Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 07 янв 2021, 23:56

userdez писал(а):там скорее всего слово "врань"(ворон), хотя может быть и что то другое. Бесы, они весьма изобретательные, хотя и предсказуемые.

Так и написано, уважаемый Усердец, карандашом на полях: воронъ.

Надо в ЗЕЛО запрос написать, они это Житие Нифонта, епископа Констанцского частично перевели.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 янв 2021, 00:30

краевед писал(а):Возможен вариант: "рекому (С)окола ранеце". @@@ принял образ раненого сокола, не могущего взлететь, скакая у Нифонта возле ног?

Вот видите, уважаемый краевед, а это "Слово" 1219 (или 1222?) на полвека позже СПИ, если бы не было переписчика XVIв совсем непонятно было бы.

Никогда не игнорируйте окончания:

    "Преобрази же ся @@@ въ птицю рекому (с)коли раньцъ, върже ся съ горы долу[=вниз] близъ ног у [н]его. И нача скакати предъ нимъ..."
Всё-таки сегодня Рождество, @@@ неуместен. Вы правы насчёт раненного сокола, а заметка на полях неправильная.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 янв 2021, 15:16

Читаю "Пандекты Никона Черногорца", фонд 173/3 МДА, 15 века,
номер 94, лист108 эл. каталога, левый лист, низ. Думал встретились "Диви". Потом понял, что это дикие былии, тернии и лядина(сорная трава) Там же рядом нашел новое для себя слово "обонаполъ"(по ту сторону). Обаполъ (по обе стороны) часто встречается в рукописях, а это увидел впервые. Пандекты Черногорца есть ещё в 173/1 Тр. Сергиевской Лавры, номер 14, 14 века и в номер 200, вторая часть.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 10 янв 2021, 19:43

Идут Святки, а мне всё не даёт покоя дьявол. Если в Слове действуют Бог, ангельские сущности, языческие боги, то и проныривый должен быть где то рядом. В любой рукописи он присутствует и никто не стеснялся произносить его имя, а их было несколько десятков. Хотя понимаю и Лемурия, чтобы
на Рождество не упоминать его всуе.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 10 янв 2021, 23:26

Уважаемый Усердец, обратите внимание на Всеслава Полоцкого, Вы же встречаете в рукописях такие выражения как последний седьмой веце, жатва плевел, лютый зверь, мысленный волк еже есть @@@. Как не понравится это сторонникам Ольговичей, но это прадед жены Святослава.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 11 янв 2021, 00:58

Среди многообразия толкования образа Дива "Слова" как старыми его исследователями от первых издателей до современных слововедов одно из наиболее устойчивым остается мнение. что под дивом в древности могла подразумеваться какая-то лесная птица, наделенная способностью предвещать. так первые издатели считали. что под дивом автор "Слова" подразумевал филина. Это мнение было поддержано Ф.Грамматиным, Д.Дубенским, Е.В.Барсовым. Если обратиться к контексту "Слова". то такой вариант не так уж и невозможен: "солнце ему тмою путь заступаше нощь стонущи ему грозою птичь убуди Дивъ кличетъ връху древа...". Создается впечатление. что войско Игоря движется ночью лесными массивами. где его путь сопровождается криком Дива, сидящего на древе.
Если обратиться к Санкритско-Русскому словарю В.А.Кочергиной, то среди слов. обозначающих связь с божественными силами такими как сиять, излучать, небо, дневная молитва. можно найти и противопоставление дневному времени ночи такое как: "diua - bhita 1.опасающийся дня 2. 1). сова; 2). вор или же такое слово как
diuandha - сова. Интересно санкритское слово отмеченное тут же diuira 1). писец; 2). грамотей, книжник.
Кочергина В.А. Санскритско-Русский словарь//Москва. Русский язык, 1987, С. 268 - 269
Возможно. не так уж были и неправы первые издатели, считающие, что под дивом скрывался образ вполне реальной птицы, ведущей ночной образ жизни, растревоженной идущим по лесу войском. Автор "Слова" мог облечь образ совы или филина в литературно - поэтическую форму, придав ей мифологические черты, свергнув сову с древа в связи с поражением русского войска, что можно отнести ее к образу связанному как с самим русским войском, так и Русской землей вообще.
Само обращение к санскриту в поисках толкования образа Дива вполне возможно, т.к. санскрит литературный язык древней Индии и славянские языки имеют общие индоевропейские корни. К примеру, санскритское aksata - yoni обозначает 1). девственная, целомудренная; 2). девственница. Само слово aksata обозначает целый, невредимый. Особенно созвучно и с современным русским языком приставка - yoni, т.е. юная непорочная дева.
В.А.Кочергина. Там же, С.19
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 12 янв 2021, 00:24

краевед писал(а):Возможно. не так уж были и неправы первые издатели, считающие, что под дивом скрывался образ вполне реальной птицы, ведущей ночной образ жизни, растревоженной идущим по лесу войском. Автор "Слова" мог облечь образ совы или филина в литературно - поэтическую форму, придав ей мифологические черты, свергнув сову с древа в связи с поражением русского войска, что можно отнести ее к образу связанному как с самим русским войском, так и Русской землей вообще...

Больше чем Усердец, уважаемый краевед, по Диву никто не находил. Вот одна из последних его находок, после чего мы наши изыскания подытожили:

см. НГ: Див как Ангел земли Русской.

"Реальной птицей" Див быть никак не может, поскольку:

- его крик слышно от Волги до Сурожа

- его падение обусловлено поражением русичей, иными словами, безусловно, имеет охранительную, апотропеическую символику.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 12 янв 2021, 01:04

Конечно же. уважаемый Лемурий, наиболее полно вопросы связанные с образом дива были рассмотрел и изучил досконально Усердец. Трактовка Дива как ангела-охранителя русского войска вполне работоспособна, что следует из широкой эпической картины. описанной в "Слове" о пути Игоря к Дону. В том же санскритско-русском словаре Кочергиной есть не менее интересное слово: diuya - caksus 2). предвидящий; дар предвидения, что может служить аргументом в пользу Ангела, Божьего посланника, т.к. предвидение будущих событий - Божье провидение. Охранительная функция, которой наделен Див несомненна. Это основное значение образа Дива. Тем не менее, здесь могут присутствовать и намеки на знания автором повадок птиц, в частности совообразных и их голосов. Ночью крик филина или совы представляет собой довольно ужасающее действие. Незря голос филина в русских приметах считался недобрым предзнаменованием. Перед этим прослушал аудиофайлы голосов сов и филинов.
Интересно. что одним из голосов сов был голос похожий на смех человека. Не иронизирует ли автор "Слова" в этом случае над Ольговичами?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 12 янв 2021, 09:08

краевед писал(а): В том же санскритско-русском словаре Кочергиной есть не менее интересное слово: diuya - caksus 2). предвидящий; дар предвидения, что может служить аргументом в пользу Ангела... Ночью крик филина или совы представляет собой довольно ужасающее действие. Незря голос филина в русских приметах считался недобрым предзнаменованием. Перед этим прослушал аудиофайлы голосов сов и филинов.
Интересно. что одним из голосов сов был голос похожий на смех человека. Не иронизирует ли автор "Слова" в этом случае над Ольговичами?

Считаете, уважаемый краевед, Автор санскрит знал?
По контексту крик Дива звериный (!), птицы любые отметаются.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 14 янв 2021, 00:01

Интересная параллель "соколу в мытех" у Антиоха черноризца на листе 288, лев., Тр. Сер., номер 154, Эл. каталог. "...птищь орла на высоту вземлется и весь изменён Божиею изменою световиден бывает..."
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 14 янв 2021, 00:16

userdez писал(а):Интересная параллель "соколу в мытех" у Антиоха черноризца на листе 288, лев., Тр. Сер., номер 154, Эл. каталог. "...птищь орла на высоту вземлется и весь изменён Божиею изменою световиден бывает..."

Вижу словеса не по-древнерусски написанные, но указанного места не нашёл. Лист или эл. стр.?

Ф.304/I №154. Антиоха черноризца, Пандекты с прибавлениями
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 14 янв 2021, 00:46

Сам удивляюсь: скачал в пдф именно эту рукопись, правда она скачалась в другом формате и там это место именно на 288 листе в слове "О молитве".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 14 янв 2021, 01:02

В Вашей ссылке это страница 283.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 14 янв 2021, 13:47

userdez писал(а):В Вашей ссылке это страница 283.

Нашёл, уважаемый Усердец, но не могу растолковать что хотел сказать написавший: "весь изменён Божиею изменою" - это как?

Помимо "мысленного волка" "ерѣем блюдуще насъ отъ волка мысленаго еже есть дьяволъ", был у нас, напомню, мысленный слон, или же Христос Бог, а других "мысленных" животных Вам в рукописях не попадалось?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 14 янв 2021, 19:02

Птенец орла становится на крыло по воле Божией, так и человек с молитвой к Господу обретает крылья и способен к полёту мысли.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35

cron