Много критики у Джагфар Тарихы, но, например, по мнению Львовой З.А. эта книга постепенно находит признание. Историю Саркела раскрывает именно Джагфар Тарихы, и это единственно верный в этом отношении источник, подтверждаемый археологией. Много проблем создают сами некоторые научные работники, уходя от текста Джагфар тарихы, увлеченно излагая то, чего в книге нет (
https://bulgarizdat.ru/index.php/others ... article3-1 ).
Во времена Б.А. Рыбакова Джагфар Тарихы не было, и он археологические артефакты анализировал с привлечением текстов кощун и былин, найдя при помощи комплексного анализа точку соприкосновения между ними, что отражено в моем предыдущем сообщении.
"По данным царя Иосифа можно думать, что период реформ закончился полной победой каганов-иудаистов и утверждением их веры в качестве государственной религии.
Однако это не так. Черные хазары возвели не престол тенгрианца Уруса. Урус происходил из древнего рода кагана-тенгрианца Кабана. Его отец Асанкул, дед Саксин и мать были зверски убиты Буланом за отказ принять “яхудскую” веру. Смерть угрожала и Урусу, но он спасся и ускакал в мятежное бекство Дима-тархан, где вместе с беком Тамьяном и под покровительством Византии вел войну с постоянно нападавшими на Дима-Тархан каганами-иудаистами (3, с. 27, 28).
Став каганом, Урус (нач. 30-х годов – 840 г.) был вынужден продолжать войну с Кара-Булгаром, претендовавшим на те части Хазарии, которые отпали от нее в ходе гражданской войны. Спасая каганат от распада, Урус дал больше свободы хазарским христианам и мусульманам и заключил союз с Византией и Хорасаном. Мусульмане вооружили его войско, а при содействии Византии им была построена крепость Хин, где разместился гарнизон из хинцев, или барджанаков (печенегов) (3, с. 32, 33). Это сообщение перекликается с известными данными Константина Багрянородного и Кедрина о постройке в Хазарском каганате в 834 г. при содействии Византии крепости Саркел (1, с. 297, 298; 8, с. 149, 150).
Согласно данным Масуди и царя Иосифа в научной литературе утвердилось мнение, что Саркел был построен каганом-иудаистом после окончательного утверждения иудаизма в качестве государственной религии (1, с. 302). Однако, раскопки на левом берегу Дона хазарской крепости Саркел всегда удивляли полным отсутствием на городище каких-либо следов пребывания в крепости официального представительства хазарского кагана-иудаиста, которое было бы немыслимо без синагоги с соответствующими предметами культа и символикой и без канцелярии, в которой использовалось не руническое, а буквенное хазарское или еврейское письмо. В то же время на городище были найдены обломки мраморных деталей, предназначенных для облицовки православных храмов – колонн, капителей и баз для колонн. Готовность кагана-иудаиста, пришедшего в власти после полной победы новой религии, к постройке в крепости православных храмов кажется странной (9, с. 376). Но свидетельство Гази-Барадж о том, что Саркел был выстроен каганом-тенгрианцем, противостоявшим иудаизму и при приходе к власти взявшим курс на сближение с Византией и мусульманами делает понятным те данные раскопок Саркела, о которых говорилось выше. Более того, данные Гази-Барадж тарихы позволяют думать, что Саркел строился как будущая резиденция каганов-тенгрианцев в противовес оплоту иудаизма – Итилю (9, с. 377, 378).
Однако, построивший Саркел каган-тенгрианец Урус правил недолго. Поражения в войнах вызвали недовольство и дали возможность белым хазарам с помощью бека Буртаса посадить на престол кагана-иудаиста – младшего сына Карака Манаса (840-858 гг.). Урус был убит.(
http://sir35.narod.ru/Zl/J_701.htm )