Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 08 дек 2020, 15:33

Лемурий писал(а):
Zinchenko_tanya писал(а): Автор Боян соединил исторические события, распределив их по княжества киевскому, тмутороканьскому и полоцкому ,которое отделилось еще при жизни старого Владимира ( ум 1015г) – часть композиции «Слова…». Писала об этом .

Если что, Тмутаракань перестала быть русским княжеством в 1083 году

:arrow: Степаненко В.П. К статусу Тмутаракани. 80–90-е гг. XI в. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврики. Симферополь, 1993. Вып. 3 С.254-263

А виной тому всё тот же Олег Гориславич, вернувшийся из плена на Родосе и севший в Тмуторокань уже не на русское княжение, а как византийский наместник - архонт Матархи. Его жена Феофано Музалон в это же время была архонтесса Росии (Керчи). Кстати, через Тмутаракань (Матарху) связаны в СПИ два крамольных деда:

    а самъ [Всеслав Полоцкий] въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.

Куръ = кvръ от др.-греч. κύριος (господин) = византийский наместник - архонт Матархи, коим с 1083 по 1094 год был Олег Гориславич. А Боян в это же время князю-оборотню Божьим Судом грозил.


Думаю, уважаемый Лемурий, что здесь, как и в других местах "Слова" автор применяет великолепную игру слов. в данном случае обыгрывая слово "кур", которое имело несколько значений, в том числе и "петух", "стена, ограда" (как тюркское языковое заимствование), а также и кур - господин. Фраза может быть многогранной, как обработанный бриллиант - "еще до пения петухов достигал стен Тмуторокани, прилетая к ее господину". В "Слове" есть подобные образцы, основанные на игре слов, например: "уши закладаше", которое повествует о том, что Владимир Мономах закрывал свои уши, чтоб не слышать звон стремян коня Олега, идущего в Русь, чтоб отвоевать свою отчину - Чернигов. Вместе с тем "ушами" называли огромный засов. запирающий городские ворота на ночь или при приближении врага. Владимир Мономах закрывая свои уши, чтоб не слышать звон стремян Олега, приказывал закрывать засов. готовясь к обороне Чернигова.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 08 дек 2020, 22:22

краевед писал(а):...как обработанный бриллиант - "еще до пения петухов достигал стен Тмуторокани, прилетая к ее господину". В "Слове" есть подобные образцы, основанные на игре слов, например: "уши закладаше", которое повествует о том, что Владимир Мономах закрывал свои уши, чтоб не слышать звон стремян коня Олега, идущего в Русь, чтоб отвоевать свою отчину - Чернигов. Вместе с тем "ушами" называли огромный засов. запирающий городские ворота на ночь или при приближении врага. Владимир Мономах закрывая свои уши, чтоб не слышать звон стремян Олега, приказывал закрывать засов. готовясь к обороне Чернигова.

Ну раз, уважаемый краевед, мы этот "бриллиант Авторского слова" изучаем как ювелиры, то позволю заметить, что бег "мысленного волка" был НОЧЬЮ. А петухи (куры) кричат на рассвете, а "лютый зверь" к заутреней уже в Полоцк возвращался. А когда нас "предрассветная утреня"? ДО восхода солнца.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 10 дек 2020, 00:43

Возможно, уважаемый Лемурий, мы имеем дело не с какими - то сверхъестественными способностями Всеслава, а с народной молвой о нем, не имеющей ничего общего с реальностью. Ему приписываются оборотнические способности, успевающего за ночь добраться до Тмутороканя, вернуться в Полоцк к заутреней, а он уже в то время в Киеве звон слышал, не Полоцких колоколов же, а Киевских. Такое впечатление. что он на самом деле был в Киеве и никуда не перемещался, а народ о нем слагал всякие небылицы, возможно распространяемые недругами.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 10 дек 2020, 02:16

краевед писал(а):Такое впечатление. что он на самом деле был в Киеве и никуда не перемещался, а народ о нем слагал всякие небылицы, возможно распространяемые недругами.

Всё правильно. Только помимо народного:

"У княгини или принцессы от змея-дракона родился необыкновенный сын. Он появился на свет в рубашке (последе), кусочек которой, по настоянию колдунов, всегда носит с собой. Ему предсказана необычайная сила и кровожадность, пугающие даже родную мать и заставляющие дрожать сыру землю. Ребенок быстро растет. Он обладает даром ясновидения, он вездесущ и могуч, по желанию он может превращаться в ясного сокола, в лютого зверя-волка и других животных. Его жертвы не могут ускользнуть от него. Счастье сопровождает героя. Он связан с силами ночи, угрожает самому солнцу, следы его запятнаны кровью, вампиры теснятся у его жилища. Но слава и страдания все время чередуются в его жизни. Из охотника он превращается в животное, из преследователя в жертву, и наоборот. [цит. Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos. Russian Epic Studies. Philadelphia, 1949, c. 68-69]..."
------------
Сапунов Б.В. Всеслав Полоцкий в «Слове о полку Игореве» //ТОДРЛ, т. 17, М-Л, 1961, с.78—79

Были и "совестные книги" князьям на Судный День. В какие места отдалённые князь с ТАКИМИ записями попадёт?

    " § 290"... Под тем же годом [ 6552 (1044)] записано известие о смерти Брячислава и вокняжении Всеслава: появление этого известия в Новгородском своде объясняется тем, что новгородцам пришлось вести долгую борьбу с Брячиславом; заметка летописца под 6529 (1021) о том, что Брячислав воевал с Ярославом до конца своих дней, имеет, конечно, в виду прежде всего неоднократные нападения Брячислава на новгородскую область, куда направлял свои взоры впоследствии и его преемник. К этому известию о смерти Брячислава прибавлена заметка о чудесном рождении Всеслава от волхвования; заметка оканчивалась словами: «еже (язвьно) носить Вьсеславъ и до сего дьне на собЬ: сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие». Думаю, что слова эти или прибавлены (сначала они могли появиться на полях) позднейшим читателем, а именно в шестидесятых годах XI столетия, когда Всеслав наводил неоднократно ужас на Новгород своими набегами, или вставлены при переписке Новгородского свода (в Новгороде) для Киево-Печерского монастыря в конце восьмидесятых или начале девяностых годов того же XI столетия..."
    ---------
    Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001
Напомню, Никон Великий ум.1088 и имел прямое отношение к летописанию.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 10 дек 2020, 08:15

    «Значение греческого слова ὄρθρος, о́ртрос со временем менялось, и это надо учитывать при чтении древних текстов, а особенно — их переводов. Впоследствии его переведут не совсем точным понятием «утро» (откуда и название соответствующего богослужебного часа — Утреня). В древности слово обозначало весьма продолжительный период времени — начиная с первого пения петухов, когда обычно еще темно, вплоть до самого начала дня, т. е. всю четвертую стражу ночи (т. е. от 3 х до 6 часов утра по современному счислению). В него включались еще два хронологических момента, имеющие большое значение для «утреннего» богослужения:
    а) лат. «аlbа», — когда небо белеет, т. е. только-только начинает рассветать, и
    б) лат. «аurora», греч. ἕως, «утренняя заря», «денни́ца», — когда небо алеет уже непосредственно перед восходом солнца.
    Монахи начинали «утреннюю» службу еще перед рассветом. Утреня городская, или «соборная», разумеется, начиналась позднее — с восходом солнца...
    »
    ----
    Счёт времени в древнехристианскую эпоху Иеромонах Михаил Арранц, Юрий Рубан
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 10 дек 2020, 09:43

Спасибо, Татьяна, за это замечание. Поправил цитату для удобства чтения. Ценная информация. С Вашего позволения приведу из этой же статьи разъяснения:

    "Для военной караульной службы римляне делили ночь (от заката до восхода солнца) на четыре «стражи» (лат.: vigiliæ, custodiæ, греч. φυλακαί), вошедшие в гражданское употребление и позднее даже ставшие временно́й рамкой христианского суточного цикла. По рассказам Полибия, Тита Ливия, Тацита и других авторов, в начале каждой стражи раздавался громкий звук воинских труб, слышимый на большом расстоянии[1]. Этот факт не мог не влиять на жизнь (и сон) окрестного населения, то есть практически всех граждан империи, по которой были капиллярно распределены римские легионы и многочисленные сторожевые караулы.

    Первая ночная стража продолжалась с начала «ночи» (с 18 часов) до 21 часа по нашему счислению, вторая — с 21 часа — до полуночи. Римский историк Плиний Старший (погиб в 79 г. н. э.) определяет начало третьей стражи в полночь, а начало четвертой — к пению петухов (Естественная история. X, 21). Ритор Фриних Аравийский (П в. н. э.) дополняет данные Плиния, говоря, что т. н. «получи» (μέσαι νύκτες. — siс!) продолжались с 3‑го или 4‑го часа ночи (по нашему — с 20-ти или 21 часа) до пения петухов, или «утра» (ὄρθρος), т. е. до 3 часов утра[2]. Обратим внимание, что в данном случае «полночь» (букв. средняя часть ночи) не момент смены суток (о часов, как мы привыкли), а довольно продолжительный период времени, включающий в себя вторую и частично третью военные стражи."


    Изображение
    ---
    [1] «Ежедневная забота о том, чтобы каждая смена возвещалась сигнальной трубой, <…> лежит <…> на центурионах первого манипула триариев обоих легионов» (Полибий. Ист., VI, 36, 4–5, — с. 27); «Смена караулов возвещается центурионом» (Тацит. Анналы, XV, 30, — с. 292); см. также: Ваumstark. 1956.
    [2] Phrynichus. Рræparatio Sophistica, 94
    ---
    Счёт времени в древнехристианскую эпоху. Иеромонах Михаил Арранц, Юрий Рубан
Итак, утреня (ὄρθρος) это время 4-й стражи "с 3 до 6 часов утра" = время пения петухов с 3 часов утра.

    Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотскѣ позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша.
С одной стороны бег "лютого зверя" обозначен ночным временем "до заутренней", "до куръ (= петухов)", но с другой стороны почему именно куръ Тмутороканя? Ответом на этот вопрос может быть принадлежность этого города после 1084 года - возращения с Родоса Олега Гориславича с византийской женой и севшего в город как византийский наместник - архонт Матархи, по-древнерусски византийский наместник обозначался несклоняемой кvръ :arrow: НГ: Куръ или кvръ Тмутороканя?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 дек 2020, 08:22

Здравствуйте,Лемурий! Толкование на Евангелие от Марка А П. Лорухин
Алекса́ндр Па́влович Лопухи́н (10 (22) октября 1852 —22 августа (4 сентября) 1904[1]) — русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания.
5. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
«Марк употребляет ходившие в народе обозначения времени: вечер – от 6 до 9 часов, полночь – точнее, самая ночь – от 9 до 12, пение петухов – от 12 до 3 часов утра, и утро – от 3 до 6 час. Таким образом, указанные выражения охватывают все ночное время, которое, собственно, есть время сна. Но в это-то, по-видимому, время и следует ожидать возвращения хозяина дома… Нравственный урок излагается здесь в тех самых выражениях, из каких состоит и самая притча, так что целое получает печать аллегории. Хозяин дома – Сам Христос. Конечно, это не значит, что они доживут до второго пришествия: в их лице Христос обращается к христианам всех последующих поколений, которые всегда должны сохранять ожидание второго пришествия Христа на суд.»
Второе пришествие Бога означает конец времени и Божий суд.
«Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду суда Божиа не минути».
Вместо хозяина Христа второй раз на киевский престол возвращается «хозяин» клятвопреступник ( клялся на кресте не причинять зло Всеславу полоцкому ,а сам посадил его в поруб)Изяслав сын Ярослава Мудрого. Вот такая нелепая ситуация !
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 11 дек 2020, 09:27

В отрывке Мк.13:35, Татьяна, петухи пели с 3-6, а утро это уже после 4-й стражи, стражей выставляли только в темное время суток:

    Римский историк Плиний Старший (погиб в 79 г. н. э.) определяет начало третьей стражи в полночь, а начало четвертой — к пению петухов (Естественная история. X, 21)...

    «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозаин дома: вечером ли, или в полночь, или в пение петухов, или утром» (Мк. 13:35). «Если и во вторую, и в третью стражу придет» (Лк. 12:38). «В четвертую же стражу ночи Он пришел к ним» (Мф. 14:25; ср. Мк. 6:48).

    —-
    Счёт времени в древнехристианскую эпоху. Иеромонах Михаил Арранц, Юрий Рубан
Полночь охватывает сразу две стражи: с 21-24 и с 0-3

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение userdez » 12 дек 2020, 10:09

Бесы любят нападать на людей утром."Лютый сей оуныния бес...зело тяжек иже в шестом часе нападает..." Антиох рук 154, лист 83 об. (В рукописи 12 века это место на листе 76).
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 дек 2020, 11:13

userdez писал(а):Бесы любят нападать на людей утром."Лютый сей оуныния бес...зело тяжек иже в шестом часе нападает..." Антиох рук 154, лист 83 об. (В рукописи 12 века это место на листе 76).

Шестой час это перед самым рассветом, последний час 4-й стражи. Поэтому и лют, что время на прелюдии не имеет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 15 дек 2020, 00:32

В Ипатьевской летописи в рассказе о первом удачном бое Игоря с половцами фраза: "Заутра же пятъку наставшу во обеднее веремя усретоша полкы половецькие бяхуть бо до нихъ доспеле веже свое пустили за ся а сами собравшеся от мала и до велика стояхуть на онои стороне рекы Сюурлия" при переводе ее на современный русский язык оказывается не такой уж однозначной, как кажется на первый взгляд. Из различных Словарей древнерусского, церкоенославянского, Словаря И.И.Срезневского, Словаря СПИ В.Л.Виноградовой слово "доспети" имеет несколько значений. Одно из самых основных это - "приготовиться. собраться". В этом случае как бы все соответствует логике летописного повествования - успели половцы собраться для защиты своих веж. Но тогда возникает вполне резонный вопрос - их оборона состояла в том. чтобы пустя по стреле в сторону русского войска. разбежаться, открыв доступ к вежам? Странно выглядит и ситуация при которой передовой отряд русского войска. в который были выведены от всего войска стрельцы даже не помышляли ответить половцам стрельбой из лука, возможно, чтобы не травмировать тех половцев, которые собрались у веж "от мала и до велика". Думаю. ответ на это стоит искать в других значениях слова "доспети", одно из которых было - "достроить, соорудить". Видимо, вежи, атакованные русским войском были не передвижные, а стационарные, которые половцы успели соорудить, достроить к подходу русского войска. Эта ремарка летописца дает понять. что описание первого боя представляет собой ничто иное, как инсценировка боя. Странно выглядит ситуация, что половецкие полки. стоявшие неподалеку веж даже не вступили в бой. а лишь небольшое охранение только и сделало вид, что защищает вежи.
Не менее странно выглядит и фраза "Слова": "Олговичи храбрые князи доспели на брань", т.е. собрались, приготовились, хотя по контексту они уже успели получить поражение. Вполне может быть. что речь идет уже не о походе 1185 г, а более позднем, например походе 1191 г. на Оскол, что соответственно и отодвигает датировку "Слова" на время не ранее 1191 г.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 15 дек 2020, 02:18

краевед писал(а):Думаю. ответ на это стоит искать в других значениях слова "доспети", одно из которых было - "достроить, соорудить". Видимо, вежи, атакованные русским войском были не передвижные, а стационарные, которые половцы успели соорудить, достроить к подходу русского войска. Эта ремарка летописца дает понять. что описание первого боя представляет собой ничто иное, как инсценировка боя. Странно выглядит ситуация, что половецкие полки. стоявшие неподалеку веж даже не вступили в бой. а лишь небольшое охранение только и сделало вид, что защищает вежи.
Не менее странно выглядит и фраза "Слова": "Олговичи храбрые князи доспели на брань", т.е. собрались, приготовились, хотя по контексту они уже успели получить поражение. Вполне может быть. что речь идет уже не о походе 1185 г, а более позднем, например походе 1191 г. на Оскол, что соответственно и отодвигает датировку "Слова" на время не ранее 1191 г.

Извините, уважаемый краевед, что в соседней теме по мезостихам ничего не отвечаю, просто сказать на отбор БЕЗ правил и примеров из XI-XIIвв нечего, посему и не отвечал.
Что же касается Игоря и Ольговичей иже с ним, то "Вы его напрасно прелестным ругаете"(с).

Слово "доспети" взято из летописи, когда Ольговичи НЕ доспели на брань, хоть т обещали "грозному" прийти на его призыв:

    "Того же лѣта Богъ вложи въ сердце Святославу, князю киевьскому и великому князю Рюрикови Ростиславичю ... поити на половцѣ. И посласта по околниѣ князи, и совкупишася к нима Святославича Мьстиславъ и Глѣбъ, и Володимѣръ Глѣбовичь ис Переяславля, Всеволодъ Ярославичь из Лучьска с братомъ Мьстиславомъ, Романовичь Мьстиславъ, Изяславъ Давыдовичь и Городеньский Мьстиславъ, Ярославъ, князь пиньский с братомъ Глѣбомъ, из Галича от Ярослава помочь, а своя братья не идоша, рекуще: «Далече ны есть ити в низъ Днѣпра, не можемь своѣе землѣ пусты оставити: но еже поидеши на Переяславль, то совокупимся с тобою на Сулѣ». Святослав же, не любуя на свою братью, поиде, поспѣшая путь свой и поущаемь Божиимъ промысломъ, тѣмь старѣйшии его сынове не утягоша от Черниговьской сторонѣ..."(Ипат.1183)
А что за "сынове" Святослава с Черниговской стороны? "«О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде!". А вот и слово искомое:

    "Заутра же, пятъку наставшу, во обѣднее веремя, усрѣтоша полкы половѣцькиѣ, бяхуть бо до нихъ доспѣлѣ — вежѣ своѣ пустили за ся, а сами собравшеся от мала и до велика, стояхуть на оной сторонѣ рѣкы Сюурлия..."(Ипат.1185)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 15 дек 2020, 22:01

Уважаемый Лемурий, конечно, доказать или опровергнуть наличие затаенных чтений в "Слове" не представляется возможным, т.к. подобных "Слову" произведений 12 в. нам практически неизвестны. Тем не менее в более поздних произведениях зашифровки имен писавшего или других скрытых записях написанных с помощью аллитерационнцх или анаграмных чтений науке известны. Как утверждать. что "Слово" не имеет скрытых анаграммных прочтений. так и допускать существование в "Слове" каких либо зашифровок можно чисто гипотетически. Все основывается на желании или нежелании видеть в древнерусском произведении затаенных чтений. О ироничности "Слова" я пришел к выводу именно с точки зрения наличия в нем затаенных чтений.
Что же касается фразы: "Олговичи храбрые князи доспели на брань", то здесь тоже может скрываться ироничный подтекст, связанный с походом Ольговичей на половцев в 1191 г., когда в походе приняли участие все Ольговичи:
"Въ лето 6699 (1191) Сдомавъ Игорь съ братьею своею ити на половци и шедше ополонишася скотомъ и конми и возворотишася восвояси. И опять же на зимоу ходиша Олговичи же на половци Игорь съ братомъ со Всеволодомъ а Святъславъ поусти три сыны Всеволода Володимира Мъстислава а Ярославъ поусти своего сына Ростислава а Олегъ Святославичь поусти сына Давида и ехаша до Оскола...".
Очень похоже. что в "Слове" отразилась отсылка именно на этот поход, т.к. автор "Слова" призывает к походу на Дон: "Донъ ти княже кличетъ и зоветъ князи на победу. Олговичи храбрыи князи доспели на брань".
Доспели. но только не на Дон (Сев. Донец), где Игорь потерпел поражение, а пошли в поход к Осколу. который был ближе к русским границам. Как известно, Ольговичи так и не вступили в сражение, а воспользовавшись ночью ушли в русские земли. поняв. что половцы предупреждены и выставили против них крупные силы.
Если речь идет именно об этом походе. то фраза звучит несколько иронично, называя Ольговичей "храбрыи князи". т.к. сражения не было, т.е. храбро отступили. В этом случае мы имеем в "Слове" предпосылку датировки написания произведения 1191 г., вскоре после похода Ольговичей к Осколу.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение userdez » 15 дек 2020, 23:01

Уважаемый Краевед, если в "Слове" СТОЛЬКО ироничности, то его писал талантливый злопыхатель и негодяй, радующийся поражению , во что не хочется верить.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 15 дек 2020, 23:43

краевед писал(а):О ироничности "Слова" я пришел к выводу именно с точки зрения наличия в нем затаенных чтений.

Вообще-то, уважаемый краевед, ирония в этом ироическом произведении прямым текстом прописана. Какое же это "затаённое", если Автор словами Святослава так и называет поход - "бесчестным":

    «О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати.
    Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте.
    Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена.
Опять-таки. КОГДА Святослав мог говорить подобное обоим братьям? Всеволод вернулся на Русь до марта 1188, поскольку свадьба Верхуславы (25-27.09.1188) у Татищева уже под следующий 1189 летописный год попала:

И не позже 1194 - смерти самого Святослава. Вот ещё одна граница.

Теперь, чем для русского князя XIIв была "честь"? Почему дружина ищет себе чести. а князьям славы, а не наоборот?

:arrow: Стефанович П. С. Древнерусское понятие чести по памятникам литературы домонгольской Руси //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 2(16). С. 63-87.

    "Не славися въ бештьстьи отця своего, нѣсть бо ти слава къ бештью, слава человеку отъ чьсти отця своего и поношение чадомъ мати въ беславьи" (Изб. 1076 -там же С.69)
Поэтому и формула "ищучи себе чти, а князю – славѣ" подразумевает, что честь у князей УЖЕ есть, это честь их отца. А в "злате слове" Святославичей обвиняют в нечестном поступке, значит и дети их будут: "не славися въ бештьстьи отця своего".

краевед писал(а): Что же касается фразы: "Олговичи храбрые князи доспели на брань", то здесь тоже может скрываться ироничный подтекст, связанный с походом Ольговичей на половцев в 1191 г., когда в походе приняли участие все Ольговичи...

На мой взгляд, отодвинули время написания на 3 года, поскольку нет в СПИ упоминания о завоевании уграми Перемышля, Плеснеска и Галича, Ярослав Осмомысл (ум. 1.10.1188), к которому Автор обращается к живому, всё ещё сдерживает "Королевский путь" железными полками. И самое главное, в поход 1191 года ходили всем скопом и Мстиславичи и Ольговичи. Не было разделения. А в СПИ оно присутствует. Автор обращается ТОЛЬКО к Мстиславичам и их союзникам (Всеволоду Большое Гнездо и Ярославу Галицкому) выйти к Каневу загородить "ворота полю ворота на землю Русскую" (= Киевскую волость, вотчину Рюрика).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 26

cron