Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2020, 11:12

краевед писал(а):Так в 1174 г. он сумел отбить у половцев жителей переяславского княжества, которых в набеге захватили Кончак с Боняком. Это было первое противостояние будущих сватов и последнее, т.к. летописи после 1174 г. не упоминают о противостоянии князя и хана, а напротив они становятся союзниками в борьбе за киевский стол 1180 г...Из моего комментария совершенно четко явствует, что Игорь с Кончаком стали сватами в 1180 г., а не в 1174 г...

Каюсь, уважаемый краевед, неправильно понял контекст Вашего сообщения. О многократном упоминании усобицы 1180 года пишу уже 10 лет.

краевед писал(а):Если рассуждать, что свадьба с полем князьям была в минус, то можно вспомнить. что одной из жен Рюрика Ростиславича была дочь половецкого хана Белука.

Это общеизвестный факт:

    «Святополк женился на дочери половецкого хана после сокрушительного поражения, которое он потерпел от будущего тестя. Несмотря на то что в данный момент женитьбы русский князь был слабее, он не отдавал в степь свою дочь или сестру, а, наоборот, брал из степи девушку. Этот акт был официальным признанием кочевых соседей в качестве достаточно самостоятельной и влиятельной «организации». Однако в целом сила и международный вес половецких ханов были значительно меньше, и ни один из них за все время пребывания в южнорусских степях половецких орд и объединений так и не смог получить в жены русскую княжну...»
    -----
    С.А. Плетнева "ПОЛОВЦЫ", Москва, изд. "Наука", 1990, С.103
В 1183 г. Игорь, выполняя общерусские задачи захватил вежи у Хирии, не факт, что это были вежи Кончака.

Речь о другой задумке Ольговичей, заметьте ТЕМ ЖЕ составом:

    «Того же лета, услышав Игорь Святославлич оже шел Святослав на половце, призва к собе брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимира, молвяшеть бо ко братьи и ко всей дружине: "Половци оборотилися противу русским князем и мы без них [= без половецких воинов] кушаемся [= попытаемся] на вежах их ударити!"...» (Ипат.1183)
Это и называется: нечестно одолеть, нечестно кровь поганую пролить. Крадучись по яругам знаемым, аки тати в ночи, аки стадо галок побежав на уедье к Дону Великому. А чем 1185 год отличается от этой попытки Ольговичей кушаться на вежах ударить БЕЗ защитников? Ничем. Роман Нездилович вышел в поле с общерусскими войсками в ЭТО ЖЕ время.

краевед писал(а): Оказывается, целью похода не было обогащение за счет половцев, т.к. воины побросали половецкое добро к своим ногам и это было ничто иное как приданое, выкуп за невесту.

Эко Вы нечестный, по словам же Автора СПИ, набег на пустые вежи в героическое событие превратили. Это только поэтическое сравнение битва - пир, битва - жатва, битва - свадьба. Приводил ссылку ранее.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2020, 12:17

Zinchenko_tanya писал(а):«С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишен будет.» Кто был советчиком ( думцою) у князя ?

С праздником народного Единства, Татьяна! Вижу статью читали. Думцы - это те, кто не только по лествичному праву отстаивает интересы князя, но и мудрыми советами, путём политических союзов: крестоцелований и династических браков, великокняжеский стол своему князю добывает. Тут усобица не обязательна. Изяслав Мстиславич пришёл в Киев в 1146 по приглашению киевлян. Воевал за Киев победоносно с Олеговичами и Юрием Долгоруким, за которыми был военный паритет, но политическими союзами, в том числе с Ярославом Галицким («будешь мне отца вместо») возвращал себе киевский стол, если бы не отравление «злой женой» в 1154 году, видимо, знал Даниил Заточник о чём пишет: «О злое, острое оружие диаволе. И стрѣла, лѣтяща с чемеремъ! (СДЗ)

Был бы единым правителем всей Руси с автокефальной Русской Церковью за век до монгольского нашествия:

    «Остается присоединиться к той оценке этой смерти, которую дает профессор М. Грушевский, считавший ее великой утратой для Киевщины, тем более тяжелою, что дела междукняжеских отношений стали складываться чрезвычайно благоприятно для Изяслава. Умер Владимирко Галицкий, Святослав Ольгович уже смотрел в сторону от Юрия, половцы - устрашены походом Мстислава Изяславича. Переживи Изяслав Юрия и Вячеслава, он стал бы господином положения на Руси. Прибавим к этому, если позволительны такие предположения, что и церковный вопрос мог принять иное течение, и не за горами было бы признание Империей русской митрополии для Киева. Смерть Изяслава в этом последнем смысле сняла, как известно навсегда для Киева вопрос о русском митрополитстве...»
    -------
    М. Д. Приселков М.Д. «ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв.» СПб.(1913)2003, с.211-212
Позже тот же «думец» Изяслава Мстиславича был духовником у его сыновей и Мстислав Изяславич тоже добивается великокняжеского стола, ратуя о серебряных струях Переяславля, пересекающих Сулу - купеческом серебре:

    Вложи Бог в сердце Мьстиславу Изяславичю мысль благу о Рускои земли. И съзва братию свою и нача думати с ними. Река им: - А уже у нас и Гречьский путь изъотимають и Солоный и Залозный. А лѣпо ны было братье възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести ..." (Ипат. 1170)
Сравните в началом СПИ. «Думец» Мстислава Изяславича, он же духовник Мстиславича, он же летописец «Мстиславича племени», он же Автор СПИ Климент Смолятич.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 05 ноя 2020, 01:06

Уважаемый Лемурий, ни о какой героической подоплеки похода Игоря я не писал. Это был тривиальный поход в степь, набег ли. поход за невестой. Не так уж и важной выглядит цель похода Игоря, но почему Вы настаиваите. что поход был предпринят на пустые вежи, если судя по "Слову" русичам досталась куча половецкого добра, которая была просто свалена под ноги нападавшим, которой "начаша мосты мостити". Это скорее напоминает начало свадебного пира, когда гости воссели на "захваченное" добро, пируя на свадьбе. Свадебный пир превратился через несколько дней в пир кровавый, когда на свадебные вежи напал Кза, совершенно забыв про законы степного гостеприимства, т.к. ему представилась возможность отомстить за "обиду" того времени, когда в зимнем походе на его вежи, которые он оставил. идя в поход были взяты Ярославом Всеволодовичем вежи его отца Бегюка, а Олегом Святославичем, братом Игоря были взяты вежи самого Кзы и его жена и дети пленены с целью получения выкупа. Вот здесь действительно "нечестно" была кровь "поганая прольясте" и как знать, может свадебный поход Игоря стал заложником мести Кзы. Кстати, из плененных князей наиболее пострадал сын Олега Святослав. Так как после 1185 г. его имя исчезает из летописных источников, многие исследователи довольно резонно отмечали, что Святослав Олегович мог погибнуть в половецком плену. Единственный князь из участников похода, имя которого и в "Слове" не упоминается в здравице князьям - участникам похода. А относительно нечестности нападения на вежи, "Слово" как произведение имеющее подтекст могло в этой части и иметь намек на ироничность сказанного в адрес Ольговичей. Знали ли древнерусские книжники слово Ода в ее античном понимании как произведение восхваляющее, например оды Пиндара, древнегреческого поэта? Думаю, знали, т.к. эту фразу "Слова" можно прочесть и по-другому: "Не честно ОДО лесте", т.е. речь может идти о льстивом произведении.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2020, 15:00

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, ни о какой героической подоплеки похода Игоря я не писал. Это был тривиальный поход в степь, набег ли. поход за невестой. Не так уж и важной выглядит цель похода Игоря, но почему Вы настаиваите. что поход был предпринят на пустые вежи, если судя по "Слову" русичам досталась куча половецкого добра, которая была просто свалена под ноги нападавшим, которой "начаша мосты мостити". Это скорее напоминает начало свадебного пира, когда гости воссели на "захваченное" добро, пируя на свадьбе...

Всё очень просто, уважаемый краевед, все перечисленные товары повторяют 1:1 подарки Ростиславу от царева посла, когда он возможность автокефалии Русской Церкви на разные тряпки променял, а митрополитом Климента Смолятича, как обещал, не поставил:

    "Паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22): "серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии).
    -------
    Г.М. Барац "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, С.36
В этом перечислении сфрагида Автора. После него в летописи стоит пропуск и сведения о Клименте Смолятиче больше не появляются.

краевед писал(а):Свадебный пир превратился через несколько дней в пир кровавый, когда на свадебные вежи напал Кза, совершенно забыв про законы степного гостеприимства, т.к. ему представилась возможность отомстить за "обиду" того времени, когда в зимнем походе на его вежи, которые он оставил. идя в поход были взяты Ярославом Всеволодовичем вежи его отца Бегюка, а Олегом Святославичем, братом Игоря были взяты вежи самого Кзы и его жена и дети пленены с целью получения выкупа. Вот здесь действительно "нечестно" была кровь "поганая прольясте" и как знать, может свадебный поход Игоря стал заложником мести Кзы. Кстати, из плененных князей наиболее пострадал сын Олега Святослав. Так как после 1185 г. его имя исчезает из летописных источников, многие исследователи довольно резонно отмечали, что Святослав Олегович мог погибнуть в половецком плену. Единственный князь из участников похода, имя которого и в "Слове" не упоминается в здравице князьям - участникам похода. А относительно нечестности нападения на вежи, "Слово" как произведение имеющее подтекст могло в этой части и иметь намек на ироничность сказанного в адрес Ольговичей. Знали ли древнерусские книжники слово Ода в ее античном понимании как произведение восхваляющее, например оды Пиндара, древнегреческого поэта? Думаю, знали...

Не убивают по 400 всадников в 1183 и всю охрану веж в 1185 ради "свадебной забавы". Это просто поэтический образ:
1) Женитьба служит символом битвы и смерти потому что то, другое и третье - суд Божий.
2) Варить пиво и пить значит биться.


Из древнерусской "Пчелы" многих греческих классиков знали.

    "LI. Княже мои, господине! Азъ есмь ни ΘеоΘраста, ни Пинидры, египетстии мудрецы, ни Θиликамиды, аΘиниистии мудрецы. Аще есмь не мудръ, но в премудрых ризу облачихся, а смысленых сапоги носилъ есмь. ( "Послание (Моление) Даниила Заточника Чудовский список)"
А чьи мужи переводили греческие тексты в 1150 году?

    "Речеши ми: «Славишися, пиша, философ ся творя», а первие сам ся обличаеши: егда к тобѣ что писах, нъ ни писах, ни писати имам. А речеши ми: «Философьею пишеши», а то велми криво пишеши, а да оставль аз почитаемаа Писаниа, аз писах от Омира, и от Аристотеля, и от Платона, иже во елиньскых нырѣх славнѣ бѣша... Григорей зналъ алфу, якоже и ты, и виту подобно, и всю 20 и 4 словесъ грамоту. А слышиш ты, ю у мене мужи, имже есмь самовидець, иже может единъ рещи алфу, не реку, на сто, или двѣстѣ, или триста, или 4-ста, а виту — також..." (Послание Климента Смолятича)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 05 ноя 2020, 22:19

Уважаемый Лемурий, желание набега Игорем в 1183 г. на половецкие вежи, воспользовавшись общерусским походом, т.к. половецкие воины ушли на битву. оставив свои вежи без прикрытия, в конечном счете обернулось лрокальной схваткой с отрядом Обовлы Костуковича на левобережье Мерлы. По большому счету. набег не удался, т.к. цель - половецкие вежи не были достигнуты. Игорь довольствовался победой над половецким отрядом в 400 сабель.
Относительно перечисленного половецкого добра, "захваченного" у половцев, то примерно такую же картину описывает А.Л.Никитин ссылась на работу Роберта де Клари. Завоевание Константинополя, замечая, что речь могла идти о приданном Кончаковны: "описание этого приданого удивительно схоже с приданным Марии, дочери болгарского царя Калояна, половчанки по происхождению, выехавшей на встречу с женихом Генрихом (Анри) Энно, императором".
Действительно, перечисленные Робертом де Клари сокровища, которые везли на 60 лошадях в качестве приданного очень близко напоминает и перечисленное добро, которое вместе с девками половецкими досталось дружинам Игоря.
И доподлинно неизвестно, что подразумевал автор под словами: "девицы поют на Дунаи" - радостные песни в связи с освобождением Болгарии от византийского владычества в 1187 г. или же свадебные песни в связи с замужеством Марии Болгарской, которое состоялось в 1213 г.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 ноя 2020, 00:37

краевед писал(а):половецкие воины ушли на битву. оставив свои вежи без прикрытия, в конечном счете обернулось лрокальной схваткой с отрядом Обовлы Костуковича на левобережье Мерлы. По большому счету. набег не удался, т.к. цель - половецкие вежи не были достигнуты. Игорь довольствовался победой над половецким отрядом в 400 сабель.

Тогда, уважаемый краевед, давайте разберём отрывок и ответим на вопросы:

    «Того же лѣта слышавъ Игорь Святославличь, оже шелъ Святославъ на половцѣ, призва к собѣ брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимѣра, молвяшеть бо ко братьи и ко всѣй дружинѣ: «Половци оборотилися противу рускимъ княземь, и мы без них кушаимся на вежах ихъ ударити». Да яко бысть за Мѣрломь, и срѣтеся с половци, поѣхалъ бо бяше Обовлы Костуковичь в четырѣхъстѣхъ воеватъ к Руси, и ту абье пустиша к нимъ кони. Половци же побѣгоша Божьимь повеленьемь, и русь погнаша ѣ, и ту побѣдиша ѣ, и возвратишася восвояси»(Ипат.1183)
1. Честно ли поступили Игорь и Ко, решив напасть на пустые вежи, когда другие князья участвовали в общерусском походе?
2. Серьёзная ли сила в 400 сабель, если в 1185 тем же составом было только пленных более 5500.
3. Как должны были воспринять эту вылазку Мстиславичи, которым Олеговичи обещали доспеть на брань, а сами ярусами знаемыми к пустым вежам побежали?

краевед писал(а):Относительно перечисленного половецкого добра, "захваченного" у половцев, то примерно такую же картину описывает А.Л.Никитин ссылась на работу Роберта де Клари. Завоевание Константинополя, замечая, что речь могла идти о приданном Кончаковны: "описание этого приданого удивительно схоже с приданным Марии, дочери болгарского царя Калояна, половчанки по происхождению, выехавшей на встречу с женихом Генрихом (Анри) Энно, императором".

Заинтриговали Вы меня возможным сходством описания приданного Марии дочери Калояна в 1213:

    «CХVII А потом король Бюрюс приказал снарядить очень богато и очень благородно свою дочь и с ней довольно много людей; потом он отослал ее к императору и велел подарить ему 60 лошадей, все они были нагружены добром, и золотом, и серебром, и шелковыми материями, и богатыми сокровищами; и не было там ни одного коня, который не был бы покрыт попоной из малинового шелка, столь длинной, что она волочилась позади каждой лошади на целых семь или восемь шагов; и никогда не продвигались по грязи или по худым дорогам, так что никакая материя не была разорвана, и все были исполнены великой красоты и благородства...»
    —-
    Робер де Клари. Завоевание Константинополя
Как и следовало ожидать ничего общего, да и понятно, перевод хроники французского рыцаря XIII века на Руси ещё века 2-3 не появится. но обратите внимание на бережливость с которой относились к таким тканям, а в СПИ показана пренебрежительное отношение к ним. Это явная метафора и отсылка к летописи 1164 года.

краевед писал(а):И доподлинно неизвестно, что подразумевал автор под словами: "девицы поют на Дунаи" - радостные песни в связи с освобождением Болгарии от византийского владычества в 1187 г. или же свадебные песни в связи с замужеством Марии Болгарской, которое состоялось в 1213 г.

Какое дело Киеву до замужества болгарской царевны? А вот до автокефалии, которая получила Болгария в 1187 году дело есть.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 08 ноя 2020, 00:40

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):половецкие воины ушли на битву. оставив свои вежи без прикрытия, в конечном счете обернулось локальной схваткой с отрядом Обовлы Костуковича на левобережье Мерлы. По большому счету. набег не удался, т.к. цель - половецкие вежи не были достигнуты. Игорь довольствовался победой над половецким отрядом в 400 сабель.


Тогда, уважаемый краевед, давайте разберём отрывок и ответим на вопросы:

    «Того же лѣта слышавъ Игорь Святославличь, оже шелъ Святославъ на половцѣ, призва к собѣ брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимѣра, молвяшеть бо ко братьи и ко всѣй дружинѣ: «Половци оборотилися противу рускимъ княземь, и мы без них кушаимся на вежах ихъ ударити». Да яко бысть за Мѣрломь, и срѣтеся с половци, поѣхалъ бо бяше Обовлы Костуковичь в четырѣхъстѣхъ воеватъ к Руси, и ту абье пустиша к нимъ кони. Половци же побѣгоша Божьимь повеленьемь, и русь погнаша ѣ, и ту побѣдиша ѣ, и возвратишася восвояси»(Ипат.1183)
1. Честно ли поступили Игорь и Ко, решив напасть на пустые вежи, когда другие князья участвовали в общерусском походе?
2. Серьёзная ли сила в 400 сабель, если в 1185 тем же составом было только пленных более 5500.
3. Как должны были воспринять эту вылазку Мстиславичи, которым Олеговичи обещали доспеть на брань, а сами ярусами знаемыми к пустым вежам побежали?

краевед писал(а):Относительно перечисленного половецкого добра, "захваченного" у половцев, то примерно такую же картину описывает А.Л.Никитин ссылась на работу Роберта де Клари. Завоевание Константинополя, замечая, что речь могла идти о приданном Кончаковны: "описание этого приданого удивительно схоже с приданным Марии, дочери болгарского царя Калояна, половчанки по происхождению, выехавшей на встречу с женихом Генрихом (Анри) Энно, императором".

Заинтриговали Вы меня возможным сходством описания приданного Марии дочери Калояна в 1213:

    «CХVII А потом король Бюрюс приказал снарядить очень богато и очень благородно свою дочь и с ней довольно много людей; потом он отослал ее к императору и велел подарить ему 60 лошадей, все они были нагружены добром, и золотом, и серебром, и шелковыми материями, и богатыми сокровищами; и не было там ни одного коня, который не был бы покрыт попоной из малинового шелка, столь длинной, что она волочилась позади каждой лошади на целых семь или восемь шагов; и никогда не продвигались по грязи или по худым дорогам, так что никакая материя не была разорвана, и все были исполнены великой красоты и благородства...»
    —-
    Робер де Клари. Завоевание Константинополя
Как и следовало ожидать ничего общего, да и понятно, перевод хроники французского рыцаря XIII века на Руси ещё века 2-3 не появится. но обратите внимание на бережливость с которой относились к таким тканям, а в СПИ показана пренебрежительное отношение к ним. Это явная метафора и отсылка к летописи 1164 года.

краевед писал(а):И доподлинно неизвестно, что подразумевал автор под словами: "девицы поют на Дунаи" - радостные песни в связи с освобождением Болгарии от византийского владычества в 1187 г. или же свадебные песни в связи с замужеством Марии Болгарской, которое состоялось в 1213 г.

Какое дело Киеву до замужества болгарской царевны? А вот до автокефалии, которая получила Болгария в 1187 году дело есть.


Возможно, уважаемый Лемурий, автор "Слова" и отсылает в 1183 г. читателя: "не честно одолесте нечестно бо кровь кровь поганую прольясте" ставя в упрек Ольговичам отказ от общерусских походов решивших заниматься разбоем на вежах воспользовавшись отсутствием на вежах половецких воинов, уходящих на битву с русским войском. Тем не менее, именно с 1183 г. Игорь судя по летописным источникам прибегает к тактике набегов на половцев с целью обогащения. Всему виной на мой взгляд распря вспыхнувшая между Игорем и Владимиром Глебовичем, который возмутился в связи с отказом Игоря поставить его в авнгард, что сулило бы переяславскому князю львиную долю добычи. Покинув расположение войск Владимир вторгся в НовгородСеверское княжество. ограбив земли Игоря. Ранее этого события я не нахожу в летописях упоминаний о набегах Игоря на половецкие вежи, напротив в 1174 г. он выполняя общерусские задачи. защищает переяславские земли от набегов на них половцев, сразившись с отрядами Кончака и Боняка отбил у них плененных жителей переяславских земель. Именно 1183 г. и стал точкой отсчета отказа Игоря от участия в общерусских походах.
Относительно сообщения Робера де Клари о женитьбе дочери царя Калояна на императоре Латинской империи Генри вовсе не обязательно было ждать появления в Руси описание этого события Робером де Клари. Сведения иогли попасть на Русь и из других источников, возможно даже в устной форме. Поэтическое произведение такое как "Слово" могло преследовать совершенно другие задачи, нежели произведение Робера де Клари, имеющее документальную основу. Идея "Слова" на мой взгляд заключается в осуждении браков со степью, т.к. они в связи с союзными обязательствами позволяют приходить в Русь половецких сил воюющих на стороне кого либо из князей в качестве наемного войска. Автор осуждает такие действия князей, когда половцы грабят русское население с согласия тех, кому вверено защищать интересы Руси. Если речь может идти о том же набеге на вежи. то странно выглядит ситуация при которой сама цель набегов в виде пполовецкого добра втаптывается в грязь. Видимо, здесь автор "Слова" во фразу: "начаша мосты мостити" вкладывает особый смысл, по всей вероятности речь идет о метафорическом наведении мостов между русичами и половцами как один из символов свадебного обряда. Поэтому сравнивать рассказ о бережливости свадебного поезда болгарской царевны написанный на документальной основе и поэтическую интерпритацию захвата половецких веж с бросанием под ноги добра сравнивать можно только в отношении перечисления приданного болгарки и половчанки.
Если под фразой: "тяжко ти головы кроме плечу зло ти телу кроме головы" подразумевать именно поучение связанное с указанием на свадебный обряд, что муж и жена одно целое, то тогда девичьи песни на Дунае можно связать с женитьбой Марии и Генриха, что могло найти свое отражение и в "Слове", но тогда его необходимо датировать не ранее 1213 г., когда была свадьба Марии и Генриха. Возможно это прямой отсыл автора. намекающего на дату заверения своей песни, путем введения в текст вестей из Болгарии. Речь может идти вовсе не о том, что давала Руси женитьба болгарской царевны и Генри, а о попытке автора соотнести датировку произведения. опираясь на это событие.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 ноя 2020, 10:54

Здравствуйте , Лемурий !
Родословное древо «Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу…» Древо строится по мужской линии Это условная схема , описывающая родственные связи . Бывает двух видов : нисходящая ,в качестве начала выступает предок «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря»и линия ведется к потомку, и восходящая Здесь цепочка строится от потомка к предку. В качестве начального элемента выступает Игорь и постепенно углубляется в прошлое к « старому Владимиру» ( ум . 1015г). Глубина родословной охватывает несколько поколений и делится на циклы которые отображают связь трех поколений от деда до внука и наоборот . События происходят в киевском княжестве «звенить слава въ Кыеве»и охватывают период времени от внука до деда «Пети было песнь Игореви,
того ( Олга)внуку»:
«О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,
скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.
Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому".
Чи ли въспети было,
вещей Бояне,
Велесовь внуче:
"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве;
Затем автор переходит к событиям, которые связаны с Тмутороканьским княжеством и родословная опускается от Олега до деда Ярослава Мудрого:
«Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
и стрелы по земли сеяше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
той же звонъ слыша давный великый Ярославль,
а сынъ Всеволожь, Владимиръ,
по вся утра уши закладаше въ Чернигове.
Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе
и на Канину зелену паполому постла
за обиду Олгову
храбра и млада князя.
Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего
междю угорьскими иноходьцы
ко святей Софии къ Киеву.
Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами,
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.
Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть,
нъ часто врани граяхуть,
трупиа себе деляче,
а галици свою речь говоряхуть,
хотять полетети на уедие.»
И третьим циклом , углубления в прошлое рода ,происходят события в полоцком княжестве от сыновей Ярослава Мудрого « Ярославли вси»,они внуки основоположника рода «Того старого Владимира нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ:
«Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ
подъ кликомъ поганыхъ.
Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ,
позвони своими острыми мечи
о шеломы литовьскыя,
притрепа славу деду своему Всеславу,
а самъ подъ чрълеными щиты
на кроваве траве
притрепанъ литовскыми мечи
и с хотию на кров,
а тъи рекъ:
"Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде,
а звери кровь полизаша".
Не бысть ту брата Брячяслава,
ни другаго - Всеволода.
Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела
чресъ злато ожерелие.
Уныли голоси,
пониче веселие,
трубы трубятъ городеньскии.

Ярославли вси внуце и Всеславли!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!

На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,
обесися сине мьгле; утръже вазни,
с три кусы отвори врата Новуграду,
разшибе славу Ярославу,
скочи влъком
до Немиги съ Дудутокъ.

На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.

Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы,
а онъ въ Кыеве звон слыша.
Аще и веща душа въ дерзе теле,
нъ часто беды страдаше.
Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".

О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ:»
Восходящая цепочка от потомка Игоря до «старого Владимира» закончена через циклы трех поколений от внука к деду .
«Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя» - родословная Святослава киевского представлена : потомок - Святослав ,его предок -«стараго времени Ярославля» и Олег отображает цикл трех поколений ,он внук Ярослава Мудрого и дед Святослава киевского .
А как же присоединен к патриархальному обществу песнотворец Боян? К княжескому двору Боян присоединен при помощи своей профессии , как в СДЗ «не держи села близ княжого села: ибо ТИУН ЕГО». Боян присоединен к своему князю Святославу киевскому ,чье имя представлено целым родом«Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя» по своей должности при князе «ходына» ( княжеский посол к другим князьям с целью сбора войск ) и мирное время «песнотворец».
Тогда в тексте «СЛОВО ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА, НАПИСАННОЕ ИМ СВОЕМУ КНЯЗЮ ЯРОСЛАВУ ВЛАДИМИРОВИЧУ» профессия Даниила - заточник, тюремный надзиратель .
А женщины присоединялись к мужскому роду девицу – по отцу , хоти (жены ) – по мужу и мать – по сыну : Рекъ Боянъ ,и ходына
Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя, хоти ( жене Игоря ):
"Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы" -
Руской земли безъ Игоря.

Солнце светится на небесе, -
Игорь князь въ Руской земли;
девици поютъ на Дунаи, -
вьются голоси чрезъ море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
къ святей богородици Пирогощей»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 08 ноя 2020, 14:59

краевед писал(а):Возможно, автор "Слова" и отсылает в 1183 г. читателя: "не честно одолесте нечестно бо кровь кровь поганую прольясте" ставя в упрек Ольговичам отказ от общерусских походов решивших заниматься разбоем на вежах воспользовавшись отсутствием на вежах половецких воинов, уходящих на битву с русским войском. Тем не менее, именно с 1183 г. Игорь судя по летописным источникам прибегает к тактике набегов на половцев с целью обогащения. Всему виной на мой взгляд распря вспыхнувшая между Игорем и Владимиром Глебовичем,

С контекстом, уважаемый краевед, не стыкуется. Рано землю половецкую начали цвелить (квелить = заставлять рыдать) речь о летнем походе 1185 в который Святослав собирал войско, а его родственники украдкой, ярусами знаемыми к Дону Великому побежали.
Отсылка к 1183 году тоже не проходит, ссора Игоря с Глебом Переяславским произошла в 1184.

краевед писал(а):странно выглядит ситуация при которой сама цель набегов в виде пполовецкого добра втаптывается в грязь. Видимо, здесь автор "Слова" во фразу: "начаша мосты мостити" вкладывает особый смысл, по всей вероятности речь идет о метафорическом наведении мостов между русичами и половцами как один из символов свадебного обряда. Поэтому сравнивать рассказ о бережливости свадебного поезда болгарской царевны написанный на документальной основе и поэтическую интерпритацию захвата половецких веж с бросанием под ноги добра сравнивать можно только в отношении перечисления приданного болгарки и половчанки.

«Мосты мостити» = цвелити (заставлять рыдать) - метафора угрозы:

    «Въ лѣто 6522. Ярославу сущу в Новѣгородѣ и урокомъ дающю 2000 гривенъ от года до года Кыеву, а тысящю Новѣгородѣ гридемъ раздаваху. И тако дааху вси посадницѣ новьгородьстии, а Ярославъ поча сего не даяти Кыеву, отцю своему. И рче Володимиръ: «Теребите путь и мосты мостите» — хотяше бо ити на Ярослава, на сына своего, но разболѣся...»(ПВЛ 1014)
Описание добра болгарской царевны ничего общего с половецким узорочьем не имеет. Цитаты обе сравните, ни одного слова общего, кроме грязи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 09 ноя 2020, 01:04

Уважаемый Лемурий, поход на Хирию, где и произошла распря Игоря с Владимиром Переяславским была в 1183 г., перед походом русских князей на Угол. Точнее это по мартовскому стилю конец 1183 - нач. 1184 г.
Если в точности следовать выражению "мосты мостити" опираясь в осмыслении этой фразы на летописные источники, то мы видим. что речь идет о намерениях, но никак не о уже состоявшемся действии. По "Слову" войско Игоря захватило вежи с половкцким добром. а затем "начаша мосты мостити". Получается, что войско сначала захватило половецкие вежи, а атем стало угрожать половцам захватом веж. Видимо, это выражение могло применяться в разных случаях и если событие уже произошло, смысл фразы мог меняться в зависимости от действий сторон. В данном случае речь может идти и о мирной стороне этой фразы в прямом смысле о желании навести мосты дружбы между Игорем и Кончаком как указание на свадебную направленность похода с целью закрепления дружбы династийным браком.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 ноя 2020, 01:23

Zinchenko_tanya писал(а): Родословное древо «Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу…» Древо строится по мужской линии Это условная схема , описывающая родственные связи . Бывает двух видов : нисходящая ,в качестве начала выступает предок «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря»и линия ведется к потомку, и восходящая Здесь цепочка строится от потомка к предку. В качестве начального элемента выступает Игорь и постепенно углубляется в прошлое к « старому Владимиру» ( ум . 1015г). Глубина родословной охватывает несколько поколений и делится на циклы которые отображают связь трех поколений от деда до внука и наоборот . События происходят в киевском княжестве «звенить слава въ Кыеве»и охватывают период времени от внука до деда «Пети было песнь Игореви,
того ( Олга)внуку»...

Доброго времени суток, Татьяна!
Древо Бояна не родословное, а мысленное, разве по родословному древо скакать можно, держа его в мыслях? Предположим мы перечисляем в уме потомков, но что такое тогда славы сего времени, которые надо свивать обаполы?
Древо Бояна - это кондак времён Устава ВКЦ (до Студийского Устава 1060-х). 10-струнные гусли-псалтырь, "живые струны" на которые возлагают вещие (очитыя) персты, дохристианские (=Трояновы) трОпы, "мысленное древо", в котором есть "славы" того и сего времени ("И ныне" "Славы" текущего праздника), мысленное стремление к "горнему" - ЛЮБОЙ из этих терминов Вас выводит к работе ГИМНОГРАФА.

    скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени
"Мысленное древо" - структура песни Бояна (канона), которую надо держать в мыслях и скакать (а не летать как соловей) от тропаря одной песни к тропарю другой. Скакать КАК? свивая славы сего времени оба полы - составляя акростих из краестрочий тропарей. Зачем умом летать под облака по родословному древу?

Что касается родословной от Владимира, то это временной промежуток с упоминанием князей разных родов. Это не только Ольговичи, над которыми в СПИ Автор откровенно иронизирует, это прежде Мстиславичи и их союзники, к остальным обращение не мешать (вонзить мест вредоносные, склонить стяги и выпрыгнуть из дурной славы дедов - разжигателей усобиц - Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого. Оба показаны в СПИ зачинщиками братоубийственных усобиц. Это прямые предки Святослава и его полоцкой жены. Разве может быть Боян его песнотворцем? НЕТ.

Zinchenko_tanya писал(а): Ярославли вси внуце и Всеславли!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.

Не по изданию 1800, там не так:

    Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени:
    уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ, вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую
Ярославе - ед.ч. зват. пад. Имеется ввиду Ярослав Черниговский потомок Олега Гориславича и все внуки Всеслава Полоцкого. Об обоих этих дедах в СПИ ретроспективная вставка как о разжигателях усобиц. Их потомков и призывает Автор выскочить из этой дурной «славы».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 ноя 2020, 09:53

Zinchenko_tanya писал(а):по своей должности при князе «ходына» ( княжеский посол к другим князьям с целью сбора войск ) и мирное время «песнотворец».

Ходына от глагола ходити. Посол по-древнерусски так и будет: посолъ (см. Ипат.1164)
Никон Великий ходил из Киева в Тмуторокань, оттуда в Киев и Новгород, потом снова в Тмуторокань и снова в Киев. Слова же Святослава там нет, есть Ходына стъ и славлю песнотворцы старого времени Ярославова - Ольгова (оба притяж. прилаг. в род.пад) оба князя XI века, а Святослав из XII века, если Вы имели ввиду Святослава Всеволодовича, он тут неуместен.

Zinchenko_tanya писал(а):в тексте «СЛОВО ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА, НАПИСАННОЕ ИМ СВОЕМУ КНЯЗЮ ЯРОСЛАВУ ВЛАДИМИРОВИЧУ» профессия Даниила - заточник, тюремный надзиратель .

По списку И.Е. Забелина Данила Заточеннаго, а в поздней редакции (Буслаев 1861:94) окончание такое:

    «бросилъ завощенный свитокъ въ озеро; свитокъ проглотила рыба, рыбакъ поймалъ рыбу и, нашедши въ ней свитокъ, принесъ къ князю, князь прочелъ и повелѣлъ Даніила освободить отъ горькаго заточенія.»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 ноя 2020, 10:29

краевед писал(а):поход на Хирию, где и произошла распря Игоря с Владимиром Переяславским была в 1183 г., перед походом русских князей на Угол. Точнее это по мартовскому стилю конец 1183 - нач. 1184 г.
Если в точности следовать выражению "мосты мостити" опираясь в осмыслении этой фразы на летописные источники, то мы видим. что речь идет о намерениях, но никак не о уже состоявшемся действии.

Согласен, уважаемый краевед, ссора Игоря с Владимиром Глебовичем ДО его вылазке ярусами знаемыми к пустым вежам, получается за год до похода 1185 года, значит в Лавр. именно об этой вылазке после обмана, что доспеют на брань, речь:

    «Того же лѣта здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лѣтѣ со всею князьею, но сами поидоша о собѣ, рекуще: «Мы есмы ци не князи же? Такыже собѣ хвалы добудем!». (Лавр.1186)
«Мосты мостить» в ПВЛ 1014 улучшать дороги для ускоренного прохождения войска, иронично, цвелить Новгород за отказ платить дань Киеву;
В СПИ такой же контекст и также иронично для ускоренного побега с места предстоящей битвы, тоже иронично, но в любом случае дословная метафора из ПВЛ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 10 ноя 2020, 00:12

В том то и дело, уважаемый Лемурий, что ускоренного покидания веж ни по "Слову", ни по летописям не произошло в русские земли: "Дремлетъ в поле Олгово хороброе гнездо" - "Слово"; по просьбе Святослава и Всеволода решили остаться ночью на вежах: "И рече Игорь да не дивно есть разумеющи братья умерети и облегоша ту" - Ипат л.; "И стояша на вежах Г (3) Дни Веселяся" - Лавр. л. Значит речь не может идти о бросании половецких одеяний в качестве улучшения дороги. Здесь все же речь может идти о чем-то другом, если считать, что вещи были побросаны для улучшения дорог, то тогда эпизод оказывается не на месте.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 10 ноя 2020, 08:26

краевед писал(а):Значит речь не может идти о бросании половецких одеяний в качестве улучшения дороги. Здесь все же речь может идти о чем-то другом...

Правильно, уважаемый краевед, речь идёт о том, о чём и писал ранее: отсылка к событиям 1164 года, перечисление тех же «оксамотъı и паволокы и вся узорочья», за которые князь Ростислав лицо красное перед Климентом Смолятичем явил:

    «Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть»(СДЗ)
Обмен митрополита из русичей на подарки заморские, упущение возможности автокефалии. В этом перечислении сфрагида Автора.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14