсолюту, где каждый человек- « член тела Христова».
Текст«и с хотию на кровать и рекъ» постельный обряд в свадьбе. А контекст битвы отражён не только в «Слове… ,но и в летописи « в год 6488(980) « И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 07 дек 2009, 15:58

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий!
Мы же уже определили основные особенности поэзии «Слова о полку…»,- синкретизм связь текста со свадебным обрядом и широкое влияние христианской книжной традиции. Существуют без строго разграничения основные поэтические формы :обряд, христианско - дидактическая и эпическая.
СМЕШАННЫЙ сюжет, Татьяна, а не только обрядово-свадебный и более никакой.
Не пытайтесь из грейпфрута получить чистый лимон или апельсин.

Здесь и апокалиптическая литература, о которой писал Клейн, и библейские сюжеты, и свадебные обряды, иными словами, построено СПИ устойчивыми словосочетаниями (подобный приём в "Слове Даниилы Заточника"). Услышав начало этих устойчивых форм, читатели уже понимали о чём идет речь. Но прошло время и некоторые значения позабылись, поэтому не так просто восстановить о чём идет речь, поэтому очень важно учитывать контекст. Как только слово выбивается как с "хотью на кровати" или "заря-свет западала" сразу надо смотреть - правильно ли разбит текст или правильное ли значение для перевода подобрали.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

cron