Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Lukman » 08 фев 2021, 06:46

краевед писал(а):3. Русь название привнесенное, так называли себя варяги - роутси. А до их прихода здесь жило славянское население. основу которых составляли: поляне. древляне и северяне.

Это не смешно даже.
А "ругами" почему киевских русов называли? тоже руотси замешаны?
В Баварском географе русы имеются, а в Раффельштеттенском таможенном уставе 904-906 гг. - "руги", и притом они славяне.

"Славяне же, отправляющиеся для торговли от руси (de Rugis) или от чехов (de Boemanis), если расположатся для торговли в каком-либо месте на берегу Дуная (Danubius) или в каком-либо месте у реки Родль (in Rotalariis) или в Ридмархе (in Reodariis), с каждого вьюка (sogma) воска [вносят] две меры (massiola) стоимостью в один скот (scoti) каждая; с груза одного носильщика – одну меру той же стоимости; если же пожелают продать рабов (servi) или лошадей, за каждую рабыню (ancilla) [пошлина] – одна тремисса (tremissa)9, столько же – за жеребца, за раба – одна сайга (saiga), столько же за кобылу."
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/drevnjaja-rus-v-svete-zarubezhnyh-istochnikov-tom-4/4
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 10 фев 2021, 22:31

краевед писал(а):Вопрос толкования термина Трояновой земли действительно далек от окончательного решения. Советую прочесть статью. если не читали: "А.Болдур. Троян в "Слове о полку Игореве"//ТОДРЛ, М-Л, 1958, Т.15

Отнюдь, уважаемый краевед, ещё Б.А.Рыбаков об этом писал:

Изображение

:arrow: Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. М.: Наука, 1979.

    "... Некогда в Египте царствовал царь Феост (Гефест), называемый Сварогом. «Во время цесарьства его съпадоша клЪщЪ с небесе и нача ковати оружие. Преже 6о того палицами и камением бивахуся». Сварог-Гефест установил твердое единобрачие, «сего ради прозваша и бог Сварог». После Сварога царствовал его сын «именем Солнце, его же наричють Дажьбог». «Сълнце цЪсарь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе муж силен...» «Оть негъ же начата человъци дань давати цЪсарем»
    .
    Летописное предание дает нам двухступенчатую относительную периодизацию, соотносимую, в известной степени, с генеалогией сколотских царей по Геродоту:

    Сварог (Гефест) — Таргитай;
    Солнце-Дажьбог — Солнце-Колаксай.

    Все сколоты названы по имени царя Солнца; русские люди XII в. считали себя (или свой княжеский род) потомками Дажьбога, царя Солнца («дажьбожи внуци» «Слова о полку Игореве»...)"
    ---
    Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. М.: Наука, 1979, С.233-234
Только Борис Александрович был атеист, поэтому он не пишет кто есть СЫНЫ СВЕТА, но связь подметил правильно.

    "...вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону..."

20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера [Азовского моря] по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом [Доном]...
--------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена


Изображение
Гринченко Б.Д. Словарь украинского языка, т.4, Киев, 1909, с. 288

Итак, некий отец трёх сыновей, как первоскиф Таргитай. На седьмом тысячелетии Трояновом замечу подсчёт лет не от Адама ведётся, а от Трояна (!)

Были вѣчи Трояни... На седьмомъ вѣцѣ Трояни:

    "Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ..."(Кирик Новгородец о 6644 (1136) годе)
Если под Трояном подразумевать первоскифа Таргитая, отца трёх сыновей, то всё становится на свои места.

1. вѣчи Трояни - тысячелетия язычества, ограниченные летами первого христианского князя;
2. на землю Трояню- у Танаиса (=Дона) у синего Меотийского озера (Азовского моря) - земля царских скифов (Геродот 4:20)
3. На седьмомъ вѣцѣ Трояни - отчёт от первоскифа Таргитая, Автор хотел подчеркнуть, что у Руси своя самобытная История.
4. въ трóпу Трояню - лады языческого периода, которые использовал гимнограф периода Устава ВКЦ Боян.

А откуда Автор мог знать о Таргитае? Всё очень просто, Климент Смолятич вышел из Заруба:

    "В срединной части у берега Днепра расположен древний монастырь, из которого вышел второй русский (а не грек) митрополит Руси - Климент Смолятич (1147 г.) [Городок Заруб, расположенный рядом с Трахтемировским городищем, имел своего двойника в Смоленской земле, но там неизвестен монастырь. Относительно же этого Заруба в приписке [cк летописному сообщению о Клименте под 1147 г. сказано, что здесь "теперь монастырь Терехтемьрский" (ПСРЛ, т. II, с. 29).]

    ...можно было бы предложить еще одну догадку: не является ли уникальное и неэтимологизируемое название "Трахтемирово" реминисценцией культа Таргитая (с учетом произношения гаммы в имени Targitaon. Возможность растягивания на два с половиной тысячелетия фольклорной памяти вполне подтверждается наличием в фольклоре образа древнего седого царя-богатыря Тарха Тараховича...

    ...По имени села Зарубинцы на месте древнего Заруба названа известная славянская археологическая зарубинецкая культура....

    ...С. Н. Ляшко считал, что стелы изображают Таргитая, как "первопредка всех скифов" (с. 226). Это допущение следует учитывать, но с одной существенной поправкой, что Таргитай был первопредком не всех скифов, а только лишь почитателей священного плуга, сколотов..."
    -------
    Б.А. Рыбаков "Язычество Древней Руси"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 15 фев 2021, 01:15

Спасибо, уважаемый Лемурий за ссылку на книгу Б.А.Рыбакова. Геродотова Скифия. Так сказать, освежил его работу в памяти, т.к. прочел ее еще в далекие 80 - тые годы прошлого века. Профессиональные археологи тогда не соглашались с отдельными выводами Рыбакова, правда, уже не помню с какими именно. но факт сращивания славянской культуры и скифской как писал Рыбаков "не подлежит сомнению". Одним из таких цетров взаимопроникновения древних культур было и Бельское городище (Гелон по Б.А.Шрамко), правда почему то у Рыбакова оно Вельское, тем не менее и он поддерживает мнение Шрамко, что Бельское городище в древности носило имя Гелон имея тесные торговые связи с греками - колонистами.
Версия о Трояней земле, как земле получившей свое название еще в скифское время в связи с легендой о происхождении скифов от Таргитая, у которого было три сына выглядит достаточно убедительно, возможно, и летописный рассказ об основании Киева тремя братьми основан на этой легенде.
Кстати, на Бельском городище было найдено древнеславянское поселение, что только подтверждает мнение Рыбакова о слиянии двух культур. Ранее здесь же на территории Бельского городища я обнаружил селище бондарихинской культуры, которую по мнению Рыбакова вытеснили скифы, хотя это поселение может говорить и о мирном сосуществовании двух народов.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 15 фев 2021, 15:02

краевед писал(а):Версия о Трояней земле, как земле получившей свое название еще в скифское время в связи с легендой о происхождении скифов от Таргитая, у которого было три сына выглядит достаточно убедительно, возможно, и летописный рассказ об основании Киева тремя братьми основан на этой легенде...

Версию о трёх братьях, основателях Киева, уважаемый краевед, предлагала Л.В.Соколова в работе:

:arrow: Соколова Лидия Викторовна Троян в «Слове о полку Игореве» (Обзор существующих точек зрения) // ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 44. С. 325-362.

Образцовая работа в плане изложения материала, начиная с предыдущих версий. Но с версией Трояновой земли не согласен. На С.342 эта земля называется "Русской землей" (т.е. Киевской волостью), а в контексте СПИ: "на землю Трояню... на синѣмъ море у Дону" = устье Азовского моря, земля "царских скифов" по (Геродот 4:20).

Напомню, что греки называли Русь - Великая Скифия:

    "Поляномъ живущимъ о себѣ, якоже ркохомъ, сущии от рода словѣньска и наркошася поляне, а деревляне от словенъ же и нарекошася древляне; радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо два брата в лясѣхъ: Радимъ, а другый Вятко, и, пришедша, сѣдоста: Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи, а Вятко сѣде своимъ родомъ по Оцѣ, от него прозвашася вятичи. И живяху в мирѣ поляне, и древляне, и северо, и радимичи, и вятичи и хорвати. Дулѣби же живяху по Бугу, кде нынѣ волыняне, а уличи, тиверци сѣдяху по Бугу и по Днѣпру, и присѣдяху къ Дунаеви. И бѣ множество ихъ, сѣдяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря, и суть городы ихъ и до сего дне, да то ся зовяху от Грѣкъ Великая скуфь..."(ПВЛ)
Что же касается именования первоскифа не Таргитай, а именно Троян (= отец трёх сыновей), то уверен, что дело в археологическом материале, который однозначно находили в большом количестве те, кто жил в Трахтемирове на месте капища Таргитая.

Например, такие сосуды:

Изображение
Изображение Изображение
Сосуд с изображением Таргитая и трёх его сыновей (Эрмитаж)

    "В подтверждение предлагаемого толкования образа Таргитая можно привести дополнительные доводы. Имена трёх сыновей этого героя, приводимые Геродотом, — Липоксай, Арпоксай и Колаксай — Э.А. Грантовский, [18] отчасти вслед за В.И. Абаевым, [19] трактует как «Гора-царь», «Река или Море-царь» и «Солнце или Небо-царь». Сыновья Таргитая олицетворяют, таким образом, три стихии земного мира: земную твердь, водную глубину и небесный свод. Совокупность этих стихий и составляет то единое целое, которое обозначается понятием gaēδa, земной мир, и персонифицируется в лице Таргитая. Мифические образы отца и сыновей составляют, таким образом, стройную систему, смыкающуюся с космологическими представлениями..."
    ---
    [18] Э.А. Грантовский. Индо-иранские касты у скифов. «XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады советской делегации». М., 1960, стр. 7-10.
    [19] В.И. Абаев. Осетинский язык и фольклор, т. I. M.-Л., 1949, стр. 242-243.

    ---
    Раевский Д.С. О семантике одного из образов скифского искусства.// Новое в археологии. М.: МГУ. С. 63-68.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 19 фев 2021, 01:22

Прежде всего, спасибо за ссылку на работу Л.В.Соколовой в ТОДРЛ представляющей собой существующие точки зрения относительно упоминания в "Слове" Трояни, уважаемый Лемурий.
Интересно отметить, что на стр. 346 Соколова указывает на работу А.И.Яцемирского "Тропа Трояня" в СПИ, где он сообщает. что Троянами назывались курганы и высокие холмы - могилы Трояна (Troian de pament).
Не исключая происхождение названия от перфоскифа Таргитая, у которого было три сына - Трояна, а даже связывая с происхождением слова Троян от могилы кургана, т.е. погребальным обрядом скифов. насыпающих курганы, можно сделать заключение, что земля Трояня имеет существенное отличие от пришедших к ним на смену славянских племен. чей обряд погребения отличался от скифского трупоссожением. Видимо. зная легенду о происхождении скифов от Таргитая. у которого было трое сыновей местное население назвало земли, где некогда жиили скифы Троянью. где наиболее примечательными были курганы скифов. любопытно. что и до сих пор группа . курганов, состоящая из трех насыпей в народной этимологии именуется Три брата и такие наименования курганной группы имеют достаточно широкий ареал распространения такой этимологии.
Вы правильно заметили, что пришлое население могло лицезреть на городищах остатки материальной культуры предшественников, но наиболее бросающимися в глаза, были несомненно курганы - Трояны.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 фев 2021, 02:41

краевед писал(а):Прежде всего, спасибо за ссылку на работу Л.В.Соколовой в ТОДРЛ представляющей собой существующие точки зрения относительно упоминания в "Слове" Трояни,
Интересно отметить, что на стр. 346 Соколова указывает на работу А.И.Яцемирского "Тропа Трояня" в СПИ, где он сообщает. что Троянами назывались курганы и высокие холмы - могилы Трояна (Troian de pament).

С римским императором, уважаемый краевед, никак не может быть связана ни земля в устье Азовского моря, ни, самое главное, семь тысячелетий Трояна, именно тысячелетий, ибо в XII в НЕ было такого значения как "столетие", в той же работе С.334, или, тот же вывод, в другом исследовании Лидии Викторовны:


О "седьмом веке" как последнем, апокалиптическом седьмом тысячелетии:

:arrow: Якобсон Р.О. Изучение "Слова о полку Игореве" в Соединенных Штатах Америки//ТОДРЛ Т.14, М.; Л., 1958, С.108

:arrow: Гаспаров Б.М. Поэтика 'Слова о полку Игореве', Wien, 1984, С.171-172
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 20 фев 2021, 00:44

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Прежде всего, спасибо за ссылку на работу Л.В.Соколовой в ТОДРЛ представляющей собой существующие точки зрения относительно упоминания в "Слове" Трояни,
Интересно отметить, что на стр. 346 Соколова указывает на работу А.И.Яцемирского "Тропа Трояня" в СПИ, где он сообщает. что Троянами назывались курганы и высокие холмы - могилы Трояна (Troian de pament).

С римским императором, уважаемый краевед, никак не может быть связана ни земля в устье Азовского моря, ни, самое главное, семь тысячелетий Трояна, именно тысячелетий, ибо в XII в НЕ было такого значения как "столетие", в той же работе С.334, или, тот же вывод, в другом исследовании Лидии Викторовны:


О "седьмом веке" как последнем, апокалиптическом седьмом тысячелетии:

:arrow: Якобсон Р.О. Изучение "Слова о полку Игореве" в Соединенных Штатах Америки//ТОДРЛ Т.14, М.; Л., 1958, С.108

:arrow: Гаспаров Б.М. Поэтика 'Слова о полку Игореве', Wien, 1984, С.171-172


Уважаемый Лемурий, в своем комментарии я никаким боком не касался версии о происхождении Трояни, связывая происхождение этого названия с именем римского императора Траяна и не поддерживаю версию происхождения "земли Трояней" от имени римского императора.
В "Слове" речь идет о некоторой территории, носящей имя Трояни. Совершенно очевидно, что речь идет о землях, примыкающих в древности к Дону ( Сев. Донец): "встала обида въ силахъ Дажь Божа внука вступилъ девою на землю Трояню всплескала лебедиными крилы на синемъ море у Дону...". Речь идет совершенно о другом речном объекте. который можно было бы связать с именем римского императора. Если бы автор упомянул
Дунай, то это было бы истолковано в пользу императора Траяна. Упоминание Дона противоречет версии о земле, которая некогда была под властью Рима. Рассмотрим упоминания о "земле Трояней" в ""Слове":
1. Рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы". Если не рассматривать эту фразу как намек на поэтику "Слова", где упоминается слово "троп" подразумевающий форму литературного построения поэмы, то можно предположить. что речь может идти о некотором пути, который пролегал через поля на горы. Здесь стоит заметить, что древние располагали свои погребальные сооружения - курганы вдоль дорог. Это может подтвердить любой археолог, которому приходилось заниматься раскопкми курганов. Не исключение и скифские курганы, которые достигали в высоту до 9 метров и это при современном их состоянии. В древности они могли быть значительно выше и быть хорошо заметны на местности. Связывая с другой фразой "Слова" о земле Трояней, где всплескала у Дона лебедиными крыльями дева - Обида, можно сделать вывод, что речь может идти о дороге, идущей в юговосточном направлении, пролегающей к Дону (Сев. Донец) по землям Трояни, на которую после поражения Игоря ринулись половцы. Троянами в древности могли называться курганы скифов. Можно заметить. что население, которому на смену приходило новое, не покидало свои насиженные места в полном составе. ассимилируясь с новыми народами. Так могло произойти и в случае языковых и культурных контактов скифского и славянского народов. От скифов славяне могли узнать легенду о происхождении скифов от их первородителя Таргитая, оставившего после себя трех сыновей - Троянь. Поселившись на новых землях славянское население могло дать этим землям имя Троянь, а курганы скифов назвать Троянами в память о скифах и легенде о их происхождении. В Украине названия населенных пунктов Трояны довольно популярны, возможно это отголоски, указывающие на существование в древности территории названной Троянью.
2. Обращают на себя внимание и фразы, где также речь идет о Трояни: "были вечи Трояни минула лета Ярославля, были полци Олговы Олга Святъславлича" и: "которое бо беше насилие отъ земли половецкыя на седмомъ веце Трояни връже всеславъ жребий о девицю себе любу".
Первая фраза хронологически верно передает последовательность событий, сначала были веки Трояни, затем княжение Ярослава. как считается Ярослава Мудрого. минуя правда. княжение Владимира Крестителя.
Вторая же фраза упоминает княжение Всеслава, который княжил значительно позже Ярослава Мудрого. тем не менее снова упоминаются веки Трояни, которые закончились летами Ярослава. Возникает как бы противоречие - века Трояни были и закончились и вдруг вновь вернулись при княжении Всеслава.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 фев 2021, 10:03

Уважаемый краевед, хороший вопрос приводит к правильному направлению поисков, поэтому и ценится выше ответа.
Такой хороший вопрос поставил в своё время Б.М.Гаспаров:

    « ВЪстала обида вЪ силахЪ Дажьбожа внука вЪсплескав лебедиными крылы на синЪмЪ море у Дону. Обида встает в землях, которые принадлежали русским князьям в XI веке, но уже не принадлежат им в ХIIв, - у Азовского моря и устья Дона. Эти земли повествователь имеет все основания назвать "силами Дажьбожа внука" (т.е.достоянием русских людей эпохи ”дедов”)..."

    Гаспаров Б.М. Поэтика 'Слова о полку Игореве', Wien, 1984, С.165

Но в том-то и дело, что устье Дона в Азовском море не принадлежало русским князьям ни в IX, ни в X, ни в XI веках:

    «Братья наша ходили с Святославомъ, великим князем, и билися с ними, зря на Переяславль, а они сами к ним пришли, а в землю ихъ не смѣли по них ити. А мы в земли их есмы, и самѣхъ избили, а жены их полонены, и дѣти у насъ. А нонѣ поидемъ по них за Донъ и до конця избьемъ ихъ. Оже ны будет ту побѣда, идем по них и луку моря, гдѣ же не ходили ни дѣди наши, а возмем до конца свою славу и честь...»(Лавр.1186)
но это была земля «царских скифов» (Геродот 4:20).

Опять-таки подчёркиваю, что речь идёт о семи тысячелетиях (не столетиях) язычества "веци Трояни", ограниченных летами первого христианского князя Ярослава, Владимир жил в язычестве и крестился в конце жизни, поэтому первый христианский князь - это Ярослав.

Теперь почему упоминание крамольных дедов (Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого) вновь делает «сынов света», «детей Христовых» «внуками» солярного языческого бога? Потому что « Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем...»(1 Ин.4:16) Братоубийство же есть уход от христианских заповедей, возвращение в язычество.

Вот Вам вопрос: почему в заглавии «Слово о плъку Игоря, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова» Игорь упомянут как внук Олега Гориславича, про которого сказано ниже что тъи бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше? Получается, что Игорь - последователь крамольного предка.

краевед писал(а):Рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы". Если не рассматривать эту фразу как намек на поэтику "Слова", где упоминается слово "троп" подразумевающий форму литературного построения поэмы, то можно предположить. что речь может идти о некотором пути, который пролегал через поля на горы.

Тоже хороший вопрос. Для этого ранее отдельную "мысленную" тему начинал. Если видите прилагательное "мысленный", то это значит, что мы имеем дело с метафорами, требующими толкования.

Тропы - древние лады дохристианского периода (лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д.), которые использовали в период Устава ВКЦ.

Свивать обаполы (=краестрочия) тропарей, прославляющих текущее событие - техническое оформление канона в акростих через "свивание" первых и последних букв или слогов "слав сего времени" (=тропарей).

Поля - поля книги с богослужебным текстом. ["О горе тому, кто черькаетъ у кънигъ по полемъ, на ономъ свѣтѣ, тѣ письмѣна исъцеркають беси по лицю жагаломъ желѣзнымь. Минея служ. на янв. XII в..." (цит. по СССПИ "Поле")]

"Мысленное древо" - человече Христианский " Сотворите ныне плоды достойны покаяния, процветайте ныне всякими добродетелями, за которыя будете древеса сажденная в исходищах вечнаго блаженства..."

"рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы"

«Мысленное древо» = человек, ищущий "плоды покаяния", "вбежать (= рыскать) на горы" = покаяние.

Почему точно знаю, что Автор знал эту метафору "мысленное древо" есть христианин, ищущий покаяние? Всё просто - открывайте "Слово Даниила Заточника":

    "Азъ бо есмь аки óна смоковница проклятая: не имѣю плода покаянию...

    Азъ бо есмь, княже, аки древо при пути: мнозии бо посѣкають его и на огнь мечють"
    (СДЗ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 21 фев 2021, 23:25

Уважаемый Лемурий, в общем контексте "Слова" поход Игоря представляется автором, как завоевание земель, ранее принадлежаих русским князьям. Тмутороканское княжество распологалось не так уж далеко от Приазовья, где по мнению автора "Слова" и произошли основные сражения с половцами. Мнение автора Лавр. л. , что Ольговичи захватив вежи, собирались пойти и дальше через Дон. чтобы "взять всю славу и честь" носит скорее всего ироничный характер, направленый на посмеяние.
Да, согласен, что ранее эти земли принадлежали скифам царским, ссылаясь на Историю Геродота, но это только осталось в преданиях, т.к. на смену скифам пришли сарматские племена, тем не менее скифское владычество оставило нам упоминание от греков. что эти земли именовались неизменно, как "Великая Скифь".
Не может вызывать возражений и то, что в отношении Трояни автор "Слова" упоминает о "веках" Трояни, как о некоем государственном образовании, сравнивая его всего навсего с "летами" Ярослава Мудрого. Речь скорее всего идет о каком- то государственном образовании, которое просуществовало тысячелетия.
Относительно тропов, можно заметить, что не обязательно автор "Слова" мог упоминать о тропах дохристианских ладов. Ему были известны и правила составления литературных произведений, основанных на работах византийских риториков, в частности Георгия Хировоска "Перитропон", что в переводе в "Изборнике Святослава" за 1073 г. называлось "О образехъ". Заметна ироничность "Слова", высмивающая князей.
Интересная находка. Можно согласиться с тем, что автор "Слова" следуя манере Бояна следуя за ним "через поля на горы", ищает покаяния в этих строках, что выдает его духовное происхождение. Давно замечено, что текст "Слова" может толковаться двояко, что не соответствует христианским догматам. Все это позволяет видеть в авторе "Слова" лицо духовного звания отступившего от традиционных взглядов Церкви на жизнь в тот период.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 фев 2021, 03:39

краевед писал(а):в общем контексте "Слова" поход Игоря представляется автором, как завоевание земель, ранее принадлежащих русским князьям. Тмутороканское княжество располагалось не так уж далеко от Приазовья, где по мнению автора "Слова" и произошли основные сражения с половцами. Мнение автора Лавр. л. , что Ольговичи захватив вежи, собирались пойти и дальше через Дон. чтобы "взять всю славу и честь" носит скорее всего ироничный характер, направленный на посмеяние.

На первых же строках комментария, уважаемый краевед, хочу поблагодарить за сборник избранных статей (1966) Jakobson, будем использовать.
Если не ошибаюсь, то Тамань от Изюма направо через Изюмский и Муравский шляхи к Чёрному морю, а они пошли налево к Азовскому.
Тмуторокань (Матарха) в 1185 году принадлежала Византии, таким малым отрядом греков было не победить, тем более, где про стенобитные орудия ("пороки") для осады города написано? За Дон собрались пойти до луки моря - это устье Азовского моря, а не Чёрного.

краевед писал(а):Да, согласен, что ранее эти земли принадлежали скифам царским, ссылаясь на Историю Геродота, но это только осталось в преданиях, т.к. на смену скифам пришли сарматские племена, тем не менее скифское владычество оставило нам упоминание от греков. что эти земли именовались неизменно, как "Великая Скифь".
Не может вызывать возражений и то, что в отношении Трояни автор "Слова" упоминает о "веках" Трояни, как о некоем государственном образовании, сравнивая его всего навсего с "летами" Ярослава Мудрого. Речь скорее всего идет о каком- то государственном образовании, которое просуществовало тысячелетия.

Какое "государство", если скандинавы ходившие "из варяг в арабы" по Волжскому пути, после строительства Саркела (834-837), запирающего обходные пути и принуждавшему платить по десятине в Булгар и Итиль, лишали скандинавских купцов "жира" и они вынуждены были проложить более короткий путь "из варяг в греки", объединив мечом разрозненные народы, жившие по Днепру и плативших дань хазарам. Только после объединения и похода этих народов появилась государственное образование Киевская Русь. Считайте началом "государственности" совместный поход Олега силами объединённых по Днепру народов на Константинополь в 907 году.

краевед писал(а):Относительно тропов, можно заметить, что не обязательно автор "Слова" мог упоминать о тропах дохристианских ладов. Ему были известны и правила составления литературных произведений, основанных на работах византийских риториков, в частности Георгия Хировоска "Перитропон", что в переводе в "Изборнике Святослава" за 1073 г. называлось "О образехъ". Заметна ироничность "Слова", высмеивающая князей.

Ранее уже писал, что "образы" Георгия Хировоска - это литературные приёмы, а "лады" - это способ пения. Боян - песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича (времена Устава ВКЦ). Это время первых христиан, "работников одиннадцатого часа". Конечно, клирики времён Студийского Устава (после 1060-х) смотрели на их обряды с иронией, ведь то, что им не хватало, они брали из языческого периода.

В этом и суть иронии "въ тропу Трояню", т.е. языческую.

краевед писал(а):Интересная находка. Можно согласиться с тем, что автор "Слова" следуя манере Бояна следуя за ним "через поля на горы", ищет покаяния в этих строках, что выдает его духовное происхождение. Давно замечено, что текст "Слова" может толковаться двояко, что не соответствует христианским догматам. Все это позволяет видеть в авторе "Слова" лицо духовного звания отступившего от традиционных взглядов Церкви на жизнь в тот период.

Наоборот, не отступающего от традиционных взглядов Церкви, а высокодуховного гимнографа. Тут каждое слово метафора. Думал, будете возражать с "Мысленное древо - человече Христианский", скажите как это скачит Боян соловьём по "мысленному древу", сам по себе, но... Jakobson, спасибо за сборник ещё раз, нашел и здесь ответ:

:arrow: Якобсон P.O. Ущекоталъ скача// Jakobson, Roman, Selected Writings, vol. IV, Slavic Epic Studies, The Hague -Paris, 1966 г., pp. 603-610.

    "Шестнадцатый стих шестой главы во второй Книге Царств, повествующий о том, как дочь Саулова, согласно тексту Острожской библии, "видѣ царя Давида скачуща играюще пред кіотом господнемъ" нашел себе отражение в стихире Роману Сладкопевцу - "скача *** играеши",..."(Указ.соч.С.609)
Как и ранее разбирали, о чём позже Jakobsona писали и М.В. Рождественская, и А.С.Николаев, и Н.С.Серегина метафоры Бояна заимствованы из октябрьской Минее (1.10) посвящённой Роману Сладкопевцу - автору первого кондака.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 25 фев 2021, 22:04

Уважаемый Лемурий. если провести условную линию через Азовское море. то Изюм и Тамань окажутся практически на одной линии. Чтобы попасть в Тамань по суше. то следует повернуть не направо. а налево. чтобы обогнуть таганрогский залив. Тмуторокань была явно недосягаемая для Игоря в походе 1185 г. То, что в "Слове" упоминается о желании Игоря дойти до Тмуторокани скорее всего намек на амбициозные планы Игоря. не имеющии ничего общего с реальным положением дел. Это явная гипербола в сочетании с ироническим подтекстом.
Я не признаю версии Изюмско - Торского похода. тем более с дальнейшим выходом на Тмуторокань. В походе 1185 г. Игорь мог дойти в район севернее Изюма на левобережье дона - Донца или на правобережье не южнее совр. пгт. Первомайский, где проходит Муравский шлях. По Лавр. л. войско Игоря только собиралось перейти Дон - Донец. а это говорит о том, что поражение было нанесено Игорю до слияния Донца с Осколом. т.е. места боев следует искать на левобережье Донца. или же на правобережье также не выходя за пределы этих рубежей. Если переяславский летописец указывает на место битвы по отношению к Переяславлю. то все произошло на правобережье Сев. Донца.
Возможно, я и погарячился. называя предполагаемое объединение славянских племен в антский союз государственным образованием, тем не менее на зачаточном уровне государственности такое объединение могло стоять.
Автор "Слова" "рища въ тропу Трояню" вслед за Бояном. автор. конечно же, указывает на Бояна как своего предшественника - сочинителя песен, но в самом "Слове" просматривается некая двойственность толкования текста, в нем заложена двусмыслица даже в обращении к Бояну, где можно видеть движение автора как в географическом пространстве "чрезъ поля на горы". так, видимо и основной смысл. можно согласиться. что речь идет о путях покаяния "на горы". т.к. сам текст произведения читается двояко. что недопустимо для певца - христианина, поэтому автор "Слова" кается в строках своей песни перед Господом. ставя в пример Бояна. который
в своих произведениях не лукавил. а пел либо хулу либо славу князьям. Поэтому и вопрошал автор "Слова". обращаясь к Бояну. как бы он воспел игорев неоднозначный поход, спел бы Игорю славу или хулу. На самом деле в "Слове" о походе пропета и слава и хула, что и является по мнению автора греховным действием.
Думаю. что ученые и исследователи правы относительно того. что метафоры Бояна были взяты из Октябрьской минеи, посвященной Роману Сладкопевцу и упоминание о Богородице Пирогощей. к которой следовал Игорь имеет глубокий смысл и не один - здесь и намек на путь Перуна. которым следовал и Игорь, пока не зашел в церковь Богородицы Пирогощеи. закончив тем самым свой языческий путь. снова вернувшись в лоно церкви. И путь, которым везли убиенного инока Игоря Ольговича, дядю князя Игоря. который погиб еще до его рождения.
И то, что именно в церкви Богородицы Пирогощеи в свое время хранилась Покровская икона Богородицы из Влахнерны, на которой и был изображен Роман Сладкопевец. Как бы тоже видим три смысла в концовке "Слова", как три пути - дороги, которые слились в одну внутри храма для Игоря, ставшего на путь покаяния.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 фев 2021, 00:28

краевед писал(а):То, что в "Слове" упоминается о желании Игоря дойти до Тмуторокани скорее всего намек на амбициозные планы Игоря. не имеющим ничего общего с реальным положением дел. Это явная гипербола в сочетании с ироническим подтекстом.

Не знаю, уважаемый краевед, видели ли Вы мой комментарий к этой паре антитез, но смысл такой:

    хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
    ---
    два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону»
испити шеломомь Дону = выиграть
а любо
"главу свою приложити" или "поискати града тьмутороканя" = проиграть

Аналог: поискать иголку в стоге сена, поискать ветра в поле, поискать града тьму тараканьего "понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов..." (Татищев 1963:155)

краевед писал(а):Автор "Слова" "рища въ тропу Трояню" вслед за Бояном. автор. конечно же, указывает на Бояна как своего предшественника - сочинителя песен, но в самом "Слове" просматривается некая двойственность толкования текста, в нем заложена двусмыслица даже в обращении к Бояну, где можно видеть движение автора как в географическом пространстве "чрезъ поля на горы". так, видимо и основной смысл. можно согласиться. что речь идет о путях покаяния "на горы". т.к. сам текст произведения читается двояко. что недопустимо для певца - христианина, поэтому автор "Слова" кается в строках своей песни перед Господом. ставя в пример Бояна. который в своих произведениях не лукавил. а пел либо хулу либо славу князьям. Поэтому и вопрошал автор "Слова". обращаясь к Бояну. как бы он воспел игорев неоднозначный поход, спел бы Игорю славу или хулу. На самом деле в "Слове" о походе пропета и слава и хула, что и является по мнению автора греховным действием...

Замечательная и правильная мысль насчёт последователя.

    Того внуку. После слова того в Ар. и П. поставлено в скобках Олга. Это "Олга" Мусин-Пушкин вставил "для большей ясности речи" (по его собственному выражению). "Того внуку" мы понимаем как "потомку Бояна", т.е. позднейшему поэту..."
    ---------
    Орлов А.С."Слово о полку Игореве", АН СССР, М-Л, 1938, С.94
Именно последователю, именно. Особенно, если под Бояном подразумевается первый митрополит из русичей Иларион, то это прямое указание на Автора - второго митрополита из русичей - Климента Смолятича.

Только разве Боян не лукавил? В СПИ же чёрным по белому написано: Боянъ бо вѣщій (= знающий то, что другим неведомо) помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ (= вспоминая речь битв, на которых не был) пѣсь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми (= зарезал Редедю в поединке БЕЗ оружия) известный пассаж редактора ДКС 1073 Никона Великого (Илариона в схиме по версии Шахматова и Присёлкова). Никон - родоначальник русского летописания, сделавший вставки с прямой речью участников событий в "сухие погодные сводки" ДКС 1051 года в редакции 1073. Все эти диалоги, если не фольклорные, то выдумки редактора ДКС.

краевед писал(а):Думаю. что ученые и исследователи правы относительно того. что метафоры Бояна были взяты из Октябрьской минеи, посвященной Роману Сладкопевцу и упоминание о Богородице Пирогощей. к которой следовал Игорь имеет глубокий смысл и не один - здесь и намек на путь Перуна. которым следовал и Игорь, пока не зашел в церковь Богородицы Пирогощеи. закончив тем самым свой языческий путь. снова вернувшись в лоно церкви. И путь, которым везли убиенного инока Игоря Ольговича, дядю князя Игоря. который погиб еще до его рождения. И то, что именно в церкви Богородицы Пирогощеи в свое время хранилась Покровская икона Богородицы из Влахнерны, на которой и был изображен Роман Сладкопевец. Как бы тоже видим три смысла в концовке "Слова", как три пути - дороги, которые слились в одну внутри храма для Игоря, ставшего на путь покаяния.

Заметили, что в советский период версии об Авторе клирике даже не рассматривались: то дружинник, то боярин окаянный, то князь... По-моему, все метафоры описания творчества Бояна из октябрьской Минеи гимнографа Романа Сладкопевца, он же "слави́й и щур Боже́ственных песней, сладковеща́нная гусль, струна́ благознамени́тых Духа слове́с" он такой же сочинитель кондаков как и песнотворец (=гимнограф) старого времени Устава ВКЦ Боян, "спасемъ душу отъ волка и въбѣжим на горы ж есть покаяніе..." "Горы ж суть Христовы заповѣди святых апостолъ и пророкъ и святых отецъ..." (Слово о посте).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 01 мар 2021, 17:27

Уважаемый Лемурий.

1. Само слово "Поискати" у И.И.Срезневского представлено как попытка что-то найти: Поискати - искать, домогаться со ссылкой на фразу из "Слова": "се бо два сокола слетеста съ отня стола злата поискати града Тмутороканя а любо испити шеломомъ Дону". И.Срезневский. Материалы.... т. 2, стб. 1097
Здесь скорее не противопоставление. а желание вернуть старые тмутороканские владения дедов. Фраза "испить шеломом Дону" выглядит скорее всего как символ победы на Дону. открывая путь к Тмуторокани. Хотя речь бояр, толкуюих сон Святослава весьма напоминает по смыслу хвалебные речи Ольговичей из лаврентьевской летописи: "а ныне пойдемъ за Дон и до конца изобьем их. Ежели и там будетъ победа пойдем и в луку моря где не ходили и деды наши". И в случае со "Словом" и в случае с Лавр. л. заметен иронический подтекст сказанного.

2. Я бы не делал столь однозначные выводы, что под последователем Бояна автор "Слова" намекает на такой же статус, какой был и у Бояна (Никона) - митрополит. Речь скорее всего идет о системе стихосложения. заимствованного автором "Слова" у Бояна. Боян пел бы или хулу или хвалу князьям. Автор "Слова" пошел дальше поэтики Бояна. совместив в одном произведении и славу Игорю и поругание.
Из строк: "храброму Мстиславу иже зареза редедю предъ полкы касожьскыи" нельзя сделать вывод. что речь идет о лукавстве Бояна. который называет Мстислава храбрым. т.к. он зарезал Редедю ножом, хотя договор был биться без оружия. Скорее всего здесь сам автор "Слова" иронизирует над Бояном, который спел славу Мстиславу, невзирая на то, что тот поступил нечестно в схватке. еще а.с.Пушкин замечал. что в отношении Бояна в "Слове" пробивается ирония сквозь пышную похвалу.

3. Относительно того. что в советский период версии об авторе "Слова" как о лице духовного звания не рассматривались я заметил давно. Только в период перестройки стали появляться немногочисленные работы. в которых указывалось на наличие в "Слове" библеизмов и только.
Было удобно прятаться за мнение Н.Карамзина, который считал, что монах не мог себе позволить упоминание в своей песне языческих богов, т.к. этого не позволяли догматы православной веры.
Правда здесь может открыться и другая сторона медали - упоминание о языческих богах в тексте "Слова" отводило подозрение от автора "Слова" как лица духовного звания с теми же выводами как и у Карамзина - не мог монах писать о языческих богах.

4. Думаю, в "Слове" есть одна особенность, которая может указывать на год написания произведения как 1188 год.
Это, во первых столетие со дня смерти Бояна - Никона, умершего в 1088 г. И не менее круглая дата - 200 -от летие со времени крещения Руси: "отъ старого Владимера до нынешняго Игоря...", т.к. считается, что годом крещения Руси был 988 г. от рождества Христова.
Если прав А.Ужанков, считающий, что Игорь пригнорировав Божье знамение, вернулся во тьму язычества и лишь покаявшись перед Богом вновь им прощенный. идет к Богородице Пирогощей на покаяние то это не только его путь. а путь всей Руси от язычества к православию. Солнце христианской веры светит не только для Игоря. но и для всей Руси.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 02 мар 2021, 01:37

краевед писал(а):1. Само слово "Поискати" у И.И.Срезневского представлено как попытка что-то найти: Поискати - искать, домогаться со ссылкой на фразу из "Слова": "се бо два сокола слетеста съ отня стола злата поискати града Тмутороканя а любо испити шеломомъ Дону". И.Срезневский. Материалы.... т. 2, стб. 1097
Здесь скорее не противопоставление. а желание вернуть старые тмутороканские владения дедов. Фраза "испить шеломом Дону" выглядит скорее всего как символ победы на Дону. открывая путь к Тмуторокани. Хотя речь бояр, толкующих сон Святослава весьма напоминает по смыслу хвалебные речи Ольговичей из лаврентьевской летописи: "а ныне пойдемъ за Дон и до конца изобьем их. Ежели и там будетъ победа пойдем и в луку моря где не ходили и деды наши". И в случае со "Словом" и в случае с Лавр. л. заметен иронический подтекст сказанного.

Там стоит, уважаемый краевед, а любо - т.е. альтернативное значение - либо испить шеломом Дона, либо поискать ветра в поле бывших владений Ольговичей.
А по стратегии Вы правы, чтобы выйти к Тмуторокани надо перейти Дон.

Изображение

краевед писал(а):2. Я бы не делал столь однозначные выводы, что под последователем Бояна автор "Слова" намекает на такой же статус, какой был и у Бояна (Никона) - митрополит. Речь скорее всего идет о системе стихосложения. заимствованного автором "Слова" у Бояна. Боян пел бы или хулу или хвалу князьям. Автор "Слова" пошел дальше поэтики Бояна. совместив в одном произведении и славу Игорю и поругание. Из строк: "храброму Мстиславу иже зареза редедю предъ полкы касожьскыи" нельзя сделать вывод. что речь идет о лукавстве Бояна. который называет Мстислава храбрым. т.к. он зарезал Редедю ножом, хотя договор был биться без оружия. Скорее всего здесь сам автор "Слова" иронизирует над Бояном, который спел славу Мстиславу, невзирая на то, что тот поступил нечестно в схватке. еще а.с.Пушкин замечал. что в отношении Бояна в "Слове" пробивается ирония сквозь пышную похвалу.

КТО автор вставки про Редедю, тот и Боян.

    "Биография летописца Никона дает основания понять точность этих дат: все датированные киевские события произошли именно тогда, когда Никон был в Киеве, все же тмутороканские события, которые отмечены точными датами, относятся ко времени пребывания Никона в Тмуторокани.
    Никон отбыл в Тмуторокань в первых числах февраля 1061 г. О поражении Всеволода 2 февраля Никон узнал еще в Киеве. С февраля 1061 г. по февраль 1067 г. Никон вынужден был провести в Тмуторокани. Показательно, что в летописных статьях 1062-1066 гг. почти вовсе нет событий, которые относились бы к Киеву. Напротив, в них отмечены три события, относящиеся к Тмуторокани. 3 февраля 1067 г. умер при нем от отравы Ростислав Тмутороканский. В марте 1067 г. Никон был уже на Руси; вот почему в летописи определенно отмечены события 3 марта (битва на Немиге) и 10 июля (захват Всеслава Ярославичами), а затем точно отмечены события 1068, 1069 и последующих годов.
    Точность датировок определенно свидетельствует о том, что Никон придавал большое значение хронологии и строил изложение событий, располагая их по годам. Эти годовые статьи ясно определяются уже в летописном рассказе 60-х гг.
    Причины этого перелома в летописании заключаются в том, что Никон стоял на более высокой ступени исторического сознания, чем автор «Сказания». Автор, кто бы он ни был, понимал исторический процесс весьма ограниченно: в нем еще сильно чувствуется составитель церковных житий, занятый благочестивыми размышлениями хотя бы и по поводу исторических судеб целой страны. Он интересуется главным образом осмыслением фактов. Напротив того, автор первой летописи понял свои задачи гораздо глубже. Он уже поднялся до сознания необходимости точной хронологии и хронологического расположения исторического материала. Для него существует ценность исторического факта самого по себе и непрерывность исторического процесса...

    Итак, на основании вышеизложенного можно думать, что Никон приступил к собиранию материала еще в начале 60-х гг. XI в. Он продолжал собирать этот материал и в Тмуторокани, и затем снова в Киеве. Замечательно, что Никон заносил в свою летопись не только современные ему события, но и прошлые и восполнял недостаток письменных материалов устными источниками. Так, например, только Никон мог записать в свою летопись целый ряд тмутороканских событий, случившихся как раз в те годы, когда Никон был в Тмуторокани. Таков рассказ Никона о борьбе из-за Тмуторокани Ростислава Владимировича с Глебом Святославичем Черниговским; таков рассказ об отравлении Ростислава греческим наместником («котопаном») и о том, как затем жители Корсуни побили этого наместника камнями. Никон же воспользовался в Тмуторокани и местным преданием: какими-то фольклорными данными о поединке тмутороканского князя Мстислава Владимировича с косожским князем Редедею (эпизод этот помнил впоследствии и автор «Слова о полку Игореве»), затем каким-то местным рассказом о том, как хазары собирали с полян дань мечами и как старцы хазарские увидели в этом недобрый знак: предвестие того, что когда-нибудь русские сами будут собирать дань с хазар....Соединив устные предания — киевские, киево-печерские, северночерноморские, новгородские — с данными «Сказания о первоначальном распространении христианства», Никон создал первую систематическую историю русского народа. Именно он придал своему произведению ту форму погодного изложения летописи, которая стала затем отчасти традиционной; именно он расположил материал по годовым статьям и воспользовался многими особенностями формы устных произведений, которые он так широко привлекал для восполнения недостатка письменных источников по истории Руси.
    Никон в значительной мере был создателем самой формы летописного повествования, но он же сыграл огромную роль и в формировании идейной стороны летописания...

    Никон тем более замечателен и значителен для нас, что именно ему принадлежит та форма изложения исторического материала по годам от «сотворения мира», которая столь отлична от изложения истории в византийской хронографии и которая составляет яркую отличительную особенность русского летописания. Никон — создатель жанра летописи. Исторические записи до него велись в иной форме: в форме записей для поминания в церкви, сказания о первоначальном распространении христианства, прибавлений к различным произведениям и т. д."

    ---
    Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси
Может выделенное соотнесёте с контекстом СПИ:

"по замышленію Бояню" = "Никон ... был создателем самой формы летописного повествования"

"Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ" = "восполнял недостаток письменных материалов устными источниками"

"пѣсь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю" = "Никон же воспользовался в Тмуторокани и местным преданием: какими-то фольклорными данными о поединке тмутороканского князя Мстислава Владимировича с косожским князем Редедею (эпизод этот помнил впоследствии и автор «Слова о полку Игореве»)"

"Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя" = "ему принадлежит та форма изложения исторического материала по годам от «сотворения мира»..."

краевед писал(а):3. Относительно того. что в советский период версии об авторе "Слова" как о лице духовного звания не рассматривались я заметил давно. Только в период перестройки стали появляться немногочисленные работы. в которых указывалось на наличие в "Слове" библеизмов и только.
Было удобно прятаться за мнение Н.Карамзина, который считал, что монах не мог себе позволить упоминание в своей песне языческих богов, т.к. этого не позволяли догматы православной веры. Правда здесь может открыться и другая сторона медали - упоминание о языческих богах в тексте "Слова" отводило подозрение от автора "Слова" как лица духовного звания с теми же выводами как и у Карамзина - не мог монах писать о языческих богах.

Пусть Н.Карамзин перечитает послание митрополита Руси: "абие суровства Посидонска свободишяся, рекше, морьскаго; и тако во кроткое земли, Димитры, обитати сотвори, рекше, въ кроткое и тихое земли.Димитра бо земля ся нарицает" (ПКС). Иларион Киевский и Климент Смолятич видели в язычестве не постыдный период развития Руси, а закономерный переход к христианству. " Рахиль, — иже от языкъ людие, того и красну блаженое Писание его глаголет, яко тѣм иже от языкъ людие вѣрною добротою приспѣваху..."(ПКС)

краевед писал(а):4. Думаю, в "Слове" есть одна особенность, которая может указывать на год написания произведения как 1188 год.
Это, во первых столетие со дня смерти Бояна - Никона, умершего в 1088 г. И не менее круглая дата - 200 -от летие со времени крещения Руси: "отъ старого Владимера до нынешняго Игоря...", т.к. считается, что годом крещения Руси был 988 г. от рождества Христова.
Если прав А.Ужанков, считающий, что Игорь проигнорировав Божье знамение, вернулся во тьму язычества и лишь покаявшись перед Богом вновь им прощенный. идет к Богородице Пирогощей на покаяние то это не только его путь. а путь всей Руси от язычества к православию. Солнце христианской веры светит не только для Игоря. но и для всей Руси.

Этак лет 12 назад о 100-летии со дня смерти Никона писал. От старого Владимира как 200 лет от крещения Руси 988 - хорошая версия.
Солнце христианской веры начинает светить не всей Руси, а только
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 мар 2021, 07:41

Здравствуйте, Лемурий !
«Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего
междю угорьскими иноходьцы
ко святей Софии къ Киеву.
Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами,
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.»
Тело убитого «Даждьбожа внука» по велению его сына Святополка увезли две лошади в церковь святой Софии.

«Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука,
вступила девою на землю Трояню,
въсплескала лебедиными крылы
на синемъ море у Дону;
плещучи, упуди жирня времена.
Усобица княземъ на поганыя погыбе,» А душу забрала дева с лебедиными крыльями .
Троян в качестве языческого бога упомянут в апокрифическом «Хождение Богородицы по мукам» и четыре раза отмечен в «Слове о полку Игореве…». Троян термин этимологически связан с числом три, нечто олицетворяющее в себе три сущности, определяющие пространство и время. Автор доносит до нас трехчастную картину мира.
1) Вверху обитель высших сил вечно сияющее небо «Солнце светится на небесе.
2)В середине Земля «Игорь князь въ Руской земли». Река очерчивает границу мира людей «девици поютъ на Дунаи», -
3)За рекой лежит иной мир, прародина людей и обитель душ умерших, море - мир подземный.
«вьются голоси чрезъ море
до Киева» –центр мироздания.
«…вступила девою на землю Трояню,( мир земной)
въсплескала лебедиными крылы на синемъ море( мир подземный) у Дону ( река отделяющая мир земной от подземного);
У каждой реки есть исток и устье. Исток – это место, где река берёт начало. Устье – место впадения реки в море «на синемъ море у Дону .» Сравним реку с жизнью человека.
« Берега, берега, берег этот и тот,
Между ними река — моей жизни…
Между ними река, моей жизни течет,
От рожденья течет и до тризны»
« Не тако ти, рече, река Стугна:
худу струю имея,
пожръши чужи ручьи и стругы,
рострена к устью,
уношу князю Ростиславу затвори.»
Как только река Стугна дотекла до устья , закончилась и жизнь Ростислава.
«Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука …»
На языке Русской Правды преступление — это обида, т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу. Из преступлений против личности наибольшее внимание уделялось убийству .Сила – это воздействие одного тела на другое и в результате приложении силы тело способно деформироваться. « Когда же Изяслав ( Даждьбожий внук) стоял среди пеших воинов кто – то подъехал и ударил его копьем сзади в плечо. Так был убит Изяслав сын Ярослава) (ПВЛ в год 1076) .Обида- реакция человека ,как несправедливое причинение вреда. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить
«вступила девою на землю Трояню,
въсплескала лебедиными крылы
на синемъ море»
Погиб Даждьбожий внук на поле боя и тут же появляется дева с лебедиными крыльями . В древнеисландской мифологии Вальки́рия (др.-исл. valkyrja — «выбирающая убитых») это дева-воительница, которая сопровождает павших в поле битвы воинов в мир мертвых, «В некоторых источниках валькирии изображаются девами с лебедиными крыльями на спине. Происхождение слова "валькирия" Корни слова "валькирия" имеют скандинавское происхождение. Значение слова объясняются словами древнеисландского языка valr «трупы убитых в битве» и kjósa «выбирать». Это отображает мифологическую роль девы с лебедиными крыльями , первопредка на поле боя, как проводницы убитых воинов с «земли Трояновой»(мир земной) в царство мертвых , море ( мир подземный) в обитель душ, к умершим предкам .»

Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым/Высота ли, высота поднебесная
«Высока ли высота поднебесная,(мир небесный)
Глубока глубота акиян-море,( мир подземный)
Широко раздолье по всей земли,(мир земной)
Глубоки омоты Непровския,( река отделяющая мир земной от подземного мира мертвых)
5Чуден крест Леванидовской…»
ЛЕВАНИДОВ КРЕСТ (от греч. * - «из ливанского дерева») - согласно христианской легенде, сложившейся в раннее средневековье, Крест, на котором распяли Христа, был сделан из трех сросшихся деревьев: "кипарис и певг и вместе кедр" (Исаия 60,13).
В «Слове…» есть эти три дерева:
1)« Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.» ( мир небесный)
2)«О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,
скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.» (мир земной)
3)«збися див,
кличетъ връху древа…
Уже бо беды его пасетъ птиць
по дубию;
влъци грозу въсрожатъ
по яругамъ;
орли клектомъ на кости звери зовутъ;
лисици брешутъ на чръленыя щиты. (Мир подземный)
В мировой культуре есть идея оси мира и мировое древо самое древнее из мифологических образов и представлений о структуре мира , олицетворяет пространства и времени. Древние представляли осью мира :то древом , то горой , то крестом или просто стружием. Три дерева в трех зонах мироздания по сути одно триединое древо ,у каждого древа есть свое значение , но в целом они составляют образ времени и пространства .
Текст “…мыслию по древу серымъ вълком по земли, шизым орлом подъ облакы” по мнению многих мыслию по древу серымъ вълком по земли, шизым орлом подъ облакы” исследователей, является “темным” местом в “Слове о полку Игореве”. Однако, по моему мнению, это не так. Все слова, употребляемые в предложении известны, и не изменили своего значения с древности. Этот текст пример структурного мышления, которое объединяет известные элементы. Каждый из этих элементов в структуре имеет собственное место и связан с другими словами. Объединяющий фактор – время. Сам феномен времени проявляется в том, что свойства времени природных объектов разные.
Древо-каждый год изменяется, прирастает и эти изменения фиксируются в самом растении, в годовых кольцах, высотой побегов. Творение мира . Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией .
Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в виде следов волка. След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле /переносно/ создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д. Поддержание мира.
Другие свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы». Это растворение временных свойств или темподесиненция. Разрушение мира .
Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией разрушением, за ней последнее слово. Все объекты этого мира принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. «
Триму́рти (санскр. «три лика») — триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Брахму-Создателя ,творца трехслойной Вселенной, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое. Само понятие тримурти часто трактуется как триединоебожество.» Триединые боги : Троица, Тримурти, Троян , Тресветлое солнце , Триглав , змей Горыныч трехглавый – объединены в одну форму , чтобы показать что эти три процесса одно и то же ,но за каждым богом закреплена определенная сфера в пространстве и во времени.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2