pan писал(а):Вы шутите или серьезно? В последнем случае, было бы очень любопытно узнать, каким местом "перечисленные территории" слушали?
Да нет, pan, это не я пишу, это Автор СПИ такой метафорой или тропой (от др.-греч. τρόπος — оборот) "веление" Дива/Грифона передает.
Хорошо, давайте тогда пройдем всю логическую цепочку ab ovo!
Птичь убуди свистъ звѣринъ. Въста, зби(ся) Дивъ - кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.
-----
Птиц пробудил свист звериный: встал, взбился* Див*- кличет сверху древа, велит послушать земли незнаемой* - Волге и Поморью, и Посулью, и Сурож, и Корсунь*, и тебе, (Игорь) тьму тараканский болван*.
-----------
Див = грифон, древний охранительный, апотропеический символ. Охранитель Древа Жизни, благополучия, богатства. Греки считали грифонов стражами золотых копий скифов.
Считаю, что в СПИ апотропеический символ Дива употреблен в значении охранителя злата (богатства).
Въста, зби(ся) Дивъ - кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - предупреждение о возможных потерях;
Уже връжеса Дивь на землю. Се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ - падение Дива = потеря злата.
*
Земли незнаемѣ -
„Что такое «земля незнаемая»? Это — никем не освоенные степи, где бродили кочевые племена, почему степи были ничейной землей — res nullius. В понятие земли тогда входило представление и о населении — русском народе: это были земли знаемые. Понятие о земле незнаемой сложилось давно; в эти степи в X веке вторглись печенеги, победив хазар и захватив территорию от Волги до Дуная. Через столетие сюда хлынула новая волна — половцев (куманов), которые оттеснили часть печенегов в пределы Киевской Руси; она взяла их под свое покровительство как «своих поганых». Но земля незнаемая оказалась под властью половцев. Отсюда у русских сложилось представление о ней, как о поле половецком.
-------
Е. Ф. Корш (Доклад, прочитанный в Комиссии по „Сл. о п. Иг.“ при Союзе советских писателей в 1954—1955 гг. — см. резюме Ф. М. Головенченко „Сл. о п. Иг.“. Библиогр. очерк. — Учен. зап. МГПИ, № 198, М., 1963, стр. 35)
*
Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню - все земли и города перечислены в дательном падеже.
Див - охранитель велит прислушаться к скрипу телег "земли незнаемой" (кому?/чему?) - перечисляются пограничные с половцами земли:
Влъзѣ - Волга - "
всю Половецкую землю, что же их межи Волгою и Днепром" (Ипат. 1152)
Поморію - Поморье - Дунайско-Бужские, Лукоморские и Предкавказские половцы;
Посулію - Посулье - р. Сула пограничная река с Приднепровскими половцами;
Корсунь - Херсонес Таврический, в XII в. входил в состав Византии.
Сурож - (Сугдейя, совр. Судак) в XII в. принадлежал кипчакам (половцам).
Хоть Корсунь и Сурож относятся к Поморью и принадлежат разным странам, однако, Автор СПИ умышленно выделяет эти города и помещает их по одну сторону "баррикады". Считаю, что единственной логической версией здесь может быть выделение этих городов, как "колыбелей христианства" (см. Корсунскую и Сурожскую легенды возникновения христианства на Руси).
*
Тебѣ - личн. местоим. 2-го л. дат. пад. ед. ч.
Личное местоимение. А άνδριάς (статуя) - лицо неодушевлённое, в отличии от солнца, моря, рек, ветра и земли, которые в СПИ антропоморфны.
*И.И. Срезневский пишет и о других вариантах.
Из которых антропоморфными могут быть только: остолоп, чурбан, болван.
Так
кого в этом случае Автор СПИ мог назвать болван (остолоп, чурбан)?
Прежде чем ответить на этот вопрос придется уточнить, сколько воинов было в полках Игоря?
Было 5 полков:
В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода месяца априля въ 23-й день, во вторникъ поимяи со собою
- брата Всеволода ис Трубечка и
- Святослава Олговича, сыновця своего, изъ Рыльска, и
- Володимѣра, сына своего ис Путивля, и
- у Ярослава [Всеволодовича] испроси помочь Ольстина Олексича, Прохорова внука с Куи Черниговьскими. (Ипат. 1185)
перед боем они перестроились в шесть полков
Игорев полк - посередине, а по правую (руку) — (полк) брата его Всеволода, а по левую — Святослава, племянника его, а впереди (этих полков) — полк сына его Владимира и другой полк, Ярославов, иже были ковуи с Ольстином, а третий полк впереди — стрелки, иже были от всех князей выведены.
Неутешительные итоги боя таковы:
Тогда половцы, видя главнаго предводителя в руках своих, жестоко напали, стреляя из тмочисленных луков и самострелов. Таже с копьи и сабли, въехав в утомленные полки русские, многих порубили, а достальных с князи разобрали по рукам более 5000. Тако кончися сей несчасливый бой во вторую неделю Пасхи...
-------
В. Н. Татищев. История Российская, т. III, М.-Л. 1964, с.136
Вопрос о количестве воинов, принявших участие в П., решается исследователями достаточно приблизительно, на основании общих соображений и летописных сведений о численности войск в др. походах рус. князей. Оценки колеблются гл. образом в пределах 4—9 тысяч воинов (Афанасьев. Вероятный путь... — ок. 4 тыс.; Федоров. Кто был автором... С. 27—28 — 6—8 тыс.; Гетманец. Тайна реки... 1-е изд. С. 93; 2-е изд. С. 59, 99 — 6—8 тыс.; Гойгел-Сокол. «Слово...». С. 152 — 4—9 тыс.; Грум-Гржимайло. О битве... С. 25—5 тыс.; Иванов А. «Тули отворени...». С. 181 — 6—8 тыс. и др.), что примерно соответствует сведениям Татищева о том, что в результате поражений рус. войск на Каяле половцы «многих порубили, а достальных с князи разобрали по рукам более 5000» (История Российская. Т. 3. С. 136). По мнению Б. Зотова, высказанному без какой-либо аргументации, в П. принимало участие 10—14 тысяч воинов (Шел к синему морю. С. 53).
------
А.Г. Бобров А. Г. Поход Игоря Святославича на половцев 1185 г.// Энциклопедия СПИ в 5 т., СПб., 1995. Т. 4., С. 160—169
Как видите единого мнения нет, но примерное количество около 10 000, по-русски ТЬМА.
Теперь только остается вспомнить известную на Руси в то время поговорку:
Изяслав [Мстиславич] владимирский, уведав, что Игорь с братьею положили намерение стрыя Вечеслава выгнать из Переяславля, немедленно собрав войска, пошел к Вечеславу на помочь и к брату Ростиславу смоленскому послал, чтоб к нему поспешил. Но прежде, нежели Изяслав прибыл, Всеволод послал от себя Лазаря Саковскаго с печенеги к Вечеславу в помочь, с которыми Вечеслав мужественно оборонялся. Междо тем Изяслав Мстиславич, приближаясь к Переяславлю и не переходя Днепр, послал ко Игорю просить, чтобы по учиненному их клятвою утвержденному договору дядю его Вечеслава оставили в покое и не давали причины им на себя воевать, понеже то владение отца его, а ваш отец никогда тем не владел, и чтоб не дал причины им вступиться за обиду стрыя своего. Игорь, выслушав слов от присланного спросил: "Где Изяслав?". Посол же, видя, что они о приближении Изяслава неизвестны, сказал, что стоит у Вышгорода. Игорь же, в гордости презирая Владимировичев, рек: «Скажи, чтоб он не шумел, за печью сидя как сверчок, а шел бы сюда. Если же он сюда идти не хочет, то я его сысчу и во Владимире». Изяслав, услышав такие поносительные слова и угрозы, не ожидая брата, ту ночь чрез Днепр переправился и на разсвете напал на полки Игоревы. И хотя Ольговичи трикрат более войска имели, но храбростию Изяслава так побеждены, что лучших людей и большую часть войска потеряв, со стыдом к Чернигову ушли.
От чего пословица прошла: «Сверчок тьму таракан победил», понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов.
---------
В.Н. Татищев. История Российская, т. II, М.-Л. 1963, с.155
Птичь убуди свистъ звѣринъ: въста, зби(ся) Дивъ. Кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ: Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.
-----------
Птиц встревожил свист звериный: встал, взбился Див. Кличет сверху древа, велит послушать землю незнаемою: Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуни, и тебе (Игорь) ТЬМУ тараканский болван.