Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 мар 2010, 16:18

Zinchenko_tanya писал(а):Текст «и рассушясь стрелами по полю»соответствует летописному рассказу « пустив по стреле на русских ускакали». т.е стрелы были выпущены не целясь, и поэтому не попали не в одного воина, не пролилась ничья кровь и стрелы сухими упали на поле.
Добрый день, Татьяна!

Давайте так:
Кто? - Русичи
Что сделали? - помчаша (красныя дѣвкы половецкыя)
Как помчали? - рассушясь стрѣлами по полю

Кто? - Половцы
Что сделали? - ускакали
Как ускакали? - пустив по одной стреле.

Вы предлагаете сравнить НЕ сравниваемое. "Рассушиться стрелами" - устойчивое выражение, употребляемое для рассыпного строя. Это всё равно как пытаться сравнить выражения: "Дело в шляпе" и "Дело-табак" по одинаковому слову.

Zinchenko_tanya писал(а):«В поле безводнее жаждею имъ лучи съпряже,…» несут одинаковый смысл. "Земля сухая, без влаги означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе и при первом же искушении отпадают от веры.» (Закон Божий. Прот С. Слободский. Москва. 2008. стр270)
А вот здесь как раз согласуется с летописью:
Изнемогли бо ся бяху безводьемь и кони, и сами, в знои и в тузе [от "туга" здесь = изнемождение см. Срезн.], и поступиша мало к воде по 3 дни, бо не пустили бяху ихъ к воде ... (Лавр.1186)
Сравните:
Въ полѣ безводнѣ жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче»

P.S. В теме "Религиозная загадка" см. последний постинг о "шереширах" - сфероконусах.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22790
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 мар 2010, 17:19

Лемурий !
Давайте так :
Русские войска приближаются к реке Сюурлий « То выехали из половецких полков стрелки, и пустив по стреле на русских( "и рассушясь стрелами по полю»),ускакали… и обратились в бегство и те полки, которые стояли поодаль ,за рекой»( «потопташа поганые поганыя плъкы половецкыя»). Святослав же Ольгович, и Владимир Игоревич, и Ольстин с ковуями – стрелками бросились их преследовать («помчаша»). Половцы пробежали через вежи свои, а русские, достигнув веж , захватили там большой полон.»
Какой полон ? « Красныя девкы половецкыя, а с ними злато, и паволокы и драгие оксамиты. Орьтьмами и япончицами и кожухи». Красные девки половецкие никуда не бежали !!!!!!!!!
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 мар 2010, 18:45

Zinchenko_tanya писал(а): Русские войска приближаются к реке Сюурлий « То выехали из половецких полков стрелки, и пустив по стреле на русских( "и рассушясь стрелами по полю»),ускакали… и обратились в бегство и те полки, которые стояли поодаль ,за рекой»( «потопташа поганые поганыя плъкы половецкыя»).
НЕ выходит "ваза" у Данилы-мастера...

В Вашем варианте "рассушились стрелами по полю" - Половцы, а в СПИ - Русичи.
А уж вторая часть совсем..."за упокой": "обратившиеся в бегство Половцы потоптали "поганые полки половецкие"

Zinchenko_tanya писал(а):Святослав же Ольгович, и Владимир Игоревич, и Ольстин с ковуями – стрелками бросились их преследовать («помчаша»). Половцы пробежали через вежи свои, а русские, достигнув веж , захватили там большой полон.»
В летописи, Татьяна, догонять пустились лишь ковуи Ольстина, а Ольговичи остались в вежах половецких жен и детей гонять...

Подскажу более - разберем предложение на подлежащие (Кто?) и сказуемые (Что сделали?):

Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша , ищучи себѣ чти, а князю – славы.
Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты

Что это за "стада" такие, к которым применяется глагол: "потопташа"? Оказывается - всё просто. См. выше:

«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22790
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 мар 2010, 10:15

Здравствуйте , Лемурий!
На Ваше замечание « НЕ выходит "ваза" у Данилы-мастера...» так и хочется рассказать Вам анекдот : « В лифте мужчине отрезало уши, и он перестал слышать. Прибегает в больницу и просит доктора пришить новые уши. Доктор сообщает , что мужских – нет, есть только уши женские . Их и пришили. Мужчина через месяц вновь приходит к тому же доктору с просьбой отрезать женские уши. Доктор спрашивает: «Что ничего не слышите?». Мужчина отвечает : «Всё слышу, но ничего не понимаю!».

Откройте текст рассказа о походе Игоря в 1185г из Ипатьевской летописи. Русские не стреляли стрелами , а только гнались за убегающими половцами. Стреляли половцы «и выехаша ис половецких полков стрелци и пустише по стреле на РУСЬ (В СПИ"и рассушясь стрелами по полю»), и тако поскочиша ( В СПИ … глагол «потопташа» означает топот копыт, убегающей половецкой конницы). Вспомните скороговорку « И под топота копыт , пыль по небу летит».

«Святослав же Олгович, и Володимир Игоревич, и Ольстин с коуи стрелци поткоша по нихъ, а Игорь и Всеволод помалу идяста,не распустяста полку своего»…» И рече Святославъ Олгович строема своима» Далече есмь гонилъ по половцехъ, а кони ми не могутъ…».Из текста ясно не гнались за половцами только воины Игоря и Всеволода. Но и они как пишите Вы «Ольговичи остались в вежах половецких жен и детей гонять...», не было никакого боя с женщинами и детьми,никого не «гоняли» « Русь же дошедшая до веж и ополонишася».

Текст «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону великому» вообще не относится к Игореву походу. Этой свадебной метафорой, встречи двух родов, Боян сообщает Игорю о приходе половцев на Русь в феврале 1184г. Отпор половцам дал Святослав , а Игорь в марте топтал грязь по берегу Сулы и опоздал на бой. Из свадебной метафоры нельзя вырывать кусочки текста «галици стады» и невозможно рассматривать текст вне свадебной обрядности. Автор «Слова…» применяет и христианскую литературу « потопташа поганые…. и всякими узорочьи половецкыми» Боян использует притчу «О сеятеле» и только тогда создаётся новая сюжетная канва, которая предоставляла бо́льшие возможности для аллегорического истолкования изображаемого события. Это свободное переосмысление традиционного материала, в результате которого появляется новое, совершенное по форме произведение, пробуждающее в слушателях чувство слова, раскрывающее богатые возможности поэтической речи, создании аллегорических картин, и в их истолковании. Поэтому текст «Слова ..» надо соотносить с притчей. «… рассушясь стрелами по полю» сохнут стрелы в поле , точно также как растения без воды в притче ,и как воины Игоря «В поле безводнее жаждею имъ лучи съпряже,…» Изнемогли бо ся бяху безводьемь и кони, и сами, в знои и в тузе [от "туга" здесь = изнемождение см. Срезн.], и поступиша мало к воде по 3 дни, бо не пустили бяху ихъ к воде ... (Лавр.1186).Жажда, сушь – вот путь сближения, на котором построен параллелизм текста.
Вы же, Лемурий, разбиваете текст на отдельные слова, которые вне обряда , вне притчи теряют смысл , заложенный автором.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 мар 2010, 17:22

Zinchenko_tanya писал(а): На Ваше замечание « НЕ выходит "ваза" у Данилы-мастера...» так и хочется рассказать Вам анекдот : « В лифте мужчине отрезало уши, и он перестал слышать. Прибегает в больницу и просит доктора пришить новые уши. Доктор сообщает , что мужских – нет, есть только уши женские . Их и пришили. Мужчина через месяц вновь приходит к тому же доктору с просьбой отрезать женские уши. Доктор спрашивает: «Что ничего не слышите?». Мужчина отвечает : «Всё слышу, но ничего не понимаю!».
Добрый день, Татьяна!

Анекдот ХОРОШИЙ... :D

Zinchenko_tanya писал(а): В СПИ … глагол «потопташа» означает топот копыт, убегающей половецкой конницы). Вспомните скороговорку « И под топота копыт , пыль по небу летит».
Извольте повторить на этом отрывке "урок русского языка" с разложением предложения на подлежащее и сказуемое.

Zinchenko_tanya писал(а): Из текста ясно не гнались за половцами только воины Игоря и Всеволода. Но и они как пишите Вы «Ольговичи остались в вежах половецких жен и детей гонять...», не было никакого боя с женщинами и детьми, никого не «гоняли» « Русь же дошедшая до веж и ополонишася».
Не надо придираться к отдельным словам, надо придираться к самой логической цепочке, если в ней есть ошибки.

"Половце же пробегоша веже, и Русь же дошедше вежь и ополонишася (Ипат.1185)

"И побежени бывше Половци и биша
И до вежь множество полона взяша жены и дети.
И стояша на вежа 3 дни Веселяся...
И самихъ избили а жены их полонены и дети у насъ...
(Лавр. 1186)

Zinchenko_tanya писал(а):Текст «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону великому» вообще не относится к Игореву походу...
Вы же, Лемурий, разбиваете текст на отдельные слова, которые вне обряда , вне притчи теряют смысл , заложенный автором.
Отойдите, Татьяна, от рамок "свадебного обряда", особенно в тех случаях, когда этот обряд он совсем НЕ уместен. Вернитесь к самому текст СПИ, а он недвусмысленен:

Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря...
Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце...(1.05.1185)
Пѣти было пѣсь Игореви того, внуку:
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».
Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче:
Или запеть тебе бы, вещий Боян, Велесов внук:

Речь идет о ЗАЧИНЕ к походу Игоря 1185 года!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22790
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

На седьмом веце

Сообщение Лемурий » 10 мар 2010, 19:03

Изображение Изображение
Богословие Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна екзарха Болгарского.(12-я гл. "Небес" (О вѣцѣ) — ЧОИДР, 1877, кн. 4.

Речеться пакы вѣкъ, тысящи летъ вѣкъ единъ.

Обратите внимание на знакомство Автора СПИ с церковной литературой. Не только "век" как "веце" написан, но и употребление правильное, в одном случае как 100 лет, когда речь идет о человеке, во втором случае тысяча лет, когда речь идет об Апокалипсисе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22790
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 мар 2010, 09:48

Здравствуйте , Лемурий!
Давайте дальше разберём логическую цепочку. В притчи «О сеятеле» «Иное семя упало в тернии (дикая , сорная трава), и тернии заглушили его».Войско Игоря, захватив полон, вдруг начинают вязнут в болоте. «Начаша мосты мостити по болотам». Болота - это избыточно увлажненный участок земли «грязевым местомъ» со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями.
Болота происходят путем зарастания озер, отчасти и рек .Появляются растения с чрезвычайно длинными корневищами, которые, переплетаясь, образуют на поверхности воды прочную, но колеблющуюся при волнении корку. Таковы, напр., Menyanthes (болотный трилистник), Comarum (сабельник), Cicuta (вех), Carices (осоки), Iris (касатик). Ежегодно отмирающие части этих растений падают на дно, служа материалом для заполнения бассейна и превращения его в торф. Образовавшаяся на поверхности воды кора постепенно заселяется новыми растениями, все более крепнет, захватывая вместе с тем все большую и большую площадь, так что от бывшего озера ничего не остаётся.

Как и семена сеятеля из притчи, войско Игоря попадает в болото , где пышным цветом разрослись «тернии – дикие сорные травы». Аллегорического истолкования : «тернии означают людей, у которых богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие». В «Слове …» богатство – это полон : «Красныя девкы половецкыя, а с ними злато и паволокы… и кожухы». « … и всякими узорочьи половецкыми …» «узорочье» – (переносно) богатство, роскошь, драгоценности .

В старых народных представлениях: топь, трясина как место обитания нечистой силы. « Было бы болота, а черти найдутся». В создании аллегорических картин, и в их истолковании, автор «Слова…» не всегда был оригинален: в данном тексте он опирается на известную «Притчу о сеятеле».Явная картинка ,заманивание половцами русских в глубь половецкой земли, а скрытая, параллельная форма основана на притче , где Диавол похищает души людей, чтобы они не уверовали в Бога и не спаслись из –за своих грехов.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 11 мар 2010, 10:27

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий!
Давайте дальше разберём логическую цепочку. В притчи «О сеятеле» «Иное семя упало в тернии (дикая , сорная трава), и тернии заглушили его». Войско Игоря, захватив полон, вдруг начинают вязнут в болоте. «Начаша мосты мостити по болотам»...
Как и семена сеятеля из притчи, войско Игоря попадает в болото , где пышным цветом разрослись «тернии – дикие сорные травы». Аллегорического истолкования : «тернии означают людей, у которых богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие». В «Слове …» богатство – это полон : «Красныя девкы половецкыя, а с ними злато и паволокы… и кожухы». « … и всякими узорочьи половецкыми …» «узорочье» – (переносно) богатство, роскошь, драгоценности .
В старых народных представлениях: топь, трясина как место обитания нечистой силы.... в данном тексте он опирается на известную «Притчу о сеятеле».Явная картинка ,заманивание половцами русских в глубь половецкой земли, а скрытая, параллельная форма основана на притче , где Диавол похищает души людей, чтобы они не уверовали в Бога и не спаслись из –за своих грехов.
Доброе утро, Татьяна!
Давайте сперва определимся: "Красные девки" - это "невесты" (тема свадебного обряда) или всё же "полон".
Если первое, то это противоречит летописи:
самѣхъ избили а женъı их полонены и дѣти у насъ а нонѣ поидемъ по них за Донъ и до конця избьемъ ихъ...(Лавр.1186)
Если же это второй вариант, именно "полон", тогда отпадает тема "свадебных мостов" и остается - БОЛОТО.
Это может быть ЛИБО болотистая местность, в которой стояли вежи. что вряд ли, ибо скот в этом случае негде было бы пасти, ЛИБО очередная аллегория, как ниже: "Двина болотомъ течетъ".
Как аллегория "болото" не сочетается с темой "засушливого поля" в "Притче о сеятеле", здесь скорее всего больше вариант предложенный Барац:
О Грядущем Суде Господнем над надменными Дочерями Сиона

В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах, и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, и верхнюю одежду, и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи,, и повязки, и покрывала,;

и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос -- плешь, и вместо широкой епанчи -- узкое вретище, вместо красоты -- клеймо.
Мужи твои падут от меча, и храбрые твои -- на войне;
и будут воздыхать и плакать Ворота Столицы, и будет она сидеть на Земле опустошенная.
------
Книга пророка Исаии 3.18-25

:arrow: "и будет вместо благовония зловоние", т.е. "болото".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22790
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 11 мар 2010, 10:48

В продолжение вчерашней темы:
Богословие Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна екзарха Болгарского. 12-я гл. "Небес" (О вѣцѣ).

Ведь это слово употреблено не только в связи последнем (седьмым) веком, в который появляется сын Пагубы (прадед жены Святослава) - Всеслав Полоцкий (6552), но и в отрывке:
Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя.

Здесь это слово также НЕ связано с жизнью человека, здесь также речь идет о "тысячелетии".

Речеться пакы вѣкъ, тысящи летъ вѣкъ единъ...

а раз так, то вариант с римским императором следует окончательно отбросить. Он и раньше вызывал сомнение, т.к. слово "вѣчи" во множественном числе. Остаются тысячелетия язычества от первоскифа Таргитая (отца 3-х сыновей = Трояна).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22790
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 мар 2010, 09:44

Давайте сперва определимся: "Красные девки" - это "невесты" (тема свадебного обряда) или всё же "полон".
Здравствуйте , Лемурий!
«Красные девки» - это полон. А свадебные метафоры присутствуют от начала «Слова» до его конца. Автор отмечает единство противоположности «рассушася стрелами по полю» стрелы падают на сухое поле и избыток влаги «по болотам и грязевым местам».Конечно , болото это аллегория («…меня засосала опасная трясина…»), затруднительного положения Игоря. « И когда собрались все полки, обратился Игорь к братией своей…. Видим мы бесчисленные полки половецкие, так поедем же сейчас ночью…».Тема «свадебных мостов»восходит к древним мифологическим представлением о «потустороннем мире», чужой стороне- находящимся за недоступным водным рубежом. Путь туда ведёт через реку, куда невеста попадает «по тоненькой мостиночке»
Игорь хочет вернуться назад , на Русскую землю , но для этого надо переправится через пограничную реку Сюурлий. « «Так поедем же сейчас, ночью, а кто утром пустится преследовать нас, то разве все смогут: лишь лучшие из половецких конников ПЕРЕПРАВЯТСЯ , нам самим уж как бог даст».. Текст: « Начаша мосты мостити по болотам» означает, что Игорь предлагает выбраться из тяжёлого положения на половецкой земле и переправится через реку Сюурлий на Русскую землю.
Тема : « О Грядущем Суде Господнем над надменными Дочерями Сиона» не противоречит притчи « О сеятеле» , а лишь дополняет её.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 мар 2010, 10:43

Zinchenko_tanya писал(а): «Красные девки» - это полон. А свадебные метафоры присутствуют от начала «Слова» до его конца. Автор отмечает единство противоположности «рассушася стрелами по полю» стрелы падают на сухое поле и избыток влаги «по болотам и грязевым местам».Конечно , болото это аллегория.
Доброе утро, Татьяна!

Приятно, что мы с Вами всё же двигаемся в логической цепочке... Итак, "Красные девки" - это полон; "болото" - аллегория.

Давайте рассмотрим устойчивое словосочетание "рассушась стрелами". Вы обещали разбить свой вариант на подлежащее и сказуемые, проставив ко всем словам вопросы.
Имхо: "рассунувшись стрелами по полю" может означать только рассыпной строй, не имеющий к стрелам никакого отношения.

Zinchenko_tanya писал(а):«Начаша мосты мостити по болотам» означает, что Игорь предлагает выбраться из тяжёлого положения на половецкой земле и переправится через реку Сюурлий на Русскую землю.
Тема: «О Грядущем Суде Господнем над надменными Дочерями Сиона» не противоречит притчи «О сеятеле» , а лишь дополняет её.
В этом случае есть противоречие хронологии событий. Игорь не знает, что попал в "тяжелое положение". По летописи 3 дня веселились, по СПИ беззаботно дремало "храброе" гнездо Ольгово.

Тема «О Грядущем Суде Господнем над надменными Дочерями Сиона» совпадает по 5-6 ключевым словам, тема притчи «О сеятеле» только по слову "засушливый"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22790
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 мар 2010, 11:11

Из Ипатьевской летописи : « Но видим мы бесчисленные полки половецкие- чуть ли не все половцы тут собрались. «Так поедем же сейчас, ночью, а кто утром пустится преследовать нас, то разве все смогут: лишь лучшие из половецких конников ПЕРЕПРАВЯТСЯ , нам самим уж как бог даст».Но сказал Святослав Ольгович дядьям своим «Далеко гнался я за половцами и кони мои изнемогли, если мне сейчас ехать, то отстану по дороге» Согласился с ним Всеволод и предложил заночевать здесь. И сказал Игорь : « Не удивительно, братья всё обдумав, нам и смерть будет принять» И заночевали на том месте. Когда же занялся рассвет субботнего дня, то начали подходить полки половецкие, словно лес».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Тулы

Сообщение Лемурий » 12 мар 2010, 12:02

Изображение
Изображение
В. В. Латышев Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе.
Том 1. Греческие писатели. Выпуск 3, СПб, 1896, с.859-860


Как Вы считаете, Татьяна, "пустые тулы" следует относить к "пустым дням" Святослава

или к порожним колчанам поганых союзников Святослава :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22790
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 мар 2010, 12:54

Zinchenko_tanya писал(а):Из Ипатьевской летописи : « ...Но сказал Святослав Ольгович дядьям своим «Далеко гнался я за половцами и кони мои изнемогли, если мне сейчас ехать, то отстану по дороге».
Дело в том, что
1. упустили строку: "Друзии же ночь приехаша к полкомъ с полономъ"
2. не мог ехать Святослав Ольгович, который весь вечер гонялся за половцами.
Вы же предлагаете мостить болото Игорю и Всеволоду, которые до ночи ничего не подозревали.

Хотя как вариант: "мостить болото" = "наводить мосты для возвращения" - вполне лаконичен.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22790
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 мар 2010, 20:12

Давайте рассмотрим устойчивое словосочетание "рассушась стрелами". Вы обещали разбить свой вариант на подлежащее и сказуемые, проставив ко всем словам вопросы.

Здравствуйте , Лемурий!
Что Вы будите делать услышав : ахиллесова пята; сизифов труд; цепи (или узы) Гименея; двуликий Янус; суд Соломона; Авгиевы конюшни; подвиг Геракла; муки Тантала; объятия Морфея; и т.д, искать подлежащее и сказуемое или вспоминать мифы:
Ахиллесова пята - крылатое выражение; его смысл "наиболее уязвимое место у кого-либо".
В соответствии с греческой мифологией, тело Ахиллеса, одного из героев Троянской войны, было неуязвимо, за исключением пятки. Именно в пятку смертельно ранил его Парис, троянский царевич.
Сизифов труд и синонимичное сизифова работа имеют значение "тяжелая, бесконечная и бесплодная работа". Коринфский царь Сизиф, сказано в мифологии, за оскорбление богов был присужден Зевсом, главой олимпийской семьи богов, к вечной муке. Он должен был вкатывать в гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз.
Так и «рассушась стрелами по полю» невозможно понять без притчи «О сеятеле». Не буду повторяться т.к. уже подробно всё написала. Тема «свадебных мостов»восходит к древним мифологическим представлением о «потустороннем мире», чужой стороне- находящимся за недоступным водным рубежом. Путь туда ведёт через реку, куда невеста попадает «по тоненькой мостиночке»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3