
Никон (Великий), игумен Киево-Печерского монастыря
1 Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?
2 Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!
3 Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы,
4 помняшеть бо, речь, първыхъ временъ усобіцѣ. Тогда пущашеть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.
----------
1. Не лепо ли нам было, братья, начать старыми словесами* трудные повести о полку Игореве, Игоря Святославича?
2. Начаться же этой песне по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна!
3. Боян* же вещий, еже кому хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками,
4. ибо помнил, говорят, первых времен усобицы. Тогда пускал соколов на стадо лебедей: которую (лебедь) настигал, та прежде песнь и пела - старому Ярославу, храброму Мстиславу, еже зарезал Редедю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу*
------------
Боянъ - день памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом (28 МАРТА по старому стилю - 10 апреля по новому стилю).
По убедительной версии М. Д. Присёлкова ( cм. "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв." (1913), Спб., 2003, § 61) первый митрополит из русинов Иларион принял схиму и стал Великим Никоном, позднейшим редактором Древнейшего Киевского Свода 1039 г. в редакции 1073 г.
§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный; тогда как Феодосий поучал братию "духовными словесы", великий Никон говорил поучения братии из книг ("ис кънигъ почитающе"); он занимался переплетным делом, что также требовало известной книжности и грамотности. Трудно сомневаться в том, чтобы летописный труд, предпринятый святой обителью, не стал под непосредственное заведование Никона. Никон мог сделаться главным редактором летописи; ему же мы вправе приписать некоторые вставки, сделанные в переписанный им, или под его наблюдением, Древн. летописный свод, который лег в основание дальнейшего летописания Печерского монастыря. Перечислим эти вставки.
§232 Под 6530 (1022) мы читаем в Повести вр.л. (Нач. своде) рассказ об единоборстве Мстислава Тмутороканского с Касожским князем Редедей; рассказ основан на местном тмутороканском предании, связавшем это событие - победу Мстислава над Касогами - с построением Мстиславом по обету в Тмуторокане храма св. Богородицы. "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" - так заканчивается рассказ, обличая своим окончанием знакомство автора с этим отдаленным городом....
-------
А. А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) М., 2001, с.304
Красный Роман Святославич - с 1073 г. Никон возвращается в Тмуторокань, где с 1068 г. княжит "красный Роман Святославлич" (убит половцами 2.08.1079)
Все бы эти выписки можно было бы считать совпадением, если бы ни два НО: "осмысленная припевка" и отрывок "рекъ Боянъ".
В "Слове" есть три припевки Бояна и одна прямая речь, обращенная к жене "кагана".
Воспользуемся подсказками самого Автора СПИ:
Свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы - интересный вариант этой строки предложил А. И. Золотухин.
По его версии СПИ как и "Слово о Законе и Благодати" были написаны в виде византийского канона, который обрамлялся акромезотелестихами:
"Поля" - расположенные горизонтально стихи канона;
"Славы" - каждая песнь канона заканчивается тропарями на "Слава", "И ныне". Поэтому каждый гимнограф, составляя канон, как бы скакал по мысленному древу от "Славы" 1-й песни к "Славе" 9-й песни канона и наоборот.
"Горы" - акро, - мезо и -телестихи, располагающиеся вертикально. Сам процесс составления акромезотелестихов путем свивания "Слав" канона сверху вниз от 1-й к 9-й песни и наоборот, снизу вверх, напоминает движение по горам.
Византийский канон как песнопение состоит из восьми или девяти песен, каждая из которых начинается со строфы, называемой ирмосом, цитирующей определенную Библейскую песнь, за которой идут тропари, повторяющие форму ирмоса, но по содержанию приспособленные к текущей службе. Повествование в каждой песни канона идет от древних времен к настоящим.Последние тропари каждой песни назывались богородичными, или славами. Точно так же устроен и весь канон в целом от первой и до последней песни. Поэтому IX песнь канона называется также Богородичной песней. В ней все стихи тропарей от ирмоса до слав или богородичен могли обрамляться акростихами...
"Слово о полку Игореве" отличается от других "Слов" древнерусской литературы тем, что в нем Автор оставил большое количество символических указаний на то, как можно составлять акростихи. Во времена Бояна составлялись не только акростихи, но ещё и мезостихи на пятые и десятые слова тропарей. Богослужебный анализ "Слова о Законе и Благодати" Илариона-Никона-Бояна показал, что в нем имеются мезостихи на пятнадцатые и двадцатые слова...
----------
А. И. Золотухин «Тайны «Слова о полку Игореве» , Николаев, 2005, с. 106-107
Если выделить отдельно три(Троян) первые припевки Бояна и составить акротелестих, начиная с "осмысленной" третьей, которую Автор СПИ называет "первой" и двигаться через "поля" на "горы" - получится законченное предложение, раскрывающее имя Бояна.
→
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».
«Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».
«Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».
Читаем по часовой стрелке: НиКоНе Великому в лѣти! ...