Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 09 июн 2010, 09:00

Здравствуйте , Лемурий!
« Слово ночь не имеет синонимов, оно везде единственное для своего выражения. Весьма ограничены и сочетания с этим словом: глубокая ночь, тёмная ночь, в сравнениях черна как ночь , чернее ночи. В древнеиндийском nak из nac – исчезать , теряться разрушаться. Философы толкуют это как разрушение сознания. Более простое толкование – исчезать, становится невидимым. Открытие хеттских языков дало несколько неожиданно nekut ( род.ед.nekuz), значит , можно выделить суффикс, а корень nek – означает убивать , умерщвлять. Все индоевропеисты дружно и правильно считали, что это слово табуировано. Слово ночь стало запретным т.к. стало вместилищем нечистых духов. Гораздо беднее обозначается тьма ночная. Здесь образования с разными аффиксами при одном корне:tami,tama – слова означающие или ночь или тьма., тот же корень ,что и в русском тьма.. Поэтическое описание тьмы –тень на земле, т.е. тьма как при затмении»
(Б. Л. Ларин «История русского языка и общее языкознание» стр 27 -28)

.Современно значение ночи :.Но́чь — промежуток времени, в течение которого для определённой точки на поверхности небесного тела (планеты, её спутника и т. п.) центральное светило (Солнце, звезда) находится ниже линии горизонта, и её древнее значение были разными!!! Борьбой «сынов света» и пособников тьмы пронизано всё «Слово…». И пять стихий, которым поклонялись язычники, и из ,которых был сотворён мир: звук , ветер(газообразное состояние вещества), вода (жидкость ), огонь (плазменное состояние вещества) и земля (твердое состояние вещества) , переходят в борьбе на сторону «тьмы». Сначала тьма вторгается в свет «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Звук – «свист зверин въста, з бися див – кличет връху древа», воздух – «сё ветри . Стрибожи внуци веютъ съ моря стреласми на храбрые плъки Игоревы», огонь – «смагу мычючи в пламенем розе» ,вода – Иже погрузи жир водне Каялы – рекы половецкыя, и на земле разрушение городов « Се у Рим кричат подъ саблями половецкыми, а Володимир под ранами».
«смагу мычючи в пламенем розе» - прямое значении бушующий огонь, переносное – яростный гнев , бешенство , злоба.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 июн 2010, 20:29

Zinchenko_tanya писал(а):« Слово ночь не имеет синонимов...(Б. Л. Ларин «История русского языка и общее языкознание» стр 27 -28)
Добрый вечер, Татьяна!
Ну вот, так и думал, что не Ваше. Вы так никогда бы не ошиблись.

Zinchenko_tanya писал(а): Сначала тьма вторгается в свет «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Звук – «свист зверин въста, з бися див – кличет връху древа», воздух – «сё ветри . Стрибожи внуци веютъ съ моря стрелами на храбрые плъки Игоревы», огонь – «смагу мычючи в пламенем розе» ,вода – Иже погрузи жир водне Каялы – рекы половецкыя, и на земле разрушение городов « Се у Рим кричат подъ саблями половецкыми, а Володимир под ранами».
Мне бы лучше парафраз библейский или откуда такая ассоциация у Вас возникла.

Кстати, тут в личной переписке pan, одну мудру вещь сказал по поводу Грифона (Дива).

pan писал(а):На чём основано предположение Срезневского? Непонятно. А ведь противоречия между образами Дива и грифона существуют. В СПИ говорится: «Дивъ кличеть вьрху древа, велить послушяти...», т.е. издает некие звуки – «кличет», и более того – осмысленные – «велит». Однако это прямо противоположно образу безгласого грифона. Об этой особенности этого существа упоминает Эсхил:

«…ὀξυστόμους γὰρ Ζηνὸς ἀκραγεῖς κύνας γρῦπας φύλαξαι…»

Острокогтистых бойся грифов, Зевсовых Собак безмолвных! (Эсхил. Прикованный Прометей, 803-804./пер. А. И. Пиотровского)

Ζηνὸς ἀκραγεῖς κύνας – букв. : Зевса молчащие (не издающие звуков) собаки.

Так что я всё еще не вижу связи между Дивом СПИ и грифоном древнегреческих источников.


Что хотел сказать криком "безмолвного" грифона Автор СПИ - остаётся авторской загадкой, вполне возможно очередная ирония, что даже безмолвное существо закричало о грозящей опасности звериным криком.

Zinchenko_tanya писал(а): «смагу мычючи в пламенем розе» - прямое значении бушующий огонь, переносное – яростный гнев , бешенство , злоба.
Добровольский (Смол. обл. сл.): Смага — влага на губах, накипь на губах от жара, трудов и болезни. ... Смаговать — чувствовать жар на губах. Смаженька — влага на губах. Смажить — жарить. Смажиться — жариться. Смога — возможность, сила. Халанский (Свед. и зам. о гов. рус. яз., 234): Смага — „ина стала черная, как смага; на губах смага; пала на тела смага; потом — горесть, печаль“. Покров. и Яцен. (2 Допол. к „Опыту“): Смага — Смагу принимать — терпеть нужду, испытывать неприятность. Картотека Псков. обл. слов.: Смага. — 1) Сухость во рту; 2) Ощущение жжения во рту; 3) Состояние усталости, испарина; 4) Смола; 5) Смаги — слюна. Ср. Смагора, смагорье — смолистые корни. Гринченко (Сл. укр. мови): Смага — сухость губ, воспалительный налет на губах от жажды и труда... Смагнути — 1) Жариться на солнце, нагреваться... 2) Загорать... 3) Сохнуть, запекаться. Смажений — жареный... Смажитися — жариться. Волів би я не родиться, ніж в пеклі смажиться. ... Смажно — тяжелым трудом. Загоруй смажно та й іж смачно. Носович. (Сл. белор. нареч.): Смага — 1) Сухость губ или накипь на губах от жара, трудов или болезни; 2) Жажда. Смаговый — имеющий свойство накипи на губах или на зубах....
В. А. Козырев (О слове смага в „Сл. о п. Иг.“ — Вопросы развития грамматики и лексики русского языка. Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1968, т. 373, с. 332—333): „Чрезвычайно интересный материал дают нам русские народные говоры, особенно брянские, псковские, смоленские; они позволяют говорить о полисемии слова и его распространении. Смага — 1. «Жажда, сухость во рту, изжога». Смага у ниво ва рту — Брянск. Дай мне воды, прогнать смагу — Смол. Пск. Дай мне водицы, смагу провести — Калужск. Смага — жжога, кыда в роти плоха, ти съела што, ти от работы — Смол. 2. «Оскомина, ощущение горечи во рту». На губах у ниго смага — горька, горька ва рту — Брянск. 3. «Трещины, накипь на губах и во рту от высокой температуры, жара, от переутомления». Кровавая смага нъ губах, фси губи пъзасмягли — Брянск. Кали чилавек в растройстви, на губах у него ажно смага — Брянск. Смага ета када чилавек балеить — у нега и рот смагай зарос — Брянск. И нъ губах смага, когда зъбалел чьлавек, ти ат работы; губы сухие, трескають во й смага — Смол. 4. «Влага на губах от жара, трудов и болезней». И губы твое крававыю смагыю занясло — Ельн
-------
Смага // Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": В 6 выпусках / Сост. В. Л. Виноградова. — М.; Л., 1965—1984. Вып. 5. 1968, С. 175—180.

Татьяна, а зачем "огонь" (если так смагу переводить) внутрь пламенного рога запихивать?

К сожалению смогу продолжить обсуждение только через 2 недели.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 12 июн 2010, 19:51

Лемурий писал(а):Кстати, тут в личной переписке pan, одну мудру вещь сказал по поводу Грифона (Дива).

pan писал(а):На чём основано предположение Срезневского? Непонятно. А ведь противоречия между образами Дива и грифона существуют. В СПИ говорится: «Дивъ кличеть вьрху древа, велить послушяти...», т.е. издает некие звуки – «кличет», и более того – осмысленные – «велит». Однако это прямо противоположно образу безгласого грифона. Об этой особенности этого существа упоминает Эсхил:

«…ὀξυστόμους γὰρ Ζηνὸς ἀκραγεῖς κύνας γρῦπας φύλαξαι…»

Острокогтистых бойся грифов, Зевсовых Собак безмолвных! (Эсхил. Прикованный Прометей, 803-804./пер. А. И. Пиотровского)

Ζηνὸς ἀκραγεῖς κύνας – букв. : Зевса молчащие (не издающие звуков) собаки.

Так что я всё еще не вижу связи между Дивом СПИ и грифоном древнегреческих источников.


Что хотел сказать криком "безмолвного" грифона Автор СПИ - остаётся авторской загадкой, вполне возможно очередная ирония, что даже безмолвное существо закричало о грозящей опасности звериным криком.

/.../
К сожалению смогу продолжить обсуждение только через 2 недели.


Раз уж уважаемый Лемурий решил перенести нашу дискуссию о Диве на форум, то здесь её и продолжим.
Вполне допускаю, что Ваша остроумная догадка насчет крика безмолвного существа соответствует авторскому замыслу, использовавшего неожиданную метафору ради усиления тревожности обстановки. Однако, в этом случае, возникают вопросы - от кого исходит опасность и кого предупреждает о ней Див? И насчет "звериного крика", мне кажется, всё же это неточное допущение. Див "велит", значит его "клич" осмыслен и несет некую информацию, следовательно, не может быть "звериным". Ведь предполагаемый "грифон" мог ( как и известные говорящие животные - щука, Сивка-Бурка, Змей, конь и пр.), согласно законам жанра, говорить по-человечески.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 июн 2010, 15:55

pan писал(а):Вполне допускаю, что Ваша остроумная догадка насчет крика безмолвного существа соответствует авторскому замыслу, использовавшего неожиданную метафору ради усиления тревожности обстановки. Однако, в этом случае, возникают вопросы - от кого исходит опасность и кого предупреждает о ней Див? И насчет "звериного крика", мне кажется, всё же это неточное допущение. Див "велит", значит его "клич" осмыслен и несет некую информацию, следовательно, не может быть "звериным". Ведь предполагаемый "грифон" мог ( как и известные говорящие животные - щука, Сивка-Бурка, Змей, конь и пр.), согласно законам жанра, говорить по-человечески.
Рады видеть уважаемого pan среди участников интеллектуального клуба исследователей "Слова о полку Игореве"!

Продолжаем после 2-х недельного перерыва.

1. Раз ДИВ велит, то его "веление" (выражение своей воли, передача указания) подразумевается должно быть осмысленным и понятным перечисленным территориям и Тмутороканскому болвану.

2. Почему обязательно по-человечески? Ведь перечисленные "слушатели" к людям не относятся, разве что "Тмутороканский болван", скрывающийся под личным местоимением 2-го лица: тебѣ — дат. пад.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 июн 2010, 16:07

Тут Юлли за это время перенаправила сообщение от нашего читателя А.Понаморева с предложением разместить на сайте нижеследующую статью как раз по обсуждаемой теме. Охотно это делаю:
Историки доказали, что "Слово о полку Игореве" написано в 1187 г. Литературная общественность недавно отметила 800-летие со дня его написания. Осталось немного времени и литературный мир будет праздновать еще одну знаменательную дату - 200-летие повторного явления в свет великого произведения. Около двух веков не уменьшается интерес к "Слову": все больше и больше обращаются к нему поэты, писатели, критики, литературоведы, историки и просто любители древней литературы и словесности. Время определяет цену всему. И "Слово" выдержало испытание временем. Гениальное произведение богато своим содержанием, идеей, историческими фактами, "темными местами" и загадками. И, наверное, еще долго не откроет своих тайн. Главная и неразгаданная до сих пор - имя автора повести. Однако речь пойдет о другом, может быть не менее важном, но помогающем осмыслить события, факты, символы тех дальних времен. Одной из загадок повести является образ дива, который, по утверждениям многих исследователей "Слова", упоминается в тексте дважды. Див! Кто это такой, к чему или к кому он относится, каково его место в повести? Д.С. Лихачев считает, что это не русское, а мифическое существо-божество восточных народов. Ему вторит в своем переводе "Слова" И. Шкляревский: "Диво страшное воет на темной вершине. Кличет-свищет, своих извещает …" [2].
Попытаемся на фактах, извлекаемых из самого же "Слова" доказать, что подобное утверждение о диве ошибочное, и див к тому же упоминается в повести не дважды, а трижды. Обратимся сначала к строкам оригинала:

Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень
и поеха по чистому полю.
Солнце ему тъмою путь заступаше;
нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди;
свистъ зверинъ въста,
збися див,
кличетъ връху древа,
велитъ послушати - земли незнаеме,
Вълз,
и Поморию,
и Посулию,
и Сурожу,
и Корсуню,
и тебе, Тьмутораканьскый блъванъ!

Этот же отрывок, но в переводе Д. Лихачева:

Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя
и поехал по чистому полю.
Солнце ему тьмой путь заступило,
ночь стонами грозы птиц пробудила,
свист звериный встал,
взбился Див –
кличет на вершине дерева,
велит прислушаться земле незнаемой,
Волге,
и Поморию,
и Посулию,
и Сурожу,
и Корсуню,
и тебе, Тмутороканский идол.

Теперь же перевод отрывка в изложении автора данной работы:

Тогда вступил Игорь-князь
В златое стремя
И поехал по чистому полю.
Солнце ему тьмою
Путь заступила.
Ночь, стонучи ему грозою птиц,
Пробудила свист зверинный.
Встал, взбился див,
Кличет вверху древка,
Велит послушать земли незнаемые -
Волге и Поморью,
И Посулью, и Сурожу,
И Корсуню, и тебе,
Тмутороканский болван!

Казалось бы, такой перевод ничем не отличается от перевода Д. Лихачева и др. Однако это не так. Несколько иная расстановка знаков препинания существенно меняет картину начала похода Игоря. Солнце тьмою заступило путь Игорю. "Солнечное затмение - ночь". Затмение солнца - грозное знамение. И эта "дневная ночь" угрожает, стонет ему (Игорю) "грозою птиц". Сравним со строкой из повести: "Уже ведь беды его пасут птиц по дубам". И "грозою птиц" - это предсказание беды, несчастья, поражения, которые ожидают Игоря в походе. Автор "Слова" еще раз употребляет слово "гроза", как предсказание неудачи, беды - "волки грозу навывают по оврагам". И птицы, и волки предвещают (стонут, навывают) неудачу Игорю. И затмение солнца, и наступившая при этом "ночь", которая стонет грозою птиц, и волки, навывающие грозу по оврагам, не остановили Игоря.
Но несмотря ни на что, князь Игорь поехал по чистому полю. Полки Игоря, дружина пошли и поехали вслед за ним. Вот тут-то и "встал див". И не только встал, но и "взбился вверху древка". Обратим внимание на то, что автор в небольшом отрывке изображает три события: Игорь поехал по чистому полю; происходит затмение солнца; встал, взбился див, кличет вверху древка. Автор повести не повторяется, а мы это сделаем, чтобы увидеть интересную зависимость происходящего.

Тогда вступил Игорь-князь
В златое стремя
И поехал по чистому полю.
Солнце ему тьмою
Путь заступила.

И

Тогда вступил Игорь-князь
В златое стремя
И поехал по чистому полю.
Встал, взбился див,
Кличет вверху древка,
Велит послушать …
В этих строках и заложен ответ, что же это за див и почему он взбился вверху древка, и прислушаться чужеземным, незнаемым землям. Если это восточное или южное божество-существо, то почему земли, к которым оно обращается, являются для него незнаемыми? А ответ состоит в том, что Игорь поехал по чистому полю и в это время подняли стяг, который призывает дружину двигаться в поход. А на стяге нарисован див-змей, и стяг затрепетал вверху древка. И соответственно на стяге взбился див. Вот откуда и появилось: "Встал, взбился див, кличет вверху древка …" Слово "стяг" происходит от "стягивать, собирать вместе". С помощью стягов собирали вместе разрозненные отряды, полки да и отдельных воинов. С помощью стягов велись переговоры между отдельными отрядами. Ведь недаром же далее в повести есть такие строки: "… стяги глаголют, половцы идут и от Дона, и от моря …".
Но не только это указывает на то, что див был нарисован на стяге. Следующие строки из "Слова" являются тому подтверждением:

Бились день,
Бились другой,
Третьего дня к полудню
Пали стяги Игоревы.

И, что особенно важно:

Темно было в третий день…
На реке, на Каяле
Тьма свет покрыла…
Уже сброшен див на землю.

Третьего дня к полудню пали стяги Игоревы. И темно было в третий день, тьма свет покрыла и уже сброшен див на землю.
Разве не перекликаются и по смыслу, и по содержанию строки, которые содержат одно и то же описание:

Встал, взбился див,
кличет вверху древка…
…третьего дня к полудню
пали стяги Игоревы
Темно было в третий день…
Уже сброшен див на землю.

В первой строке див, нарисованный на стяге, трепещет вверху древка; во второй - пали стяги Игоревы, следовательно, должен пасть и див, что подтверждается, но в иносказательной форме; в третьей строке - ранее трепещущий див на древке сброшен на землю.
Вот и нашел див свое место и ту роль, которую он играл в символике русских полков, и выяснилось, чей это был див. Историкам остается подтвердить тот факт, что в те времена на стягах рисовались не только христианские апостолы и, по-видимому, не столько они, сколько дивы-змеи. Русичи нелегко расставались с язычеством.
В "Слове" есть еще одно место, строки, в которых говорится о диве. Правда , он упоминается не весь, а только его часть. Важно то, что это будет еще одним подтверждением тому, что дивы рисовались на стягах:

"… сего бо нынъ стязи Рюриковы,
а друзии Давидови,
но розно ся имъ хоботы пашутъ" [3].
"теперь же встали стязи Рюриковы,
а другие Давыдовы,
но врозь у них полотнища развеваются" [1].

Как видим, Д. Лихачев все же "хоботы пашут" переводит как "полотнища развеваются". Но вот почему полотнища соотносятся с хоботами, а пашут - с развеваются, ни он, ни другие исследователи обьяснения не дают. Так, более по смыслу сделан перевод. Вероятнее всего, просто, согласуя с "нъ розно ся"…, т.е. в разные стороны, и не более.
Наш перевод: "от того ведь ныне стоят стяги Рюриковы, а другие Давыдовы, но врозь их хоботы пашуть".
Строки эти соотносятся со строками, стоящими перед ними: "О! стонать Русской земле, вспоминая первую годину и первых князей". Речь идет о временах старого Владимира, когда княжеские раздоры еще не ослабили Киевскую Русь, когда единство среди князей поддерживалось силой и мощью старого Владимира. Но не те времена ныне. От того-то сегодня стоят стяги Рюриковы. Не спешит он на помощь Игорю. Автор вопрошает: "А друзей Давида?" Если изменить аскетизм строки "а друзей Давида" на "а (стяги) друзей Давида", то смысл станет гораздо яснее. Автор повести не повторяет снова в этой строке " а стяги друзей Давида". Ведь перед "Рюриковы" уже стоит слово "стяги". Поэтому и повторять незачем. Следовательно, стяги "Рюрика стоят", в поход не собираются. А у друзей Давида, т.е. между Давидом и его друзьями-дружинниками нет согласия - идти или не идти на помощь Игорю. И это разногласие между Давидом и его друзьями в повести выражено в иносказательной форме - "но в разные стороны их хоботы пашут".
Но не совсем понятно, что же означает или, вернее, отражает - "хоботы пашут". Это одно из темных мест повести. Читаем у В. Даля: "Хоботъ -хвост ящерицы, змеи, змея". Подразумевается, что хобот - это часть дива-змея, который нарисован на стягах. Теперь о слове "пашут". Снова обратимся к словарю Даля: "Паша - подножный корм. Пашенная трава - посеянная. Кормовая". В украинском языке до сих пор употребляется слово "паша" - трава для корма животных. Хоботы пашут - это положение полотнищ стягов, на которых нарисованы дивы. Хоботы свисают к земле, что указывает на то, что дивы на стягах были нарисованы головой к древку, а хвостом - к концу стяга. Вырисовывается следующая картина: концы стягов с нарисованными на них дивами-змеями свисают к земле - пашуть, образно, иносказательно как бы пасутся; при этом они "пасутся - пашут" в разные стороны.
Здесь же еще одно подтверждение того, что никто не спешит на помощь Игорю, выраженное в словосочетании "копия поют". Если изменить ударение в слове "поют", то копья будут не "петь", а "пить. А это уже совсем иной смысли строки, и тех фактов, о которых упоминает автор повести. Выходит, что нежелание идти на помощь Игорю выражалось в том, что копья воинов также как и стяги наклонены к земле. Автор повести весьма образно, в иносказательной форме это выразил в наклоне копьев, которых поют войны. Стяги наклонены. Притом в разные стороны. Воины поют свои копья, наклонив их острием к земле. Вот какая сложилась ситуация между князьями во время похода Игоря.
Таким образом, див нашел и свое место, и свою принадлежность. Троекратное его упоминание подтверждает тот факт, что символ русских воинов-дружинников, который изображался на стягах, представлял собой дива-змея. Хоботы – хвосты дивов, изображенные на стягах, наклонены к земле – пашуть. Копья перестали петь, а их поют, что отражает нежелание князей поддержать Игоря в походе. И в целом получена законченная картина исторической действительности.

Цитированная литература

1. Слово о полку Игореве / Под ред. Д.С. Лихачева. М., Дет. Лит., 1975, с. 221
2.Шкляревский И.И. Читаю «Слово о полку…» М, Просвещение, 1995, с.79
3.Сокровища древнерусской литературы: Слово о полку Игореве / Под ред. В.И. Стеллецкого. М., Сов. Россия, 1981, с. 288
------------
Г.И. Подолинный. Чей кличет див? //Вестник приднестровского университета им. Т.Г. Шевченко, 1996, № 1 (4).

Прошу участников обсудить аргументы и упущения статьи Подолинного (Молдавия), а А.Пономарева подключиться к обсуждению, если у него есть аргументы в защиту версии автора данной статьи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 26 июн 2010, 22:49

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Вполне допускаю, что Ваша остроумная догадка насчет крика безмолвного существа соответствует авторскому замыслу, использовавшего неожиданную метафору ради усиления тревожности обстановки. Однако, в этом случае, возникают вопросы - от кого исходит опасность и кого предупреждает о ней Див? И насчет "звериного крика", мне кажется, всё же это неточное допущение. Див "велит", значит его "клич" осмыслен и несет некую информацию, следовательно, не может быть "звериным". Ведь предполагаемый "грифон" мог ( как и известные говорящие животные - щука, Сивка-Бурка, Змей, конь и пр.), согласно законам жанра, говорить по-человечески.
Рады видеть уважаемого pan среди участников интеллектуального клуба исследователей "Слова о полку Игореве"!

Продолжаем после 2-х недельного перерыва.

1. Раз ДИВ велит, то его "веление" (выражение своей воли, передача указания) подразумевается должно быть осмысленным и понятным перечисленным территориям и Тмутороканскому болвану.

2. Почему обязательно по-человечески? Ведь перечисленные "слушатели" к людям не относятся, разве что "Тмутороканский болван", скрывающийся под личным местоимением 2-го лица: тебѣ — дат. пад.


Вы шутите или серьезно? В последнем случае, было бы очень любопытно узнать, каким местом "перечисленные территории" слушали?
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 июн 2010, 01:21

pan писал(а):Вы шутите или серьезно? В последнем случае, было бы очень любопытно узнать, каким местом "перечисленные территории" слушали?
Да нет, pan, это не я пишу, это Автор СПИ такой метафорой или тропой (от др.-греч. τρόπος — оборот) "веление" Дива/Грифона передает.

Хорошо, давайте тогда пройдем всю логическую цепочку ab ovo!

Птичь убуди свистъ звѣринъ. Въста, зби(ся) Дивъ - кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.
-----
Птиц пробудил свист звериный: встал, взбился* Див*- кличет сверху древа, велит послушать земли незнаемой* - Волге и Поморью, и Посулью, и Сурож, и Корсунь*, и тебе, (Игорь) тьму тараканский болван*.
-----------

Див = грифон, древний охранительный, апотропеический символ. Охранитель Древа Жизни, благополучия, богатства. Греки считали грифонов стражами золотых копий скифов.
Считаю, что в СПИ апотропеический символ Дива употреблен в значении охранителя злата (богатства).
Въста, зби(ся) Дивъ - кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - предупреждение о возможных потерях;
Уже връжеса Дивь на землю. Се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ - падение Дива = потеря злата.

* Земли незнаемѣ -
„Что такое «земля незнаемая»? Это — никем не освоенные степи, где бродили кочевые племена, почему степи были ничейной землей — res nullius. В понятие земли тогда входило представление и о населении — русском народе: это были земли знаемые. Понятие о земле незнаемой сложилось давно; в эти степи в X веке вторглись печенеги, победив хазар и захватив территорию от Волги до Дуная. Через столетие сюда хлынула новая волна — половцев (куманов), которые оттеснили часть печенегов в пределы Киевской Руси; она взяла их под свое покровительство как «своих поганых». Но земля незнаемая оказалась под властью половцев. Отсюда у русских сложилось представление о ней, как о поле половецком.
-------
Е. Ф. Корш (Доклад, прочитанный в Комиссии по „Сл. о п. Иг.“ при Союзе советских писателей в 1954—1955 гг. — см. резюме Ф. М. Головенченко „Сл. о п. Иг.“. Библиогр. очерк. — Учен. зап. МГПИ, № 198, М., 1963, стр. 35)


* Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню - все земли и города перечислены в дательном падеже.
Див - охранитель велит прислушаться к скрипу телег "земли незнаемой" (кому?/чему?) - перечисляются пограничные с половцами земли:
Влъзѣ - Волга - " всю Половецкую землю, что же их межи Волгою и Днепром" (Ипат. 1152)
Поморію - Поморье - Дунайско-Бужские, Лукоморские и Предкавказские половцы;
Посулію - Посулье - р. Сула пограничная река с Приднепровскими половцами;
Корсунь - Херсонес Таврический, в XII в. входил в состав Византии.
Сурож - (Сугдейя, совр. Судак) в XII в. принадлежал кипчакам (половцам).

Хоть Корсунь и Сурож относятся к Поморью и принадлежат разным странам, однако, Автор СПИ умышленно выделяет эти города и помещает их по одну сторону "баррикады". Считаю, что единственной логической версией здесь может быть выделение этих городов, как "колыбелей христианства" (см. Корсунскую и Сурожскую легенды возникновения христианства на Руси).

* Тебѣ - личн. местоим. 2-го л. дат. пад. ед. ч.
Личное местоимение. А άνδριάς (статуя) - лицо неодушевлённое, в отличии от солнца, моря, рек, ветра и земли, которые в СПИ антропоморфны.

*И.И. Срезневский пишет и о других вариантах.
Изображение

Из которых антропоморфными могут быть только: остолоп, чурбан, болван.

Так кого в этом случае Автор СПИ мог назвать болван (остолоп, чурбан)?

Прежде чем ответить на этот вопрос придется уточнить, сколько воинов было в полках Игоря?

Было 5 полков:
В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода месяца априля въ 23-й день, во вторникъ поимяи со собою
- брата Всеволода ис Трубечка и
- Святослава Олговича, сыновця своего, изъ Рыльска, и
- Володимѣра, сына своего ис Путивля, и
- у Ярослава [Всеволодовича] испроси помочь Ольстина Олексича, Прохорова внука с Куи Черниговьскими. (Ипат. 1185)

перед боем они перестроились в шесть полков
Игорев полк - посередине, а по правую (руку) — (полк) брата его Всеволода, а по левую — Святослава, племянника его, а впереди (этих полков) — полк сына его Владимира и другой полк, Ярославов, иже были ковуи с Ольстином, а третий полк впереди — стрелки, иже были от всех князей выведены.

Неутешительные итоги боя таковы:
Тогда половцы, видя главнаго предводителя в руках своих, жестоко напали, стреляя из тмочисленных луков и самострелов. Таже с копьи и сабли, въехав в утомленные полки русские, многих порубили, а достальных с князи разобрали по рукам более 5000. Тако кончися сей несчасливый бой во вторую неделю Пасхи...
-------
В. Н. Татищев. История Российская, т. III, М.-Л. 1964, с.136


Вопрос о количестве воинов, принявших участие в П., решается исследователями достаточно приблизительно, на основании общих соображений и летописных сведений о численности войск в др. походах рус. князей. Оценки колеблются гл. образом в пределах 4—9 тысяч воинов (Афанасьев. Вероятный путь... — ок. 4 тыс.; Федоров. Кто был автором... С. 27—28 — 6—8 тыс.; Гетманец. Тайна реки... 1-е изд. С. 93; 2-е изд. С. 59, 99 — 6—8 тыс.; Гойгел-Сокол. «Слово...». С. 152 — 4—9 тыс.; Грум-Гржимайло. О битве... С. 25—5 тыс.; Иванов А. «Тули отворени...». С. 181 — 6—8 тыс. и др.), что примерно соответствует сведениям Татищева о том, что в результате поражений рус. войск на Каяле половцы «многих порубили, а достальных с князи разобрали по рукам более 5000» (История Российская. Т. 3. С. 136). По мнению Б. Зотова, высказанному без какой-либо аргументации, в П. принимало участие 10—14 тысяч воинов (Шел к синему морю. С. 53).
------
А.Г. Бобров А. Г. Поход Игоря Святославича на половцев 1185 г.// Энциклопедия СПИ в 5 т., СПб., 1995. Т. 4., С. 160—169


Как видите единого мнения нет, но примерное количество около 10 000, по-русски ТЬМА.

Теперь только остается вспомнить известную на Руси в то время поговорку:

Изяслав [Мстиславич] владимирский, уведав, что Игорь с братьею положили намерение стрыя Вечеслава выгнать из Переяславля, немедленно собрав войска, пошел к Вечеславу на помочь и к брату Ростиславу смоленскому послал, чтоб к нему поспешил. Но прежде, нежели Изяслав прибыл, Всеволод послал от себя Лазаря Саковскаго с печенеги к Вечеславу в помочь, с которыми Вечеслав мужественно оборонялся. Междо тем Изяслав Мстиславич, приближаясь к Переяславлю и не переходя Днепр, послал ко Игорю просить, чтобы по учиненному их клятвою утвержденному договору дядю его Вечеслава оставили в покое и не давали причины им на себя воевать, понеже то владение отца его, а ваш отец никогда тем не владел, и чтоб не дал причины им вступиться за обиду стрыя своего. Игорь, выслушав слов от присланного спросил: "Где Изяслав?". Посол же, видя, что они о приближении Изяслава неизвестны, сказал, что стоит у Вышгорода. Игорь же, в гордости презирая Владимировичев, рек: «Скажи, чтоб он не шумел, за печью сидя как сверчок, а шел бы сюда. Если же он сюда идти не хочет, то я его сысчу и во Владимире». Изяслав, услышав такие поносительные слова и угрозы, не ожидая брата, ту ночь чрез Днепр переправился и на разсвете напал на полки Игоревы. И хотя Ольговичи трикрат более войска имели, но храбростию Изяслава так побеждены, что лучших людей и большую часть войска потеряв, со стыдом к Чернигову ушли.
От чего пословица прошла: «Сверчок тьму таракан победил», понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов.
---------
В.Н. Татищев. История Российская, т. II, М.-Л. 1963, с.155


Птичь убуди свистъ звѣринъ: въста, зби(ся) Дивъ. Кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ: Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.
-----------
Птиц встревожил свист звериный: встал, взбился Див. Кличет сверху древа, велит послушать землю незнаемою: Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуни, и тебе (Игорь) ТЬМУ тараканский болван.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 28 июн 2010, 23:47

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Вы шутите или серьезно? В последнем случае, было бы очень любопытно узнать, каким местом "перечисленные территории" слушали?
Да нет, pan, это не я пишу, это Автор СПИ такой метафорой или тропой (от др.-греч. τρόπος — оборот) "веление" Дива/Грифона передает.

Хорошо, давайте тогда пройдем всю логическую цепочку ab ovo!

Птичь убуди свистъ звѣринъ. Въста, зби(ся) Дивъ - кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.
-----
Птиц пробудил свист звериный: встал, взбился* Див*- кличет сверху древа, велит послушать земли незнаемой* - Волге и Поморью, и Посулью, и Сурож, и Корсунь*, и тебе, (Игорь) тьму тараканский болван*.
-----------

Див = грифон, древний охранительный, апотропеический символ. Охранитель Древа Жизни, благополучия, богатства. Греки считали грифонов стражами золотых копий скифов.
Считаю, что в СПИ апотропеический символ Дива употреблен в значении охранителя злата (богатства).
Въста, зби(ся) Дивъ - кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - предупреждение о возможных потерях;
Уже връжеса Дивь на землю. Се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ - падение Дива = потеря злата.


Спасибо, уважаемый Лемурий за обстоятельный ответ.
Изложенное Вами выглядит вполне логичным, однако, в силу того, что образ грифона довольно аморфен ( о чем я ранее писал Вам) , а образ Дива из СПИ весьма лаконичен, не представляется возможным их доказательное отождествление, хотя, как предположение, возможно. Сомнения вызывает поведение Дива: велеречивость, положение его на верхушке древа, слабость (падение с древа). Эти признаки, собранные воедино в лице Дива, не соответствуют образу ни одного классического грифона, хотя в отдельности могут быть обнаружены у разных грифонообразных существ.
Можно предположить что это еще одно грифонообразное существо, но с таким же успехом можно предположить, что Див – это языческое низшее божество (дух, демон). Как пишет О. В. Белова: «Более убедительной представляется интерпретация Дива в связи с гипотезой об иранском происхождении образа и его имени (ср. персид. div, dev, авест. daeva 'злой дух, демон'). В иранском фольклоре встречаются дословные соответствия формулам СПИ збися дивъ, уже връжеся Дивъ на землю: «див бросился (кинулся)», «див треснулся об землю и сдох». Таким образом, лексически Див из СПИ может быть сопоставлен с ю.-слав. названием мифологического персонажа самодива (см. Вила), которое также является заимствованием (ср. иран. *asma-daiva 'демон, злой дух').»
(Белова О. В. Див // Славянские древности / Этнолингвистический словарь под общ. ред. Н. И. Толстого. – М., 1999, т.2, стр.91-92)
И демон (кстати, в представлении язычников, он не обязательно злой по своей природе) и вила имели крылья, и могли или обитать в дереве (или даже в группе деревьев), или иметь временное пристанище на дереве. На мой взгляд, Див ближе русским, чем степнякам-половцам. Ведь он, как и русские, лесной обитатель. Обладая пророческими способностями, демон предупреждает, или даже грозит половецким землям нападением русского войска, но затем, при ответном нападении половцев, Див-демон страдает вместе с русскими – падает на землю. Возможно, он умирает, а может быть, как оборотень, превращается в иную форму.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 июн 2010, 08:08

pan писал(а):Изложенное Вами выглядит вполне логичным, однако, в силу того, что образ грифона довольно аморфен ( о чем я ранее писал Вам) , а образ Дива из СПИ весьма лаконичен, не представляется возможным их доказательное отождествление, хотя, как предположение, возможно. Сомнения вызывает поведение Дива: велеречивость, положение его на верхушке древа, слабость (падение с древа). Эти признаки, собранные воедино в лице Дива, не соответствуют образу ни одного классического грифона, хотя в отдельности могут быть обнаружены у разных грифонообразных существ.

Спасибо, уважаемый pan, за детальные и аргументированные возражения.
Однако вынужден не согласиться с тем, что Див из СПИ более лаконичен, чем Грифон. Как раз наоборот. Аморфен именно Див из СПИ. Его значение как символа языческой Руси утрачено и вызывает массу разногласий, между тем как грифон - символ царя неба (орла) и царя земли (льва) является общеизвестным символом, хотя у разных народов он имел разное значение.
В колесницу Солнца в индийской мифологии запряжены 4 грифона у Флавия Филострата;
Посланцы небес - грифоны возносят Александра Македонского на небо в "Александрии";
Охранители скифских золотых копий у Геродота;
Символ двойственной природы Христа у Данте (божественной - небесной - орел и человеческой - земной - лев)

pan писал(а):Можно предположить что это еще одно грифонообразное существо, но с таким же успехом можно предположить, что Див – это языческое низшее божество (дух, демон). Как пишет О. В. Белова: «Более убедительной представляется интерпретация Дива в связи с гипотезой об иранском происхождении образа и его имени (ср. персид. div, dev, авест. daeva 'злой дух, демон'). В иранском фольклоре встречаются дословные соответствия формулам СПИ збися дивъ, уже връжеся Дивъ на землю: «див бросился (кинулся)», «див треснулся об землю и сдох». Таким образом, лексически Див из СПИ может быть сопоставлен с ю.-слав. названием мифологического персонажа самодива (см. Вила), которое также является заимствованием (ср. иран. *asma-daiva 'демон, злой дух').»
(Белова О. В. Див // Славянские древности / Этнолингвистический словарь под общ. ред. Н. И. Толстого. – М., 1999, т.2, стр.91-92)


Бесспорно интересное совпадение с (ср. персид. div, dev, авест. daeva 'злой дух, демон'), однако в СПИ Див имеет охранительное, апотропеическое значение, впрочем как и Грифон в скифских колесницах. Див НЕ может быть злым, если предупреждает пограничные земли и Игоря о скрипе телег с "земли незнаемой". Его падение НЕ может перечисляться в ряду бедствий Руси как в СПИ, если это "злой дух".

pan писал(а):И демон (кстати, в представлении язычников, он не обязательно злой по своей природе) и вила имели крылья, и могли или обитать в дереве (или даже в группе деревьев), или иметь временное пристанище на дереве. На мой взгляд, Див ближе русским, чем степнякам-половцам. Ведь он, как и русские, лесной обитатель. Обладая пророческими способностями, демон предупреждает, или даже грозит половецким землям нападением русского войска, но затем, при ответном нападении половцев, Див-демон страдает вместе с русскими – падает на землю. Возможно, он умирает, а может быть, как оборотень, превращается в иную форму.

Если помните Игорь поехал по чистому полю и тут Див на Древе кличет.
Древо тоже символичное - это Древо Жизни, на котором сидит солярный символ.
У индоевропейских, индоиранских народов, приручивших коня и изобретших колесницу, солярный знак воспроизводился через образ солнечного коня и солнечной колесницы. В их мифологиях главной характеристикой как солнца, так и солнечной колесницы является эпитет – «быстроконное». Часто образ солнечной колесницы умещался в образе одного лишь колеса. Вспомним рассказ Геродота о скифском жертвоприношении, где к жертвенному столбу, увенчанному колесом, привязывали коней. Жертвенный столб – символ Древа жизни, поэтому его венчали колесом, символом солнца (древние верили, что Древо жизни есть опора солнца).
-------
Валерий Цагараев "Искусство и время". Владикавказ, 2003 гл. Лики Солнца


Ведь в СПИ так и написано:

Уже връжеса дивь на землю; се бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ

"Се" с последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем: И ркоша бояре князю: Уже, княже, туга умь полонила; се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону.

Упал с Древа Жизни символ охранителя злата - это есть "причина" (метафорическая, конечно), что Русь потеряла злато. А охранителем злата был как и писал выше ГРИФОН.
27. Итак, об исседонах у нас есть еще сведения. Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы.
Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы, прочие, узнаем от скифов и зовем их по-скифски аримаспами: "арима" у скифов значит единица, а "спу" – глаз.
-----------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 29 июн 2010, 11:29

Лемурий писал(а):
pan писал(а):И демон (кстати, в представлении язычников, он не обязательно злой по своей природе) и вила имели крылья, и могли или обитать в дереве (или даже в группе деревьев), или иметь временное пристанище на дереве. На мой взгляд, Див ближе русским, чем степнякам-половцам. Ведь он, как и русские, лесной обитатель. Обладая пророческими способностями, демон предупреждает, или даже грозит половецким землям нападением русского войска, но затем, при ответном нападении половцев, Див-демон страдает вместе с русскими – падает на землю. Возможно, он умирает, а может быть, как оборотень, превращается в иную форму.

Если помните Игорь поехал по чистому полю и тут Див на Древе кличет.
Древо тоже символичное - это Древо Жизни, на котором сидит солярный символ.


Вот и я о том же – Див не злой дух, во всяком случае, в СПИ никакого зла он никому не причиняет, а лишь предупреждает об опасности, что можно понимать только как благо. И то, что он находится до падения на верхушке древа, свидетельствует о его более высоком иерархическом положении, чем грифон – охранитель Древа, находящийся рядом с Древом. Скорее всего, Див – божество, связанное, как Вы правильно замечаете, с Солнцем. И в тексте очевидно, неслучайна композиционная связь Дива и Солнца – в обоих случаях Див упоминается после описания солнечных явлений: «Сълнце ему тьмою путь заступаше, нощь стонущи ему грозою птичь убуди свистъ зверинъ въста, Дивъ кличеть вьрху древа…»
«Тьмно бо бе въ г день, два сълнця помьркоста, оба багряная стълпа погасоста и въ море погрузиста, и великое буиство подаста хынови, и съ нима молодая месяця, Олегъ и Святъславъ, тьмою ся поволокоста. На реце на Каяле тьма светъ покрыла, по Русьскои земли прострошяся половци акы пардуже гнездо. Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже вьржеся Дивъ на землю.»
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 июн 2010, 23:31

pan писал(а):Скорее всего, Див – божество, связанное, как Вы правильно замечаете, с Солнцем. И в тексте очевидно, неслучайна композиционная связь Дива и Солнца ...

Уважаемый pan, Вы в одном шаге от того к чему мы пришли... только в Вашем перечислении "се бо", стоящая перед итогом "потеря русского злата" стоит после причин приведших к этому: затмение солярного знака и падение охранителя злата, а этими символами и был ГРИФОН.

Изображение
Спящий гриф

Изображение
"Падение" грифа

Фото из последнего путешествия как подсказка сюжета. ВДРУГ какой-нибудь хороший художник захочет прославиться в веках, став иллюстратором "Слова о полку Игореве" и встав в один ряд с Голиковым и Фаворским.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 01 июл 2010, 00:44

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Скорее всего, Див – божество, связанное, как Вы правильно замечаете, с Солнцем. И в тексте очевидно, неслучайна композиционная связь Дива и Солнца ...

Уважаемый pan, Вы в одном шаге от того к чему мы пришли... только в Вашем перечислении "се бо", стоящая перед итогом "потеря русского злата" стоит после причин приведших к этому: затмение солярного знака и падение охранителя злата, а этими символами и был ГРИФОН.


Хорошо. Допустим, что автор СПИ был знаком с двумя различными версиями о значении грифов – и как хранителя Мирового Древа (не имевшего отношения к золоту, если только не рассматривать Солнце в символическом плане), и как хранителя-охранника золота, как минерала (большинством авторов после Геродота, он так и воспринимался). Допустим даже, что автору СПИ были известны все варианты грифонов, и он хорошо в них разбирался. Но ни один грифон, из всех известных типов не был божеством, а всего лишь охранником, транспортным средством, или орудием возмездия. Потому он не мог находиться на верхушке Древа, как находился там Див. Если только не сделать еще одно допущение, что автору СПИ был известно о грифоне нечто большее – например, что грифон - само Солнце/золото, и он - нейтральная сторона, заинтересованная только в своей безопасности и покое. В таком случае можно было бы понять беспокойство Дива-грифона перед походом Игоря и падение его с древа после перехода золота в руки половцев. Но, в таком случае, зачем Диву-грифону предупреждать (как минимум) о набеге Игоря «земли незнаеме», а по сути –половцев, которых собирались пограбить (об этом Див, кончено, мог догадываться) русские? Потому что они «скифы», а он хранитель «их» золота? Тогда он вновь теряет статус божества, и переходит в разряд охранников. При этом не стоит забывать, что классический грифон охранял золото не «скифов», а золото в принципе ( в любом смысле) от всех, в том числе и от самих скифов. И второе – если в итоге золото вернулось к тем, у кого было отобрано, т.е. от русских к половцам, то зачем Диву-грифону падать с дерева? Божество (Солнце/золото) и даже грифон-охранник должны были бы торжествовать, или, как минимум, быть удовлетворенными – нейтральное Солнце/золото досталось более достойному противнику, более того – восстановлен status quo ante bellum. Но происходит совершенно неожиданное и для божества, и для грифона-охранника (хочу вновь обратить Ваше внимание, что в обоих эпизодах поведение грифона-охранника абсолютно не соответствует характеру классического грифона – невероятно сильного и агрессивного существа) – он просто падает. Выходит, что поведение Дива-грифона (божества –Солнца/золота) противоречит возможному поведению, как божества, так и охранника.
Но, если мы предположим, что Див – второстепенное божество (никак с грифоном не связанное), обладающее даром пророчества, и как-то связанное с Солнцем, то получим, на мой взгляд, объяснение поведения Дива. Перед походом Игоря Див встревожен состоянием Солнца, тьмой исходящей от него. Заметьте – автор СПИ специально заостряет на этом моменте наше внимание – он дважды говорит об этом перед тем, как забеспокоился Див на верхушке древа, (как, впрочем, и всё живое): «Тъгда Игорь възре на светлое сълнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.», «Сълнце ему тьмою путь заступаше, нощь стонущи ему грозою птичь убуди свистъ зверинъ въста, Дивъ кличеть вьрху древа…». И, обратите внимание, о золоте ни слова не говорится. Не за золотом они собирались (по крайне мере, на словах), а «наведе своя храбрыя пълкы на землю Половецкую за землю Русьскую», и чтобы посмотреть на Дон синий да испить воды его, в общем, «ищучи себе чти, а князю славы».
Именно «поведение» Солнца и заставляет Дива беспокоиться и предупреждать о предстоящей беде «земли незнаеме», а в конце, символическая смерть Дива наступает оттого, что умирает (погружается в воды) сразу два Солнца: «Тьмно бо бе въ г день, два сълнця помьркоста, оба багряная стълпа погасоста и въ море погрузиста, и великое буиство подаста хынови, и съ нима молодая месяця, Олегъ и Святъславъ, тьмою ся поволокоста. На реце на Каяле тьма светъ покрыла…»
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 июл 2010, 07:16

pan писал(а):1. Но ни один грифон, из всех известных типов не был божеством, а всего лишь охранником, транспортным средством, или орудием возмездия. Потому он не мог находиться на верхушке Древа, как находился там Див. Если только не сделать еще одно допущение, что автору СПИ был известно о грифоне нечто большее – например, что грифон - само Солнце/золото...
2. Но, в таком случае, зачем Диву-грифону предупреждать (как минимум) о набеге Игоря «земли незнаеме», а по сути –половцев, которых собирались пограбить (об этом Див, кончено, мог догадываться) русские? Потому что они «скифы», а он хранитель «их» золота? Тогда он вновь теряет статус божества, и переходит в разряд охранников.
3. если в итоге золото вернулось к тем, у кого было отобрано, т.е. от русских к половцам, то зачем Диву-грифону падать с дерева?
4. если мы предположим, что Див – второстепенное божество (никак с грифоном не связанное), обладающее даром пророчества, и как-то связанное с Солнцем, то получим, на мой взгляд, объяснение поведения Дива. Перед походом Игоря Див встревожен состоянием Солнца, тьмой исходящей от него.

1. Как охранник и солярный символ как раз и мог. Сочетание грифона и Древа Жизни (это не совсем Мировое Древо) встречается сплошь и рядом в скульптурном орнаменте древнерусских соборов.
Изображение
Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.
В росписях Софии Киевской два грифона изображены по сторонам хризмы, т.е. на том месте, где обычно должны быть изображены ангелы. Возможно, что такая подмена облегчалась древним истолкованием креста как символа солнца, что подтверждает связь грифонов с солярными представлениями.
----------
Г. К. Вагнер Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польский, М., "Наука", 1964, с.118
Поклонение этому богу [Ойтосуру] подтверждается, по видимому, находкой в царских могилах бронзовых знаков, знамен со втулками, изображающих грифонов. На связь грифона с солнцем указывают древние писатели (Эсхил, Филострат, Епифаний и др.) и в силу именно такой связи можно с большим вероятием предположить, что эти знаки символы бога солнца.
-----------
А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887, с 529


2. Див предупреждает не только пограничные с половцами земли, но и
Корсунь - Херсонес Таврический, в XII в. входил в состав Византии.
Сурож - (Сугдейя, совр. Судак) в XII в. принадлежал кипчакам (половцам).
Перечислены города - колыбели возникновения христианства Руси. Поэтому нельзя рассматривать Дива/Грифона как национального охранителя, но как апотропеический символ охранителя злата/достояния - необходимо.

3. Вы, уважаемый pan, пропустили диспут по поводу "готских дев", которые в принципе не могут иметь отношения к половцам, поелику они с о. Готланд.

Се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю.
вот уже красные готские девы запели на берегу синего моря, звеня русским златом, поют о времени бусовом*, лелеют месть Шаруканову

* Буйство хиновы - речь идет о летнем походе карел на Ситгуну, во время которого этот древний шведский город был взят и уничтожен.
В 1187 г. новгородские купцы подверглись нападению на Готланде и в других городах, а немецкие были аресто­ваны в Новом Торжке. Причиной таких действий Готланда и немец­ких городов, по-видимому, явился поход карел на Cитгуну, во время которого этот древний шведский город был взят и уничтожен. Весной 1188 г. из Новгорода ни один из купцов не был отпущен для поездки. за море, а послы немцев, просившие мира, отпущены без заключения, договора...
------
Договор Великого Новгорода с Готландом и немецкими городами 1189 - 1195 гг. как памятник международного права /В. С. Покровский.//Правоведение. -1959. - № 1. - с. 90 - 100


4. Грифон/Див падает с Древа Жизни НЕ вслед за угасанием 2-х светил, а вследствии потери русскими злата.

уже връжеса дивь на землю; cе бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ

"Се" с последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем. А Грифон и является охранителем злата. Победа над стражем "злата/достояния", его свержение с Древа Жизни приводит к потери "русского злата".

Как видите - ВСЁ сходится!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 02 июл 2010, 18:42

Ещё несколько интересных параллелей с библейскими сюжетами:
20. Присовокупляя к сему и собственные видения Данииловы, тому и другому сделаем одно объяснение, показывая, как они между собою согласны и истинны. Он говорит так: аз Даниил видех, и се четыре ветри небеснии налегоша на море великое, и четыре звери велицыи исхождаху из моря, различны между собою. Первый аки львица, и криле его аки орли: зрях, дондеже исторжена была крыла его, и воздвижеся от земли и на ногу человечу ста, и сердце человече дадеся ему...
22. Поелику же некоторым это таинство сказанное кажется неудобопонятным, то ничего мы не скроем нужного к уразумению для имеющих здравый ум. Сказавши о львице, выходящей из моря, пророк означил вавилонское царство в мире, равно как и тем, что у онаго тела глава была златая. Тем что криле у львицы аки орли, означается, что возвысился царь вавилонский и вознесся против Бога. А что криле ея были исторжены, значит, что слава у него была отнята: ибо он был изгнан из царства своего. А словами: и сердце человека дадеся ему и на ногу человечу ста, показывается, что он раскаялся, познав себя, что он человек, и воздал славу Богу.
---------
Ипполит Римский Слово о Христе и антихристе


Львица с крыльями орла есть ГРИФОН (Див).
"Воздвижеся" Грифон = Въста, зби(ся) Дивъ = "возвысился [Игорь] и вознесся против Бога".
"Исторжена была крыла его" (Грифона) = "уже соколома крильца припѣшали(подрезали крылья)" = "уже връжеса дивь на землю" = "раскаялся, познав себя, что он человек, и воздал славу Богу"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 03 июл 2010, 01:03

Лемурий писал(а):Поэтому нельзя рассматривать Дива/Грифона как национального охранителя, но как апотропеический символ охранителя злата/достояния - необходимо.


Я с этим и не спорю, как раз об этом я и писал:
pan писал(а):«При этом не стоит забывать, что классический грифон охранял золото не «скифов», а золото в принципе ( в любом смысле) от всех, в том числе и от самих скифов.»
и -
pan писал(а):«нейтральное Солнце/золото»
, т.е. ему – грифону, все равно от кого защищать золото, так же, как и золоту все равно, кому оно будет принадлежать. В итоге оно принадлежит достойнейшему, преодолевшему препятствия, символом которых и является грифон. Победитель грифона получает злато. Только зачем тогда Диву/грифону беспокоиться о золоте Поволжья и Крыма, если Игорь его не трогал? А вот тьма от Солнца эти земли могла затрагивать.

Лемурий писал(а):Как охранник и солярный символ как раз и мог. Сочетание грифона и Древа Жизни (это не совсем Мировое Древо) встречается сплошь и рядом в скульптурном орнаменте древнерусских соборов.


Солярным символом грифон не является. Атрибут, в некоторых случаях –да, но не символ. Внушительный замок на дверях дома может быть признаком сокровища, сокрытого в доме, но сам при этом не является ни сокровищем, ни его символом, а сломанный/побежденный – вообще ни для кого не представляет интереса.
Сочетание грифона с Древом Жизни встречается не только в древнерусском искусстве, но и в гораздо более древних культурах, таких, как культуры Двуречья, Египта, Малой Азии, Древней Греции. Но нигде грифон не находился на Древе и, тем более, на его верхушке. Он только охраняет Древо и потому находится рядом с Древом. «Собака Зевса» ещё не сам Зевс, а на Кресте был распят Иисус, а не осёл, на котором Он ездил.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33