краевед » 04 фев 2021, 00:20
Уважаемый Лемурий, по поводу навершия. могу сказать. что точно помню. что на нем отсутствовали боковые полукольца и колокольчики. Навершия у скифов имели более широкое применение. нежели считает Шлеев, хотя не исключено. что одно из назначений наверший, видимо. специально изготовленных для этих целей было применение в конской упряжи. Если Шлеев считает, что они применялись как удила, то это неправильно, т.к. у скифов для этой цели применялся так называемый псалий - две пары металлических пластин обычно круглых в сечении черех которые пронизывали кожанные ремешки. При раскопках Бельского городища, как участник археологического кружка при ХДПиШ я принимал участие в раскопках и идя на раскоп обнаружил обломок такого бронзового псалия, большую его часть, который поверг всех в изумление своей сохранностью. Обычно древняя бронза дает зеленую патину. В то же время псалий имел темно зеленый оттенок совершенно без корозии. Профессор Б.А.Шрамко сделал вывод, что изделие было выполнено из высокохудожественной бронзы с добавлением каких - то примесей, которые давали прочность псалию.
Версия Шлеева об узком применении наверший, только лишь для конской упряжи напомнила мне одну из версий другого археолога, правда, исследователя черняховской культуры. Недалеко от Песочинских курганов, несомненно. принадлежащих знатному скифскому роду, на другой стороне небольшой речушки Лучка находилось двухслойное поселение. Нижний культурный слой относился к скифскому времени, а верхний к Черняховской культуре и при обследовании селища нами был обнаружен серебряный динарий императора Коммода. Находки динариев на поселениях черняховцев достаточно часты. Это позволяет произвести точную датировку и проследить экономические связи. Я все время думал, что динарии указывают на хозяйственную деятельность самих черняховцев, а вот совсем недавно узнал от одного видного местного археолога. что динарии, оказывается, появлялись на селищах потому, что их приносили с собой захватчики и во время нападения они теряли монеты.
С другим археологом спорил, что половцы во время зимы продвигались к русским лесам, чтобы перезимовать, имея не только возможность пополнять запас дров для очага, но и скрываться от вьюг и морозов в лесу, иногда пополняя свои запасы на зиму за счет близлежащего русского населения, выходя в степь только по весне, откочевывая к Приазовью для рыбной путины и выпаса коней и крупного рогатого скота. Так утверждала и С.А.Плетнева, мой же оппонент утверждал все с точностью до наоборот. Разве может краевед перечить маститому археологу? Спор естественно закончился ничем. археолог так и не ответил на мой вопрос, насколько можно выдержать морозы и снега в открытой степи, без возможности запастись дровами. Думаю, из этого разряда и версия Шлеева, причесавшего многофункциональность применения наверший под одну гребенку.