Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 30 янв 2021, 22:45

userdez писал(а):"Грифон, грипп" появляется только в двух списках южнославянской редакции Физиолога, а их перевод сделан не ранее 15 века по утверждению автора.

О как! А откуда тогда Климент Смолятич в 1150-х о нём знал и цитировал?

    « Саламандръ есть звѣрекь, живет же в нутрений Индии, внутреняя же индийскаа, рекше, Срѣдѣземлие, в тѣх мѣстѣх и в горах живет звѣрекь той, егоже зовуть саламанръ. Да той тако устроенъ есть от Бога естествомъ: аще въвергнуть и в пещь огнену, то пламен от его угасаеть, самъ же без врѣда прѣбывает...»(ПКС)

Сравните с Физиологом XVв

    « О саламандре.
    Загл.: "О саломонидрьстей ящерици"
    Нач.: "Фисилог рече ея ради, аще влезе ли в пещь горящю, угаснет вся пещь…"
    Иллюстрации: Саламандра и печь [л. 394 об.].
    л. 394 об. - 395

    в пещь горящю, угаснет вся пещь, аще и в каменьца банныя влезет, то угаснут. Аще же саломандрьская ящерица угашает естество словесно, яко да ныня три верою, яко и три отроци ввержени в пещь, никакоже неврежени быша, но противления устудиша пещь. Пишет бо, яко «аще веруяй во огнь влезет, не опалит тебе пламы». Добре Фисилог рече о саломонидрьстей ящерици...»

    —-
    Кир.-Бел. 68/1145 Палея толковая. Физиолог.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 янв 2021, 09:08

Согласен с Вами: академики из Пушкинского Дома недоглядели и впихнули "Физиолог" в 13 век.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 янв 2021, 11:51

userdez писал(а):Согласен с Вами: академики из Пушкинского Дома недоглядели и впихнули "Физиолог" в 13 век.

    « Возникновение Ф[изиолога] относят к II—III вв. и связывают его с греческой эллинистической (александрийской) традицией. Источниками Ф. были античные мифы, например о Медузе-Горгоне, библейские сказания, в том числе апокрифические (об изведении из ада Адама и Евы — в статье о слоне). Славянские переводы Ф., появившиеся на болгарской почве не ранее XII—XIII в., сохранились только в русских списках XV—XVI вв. Ф. или по крайней мере некоторые его статьи были известны еще в Киевской Руси, очевидно, по какому-то переводному Шестодневу... »
    —-
    Пушкинский Дом: «Физиолог»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 01 фев 2021, 00:49

Дело не в том, когда на Руси узнали о грифоне из "Физиолога", а когда узнали о нем вообще, т.к. сведения о нем уходят своими корнями в скифское время. В Изборнике Святослава 1076 г. есть изображение грифона и леопарда по обеим сторонам текста.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 фев 2021, 13:44

краевед писал(а):Дело не в том, когда на Руси узнали о грифоне из "Физиолога", а когда узнали о нем вообще, т.к. сведения о нем уходят своими корнями в скифское время. В Изборнике Святослава 1076 г. есть изображение грифона и леопарда по обеим сторонам текста.

Лемурий писал(а):Изображение
Городские печати Голенюва (Goleniow) c грифоном на мировом древе, левая и средняя печати XIV века, печать справа XV века (по Х. Эве, 1972).
из книги Waldemar Ossowski Przemiany w szkutnictwie rzecznym w Polsce - Centralne Muzeum Morskie w Gdańsku, Gdańsk 2010, P.96

На academia.edu есть статья о возникновении символа грифона в Западной Померании:

:arrow: Hadrian Kryśkiewicz Recepcja symbolu gryfa na Pomorzu Zachodnim // Reception of the Symbol of Griffin in Western Pomerania [*in Polish]

Здесь приводятся примеры изображений на тканях, гербах, городских печатях, монетах и брактеатах из Западной Померании. Названы 4 вероятные причины возникновения этого образа:

1. Скифский артефакт - отвергается сразу, поскольку к Скифии относилась, прежде всего, Таврида, устья Дона и Днепра. А "царские скифы" жили на берегу Азовского моря. "Их область к югу простирается до Таврики, а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера [Азовского моря] по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом [Доном]..." (Геродот 4:20)
2. Заимствование с Востока (арабские связи IX-X).
3. Крестовые походы.

Но все эти варианты отвергаются как маловероятные. Появление образа грифона в Западной Померании зафиксировано не позднее середины XII века в династии Грифичей (нем. Greifen, польск. Gryfici), в частности печать с изображением всадника со щитом с грифоном (С.43)

Изображение

должна была появиться вместе с подобной печатью Богуслава II на документе периода 1191-1194, выданной княгиней-регентшей Анастасией (ок. 1187- 1211). А Анастасия (дочь Евдокии Изяславны и Мешко III) - это внучка Изяслава Мстиславича, патрона Климента Смолятича. Отсюда и прямая связь: Анастасия была замужем за Богуславом I герцога Померании.

Наиболее верной считаю 4-ю версию (С.56), о двойном подчинении Померании королю Дании Вальдемару I Великому и императору Фридриху Барбароссе. Сначала Богуслав I платил дань императору в Любеке (1181), а после поражения в битве при Коосе (Костне 1184) и датскому монарху. У Германии эмблемой был чёрный орёл на золотом фоне, а у датчан синий лев на золотом фоне (С.57).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 01 фев 2021, 19:35

Уважаемый Лемурий, не стоит забывать и о племенах лесостепной Скифии, андрофагах и меланхленах, которые были подвластны скифам царским, с которых взималась дань, но имеющих много общего с собственно скифами. Можно сказать. что царские скифы представляли собой наиболее знатную часть Скифии, имеющими общий язык и верования. В Полтавской обл. с.Бельск находится одно из наиболее крупных скифских городищ восточной Европы, которое по мнению исследователей (Шрамко Б.А и ряда других) отождествляется со скифским городом Гелоном, упоминаемом тем же Геродотом. Общая протяженность укрепленной части городища достигает 33 км. Наиболее укрепленными были три отдельно стоящие, но входившие в комплекс укреплений три городища: Бельское, Западное и Куземенское. Раскопки могильника у городища показали. что местное население имело тесные связи с античными городами, т.к. находки украшений являлись работы греческих мастеров, изготовленных на заказ и во многом совпадали с находками, найденными в захоронениях скифов царских. Курган "Толстая могила", который был исследован археологом Б.Н.Мозолевским и давший нам находку 20 века пектораль тяготеет скорее всего к южному Поднепровью, т.к. находился на окраине г.Днепроджержинска Днепропетровской обл. Царские скифы локализовались не только в Приазовье, их ареал распространялся на все Северное Причерноморье. что подтверждается археологическими исследованиями. Кстати, на пекторали. где изображены сцены из скифской жизни изображены и грифоны. терзающие коней. Грифон был одним из самых распространенных мифологических животных. в символике скифов наряду с изображениями других животных.
Стоит отметить. что отдельные отряды скифов - кочевников проникали и в более северные области современной Украины. Так на окраине Харькова у с.Песочин был раскопан курганный могильник какой - то ветви скифов царских судя по погребальному инвентарю. представленному многочисленными находками украшений из золота, начиная от нашивных бляшек на одежду, одна из наиболее ценных представляла собой изображение Деметры и до шейной гривны, сделанной из золота. а также золотой диадемы с подвесками, что указывает на знатность женского погребения. В археологии этот археологический объект получил название северо - восточной локальной группы, т.к. других подобных археологических объектов не было зафиксировано. Вместе с тем в округе были зафиксированы селища скифского времени и зольники. назначение которых до сих пор вызывает споры.
Видимо, мы имеем дело с каким - то отрядом собственно скифов, которое занималось сбором дани с местного населения. Я более десяти лет учавствовал в археологических экспедициях, организованных ХИМ. в том числе и в раскопках в Песочине скифских курганов. По - этому могу сказать. что скифские навершия имели более широкое применение в погребальном инвентаре. Не только, как считает В.В.Шлеев как предмет конской упряжи, но и как навершие древка знамени - символ власти. Мы находили такие навершия, где былои более широкие втулки для древка непосредственно у погребенного без признаков конского захоронения.
Можно заключить. что часть населения Лесостепи могла оставаться на постоянном месте проживания. не мигрируя с приходом новых народов. сменяющих друг друга, перенимая культуру пришедших народов. их верования. их атрибуцию, в том числе и символику грифа. Стоит заметить. что в скифское время население территорий Поднепровья имело одни ираноязычные корни со скифами. ведь незря впоследствии территории занятые славянскими племенами в в византийских источниках именовались не иначе как "Великая Скуфь" в память о скифах. некогда кочевавших по просторам Северного причерноморья и Приазовья.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 фев 2021, 20:12

краевед писал(а): Мы находили такие навершия, где былои более широкие втулки для древка непосредственно у погребенного без признаков конского захоронения.

Вы, уважаемый краевед, имеете отношение к археологии? Интересно посмотреть фото такого навершия, если по краям полукольца, то это от конской упряжи. Не видел без них ни одного навершия с грифоном.

Что касается сюжета "грифон, терзающий лань", то его НЕТ на древнерусских соборах, которые строили зодчие Фридриха Барбароссы. Это символ "борьбы" Луны и Солнца:

Грифон (символ бога солнца Ойтосура) терзает Оленя, атрибут Артимпасы (богини Луны).

ИзображениеИзображение
Грифон, терзающий Оленя. Пазырыкский курган на Алтае.

Сравните с барельефом Персеполя, посвящённому празднику Новруз (весеннее равноденствие 22 марта):

Изображение
Лев=Солнце "нападает" на Тельца (Taurous).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 03 фев 2021, 00:53

Имел отношение к археологии в юности, уважаемый Лемурий, правда так и не стал профессионалом, оставаясь краеведом, изучающим историческое развитие края. Лично держал в руках бронзовое навершие, правда не с изображением грифона, а скорее барса, точно не помню. Скифское время оставило много городищ и курганов в наших местах. Наиболее известен Сухо Гомольшанский могильник, который насчитывает тысячи насыпей. Кроме Песочинских курганов я принимал участие в исследовании небольшого курганного могильника состоящего из тридцати насыпей, который скорее всего был не просто родовым могильником местного населения скифского времени, а захоронением погибших воинов, т.к. содержал захоронения мужчин. В одном из таких захоронений древнескифского воина и было обнаружено навершие упомянутое выше, с истлевшим древком у правой стороны костяка, а так же предметы вооружения воина: колчан со стрелами, сделанный из кожи, наконечники копий, как водится акинак. Захоронения коня не было, чтобы безоговорочно увязать навершия с конской упряжью. Навершие принадлежало самому воину.
Правда бывают и исключения. В одном из Песочинских курганов было обнаружено погребение женщины - воина с набором боевого снаряжения, сверху прикрытой щитом, видимо деревянным. обтянутым кожей с нашитыми на него защитными бляшками из бронзы. Интересен был способ захоронения - ноги были раздвинуты как у всадника, видимо скифянка проводила большую часть жизни в седле, так ее и похоронили.
Но вернемся к самим навершиям. Я не возражаю, что среди них могли быть навершия, которые могли быть частью конской збруи, имея малые размеры и небольшую втулку для древка. Были и более крупные, которые принадлежали не к конской упряжи, а являлись предметом символизирующим власть погребенного. Скорее всего стоит говорить о комплексе наверший. одни из которых принадлежали к конской упряжи, другие же самому погребенному. Я уже точно не помню разговора о навершии с начальником экспедиции относительно приминения наверший в повседневной жизни скифами. Вполне возможно. основное назначение наверший имело ритуальный характер, выделяя тем самым знатность погребения и социальный статус покойного.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 03 фев 2021, 07:08

Интересный рассказ археолога, уважаемый краевед, а на навершии с барсом были два полукольца по бокам?

Изображение

Видите на примерах из работы В.В.Шлеева они имеют по бокам отверстия для распределения упряжи, на среднем даже часть упряжи осталась. А располагались они на дышле (последний пример, где изображён тюльпан).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 03 фев 2021, 14:36

Сомнительно, что эти полукольца для упряжи. Скорее, для надёжного прикрепления к шесту или дышлу. Иногда эту роль выполняло отверстие с гвоздём. А упряжь идёт к мордам лошадей. Наиболее вероятно, что эти геральдические штандарты имели разное применение. Например, могли устанавливаться у юрты человека высокого ранга.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 03 фев 2021, 21:54

Serg писал(а):Сомнительно, что эти полукольца для упряжи. Скорее, для надёжного прикрепления к шесту или дышлу. Иногда эту роль выполняло отверстие с гвоздём. А упряжь идёт к мордам лошадей. Наиболее вероятно, что эти геральдические штандарты имели разное применение. Например, могли устанавливаться у юрты человека высокого ранга.

    "Факт обнаружения наверший рядом с конской сбруей в скифских могилах Полтавщины подтверждается за единственным исключением, всеми исследователями, производившими там раскопки.
    Нужно полагать, что данное обстоятельство ни в коем мере не случайно и правильно отражает реальную связь скифских наверший с предметами конской упряжи и в конечном счете с конем. Наличие же следов сравнительно длинных древков, на которые насаживались навершия, указывают и на место, где помещались эти навершия, т.е. по всему вероятию, на колесничной дышле...
    Я полагаю, что эти навершия украшали колесничные дышла, выполняя апотропеическую функцию по отношению к лошадям...
    Сильный изгиб дышла, который мы наблюдаем на изображениях ассирийских колесниц, дает возможность почти вертикальной постановки наверший на конце дышла, вследствие чего наличие их может быть отмечено на большом количестве памятников.
    Показательно и изображение колесницы на бронзовом поясе из Ахтала (Закавказье), где наконечник дышла украшен навершием в форме цветка (рис.16-7):

    Широкая распространенность обычая помещать навершия на конце дышла подтверждается изображениями на сиро-хеттских памятниках, на памятниках малоазийских и очень часто на памятниках греческой архаики...
    Учитывая, что древневосточные навершия играли роль распределителя поводьев, мне кажется возможным предполагать подобное же использование и некоторых экземпляров скифских наверший, в частности тех, на втулках которых имеются петли с остатками ремней. Возможно, что установление этой функции даст объяснение и того, что навершия встречаются парами...
    Что же касается уточнения назначений наверший, в особенности их апотропеического характера по отношению к лошадям, в связи с чем, повидимому, стоит и их функция погремушек-колокольчиков, то от VI-IV вв. до н.э. может быть переброшен мост и к более близким нам временам, к знаменитому русскому колокольчику под дугой, который, по моему мнению, является прямым наследником скифских погремушек..."

    ----------
    Шлеев В.В. К вопросу о скифских навершиях.// КСИИМК, вып. XXXIV, М.-Л., 1950, c.53-61
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 03 фев 2021, 22:18

краевед писал(а):Лично держал в руках бронзовое навершие, правда не с изображением грифона, а скорее барса, точно не помню. Скифское время оставило много городищ и курганов в наших местах. Наиболее известен Сухо Гомольшанский могильник, который насчитывает тысячи насыпей. Кроме Песочинских курганов я принимал участие в исследовании небольшого курганного могильника состоящего из тридцати насыпей, который скорее всего был не просто родовым могильником местного населения скифского времени, а захоронением погибших воинов, т.к. содержал захоронения мужчин. В одном из таких захоронений древнескифского воина и было обнаружено навершие упомянутое выше, с истлевшим древком у правой стороны костяка, а так же предметы вооружения воина: колчан со стрелами, сделанный из кожи, наконечники копий, как водится акинак...

Вполне допускаю, что у разного рода войск были свои "покровители", а отсюда и разные символы. Гойтосир (Ойтосур) - скифский солярный бог, его Геродот сравнивает с Аполлоном, который разъезжал на колеснице.

    "Ски­фы почи­та­ют толь­ко сле­дую­щих богов. Преж­де все­го — Гестию, затем Зев­са и Гею (Гея у них счи­та­ет­ся супру­гой Зев­са); после них — Апол­ло­на и Афро­ди­ту Небес­ную, Герак­ла и Аре­са. Этих богов при­зна­ют все ски­фы, а так назы­вае­мые цар­ские ски­фы при­но­сят жерт­вы еще и Посей­до­ну. На скиф­ском язы­ке Гестия назы­ва­ет­ся Таби­ти, Зевс (и, по-мое­му, совер­шен­но пра­виль­но) — Папей, Гея — Апи, Апол­лон — Гой­то­сир, Афро­ди­та Небес­ная — Аргим­па­са, Посей­дон — Фаги­ма­сад. У ски­фов не в обы­чае воз­дви­гать куми­ры, алта­ри и хра­мы богам, кро­ме Аре­са. Ему они стро­ят такие соору­же­ния..."(Геродот 4:59)

А грифон относился как раз к символам солнца, отсюда и символы грифона исключительно на колесницах.

    "На связь грифона с солнцем указывают древние писатели (Эсхил, Филострат, Епифаний и др.) и в силу именно такой связи можно с большим вероятием предположить, что эти знаки символы бога солнца..."
    -----------
    А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887, с 529

Что касается гепарда, то это, скорее всего, конница. "Бѣ бо и самъ хоробръ и легокъ, ходя аки пардусъ, войны многы творяше..."(ПВЛ)

Дионис на пантере (Делос, Дом масок. Напольная мозаика. Ок. 120—80 гг. до н. э.)

Изображение
«Дионис на пантере». Галечная мозаика. Кон. IV в. до н. э. Археологическая коллекция (Пелла)

Хотя, акинак это оружие пехоты, таким мечом коню уши отсечёшь, но разные символы для разных родов войск вариант.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 04 фев 2021, 00:20

Уважаемый Лемурий, по поводу навершия. могу сказать. что точно помню. что на нем отсутствовали боковые полукольца и колокольчики. Навершия у скифов имели более широкое применение. нежели считает Шлеев, хотя не исключено. что одно из назначений наверший, видимо. специально изготовленных для этих целей было применение в конской упряжи. Если Шлеев считает, что они применялись как удила, то это неправильно, т.к. у скифов для этой цели применялся так называемый псалий - две пары металлических пластин обычно круглых в сечении черех которые пронизывали кожанные ремешки. При раскопках Бельского городища, как участник археологического кружка при ХДПиШ я принимал участие в раскопках и идя на раскоп обнаружил обломок такого бронзового псалия, большую его часть, который поверг всех в изумление своей сохранностью. Обычно древняя бронза дает зеленую патину. В то же время псалий имел темно зеленый оттенок совершенно без корозии. Профессор Б.А.Шрамко сделал вывод, что изделие было выполнено из высокохудожественной бронзы с добавлением каких - то примесей, которые давали прочность псалию.
Версия Шлеева об узком применении наверший, только лишь для конской упряжи напомнила мне одну из версий другого археолога, правда, исследователя черняховской культуры. Недалеко от Песочинских курганов, несомненно. принадлежащих знатному скифскому роду, на другой стороне небольшой речушки Лучка находилось двухслойное поселение. Нижний культурный слой относился к скифскому времени, а верхний к Черняховской культуре и при обследовании селища нами был обнаружен серебряный динарий императора Коммода. Находки динариев на поселениях черняховцев достаточно часты. Это позволяет произвести точную датировку и проследить экономические связи. Я все время думал, что динарии указывают на хозяйственную деятельность самих черняховцев, а вот совсем недавно узнал от одного видного местного археолога. что динарии, оказывается, появлялись на селищах потому, что их приносили с собой захватчики и во время нападения они теряли монеты.
С другим археологом спорил, что половцы во время зимы продвигались к русским лесам, чтобы перезимовать, имея не только возможность пополнять запас дров для очага, но и скрываться от вьюг и морозов в лесу, иногда пополняя свои запасы на зиму за счет близлежащего русского населения, выходя в степь только по весне, откочевывая к Приазовью для рыбной путины и выпаса коней и крупного рогатого скота. Так утверждала и С.А.Плетнева, мой же оппонент утверждал все с точностью до наоборот. Разве может краевед перечить маститому археологу? Спор естественно закончился ничем. археолог так и не ответил на мой вопрос, насколько можно выдержать морозы и снега в открытой степи, без возможности запастись дровами. Думаю, из этого разряда и версия Шлеева, причесавшего многофункциональность применения наверший под одну гребенку.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 04 фев 2021, 00:46

Отвечая на другой Ваш комментарий, уважаемый Лемурий, хочу сразу заметить, что скифы, имея общий язык, верования, тем не менее состояли из разных племенных родов, потому и появляются на навершиях изображения оленей. барсов или других хищных животных, в том числе и грифонов. Думаю, что их изображения никак не связаны с родами войск, т.к. у скифов было конное войско, как помнится отряды Дария преследовали скифов, которые не давая боя уходили все дальше в степь, заманивая персов. Дарий понял тактический ход скифов, но было поздно. Он ушел со Скифии не солоно хлебавши. Кстати, Бельское городище имело следы нападения и пожара, возможно, это связано с походом Дария, а Перекопский ров у г.Валки возможно был выкопан по приказу именно Дария, как считают местные археологи.
Половецкие навершия с изображением грифона могли нести солнечную символику, не только как предмет убранства колесниц, но и как знак власти и намек на статус хозяина такого навершия - солнцеликий, сиятельный, подобен солнцу.
На сколько знаю, у скифов не было оружия в виде сабель или мечей. Основным оружием являлся акинак, возможно, имея разную длину.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 04 фев 2021, 01:06

Лемурий писал(а):…играли роль распределителя поводьев, мне кажется возможным предполагать подобное же использование и некоторых экземпляров скифских наверший, в частности тех, на втулках которых имеются петли с остатками ремней. Возможно, что установление этой функции даст объяснение и того, что навершия встречаются парами...

Вопрос ещё требует изучения.
1. На некоторых навершиях имеются ещё более мелкие полукольца. А это чревато застреванием в них вожжи.
2. Реальные распределители Древнего Востока всегда в виде очень больших круглых колец и без фигурных изображений.
3. Колесницы были в киммерийское время. Но на нашей территории распределителей для них не находили. У скифов уже колесниц не было. Были четырёхколёсные повозки. Вроде, их упряжь в погребения скифов не помещали, т. к., возможно, это нечто менее престижное.
4. Есть навершия без колец.
5. Есть навершия с полой ажурной полостью, в которой, возможно, что-то зажигалось. Если это не для свиста ветра.
6. Есть ещё навершия с фигурой женского божества, с головой быка, с сценой терзания. Такое разнообразие изображений подразумевает и разное значение.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 48