Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 13:03

Изображение
Монумент в парке Клебан-Бык (Константиновского р-на Донецкой области) в устье речки Бычок. Интересное совпадение: Б.А.Рыбаков настаивает на месте Сюурлия ("много быков") именно в этом районе.

Между селами Трахтемировым и Зарубинцами расположено огромное Трахтемировское городище, во много раз превосходящее по своим размерам все крепости сколотской лесостепной зоны -- его площадь равняется 500 га при длине в 3,5 км! [Археологiя Української РСР, т. II, с. 80. План -- рис. 24.]
По своим размерам Трахтемировское городище равнялось Белому городу Москвы в пределах бульварного кольца. Жилая часть Трахтемировского городища была сравнительно небольшой -- поперечник около 350 -- 400 м (87). Со стороны Днепра участок внутри луки был защищен не только самой рекой, но и множеством стариц, рукавов и плавней. До сих пор не выяснена дата первоначальной насыпки "змеевых валов", окаймляющих как Поросье в целом, так и днепровскую луку в частности. Кроме вала, охраняющего подход к Трахтемирову со стороны Правобережья, целая система валов длиною около 40 км защищала подступы к Трахтемирову и расположенному рядом Зарубинскому броду на левом переяславском берегу Днепра. К сожалению, неясность датировки не позволяет привлекать эти валы к нашей теме.

Само огромное Трахтемировское городище, судя по довольно четким линиям оврагов внутри него, обладало сложной внутренней системой дополнительных сооружений.

В срединной части у берега Днепра расположен древний монастырь, из которого вышел второй русский (а не грек) митрополит Руси -- Климент Смолятич (1147 г.) [Городок Заруб, расположенный рядом с Трахтемировским городищем, имел своего двойника в Смоленской земле, но там неизвестен монастырь. Относительно же этого Заруба в приписке к летописному сообщению о Клименте под 1147 г. сказано, что здесь "теперь монастырь Терехтемьрский" (ПСРЛ, т. II, с. 29).]

...можно было бы предложить еще одну догадку: не является ли уникальное и неэтимологизируемое название "Трахтемирово" реминисценцией культа Таргитая (с учетом произношения гаммы в имени Targitaon. Возможность растягивания на два с половиной тысячелетия фольклорной памяти вполне подтверждается наличием в фольклоре образа древнего седого царя-богатыря Тарха Тараховича...

...По имени села Зарубинцы на месте древнего Заруба названа известная славянская археологическая зарубинецкая культура....

...С. Н. Ляшко считал, что стелы изображают Таргитая, как "первопредка всех скифов" (с. 226). Это допущение следует учитывать, но с одной существенной поправкой, что Таргитай был первопредком не всех скифов, а только лишь почитателей священного плуга, сколотов...
-------
Выписки из монографии Б.А. Рыбаков "Язычество Древней Руси"


Троян = отец троих сыновей.
Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис (Λιπόξαϊν καὶ Ἀρπόξαϊν καὶ νεώτατον Κολάξαιν). В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

(6) Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.

(7) Так рассказывают скифы о происхождении своего народа…
…Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. … Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото...
------
Геродот. История IV 5-7
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

4 упоминания о Трояне в СПИ

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 13:05

Итак, для ТОЧНОЙ идентификации Трояна необходимо, чтобы он соответствовал всем 4-м упоминаниям:

1. Тропа Трояна
2. Земля Трояна
3. Вечи Трояна
4. На седьмом веце Трояна

Итак, по версии Троян = первоскиф Таргитай, отец троих сыновей (Троян):

1.Тропа Трояна . Тропа в совр. значении "протоптанная дорожка" известна только с XVI века. В XII веке это слово имело иное значение:

... τρόπος, то есть образец. Уже у древних эллинов способ пения, «лад», в котором пелось, назывался тропот. Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «ТРОПАМИ».

Древнейшее христианское упоминание тропаря находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это — единственное песнопение древневизантийского богослужения. Тропарь — песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно — не псалом, ни библейская песнь.
--------
Тропарь // Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.


Иларион (Боян) был гимнограф времени переходного времени Устава Великой Константинопольской церкви, замененного Феодосием Печерским на Студийский Устав. Использование ладов, взятых не из Священного Писания, иронично воспринималось гимнографами Студийского Устава отсюда и гипотетическая "полемика" Автора со своим "учителем" Бояном.



2. Земля Трояна - определена весьма точно:
вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону
- Лукоморье Азовского моря - это земля ЦАРСКИХ СКИФОВ. Римские владения сюда никогда не распространялись.
20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера [Азовского моря]по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом [Доном]...
--------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена


3. Были вѣчи Трояни = были тысячелетия язычества.
Причем, если бы было два тысячелетия было бы двойственное число "была", а тут множественное число , т.е. 3 и более тысячелетий. Стоит ли говорить, что ни о какой Трои, ни о каком императоре Траяне, ни о каких киевских братьях троянах при таком летосчислении речи быть не может.
Как совершенно справедливо замечает Л.В. Соколова в своем обзоре существующих точек зрения: "Отождествление "века" со столетием произошло сравнительно недавно (точнее - при Петре I - Л. С.)" (ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 334). До этого значение слова "век" имело совсем другое значение:

Изображение
Богословие Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна екзарха Болгарского.(12-я гл. "Небеса" (О вѣцѣ) — ЧОИДР, 1877, кн. 4.
По Ио. екз. Богосл. четыре варианта употребления этого слова:
- Каждого человека житие называется век;
- Называется также век - тысяча лет век един.
- Также называется век всё настоящее житье;
- И также прибавим век, который по воскрешению без конца будет.
Например о 6644(1136)годе:
Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ...
--------
Кирик Новгородец Учение имже ведати человеку числа всех лет л.344


4. На седьмомъ вѣцѣ Трояни = последнем апокалиптическом тысячелетии
◊ Трояни — мест. пад. ед. ч. м. р. притяж. прилаг. к Троянъ. т.е. НЕ все семь тысячелетий Трояновых, а речь идет о последнем седьмом тысячелетии, начинавшееся с 493 АС.
Всеслав в СПИ действовал на седьмом последнем по средневековом понятиям (апокалиптическом) тысячелетии от Адама.
Святый же Иоанн Дамаскин глаголет сице: «Глаголет же ся убо сего мира седморичен век, рекше от небеснаго и земнаго сотворениа, даже и до общаго человеком востаниа. Есть бо скончяние особно, своя комуждо смерть, есть же и общее всему скончяние, егда приидет быти обыцему человеком востанию, осмый же век приходяй». Премудрый же Максим Исповедник рече, яко господь во осмом дни являющася, сиречь в пришествие его и праведным убо присно благо быти дающа и грешником присно увы подающа. И блаженый Анастасие Синайские горы глаголет: «Осмое племя писание глаголет, еже под седмем настоящаго века, еже хотящаго быти живота и пребывание яже предгласи осмодневная обрезаниа; о осмей премудрый Соломон нас наказует: дай же чясть седмому, та же и осмому, яко же бы рещи: попецися в житии сем о хотящем и пребывающем житии». Глаголеть же святый Иоанн Лествичник: «Седмь убо седмаго нынешняго века суть деланна; осмое же будущаго века знаменателно есть».
-------
«Сказания» о «скончании седьмой тысящи». 1492 г.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 13:37

В религиозных песнопениях Тропы, или тропари, - вставки в канонизированный текст или напев псалмов или хоралов. В византийской церкви известны с 5 в., в католической -с 9 в. Первоначально представляли собой небольшие попевки, вводившие отдельные фразы напевов, со временем стали протяжёнными мелодическими построениями, часто в форме диалога. Из таких Тропы возникла литургическая драма. Были связаны с народной песенностью и способствовали проникновению в церковную музыку её интонаций. В середине 16 в. Тридентский собор запретил применение Тропы в католическом богослужении.
-------
Значение слова "Тропы" в Большой Советской Энциклопедии

Песнотворец, поющий Тропы (Тропари), в своих распевах обращался к Ветхозаветным временам. Но 11 век, время Бояна, это даже не время Студийского Устава, который только в 1068 году привезут из Царьграда, это времена Устава Великой Константинопольской церкви, когда велись споры какие книги использовать в богослужении, а какие нет. Особенно, велся спор о использовании ветхозаветных иудейских книг, из которых использовали разве что псалтырь с псалмами Давида.
Вот и велись знаменитые распевы по старинке:
Музыкальная культура Древней Руси начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения, характера бытования и назначения, обладавшие различными средствами художественной выразительности и музыкального языка, — народная и профессиональная, церковная. Осваивая христианскую культуру, пришедшую из Византии, русские певцы неизбежно должны были пользоваться старыми запасами языческой песенности. Интонации древних обрядовых песен, колядок, былин неизбежно проявлялись в новых христианских распевах. Их глубинная связь была ощутима в отдельных элементах структуры, интонациях, попевках. Эти две области музыкальной культуры Древней Руси, каждая по-своему, отразили национальное своеобразие и в сфере мирского, светского содержания, и в сфере духовного, культового. Несмотря на то, что они находились в состоянии антагонизма, обусловленного борьбой двух несовместимых идеологий — языческой и христианской, — между ними было немало общего. Совместное существование их роднило и взаимообогащало.
------
Т. Ф. Владышевская Музыка в синтезе древнерусских искусств

Иными словами Боян следует тропой языческой (Трояней).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение sasha a » 28 окт 2010, 19:57

По поводу Трояна еще такой вариант:

В Хожении Антония (ок. 1200 г.) есть вот такой пассаж:

А у Златых врат 142 святый Диомид и мощи его лежат 143. А оттоле мощи святаго Мамонта, ту же есть и монастырь его 144 [115-116] оттоле же святыя Карп и Папила в женьском монастыри во едином гробе лежат; а ту поставил церковь царь Коньстянтин 145 С стран же того Трояндофилица 146: /9б/ монастырей ту множество и мощей святых, и Илиины милотии ту часть есть.

Примечание:

Золотыя ворота (***, Typ. Геди-куле-капуси) находятся между Семибашенным замком и Силиврийскими воротами. Название Золотых дано им по золотым украшениям, которыя сделаны на них Феодосием Великим post fata tyranni, как говорит надпись, то есть, по низложении тиранна Максентия или Максима, в 389 году (Inscr. Constantinop. y Бандури, в Imp. Orient. 1.1. lib. VII. р. 181 et t. II. p. 595. 870). По созвучию слов *** с *** или ***, и Aurea с ***, некоторые писатели смешивали эти ворота одни с другими. Ныне Золотыя ворота завалены въследствие народнаго предания, по которому этими воротами должны войти христиане для освобождения Царьграда и изгнания Турок из Европы.

Трояндофилица — местность в Царьграде, получившая название от того, что здесь был дом Трояндофилла или Триаконтафилла (***). Император Роман Аргир, купив это место, в 1031 г. построил ва нем монастырь во имя Богоматери (***); а через 50 лет (т.е. в 1181 г. - Саша А) Никифор Вотониат возобновил его. Монастырь этот был известен под именем Перивлепты (***), или, по переводу Стефана Новгородца, Прекрасной Богородицы .

Конец же Рускаго 205 убола церковь 40 мученик

Примечание:
Руский — ***. A *** была городская пристань (***) близ Золотых ворот, которыя поэтому называли и Русийскими или Рускими (***) (Дюканжа, Constantinop. christ. lib. I. р. 53; сн. lib. II. р. 178. Бандури, Imper. Orient. i II. р. 856: portam Rhegiam воп diversam fuisse a porta Aurea, quae erat prima ad meridiem terrestrium murorura. Византия, ***). Может быть, отсюда же получила свое название и дорога, ведшая от Золотых ворот в средину города, к Медному Тетрапилу, близ котораго (***) стояла церков Сорока Мучеников — Руссийским или Русским (***) назывался также восточный поворот колесниц на Ипподроме, где поставлено было на каменном основании медное изваяние какого-то необыкновеннаго животнаго, в роде вола, но с коротким хвостом и без копыт, которое держало в зубах другое животное, покрытое чешуею (Виз. Там же, стр. 236).

http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hoze ... metext.htm

Не связан ли каким-то образом наш Троян с иерусалимским Трояндовилицем?
Тропа Трояна - с дорогой от Золотых ворот к чудо-зверю?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 29 окт 2010, 00:36

Версия считается версией, если отвечает на все 4 упоминания:

1. Тропа Трояна
2. Земля Трояна
3. Веци Трояна
4. Игорь - внук Трояна
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение sasha a » 29 окт 2010, 15:18

Это - не версия. Это - полезная информация, которая может кому-нибудь пригодиться, натолкнуть на гениальную идею.

Однако наличие ДВУХ районов в Царьграде, носивших название "руский" - пристань у Золотых ворот и жилой квартал, говорят в пользу того, что в Константинополе проживало немалое количество русских купцов. Торговля шла очень оживленно. Связь поддерживалась на постоянной основе.


Кстати, император Роман Аргир, основавший монастырь Перивлепты, или, по переводу Стефана Новгородца, Прекрасной Богородицы, прославился тем, что начал свое правление с выкупа пленных. (тоже интересная параллель с Пирогощей церковью).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 30 окт 2010, 19:06

sasha a писал(а):Это - полезная информация, которая может кому-нибудь пригодиться, натолкнуть на гениальную идею.

Другой "гениальной" или нет версии быть НЕ может. Потому что земля Трояна определена в рамках земли царских скифов, а создание мира у Автора СПИ исчисляется не от ветхозаветного Адама, а от местного персонажа - первоскифа Таргитая (отца трёх сыновей = Трояна).

растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы - можно только метафорически, по др.-греч. метафора, оборот так и будет: τρόπος.

Самая правдоподобная версия 4-х упоминаний Трояна была у Рыбакова, но он перетянул римские владения на территорию устья Танаиса (Дона Великого) - где их никогда НЕ было, а понятие "век" использовал как совр. = 100 лет, меж тем, других понятий слова век в XII cтолетии , кроме как определил Иоанн екзарх Болгарский в своём "Богословии" :

- Каждого человека житие называется век;
- Называется также век - тысяча лет век един.
- Также называется век всё настоящее житье;
- И также прибавим век, который по воскрешению без конца будет.

просто НЕ было.

Почему Иларион (Боян) в тропарях обращался не к ветхозаветным иудейским временам, а к местным языческим:

см. тему: Еще раз о религиозной загадке СПИ

там и поспорим, если есть по этому пункту вопросы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение corvin » 15 ноя 2010, 23:47

Обращаю внимание на след. статью: http://community.livejournal.com/rossic ... tml#cutid1
Если образование восточно-славянской народности действительно относиться к 7-му веку н.э., по можно считать, что поход Игоря произошел на 7-ом веке после этого (понимая век как 100 лет).
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 16 ноя 2010, 00:51

Рад Вашему участию в обсуждении, corvin! Вы имеете какое нибудь отношение к автору версии Максиму Жиху?

Посмотрите, каким временем датируются "Баварский географ" - (вторая половина IX века), Аль Масуди - (ум. 956) и решите для себя можно ли на основании этих свидетельств делать такой категорический вывод:

я [Максим Жих] пришёл к выводу, что ал-Масуди и "Баварский географ" передают одно и то же славянское этногенетическое предание, отражающее распад существовавшего в примерно в VII-VIII вв. этнополитического союза во главне с волынянами...


Первый БГ застает время проникновения норманнов в Киев, второй источник - каспийский поход Игоря 913-914. К тому же Аль Масуди разделяет славян и русов, а автор статьи произвольно синтезирует... Делайте выводы.

Но даже, чисто гипотетически, если было бы так, всё равно "век" не употреблялось в совр. значении 100 лет, только 4 варианта употребления было (по Ио. екз. Богосл.):
- Каждого человека житие называется век;
- Называется также век - тысяча лет век един.
- Также называется век всё настоящее житье;
- И также прибавим век, который по воскрешению без конца будет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение LizaMista » 02 янв 2011, 03:01

Привет, тропа Трояна упоминается в романе "Аз Бога ведаю", хотелось бы узнать сможете ли Вы развернуться из этого научного тупика?) Кстати ТРОЯ не земля ли ТРОЯНА?
LizaMista
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 02 янв 2011, 02:52

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 02 янв 2011, 12:58

Лиза, здесь не романы обсуждают, а первоисточники... Парафразы из СПИ часто встречаются в литературе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 03 мар 2011, 15:42

Лидия Викторовна Соколова в работе "Троян в "Слове о полку Игореве" (Обзор существующих точек зрения)" (ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 325-362) пишет (см. примеч. с. 357), что Троян в украинском языке имеет следующие значения:

1) отец трех сыновей-близнецов; 2) тройка коней; 3) вообще три лица или предмета, тесно связанных (Гринченко Б.Д. Словарь украинского языка, т.4, Киев, 1959, с.288]

Здесь внимание заслуживает, что 1) отец именно близнецов, а сыновья Таргитая родились не сразу.
В 3) значении: три сына назывались бы "трояны", а в СПИ идет речь только об ОДНОМ -"того Трояна". т.е. это может быть только ОДИН из трех братьев. Такого же мнения придерживается и Дм. Дубенский.

Изображение
Дубенский Д. Н. Слово о плъку Игореве, Свтъславля пѣстворца старого времени, М.,1844, с.187 прим. 174

Тогда под Трояном (третьим сыном у отца) подразумевается именно Колаксай (Скиф) младший сын Таргитая получивший царство - землю "царских скифов" была у Меотийского озера [Азовского моря], а другая часть граничила с Танаисом [Доном],
который именовался "Hvar-xšaya" (Солнце-царь) (см. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. Т.1. М.-Л., 1949. С.242-243),
который был родоначальником всех скифских царей (князей):

"...Среднее Поднепровье, правый берег древнего Борисфена, предполагаемое "золотое царство" Царя-Солнца, которого толмач Геродота назвал по-персидски Колаксаем, а русская эпическая поэзия закрепила это мифическое имя как эпитет киевских князей, назвав последнего языческого князя Руси "Красным Солнышком"..." (Рыбаков Б.А. "Язычество Древней Руси")

Князья по СПИ внуки Даждьбога, они именуются "Солнцами". Игорь тоже внук "Солнца" - "того Трояна" Солнца-царя (Коло-ксая).
В этом варианте всё сходится.
Остается проверить на соответствие Трояновых/Змиевых валов и упоминаний в "Хождении Богородицы по мукам" (12в) и "Слово и откровение святых апостол" (14в.) где тоже есть упоминание о Трояне.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Новый » 04 мар 2011, 12:39

Лемурий писал(а):Лидия Викторовна Соколова в работе "Троян в "Слове о полку Игореве" (Обзор существующих точек зрения)" (ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 325-362) пишет (см. примеч. с. 357), что Троян в украинском языке имеет следующие значения:
1) отец трех сыновей-близнецов; 2) тройка коней; 3) вообще три лица или предмета, тесно связанных...
Здесь внимание заслуживает, что 1) отец именно близнецов, а сыновья Таргитая родились не сразу.
В 3) значении: три сына назывались бы "трояны", а в СПИ идет речь только об ОДНОМ -"того Трояна". т.е. это может быть только ОДИН из трех братьев. Такого же мнения придерживается и Дм. Дубенский.

Мне эта работа Соколовой когда-то ОЧЕНЬ помогла. Там огромное количество фактов, и сгруппированы они максимально удобным образом. Если она у Вас есть полностью (или Вы её читаете на интернете? можно тогда ссылку?), обратите внимание на главу "Мифологическое направление" (со стр. 341): в ней много материала по южнославянским и румынским преданиям и верованиям, связанным с Трояном.
Что касается Трояна в "Хождении Богородицы по мукам", то не является ли он результатом какого-то очень БОЛГАРСКОГО перевода? Мне это кажется наиболее вероятным.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 04 мар 2011, 15:41

Новый писал(а):Мне эта работа Соколовой когда-то ОЧЕНЬ помогла. Там огромное количество фактов, и сгруппированы они максимально удобным образом. Если она у Вас есть полностью (или Вы её читаете на интернете? можно тогда ссылку?).

Статья ДЕЙСТВИТЕЛЬНО замечательная. В сети ее нет. В т.44 ссылка на неё ошибочна и попадаешь на последующую статью. Но в Ленинке снял копию целиком. Если хотите - выложу скан.

Только если эта работа Вам помогла, как Вы не обратили внимание на то, что:

1) Версия А.Г. Кузьмина, уточненная Л. В. Соколовой: "Отождествление "века" со столетием произошло сравнительно недавно (точнее - при Петре I - Л. С.)" (ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 334)

2) Версия Сулейменова (с.353):
"...Слово «тропа», как указывает А. Мазон, по памятникам не засвидетельствовано ранее XVI века. Следовательно, в оригинале, если бы он действительно создавался в XII веке, «тропы» не могло быть...
Но в этом конкретном случае я согласен с А. Мазоном. «Тропы», по-видимому, не было в оригинале «Слова». Она появилась под пером Переписчика XVI века...
" ( Олжас Сулейменов "Аз и Я" Был ли Троян?)

"Тропа" - это не путь, дорога слово XVIв. это "трОп" (др.-греч. τρόπος — оборот). Летать орлом под облаками и бегать белкой по мысленному древу (Святого Писания) можно только метафорически. Почему в трОпу именно Троянью (языческую) см. выше:

"...Осваивая христианскую культуру, пришедшую из Византии, русские певцы неизбежно должны были пользоваться старыми запасами языческой песенности..." (Т. Ф. Владышевская Музыка в синтезе древнерусских искусств)

Новый писал(а):обратите внимание на главу "Мифологическое направление" (со стр. 341): в ней много материала по южнославянским и румынским преданиям и верованиям, связанным с Трояном.

На с. 341 есть один аргумент в Вашу пользу - там есть ссылка на "Слово и откровение святых апостол" XIV в:

В “слове и откровении святом апостоле” читаем:” в прелесть великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инии мнози, ибо яка то человецы были суть старейшины пероунь в елинех, а хорс в Кипре, Троянь бяше царь в риме”.- “Ибо сего дне ессе в поганых, глят бо ово сут бози небнии, а дроузии земнии, а дроузии польстии, а дроузии воднии”.В хождении Богородице по мукам переводчик внёс имена по его мнению славянских богов: Трояна, Хорса, Велеса, Перуна. В Слове о полку Игореве, проникнутом вообще языческим миросозерцанием, упоминаются русские божества. Певец Боян назван внуком Велеса; ветры – Стрибожи внуци; “погибашеть жизнь Дажьбожа внука”; Всеслав князь “ великому Херсови влеком путь прерыскаше”. В Софийской рукописи № 1262 читаем: ”И начаша жрети молнии, и грому и солнцю и луне. А друзии перуну, хоурсу, вилам и мокоши, оупирем и в Сварожица вероуют и в артемиду” - “А друзии веруют в страбога дажебого и переплоута иже вертячеся ему пиють в розех”.
-----
Гальковский Н.М. БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С ОСТАТКАМИ ЯЗЫЧЕСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Как бы можно было бы "хлопать в ладоши": вот и "ответ" найден - ан, НЕТ. Читаем ранее: "..яка то человецы были суть старейшины пероунь в елинех, а хорс в Кипре..." К тому же что только переписчики от себя не добавят, вон и Артемиду со Сварожичем в Софийскую летопись № 1262 уместили.

Новый писал(а):Что касается Трояна в "Хождении Богородицы по мукам", то не является ли он результатом какого-то очень БОЛГАРСКОГО перевода? Мне это кажется наиболее вероятным.

Зачем гадать? Благодаря неоценимой помощи Милены Всеволодовны Рождественской и Роберта Манна, заказал три книги, где есть греческий текст "Хождения Богородицы по мукам". Одна из этих книг малой скоростью едет аш из Национальной библиотеки Украины. Надеюсь, что в одной из них будет изначальный греческий текст с первоначальными именами славянских богов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Новый » 06 мар 2011, 00:11

Лемурий писал(а):Статья ДЕЙСТВИТЕЛЬНО замечательная. В сети ее нет. В т.44 ссылка на неё ошибочна и попадаешь на последующую статью. Но в Ленинке снял копию целиком. Если хотите - выложу скан.

Спасибо. Я имел в виду интернетную ссылку, предполагая, что работа где-то выложена: можно было бы тогда давать цитаты прямо в постах. Текст-то у меня есть, я ещё лет 12 назад нашёл этот обзор в университетской библиотеке и отксерокопировал.
Лемурий писал(а):... как Вы не обратили внимание на то, что:
1) Версия А.Г. Кузьмина, уточненная Л. В. Соколовой: "Отождествление "века" со столетием произошло сравнительно недавно..."
2) Версия Сулейменова (с.353):
"...Слово «тропа», как указывает А. Мазон, по памятникам не засвидетельствовано ранее XVI века. Следовательно, в оригинале, если бы он действительно создавался в XII веке, «тропы» не могло быть..."
..."Тропа" - это не путь, дорога слово XVIв. это "трОп" (др.-греч. τρόπος — оборот). Летать орлом под облаками и бегать белкой по мысленному древу (Святого Писания) можно только метафорически.

Да нет, я очень даже обратил внимание. Вот что я пишу в очерке "Кто такой Троян?" (здесь, в проекте "Точка зрения"; сам же очерк - это, в слегка измененном виде, фрагмент книги, которую я скоро выложу):

(начало цитаты)"Как быть, однако, с четвертым из отрывков, где "на седьмом веце Трояни" фигурирует живший во второй половине 11-го столетия Всеслав? От Траяна до этого князя прошла тысяча лет; трактовка же, согласно коей семь веков надо отсчитывать от заката Римской империи (его, хотя и с натяжкой, можно было бы отнести к началу 5-го столетия, т. е. ко временам Аттилы и Алариха), была бы очень и очень притянутой за уши. Но я не собираюсь к такому истолкованию прибегать. Дело в том, что слово "седьмой" у средневекового поэта - не обязательно порядковое числительное, и "век" - не обязательно столетие. Такой смысл термина "век" укоренился в русском языке позднее. "Седьмой" же могло означать "заключительный", ибо понятие седмицы, семеричности имело, наряду с обиходным, еще и символическое значение, связывалось с цикличностью, завершенностью. Если истолковывать "седьмой век" таким образом, то фраза будет звучать так: "На последнем (заключительном, завершающем) временном отрезке тысячелетия, прошедшего от Траяна до нас...".(конец цитаты)

То есть "век" здесь, по моей версии, - "период времени", не обязательно жестко нормированный. Об особом же значении числа "семь" я уверенно пишу, поскольку, в отличие от Кузьмина, придерживаюсь не языческой, а христианской трактовки "Слова". А в христианстве седмица очень символична.
Более того, добавлю, что меня-то именно и не устроила бы интерпретация термина "век" в качестве столетия. Ибо тогда Всеслав действовал бы не на седьмом, а на десятом "веце Трояни".
Что же касается "тропы" - я ещё тогда пытался найти это слово в доступных мне в то время текстах, и не нашел. И теперь, просмотрев много подлинных текстов на сайте ИРЛИ РАН, - увы, тоже не нахожу. НО.
Мы ищем наиболее логичный вариант. На одной чаше весов лежит этот аргумент: не обнаруживается слово "тропа" до 16-го столетия. Но на другой - целый ряд соображений:
1. "Слово" - единственный известный нам образец дружинно-аристократической поэзии тех времён, его лексика уникальна в рамках того. что мы можем исследовать. Значит, нельзя логически исключить возможность наличия ИМЕННО в нём некоторых терминов, в языке как таковом имевшихся, но не используемых в церковной, летописной и переводной (тоже религиозной по большей части) литературе.
2. В контекст фразы именно "тропа"="путь" вписывается без натяжек, в отличие от любого иного предполагаемого значения. Это путь (для Бояна) не менее метафоричен ("рища" - не буквально же), чем мысленное древо и полёт умом под облакы: "в тропу Трояню" (независимо от того, кто такой/ие Т(т)роян/ы) - "вослед Т(т)рояну/ам"="путём его/их воинской славы". Воинской, ибо "...плъкы ущекоталъ...". И "...чресъ поля на горы" - образ именно некоего пути, которым БОЯН может следовать только в переносном смысле, но который для кого-то в древности мог быть и реальным маршрутом, преодоление которого обеспечило ему славу.
3. Сулейменовская "торпа" ("земля") совершенно не сообразуется с тем фактом, что в поэме данное понятие фигурирует множество раз, является одним из ключевых и именуется натуральнейшим русским языком. Чего бы ради понадобился нашему автору этот тюркизм? Да и выражение "рища в землю" куда менее естественно, чем "рища в тропу". Между прочим, есть ещё вариант болгарского литературоведа Дринова: "трапа" - болг. "ров" (некий Траянов оборонительный ров большой протяженности). Но и это не очень естественно и очень непоэтично: "рища в ров...".
4. На мой взгляд, версия "тропос" является проблемной по двум причинам. Во-первых, грецизмы тоже совершенно не характерны для "Слова": не более, чем тюркизмы. Да и недолюбливал Автор греков, мне сдается... Во-вторых, если не "тропа", а "литературный оборот", то это не сообразуется ни с одним из вариантов "Т(т)рояна" или "троянов". Это согласовывалось бы тогда только или с "Троей" (литературные обороты на "троянский" манер, т. е. на манер "Илиады"), или с "Бояном" (есть ведь точка зрения, что читать надо "Боян", но её сомнительность вряд ли надо обосновывать).
В силу этих причин, которые, по-моему" перевешивают отсутствие "тропы" в ранних источниках, я считаю, что имеется в виду всё-таки "путь Троянов".
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36