Слово о Пирогощей Игоревой.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение sakt » 11 дек 2009, 19:17

http://chernov-trezin.narod.ru/PIROGOSCH1.htm

Андрей Чернов



ЯВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПИРОГОЩЕЙ



самая загадочная икона Древней Руси



Игорь едетъ по Боричеву взвозу

ко Святой Богородице Пирогощей.



Слово о полку Игореве


"Можно ли установить, какую икону в XII в. звали Пирогощей?"

Это неизвестно и в 21 веке.
Можно установить в 21 веке , какую икону называли Пирогощей ?
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 11 дек 2009, 20:39

sakt писал(а):Можно установить в 21 веке , какую икону называли Пирогощей ?
Так напишите, sakt, Андрею Чернову напрямую. Он один из участников НГ.

Но предварительно прочитайте ВНИМАТЕЛЬНО "Слово":

Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣй Богородици Пирогощей

К иконе Богородицы ездили на ПОКАЯНИЕ.
К иконе Богородицы какой? - Той самой, что находится в церкви Мстислава Пирогощей.

НЕ икона Пирогощая, а ЦЕРКОВЬ. А в церкви Пирогощей - икона Богородицы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение sakt » 11 дек 2009, 21:42

Лемурий писал(а):НЕ икона Пирогощая, а ЦЕРКОВЬ. А в церкви Пирогощей - икона Богородицы.

1.ПИРОГОЩАЯ — название киевского храма Успения Богоматери на Подоле ПО хранившейся там ОДНОИМЁННОЙ ИКОНЕ.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/

2.Сам А.Чернов пишет о иконе Пирогощей."Можно ли установить, какую икону в XII в. звали Пирогощей?"Его слова.
3.Я не вдаюсь в подробности того . церковь по иконе называлась, или икона по церкви.
Я , термином Пирогощая обозначаю неизвестный сюжетный и художественный тип иконы о которой говорится в СПИ.
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение sakt » 11 дек 2009, 21:48

Лемурий писал(а):[К иконе Богородицы какой? - Той самой, что находится в церкви Мстислава Пирогощей.

.


Какой иконографический тип представляла икона Богородицы в церкви Пирогощей и есть ли с неё списки , если она так славилась ?
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение sakt » 11 дек 2009, 22:45

Н. М. Карамзин (История государства Российского, т. II. СПб., 1816, стр. 497): „Сия чудотворная икона находится ныне

77
в Москве в Успенском соборе (сейчас — в Третьяковской галерее, — В. В.) и называется Владимирскою. Об ней сказано ... в Степенной: «принесен бысть к нему (Георгию) от Царяграда Пирогощею купцем богоматере образ, его же написа богогласный Лука евангелист».
http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/
Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три: одна из них принадлежала к типу, который мы называем «Умиление», где изображается взаимное ласкание Богоматери и младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях Сына и в молчании переживающей их неизбежность. Другой образ относится к типу, именуемому «Одигитрия» — Путеводительница. И сама Божия Матерь, и Младенец обращены здесь прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно подчеркнуто Божество Отрока Христа. Третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны. Вероятнее всего, икона эта походила на наши изображения Богоматери в Деисусе, то есть обращенной ко Христу с молитвой.

http://www.pskovo-pechersky-monastery.r ... /!qp/1025/
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 11 дек 2009, 22:46

sakt писал(а): Какой иконографический тип представляла икона Богородицы в церкви Пирогощей и есть ли с неё списки , если она так славилась ?
Начнём с АЗов. sakt, Вы-верущий? С канонами православной Церкви знакомы? НЕТ? Начинаем знакомиться:

:arrow: Киево-Печерский Патерик. Слово.5
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение sakt » 11 дек 2009, 22:54

Лемурий писал(а): sakt, Вы-верущий? С канонами православной Церкви знакомы?

1.Нет.
2.Знаком.
3.Октоихи и Псалтири от 17 до 19 века дома имеются.
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 11 дек 2009, 23:27

sakt писал(а):Псалтири от 17 до 19 века дома имеются.
А начинать-то надо было с АЗов:

:arrow: А.А. Зализняк, В.Л. Янин НОВГОРОДСКАЯ ПСАЛТЫРЬ НАЧАЛА XI ВЕКА - ДРЕВНЕЙШАЯ КНИГА РУСИ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение sakt » 11 дек 2009, 23:38

Лемурий писал(а):
sakt писал(а):Псалтири от 17 до 19 века дома имеются.
А начинать-то надо было с АЗов:

:arrow: А.А. Зализняк, В.Л. Янин НОВГОРОДСКАЯ ПСАЛТЫРЬ НАЧАЛА XI ВЕКА - ДРЕВНЕЙШАЯ КНИГА РУСИ


Дайте мне церу и воска побольше.Тяжело читать. :D
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 11 дек 2009, 23:45

sakt писал(а):Дайте мне церу и воска побольше.Тяжело читать. :D
Надо было воск на "первом источнике" экономить. Тогда, глядишь, и на ПРАВДУ осталось бы... :wink:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение sakt » 11 дек 2009, 23:55

Лемурий писал(а): Надо было воск на "первом источнике" экономить. Тогда, глядишь, и на ПРАВДУ осталось бы... :wink:


Я Псалтирь печатную и чёткую читаю.Клюеву принадлежащую ранее.И разливаю благодать от сих псалмех вокруг.... :)
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение sakt » 11 дек 2009, 23:59

Изображение
7276 годСМ.1768НЭ
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение sakt » 12 дек 2009, 00:14

Можно ли установить, какую икону в XII в. звали Пирогощей?

Киевская Пирогощая церковь была разрушена в середине тридцатых годов прошлого века. Под ее фундаментом археологи обнаружили лежащую в основании здания кладку первоначальной постройки. Видимо, строители не учли особенностей грунта Подола, и она простояла недолго. А тот храм, что был разобран в XX в., П. А. Раппопорт датирует второй половиной XII столетья[10].

Пирогощая – Успенская церковь. Однако в Ипатьевской летописи и в «Слове о полку Игореве» она тоже названа просто «церковью Богородицы». Вспомним, что первая церковь в Киеве, Десятинная, была также Богородичной. Вот и Староладожская церковь Успения (построена до 1160 г.) стала прозываться так лишь с начала XVII в. после шведского разорения Ладоги, когда близ нее учреждается женский Успенский монастырь. Но строился этот храм как приходской, и по писцовым книгам XVI в. северный конец Ладоги звался не Успенским, а Богородичным.

Можно предположить, что и Пирогощая церковь на Подоле статус Успенской получает лишь после взятия и разорения Киева Батыем, ведь на Подоле в короткие строки должны быть захоронены защитники Киева (в противном случае территории Вышгорода превратилась бы в некрополь). Но такая гипотеза явно избыточна, ведь именно в память того, что Владимирская икона прибыла из Влахернской церкви Успения Андрей Боголюбский строит для нее Успенский собор. При этом сама икона относится к типу Умиления. Значит, и для иконы Пиргиотисса также должны были построить Успенскую церковь. А о том, какая именно это была икона, мы должны судить по каким-то другим признакам.

Подсказка содержится в древнерусском сочинении «Пролог» (XII в.): «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества <..> восхотех, да не без праздника останется Святый Покров Твой, Преблагая...»

Эти слова следуют после рассказа о видении Андрея Юродивого. Приведу в переводе: «Когда услышал об этом, подумал: как страшное и милосердное видение это и заступление Богородицы осталось без праздника? Надеясь же на милосердные Твои словеса, Владычице, когда Ты в молитве Сыну Своему прорекла: Царю Небесный, приими всякого человека, прославляющего Тебя, – на эти слова Твои надеясь, захотел, да не останется без праздника святой Покров Твой, Преблагая, но если Ты пожелаешь прославить честный праздник Твоего Покрова, то, Всемилостивая, укрась его, чтобы прославляющие Тебя возвеселились, видяще сияние многоразличных праздников Твоих...»

Профессор Харьковского университета М. А. Остроумов полагал, что это рассуждение принадлежит Андрею Боголюбскому и что праздник Покрова был установлен не в Киеве, а во Владимире при Андрее Боголюбском (около 1165 г.) и «входил в целую серию его деяний по утверждению во Владимирской земле почитания Пресвятой Богородицы». Последнее утверждение, видимо, справедливо. Однако традиционное мнение о том, что установлен он в Киевской митрополии в начале XII в. может быть подтверждено доставкой в Киев «Пирогощей» и строительством для нее церкви на Подоле[11].

Праздник Покрова Богородицы (1 октября по старому стилю, 14 по новому) не входит в число двунадесятых. В греческих святцах он не упомянут, и потому считается, что греки Покрова не знали. Но поскольку икона, повествующая о чуде, которое наблюдали Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, должна была храниться в том самом месте, где это чудо произошло, праздник Покрова, очевидно, был местным праздником Влахернской церкви.

Сохранились упоминания (начиная с XII в.) о некоем чинопоследовании, совершавшемся во Влахернском храме еженедельно во время всенощного бдения, в ночь с пятницы на субботу. Первые известия не раскрывают его существа – видимо, чинопоследование было общеизвестно; византийская принцесса Анна Комнина называет его «обычным чудом во Влахернах». Напомним, что Влахернская Богородица – походная императорская икона. И главный ее смысл прежде всего в защите воинства во время ратного похода. А икона Покрова – икона-оборонительница. И потому ее мистический статус еще выше.

Церковное предание говорит о том, что Андрей Юродивый был не греком, а рабом –крещеным «скифом» (на Руси полагают даже, что «новгородцем»). То, что именно славянин Андрей увидел явление Богоматери во Влахернском храме, когда арабы осадили город, для русского средневекового сознания обладало особым символическим смыслом, а прибытие иконы Покрова на Русь должно было означать, что Богоматерь простирала свой мафорий и над Киевом. Так Киев становился если еще не преемником и наследником Царьграда, то в каком-то смысле его ровней. Собственно, с этого события и можно начинать историю духовного собирания русских земель. Да и прагматичные греки, когда передавали список с иконы Покрова потомкам тех самых варваров, от которых Богоматерь не раз защищала Царьград, надо думать, не могли не переживать мистического волнения.

На Руси исключительность произошедшего потребовала учреждения праздника Покрова Богородицы. Однако для того чтобы учредить новый праздник, киевские архиереи должны были получить икону Покрова. Считается, что мы не знаем о том, как и когда она появилась в пределах Русского государства. Но есть совпадающее по времени с учреждением праздника прибытие на Русь Пирогощей иконы. Значит, скорее всего, икона Пирогощая – это и есть Покровская икона.

Так пишет Андрей Чернов.

НО, иконография Покрова Богородицы не относится к иконам , написанным Лукой, по преданию.Это НЕ УМИЛЕНИЕ и НЕ ОДИГИТРИЯ.
Остаётся лишь приписать Богородицу Пирогощу к "третьей иконе, по-видимому, изображающей Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны", т.к. она числится за Лукой Евангелистом.
Но , действия , отображённые в иконе Покрова , происходят в промежуток от 626 года до 910 года, по официальной легенде.
Евангелист Лука умер в 1 веке , за 500-800 лет до спасения Константинополя от ризы Богородицы и не мог быть автором иконы Покрова, этому событию посвящённому.
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 12 дек 2009, 00:43

Вот, вот... Берегите, sakt, воск!

В лето 6639. Князь великий Мстиславъ ходи на литву и вземъ полонъ многъ велми, и вратися за ся. В то же лето заложилъ Мстиславъ церковь Святые Богородици Пирогощу
----
Радзивилловская летопись (1131)


Изображение
Радзивиловская летопись. М.382 [1131] (л.164 об.)

НЕ икона Пирогощая, а ЦЕРКОВЬ. А в церкви Пирогощей - икона Богородицы.

...став перед иконой Богородицы, сказал, клянясь, что не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота; и хотел поцеловать икону, но не мог приблизиться к ней. И когда выходил он из дверей, то стал вопить: «О святые Антоний и Феодосии, не велите погубить меня этому ангелу немилостивому, помолитесь святой Богородице, чтобы отогнала она от меня бесчисленных бесов, которым я предан. Возьмите золото и серебро: оно спрятано в доме моем». И страх охватил всех. С тех пор никому не давали клясться той иконой святой Богородицы.
-------
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК, Слово 5. Перевод Л. А. Дмитриева
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение sakt » 12 дек 2009, 00:55

Лемурий писал(а):Вот, вот... Берегите, sakt, воск!


НЕ икона Пирогощая, а ЦЕРКОВЬ. А в церкви Пирогощей - икона Богородицы.


1.Ага. БесОв гонять будем. Постом, воском ,елеем и молитвой.
:twisted: 2.Церковь по иконе или икона по церкви обозначены. как я писал, имеет второстепенное значение.Интерес мой в том. какая икона была в церкви, какого канона и видеоряда ?
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 34