"Религиозная загадка "Слова..." - 2

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение Лемурий » 22 фев 2010, 13:35

Владимир Медведев писал(а):Александра здесь УХ, КАК ПРАВА!

sasha a писал(а):обсуждать точку зрения Рыбакова-Лемурия мне представляется делом малопродуктивным.
Опять полилась "вода" на мельницу...

"Галочьи стада" Ольговичей опять хотят потоптать единственно верное и логичное чтение Великого Слова.

Когда же дождусь от вас, что будете писать аргументировано, а не шапкозакидательно...???

Александра, Вы мои посты (см. выше) о том, что Иларион и Климент в своих работах пропагандировали отход от иудейских корней христианства и восприятие язычниками христианской Благодати - читали?
В их изложении НЕТ ветхозаветных иудейских героев. Их ветхозаветные времена - языческая Русь.
А языческие силы призываются в помощь ТОЛЬКО грешному Ольговичу. Это он отошел от Христа своим нечестным походом.

Короче, жду разумных аргументов...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение sasha a » 22 фев 2010, 23:43

Когда же дождусь от вас, что будете писать аргументировано, а не шапкозакидательно...???


Тогда давайте определимся, что Вы понимаете под ответом аргументированным?
Является ли свидетельство летописца аргументом?

Если ответ отрицательный, то, увы, считаю дискуссию с Вами напрасной тратой времени.

Если ответ положительный, то еще раз обращаю Ваше внимание на слова из Руской летописи по Никонову списку:

Того же лета (1186) князь Игорь Святославович утече у половцев; не остася бо Господь до конца праведника вруку грешнику


Исходя из слов летописи, Ваши слова
А языческие силы призываются в помощь ТОЛЬКО грешному Ольговичу. Это он отошел от Христа своим нечестным походом.

считаю ошибочными.

Из моего аргументированного ответа следует, что Игорь не был грешником. он был - праведником. Он уповал на Бога, и Тот его спас. А если Игорь был праведником, то ему не в чем было каяться перед иконой Богородицы. Он ехал верхом (а не шел пешком или на коленях, что было бы более уместно в случае покаяния) в Пирогощую церковь со словами благодарности за спасение. Отсюда радость, ликование и веселие городов в последних строках:

„Солнце свѣтится на небесѣ —
Игорь князь въ Руской земли“:
Дѣвици поютъ на Дунаи, —
вьются голоси чрезъ море до Киева.
Игорь ѣдетъ по Боричеву
къ святѣй богородици Пирогощей.
Страны ради, гради весели.

Исходя из праведности Игоря, его поход нельзя считать "нечестным". Этот поход был испытанием, посланным ему Богом.

Итак, поскольку Игорь - праведник, то Слово является панегириком князю из рода Ольговичей, без всякой иронии в заключительной Славе, что, в свою очередь, исключает возможность авторства Климента - сторонника Мономашичей.

Что и требовалось доказать.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение Лемурий » 23 фев 2010, 10:16

sasha a писал(а):Является ли свидетельство летописца аргументом?
Безусловно - ДА, но с оговоркой, что Вы должны сознавать к какой политической партии принадлежал летописец.

Например, Вы пытались, намедни доказать, что в XI -XII веке в среде клириков не могло быть упоминание о языческих временах, используя "житие Авраамия Ростовского" XV века, когда уже давно Студийский устав был заменен на Иерусалимский и ветхозаветная библейская литература на Руси стала нормой.
Вот такого "свидетельства" делать категорически нельзя. Русская Церковь при Иларионе и Клименте пыталась оправдать позднее появление христианства на Руси, по-новому переосмыслив "Закон" и "Благодать".
Прежде <дан был> закон, затем же — благодать, прежде — тень, затем же — истина. Прообраз же закона и благодати — Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная, — да разумеет читающий!
...По вознесении же Господа Иисуса, когда ученики и иные, уверовавшие уже во Христа, были в Иерусалиме и иудеи и христиане пребывали совместно, тогда терпело благодатное крещение обиды от законного обрезания и христианские церкви в Иерусалиме не принимали епископа из необрезанных, ибо, похищая первородство, обрезанные притесняли христиан: сыны рабыни — сынов свободной, — и бывали между ними многие распри и споры. И, увидев, как чада ее, христиане, терпят обиды от иудеев, сынов работного закона, вознесла свободная благодать вопль свой к Богу: «Изгони иудеев с законом их и рассей между язычниками, ибо что общего между тенью и истиной, иудейством и христианством?»
...Закон ведь и прежде был и несколько возвысился, но миновал. А вера христианская, явившаяся и последней, стала большей первого и распростерлась во множестве народов. И благодать Христова, объяв всю землю, ее покрыла, подобно водам моря. И, отложив все ветхое, ввергнутое в ветхость злобой иудейской, все новое хранят, по пророчеству Исайи: «Ветхое миновало, и новое возвещаю вам; пойте Богу песнь новую, славьте имя его от концов земли, и выходящие в море, и плавающие по нему, и острова все»...
И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, «в мехи ветхие», обветшавшие в иудействе, — «а иначе прорываются мехи, и вино вытекает». Не сумев ведь удержать закона — тени, но не единожды поклонявшись идолам, как удержат учение благодати — истины? Но новое учение — новые мехи, новые народы! «И сберегается то и другое».
-------
Слово о законе и благодати митрополита Илариона
Первому митрополиту из русичей Илариону(Бояну) вторил второй митрополит из русичей Климент Смолятич:
...у Бога было два народа, израильский и тот, что из язычников, и израильские люди имели покров на сердце, то есть уклонялись в неверие, а те, что из язычников, облекались красотою правоверия, так и у Иакова две жены было, Лия — прообраз израильского народа, потому и была она больна глазами, что израильский народ имел покров на сердце, и Рахиль — прообраз языческого народа, потому и называет ее Священное Писание прекрасной, что народ из язычников преуспевал в добродетели веры и, уверовав истинно в Спасителя, с корнем исторг дьявольскую лесть, образ же этому была Рахиль, потому и украла она отеческих идолов.

...в образах Зары и Фареса дано провозвещение о двух народах: в Фаресе — об израильских, в Заре же — о тех, кто из язычников. Потому Зара и высунул первым руку, что он еще до Закона <доброе> житие показал. Ведь и до Закона были некоторые люди, что украшались благочестием, не по Закону, а по вере живя. Красная же нить — то было провозвещение о бывших до Закона жертвоприношениях, которые сотворяли Авель, Енох, Ной, Авраам. И когда он убрал назад свою руку, что значит отшествие от благочестия, тогда появился на свет Фарес. Закон — это середина, потому он и был до Закона. Если станем говорить, что Лия по Закону была несовершенной в благочестии, то как же тогда списатель, ясно пиша, мог сказать: «И был муж удачливый»? Прочти стоящее перед тем изречение и поймешь истинный смысл, ибо сказано там: «и был Господь с ним».
-------
Послание Климента Смолятича

sasha a писал(а):Если ответ положительный, то еще раз обращаю Ваше внимание на слова из Руской летописи по Никонову списку:
Того же лета (1186) князь Игорь Святославович утече у половцев; не остася бо Господь до конца праведника вруку грешнику
Исходя из слов летописи, Ваши слова
А языческие силы призываются в помощь ТОЛЬКО грешному Ольговичу. Это он отошел от Христа своим нечестным походом.
считаю ошибочными.
А Вы считаете, что Никоновскую летопись и СПИ написал один и тот же человек? Почти каждый летописец был при князе и описывал события с точки зрения, угодного именно этому князю. Прочтите это место далее и Вы найдете, что что после побега Игоря было с оставшимися пленниками:
а они вси держими бяху твердо и стрегоми и потвержаеми многими железы и казньми се же и здеся грех ради наших зане умножишася греси наши и неправды...(Лавр. 1186)

А то что Бог указывал Игорю дорогу на Русь есть и в СПИ:

Прысну море полунощи[к Северу], идутъ сморци мьглами. Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую - сравните: "Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь..."(Исх.13.21)

sasha a писал(а):Из моего аргументированного ответа следует, что Игорь не был грешником. он был - праведником. Он уповал на Бога, и Тот его спас. А если Игорь был праведником, то ему не в чем было каяться перед иконой Богородицы....
Итак, поскольку Игорь - праведник, то Слово является панегириком князю из рода Ольговичей, без всякой иронии в заключительной Славе, что, в свою очередь, исключает возможность авторства Климента - сторонника Мономашичей.
Что и требовалось доказать.
Маленькая поправка, которая лопает весь Ваш "аргументированный ответ" как мыльный пузырь:
Мы разбираем СПИ, а не Никоновскую летопись.
В панегирике не требуют выскочить из дедней "славы".
Пирогощая - церковь Мстислава. Ольгович мог и в свою церковь поехать, однако Автор СПИ направляет в Киев к церкви Мстислава.
А про икону забудьте. Сама церковь Мстислава так и называлась:
В то же лето заложи церквь Мстиславъ святыя Богородица Пирогощюю (Лавр. 1131)
В се же лето заложена бысть церкви камяна святая Богородица рекомая Пирогоща (Ипат. 1132)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение sasha a » 24 фев 2010, 00:30

Маленькая поправка, которая лопает весь Ваш "аргументированный ответ" как мыльный пузырь:
Мы разбираем СПИ, а не Никоновскую летопись.


Не знаю, как "разбираете СПИ" лично ВЫ, но в науке принято привлекать для изучения литературно-исторического памятника ВСЕ доступные источники, в том числе произведения клириков, летописи, хождения и т.д. Если Вы собираетесь разбирать Слово только на основе цитат из Илариона и Климента и игнорировать Никоновскую летопись, то это, конечно, детский лепет.

А Вы считаете, что Никоновскую летопись и СПИ написал один и тот же человек?

Нет, я так не считаю.

Почти каждый летописец был при князе и описывал события с точки зрения, угодного именно этому князю. Прочтите это место далее и Вы найдете, что что после побега Игоря было с оставшимися пленниками:
Цитата:
а они вси держими бяху твердо и стрегоми и потвержаеми многими железы и казньми се же и здеся грех ради наших зане умножишася греси наши и неправды...(Лавр. 1186)



Чувствуется серьезный пробел в Ваших знаниях, премногоуважаемый Лемурий.
Для начала рекомендую открыть словарь Даля и посмотреть, что означает слово ПРАВЕДНИК:
"праведно живущий, по закону Божью поступающий безгрешникъ"

Праведник - явление редкое. Из диалога Бога с Авраамом (Быт. 18: 23-33) в пересказе игумена Даниила (см. Хождение игумена Даниила по Святой Земле, 1113-1115 гг.) на Руси конца 12 столетия было известно, что в Содоме не нашлось и 5 праведников. Спасен был один Лот.
Возвращаясь к Слову: спасение князю Игорю было дано БОгом как праведнику, поэтому автор Лаврентьевской летописи подчеркивает, что остальные погибли "грех ради наших".

Короче: моя версия о праведности Игоря остается аргументированной, а ваша - о его греховности - фантазийной.

А про икону забудьте.


А вот это - вряд ли. Я понимаю, икона Вам мешает, осложняет и без того хлипкую конструкцию искусственных логических построений. Но без иконы - никак нельзя. В произведении такого масштаба, как Слово, не бывает лишних деталей. Если Автор указывает, к какой именно церкви и к какой именно иконе идет Игорь, значит это - важно. Если Игорь идет к иконе, прибывшей на одном корабле с Владимирской, которая была создана Апостолом Лукой, то, следовательно, Игорь несет в себе апостольскую благодать.

Итого:
Ваш Клемент - в дауне.
Последний раз редактировалось sasha a 24 фев 2010, 03:11, всего редактировалось 1 раз.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение sasha a » 24 фев 2010, 00:39

ДОРОГИЕ МУЖЧИНЫ, ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С ДНЕМ ЗАЩИТНИКА!
ЖЕЛАЮ ЖЕЛЕЗНОГО ЗДОРОВЬЯ, БОЕВОГО ЗАДОРА И ПОБЕД В БОРЬБЕ С ЖИТЕЙСКИМИ ТРУДНОСТЯМИ!
ВИВАТ. (ремарка: женщины бросают в воздух чепчики).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение Лемурий » 24 фев 2010, 16:17

sasha a писал(а):Итого:
Ваш Клемент - в дауне.
"В дауне", уважаемая Александра, Ваша женская "логика".

Можете сколь угодно долго делать вид что НЕ понимаете разницу между отношением к Игорю Автора СПИ и отношением к нему летописца Никоновской летописи - от этого "спор" дальше бахвал не выйдет.

Мы разбираем СПИ, покажите место в ЭТОМ литературном памятнике, которое у Вас вызвывает подозрение в хорошем отношении Автора к Игорю.

За одно и место в тексте, где Игорь едет не в церковь Мстислава "камяна святая Богородица рекомая Пирогоща", а именно к иконе, тогда и продолжим этот "диспут".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение sasha a » 24 фев 2010, 17:01

Можете сколь угодно долго делать вид что НЕ понимаете разницу между отношением к Игорю Автора СПИ и отношением к нему летописца Никоновской летописи - от этого "спор" дальше бахвал не выйдет.... Мы разбираем СПИ, покажите место в ЭТОМ литературном памятнике, которое у Вас вызвывает подозрение в хорошем отношении Автора к Игорю.


Напрасно лезете в бутылку, препремногоуважаемый Лемурий, и портите посуду. Пока в роли слепца выступаете ВЫ, упорно не замечая в СПИ сравнения Игоря с солнцем:

"Солнце свѣтится на небесѣ —
Игорь князь въ Руской земли“:

За одно и место в тексте, где Игорь едет не в церковь Мстислава "камяна святая Богородица рекомая Пирогоща", а именно к иконе, тогда и продолжим этот "диспут".


А по-вашему Игорь ехал в церковь для того, чтобы свечек подкупить или с прихожанами потрепаться?
Для православных и так ясно, что в церковь идут помолиться перед иконой. И в Пирогощую церковь шли для того, чтобы припасть к иконе Богородицы.

Если и дальше собираетесь "аргументировать" в том же духе, то тему можно отправлять в Кунсткамеру.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение Лемурий » 24 фев 2010, 18:09

sasha a писал(а):Пока в роли слепца выступаете ВЫ, упорно не замечая в СПИ сравнения Игоря с солнцем:
"Солнце свѣтится на небесѣ —
Игорь князь въ Руской земли“
Ну, наконец-то, родила ГОРА мышь.Изображение
Вы контекст, Александра, учитываете?

«Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Руской земли безъ Игоря.
Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.

Голова - Игорь;
Плечи - его погубленное войско;
Тело - "Руская земля" = Киевская волость.
Рюрикъ же.. размысливъ с мужи своими угадавъ бе бо Святославъ стареи леты и урядився с нимь съступисть ему старешиньства и Киева а собе возя всю Рускую землю (Ипат. 1180)

Солнце светится в небесах - Игорь князь в земле Рюрика (Киевской волости) едет к церкви МСТИСЛАВА...
Вот уж, воистину, "панегирик для Игоря а-ля Саша".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение sasha a » 25 фев 2010, 00:37

Солнце светится в небесах - Игорь князь в земле Рюрика (Киевской волости) едет к церкви МСТИСЛАВА...
Вот уж, воистину, "панегирик для Игоря а-ля Саша".


Появилось у меня такое тревожное подозрение, что Вы, Лемурий, не знакомы с общепринятым мнением о том, что в Слове имеется призыв к уничтожению междуусобных войн и крамол.
Носителем идеи единения князей выступает Игорь. Куда ж ему еще ехать, как не "къ святѣй Богородици Пирогощей" - церкви и одноименной иконе, которые объединяют Ольговичей и Мономашичей????? (Надеюсь, не надо напоминать, что вторая икона, прибывшая на том же корабле из Константинополя, находилось в Вышгороде, в храме, где был похоронен его отец)

Так, я жду от ВАс цитаты из источника, где бы прямо говорилось, что Игорь - грешник. (Свои УМОзаключения, кавычки или интерпретации прошу не предлагать).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение Лемурий » 25 фев 2010, 11:38

sasha a писал(а):Появилось у меня такое тревожное подозрение, что Вы, Лемурий, не знакомы с общепринятым мнением о том, что в Слове имеется призыв к уничтожению междоусобных войн и крамол.
Носителем идеи единения князей выступает Игорь.
- Вы ненавистник пролетариата! - Гордо сказала женщина.
- Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович...
(с)

Ладно, Саша, а то со стороны может показаться, что мы с Вами "ругаемся", ведь это же НЕ ТАК, просто обсуждаем тему в открытой дружеской (надеюсь) манере.

Итак, почему Игорь НЕ может быть трибунном.

Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени...
Ярослав [Черниговский]* и все внуки Всеславовы*! Уже склоните стяги свои, вонзите свои мечи вредоносные*

* Ярослав - младший брат Святослава - Ярослав Всеволодович Черниговский, власти которого уже не видет киевский князь. До этого момента, к этому умеющему большой политический вес князю, Автор не обращался. Но что самое интересное, других подходящих князей, к которым Автор ещё не обращался, с именем Ярослав в то время на Руси просто НЕ было. Разве что безземельный в это время Ярослав Мстиславич (Красный), сидевший во владениях Всеволода Большое Гнездо. К нему Автор не мог бы обратиться "выскочисте изъ дѣдней славѣ", т.к. его дедом был отец Всеволода Большое Гнездо - Юрий Долгорукий.

* Внуце Всеславли - потомки полоцкого князя Всеслава Брячиславича Полоцкого.

* Вережени - вередити, вережу - вредить (Срезн.)

* Уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ. - печально известная "слава" разжигателей междоусобных войн Олега Святославича (Гориславича), деда Ярослава Черниговского, и Всеслава Полоцкого.

Призыв пойти на Дон (Северский Донец) обращен не к Ольговичам, а другим князьям, брата же Святослава и полоцких родственников жены киевского князя трибун призывает понизить свои стяги и вредоносные мечи и отказаться от губительной междоусобицы.

Донъ ти, княже, кличетъ и зоветь князи на побѣду - Олговичи, "храбрыи" князи, доспѣли на брань.

Как видите обращение НЕ к Ольговичам, те уже "доспели на брань", на которую обещали прибыть ещё в 1184 году.
Красивые фразы поэта-трибуна вовсе не были так восторженны, как это может показаться на первый взгляд. В них содержался горький намек и суровое осуждение северских князей, предводителей этих "серых волков", по поводу событий, происходивших девять месяцев тому назад...
У слушателей вставали в памяти события июля-августа 1184 года. Тогда великие князья киевские - Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич - замыслили большой превентивный поход на западную половину Половецкой земли, возглавляемую ханом Кобяком и "посласта по околние князи". К ним собралось одиннадцать князей...
К участию в этом походе были приглашены и чернигово-северские князья (Ярослав и Игорь), но они от похода уклонились: "Далече ны есть ити вниз Днепра. Не можем своее земле пусты оставити..." Ольговичи пообещали присоединиться к общему войску на Суле, но обещания своего не сдержали даже тогда, когда русское войско переправилось на "ратную сторону Днепра" (то есть на тот берег, по которому протекает Сула) и пять дней искало половецкую армию.
Более того, узнав, что все половецкие кочевья устремились навстречу Святославу и Рюрику, Игорь проявил свои истинные намерения:

"Того же лета, слышав Игорь Святославлич оже шел Святослав на половце, призва к собе брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимера, молвяшеть бо ко братьи и ко всей дружине: «Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!» (Ипатьевская летопись, с. 128)
--------
Б. А. Рыбаков ПЕТР БРОИСЛАВИЧ Поиск Автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, с. 66-67


sasha a писал(а): Куда ж ему еще ехать, как не "къ святѣй Богородици Пирогощей" - церкви и одноименной иконе, которые объединяют Ольговичей и Мономашичей????? (Надеюсь, не надо напоминать, что вторая икона, прибывшая на том же корабле из Константинополя, находилось в Вышгороде, в храме, где был похоронен его отец)
Надеюсь, не надо напоминать, что эту икону забрал из Вышгорода Андрей Боголюбский и на момент "езды Игоря по Боричеву" оная была во Владимире.

sasha a писал(а): Так, я жду от ВАс цитаты из источника, где бы прямо говорилось, что Игорь - грешник.
Лишний раз напоминаю, что мы разбираем не "источники", а "Слово о полку Игореве", ств отношение к Игорю САМОГО Автора в других "источниках" искать не надо:

«О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте.
Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена...
---
«О, мои сыновцы, Игорь и Всеволод! Рано начали Половецкую землю мечами терзать*, а себе "славы" искать. Но нечестно* одолели, ибо нечестно кровь поганую пролили.
Ваши храбрые сердца в жестоком булате скованы, в буйстве закалены*.

*цвѣлити - заставлять плакать, обижать; терзать (см. Срезневского) - укор братьям за преждевременным самовольный поход в опережение основных сил.

*нечестно одолели - речь одет о захвате пустых половецких веж без честного боя (см. Рыбакова выше). Ольговичи тем же составом повторили аналогичный набег 1184 года, но в этот раз половцы были начеку.

* здесь, отнюдь, не похвала, а продолжение укора.
""У родимого батюшка
У его сердце каменно,
В золезо сковано,
В булате сварено."
(Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с.23 из Шейн П.В. Великоросс в своих песнях, обрядах. №1554)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение Владимир Медведев » 25 фев 2010, 12:10

Лемурий писал(а): Лишний раз напоминаю, что мы разбираем не "источники", а "Слово о полку Игореве", ств отношение к Игорю САМОГО Автора в других "источниках" искать не надо:

«О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте.
Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена...
---
«О, мои сыновцы, Игорь и Всеволод! Рано начали Половецкую землю мечами терзать*, а себе "славы" искать. Но нечестно* одолели, ибо нечестно кровь поганую пролили.
Ваши храбрые сердца в жестоком булате скованы, в буйстве закалены*.


Лемурий и то уже приметил Слона, а Александра всё еще никак не может!..
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение sasha a » 25 фев 2010, 16:11

Лишний раз напоминаю, что мы разбираем не "источники", а "Слово о полку Игореве", ств отношение к Игорю САМОГО Автора в других "источниках" искать не надо:


Эээ - нет, эта Ваша отговорка, любезный Лемурий, не работает. Вы же ссылаетесь на Ипатьевскую летопись и сыпете цитатами из Клемента, а ведь это - те самые ИСТОЧНИКИ, от которых Вы открещиваетесь. Так что - плиз, подтвердите Ваше УМОзаключение свидетельством современников Игоря.

И совершенно напрасно пытаетесь уверить нас вслед за Рыбаковым, что Ольговичи струсили в 1184 г., приводя каждый раз одну и ту же цитату из Рыбакова (а ведь мы разбираем Слово, а не Рыбакова, - если следовать Вашим словам 8) :lol: ). Рыбаков умышленно опускает, что отказ Игоря от участия в совместном походе был спровоцирован самими Мономашичами:

В июле 1184 г., имея в виду Святослава и Рюрика, Игорь сказал Всеволоду (Буй-Туру), Святославу Рыльскому, Владимиру Игоревичу и дружине: «Половци оборотилися противу руским князем и мы без них кушаимся на вежах их ударити...» (И, 633). Подчеркнутая здесь обособленность северских князей («мы»), отделивших себя от «русских князей», была связана с прецедентом предшествующего похода на половцев (весной 1184 г.), когда Владимир Глебович Переяславский потребовал для себя у Игоря места в авангарде на следующем основании, отделявшем его от северских князей: «Князи бо русции дале бяхуть напереде ездити в Руской земли» (И, 628).


Далее, ремарка Рыбакова в фразе «Половци оборотилися противу руским князем и мы без них кушаимся на вежах их ударити...», где он "без них" понимает как "без половцев", не верна. "Без них" означает "без остальных русских князей", поскольку предыдущими упоминаются не половцы, а именно русские князь. Игорь все же решил помочь Мономашичам и напасть на половцев с тыла. На мой взгляд - очень разумное и тактически верное решение.

Таки я жду подтверждения греховности Игоря из уст его современников, а не достопочтимого Лемурия.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение sasha a » 25 фев 2010, 16:19

Лемурий и то уже приметил Слона, а Александра всё еще никак не может!..


Что Вы, что ВЫ, Владимир, это Лемурий у нас, как слон в посудной лавке, я - все больше по мышам, по мышам... :lol:
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение Лемурий » 25 фев 2010, 18:51

sasha a писал(а):Эээ - нет, эта Ваша отговорка, любезный Лемурий, не работает. Вы же ссылаетесь на Ипатьевскую летопись и сыпете цитатами из Клемента, а ведь это - те самые ИСТОЧНИКИ, от которых Вы открещиваетесь. Так что - плиз, подтвердите Ваше УМОзаключение свидетельством современников Игоря.
Дык, когда дело касается примеров употребления словосочетаний или отношения сторонников Русской церкви XI-XII вв к языческому прошлому Руси, это одно, а вот отношение к походу Игорю САМОГО Автора - можно искать только в самом тексте.

Хорошо, объясню "на пальцах": "Как Вы относитесь к "мышам" :wink: можно узнать только у Вас самой или из Ваших произведений спустя веков этак 8. Для этого не надо приводить примеры чужого отношения к ним, когда нас интересует только лично Ваше.

sasha a писал(а): Рыбаков умышленно опускает, что отказ Игоря от участия в совместном походе был спровоцирован самими Мономашичами:
"Без них" означает "без остальных русских князей", поскольку предыдущими упоминаются не половцы, а именно русские князь. Игорь все же решил помочь Мономашичам и напасть на половцев с тыла. На мой взгляд - очень разумное и тактически верное решение.
"Половци оборотилися противу русским князем, и мы без них кушаимся на вежах их ударити!
Без НИХ попытаемся на вежах ИХ ударить. По Вашему, "русские князи" в вежах обитали?

sasha a писал(а): Таки я жду подтверждения греховности Игоря из уст его современников, а не достопочтимого Лемурия.
Саша, Саша...
Предупреждение играющим "над пропастью во ржи" - настырность когда нибудь погубит вас.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение sasha a » 26 фев 2010, 00:05

Предупреждение играющим "над пропастью во ржи" - настырность когда нибудь погубит вас.


А что мне еще остается делать, если Вы юлите и уворачиваетесь от прямого ответа на поставленный вопрос?
Надеюсь, Вы мне не угрожаете? А то это было бы уж совсем несолидно...

"Половци оборотилися противу русским князем, и мы без них кушаимся на вежах их ударити!
Без НИХ попытаемся на вежах ИХ ударить. По Вашему, "русские князи" в вежах обитали?


Вы контекст учитывайте, многоуважаемый Лемурий.
Ясное дело, Игорь не мог ударить по своим русским князьям. Поэтому местоимение ИХ подразумевает половцев.
Но с чего Вы взяли, что местоимение "НИХ" должно быть равно "ИХ"? Это равенство ни от куда не вытекает.
Если Игорь отказался участвовать в совместном походе с Мономашичами, то он и ударил в тыл половцев без НИХ (без остальных князей).
Элементарно же, Ватсон!

Дык, когда дело касается примеров употребления словосочетаний или отношения сторонников Русской церкви XI-XII вв к языческому прошлому Руси, это одно, а вот отношение к походу Игорю САМОГО Автора - можно искать только в самом тексте.


Ну, хорошо, поговорим об отношении самого Автора к Игорю, исходя из текста Слова.

Так вот. Объясняю на пальцах.
Поскольку АВтор сравнивает Игоря с Солнцем, то он (Автор) использует слово "солнце" в переносном значении.
Открываем Словарь Слова и выясняем на основании цитат из источников, что в 12 в. обозначало сравнение князя с солнцем.
2. Образно и перен.
а) О славном, дорогом человеке: 1179: Престави же ся князь Мьстиславъ, сынъ Ростиславль... Уже бо солнце наше заиде ны и во обидѣ всимъ остахомъ. Ипат. лет., 609—610 (XV в.). И услышавъ дѣвица Стратиговна ко оконцу скоро припаде и начатъ глаголати к Девгению: Свете светозарны, о прекрасное солнце! Жал ми тѣбѣ, господине, аще моеи ради любве хощеши ся погубити. Девг. Д., 138—139 (XVII—XVIII вв. ~ XII—XIII вв.). Митрополитъ Кирилъ глаголеть къ людемъ: Чада моя, разумѣйте, яко уже зайде солнце земли Суждальскыа (о смерти Александра). Ж. Алекс. Нев., 9 (XVI в. ~ XIII в.).

б) О боге как источнике правды, разума. Да тако ми разумѣваи правьдьное сълньце въ вьсѣмъ равьно, акы бога приходяшта. Изб. Св. 1073 г. (Бод.), 39. Утрьнюю възвѣстяща вьселенѣи тя солнча разумьнаго, спасе, Захария убо Иоана породилъ есть. Мин. сент., 046 (1095 г.). Урани къ богу, къ истиньнуму солнцу, мучениче мудре: многобезбожия мракъ разгъналъ еси. Там же, 0106. Божия духа явѣ приимова зарю, тьмьнымъ, яко утро яви ся заутра же солнца мысльнаго, възвѣщая вьсѣмъ явление. Мин. окт., 58 (1096 г.).



Итак, Автор, употребив эпитет Солнце по отношению к князю Игорю, выразил тем самым свое отношение к нему как к дорогому и близкому человеку, а также как носителю разума и правды.

Что и требовалось доказать.
Клемент - в полном дауне, валяется в партере.
Точка.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 54