Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 06 фев 2020, 23:30

О, сразу видно как далеки Вы от древнерусской литературы, как lemures Данте от грешной земли.

Во-первых, «Слово о полку Игореве» написано к 25.09.1188 году, ранее «Витязя в тигровой шкуре» и за 150 лет до «Божественной комедии» Данте.
А во-вторых, СПИ как розовый куст на гречишном поле, его ни с чем нельзя сравнить не по красивым аллегориям, ни по глубокому философскому содержанию, ни по широкому использованию книжных знаний. Если Вы решили сравнить машинами, то считайте как С600 среди ... конок.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение El_mariachi » 07 фев 2020, 00:10

Ну во первых не ранее «Витязя в тигровой шкуре», во вторых то что к 25.09.1188 году, это не правда, гораздо позже. В третьих раньше написали "Песнь о Роланде", но это ничего не значит потому что "Песнь о Роланде" не имеет такой художественной ценности как "Витязь". "Энеида". "Витязь" и "Божественная комедия" это произведения одного ранга, а "СПИ" и "Песнь о Роланде" другого ранга.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2631
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 07 фев 2020, 08:14

1. И контекст (обращение к живому Ярославу Осмомыслу ум.01.10.1188), и употребление двойственного числа (Исаченко 1941 34-48), и древнерусские энклитики (Зализняк 2008: 148-149) всё указывает на конец XII века, а причины воззвания к князьям и вовсе ограничивают дату, место и событие - 25.09.1188 Белоград.

2. Все начинающие исследователи СПИ проходят стадии: сомнение - исследование - восхищение. Вы пока на первой.

3. Когда пройдёте три стадии вернёмся к вопросу о месте СПИ в мировой литературе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 фев 2020, 15:04

К вышесказанному наглядно:

Изображение
Памятник «Летопись России» Зураба Константиновича Церетели, подарен он был городу Когалым и его жителям нефтяниками в честь 10-летнего юбилея компании "ЛУКОЙЛ". Торжественное открытие состоялось 7 сентября 2001 года. Памятник расположен между Свято-Успенским женским монастырем и КДЦ "Когалым".

Изображение
«Розовый куст на гречишном поле» - «Слово о полку Игореве»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 22 фев 2020, 18:12

Tibaren писал(а):σῆμα в значении "знак", "признак", "сигнал" имеет другое склонение

σῆμᾰ • (sêma)
mark, sign, token
a sign from the gods, an omen, portent (знамение, предзнаменование, чудо ... диво?)
https://en.wiktionary.org/wiki/σῆμα

סמן симан - знак, признак - а это случайное совпадение c греческим?
http://slovar-axaz.org/statiy/1781-2015 ... 53-23.html
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 22 фев 2020, 18:46

סמן симан - знак, признак

если з и с родственники (обе свистящие все же), то просматривается интересная связь знак-время
*zaman-
time
Descendants
Akkadian: (zimān; simanu)
→ Persian: زمان‎ (zamân, “time”)
https://en.wiktionary.org/wiki/Reconstr ... tic/zaman-
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 24 фев 2020, 00:34

Относительно свивания "оба полы сего времени" и слова знак проявляется на удивление осмысленная характеристика символического, знакового обяснения автором "Слова" образа реки Каялы. если я правильно понял намек автора "Слова" на свивание обоих пол текста. как на двойное его написание.

бишасяденьбишасьдругыитретьбишасяденьбИШаЗьдругыитреть
ягодникополудниюпадошастязиягодникополУДНиюпадошастязи
игоревытусябратаразлучистаигоревытусябРАтАразлучиста
набрезебыстроикаялытукронабрезебыстроиКАялытукро

КАЯЛЫ КАРА ДУШИ ЗНАК !!!

Это совпадает и с мнением некоторых исследователей. что образ реки Каялы несет в себе символ реки адовой. огненной. где страдают души грешников. Стоит вспомнить об апокрифе Хождение Богородицы по мукам, в котором как раз и описываются муки ада и среди них пламенная река, в которой мучаются души грешников.
да и слово ЗНАК, которое происходит от общеславянского "знати" говорит о том. что автор "Слова" пытается обратить внимание на символическое. знаковое наименование реки Каялы. как реки адовой. в которой мучаются души грешников. Я лишь заменил букву -С на -З, которая фонетически совпадает с -С.
если уж и это посчитать случайно получившимся прочтением. то тогда остается признать только одно - рукой автора водила Божья рука!
Это еще один намек автора для тех, кто отрицает присутствие тайнописи в "Слове". Мы видим пояснение образа реки Каялы от самого автора "Слова" для читателя - КАЯЛА РЕКА КАРЫ ДУШИ - адовая,
Слово ЗНАК - здесь в полне понятном значении - "отличи, заметь". что собственно говоря и является основным значением слова ЗНАК.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 24 фев 2020, 04:36

Уважаемый краевед, не уходите в тупик своими поисками «тайнописи» без правил составления оной, хотя бы проверяйте результат по древнерусскому словарю:

Срезн.
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 26 фев 2020, 01:20

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, не уходите в тупик своими поисками «тайнописи» без правил составления оной, хотя бы проверяйте результат по древнерусскому словарю:

Срезн.
Изображение


Уважаемый Лемурий, а, что. только опираясь на данные МСРЯ И.И.Срезневского можно говорить о бытовании в древнерусском языке такого слова как ЗНАКЪ? Целый ряд этимологических Словарей указывает на наличие слова ЗНАКЪ в древнерусском языке. Этимологический словарь Крылова Г.А.: "Знак. Древнерусское - знакъ. Слово - производное от общеславянского znati в значении "отличать, заметить". В др.рус. яз. слово употребляется с XI в.
Производные: "знаковый, значимый. значимость".
В Этимологическом словаре Шанского Н.М.: Знак. Общеслав. суффикс. производное (суф. ср. злак. звук) от "знати" в значении: "отличать. заметить".
В авторитетном этимологическом словаре М.Фасмера: "Знак, -а, значить. укр. знак. др.-русск., цслав.. знакъ. род. п. знака, словен. znak, чеш. znak. слвц. znak, польск. znak. См. знать.
В небольшой статье "История слов" В.В.Виноградова сообщается:"Глаголы "означать" и "значить" являются производными от имени существительного "знак". Слово знак в старославянском языке имело значение не только приметы, признака. - то почему знают, узнают. но употреблялось и для обозначения лица в смысле "знакомый, знакомец" (см. Востоков, Сл. ц.-сл. яз.., 1, с.141). Древнерусскому языку это личное значение было чуждо.
Производный глагол "значить" выражал значения: "отмечать знаком. приметой" и "иметь знак" (ср. в старослав. "зрачити" - иметь зрак, обращенный куда-либо0... Глагол "означить выражал значение "наметить. положить знак. сделать явственным, отличить".
Авторы "Слова" и хотели с помощью скрытого чтения "ЗНАК" сделать явственной свою тайнопись, надеясь. что древнерусский читатель, знакомый с элементами тайнописи сможет прочесть переосмысленный авторами "Слова"
образ реки Каялы. как реки адовой. в которой мучаются души грешников. КАЯЛА - КАРА ДУШИ, что более точно может характеризовать образ реки Каялы! Может в древнерусском географическом пространстве и существовала река со сходным названием, близком к реке Каяле. но в данном случае мы имеем дело с символическим названием где под СИМВОЛОМ АДОВОЙ РЕКИ КАРАНИЯ подразумевалась вполне реальная река Сюурлий. СИМВОЛ и ЗНАК слова синонимы - КАЯЛА СИМВОЛ ЗНАК, характеризующий образ реки ада.
Вспомним замечание Л.А.Дмитриева. что: "Каяла - имя нарицательное. не собственное. и оно было дано автором "Слова" реке, носящей какое - то иное географическое наименование".
А относительно моих взглядов на наличие тайнописи. хочу сказать, что выделенное мной лишь небольшая часть скрытого чтения. получаемого в этом фрагменте, т.к. авторами называется здесь же точное число поражения Игоря - "ПОЛЕГОША ОЛЗЕ ПЯТУ ЧИСЛА у РОВОУ САЛА КАЯЛЫ ЗНАК".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 26 фев 2020, 08:42

краевед писал(а):словарь Крылова Г.А.: "Знак. Древнерусское - знакъ. Слово - производное от общеславянского znati в значении "отличать, заметить". В др.рус. яз. слово употребляется с XI в.
прям вот так и написано? и цитата 11-го века имеется?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 26 фев 2020, 09:22

краевед писал(а):Древнерусское - знакъ. Слово - производное от общеславянского znati в значении "отличать, заметить". В др.рус. яз. слово употребляется с XI в.

Уважаемый краевед, от слова znati совр. слово «знак» не получается, только знакомый, родственник, домочадец, совр. знак появляется не ранее XVII в

Словарь РЯ XI-XVII вып. 6
ИзображениеИзображение

краевед писал(а):авторами называется здесь же точное число поражения Игоря - "ПОЛЕГОША ОЛЗЕ ПЯТУ ЧИСЛА у РОВОУ САЛА КАЯЛЫ ЗНАК".

Про «ров сала» (эко!) пояснения будут? Ещё раз: сперва правила отбора, подтверждённые примерами в других древнерусских памятниках, потом попытки отыскать в СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 02 мар 2020, 01:07

Mitus писал(а):
краевед писал(а):словарь Крылова Г.А.: "Знак. Древнерусское - знакъ. Слово - производное от общеславянского znati в значении "отличать, заметить". В др.рус. яз. слово употребляется с XI в.
прям вот так и написано? и цитата 11-го века имеется?


Несколько ошибся. не у Крылова Г.А., а у Семенова А.В.. что не меняет дела - именно так и написано. что слово знак имеет общеславянское происхождение и употреблялось. начиная с XI в. Словарь не имеет цитат из древних рукописей. это обычный этимологический словарь. а не цитатник. Тем не менее у меня нет оснований не доверять источнику. написанному несомненно ученым - лингвистом. а не любителем.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 02 мар 2020, 01:55

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Древнерусское - знакъ. Слово - производное от общеславянского znati в значении "отличать, заметить". В др.рус. яз. слово употребляется с XI в.

Уважаемый краевед, от слова znati совр. слово «знак» не получается, только знакомый, родственник, домочадец, совр. знак появляется не ранее XVII в

Словарь РЯ XI-XVII вып. 6
ИзображениеИзображение

краевед писал(а):авторами называется здесь же точное число поражения Игоря - "ПОЛЕГОША ОЛЗЕ ПЯТУ ЧИСЛА у РОВОУ САЛА КАЯЛЫ ЗНАК".

Про «ров сала» (эко!) пояснения будут? Ещё раз: сперва правила отбора, подтверждённые примерами в других древнерусских памятниках, потом попытки отыскать в СПИ.


Уважаемый Лемурий, я и сам просмотрел известные словари древнерусского языка. там действительно нет слова знак. Попробую поискать самостоятельно в древнерусских текстах интересующего нас времени.
А Вы уверены. что здесь слово знак употребляется не в значении родственник. ведь русичи "сваты попоиша", а как известно сватами Игорь и Кончак стали еще в 1180 г. во время борьбы за киевский стол Рюрика и Святослава. Даже в Ипат. л. упоминается. что Кончак "на полчьи поручися за свата своего Игоря".
В отношении рва Сала отвечу позже более обстоятельно, хотя я уже не раз писал. что основные действия могли разворачиваться вблизи русско-половецкого порубежья. До сих пор сохранился тук называемый Перекопский оборонительный комплекс. состоящий из рва и вала. соединяющий истоки рек Коломак (л. приток Днепра) и истоки р. Мож (МеЖА). В Ипатьевской летописи упоминается под именем "Салница" -"Поидоша къ Салнице". Как известно, и Донец и Сюурлий в летописи названы реками, а ров Салница как известный географический ориентир, хорошо заметный на местности названа без имени река. Если принимать небольшой приток у Изюма за Салницу, то возникает вопрос. почему более крупная река Донец упоминается с уточняющим река. а значительно более мелкий его приток упоминается без уточняющего река?
Ров Сала "Слова" и вероятнее всего все та же Шеломянь - вал, и есть место захоронения русского войска - это и есть Каяла - "пламяный ров" - КАЯЛЫ КАРА ДУШИ.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 мар 2020, 08:49

краевед писал(а):Как известно, и Донец и Сюурлий в летописи названы реками, а ров Салница как известный географический ориентир, хорошо заметный на местности названа без имени река...

Уважаемый краевед, как ров может впадать в Донец и при этом не наполняться водой?

:arrow: См. НГ: Где же Сальница-река?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 02 мар 2020, 13:45

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Как известно, и Донец и Сюурлий в летописи названы реками, а ров Салница как известный географический ориентир, хорошо заметный на местности названа без имени река...

Уважаемый краевед, как ров может впадать в Донец и при этом не наполняться водой?

:arrow: См. НГ: Где же Сальница-река?


Уважаемый Лемурий, а была ли вообще Сальница рекой?
В Ипат. лет. указывается, что "оттуда поидоша къ Салнице". Из каких соображений можно заключить. что это именно река? Из того. что Салница названа среди рек? Но это мог быть и другой географический объект, настолько известный. что летописец даже не поясняет что он собой он представляет. А ведь это может быть вовсе и не река.
Вот как описывается Перекопский ров в "Книге Большому Чертежу": "А меж Мжа и Коломока на Муравской дороге рву версты с 3, а ров в ширину сажени с полторы, а в глубину сажень. а инде и больши. А по сторонам того рву обоити нельзя пришли леса и болота". Не эти ли "грязивые" места мостили русичи?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 41