Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 06 янв 2020, 01:35

Олег Генкин писал(а):Изображение

Взглянув вторым взглядом. За спиной у центральной фигуры не волосы, а Софийская колокольня, зовущая Всеслава. Все ж, художник был знаком со СПИ.

Здесь вообще нет Всеслава, а есть Изяслав Ярославич просящий помощи у польского короля Болеславе II (1068) и поход Болеслава II на Киев в 1069-м. Художник СПИ знать не обязан, он по контексту летописи миниатюры создавал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Mitus » 06 янв 2020, 08:57

Лемурий писал(а): Mitus писал(а):
жаден = милостив на кровопролитие, а он был НЕмилостив НА КРОВОПРОЛИТИЕ и мы это видим во всех его походах ...


Как тут не вспомнить «подвиги» Негодяева из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина:

«Не стало в Глупове никакого суда: ни милостивого, ни немилостивого, ни скорого, ни нескорого...»(с)
- тогда смотрим по отношению к кому идёт суд и видим что судъ может быть МИЛОСТИВЪ К ПОДСУДИМОМУ или же НЕМИЛОСТИВЪ К ПОДСУДИМОМУ = ОСУЖДАЛ ПОДСУДИМОГО. Всеслав был немилостив к кровопролитию ...
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Mitus » 06 янв 2020, 09:13

Олег Генкин писал(а):Побег Игоря (СПИ): "Кликну, стукну земля, въшумѣ трава".

Здесь аллюзия к ПВЛ (1091):

"В се же лѣто бысть знаменье въ солнци, погибе, мало ся его оста — акы мѣсяць бысть, в час 2 дне, мѣсяца маия въ 21. В се же лѣто бысть: Всеволоду ловы дѣюща звѣриныя за Вышегородомь, заметавшимъ тенета и людемь кликнувшимъ, спаде привеликъ змѣй с небесѣ, и ужасошася вси людье. В се же время земля стукну, мнозѣ слышаша."

На то же место в летописи ссылается принципиальный, вступительный эпизод СПИ с "затмением солнца", где "спада".

Аллюзии, напоминаю, делаются, чтоб вычитали нечто в основном тексте (СПИ) отсутствующее.
- земля не кличет - вот стязи глаголютъ, а земля не кличет - это княжий наперстник Овлур свистнул но не окликнул Игоря по имени (князю Игорю не бы то кликну) а князь Игорь должен был это сообразить...... Ловы - ловля зверей в силки = "тенета" - охота. .... упалъ великий змей с небес = ср. челябинский метеорит - земля дрогнула - удар был слышен. В СПИ: аористом один раз дрогнула земля = она толкнула Игоря к побегу = СТУКНУТИ - омонимы: громыхнуть, ударить, толкнуть. А трава аористом, то есть разок восшумнула = пробудила Игоря.
Последний раз редактировалось Mitus 06 янв 2020, 09:24, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Mitus » 06 янв 2020, 09:19

Олег Генкин писал(а):Что за "ловы" делает Всеволод? Что за "змий"? Что должны услышать читатели ПВЛ?

ПВЛ содержит ответы где-то в соседнем тексте.
- так, для справки ... - никакой соседний текст к ПВЛ и СПИ для средневекого русского человека не требуется - он Вам необходим.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 06 янв 2020, 10:50

Mitus писал(а):НЕМИЛОСТИВЪ К ПОДСУДИМОМУ = ОСУЖДАЛ ПОДСУДИМОГО. Всеслав был немилостив к кровопролитию ...

Вы игнорируете контекст летописи, там же есть причинно-следственная связь:

    «Въ лето 6552 (1044). Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: «се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего»; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие...»
    -------
    Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 471
См. выше о наузе, для Вас писал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Mitus » 06 янв 2020, 13:09

Лемурий писал(а):Вы игнорируете контекст летописи, там же есть причинно-следственная связь:

«Въ лето 6552 (1044). Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: «се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего»; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие...»
- у меня-то связь простая: был гемофиликом - боялся кровавых ран потому и немилостив был на кровопролитие - ср.
Лемурий писал(а):Как тут не вспомнить «подвиги» Негодяева из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина:

«Не стало в Глупове никакого суда: ни милостивого, ни немилостивого, ни скорого, ни нескорого...»(с)
. Суд немилостивый тот который осуждает подсудимого. Если подсудимым у нас является кровопролитие то суд может быть милостив к кровопролитию или его запрещать.... У Вас же логика мне вообще непонятна! Если Всеславъ родился в сорочке и навязали на него этот оберег вольсви то почему же он боялся и избегал кровопролития = был немилостив на кровопролитие? Если ты Чародей и ничего не опасаешься то почему всегда уклоняешься от прямой схватки? отчего же ты был так робок на открытый бой Чародей? Отвечаю :
Лемурий писал(а):матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его;
а перевод уже давал: понесла ребёнка к волхвам из-за язвы на его голове ...
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Олег Генкин » 06 янв 2020, 21:21

Лемурий писал(а):
Олег Генкин писал(а):Изображение

Взглянув вторым взглядом. За спиной у центральной фигуры не волосы, а Софийская колокольня, зовущая Всеслава. Все ж, художник был знаком со СПИ.

Здесь вообще нет Всеслава, а есть Изяслав Ярославич просящий помощи у польского короля Болеславе II (1068) и поход Болеслава II на Киев в 1069-м. Художник СПИ знать не обязан, он по контексту летописи миниатюры создавал.


Если уж выстраиваете истолкование, то целиком: Изяслав Ярославич преподнес Болеславе II дар рабынями и золотом))
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Олег Генкин » 06 янв 2020, 22:27

Олег Генкин писал(а):
Побег Игоря (СПИ): "Кликну, стукну земля, въшумѣ трава".

Здесь аллюзия к ПВЛ (1091):

"В се же лѣто бысть знаменье въ солнци, погибе, мало ся его оста — акы мѣсяць бысть, в час 2 дне, мѣсяца маия въ 21. В се же лѣто бысть: Всеволоду ловы дѣюща звѣриныя за Вышегородомь, заметавшимъ тенета и людемь кликнувшимъ, спаде привеликъ змѣй с небесѣ, и ужасошася вси людье. В се же время земля стукну, мнозѣ слышаша."

На то же место в летописи ссылается принципиальный, вступительный эпизод СПИ с "затмением солнца", где "спада".

Аллюзии, напоминаю, делаются, чтоб вычитали нечто в основном тексте (СПИ) отсутствующее.

Что за "ловы" делает Всеволод? Что за "змий"? Что должны услышать читатели ПВЛ?



Следующий абзац ПВЛ:

В лѣто 6600. Предивно бысть чюдо у Полотьскѣ у мечьтѣ: и в нощи бывши тутенъ, стонаше полунощи, яко человѣци рыщуть бѣси по улици. Аще кто вылѣзяще ис хоромины, хотя видѣти, и абье уязвенъ бяше невидимо от бѣсовъ, и с того умираху, и не смѣяху излазити ис хоромъ. По сѣмь же начаша во дне являтися на конѣх, и не бѣ их видити самѣх, но кони ихъ видити копыта, и тако уязьвляху люди полотскыя и его область. Тѣмь и человѣци глаголаху, яко навье бьють полочаны. Се же знаменье поча быти от Дрьюцька. В си же времена бысть знаменье у небесѣ, яко кругъ бысть посредѣ неба привеликъ.


Инопланетяне, в делающих их невидимыми скафандрах, вооруженные лучевым оружием (убивающим так, что люди не смели выйти из дома) спустились на землю у Полоцка? Данных археологии о таком контакте нет, другие современные событию новостные агентства также о нем не сообщают.
Последний раз редактировалось Олег Генкин 07 янв 2020, 08:04, всего редактировалось 1 раз.
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 06 янв 2020, 23:01

Олег Генкин писал(а):Если уж выстраиваете истолкование, то целиком: Изяслав Ярославич преподнес Болеславе II дар рабынями и золотом))


Древнерусские княжеские костюмы сперва изучите, а потом и ёрничать пытайтесь.

ИзображениеИзображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 06 янв 2020, 23:45

Mitus писал(а):...понесла ребёнка к волхвам из-за язвы на его голове.

Mitus, это же перетолкование непереведённого. Давайте дословно, с синтаксическим разбором:

    Въ лето 6552. Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: «се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего»; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие...»
    —-
    В год 1044. Сего же [Всеслава Полоцкого] родила мать от волхования; матери ведь родившей его, была у него отметина на главе его; сказали же волхвы матери его: «эта кожица [науз из остатка плаценты] навяжи на НЕГО, да носит её до конца жизни своей»; которую носит Всеслав до сего дня на себе, из-за чего немилостив на кровопролитие [=кровожаден]...

НЬ = краткая форма родительного падежа единственного числа мужского рода от местоимения ОНЪ, а не на неё (язву).

Причём летописец в этой «совестной книге» на Судный День сделал сразу два намёка:

    «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю...»(Откр.13:3)

И сам науз, церковным судом наказуемый.

P.S. При переводе столкнулся с повторяемым словосочетанием «матери его» - очевидная вставка редактора ДКС 1073 Никона (см Шахматов Разыскания...)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Олег Генкин » 08 янв 2020, 03:58

Олег Генкин писал(а):
Побег Игоря (СПИ): "Кликну, стукну земля, въшумѣ трава".

Здесь аллюзия к ПВЛ (1091):

"В се же лѣто бысть знаменье въ солнци, погибе, мало ся его оста — акы мѣсяць бысть, в час 2 дне, мѣсяца маия въ 21. В се же лѣто бысть: Всеволоду ловы дѣюща звѣриныя за Вышегородомь, заметавшимъ тенета и людемь кликнувшимъ, спаде привеликъ змѣй с небесѣ, и ужасошася вси людье. В се же время земля стукну, мнозѣ слышаша."

На то же место в летописи возможно ссылается принципиальный, вступительный эпизод СПИ с "затмением солнца", где "спада".

Аллюзии, напоминаю, делаются, чтоб вычитали нечто в основном тексте (СПИ) отсутствующее.

Что за "ловы" делает Всеволод? Что за "змий"? Что должны услышать читатели ПВЛ?


Следующий абзац ПВЛ:

В лѣто 6600. Предивно бысть чюдо у Полотьскѣ у мечьтѣ: и в нощи бывши тутенъ, стонаше полунощи, яко человѣци рыщуть бѣси по улици. Аще кто вылѣзяще ис хоромины, хотя видѣти, и абье уязвенъ бяше невидимо от бѣсовъ, и с того умираху, и не смѣяху излазити ис хоромъ. По сѣмь же начаша во дне являтися на конѣх, и не бѣ их видити самѣх, но кони ихъ видити копыта, и тако уязьвляху люди полотскыя и его область. Тѣмь и человѣци глаголаху, яко навье бьють полочаны. Се же знаменье поча быти от Дрьюцька. В си же времена бысть знаменье у небесѣ, яко кругъ бысть посредѣ неба привеликъ.


Я озадачился этим абзацем 9 лет назад, но только несколько дней назад, общаясь на форуме, сделал догадку, что туманно описывается война против Всеслава. Поскольку она, в конце концов, кончилась ничем, то незачем было ее явно описывать. Но если Всеслав в 1091 году сбежал, он должен был где-то найти пристанище. Не на это ли событие ссылается фраза СПИ о "дорыскивании в Тьмуторокань"? Когда он победно вернулся?
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 08 янв 2020, 13:06

Олег Генкин писал(а):...если Всеслав в 1091 году сбежал, он должен был где-то найти пристанище. Не на это ли событие ссылается фраза СПИ о "дорыскивании в Тьмуторокань"? Когда он победно вернулся?

Не в 1091 сбежал из Киева, а в 1069. Полоцк так для него и остался вотчиной. Тмуторокань, как русский град, перестала существовать с 1083, когда её с помощью византийцев захватил Олег Гориславич, а сам сел в этом городе архонтом Матархи. А к кому бегал Всеслав волком:

:arrow: см. НГ: Куръ или кvръ Тмутороканя?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 10 янв 2020, 17:58

Писал об этом ещё 7 лет назад, но в связи с интересом к теме рождения Всеслава дублирую:

    " § 290"... Под тем же годом [ 6552 (1044)] записано известие о смерти Брячислава и вокняжении Всеслава: появление этого известия в Новгородском своде объясняется тем, что новгородцам пришлось вести долгую борьбу с Брячиславом; заметка летописца под 6529 (1021) о том, что Брячислав воевал с Ярославом до конца своих дней, имеет, конечно, в виду прежде всего неоднократные нападения Брячислава на новгородскую область, куда направлял свои взоры впоследствии и его преемник. К этому известию о смерти Брячислава прибавлена заметка о чудесном рождении Всеслава от волхвования; заметка оканчивалась словами: «еже (язвьно) носить Вьсеславъ и до сего дьне на собЬ: сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие». Думаю, что слова эти или прибавлены (сначала они могли появиться на полях) позднейшим читателем, а именно в шестидесятых годах XI столетия, когда Всеслав наводил неоднократно ужас на Новгород своими набегами, или вставлены при переписке Новгородского свода (в Новгороде) для Киево-Печерского монастыря в конце восьмидесятых или начале девяностых годов того же XI столетия..."
    ------------
    Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001

"У княгини или принцессы от змея-дракона родился необыкновенный сын. Он появился на свет в рубашке (последе), кусочек которой, по настоянию колдунов, всегда носит с собой. Ему предсказана необычайная сила и кровожадность, пугающие даже родную мать и заставляющие дрожать сыру землю. Ребенок быстро растет. Он обладает даром ясновидения, он вездесущ и могуч, по желанию он может превращаться в ясного сокола, в лютого зверя-волка и других животных. Его жертвы не могут ускользнуть от него. Счастье сопровождает героя. Он связан с силами ночи, угрожает самому солнцу, следы его запятнаны кровью, вампиры теснятся у его жилища. Но слава и страдания все время чередуются в его жизни. Из охотника он превращается в животное, из преследователя в жертву, и наоборот. [цит. Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos. Russian Epic Studies. Philadelphia, 1949, c. 68-69]..."
------------
Сапунов Б.В. Всеслав Полоцкий в «Слове о полку Игореве» //ТОДРЛ, т. 17, М-Л, 1961, с.78—79


Дополню только, что редактор ДКС 1073 года Никон Великий сам был из Киево-Печерского монастыря. И такую вставку в "Совестные Книги", с которыми Всеславу надо было на Судный День являться, появились, считаю, вот почему:

    "И утѣшиста кыяне. Святослав же и Всеволодъ посласта кь Изяславу, глаголюще: «Всеславь ти бѣжалъ, а не води ляховъ Кыеву, противнаго ти нѣтуть; аще ли хощеши гнѣвомъ ити и погубити град, то вѣси, яко намъ жаль отня стола». То слышавъ, Изяславъ остави ляхы, иде с Болеславомъ, мало ляховъ поемъ; посла же предъ собою сына своего Мьстислава Кыеву. И, пришедъ, Мьстиславъ исьсѣче кыяны, иже бяху высѣкли Всеслава, числомь 70 чади, а другыя исьслѣпиша, другыя без вины погубивъ, не испытавъ..."(ПВЛ 1069).

    В то же время приключися Изяславу прити из Ляховъ, и нача гнѣватися Изяславъ на Антония изо Всеслава. И приславъ Святьславъ нощью, поя Антония к Чернигов..."
    (ПВЛ 1074)
Всеслав предал киевлян, поддерживающих его, а среди них были "клюки" = пастыри Церкви, такие как Антоний, этого монашеская братия ему не простила.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

На седьмомъ вѣцѣ Трояни (новые данные)

Сообщение Лемурий » 19 фев 2020, 15:02

Подборка цитат и объяснение эсхатологических средневековых представлений о кончине света 25 марта 1492 года на седьмой последний век (=тысячелетие):

:arrow: см. Шевырев Степан Петрович История русской словесности. Ч. 4. - Санкт-Петербург, 1887, лекция 17, С. 49-53, прим. С. 56

В течении пятнадцатого столетия над умами Русскими тяготела унылая мысль о скором преставлении света, которого ожидали в 1492 году...

Подобная мысль тяготила умы западной Европы в X веке. Тогда, на основании двух мест в Апокалипсисе (гл.20, ст.4 и 6) неправильно истолкованных, с последним мгновением тысячного года, ожидали Архангельской трубы, которая созовет все человечество на страшный суд. Это страшилище пугало людей вторично и с окончанием шестой тысячи. Но с особенною силою страх кончины мира возобновился у нас перед концом седьмого тысячелетия. Постараемся взойти к началу губительной мечты и проследить ее по памятникам Русской словесности до самого 1492 года, когда она исчезает.

Зародыш этого мнения находился в апокрифическом послании Апостола Варнавы, там, где сравнивается продолжение мира с неделею его творения. Св. Ириней объяснил это место для истории человечества в смысле пророческом. Так как 1000 лет перед Богом, по словам Псалмопевца, как день единый, то Творец, в 6 дней совершивший творение мира, в 6 тысячелетий совершит его историю. Как в седьмой день по сотворении мира он успокоился, так и в седьмом тысячелетии он успокоится, когда Сын придет на суд и изменит солнце, луну и звезды. Начало же 8-го дня, когда Христос воскрес, что мы празднуем днем воскресным, означает начало нового мира с 8-м тысячелетием [Karls des Grossen Kalendarium und Ostertafel. Herausgeg. von Piper. Berlin. 1858 - Die Philosophie der Kirchenväter von Huber. München. 1859].

Это место в послании Ап. Варнавы заставило предполагать двоякое ожидание кончины мира: сначала с концом 6-й, а потом и 7-й тысячи...

... особенно летописцы, вместо прошедшего обращавшие внимание на будущее, питали эту вредную мысль в народе. Так Кедрин, писавший в половине XI века, указывал на 7-й день творения, как на образчик седьмой тысячи, за которою последует конец мира. То же о семи веках жизни мира писал Григорий, епископ Коринфский, в половине XII века. Никифор Каллист, по прозванию Ксанфопул, церковный историк первой половины XIV...

Иосиф Волоцкий, переписывая в пустыньке своей Богородичник в 1489 году, говорит в послесловии: "написахъ послѣдняго ста семитысячнаго вѣка, девяносто седьмаго лѣта"... -
---
Шевырев С.П. История русской словесности. Ч. 4. - Санкт-Петербург, 1887, С.49-53


Также см.

:arrow: см. Сахаров Владимир Антонович Эсхатологические сочинения и сказания в древне-русской письменности и влияние их на народные духовные стихи : Исслед. В. Сахарова. - Тула, 1879.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 44