sasha a писал(а):Появилось у меня такое тревожное подозрение, что Вы, Лемурий, не знакомы с общепринятым мнением о том, что в Слове имеется призыв к уничтожению междоусобных войн и крамол.
Носителем идеи единения князей выступает Игорь.
- Вы ненавистник пролетариата! - Гордо сказала женщина.
- Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович...(с)
Ладно, Саша, а то со стороны может показаться, что мы с Вами "ругаемся", ведь это же НЕ ТАК, просто обсуждаем тему в открытой
дружеской (надеюсь) манере.
Итак, почему Игорь НЕ может быть трибунном.
Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени...
Ярослав [Черниговский]* и все внуки Всеславовы*! Уже склоните стяги свои, вонзите свои мечи вредоносные**
Ярослав - младший брат Святослава - Ярослав Всеволодович Черниговский, власти которого уже не видет киевский князь. До этого момента, к этому умеющему большой политический вес князю, Автор не обращался. Но что самое интересное, других подходящих князей, к которым Автор ещё не обращался, с именем Ярослав в то время на Руси просто НЕ было. Разве что безземельный в это время Ярослав Мстиславич (Красный), сидевший во владениях Всеволода Большое Гнездо. К нему Автор не мог бы обратиться "выскочисте изъ дѣдней славѣ", т.к. его дедом был отец Всеволода Большое Гнездо - Юрий Долгорукий.
*
Внуце Всеславли - потомки полоцкого князя Всеслава Брячиславича Полоцкого.
*
Вережени - вередити, вережу - вредить (Срезн.)
*
Уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ. - печально известная "слава" разжигателей междоусобных войн Олега Святославича (Гориславича), деда Ярослава Черниговского, и Всеслава Полоцкого.
Призыв пойти на Дон (Северский Донец) обращен не к Ольговичам, а другим князьям, брата же Святослава и полоцких родственников жены киевского князя трибун призывает понизить свои стяги и вредоносные мечи и отказаться от губительной междоусобицы.
Донъ ти, княже, кличетъ и зоветь князи на побѣду - Олговичи, "храбрыи" князи, доспѣли на брань.
Как видите обращение НЕ к Ольговичам, те уже "доспели на брань", на которую обещали прибыть ещё в 1184 году.
Красивые фразы поэта-трибуна вовсе не были так восторженны, как это может показаться на первый взгляд. В них содержался горький намек и суровое осуждение северских князей, предводителей этих "серых волков", по поводу событий, происходивших девять месяцев тому назад...
У слушателей вставали в памяти события июля-августа 1184 года. Тогда великие князья киевские - Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич - замыслили большой превентивный поход на западную половину Половецкой земли, возглавляемую ханом Кобяком и "посласта по околние князи". К ним собралось одиннадцать князей...
К участию в этом походе были приглашены и чернигово-северские князья (Ярослав и Игорь), но они от похода уклонились: "Далече ны есть ити вниз Днепра. Не можем своее земле пусты оставити..." Ольговичи пообещали присоединиться к общему войску на Суле, но обещания своего не сдержали даже тогда, когда русское войско переправилось на "ратную сторону Днепра" (то есть на тот берег, по которому протекает Сула) и пять дней искало половецкую армию.
Более того, узнав, что все половецкие кочевья устремились навстречу Святославу и Рюрику, Игорь проявил свои истинные намерения:
"Того же лета, слышав Игорь Святославлич оже шел Святослав на половце, призва к собе брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимера, молвяшеть бо ко братьи и ко всей дружине: «Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!» (Ипатьевская летопись, с. 128)
--------
Б. А. Рыбаков ПЕТР БРОИСЛАВИЧ Поиск Автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, с. 66-67
sasha a писал(а): Куда ж ему еще ехать, как не "къ святѣй Богородици Пирогощей" - церкви и одноименной иконе, которые объединяют Ольговичей и Мономашичей????? (Надеюсь, не надо напоминать, что вторая икона, прибывшая на том же корабле из Константинополя, находилось в Вышгороде, в храме, где был похоронен его отец)
Надеюсь, не надо напоминать, что эту икону забрал из Вышгорода Андрей Боголюбский и на момент "езды Игоря по Боричеву" оная была во Владимире.
sasha a писал(а): Так, я жду от ВАс цитаты из источника, где бы прямо говорилось, что Игорь - грешник.
Лишний раз напоминаю, что мы разбираем не "источники", а "Слово о полку Игореве", ств отношение к Игорю САМОГО Автора в других "источниках" искать не надо:
«О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте.
Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена...
---
«О, мои сыновцы, Игорь и Всеволод! Рано начали Половецкую землю мечами терзать*, а себе "славы" искать. Но нечестно* одолели, ибо нечестно кровь поганую пролили.
Ваши храбрые сердца в жестоком булате скованы, в буйстве закалены*.
*цвѣлити - заставлять плакать, обижать; терзать (см. Срезневского) - укор братьям за преждевременным самовольный поход в опережение основных сил.
*нечестно одолели - речь одет о захвате пустых половецких веж без честного боя (см. Рыбакова выше). Ольговичи тем же составом повторили аналогичный набег 1184 года, но в этот раз половцы были начеку.
* здесь, отнюдь, не похвала, а продолжение укора.
""У родимого батюшка
У его сердце каменно,
В золезо сковано,
В булате сварено."
(Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с.23 из Шейн П.В. Великоросс в своих песнях, обрядах. №1554)