Нашел следующие рассуждения о смысле имени бога ХОРС у А.Фаминцына в кн. "Божества древних славян":
Под именем Horsgok подразумевался в старину конь. Буквальный смысл только что приведенных скандинавских названий кулика Гримм передает словом «Pferdeguguk», конская кукушка.2 На английском языке конь и ныне называется horse. Следовательно, слово хоре, столь распространенное между юго-западными и западными славянскими народами и германцами, скандинавами, англосаксами и др., значит конь; отсюда заключаем, что Хоре M a p с = Конь Марс.3 Такое значение этого прозвища совершенно совпадает с культом Марса, которому, как солнечному божеству, ежегодно приносился в жертву конь, и к эмблемам которого принадлежал конь, точно так же, как и бык, волк и дятел. «Мы знаем из Риг-Веды, — замечает Ефименко, — что первоначальной зооморфической формой утреннего или весеннего солнца были конь и конская голова, как символ быстроты, с которою распространяется свет... Представление солнца в виде коня обще многим народам: так, у персов оно представ-
Hoffmann. Enc. d. Erdk., Головацкий. Геогр. слов., Sabljar. Miestop. riecn., Masselin. Diet. Gen. d. geogr. См. соответств. названия.
2 Deut. Myth. 153, 780; N. 69. 380. — Horsho-mara (швед.) переводится Pferdemar. Афанасьев. Поэт. воз. III, 296.
3 В пользу родства между словами древней надписи «Horse Marte» и названием горы Horselberg говорит связанное с этой горой сказание о .Гольде или Венере, которая в римской мифологии сочеталась именно с Марсом.
208
лялось в образе белого, быстро бегущего коня, у скандинавов — в виде светлогривого коня».1 О подобном же представлении «солнцева» коня у западных славян я говорил выше (стр. 180—181). Не отсюда ли и название одного из поколений сербского народа —коновляне? Конской голове народом приписывалось, как в Германии, так и повсеместно у славян, особенное значение. Доказательством тому служит еще и в наше время не забытый во многих местах обычай — украшать крыши домов коньками, т. е. изображениями одной или двух конских головок.2 В Риме голова коня, принесенного в жертву Марсу (во время октябрьского праздника в честь этого бога), прикреплялась к башне или к стене,3 очевидно, с целью предохранить соответствующую часть города от невзгод. Конский череп, воткнутый на шест, на месте ночлега табуна, по верованию белоруссов, защищает его от опасности;4 головы лошадей (и коров), насаженные на заборах вокруг конюшен и хлевов, охраняют стада от моровой язвы, а положенные в ясли — отгоняют злых духов из конюшен у вендов. В Поднестровье втыкают кобылью голову на кол плетня в огороде, «чтоб все родило». Конская голова играет в разных местах России важную роль как предохранительное от всяких бед и недугов средство: ее зарывают в плотине, чтобы последнюю не размыло в половодье (на Украине), конскую голову бросают на Ивановский костер, чтобы отогнать нечистую силу, конский череп кладут под изголовье страдающего лихорадкой т. п.5 В Ефремовском уезде (Тульск. губ.) находится Конь-камень, вокруг которого совершается обряд «опахивания» во время скотского падежа; у другого Коня-камня, на острове Коневце (на Ладожском озере), еще в XV веке приносили в жертву коня.6
Ввиду столь важного, повсеместно распространенного мифологического значения коня, можно заключить, что слово Hors или Hros, тем более сопоставленное с Марсом (Horse Marte), действительно означало коня.
Если бы можно было указать естественный путь проникновения этого слова под видом Хоре, Хърс или Хръс на киевский Олимп, О Яриле. 81—82.
2 См. статью Стасова: «Коньки на крест, крыш.» и «Коньки» — дополнение к этой статье: в Изв. Археол. Об. III, IV.
3 Preller. Rom. Myth. I, 366—367.
4 Древлянский. Белор. н. пред. 86—87.
5 Афанасьев. Поэт. воз. I, 635—637. Обычай втыкать на кол над воротами головы жертвенных животных, для защиты дома от злых духов, известен был в старину и у болгар. Раковский. Показал. 34.
6 Снегирев. Русс. пр. праз. I, 15—16.
209
то сопоставление его с Дажьбогом,—Хоре Дажьбог—вполне соответствующее древнеумбрийскому «Horse Marte», окончательно разъяснило бы смысл киевского божества. Хорс-Дажьбог ° Конь-Д а ж ь б о г. О солнечной природе Хорса несомненно свидетельствует следующее обстоятельство: в извлеченном Срезневским отрывке из одного древнего памятника речь идет об Аполлоне; между тем в соответствующих местах других памятников имя Аполлона, бога солнца, является замененным именем Хрьс.1 В «Слове о полку Игореве» Хоре называется великим: «Великому Хръсови (т. е. великому Коню-Солнцу) влъкмь поуть прерыскаше». (Ср. также ниже стр. 214, славянское название селения Hirsdorf в Штирии).
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fam/07.php
Хотелось бы думать, что вышесказанное проливает свет также на фразу "опершись клюками о кони" (которая находится тут же рядом с рассказом о прерыскивании пути Хорсу.
А также.
Игорь мыслию поля мерит от Великого Дону до Малого Донца. Конь в полуночи.
Это можно перевести как:
Игорь мыслию поля мерит от Великого Дона до Малого Донца, конь (солнце) в полуночи.
Солнцем в полуночи Автор мог называть Игоря, который мысленно измеряет путь бегства.