Лемурий писал(а):Новый писал(а): В "посеве плевел" он совершенно не участвовал. Согласно приведенной Вами евангельской притче, "плевелы" ("сыны лукавого") - это злодеи, которых ввергнут в пещь огненную; но он же их, в конце концов, не "создавал"! И потом, что общего между этой - из притчи, - "жатвой", которую вершат АНГЕЛЫ, и теми "снопами" на Немиге? Там "снопы" (множества колосьев) - всего лишь метафора множества павших ("пали, как подкошенные")... Схожесть только в том, что в обоих случаях даются "земледельческие" образы, но по сути аналогии нет.
А что, кто-то другой назван в этом "земледельческом" процессе, в котором:
"Немизѣ кровави брезѣ не бологомъ бяхуть посѣяни, посѣяни костьми рускихъ сыновъ"
...Пусть и Ангелы жнецы, не суть, кого по притче именно в СНОПЫ вяжут
"...30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам:
Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою"...
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть Диавол. Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего...(Мф. гл.13)
Давайте всё-таки разберемся отдельно с этими земледельческими метафорами, ибо здесь мы, на мой взгляд, покупаемся на поверхностную схожесть некоторых терминов и вступаем на крайне зыбкую и непродуктивную почву произвольных, без логического фундамента, уподоблений.
Во-первых, Всеслав не только в евангельские "жнецы" не годится (не ангел, это уж точно), но и в качестве "сеятеля" не проходит. Ибо "сеет" не "плевелы", а "кости русских сынов". "Плевелы" - метафора злодеев ("сынов лукавого"), которые должны быть отделены от "доброго семени", подобно козлищам от овец в аналогичной притче, и сожжены в аду, а не костей павших воинов. Эти кости должны были быть погребены с честью, а не сожжены в аду. Уже хотя бы поэтому нельзя уподоблять это его "сеяние" евангельскому.
(И вновь, в скобках: сеет он НЕ ОДИН, даже если и назван здесь только он. Это само собой разумеется. Спарринг-партнеры Гориславича тоже не упомянуты, но это не значит, что у него их не было).
Во-вторых, в евангельской метафоре посева и жатвы (да и вообще во всех случаях использования этих образов в иудейских и христианских священных текстах) ключевой момент, без которого метафора обессмысливается, состоит в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ между ними; в "Слове" же метафорические "жатва" и "сеяние" происходят ОДНОВРЕМЕННО. Откуда следует вывод о чисто зрительно-поэтическом значении этих образов в данном конкретном случае.
В-третьих - вот примеры народных загадок-"страшилок" из собранного Далем:
...Шел я мимо поповского, видел дело таковское: лежат мужики убитые, брюха распоротые (снопы во время молотьбы).
Шел я мимо Петровска, видел дело таковско: головы разбиты, брюха вывалены, душу в рай несут, тело в край везут (снопы)...
...На поле ногайском, на рубеже татарском, лежат люди побиты, у них головы обриты (снопы).
Под дубком-дубком, под карандышком-дубком, лежат люди побиты, у них гузки побриты (снопы).
...На тонце на деревце животы наши качаются (колосья).
Тонко деревце животы качает (солома)...
Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно, колесуют — пройду огонь и воду, и конец мои — нож и зубы (хлеб).
...разобьют мои косточки, отнесут в пресветлый рай!» (Рожь и овин)...
...Тута потута, люди побиты, а ус под Торжок пошел (рожь вымолотили и повезли продавать)."
http://www.slova.ru/book_page/1/480.htmlЧто ж делать, если сноп, наверное, зрительно напоминает отрубленную голову (средневековым людям виднее, поскольку они, в отличие от нас, казни видывали и впечатлялись), а молотьба дает кинетическую ассоциацию с битьём? Это чисто сенсорно-визуальные метафоры, и в двенадцатом веке они тоже могли бытовать.
Продолжение следует.