Страница 22 из 184

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 14 май 2011, 17:18
sasha a
Лемурий писал(а):Сивка-Бурка "ВЛАДЕЮЩАЯ ДАРОМ ПРЕДСКАЗАНИЯ" Оригинально... :D

Ну а 1-й пример из Временник монаха Георгия (Амартола) ?

КРИНИЦА
Истиньная книгъ сихъ написание деяний, оуставление и временъ венца. Им деяние ветхыихъ и дела, и наития бывших и сътворившим ся вьсяко оучити ся хотя сихъ книгъ проходи написание разоумъ оуставленъ. Да не утаит ся ничтоже, яко оуставиша тыя неведущихъ имея. И мневыи вещем его горазнестания. Си речь гронографъ нарицаемъ. Георгия мниха.


ВЕЩЕМ - это существительное, переводится как "суть, свойство, материальная ценность". Я приводила примеры из ПВЛ.

ВЕЩАЯ КАУРКА - здесь прилагательное, причем притяжательное прилагательное: чья каурка - вещая, принадлежащая вещуну (в значении волшебника, чародея, предсказателя). Если помните, бурка-каурка - существо необузданное, его можно подчинить только с помощью заклинания.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 14 май 2011, 17:35
Лемурий
sasha a писал(а):ВЕЩАЯ КАУРКА - здесь прилагательное, причем притяжательное прилагательное: чья каурка - вещая, принадлежащая вещуну (в значении волшебника, чародея, предсказателя). Если помните, бурка-каурка - существо необузданное, его можно подчинить только с помощью заклинания.

Срочно переписывайте с Keil историю Древней Руси. Единъ из Вещего Олега колдуна и волхва сделал, вторая из "Хороброго Пересвѣта" "вещуна (в значении волшебника, чародея, предсказателя)"... Окститесь, языческие силы!!! :D

Достаточно перевести заглавие Криницы.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 17 май 2011, 15:21
Лемурий
Добрый день, Татьяна! Вы тему обсуждения про "мотивы, связанные с идеей пространственно-временно́го следования", случайно не из этого издания заимствовали:

Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». Wien, 1984. (Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 12) [Рец.: Lenhoff G. // Russian Review. 1986. Vol. 45. N 1. P. 47—49 ?

Zinchenko_tanya писал(а):Откровение Иоанна Богослова завершает собой христианскую Библию . Это предсказание цепи грядущих трагических событий « Суда Божия» о том что настанет время , и Бог положит всем этим державам предел , установив на земле своё царство. Припевка вещего Бояна « Ни хытру, ни горазду , ни птицу горазду суда Божия не минути» теснейшем образом связана с апокалиптикой , пророчеством о конце мира . Апокалипсис - замысел Божий .

Вы тоже видите с "Суде Божьем" Бояна свидетельство его христианского мировоззрения? Уже проще, идем далее.

Zinchenko_tanya писал(а):Мотив « не по замышление Бояню, Боян бо вещий» сам по себе как будто непритязательный, может задавать целый пучок дальнейших значений, а его собственный глубинный смысл откроется лишь «обратным» путем, через осмысление всего сюжета с его развязкой

Не случайно обратил внимание на применение прилагательного "вещий" к "гораздьньствию" (опытность, знание) мниха Георгия, составителя книг временнЫх и образных.

Срезн.
Изображение

см. Истрин В. М. Книги временные и образные Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе, т. I, Пг., 1920

Дело в том, что мних Георгий (Амартола) и Никон Великий (Боян) оба ЛЕТОПИСЦЫ, "ве(ду)щие" в делах давно минувших дней, а не "колдующих" на будущие события...

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 18 май 2011, 06:33
Zinchenko_tanya
Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий писал :Вы тему обсуждения про "мотивы, связанные с идеей пространственно-временно́го следования", случайно не из этого издания заимствовали».
Лемурий, у меня своих идей много. Так , что ни у кого и ничего не заимствую.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 18 май 2011, 07:45
Zinchenko_tanya
Лемурий писал: «Вы тоже видите с "Суде Божьем" Бояна свидетельство его христианского мировоззрения? Уже проще, идем далее.»
Смею Вас уверить , дальше проще не будет .
«… не по замышлению Бояню» о «замысле Божьим», автор говорит не прямо, а зашифрованными притчами. О двух я писала « Притча о сеятеле» и « Притча о зерне горчичном».
Текст «О, Бояне соловию старого времени»и «Тогда врани не граяхуть, галицы помлекоша, сороки не троскотоша… соловия веселыми песнями светъ поведают». Вороны , галки , сороки, заслышав песни «соловья», который возносит хвалу Богу, тотчас умолкают и хотят слушать, как другие прославляют Господа . Служение Богу начинается со слушания и повторения . Для выражения чувств наших к Богу даны нам разные молитвы. В хвалебных молитвах мы ничего не просим у Бога, а только славим его. Производится она по окончании дела в знак благодарности Игоря Богу за его милость .
В этом духовном мире нет разницы между птицами и людьми. В духовном мире даже деревья имеют душу. Природным объектам даруется способность не только производить действия свойственные человеку , но и даже переживать чувства , которые испытывает герой произведения.
«Настья услыхала, зелёная дубрава и та испужалась ,ветви опустила , листия обронила … и та испужалась ручки опустила, золотые перстни обронила».
В «Слове…» «сигналы» растительного и животного мира отождествляются на функциональном уровне . « Ничить трава жалощами . а древо с тугою къ земли преклонилось». «А древо не бологомъ листие срони».

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 18 май 2011, 08:15
Лемурий
Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий, у меня своих идей много. Так , что ни у кого и ничего не заимствую.

Доброе утро, Татьяна! Это не "упрёка" ради, но интереса сравнения похожих версий...

Zinchenko_tanya писал(а):В духовном мире даже деревья имеют душу... В «Слове…» «сигналы» растительного и животного мира отождествляются на функциональном уровне . « Ничить трава жалощами . а древо с тугою къ земли преклонилось». «А древо не бологомъ листие срони».

Про метафоры душевного сопричастия природы в СПИ к людскому горю - СОГЛАСЕН. Токмо не в отрывке: «А древо не бологомъ листие срони», где речь идет о генеалогическом древе Ольговичей.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 18 май 2011, 08:30
Zinchenko_tanya
Лемурий ,не забывайте о многозначности текста «Слова …».В природе деревья сбрасывают листья с наступлением неблагоприятных периодов вегетации - резких понижениях температуры, засухе, недостатке питания и т.д. .

СПИ и кузнечное дело

СообщениеДобавлено: 18 май 2011, 08:40
Лемурий
Из интересных находок исследователей СПИ:

"иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ..."

Все усилия толкователей подыскать в древнерусской книжности параллели к "истягну", дающие желательный им смысл "стянул", оказались безуспешны, как и попытки видеть конструкцию с повтором "и стягну и поостри" (В. Миллер, Потебня) или украинизм - iст (Чапленко) - явные модернизмы. Утолстившееся, притупленное от долгого употребления лезвее стального орудия (топора, косы) кузнец разогревает на огне и отковывает тоньше - оттягивает (совр. технический термин), вытягивает, а затем оттачивает на бруске. Здесь - образ из кузнечного дела, и оба глагола "истягнути - поострити", без насилия на их основным значением, выступают в профессионально-реалистическом смысле. Этот излюбленный технический образ у автора встречается и в других местах: "Олегъ мечемъ крамолу коваше", "Начяша князи ... сами на себѣ крамолу ковати", "князи сами на себе крамолу коваху", "храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена".
---------
Тиунов И. Д. Несколько замечаний к "Слову о полку Игореве"// "Слово о полку Игореве". Сборник исследований и статей под ред. В.П. Адриановой-Перетц, М.— Л., 1950 г., с. 196

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 18 май 2011, 08:45
Лемурий
Zinchenko_tanya писал(а):В природе деревья сбрасывают листья с наступлением неблагоприятных периодов вегетации - резких понижениях температуры, засухе, недостатке питания и т.д. .

В СПИ не "деревья" (мн. ч.), а ◊ Древо — им. пад. ед. ч. в контексте о потерях в связи с неудачным походом Ольговичей.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 18 май 2011, 08:49
Zinchenko_tanya
Хорошая находка ! Молодец , Лемурий!!!Умница!

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 18 май 2011, 08:54
Zinchenko_tanya
Есть такой символ : упавший листок с дерева – чья- то оборвавшаяся жизнь .

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 19 май 2011, 09:24
Zinchenko_tanya
Здравствуйте , Лемурий!
Время и пространство в силу их универсальности формируют картину мира . В Центре мира осуществляется разрыв уровней, и одновременно происходит открытие пути вверх (в божественный мир) или вниз (в нижние области, в царство мертвых). Таким образом, три космических уровня - Земля, Небо, нижние области - оказываются сообщающимися. Такая Космическая Ось может находиться только в самом Центре Вселенной в образе мирового древа или мировой горы . В вертикальной оси выделялось только два компонента - верх и низ. Гора соединяет мир земной с миром небесным, а противоположность горе овраг , яруга в земле - довольно распространенная форма связи между средним и нижним миром .И я перехожу к третьему древу ,даже множеству деревьев « Уже бо беды его пасетъ птицъ по дубию, влъци горзу въстрожатъ по яругамъ орли клекотомъ на кости зверя зовутъ».Опускаемся в овраг (яругу) и пространство начинает сужаться .( Вспомните Ваши ощущения , когда Вы опускаетесь в метро .Пространство города исчезает и сужается до станции .) Под сужение пространства следует понимать нисходящие друг за другом образы в порядке от наиболее широкого объёма к более узкому . В «Слове…» автор сначала показывает панораму всего обитаемого пространства:
« Солнце светится на небеси, Игорь князь въ русской земли, девицы поют на Дунаи,- вьются голоси чрезъ море…» , затем отмечена середина пространств
«до Киева» и сужение
« по Боричеву» подъём от пристани к центру Киева.
И последний самый маленький образ иконы «… святой богородицы Пирогощей…». На ней и фиксируется главное внимание».
Так в Тропаре « Взыскание погибших», глас 7, говорится « Радуйся благодатная Богородице дево, во объятиях Своих Превечнаго Младенца носившая. Проси его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения твоя во благое исполнится. Сего ради и мы, припадающее, молимся и , надеющиеся на Тя, да не погибнем, имя твоё именуем : ты бо еси Владычице, Взыскание погибших».

Формула птица на дереве « птицъ по дубию» описывает ниспадения образов: падение орла с вершины на трупы животных на земле «орли клектомъ на кости зверя зовутъ». Далее ниспадающие образы продолжаются в тексте , уже ниже земли « влъци грозу въстрожатъ по яругамъ».Все ниспадающие ряды ведут к последнему моменту к сцене терзания плоти «на кости зверя зовутъ», а значит и смерти. Впадина , заполненная водой ,это море . Текст «Вступила девою на землю Трояню въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дона» представляет собой нисходящее движение с земли на море по вертикали, т. е. с мира земного в мир подземный, царство мёртвых. Центр мира моделировал трехчастную структуру Мира (вершина дерева и горы - верх, корни ,яруга ,море -низ), они могли быть и путем-дорогой «Трояновой тропой», по которой герои из среднего мира земли по центральной вертикали могли посещать верхний « тропу Торояню чресъ поля на горы»и нижний миры «Вступила девою на землю Трояню въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дона». Пространство может обладать теми или иными свойствами (расширяться или сужаться ), так или иначе «организовывать» действие произведения.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 20 май 2011, 09:49
Лемурий
Доброе утро, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Есть такой символ : упавший листок с дерева – чья-то оборвавшаяся жизнь .

Во-о-от! Теперь посмотрите контекст, где вокруг говорится лишь об Ольговичах, и скажите о каком Древе (ед.ч.) идет речь.

Zinchenko_tanya писал(а):Хорошая находка ! Молодец , Лемурий!!!Умница!

Ну "молодец" не Лемурий, а Тиунов И. Д., а потом всё не совсем так, как он пишет. Кузнеца вытягивает и отковывает тоньше ОДИН притупившийся предмет, а здесь Игорь вытягивает свой ум (замысел), а отковывает своё сердце.

Весь ГЕНИЙ Автора СПИ в неповторимой игре слов, пожалуй и через 200 лет у Данте такого не было.

Дело в том, что "стягнути умъ" - это идиома, означающая принять обдуманное решение.

"Умъ свои присно отъ суетьныхъ мыслии въстягаи, въспуштяи же къ господу горѣ... Изб. Св. 1076 г. - цит. СССПИ "Умъ"

А вот "истягнути" (=вытянуть) - это антоним к "стягнути", т.е. опять мы видим очередной пример "изнаночной" похвалы.

Zinchenko_tanya писал(а):В Центре мира осуществляется разрыв уровней, и одновременно происходит открытие пути вверх (в божественный мир) или вниз (в нижние области, в царство мертвых). Таким образом, три космических уровня - Земля, Небо, нижние области - оказываются сообщающимися...

Автор, конечно, Гений, но не до такой степени... :D Впрочем, чем многогранней алмаз, тем роскошнее игра света.

Zinchenko_tanya писал(а):Формула птица на дереве « птицъ по дубию» описывает ниспадения образов: падение орла с вершины на трупы животных на земле «орли клектомъ на кости зверя зовутъ». Далее ниспадающие образы продолжаются в тексте...

Ну так и Див/грифон на Древе сидит и ниспадает, однако его падение ни с какими трупами животных НЕ связано.

"Се" с последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем. Например:

Уже, княже, туга умь полонила: се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону.

т.е. схема такая: "следствие" се бо "причина".

Так и в этом отрывке:

Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса дивь на землю: се бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю.

т.е. врезался Див в землю, потому что потеряли русские злато, пал его хранитель...

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 21 май 2011, 10:21
Zinchenko_tanya
Здравствуйте , Лемурий!
Образ кузнечного дела, конечно, не случаен в «Слове…». К Вашим примерам"иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ..." "Олегъ мечемъ крамолу коваше", "Начяша князи ... сами на себѣ крамолу ковати", "князи сами на себе крамолу коваху", "храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена»
я бы добавила «в моём тереме златовресемъ» «медные кованые листы, с густой позолотой шли на покрытия куполов церквей или как в «Слове…» на покрытия княжеского «терема».
Кузнецы отковывали оружие и шлемы : «посклёпаны саблями калёными шеломы оврьскикыя» « мечи харалужные», «златым шеломомъ посвечивая» «железные … подъ шеломы латиньскими». Из железных пластин кузнецы клепали тульи, набивали медный лист, покрытый позолотой .
«Опуташи в путины железны»- оковать , то что сковывает, оковы рабства .Железные кольца с цепями .
Ещё к кузнечному делу я бы присоединила выражение « мосты мостите».
Образ кузнеца присутствует в мифах очень многих народов .Главная заслуга кузнеца в том , что он из без форменного куска металла (хаоса) создаёт ФОРМУ предмета. В мифах кузнец и демиург очень связанные между собой фигуры .Зима с древних времён соотносилась с кузнечным ремеслом мороз « мост мостит – без топора без клиньев, без под клиньев» т.е. сковывает реки льдом. Да и на землю накладывает железные оковы « начаша мосты мостите по болотамъ и грязевымъ местомъ». Морозит всю растительность « узорочье», уничтожает траву и цветы. Между зимой и летом идёт вражда. Все формы, порождённые кузнецом – зимой, разрушает лето . Святыми покровителями кузнечного искусства считались Кузьма и Демьян . Их день празднуется накануне зимы: отсюда поговорка “Кузьма - Демьян кузнец кует лед на земле и на водах”.

В духовном мире создателем формы является слово .Я скажу «стол» и.каждый человек будет создавать в уме свою форму стола «истягну умь крѣпостію».В зависимости от эмоции, которая связана с сердцем «поостри сердца своего» форма будет принимать значение положительное ( связанное с миром небесным). Нейтральное - мир земной и отрицательное – мир подземный . Богиня – женщина – баба . «скача СЛАВИЮ …летая умомъ подъ облакы» - положительное . «Врания граяхуть трупия себе деляче» - отрицательное .Зафиксированное в памяти слово имеет форму и становится твёрдым и прочным . Его можно извлечь из памяти большого отрезка времени «от старого Владимира до нынешнего Игоря» и создать повесть «повесть сию».
"Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше»
Имя «Каин» по одной из версий происходит от «кайин» - кузнец. В пользу этой версии говорит имя одного из прапрапраправнуков Каина – Тувалкаин (кузнец из места Тувал), который по Библии «был ковачом всех орудий из меди и железа». . Сам Каин по Библии имел основную профессию земледельца, выполняя наказы Творца «возделывать землю». Кузнец выковывает первый плуг.
Кузнец обладает творением формы и её разрушением , чтобы создать что –то новое надо разрушить старое .Эти две силы – разрушения и созидания идут вместе.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 21 май 2011, 10:50
Лемурий
Доброе утро, Татьяна!

«в моём тереме златовресемъ» = "Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: ...У этого истукана голова была из чистого золота" (Дан.2: 28 и далее)

« мосты мостите» см. Мосты мостить по болотам

"Имя «Каин» по одной из версий происходит от «кайин» - кузнец" - интересная версия, токмо надо тогда парафразы о Каине в отрывке "Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше» найти...