Страница 140 из 184

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 27 апр 2020, 00:04
краевед
Как-то уже писал. что сон Святослава во многом сходен с казахско - кыпчакским свадебным обрядом, где часть юрты разбиралась при выходе невесты из дома, как и часть терема Святослава. Да и тощие тулы толковин из которых сыпят жемчуг на Святослава, скорее всего держат половчанки. Очень похоже на кипчакскую свадебную традицию.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 27 апр 2020, 13:49
Лемурий
То юрты у кочевых народов, а в СПИ речь о кнесе терема:

Поверья о том, что для облегчения кончины человека, нужно приподнять матицу или конек, были неоднократно записаны в различных местностях; любопытно, что эти "суеверия" чаще всего относились к людям, считающимся колдунами, знахарями, вещунами...
В сохранившейся в архиве Всесоюзного Географического общества рукописи В. Яшерова "Этнографические сведения о селе Гаврилове (Лукояновского у. Нижегородск. губ.)" 1850 г. засвидетельствовано: "Когда, перед смертью колдуна никто не соглашается принять от него колдовство, то он сильно тоскует, велит поднять на избе жолоб" *1): под "жолобом" избы, как мы видели, подразумевается именно "князек", "конек", "охлупень", "шолом". Еще более ясно изложено то же суеверие в рукописи В.С. Виноградова "Селение Никольское, Енотаевского у." (Астраханской губ.) 1848 г. (в том же архиве); рассказывая об одной старухе, которую считали колдуньей, автор записывает: "умирая, она сильно мучилась, все что-то хотела передать невесткам и умерла, только когда подняли конец крыши у избы" 2)...
-----
1) Д.К. Зеленин. Описание рукописей архива и. Русского Географического общества, вып.2, Пгр., 1915, стр.780;
2) Д.К. Зеленин, там же вып. 1, Пгр., 1914, стр.65;
------
Алексеев М. П. К "Сну Святослава" в "Слове о полку Игореве"// "Слово о полку Игореве", сб. статей под. ред. В. П. Андриановой-Перетц, М.-Л., 1950, с.242

С большой иронией Автор СПИ по отношению к Ольговичам, совершенно очевидно, что он ближе к «племени Мстислава Великого».

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 28 апр 2020, 23:49
краевед
Автор "Слова", уважаемый Лемурий. на мой взгляд, иронизирует над всеми князьями, достается даже Всеволоду Большое гнездо, когда автор напоминает ему. что суздальцы плененные новгородцами продавались за безценок по две ногате. Как то не стыкуется в моем понимании Злато Слово, вложенное в уста Святослава с понятием иронии. Разве можно считать Злато Слово Святослава насмешкой? Если да, обращение к князьям, которое
входит в Злато Слово Святослава должно рассматриваться как ирония, насмешка над всеми перечисленными в обращении князьям.
Если рассматривать сон Святослава с точки зрения его кончины, то тогда следует говорить о том. что когда автор писал "Слово", то знал, что Святослав умер, а это значит. что "Слово" должно было быть написано не ранее июля 1194 г. Скорее всего. речь идет о сне, в котором Святослав представлен в роли невесты, а свадебный обряд происходит по кыпчакским свадебным обрядам. Это может быть намеком на сам характер похода Игоря в степь - за невестой для Владимира Игоревича к свату Кончаку.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 29 апр 2020, 00:49
Лемурий
краевед писал(а):Автор "Слова", уважаемый Лемурий. на мой взгляд, иронизирует над всеми князьями, достается даже Всеволоду Большое гнездо, когда автор напоминает ему. что суздальцы плененные новгородцами продавались за безценок по две ногате. Как то не стыкуется в моем понимании Злато Слово, вложенное в уста Святослава с понятием иронии. Разве можно считать Злато Слово Святослава насмешкой? Если да, обращение к князьям, которое входит в Злато Слово Святослава должно рассматриваться как ирония, насмешка над всеми перечисленными в обращении князьям.

Для начала, уважаемый краевед, давайте определимся заканчивается изроненное "злато слово" Святослава - "зане напрасно человѣкъ въ воборзѣ изронить слово и послѣ каеться... (Повесть об Акире Премудром):

:arrow: НГ: Где заканчивается "злато слово" Святослава?

Смотрите где кончаются маркеры 1-го лица и начинаются обращения к князьям, свойственные высокопоставленному духовенству: "княже + господине".

краевед писал(а):Если рассматривать сон Святослава с точки зрения его кончины, то тогда следует говорить о том. что когда автор писал "Слово", то знал, что Святослав умер, а это значит. что "Слово" должно было быть написано не ранее июля 1194 г. Скорее всего. речь идет о сне, в котором Святослав представлен в роли невесты, а свадебный обряд происходит по кыпчакским свадебным обрядам. Это может быть намеком на сам характер похода Игоря в степь - за невестой для Владимира Игоревича к свату Кончаку.

Опять-таки в СПИ Святослав НЕ умер, снится ему, что ГОНЯТ его с киевских гор, где теперь стоят стяги Рюрика и Давыда, вот и кнес терема княжеского разобрали, чтобы грешная душа не задерживалась (см. выше Алексеев 1950:252), одевают его и негуют как невесту перед переездом в дом жениха, опять таки суздальского князя Автор далее Великим называет и приглашает поблюсти "злат стол" его отца Юрия Долгорукого, т.е. Киев, напоминая при этом, как тот пускал в 1180-м году рязанских князей огненными шереширами против кого? Против того же Святослава:

    "Всеволожа дружина хотяхуть ехати крѣпько на Святослава [Всеволодича]. Всеволодъ [Большое Гнездо] же благосердъ сыи не хотя кровопролитья, и не ѣха на нь. И посла Всеволодъ рязяньскии князи, и вогнаша в товары Святославлѣ и потопташа ѣ, а инѣхъ изоимаша, а другия исѣкоша, и тако въ борзѣ доспѣша в полку Святославлѣ..."(Ипат. 6688 [1180])

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 02 май 2020, 21:29
краевед
Уважаемый Лемурий, стязи Рюрика и Давыда, ставшие у киевских гор символизируют не изгнание Святослава. а как считает большинство исследователей "Слова" оборону Киева и Руси от половцев, напавших на переяславское княжество после победы над Игорем, подразумевая. что их стяги развиваются в разные стороны. Действительно, Рюрик выступил на защиту Руси от половцев, а Давид ушел со своим войском.
Я же считаю, что автор "Слова" в скрытой форме пишет о захвате Киева в 1203 г. Рюриком и Ольговичами при поддержке половцев для возвращения Рюрика на великокняжеский киевский стол.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 03 май 2020, 00:09
Лемурий
краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, стязи Рюрика и Давыда, ставшие у киевских гор символизируют не изгнание Святослава. а как считает большинство исследователей "Слова" оборону Киева и Руси от половцев, напавших на переяславское княжество после победы над Игорем, подразумевая. что их стяги развиваются в разные стороны. Действительно, Рюрик выступил на защиту Руси от половцев, а Давид ушел со своим войском...

Всё правильно, уважаемый краевед, описывается, судя по ответу бояр, зима 1187/8 год после сожжения Сигтуны июль-август 1187 (=буйства хиновы), после изъятия "русского злата" новгородских купцов на о. Готланд (осень-зима 1187), но до ответного "веселья дружины" бояр (весна 1188 года). Только в "мутен сне" гонят Святослава с гор Киевских: негуют как невесту из отчего дома отбывающую, одевают в траурные одежды на кровати тисовой как покойника, разбирают матицу терема как колдуну, чтобы дух не задерживался. При этом Святослав ЖИВ, смерти ему никто не желает, но на "злат стол" Автор уже зовет Всеволода Большое Гнездо:

    "... игнорируя вотчинное право на Киев Святослава Всеволодовича, он пишет, обращаясь к Всеволоду Большое Гнездо - князю, принадлежавшему ко враждебной Ольговичу Святославу мономашьей линии русских князей: "Великий княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетѣти издалеча отня злата стола поблюсти? (то есть стола киевского!) ... Аже бы ты былъ (в Киеве!), то была бы чага по ногатѣ, а кощей по Резанѣ". В этом обращении к Всеволоду все неприемлемо для Святослава, и все обличает в авторе "Слова" человека, занимающего свою, независимую, а отнюдь не "придворную" позицию: титулование Всеволода "великим князем", признание киевского стола "отним" столом Всеволода и призыв прийти на юг. Каким образом может это совместиться с позицией автора как сторонника Ольговичей? Суть здесь, очевидно, в том, что новая политика Всеволода - политика отчуждения от южнорусских дел - казалась автору опаснее, чем его вмешательство в борьбу за киевский стол. Всеволод, в отличие от своего отца Юрия Долгорукого, стремился утвердиться на северо-востоке, заменить гегемонию Киева гегемонией Владимира-Залесского, отказался от притязаний на Киев, пытаясь из своего Владимира-Залесского руководить делами Руси. Автору "Слова" эта позиция Всеволода казалась не общерусской, устной, замкнутой, а потому и опасной..."
    ---
    Лихачёв Д.С. ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ

краевед писал(а):Я же считаю, что автор "Слова" в скрытой форме пишет о захвате Киева в 1203 г. Рюриком и Ольговичами при поддержке половцев для возвращения Рюрика на великокняжеский киевский стол.

К 1203 году был мертв Ярослав Осмомысл (ум. 1.10.1188) а к нему Автор обращается к живому. Умер (17.05.1196) Всеволод Святославич, а ему в конце СПИ поется здравница. Умер в 1198 и Ярослав Черниговский, над чьим сборным войском Автор потешается. Умер 29.12.1202 и сам Игорь, а в СПИ написано до нынешнего Игоря, т.е. он жив на момент написания. Так что только 25.09.1188 года и ни днём позже, впрочем как и ни днём раньше.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 24 май 2020, 13:54
Zinchenko_tanya
Здравствуйте,Лемурий!
« Начать , начати сделать что – либо началом, первым объектом в какой – либо последовательности.»
« …начатии старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!»

Начати:
1) старыми словесы
2)трудных повестий
3) о полку Игореве, Игоря Святославлича!»
Далее автор применяет зеркальную композицию начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.
Начати :
3)же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню.
2)Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы.
1)Помняшеть бо речь первых времен усобице, — тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей.
«Старые словесы» начинаются с текста «. Помняшеть бо речь первых времен усобице, — тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей…». «Старые словеса» ,старины , то что было давно, « тогда- в то время , в прошлом ,не сейчас ,не теперь.» Первое время в мифологии, время начальное , время творения и появления первопредков :«соколов» – юношей и «лебедей» – девушек .Это языческое время , т.к. христиане считали первопредками Адама и Еву . Мифологическое время – представления о Всемирной истории ,выраженной в мифах ,обрядах , языческих верованиях. Передача информации самая простая – воспоминания автора о прошлом. «Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобиц…»
2) «трудных повестий» - « Боянъ бо вещiй, аще кому хотяще песнь творити, то растекашется мыслiю по древу, серымъ волкомъ по земли, шизым орлом под облакы.» Древо генеалогическое , родословное древо от предка к потомку «Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря» . Время принятия христианства и действия исторических личностей. Авторский замысел предполагает творческий отбор исторических событий , «повестей» ,видимо, автор пользовался «Повестью временных лет …»и других летописей ,выбирая события , произошедшие с Игорем и его родственниками до его похода . Последовательность языческой и христианской эпох и делает рельефнее стрелу времени .
.
3) «о полку Игореве, Игоря Святославлича. Начати же ся той песни по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню. Рассказ о походе такой ,какой и произошел в жизни по рассказам очевидцев , правдивый,лишенный выдумки автора «а не по замышлению Бояню». Автор передает события четко от предыдущих к последующим ,в линейном времени . «Сего времени» – сегодня в настоящем времени относящему к текущему дню ,к суткам. Пространство – дорога представлена в зеркальном отражении «…на землю Половецькую за землю Руськую» и «Игореви князю Бог путь кажет из земли Половецкой на землю Рускую».
Автор отмечает жанры используемые в произведении :
1)старые словеса ( старины)
2) повести«трудных повестий»
3) былины «песни по былинамь сего времени»
Старое « старые словесы» и новое «Слово о полку Игореве…» Разные состояния времени, отличающиеся друг от друга качественным содержанием бытия.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 25 май 2020, 01:04
Лемурий
Zinchenko_tanya писал(а):« Начать , начати сделать что – либо началом, первым объектом в какой – либо последовательности.»
« …начатии старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!»
Начати:
1) старыми словесы
2)трудных повестий
3) о полку Игореве, Игоря Святославлича!»

На первых строках, дорогая Татьяна, хотелось бы поздравить Вас с прошедшим Днём славянской письменности и культуры (Днём св. Кирилла и св. Мефодия).
Разве с глагола неопр. ф."начати" начинается СПИ? Нет. оно начинается "Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти = нелепо ли нам было, братья, начать старыми словесами трудных повестей.

Zinchenko_tanya писал(а):Далее автор применяет зеркальную композицию начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот.
Начати : же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню...

Эта строка зеркальная к первой, а не к последующей: этой же песне начаться по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна, т.е. "замышления Бояна" и "старые словеса трудных повестей" - это одно и то же от чего Автор отказывается, предлагая слушателям свой вариант событий. АБЫ Боян начинал, то начал бы так, ЧИ ЛИ так, а мы начнём по былинам сего времени.

Zinchenko_tanya писал(а):« Боянъ бо вещiй, аще кому хотяще песнь творити, то растекашется мыслiю по древу, серымъ волкомъ по земли, шизым орлом под облакы.» Древо генеалогическое , родословное древо от предка к потомку «Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря».

Древо, состоящее из строк слав сего времени, обополы (=краестрочия) которых надо свивать, это кондак с тропарями, прославляющими текущее событие. По традиции времён Устава ВКЦ, а песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича жил во времена до Студийского Устава, т.е. до 1060-х, обаполы тропарей свивали в акростих.

Если же мы подразумеваем под древом - древо генеалогические, то его ветви, листья не свивают, они могут опасть, например, в плен князья попасть и древо их теряет:

    Нъ уже, княже, Игорю утрпѣ солнцю свѣтъ, а древо не бологомъ листвіе срони

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 26 май 2020, 23:16
краевед
Исследователи "Слова" давно замечали зеркальность поэтического построения поэмы. о чем писалось неоднократно.
Я решил проверить это мнение, возможно не научным методом, разместив один текст "Слова" по Е.списку относительно другого, так сказать. сделав его зеркальное отражение. Получилось как бы два берега, заполненые текстом и свободное пространство между ними - оба полы реки Каялы, поэтической. Вариант вполне возможный, т.к. можно как бы закрыть разверзнутый ад огненной реки Каялы, написав сдвоенный текст в котором, под час появляются прочтения, которые могут ответить на давние научные споры относительно некоторых мест "Слова", которые вызывают разночтения и несколько толкований отдельных фраз или географических ориентиров упомянутых в "Слове". Возможно, сам автор дает пояснение относительно упоминания реки Дунай в тексте "Слова".
Существуют как бы два мнения относительно упоминания в "Слове" Дуная в плаче Ярославны: - Дунай, это название реальной реки; Дунай, это поэтическое олицетворение рек вообще. Пусть читатель сам решит случайно ли или не случайно появляются такие чтения в "Слове" по Е.списку.

къгорамъкиевьскымъсегобонынесташакъгорамъкиевЬскимъсегобонынесташа
стязирюриковыадрузиидавидовинърозистязирюрикоВыадрузиидавидовинърози
носяимъхоботыпашутькопияпоютънаносяимъхоботыпАшутъкопияпоютъна
дунаиярославнымъгласъслышитьзегзидунаиярославНымъгласъслышитъзегзи
цеюнезнаемьранокычетьполечюречецеюнезнаемьранОкычетьполечюрече
зегзицеюподунаевиомочубебрянърукавъзегзицеюпоДУНАЕВИомочюбебрянърукавъ

ДУНАЕВИ ДОНАВЬ

Уж слишком это выглядит "запрограмированным" самим автором "Слова". подразумевающего под рекой Дунай реку Дон, т.е. реку Северский Донец. Повторюсь, что выводы пусть делает сам читатель, признавать или не признавать наличие таких чтений в тексте.
Здесь же в плаче Ярославны получается еще одно довольно интересное чтение, когда Ярославна обращается к ветру: "о ветре ветрило чему гне насильно вееши...". Дело все в самом ветре: "ОВЕТРЕВЕТрило". Если прочесть выделенное наоборот, то получается фраза: "ТЕ ВЕРТЕВО". Возможно, так же "запрограмированный" намек автора на возможность наличия тайнописного прочтения. Сначала напишем по тексту. а потом ветрило "перевернем"

РАно плачетъ въ путивле на забрале аркучи
ОВетре ветрило чему гне насильно
ВЕешичему мычеши хиновьскыя стрелкы

РАно плачетъ въ путивле на забрале аркучи
ТЕвертеворилочемугне насильно
ВЕеши чему мычеши хиновьскыя стрелкы

РОВАВЕ РАТЕВЕ

Хотя можно прочесть и РОВАВЕ РАТЕВЕ и как то, что бой с половцами произошел у какого - то рва и как место захоронения погибших - РАТЕВО ВО РВЕ. Интересно и то, что здесь же можно прочесть и имя Владимир - ВОВЕ.
Случайность или нет. опять же пусть выводы для себя делает сам читатель, могло ли быть "Слово" тайнописным.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 30 май 2020, 12:11
Zinchenko_tanya
Здравствуйте , Лемурий!
С темы «начати» Вы свернули на тему «древо». Продолжу ее . Дерево , древо – это понятие - простейшая логическая форма мысли, отражающая предметы и явления в их общих существенных признаках. - Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону . Древо не существует в природе , есть конкретные деревья :ель , береза, дуб.
Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой. Содержанием же этого понятия будут общие признаки деревьев - иметь ствол, крону, корень. В объем мысленного понятия "древо" войдут:
все существующие на Земле деревья - , березы, сосны, дубы(Уже бо беды его пасет птиць по ДУБИЮ)
1)Древо – образ пространства .Мировое древо – мифологический архетип древа объединяющего три сферы мироздания : крона – мир небесный , ствол соотносится с миром земным , а корни с подземным миром, с преисподней.
2)Древо – образ времени .Древо-каждый год изменяется, прирастает и эти изменения фиксируются в самом растении, в годовых кольцах, высотой побегов. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией.
3)Генеалогическое древо – схематичное преставление родственных связей.
Древнее родословие состояло в перечислении отцов от предка до того лица, для которого и выводилось родословие «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря». Но наиболее широкое распространение получило родословное древо . В основании его, около корня, помещалось имя родоначальника, место на стволе занимала главная линия рода«отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря», а на ветвях древа пристраивались побочные ветви родственников .
Древо - это и пространство, и время , и человек ,живущий в нем .
Древо Жизни и Смерти присутствует практически во всех культурах и у всех народов
Древо мира небесного :
.«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы.»
Высота «древа» меняется от нуля до какой-то величины, соответствующей его вершине, изменение это непрерывно, любое значение между низшей и высшей точками реально существует в природе. Так идея о разных масштабах времени перерастает у древних людей в разряд мировоззренческих, а после этого вновь обращается в инструмент для работы, для постижения мира.

Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в « Слове…» в виде следов волка «серым вълком по земли». След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле (переносно) создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д. Время имеет особенность прерываться и отделяться от индивидуума. Например, змея оставляет свою старую шкуру. Такое свойство времени называется темпосепарацией.

Другое свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы».Это растворение, разрушение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией, за ней последнее слово. Все объекты этого мира принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которого движется материальное мироздание. О людях наделенных духовной силой «Боян бо вещий» говорят, что им известен ход вечного времени, и они обладают мистическим зрением, которое делало их «вещими» всевидящими, знающими. Древо в мире небесном мире: Дeрево познания Добра и Зла — согласно библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Символизирует познание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом. В книге Бытия: «И произрастил господь бог... дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла» (Быт. 2, 9);
Время неразрывно связано с пространством и движение материи произойдёт только в том случае, когда точки времени и пространства совпадут. « Древо», мировое древо - ось мира в пространстве соединяющее верхнюю и нижнюю сферу ( мир небесный, мир людей, мир подземный). Небо и земля образуют видимую границу (линию кажущегося соприкосновения) - горизонт, древо - вертикальную линию их пересечением является крест, как символ пространства, как остов всего мирового пути. Вершина дерева в царстве Света, а его корни всегда в чертоге Тьмы.
Белый свет располагался вверху, а Тьма - внизу.
«Солнце светится на небесе»— мир небесный
«Игорь князь в Руской земли.»- мир земной
«Девици поют на Дунаи, вьются голоси чрез море» - мир подземный
до Киева – центр Вселенной.
«Древо» - это ворота двух миров, а в числе страж этих ворот (в мир небесный) « шизымъ орлом под облакы» (орел у древних греков считался вестником бога Зевса и постоянно находился у его ног), а внизу древа (в мир подземный) « серымъ вълком по земли».
Самую нижнюю точку между землёй и царством Тьмы охранял волк, это подземный мир мрака. Живые люди никогда не проникают туда. Лишь когда человек умирает, тело его хоронят в земле. И горе всем, кто хочет миновать серого волка (или как у греков - пса Цербера, у египтян - собакоголовго Анибуса) и выбраться из подземного царства обратно.

2)Древо в подземном мире – дерево смерти. Символ разрушения пространства ,человека .
. «Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста; збися Див, кличет верху древа» . Уже бо беды его пасет птиць по дубию; волци грозу въерожат по яругам; орли клектом на кости звери зовут.
Мотив «могилы под деревом» , гибель.»
«Взвивался орел высокохонько
Спущался орел низехонько
Ушибался орел о бел горюч камень» .
Композиционный прием ниспадения образов.
«Умирающий молодец велит схоронить себя в чистом поле под березою… в руках - крепкий лук , в ногах – каленую стрелу» Близок к этой формуле тип песен изображающих умирающего под деревом – раненого воина:
«Стояла тут дубравушка зеленая…
На войлочке лежит ли добрый молодец
Припекает свои ранушки боевые
Боевые ранушки кровавые»
«…а сами полегоша за землю Рускую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось.»
« Плачется мати Ростиславля по уноши князи Ростиславе. Уныша цветы жалобою, и древо с тугою к земли преклонилося.»
Цветы и деревья ,вырастающие на могиле отождествляются с умершими .Веселовский связывает этот распространенный мотив с первобытным анимизмом ,с представлением о родстве человека и растения . Деревья продолжают чувствовать «Уныша цветы жалобою, и древо с тугою…» ,как покоющиеся под ними.
« Слово ночь не имеет синонимов, оно везде единственное для своего выражения. Весьма ограничены и сочетания с этим словом: глубокая ночь, тёмная ночь, в сравнениях черна как ночь , чернее ночи. В древнеиндийском nak из nac – исчезать , теряться разрушаться. Философы толкуют это как разрушение сознания. Более простое толкование – исчезать, становится невидимым. Открытие хеттских языков дало несколько неожиданно nekut ( род.ед.nekuz), значит , можно выделить суффикс, а корень nek – означает убивать , умерщвлять. Все индоевропеисты дружно и правильно считали, что это слово табуировано. Слово ночь стало запретным т.к. стало вместилищем нечистых духов. Гораздо беднее обозначается тьма ночная. Здесь образования с разными аффиксами при одном корне:tami,tama – слова означающие или ночь или тьма., тот же корень ,что и в русском тьма.. Поэтическое описание тьмы –тень на земле, т.е. тьма как при затмении»
(Б. Л. Ларин «История русского языка и общее языкознание» стр 27 -28)

3)Древо в мире земном .
«скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени.»
Образ соловья связан со свадебным фольклором и свадебными народными обрядами. Влюблённых будит птица, которых тревожит приход нового дня.
«Соловей мой, соловей, соловушко молодой!
Не летай ты, соловей, во зелёный сад гулять,
Не садись ты, соловей, в зелёном моём саду,
В зелёном моём саду, на ракитовом кусту,
Не пой рано на заре, не трави ты сердце мне!»
Само время состоит из постоянного чередования противоположностей: света и тьмы, дня и ночи . « свивая славы оба полы сего времени.»
В Свадебном фольклоре « свивание» - сближение , соединение.
« Не свивайся трава со былинкую
Не ластися голубь со голубкою
Не свыкайся молодец с девицею»
( Русская фольклористика. Москва. Высшая школа. 1971 стр 161)
Переход от ночи к дню происходит утром
« Долго ночь меркнет. Заря свет запала, мгла поля покрыла; щекот славий успе, говор галичь…» Утро и вечер - время кризиса ,пора переходного состояния от света к тьме ,смена ночи и дня .
В пространстве само древо неподвижно растет в земле, а на древе происходит движение «…скача, славию, по мыслену древу…» и покоя и движения одновременно Состояние кризиса, произошедший с Игорем в пространстве ««Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве.»Он пытался пересечь берега Сулы «хотел он ехать прямиком по берегу Сулы,так что войско за целый день не смогло преодолеть поля от края до края».
В художественном времени есть ситуации ,когда временной поток останавливается ,а автор передвигается в пространстве скачками. Время здесь без событийно и поэтому кажется остановившимся . «Великый княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти. Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане. Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти — удалыми сыны Глебовы.
Ты, буй Рюриче и Давыде! Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкают, акы тури, ранены саблями калеными, на поле незнаеме! Вступита, господина, в злат стремень за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича!
Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи своими железными полки, заступив королеви путь, затворив Дунаю ворота, меча бремены чрез облаки, суды рядя до Дуная. Грозы твоя по землям текут; отворяеши Киеву врата, стреляеши с отня злата стола салтани за землями. Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича!
А ты, буй Романе, и Мстиславе! Храбрая мысль носит ваш ум на дело. Высоко плаваеши на дело в буести, яко сокол, на ветрех ширяяся, хотя птицю в буйстве одолети. Суть бо у ваю железный папорзи под шеломы латинскими: теми тресну земля, и многи страны — Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци — сулици своя повергоша а главы своя подклониша под тыи мечи харалужныи. Но уже, княже, Игорю утрпе солнцю свет, а древо не бологом листвие срони — по Роси и по Сули гради поделиша. А Игорева храбраго полку не кресити. Дон ти, княже, кличет и зоветь князи на победу. Олговичи, храбрыи князи, доспели на брань.
Ингварь и Всеволод и вси три Мстиславичи, не худа гнезда шестокрилци! Не победными жребии собе власти расхытисте! Кое ваши златыи шеломы и сулицы ляцкии и щиты! Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича!»
Сочетается с мотивом встречи , это хронотоп кризиса и жизненного перелома .

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 01 июн 2020, 00:22
Лемурий
А ещё, Татьяна, это древо канона, состоящее и 9-12 песен, которые делятся на ирмосы и тропари, обаполы (= краестрочия) которых песнотворцы (= гимнографы) времени Устава ВКЦ свивали в акростих. Песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича это как раз период этого Устава до 1060-х, когда был принят Студийский.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 05 июн 2020, 17:51
Zinchenko_tanya
Здравствуйте ,Лемурий!
«В тако во день святаго воскресенья наведе на ня господь ...» ( Летопись)
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ — , один из двунадесятых праздников, установленный в честь возвращения Иисуса Христа по завершении им земной жизни в божественную сферу бытия - на Небо
.Для христиан Воскресение означает переход от смерти к жизни от мира дольного ( поле) к миру горнему(на горы).
«Ты взошел на святую гору Масличную, и оттуда поднялся к Твоему Родителю, Христе, облаком носимый.»«От смерти бо к жизни и от земли к небу.»(КАНОНЫ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ).
В «Слове… этот праздник обозначен текстом «…летая умом под облакы свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы …», где Троян - Триединый христианский бог.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 05 июн 2020, 22:46
Лемурий
Татьяна, как всегда, парит чайкой в волнами, полёт мысли красивый, про Трояна как триединство христианского Бога противоречит контексту СПИ, где века (=тысячелетия) Трояновы ограничены годами первого христианского князя Ярослава Мудрого. Речь идёт о языческих тысячелетиях. И на седьмом тысячелетии Трояновом действует Всеслав Полоцкий это от сотворения Мира.

К горнему по воскрешению взлетает душа, а песнотворец (=гимнограф) Боян восходил мыслью к горнему в процессе творчества:


Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 13 окт 2020, 08:41
Zinchenko_tanya
Здравствуйте , Лемурий.
В « Слове…» во вступлении обозначено много тем ,которые раскрываются во всем произведении , то последовательно ,то одновременно . Мы современные люди читать вместе несколько тем сразу не умеем ,поэтому я вычленяю одну тему и ее нахожу в тексте, потом следующую. Сегодня я расскажу о двух темах, обозначенные словами « старый» и «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей…»
Слово старый имеет значение :
старый, старинный , древний - это чисто временное.
Старый – предшествующий по времени. Старит не само время , а появление чего -то нового ,молодого , которое отвергает то ,что не представляет ценности . « Не вливают вино молодое в мехи старые…». При помощи понятий «старое и молодое» происходит деление на возрастные классы « Певше песнь старым князем а потом молодым пети «. Общество наших предков было четко поделено по двум линиям :
1) старшие – младшие
2) мужчины - женщины
Из праматери – толпы перенесёмся в общество более сложное, делённое на возрастные классы.
В этом древнем обществе особенно важным была грань между юношами (девушками) и взрослыми .У каждой возрастной группы были свои права и обязанности. Молодёжью ,с давних пор, движет неосознанная ненависть к старшему поколению, к которому она относится как к чужой группе. « Война поколений» имеет свои причины. В период созревания молодой человек освобождается от традиций семьи, и критически оценивает их и ищет для себя новую группу , новые идеалы и идеи ( ученики Сократа и Иисуса состояли в основном из неженатых мужчин, социально – психологическая роль которых- носители новых идей).
Этот процесс очень важен для сохранения вида, поэтому он и вошел в программу поведения человека. Смысл его в том, чтобы сделать передачу культурных норм менее жёсткой, способной к некоторой гибкости. Юноши создают свои нормы жизни и доказывают окружающим, что они имеют право на существование. Война молодых и старых широко представлена в «Слове…»:
Старший брат воюет с младшим «старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми», племянники: «Олег Гориславич , «Бориса же Вячеславлича» «красному Романови Святъславличю» с дядей Всеволодом.
«Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
и стрелы по земли сеяше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
той же звонъ слыша давный великый Ярославль,
а сынъ Всеволожь, Владимиръ,»
«Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами,
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась»
« Ярославли вси внуце и Всеслав» Внук Всеслав Полоцкий воюет против сыновей Ярослава Мудрого
«Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи».

Молодёжь отвергает традиции старших с забыванием прошлого. Создаёт свои нормы жизни и доказывает окружающим, что они имеют право на существование. Недостаток этого типа передачи информации – множество новых непроверенных идей, что может привести к хаосу.
Усложнение и разделение общества на возрастные классы предполагает различные формы передачи информации, опрокидывает неустойчивые и ломает чересчур устоявшиеся общества не способные к сдвигам.
Вторая социальная линия определена текстом: «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей…». Между женихом –соколом и невестой – лебедью лежит архаичный по происхождению мотив брачного поединка. Из которого возникают два типа общественной организации
1) Патриархат – господство мужчин над женщиной с идеалогией мужского превосходства , которое опирается на право силы.» «стадо лебедей…»
«…помчаша красныя девкы половецкыя,
а съ ними злато,
и паволокы,
и драгыя оксамиты.
Орьтъмами,
и япончицами,
и кожухы»
Девушки – военная добыча, как стадо или золото и драгоценные камни. Господство и подчинение опирается на аппарат физического принуждения - в основе которого лежит похоть. .Игорь победил в себе эту страсть «Спалъ князю умь похоти…» когда начал воспринимать женщину, как богиню
«Игорь едет по Боричеву
къ святей богородици Пирогощей».
В матриархате лидирующая роль принадлежит женщине. Вспомним мифы об амазонках, валькириях, поленницах , самодивах. Матриархат – форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщине. Пленного Владимира Игоревича «сокольца»хотят насильно женить на дочери Кончака
«Рече Кончакъ ко Гзе:
"Аже соколъ къ гнезду летитъ,
а ве соколца опутаеве
красною девицею".
Весь поход Игоря – это брачный поединок между родственниками жениха Владимира русичами и родственниками невесты – дивы половцами.
«Ту кроваваго вина не доста;
ту пиръ докончаша храбрии русичи:
сваты попоиша, а сами полегоша
за землю Рускую.»
Автор Боян вскрыл в своем произведении вечные социальные конфликты ,когда сын против отца ,брат идет войной на брата или борьба мужчин и женщин , где мужчины опираются на грубую физическую силу
«Ваю храбрая сердца
въ жестоцемъ харалузе скована
а въ буести закалена».
А женщины - на хитрость
«Нъ нечестно одолесте,
не честно бо кровь поганую пролиясте».

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 14 окт 2020, 17:17
Лемурий
Zinchenko_tanya писал(а):Старый – предшествующий по времени. Старит не само время , а появление чего -то нового ,молодого , которое отвергает то ,что не представляет ценности . «Не вливают вино молодое в мехи старые…». При помощи понятий «старое и молодое» происходит деление на возрастные классы « Певше песнь старым князем а потом молодым пети «.

Добрый день, Татьяна! Рад видеть снова Ваш интерес к древнерусским памятникам литературы. Со словом "старый" всё зависит от контекста.

- " Певше песнь старым князем а потом молодым пети " = различие по возрасту: старые - молодые;

- "Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется»"(СЗБ) = "Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое" (Мф.9:17) = иносказание о старом времени иудейского Закона и новом времени христианской Благодати: старое - это дохристианское время.

Zinchenko_tanya писал(а):Вторая социальная линия определена текстом: «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей…». Между женихом –соколом и невестой – лебедью лежит архаичный по происхождению мотив брачного поединка...

И здесь цитата из христианской литературы: "Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; пойте Ему новую песнь" (Пс. 32:2-3) = "И Христова благодѣть всю землю обятъ и ако вода морьскаа покры ю. И вси, ветъхая отложьше, обетъшавъшая завистию иудеискою, новая держать, по пророчьству Исаину: «Ветхая мимоидоша, и новая вамъ възвѣщаю; поите Богу пѣснь нову, и славимо есть имя его от конець земли, и съходящеи въ море, и плавающеи по нему, и острови вси».(СЗБ) = "Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. Пойте Господу новую песнь" (Ис.42:9-10)

Боян же не женихов на невест пускал, а свои персты на "живые струны" накладывал. Всё по СПИ, просто от контекста не отходите.

Zinchenko_tanya писал(а): Автор Боян вскрыл в своем произведении вечные социальные конфликты ,когда сын против отца ,брат идет войной на брата или борьба мужчин и женщин , где мужчины опираются на грубую физическую силу
«Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скованаа въ буести закалена».
А женщины - на хитрость
«Нъ нечестно одолесте, не честно бо кровь поганую пролиясте».

Вообще-то Боян - песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича ( XIв), а про "ваю = дв. ч." храбрые сердца из уст Святослава (XIIв) при обращении к двум братьям Святославичам. Кровь нечестно поганую пролили, а ведь изначально шли в поход " ищучи себе чти, а князю – славѣ", но не кровь девок красных, а нечестно атаковали пустые вежи, дождавшись пока половцы будут отвлечены общерусским походом:

    "Тоѣ же веснѣ князь Святославъ посла Романа Нездиловича с берендичи на поганѣѣ половцѣ. Божиею помочью взяша вежѣ половецькѣи, много полона и коний, мѣсяца априля въ 21, на самый Великъ день... В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимяи со собою брата Всеволода ис Трубечка, и Святослава Олговича, сыновця своего изъ Рыльска и Володимѣра, сына своего, ис Путивля..."(Ипат.1185)