Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 17 апр 2010, 17:02

Эта тема появилась как продолжение обсуждения статьи:

:arrow: И. Клейн (Майнц). «Слово о полку Игореве» и апокалиптическая литература.(К постановке вопроса о топике древнерусской литературы) // ТОДРЛ Л.: Наука, 1976. — Т. 31, с. 104-115

И. Клейн пишет:
Образ Всеслава - составная часть апокалиптического субстрата "Слова": автор изображает своего героя по образу Антихриста, отрицательного героя апокалиптической литературы. Не только автор "Слова", впрочем, связывает Всеслава с апокалиптической тематикой. Это же можно отметить и у Нестора-летописца: сообщив под 1065 г., что "В се же лето Всеслав рать почал"(Лавр.6573), он, вслед за этим рассказывает о появлении кометы, о выловленном рыбаками в Сетомле страшном "детище" - уроде и о солнечном затмении. Комета появилась в 1066 г., затмение имело место в 1064 г. Объединение этих событий в единый рассказ в летописном повествовании должно восприниматься как "предзнаменование усобиц, начатых Всеславом"...
----------
И. Клейн (Майнц). «Слово о полку Игореве» и апокалиптическая литература.(К постановке вопроса о топике древнерусской литературы) // ТОДРЛ Л.: Наука, 1976. — Т. 31, с.107

Проверим, так ли это.

Нестор составлял компилятивную летопись. Если сведения о чудесных предзнаменованиях есть и в Лаврентьевской летописи и в Ипатьевской (причем в обоих источниках они планетарного масштаба " шестоногъ въ Африкии же 2 дѣтища родистася" и т.д.), то сведения о "чудесном" рождении Всеслава в этих источниках разнятся.

Для того чтобы правильно проанализировать летописи надо вернуться к изначальным Сводам:
- Древнейшему Киевскому Своду 1039 года в редакции 1073 года и
- Новгородскому Своду 1050 года с продолжениями до 1079 года
по работе А.А. Шахматова Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001.

Предзнаменования, правда только произошедшие в Руси, мы находим в Древнейшем Киевском Своде 1039 года в редакции 1073 года, но там НЕ слова о рождении Всеслава, только длинные рассказы о борьбе Яна Вышатича и Глеба Святославича с волхвами.
Въ лето 6573 (1065)....Рече има Янь: "по истине прельстилъ ва есть бесъ: коему Богу веруета?" Она же реста: "антихрьсту"...
--------
Древнейший Киевский Свод 1039 года в редакции 1073 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 446


В Новгородском Своде 1050 года с продолжениями до 1079 года НЕТ ни слова про планетарные предзнаменования, но есть о чудесном рождении Всеслава с недоброй отметиной:
Въ лето 6552 (1044). Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего"; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие*...
-------
* Все известие о смерти Брячислава и о Всеславе вошло в Нач. свод.
-------
Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 471


Здесь очень важно привести правильный перевод. Дело в том, что язва (=рана) созвучно слову язвьно (=кожа по Срезн.), что побудило поздних летописцев заменить слово (н-р Лавр.) "язва" на "язвьно" в первом случае и получалось, что несмотря на дурные предзнаменования и немилосердие младенца на кровопролитие, тот "родился в рубашке" (плаценте). Это не согласуется ни только с изначальным Новгородским Сводом:
бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "Се язвьно, навяжи на нь, да носить е до живота своего". Еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кровопролитие...
-------
была у него язва (рана) на главе его. Сказали (тогда) волхвы матери его: "Сию кожу навяжи на него, и да носит (пусть) до (конца) жизни своей". Еже носит Всеслав и до сего дня на себе, ибо немилостив на кровопролитие...

но и с поздним вариантом Новгородского свода:
Въ лето 6552. Сего роди мати от волхования. Матере бо родивше его, и бе ему язвено, яма на главе его; рекоша бо волсви матери его: "Все язвенно навяжи на нь, да носит его до живота своего", еже носил Всеслав и до смертнаго дне на собе; сего ради немилостивъ есть на кровопролитие...
-------
ПСРЛ, т. 43 Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского
.

После краткого обзора летописей перейдём непосредственно к обсуждению образа Всеслава в СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

На седьмом (=последнем) веце

Сообщение Лемурий » 17 апр 2010, 17:05

На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу.

Изображение Изображение
Богословие Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна екзарха Болгарского.(12-я гл. "Небес" (О вѣцѣ) — ЧОИДР, 1877, кн. 4.

Глаголют же ся оубо сего мира седмь вѣкъ рекъше от небесьскаго и земьнаго сътворения... речеть ся пакы вѣкъ тысющи лѣтъ вѣкъ единъ.

т.е. речь идет о седьмом тысячелетии от небесьскаго и земьнаго сътворения или от первоскифа Таргитая = Трояна (отца троих сыновей).

Цифра 7 тесно связана с Апокалипсисом, ниже малая толика примеров:

- Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей (Откр. 1:20)
- И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. (Откр. 5:1)
- И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.(Откр. 5:6)
- И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. (Откр. 8:2)
- И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.(Откр.10:4)
- И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.(Откр. 12:3)
- И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. (Откр. 15:1)
- И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.
И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. (Откр. 15:6-7)
- И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.( Откр. 17:3)
- Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена (Откр. 17:9)

Согласно средневековым представлениям семь дней творения Мира отражаются на времени его существования - Миру, как полагали, суждено существовать семь тысяч лет.

Что же касается написания "вѣцѣ", то оно сплошь и рядом встречается в церковных литературных памятниках.
Например:
"Слово некоего Христолюбца и ревнителя по правой вере"// Н.М. Гальковский Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси, т. 2, М., 1913, с. 36-48 (см. с.44)

В апокалиптической литературе есть: "Виденiе Исаiе пророка о послѣднемъ вѣцѣ" из полууставной сербской рукописи XV века, принадлежащей П.И. Севастьянову, ныне Московскаго Публичнаго Музея, №1472, л.83-86)//Тихонравов Н. С. Апокрифические сказания. СПб., 1894, с.29-31 . .

Глаголется же, яко по седмих тысящах лет пришествие Его будет. Прежде же Его пришествия приидет антихрист, и родится, яко глаголет святый Ипполит Римский, от жены скверны, и девицы мнимыя...
--------------
Тропарь воскресный. Синаксарь
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 17 апр 2010, 17:22

На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу.

И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех великих царей....
------
Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и пришествие антихристово
На седьмом тысячелетии в 6576 [1068] в сентябре месяце Всеслав мог выбирать себе любую "невесту" [город, где он мог княжить]. Изяслав бежал в Польшу, Святослав - в Чернигов, Всеволод - в Переяславль. Свободны были Киев, Новгород, Смоленск, не говоря уже о его родном Полоцке.
И рѣша старци и боляре: "М[е]чемъ жребии мечемъ жребии на отрока и дѣвицю на него же падеть того зарѣжемъ б(ого)мъ..."
Бѣ жа Варягъ то пришелъ изъ Грекъ . [и] держаше вѣру христеяньску. И бѣ у него сынъ красенъ лицемъ и душею. На сего паде жребии по зависти дьяволи...
-------
Лаврентьевская летопись 6478 (983)
Реша старци и бояре: "Мечемъ жребьи на отрокы и на девици: на него же падеть, того зарежем б(о)г(о)мъ"...(Радз. 983)

P.S. Обратите внимание, слово "девицю" в Лаврентьевской летописи, как впрочем и в СПИ, стоит НЕ в двойственном числе, а
дѣвицю — вин. пад. ед. ч..
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 19 апр 2010, 10:32

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным;
и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
------
Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова (12:5)

Тъй клюками подпръся, окони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго.
Тот, как бы*, "клюками"* подпёрся и захватил град Киев - дотронулся стружием* своим злата престола киевского.

О к о н и - разбивают по-разному:

1. Традиционный перевод:
о кони - речь идёт о вече, на котором киевляне, узнавшие о том, что войска Ярославичей разбиты на р. Альте, стали требовать у князя Изяслава оружие и коней:
..створивше вече на торговищи и реша пославшеся ко князю се Половци росулися по земли . да вдаи княже оружья и кони и еще бьемься с ними . Изяслав же сего не послуша..." (Ипат. 1068)
.
Представляется весьма сомнительной версия, что посаженный в поруб Всеслав мог бы оттуда "хитро" руководить общественным мнением. Для этого ему необходимо было опереться на своих сторонников.

2. Вариант предложенный А. А. Зализняк:
"окони/оконо = как бы, как будто" вместо "о кони"
Наше предположение состоит в том, что окони - это есть тот не засвидетельствованный другими памятниками вариант слова оконо `как бы`, `как будто`, о котором речь шла выше.
При такой интерпретации фраза буквально означает: `Хитростями (т.е. волшебными чарами) (или: клюками, палками, шестами) как бы подпершись, он скакнул к граду Киеву и коснулся древком копья золотого престола киевского`...
Вырастает образ гигантского скачка - от Полоцка до Киева - похожего на прыжок с шестом, где шестом служит волшебная сила Всеслава.
--------
А. А. Зализняк "Слово о полку Игореве": взгляд лингвиста, М., 2008 изд. третье, дополненное, с.256-257

Только надо учесть в такой интерпретации, ни о каком " прыжке с шестом" речи быть НЕ может. Всеслав никуда из Полоцка НЕ скакал. Он был уже в Киеве, сидел в порубе, когда его освободили в результате народного восстания 1068 г. А клюка, это НЕ только палка в "узком" смысле этого слова.

Клюка - символ пастыря Церкви. Игуменские посохи - однорогие (типа клюки). На такой посох удобно было облокотиться во время долгих многотрудных служб. Подперся о "клюки" - речь идёт об помощи клириков, недовольных политикой Ярославичей.

Никон вернулся в неспокойное время (июль - август 1068 г.): на Русскую землю напали половцы, и Ярославичи потерпели поражение. Мы уже знаем, что поражение Изяслава вызвало в Киеве революцию: Изяслав - изгнан, а Всеслав Полоцкий, через преступление крестоцелования захваченный Ярославичами и посаженный в поруб за год перед тем, - высажен из поруба киевлянами на Киевский стол. Уже указывалось и на то, что Антоний Печерский выступал в этих событиях как защитник этого переворота, опираясь на чудесное совпадение праздника Креста (15 сентября) с указанными событиями и видя в этом перст Божий. Никон, занесший эти события в свой летописный Свод в таком освящении, значит сочувствовал борьбе Антония за соблюдение князьями крестоцелования. Если справедливы были наши соображения, что в Киеве описанная революция имела в числе других источников и недовольство церковной политикой Ярославичей , то тем понятнее становится роль обители Антония и Никона, защитников русской церкви от угнетений греческого господства...
-----------
М.Д. Присёлков ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв, (1913) Спб, 2003 с.117


Изображение
М. 205 (1051) Радзивилловская летопись "...Антоний же прииде к Кыеву"

И перевод "как бы", "как будто" выражает СОМНЕНИЕ Автора СПИ в подобной помощи.

Стружие - в данном случае это не древко копья, а часть оструганного дерева, как некий древнейший символ власти. Воткнутая в землю оструганная веха, служила знаком принадлежности участка земли. Иными словами Всеслав, "застолбил" Киевский престол.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 19 апр 2010, 11:24

3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,
4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
-------
Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова (13:3-7)
И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех великих царей....
Увянут всякая плоть и вожделение человеческое. Все же поверившие лютому зверю и принявшие на себя печать его злочестивое начертание оскверненного, приступят к нему вдруг и с болезнию скажут: "дай нам есть и пить, потому что все мы истаиваем, томимые голодом, и отгони от нас ядоносных зверей". И этот, бедный, не имея к тому средств, с великою жестокостью даст ответ, говоря: "откуда, люди, дам вам есть и пить? Небо не хочет дать земле дождя, и земля также вовсе не дает ни жатвы ни плодов". Народы, слыша это, восплачут и прольют слезы, не имея утешения в скорби;
---------
Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и пришествие антихристово


155 Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣла-града, обѣсися синѣ мьглѣ.
156 Утръ же <вазни. С три кусы> отвори врата Нову-граду - разшибе славу* Ярославу.
157 Скочи влъкомъ до Немиги съ дуд<o>у. Tокъ на Немизѣ: снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла.
158 Немизѣ кровави брезѣ не бологомъ бяхуть посѣяни, посѣяни костьми рускихъ сыновъ.
---------
155 Соскочил от них(киевлян) из Белаграда* в полночь, лютым зверем обернувшись* в синей мгле;
156 Утром* же везло (Всеславу). С трех (волчьих) кусов* отворил ворота Новгороду - расшиб славу Ярославу.
157 Прыгнул волком до Немиги (веселясь) с дудой*. Ток на Немиге*: снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела.
158 Немиги кровавые берега не добром были посеяны - посеяны костями русских сынов.


Обесися - обернуться (лютым зверем) - самое подходящее по контексту значение в сочетании с князем-оборотнем, меняющим свой образ именно в полночь.
Переводя это слово как "повиснуть на шее, обнимая" как правило, ссылаются на Срезневского, хотя именно у него пример из СПИ остается обособленным, без перевода:
Въ коемъ мѣстѣ въдваряешися, рьци, да ту пришьдъши, обѣшюся твоеи выи. Златостр. до 1200 г. Срезн. Матер., II, 587. Въстав же Авраамъ и отвръзе двери, вниде же Исаакъ и обѣсися о выи отца своего и плачяся и лобызая. Пам. отр. лит., I, 82 (XVI в.)
"обернуться (вокруг)" - не противоречит аналогам употребления слова "обеситися".

Под "утром" Автор подразумевает начало военных походов Всеслава «рать почалъ» в 1065 г.
Под "полночью" имеется в виду конец его "царствования" в Киеве в апреле 1069 г.
"...и дана ему власть действовать сорок два месяца..." (Откр. 13.5)

С три кусы отвори врата Нову-граду
...речь идет о трех попытках взятия города. Почему в «Слове…» названы три попытки захвата Всеславом Новгорода, неясно. Из источников известны только две: взятие города в 1067 г. и неудачное нападение в 1069. Недавно было высказано любопытное объяснение: в 1065 г. Всеслав напал на Псков, а Псков принадлежал в то время к Новгородской волости.
------
А. М. Ранчин «Темные места» в «Слове о полку Игореве»

Слава Ярослава Новгород - город, где Ярослав Мудрый княжил 24 года с 1010 по 1134 г. Сюда специально из Киева приезжает в 1045 г. приезжает Ярослав, для участия в закладке Софийского Собора.

Съ дудоу - см. Салмина. Дудутки // Энциклопедия "Слова о полку Игореве". Т. 2. — 1995

Tокъ на Немизѣ:
Тьгда явится антихресть олученый въ тме кромешняя...
власы главы его остри яко и стрелы.
око десное яко и десница вьсходящия на заутрия а другое яко медница.
уста ему яко лакть.
зуби ему пяди.
прьсти ему яко сьрпи
...
--------
Вопросы Иоанна Богослова господу на горе Фаворской// И.И. Срезневский Древнеславянские памятники юсового письма, Спб., 1868 с.407

С три (волчьих) кусы отвори врата Нову граду = зуби ему пяди.
Токъ на Немизѣ: снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла = прьсти ему яко сьрпи.
14 И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.
15 И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.
16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.
---------
Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова (14:14-16)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 19 апр 2010, 11:49

159 Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
160 Тому въ Полотскѣ позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша.
161 Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше.
162 Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече:
163 «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».
-------------
159 Всеслав-князь людей судил, князьям города раздавал, а сам ночью волком рыскал: из Киева до рассвета дорыскивал до Тмутороканского Кура*, великому Хорсу волком путь* перебежавшему.
160 Тому (Всеславу) в Полоцке позвонили к заутрене рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон слышал.
161 Хоть и была душа волхва* в другом* теле, но часто от бед страдал.
162 Тому (Всеславу) вещий Боян и первую припевку осмысленную сказал:
163 «Ни хитрому, ни гораздому, ни птице гораздой суда Божьего не миновать!»

---------

* Куръ - так именуется в летописи византийский император Алексей I Комнин.

...В се же лето иде Леонь царевичь зять Володимерь на куръ . от Олексия.. (Ипат.1116)
оумре куръ Олексии и взя царство сынъ его Иванъ... (Ипат.1117)

" ...Это было поистине удивительное зрелище: как кованная из бронзы или каленого железа статуя, еженощно стоял император с вечера до полуночи, а нередко и до третьих петухов или даже до ярких солнечных лучей..." (Анна Комнина АЛЕКСИАДА)

В 1083 г., благодаря помощи Куръ Олексия (византийского императора с 1081 г.) Олегу Святославичу, Тмуторокань стала византийской провинцией.
Тмутороканская печать Олега Святославича: Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии, о которой писал А.В. Соловьев в "Восемь заметок к "Слову о полку Игореве" // ТОДРЛ, М., Л., 1964., Том XX., с.378, на греческом языке и принадлежит к типу печатей провинциальных наместников византийских императоров.
Сравните её с более поздней "черниговской" (1094-1115) печатью Олега Святославича:
В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков Древнерусские вислые печати

* Хръсови путь - Алексей I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям, запрещающим второй брак.

"Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лунных лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждь-бог..." (Ипат. 1114)

* Вещая душа - в данном случае колдовская. Душа волхва, провидца.

* Друзе - другое (тело) у князя-оборотня. "...роди мати от волъхвования..." (Ипат. 1044)
Сравните:
" ...а дроузии просять алчюще..." (Пчела 77, 18.)
"...а друзии имения деля..." (Пчела 275,12)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 19 апр 2010, 13:44

Может в изначальных Сводах
- Древнейший Киевский Свод 1039 года в редакции 1073 года и
- Новгородском Своде 1050 года с продолжениями до 1079 года
и не было прямой ассоциации Всеслава Полоцкого с Антихристом.
В Древнейшем Киевском Своде 1039 года в редакции 1073 года предзнаменования предшествуют появлению слуг Антихриста - волхвов.
В Новгородском Своде 1050 года с продолжениями до 1079 года сделана поздняя вставка о рождении Всеслава от волхования.
В результате компиляции в ПВЛ знамения наложились на период "царствования" Всеслава. При этом знамения перечисляются не только по Руси и в мире: "шестоногъ въ Африкии же 2 дѣтища родистася" и т.д.
Ассоциацию Всеслава как Антихриста мы можем визуально увидеть на миниатюрах Радзивилловской летописи, напомню, Всеслав княжил в Полоцке, после того как бежал из Киева с 1071 по 1101гг.

Изображение
Радзивилловская летопись М.227 (л. 100 об.)
В лето 6575 (1067)... Ничего бо ся боять беси, токмо креста.
Аще бо бывають от бесовъ мечтания, знаменавше лице крестомъ, прогоними бывають.
Всеславъ же седе в Киеве месяць 7.

3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.
--------
Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова (12:3-4)

Изображение
Радзивилловская летопись М.277 (л. 123 об.)
В лето 6559 (1091)... спаде змий превеликъ от небеси, и ужашося людие.
В се же время и земля стукну, яко мнози слыша.


Изображение
Радзивилловская летопись М.278 (л. 124)
В лето 6600 (1092). Предивно бысть в Полоцку въ мечте: бываше в нощи тутонъ, станяше по улици, яко человеци, рыщущи беси.
И аще кто вылазяще ис хромины, хотя видети, абие уязвенъ будетъ невидимо от бесовъ язвою, и с того умре, и не смеяху исходити ис хором.


Изображение
Радзивилловская летопись М.278 (л. 124)
[В то же лето (1092)] Посем же начаша въ день являтися на конех,
и не бе их видети самихъ, но коне ихъ видети копыта; и тако уязвляху людие полоцкиаи ихъ область.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Евгений Беляков » 20 апр 2010, 07:59

Все это производит впечатление, НО ВЕДЬ НИКАКОГО КОНЦА СВЕТА НЕ ПРОИЗОШЛО!!!
К написанию СПИ уже больше века прошло, а Мiр как был так и остался существовать.
Автор СПИ не мог, очевидно, игнорировать этот существенный момент.
И Всеслава он мог, таким образом, считать только Лжеантихристом или неким предвестником Антихриста, его "уменьшенной копией", Антихриста, который еще не пришел...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 20 апр 2010, 09:41

Евгений Беляков писал(а):Все это производит впечатление, НО ВЕДЬ НИКАКОГО КОНЦА СВЕТА НЕ ПРОИЗОШЛО!!!
Автор СПИ не мог, очевидно, игнорировать этот существенный момент.
Если помните, Евгений, то согласно средневековым представлениям мир должен существовать СЕМЬ тысячелетий, по числу дней его создания. На последнем тысячелетии придет Антихрист и "царствие" его будет "сорок два месяца", а затем настанет конец света и придет "Жених" и повергет служителей Антихриста в геенну огненную.

Каким образом в 1187 (6695) году Автор СПИ знал, что конца света через 305 лет не наступит?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение sasha a » 20 апр 2010, 16:42

На последнем тысячелетии придет Антихрист и "царствие" его будет "сорок два месяца",


Всеславъ же седе в Киеве месяць 7


Следовательно, Всеслав не мог быть Антихристом, исходя из математических соображений.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение sasha a » 20 апр 2010, 16:44

Лемурий, Вы приводите интересные выдержки из летописей, но для чистоты эксперимента хотелось бы знать, что сверхъестественного/бесовского творилось в соседних княжествах.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 20 апр 2010, 21:49

sasha a писал(а):Следовательно, Всеслав не мог быть Антихристом, исходя из математических соображений.
Читаем ВНИМАТЕЛЬНО:

Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣла-града, обѣсися синѣ мьглѣ.
Утръ же <вазни. С три кусы> отвори врата Нову-граду - разшибе славу Ярославу.

Первый "кус" был в 1065 году, когда Всеслав "рать почалъ". Тогда же Всеслав напал на Псков, а Псков принадлежал в то время к Новгородской волости.
Из Бела-града же бежал в апреле 1069 "лютым зверем" обернувшись в синей мгле.

Считайте сами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 20 апр 2010, 22:10

sasha a писал(а):Лемурий, Вы приводите интересные выдержки из летописей, но для чистоты эксперимента хотелось бы знать, что сверхъестественного/бесовского творилось в соседних княжествах.
Летописи под рукой..., когда будете искать других "событиев" обратите внимание на строки:
В лето 6552 (1044)...рекоша же волъсви матери его: "Се язьвено на главе его. Навяжи на нь, да носить е до живота своего". Еже носилъ Всеславъ и до смертного дни на собе, сего ради немилостивъ есть на кровопролитье ... (Ипат.)
----
В лето 6576 (1067)...усобная же рать бываеть от сважения Дьявола. Богъ бо не хощеть зла вь человецехъ, но блага. А Дьяволъ радуеться злому убииству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти братоненавидения, клеветы... (Ипат.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение giganic » 20 апр 2010, 22:17

Гиганиц. Есть эдравая мысль выставить здесь сообщение о рождении Всеслава под 1044 г (6552 г) (годовую статью целиком) из реально дошедших до нас летописей,представляющих основные этапы изменений первоначального текста этой редакторской дописки. По порядку: Ипатьевская,Лаврентьевская,Новг.л.по сп.П П Дубровского,Софийская 1 л.,Пискаревский летописец.Возможно что-то ещё. Кто может? Факты(тексты)--лучший друг рассуждений. :?:
Аватара пользователя
giganic
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 18 мар 2010, 18:48

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 21 апр 2010, 11:48

giganic писал(а):Гиганиц. Есть эдравая мысль выставить здесь сообщение о рождении Всеслава под 1044 г (6552 г) ... По порядку: Ипатьевская,Лаврентьевская,Новг.л.по сп.П П Дубровского.
Здравая мысль, Гиганиц, подсказывает, что начинать надо с

- Древнейшего Киевского Свода 1039 года в редакции 1073 года и
- Новгородского Свода 1050 года с продолжениями до 1079 года.

ПВЛ Нестора является компиляцией оных. А все Ваши вышеуказанные летописи, лишь используют вставки этого Начального Свода. Что же касается цитат, то первые два процитирую полностью, а на Ваши просто даю ссылки:

ПСРЛ т.1 - Лаврентьевская летопись [В лето 6552(1044)]

ПСРЛ т.2 - Ипатьевская летопись [В лето 6552(1044)]

Новгородская первая летопись старшего извода (6573 - Почя Всеславъ рать)

Новгородская первая летопись младшего извода (6575 - Всеславъ зая Новгород)

ПСРЛ т.43 - Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского (6552 - Сего роди мати от волхования).

Софийский временник, если нужен, напишите, могу закачать в открытый доступ.

Что же касается этого "источника", то это ЯРКИЙ пример, того как переписчики по-разному толкуют написанное:
Того же лета умре Брячислав князь, сын Изяслав[ль], и Всеслав, сын его, сяде на столе отца своего. Его же роди мати от волхвования. Ма­тери бо родивши его, бе ему на главе язвено, крест, яма на главе его. Рекша волсви матери его: “Все язвено навяжи ему, да носит до живота своего”. Сего ради немилостив есть на кровопролитие.
-------
ПСРЛ т. 34 - Пискаревский летописец
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24068
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: userdez, Лемурий и гости: 43