Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 дек 2020, 19:44

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, этот вывод М.Д.Приселкова как бы подводит итог ряду походов на половцев русских князей, спасших Византию от половецких вторжений.
Значительная часть статьи Приселкова посвящена анализу именно похода Игоря весной 1185 г. и рассмотрению причин его поражения. Так, М.Д.Приселков пишет: "Поход Черниговских князей во главе с Игорем должен был предупредить летний поход на Дон Святослава и был рассчитан на то. что степь обессилена и главные силы половцев куда-то отвлечены. Но в действительности оказалось другое: Игорь встретил собранными все силы половецкой степи... Игорю пришлось принять на себя удар. который должен был пасть на Святослава и союзных с ним князей, собиравшихся летом идти на дон. Вот эту-то разведку, которая не предупредила своевременно русскую сторону о перемещениях в размещении половецких сил в степи, очевидно и считает летописец Игоря причиной поражения войск Игоря".

Цитату, уважаемый краевед, лучше приводить с источником, а то получается вырванный контекст. Давайте посмотрим, что хотел на самом деле сказать М.Д.Присёлков:

    " На смену орды Кобяка в следующем году появляется Кончак, который убегает от войск Святослава и Рюрика, очевидно, также не рассчитывая на поддержку своих. Это открывает перед Святославом Киевским перспективы для глубокого летнего похода на Дон. Занявшись подготовкой этого похода, Святослав посылает в степь в конце апреля Романа Нездиловича, который захватывает половецкие вежи, как можно думать, на правой стороне Днепра. Поход черниговских князей во главе с Игорем должен был предупредить летний поход на Дон Святослава и был также рассчитан на то, что степь обессилена и главные силы половцев куда-то отвлечены. Но в действительности оказалось другое: Игорь встретил собранными все силы Половецкой степи..."
    ---
    Приселков М.Д. «Слово о полку Игореве» как исторический источник // "Историк-марксист", 1938, №6, С.119
Замечу, что это 1938 - самый жёсткий по цензуре год. И то Михаил Дмитриевич совершенно правильно назвал причину похода - поживиться за счёт отвлечения половцев общерусским походом Романа Нездиловича. Позже, во времена "оттепели" и "перестройки", Б.А.Рыбаков назовет эти галочьи стада, бегущие на уедье к Дону Великому яругами знаемыми, своими именами, как есть "без купюр" Рыбаков 1991:66-67.

краевед писал(а):Полностью согласится с выводами М.Д.Приселкова невозможно. т.к. летописец сообщает, что посланная разведка обнаружила перемещение половецких сил и предлагала вернуться домой, т.к. силы русского войска могли иметь значительно меньшую численность и поход в степь мог закончиться поражением. Довольно странно выглядит дилема- или поедемъ вборзе или вернемся домой, т.к. не наше время. Здесь скорее всего летописец хотел подчеркнуть понятие о княжеской чести Игоря. который выслушав доклад о готовности половцев. решил. что уйти назад не сразившись со степняками позорно для русских князей, что в конечном итоге обернулось поражением на Каяле.

Хоть летописец Ипат. версии похода и на стороне Ольговичей, оправдывает их поступки, но в летописи этот момент рисуется не в пользу Игоря:

    "И оттуда поидоша к Салницѣ. Ту же к нимь и сторожеви приѣхаша, ихже бяхуть послалѣ языка ловитъ, и рекоша, приѣхавше: «Видихомся с ратными, ратници ваши со... доспѣхомъ ѣздять, да или поѣдете борзо, или возворотимся домовь, яко не наше есть веремя». Игорь же рече с братьею своею: «Оже ны будеть не бившися возворотитися, то соромъ ны будеть пуще и смерти; но како ны Богъ дасть». И тако угадавше, и ѣхаша чересъ ночь..."(Ипат.1185)
1. Возвращайтесь домой - не наше это время. А наше время какое? Чтобы половцев врасплох застать, на вежи без защитников напасть как двумя годами ранее сам Игорь предлагал ТЕМ ЖЕ участникам: «Половци оборотилися противу рускимъ княземь, и мы без них кушаимся на вежах ихъ ударити». (Ипат.1183).

2. Игорь испугался "сорома" пуще смерти. Прослыть трусом для него оказалось страшнее, чем дружину погубить.

    Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3:34)

    "Не сказал: Бог гордых оставляет, предоставляет самим себе, лишает Своей помощи, но говорит: «противится», – впрочем не в том смысле, будто Богу нужно ополчаться и бороться против гордого. Что может быть слабее гордого? Как лишившийся зрения беззащитен от всякой обиды, так и гордый, который не знает Господа (а «начало гордыни, – говорит Премудрый, – удаление человека от Господа» (Сир.10:14)), лишившись этого света, легко преодолевается и людьми..."

    ---
    Толкование свт. Иоанна Златоуста на Притч. 3:34
С этого момента начинается по летописи "начало гордыни" Игоря, отступление его от Господа. Возвращается к нему расположение Господа только после его покаянной речи.
В СПИ же войско Игоря погружается в тьму во время затмения Солнца и выходит на свет только направляясь к Пирогощей. Соглашусь здесь с А.Н.Ужанковым. Что по летописи, что в СПИ, оба автора клирики, важен именно христианский аспект покаяния, наказания гордыни.

краевед писал(а): Интересен взгляд Приселкова на то. что Игорь хотел упредить летний поход Святослава на половцев. Как известно, Святослав ранней весной ходил в землю вятичей, собирать войско для летнего похода.

Перечитайте этот отрывок ещё раз и в расширенном варианте. Там и про Нездиловича слово, и про расчёт на ослабление половцев, и про то что Святославу не доложили, а ушли в тайне. Какое же это "совместное действие"???

краевед писал(а): Какую же цель похода преследовал Игорь, чтобы упредить поход Святослава? Скорее всего поход предполагался не на Кончака, а на кочевья поорельских половцев в качестве укрепления союза с Кончаком, пытавшегося распространить свое влияние не только на Дону, но и на Орели. Конечно же, Кончак как один из участников окружения Игорева войска не мог открыто выступить на стороне Игоря, против половцев, но сделал все возможное, чтобы спасти Игоря и его сына, будущего зятя, хотя исходя из летописного рассказа сватами Игорь и Кончак стали еще до похода 1185 г., скорее всего в 1180 г. когда было проиграно сражение за киевское княжение.

Соглашусь по поводу места сватовства усобица 1180. Очевидно так и было. Только думаю, что это было изначальным договором, чтобы привлечь половцев. С самого же начала этой усобицы Игорь от них не отходит.
    "Половци же испросиша у Святослава Игоря ать ляжеть с ними по Лобьску. Святослав же отпусти..." (Ипат.1180)
Что же касается "упреждения" похода, то сам контекст летописи это опровергает, Святослав НЕ знал, что его братия ушла без него "шли суть на половци, утаившеся его".

В СПИ тоже самое : " «О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати..." - упрёк за несвоевременное действие.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 23 дек 2020, 00:53

Прежде всего, уважаемый Лемурий, хочу отметить. что сам М.Д.Приселков писал: "Поход Черниговских князей во главе с Игорем должен был предупредить летний поход на Дон Святослава...". Приселков М.Д. "Слово о полку Игореве" как исторический источник.//Историк-марксист, 1938, №6, С.119
Возникает вполне резонный вопрос. почему Игорь должен был своим походом предупредить поход Святослава на Дон? Совершенно очевидно. что поход Святослава предполагался на кочевья донских половцев. которых возглавлял Кончак. Видимо, поход Игоря имел целью сорвать планы Святослава и не дать ему возможности совершить поход на Кончака, что говорит о том, что к 1185 г. Игорь и Кончак были союзниками и поход Игоря был направлен не на Кончака. Естественно, отправляясь в поход Игорь не думал о погублении своей дружины. тем не менее расстановка сил в степи ему была неизвестна, была предпринята только ближняя разведка с целью обнаружения половецких кочевий. Относительно сообщения Ипатьевской летописи о начале похода. этот фрагмент можно прочесть несколько по другому: "Игорь же рече: "с братьею своею оже ны будетъ не бившеся возворотится. то соромъ ны будетъ пуще смрти...". Из летописного сообщения неясно. встретились ли Игорь с Всеволодом на условленном месте у Оскола, где Игорь ждал Всеволода: "тотъ бяше шелъ другимъ путемъ из Курьска...".
Вполне возможен вариант, что Всеволод опередил Игоря и пока тот его ждал два дня пришел к половецкому пограничью даже раньше и именно его воинов и встретила сторожа: "ваши (Хл.л. наши) ратници соз доспехомъ ездятъ", т.е. уже иготовились к бою. Тем не менее расстановка сил в степи не давала надежды на неожиданное нападение, почему и так странно выглядит ответ разведки. Игорь зная, что Всеволод в любом случае продолжит поход, потому и сказал, что если вместе с братом не пойдет на половцев. возвращение домой станет позором для него и решил продолжить поход.
Отступление от Господа Игорем произошло скорее всего с ответом боярам, во время солнечного затмения, которое по мнению летописца было послано Игорю Господом. как недобрый знак. Игорь проигнорировал знамение, посланное Богом, усомнившись в силе Господа: "а намъ что створитъ Богъ или на добро или на наше зло а то же намъ видити...". Тоже соглашаясь с трактовкой солнечного затмения А.Н.Ужанкова. соглашусь с ним, что следует читать: "а то женамъ видити", что нашло свое отражение и в "Слове": "жены рускыя всплакашась аркучи...".
Ни о каких совместных действиях Святослава и Игоря я не писал. а скорее всего все было наоборот. Игорь узнав от Святослава, что готовится крупный поход на Кончака и о походе Романа Нездиловича, который мог отвлечь силы половцев он вскоре выступил в поход, скорее всего к Орели.
Участие половцев на стороне Ольговичей в межкняжеских конфликтах к 1180 г. стало уже традицией и Ярослав Черниговский, возможно, более, чем Игорь поддерживал тесные связи с половецкими ханами.
Контекст рассказа Ипат. л. как раз заставляет предполагать. что Святослав идя в вятичи, чтоб собрать войско для летнего похода мог сообщить Игорю о своих намерениях идти летом на Кончака. Рассказ о возвращении Святослава о возвращении его из вятичей дает повод предположить. что Святослав идя туда встречался с Игорем. который сразу же ушел в поход по отбытию Святослава: "Яко возворотися Святославъ и быс оу Новгорода-Северьского и слышалъ о братьи своеи оже шли соуть на половци оутаившеся его и не любо быс емоу...".
Создается полное впечатление. что поход Святослава в верховые русские земли пролегал через НовгородСеверский, где он виделся с Игорем. Возвращаясь назад он узнал. что Игорь скрыл от него свои намерения и отправился в поход. Думаю. основной причиной. побудившей Игоря отправиться в поход и было предупредить летний поход Святослава на свата Игоря Кончака.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1317
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Потручатися

Сообщение краевед » 23 дек 2020, 15:02

Лемурий писал(а):Вот ещё одно "тёмное" слово:

    "Потручатися — ударяться (?) (1): Ту ся копіемъ приламати, ту с я саблямъ потручяти о шеломы Половецкыя, на рѣцѣ на Каялѣ, у Дону Великаго.

    Переводы. Первые издатели, В. А. Жуковский, Д. Н. Дубенский: „притупиться“. А. К. Югов: „позвяцати“. Д. С. Лихачев (объяснит. перевод): „побиться“. В. И. Стеллецкий: „пощербиться“.

    Ср. Даль (ТСЖВЯ): Потручати — притупиться, изломаться, известись от труда, трения. Срезн. (Матер.): Потручатися — стучать, бить. Гринченко (Сл. укр. мови): Потручати — потолкать.

    Ср. Л. А. Булаховский („Сл. о п. Иг.“ как памятник древнерусского языка. В кн.: „Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, стр. 149): „...вряд ли верно переводить это слово «стучать, бить» („бить“ ведь переходный глагол). Параллель слову в его корневой части представляет польск. trącać «толкать, ударять; задевать». Укр. потручати значит «потолкать»; ср. втручатися «вмешиваться» и трутити (сов. вид), тручати (несов. вид) «толкнуть; толкать, пихать». Образование в «Слове» — несовершенного вида, но от неперфективной основы“.

    ◊ Ся потручяти — неопр. форма; возвр.
    "(СССПИ "Потручатися")
До Булаховский 1950:149 об этом редком польском слове в СПИ писал:

:arrow: Гонсиоровский Осип Осипович Заметки о Слове о полку Игореве//[Соч.] О. Гонсиоровского, СПб, 1884, С.26

Причём, сравнивая звук от этого глагола в польском языке со звоном бокалов, продолжение метафоры битвы пира: ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбріи русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую.

Казалось бы откуда Автор мог знать это редкое польское слово? А всё очень просто, оттуда же откуда и помощь ляшская по мановению руки:

    "Сын Изяслава — Мстислав был женат на дочери Болеслава III — Агнессе; от их брака родился упоминаемый в С. Роман Мстиславич, князь волынский, а с 1199 и галицкий. Др. сын Изяслава — Ярослав был луцким князем; упоминаемые в С. Ингварь и Всеволод — его сыновья. На дочери Изяслава — Евдокии был женат польск. король Мешко III Старый." (ЭСПИ "Поляки")
Митрополит при Изяславе Мстиславиче Климент Смолятич оставался духовником и при его детях Мстиславе и Ярославе.


В Словнику Української мови// Академічний тлумачний словник (1970 - 1980), уважаемый Лемурий, есть и такие толкования как 1. Штовхати //Гнати 2. Переносно - Спонукати до певної дії, поведінки.
Думаю. что наиболее вероятным в данном случае все же действительно есть звон. перезвон бокалов, что более всего связано со свадебным пиром, нежели с переносным значением кровавой битвы между сватами.
Словоформа "потручати" могла быть специально введена автором в древнерусский текст с целью показать происхождение автора. выходца из галичских земель как указание на местный диалект польского происхождения, что вовсе не удивительно. т.к. эти земли находились на стыке языковых культур и многие языковые заимствования между польским и русским языком наблюдаются и в наше время. Упоминание о городе Плесенске в "Слове" можно отнести так же к желанию автора "Слова" намекнуть на свое галичское происхождение.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1317
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Потручатися

Сообщение Лемурий » 23 дек 2020, 17:05

краевед писал(а):Словоформа "потручати" могла быть специально введена автором в древнерусский текст с целью показать происхождение автора. выходца из галичских земель как указание на местный диалект польского происхождения, что вовсе не удивительно. т.к. эти земли находились на стыке языковых культур и многие языковые заимствования между польским и русским языком наблюдаются и в наше время.

Изображение
Гонсиоровский Осип Осипович Заметки о Слове о полку Игореве//[Соч.] О. Гонсиоровского, СПб, 1884, С.26

Откуда появилось это редкое польское слово в СПИ писал выше.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 дек 2020, 17:28

краевед писал(а):Возникает вполне резонный вопрос. почему Игорь должен был своим походом предупредить поход Святослава на Дон? Совершенно очевидно. что поход Святослава предполагался на кочевья донских половцев. которых возглавлял Кончак. Видимо, поход Игоря имел целью сорвать планы Святослава и не дать ему возможности совершить поход на Кончака, что говорит о том, что к 1185 г. Игорь и Кончак были союзниками и поход Игоря был направлен не на Кончака. Естественно, отправляясь в поход Игорь не думал о погублении своей дружины. тем не менее расстановка сил в степи ему была неизвестна, была предпринята только ближняя разведка с целью обнаружения половецких кочевий.

Масштабы войска, уважаемый краевед, указывают, что поход был не для разведки и не для свадебного пира:

    Тогда половцы, видя главнаго предводителя в руках своих, жестоко напали, стреляя из тмочисленных луков и самострелов. Таже с копьи и сабли, въехав в утомленные полки русские, многих порубили, а достальных с князи разобрали по рукам более 5000. Тако кончися сей несчасливый бой во вторую неделю Пасхи...
    -------
    Татищев В.Н. История Российская, т. III, М.-Л. 1964, С.136

краевед писал(а):Создается полное впечатление. что поход Святослава в верховые русские земли пролегал через Новгород-Северский, где он виделся с Игорем. Возвращаясь назад он узнал. что Игорь скрыл от него свои намерения и отправился в поход. Думаю. основной причиной. побудившей Игоря отправиться в поход и было предупредить летний поход Святослава на свата Игоря Кончака.

Это было бы логично, Святослав сказал Игорю про выступление Романа Нездиловича, тот собрал свою братию как в 1183, чтобы без защитников "кушаимся на вежах ихъ ударити".
Только где находился Корачев? "...въ вятичѣ хъ Корачеву... — Ныне город Карачев, κ востоку от Брянска. Проложите от Киева дорогу к Карачеву и сами увидите в какой стороне останется Новгород-Северский.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 23 дек 2020, 18:40

Уважаемый Лемурий, если это даже не свадебное путешествие. то во всяком случае и не набег на ближайшие кочевья половцев. обычно Игорь, идя в набег справлялся своим полком или усиливал его полком Всеволода.
Скорее всего, речь идет о довольно крупном военном походе. целью которого было сорвать планы летнего похода на Дон Святослава. который в первую очередь планировался против Кончака.
Что же касается пути Святослава в Карачев. наиболее вероятное направление движения Святослава было или вдоль берега Десны или же по льду Десны на санях, т.к. летописец упоминает на обратное движение Святослава из Карачева в лодьях по Десне. Вполне логично предположить, что и поход в Карачев пролегал по Десне.
Не знаю. какой вы город имели ввиду под Карачевом, но вятичский Карачев располагается от Брянска на расстоянии не более пятидесяти км. к юговостоку от Брянска. Наиболее вероятный маршрут Святослава должен был быть по Десне, что позволяло Святославу посетить и Новгород-Северский и Трубчевск, уделы своих двоюродных братьев
Игоря и Всеволода. Сообщение о походе Романа Нездиловича могло подстегнуть Игоря отправится в поход немедля.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1317
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Говоры смоленского княжества

Сообщение Лемурий » 23 дек 2020, 21:04

краевед писал(а):Упоминание о городе Плеснеске в "Слове" можно отнести так же к желанию автора "Слова" намекнуть на свое галичское происхождение.

Помимо Плеснеска, уважаемый краевед, Автор называет и Киев, и Путивль, и Полоцк, но душой радеет за Переяславль вернее за торговые пути, через него идущие на Русь. А также, иносказательно, поминает времена когда Гречник шёл через Торопец. Но разве упоминание топонима может быть аргументом в пользу происхождения Автора? НЕТ. А аргументом являться может только язык "Слова", состоящий из слов, характерных для той или иной местности.

:arrow: Козырев В.А. Словарные параллели к лексике «Слова о полку Игореве» в современных брянских и других народных говорах // Брянские говоры: Сб. науч. статей. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975, вып. 3, с. 56—14

:arrow: Козырев В.А. Словарный состав «Слова о полку Игореве» и лексика современных русских народных говоров // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 93—103

:arrow: Лихачев Д. С. Новгородские черты в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — Т.38., с. 509-513

:arrow: Николаев Сергей Львович Лексическая стратификация “Слова о полку Игореве” // Slověne №2, 2014

:arrow: Николаев Сергей Львович «Слово о полку Игореве»: реконструкция стихотворного текста, §7.3. Торопецко-селижаровское склонение а- основ как аналог системе «Слова о полку Игореве», 2018, С.114-115

:arrow: НГ: Словарный состав СПИ в смоленских говорах

Итого: брянский язык (Козырев), торопецко-селижаровский (Николаев), смоленский (НГ) располагались в смоленском княжестве. Поэтому Автор и обращается к двум смоленским князьям "господина" (2), поскольку:

    "Но о писании моем воспоминаю, иже къ князю твоему [Ростиславу Мстиславичу - отцу Рюрика и Давыда], к моему же напрѣсну господину..."
    ----
    Послание Климента Смолятича

Срезн.
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 дек 2020, 21:29

краевед писал(а):Скорее всего, речь идет о довольно крупном военном походе. целью которого было сорвать планы летнего похода на Дон Святослава. который в первую очередь планировался против Кончака.

Т.е. Вы хотите сказать, что Кончак выманил часть русского войска, а Игорь ему в этом помогал? Если уж хотите оправдать Игоря, то единственное благородное оправдание его действиям - нежелание сватать сына за дочь половецкого хана. Нападением на вежи Кончака он бы спровоцировал расторжение предварительной договоренности. Поэтому была попытка и в 1183, и в 1185, хотя больше похоже на изначально неблагородный план:

«Половци оборотилися противу рускимъ княземь, и мы без них кушаимся на вежах ихъ ударити» = Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена.

краевед писал(а):Не знаю. какой вы город имели ввиду под Карачевом, но вятичский Карачев располагается от Брянска на расстоянии не более пятидесяти км. к юговостоку от Брянска. Наиболее вероятный маршрут Святослава должен был быть по Десне, что позволяло Святославу посетить и Новгород-Северский и Трубчевск, уделы своих двоюродных братьев
Игоря и Всеволода. Сообщение о походе Романа Нездиловича могло подстегнуть Игоря отправится в поход немедля.

Конечно, уважаемый краевед, Вы ПРАВЫ. Кто из нас "краевед" в конце концов? Киев - Чернигов - Новгород-Северский - Карачев в одном направлении.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 23 дек 2020, 22:23

Кончак, уважаемый Лемурий, не выманивал часть русского войска, как я понял, Вы под этой частью имели ввиду войско Игоря. Игорь не собирался нападать на кочевья Кончака. равно как. и не собирался разрывать договор с Кончаком о будущей свадьбе своего сына и Кончаковны. Выход в самостоятельный поход - выполнение союзнических обязательств перед Кончаком с целью помешать Святославу пойти в летний поход на Дон. равно и на Кончака и его орду. Поход 1184 г., когда Игорь пошел в поход. воспользовавшись походом Святослава и Рюрика. с целью напасть на незащищенные вежи был направлен на поорельских половцев. т.к. Игорь хотел идти по Муравскому шляху, идя к нему по Лосицкой дороге. которая его пересекала. т.к. его путь пролегал через Мерлу.
Я думаю. что одной из частей договора было совместное нападение Игоря и Кончака на Переяславль, как это считал А.Л.Никитин. Желание Игоря вполне понятно, он еще не забыл 1174 г., когда сумел отбить у Кончака переяславский полон, а в 1183 г. за это был щедро вознагражден Владимиром Глебовичем. который из-за распри при совместном походе пограбил его земли. Взятие Игорем переяславского города Глебова являлась лишь частью жестокой мести Владимиру Глебовичу за пограбление своих земель. Окончательной целью Игоря при поддержке Кончака могло быть все Переяславское княжество, которое могло быть присоединено к Черниговским землям при поддержке Ярославом Черниговским. К тому времени значительная часть Переяславской земли с городом Донцом и его окрестностями входило уже в состав Черниговских земель.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1317
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 дек 2020, 01:31

краевед писал(а):Я думаю. что одной из частей договора было совместное нападение Игоря и Кончака на Переяславль, как это считал А.Л.Никитин...

Это, уважаемый краевед, просто алогично. Кончак и Игорь в 1185 были соперники. Союзниками они были в 1180-м. Приведите цитату А.Л.Никитина, не знаю как такое можно было написать, надо контекст видеть.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 27 дек 2020, 23:17

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Я думаю. что одной из частей договора было совместное нападение Игоря и Кончака на Переяславль, как это считал А.Л.Никитин...

Это, уважаемый краевед, просто алогично. Кончак и Игорь в 1185 были соперники. Союзниками они были в 1180-м. Приведите цитату А.Л.Никитина, не знаю как такое можно было написать, надо контекст видеть.


Я пришел к такому выводу, уважаемый Лемурий, т.к. в одной из работ А.Никитина возможность совместного похода Игоря и Кончака рассматривалась. Обязатально поищу среди своих записей из работ Никитина о такой возможности развития событий весной 1185 г. Просто так я бы не упоминал о А.Никитине как авторе такой гипотезы.
Вот нашел одну запись из работы А.Л.Никитина, писавшего, что земля переяславская претерпела от Игоря, который решил отомстить Владимиру Глебовичу: "за набег того в 1183 г., а затем от Кончака, свата Игоря, т.е. в конечном счете, опять же от Игоря, сводившего счеты с недругом с помощью половцев". А.Л.Никитин. Поход Игоря: поэзия и реальность// Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 1. XI - XVI в., АН СССР. Институт мировой литературы им. А.М.Горького, С.126
Вообще-то все выглядит не так уж и алогично, как Вы пишете. Действительно, в свадебный поход не ходят в количестве 5.000 как минимум всадников. Значит такое количество войска предназначалось для чего-то другого.
После так называемого захвата веж. что предстает как инсценировка боя, а на самом деле являлось свадебным обрядом умыкновения невесты, должен был состояться совместный поход на Переяславль соединенных сил войск черниговских князей и половцев Кончака, но раньше Кончака на свадебных вежах оказался противник Игоря Гза, который тоже хотел отмщения за обиду 1169 г. от стпршего брата Игоря и Всеволода Олега. захватившего в набеге жену и детей Гзы.
Вполне однозначно на возможность того, что между Игорем и Кончаком к 1185 г. наметилось скорее укрепление дружеских отношений нежели их разрыва, пишет И.Н.Данилевский: "Если подытожить признаки дружеских отношений в 1185 г. между Кончаком и Игорем, то мы получим следующее.
Игорь не нападал на юрт Кончака. Кончак не организовывал окружение Игоря... Создается полное впечатление, что прав А.Л.Никитин, полагавший. что целью поездки Игоря в Степь был вовсе не военный поход, а подготовка к свадьбе". Данилевский И.Н. Русская земля глазами современников и потомков (XII - XIV вв.)// Москва, Аспектпресс, 2000, С.48
К 1185 г. Кончак и Игорь были вовсе не соперники, а сваты.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1317
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 31 дек 2020, 21:17

Уважаемый краевед, оставьте эту версию про то, что в 1185 году Игорь и Кончак могли быть союзниками. Более 5 тыс ополчением в гости к "союзнику" не ходят, детей и жён на кибитки не грузят, узорочье половецкое ладам на забаву как трофеи не собирают... оставьте эту версию с Старом Году.

С наступающим 2021 годом!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 31 дек 2020, 23:49

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, оставьте эту версию про то, что в 1185 году Игорь и Кончак могли быть союзниками. Более 5 тыс ополчением в гости к "союзнику" не ходят, детей и жён на кибитки не грузят, узорочье половецкое ладам на забаву как трофеи не собирают... оставьте эту версию с Старом Году.

С наступающим 2021 годом!


Уважаемый Лемурий, Ярослав Всеволодович вел даже большую прополовкцкую политику. тем более в отношениях с донскими половцами, чем сам Игорь. Если бы Игорь шел в половецкую землю с целью нападения на орду Кончака, то он бы не дождался "черниговской помощи" от Ярослава. Еще в 1185 г. перед походом Игоря при отражении нападения Кончака на Переяславское княжество, хотя в сущности нападения не было, Кончак пришел судя по летописным сообщениям просить мира, на что откликнулся Ярослав, послав к Кончаку своих ковуев воглаве с Ольстином Олексичем. Интересно. зачем он это сделал? Возможно, чтобы затем на это сославшись. отказать Святославу в участии войска своего княжества в отражении нападения Кончака. К 1185 г. Черниговские князья, в том числе и Игорь были союзниками донских половцев. Даже такой развернутый рассказ о походе Игоря
как сообщение о походе Игоря в 1185 г. Ипат. л. не дает окончательного ответа на вопросы. связанные как с самой целью похода, его датировкой, так и с его географией, оставляя исследователям широкое поле для размышлений. "Слово" как исторический источник рисует первый удачный бой как нападение на красных девок половецких и захват половецкого скарба, который, кстати был захвачен с девками половецкими. Все это напоминает скорее всего элементы свадебного обряда с получением приданого. чем с просто ограбления веж. Обычно основной добычей при набегах на половецкие кочевья была скотина, кони и плененные половцы с целью получения последующего выкупа. А здесь основной целью русского войска оказываются "красныя девкы половецкыя" с их убранством, что можно рассматривать как основную цель похода Игоря исходя из контекста "Слова".

Вас также с наступающим Новым 2021 годом и с Новыми Открытиями!
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1317
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 31 янв 2021, 09:55

Здравствуйте , Лемурий!
В « Слове…» система отсчета времени начинается с определенных событий ,отвечающих на вопрос «Чей ты ,какого рода, племени?» . За начальную первую точку времени принято событие сотворение мира и первочеловека, у давних предков Игоря.
«Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;»
Стартовое событие указывает на точку запуска процесса. Тотемические образы лебедя и сокола, как первопредков племени наиболее архаичные в древнем мировоззрении и связаны с мифом о первородном яйце. Мир у языческих предков Игоря из племени не сотворён, как у христиан, а появляется из яйца. Все мужчины племени считали своим предком одну птицу – сокола, а женщины другую – лебедя. Тотемические пережитки, связанные с первопредками, лебедями, соколами передавались из поколения к поколению и остались в сказках, свадебных обрядовых песнях, где жених - сокол, а невеста – лебедь.
«Летал сокол по крутым горам,
Искал сокол лебединые стада».
«Ты Сокол Соколович
Да ты летал перелётывал,
Да замечал себе лебёдушку».
В мифах лебединые девы прилетают к реке, морю и сбрасывают лебединое оперение, превращаясь в девиц , купаются в воде. Здесь на них налетают юноши- соколы.
«вступила девою на землю Трояню,
въсплескала лебедиными крылы
на синемъ море у Дону;»
Время сохранило целостную картину воспоминаний автора, что языческие боги пребывают у истоков реки или устья в море. На основании этой формулы можно предположить, что речь идёт о реке соединяющей по вертикали три зоны мироздания ( мир богов, людей и подземный мир) наподобие индийской Ганги. Упоминание одновременно и горы «рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.»
как обиталища богов, дополняет картину мира.
Главная цель малочисленного племени предков Игоря «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей» выжить и продолжить род. Воля к жизни – это секс, похоть, размножение. А у христианских монахов обет безбрачия, они отказываются от создания семьи, похоти, чтобы посвятить себя Богу и не отвлекаться на мирские заботы. Обособляются два мира: высокий духовный и обычный мирской.
Так и Боян отрекается от брака и отдает себя литературной деятельности
«Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше,
нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.»

. Автор Боян показывает, что похоть лишает человека разума «Спалъ князю умь
похоти,
и жалость ему знамение заступи»
, происходит затмение разума, как затмение солнца.

По мере исторического развития род Игоря утратил запрет на убийство тотемных животных
«и полете соколомъ подъ мьглами,
избивая гуси и лебеди
завтроку,
и обеду,
и ужине.»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1297
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 фев 2021, 15:01

Добрый день, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):В « Слове…» система отсчета времени начинается с определенных событий ,отвечающих на вопрос «Чей ты ,какого рода, племени?» ... Тотемические образы лебедя и сокола, как первопредков племени наиболее архаичные в древнем мировоззрении и связаны с мифом о первородном яйце. Мир у языческих предков Игоря из племени не сотворён, как у христиан, а появляется из яйца. Все мужчины племени считали своим предком одну птицу – сокола, а женщины другую – лебедя. Тотемические пережитки, связанные с первопредками, лебедями, соколами передавались из поколения к поколению и остались в сказках, свадебных обрядовых песнях, где жених - сокол, а невеста – лебедь...

Интересное замечание, а можно ссылку? Система отчёта времени в СПИ не просто христианская, а философская, требующая библейских толкований.

На седьмомъ вѣцѣ Трояни = "Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ..." (Кирик Новгородец Учение имже ведати человеку числа всех лет л.344 о 6644 (1136) годе.

Отчёт Автор ведёт не от Адама, а от Трояна почему? Да потому, что все кто занимается братоубийственными усобицами, как то Всеслав Полоцкий (жатва плевел на Немиге), Олег Гориславич:

    "Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше... Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась..."
Все они отходят от христианских заповедей, следовательно попадают в язычество. Обращаю внимание на контекст "Тогда при Олзѣ Гориславличи... погибашеть жизнь Даждьбожа внука" разве при Олеге Гориславичи было языческое время? НЕТ. Христианское. Но почему тогда русичи названы потомками языческого солярного бога? Именно потому, что отошли от заповедей "не убий","возлюби ближнего твоего, как самого себя". Но почему именно ВНУКА? На это ответило вновь обретённое Слово:

    "Чему мя человѣче не умѣеши чтити... почто мя не чтиши человѣче. а язъ твои Богъ. а язъ твои црь. а язъ же твои дѣдъ. а язъ же твои отецъ... аще ли мя зовеши царем. то чему мя нечтиши с боязнью, якож земному царю служатъ слугы. аще ли мя творною прадѣдом или дѣдом себѣ. то чему мя нечтиши. якож добре уницы прадѣды и дѣды чтят..."(Слово святыхъ отьць о постѣ и о востании церковнаго чину)
Христиане = "мы теперь дети Божии"(Ин.3:2)
"Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь..."(ПКС)

Соблюдаешь заповеди - сын солнца праведного, отходишь - внук бога солнца языческого времени.

Zinchenko_tanya писал(а):Главная цель малочисленного племени предков Игоря «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей» выжить и продолжить род. Воля к жизни – это секс, похоть, размножение. А у христианских монахов обет безбрачия, они отказываются от создания семьи, похоти, чтобы посвятить себя Богу и не отвлекаться на мирские заботы. Обособляются два мира: высокий духовный и обычный мирской.
Так и Боян отрекается от брака и отдает себя литературной деятельности ... Автор Боян показывает, что похоть лишает человека разума «Спалъ князю умь похоти, и жалость ему знамение заступи» , происходит затмение разума, как затмение солнца...

Словосочетанием "мысленное древо" Автор (не Боян, конечно, но о творчестве оного упоминающий) показывает, что будет писать о Бояне метафорами, требующими толкования.

Изображение
Никольский Н.К. «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в.» СПб., 1892, прим. с.94

Не соколы, а персты, не лебеди, а струны, не "рища ... на горы", а "Горы ж суть Христовы заповѣди святых апостолъ и пророкъ и святых отецъ... въбѣжим на горы ж есть покаяніе...." (Слово о посте, см.выше).

А про "похоть" в "Заветы патриарха Иуды сыновьям своим" читайте:

    "И потемнѣ ми сердце похотïю и прѣступивъ заповѣдь Господню ..."(источник)

Zinchenko_tanya писал(а): По мере исторического развития род Игоря утратил запрет на убийство тотемных животных "....избивая гуси и лебеди завтроку, и обеду, и ужине.»

Да и не было у никогда у него такого "запрета". Метафоры намного глубже и мудрей, если они библейские.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22711
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

cron