На Немиге, уважаемый краевед, была усобица инициированная по мнению Автора «лютым зверем» Всеславом Полоцким. Рюрик же с Давыдом шеломы соправителей получили в битве с внешним врагом, приведённого на Русь в 1180 Святославом за что в «мутен сне» ему на лоно «Великий жемчуг» христианских душ погубленной дружины и отсыпают:
« отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам . (Лк.6:38.)В СПИ всё логично и взаимосвязано. Если в названии подчёркивается
«Слово о плъку Игоря, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова», то, как помните, слава потомков на чести дедов строится, а
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше.
«А. Н. Робинсон* предполагал, что речь может идти о мести за пленение Шарукана в 1068: если прадед Игоря, Святослав Ярославич, взял в плен Шарукана, деда Кончака, то плен Игоря был как бы местью за бесчестье деда. Сыновья и внуки продолжали политику отцов и дедов; внуки, согласно феод. воззрениям Киевской Руси, характеризовались по дедам; существовало представление о родовой чести и славе и о родовой мести. Ш. — родоначальник половецких эпич. героев фигурирует в С. наряду с Олегом Святославичем…»
---
* Робинсон А. Н. 1) О закономерностях развития восточнославянского и европейского эпоса в раннефеодальный период // Слав. лит-ры. VII Междунар. съезд славистов. Варшава, август 1973 г. М., 1973. С. 195—196, 199—202, 204—205, 221, 223;
2) Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI—XIII вв. Очерки литературно-исторической типологии. М., 1980. С. 257, 264—266, 270—271;
---
ЭСПИ "Шарукан"
О какой «симпатии» к Ольговичам может идти речь, если Автор их деда обвиняет? В «совестных книгах» на Судный День разжигателям усобиц место в «пламенном рве» уготовлено:
«Усобная же рать бываеть от сважения Дьявола. Богъ бо не хощеть зла вь человецехъ, но блага. А Дьяволъ радуеться злому убииству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти братоненавидения, клеветы...» (Ипат.1067)
А теперь вернёмся к
Инъгварь и Всеволодъ, и вси три Мстиславичи, не худа гнѣзда шестокрилци! - кто был дедом Ингвара и Всеволода? Изяслав Мстиславич. Есть ли упоминание о нём в СПИ? Есть, причём в панегирической форме:
Подвиг Изяслава Мстиславича в литовском походе 1132 года сразу идущий следом за призывам к шестокрыльцам, охранителям Престола Господня. Заметьте, в иносказательном ретроспективном повествовании об Изяславе Мстиславиче он назван ни как сын Мстислава, а как продолжатель дела «старого» Владимира и Владимира Мономаха у обоих крёстное имя Василько. Именно по ДЕДАМ честь и слава внуков строилась.
притрепа славу дѣду своему Всеславу, а самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ притрепанъ литовскыми мечи«Дедом» Всеслав Полоцкий был Изяславу Мстиславичу по его родной сестре Ксении, вышедшей замуж за лагожского Брячислава Давыдовича. В походе на Полоцкое княжество 1131 года Изяслав Мстиславич взял в плен "брата" своего Брячислава, этим и притрепал «славу» деду Брячислава Всеславу Полоцкому.
«посла князь Мстиславъ братию свою на кривичи ... И сына своего Изяслава ис Курска съ своим полком посла на Лагожескъ... Изяслав же перестряпавъ 2 дни у Логожска и иде ко Зяславлю, къ стрыема своима, водя с собою Брячеслава, брата своего (в рукописи вычеркнуто), зятя своего, иже пошол ко отцю своему, и бывъ посредих путей, устрашивъся, и не поиде ни онамо, ни семо, и иде к шюрину своему в руце...»(Радз. 1127)
M.371 (Радз.1127): Пленение Изяславом Мстиславичем (брата) зятя своего Брячислава (кот, поймавший мышь)P.S. В заключении хотелось бы напомнить КТО из известных писателей XII века обращал внимание на родовые связи:
«Климентъ же митрополитъ Кiевскiй и всеа Руси возбраняша имъ и запрѣщаше глаголя: "не сотворите убо сице, еже убити инока Игоря, бывшаго великого князя сего же града Кiева, сына Олгова, внука Святославля, правнука Ярославля, праправнука великого Владимера..."»(Никон. 1147)