corvin писал(а):Существуют и версии. уважаемый Лемурий, что слава поется не Ольговичам. а будущим защитникам Руси и христиан.
Скорее всего, слава в СПИ не поется никому. Слишком много там насмешек, обвинений и рискованных мест. Скорее СПИ писалось в момент когда ничего было непонятно и Автор хотел критически переосмыслить действительность. Такой момент на Руси наступил с приходом монголов в середине 13-го века.
Скорее всего. поется не слава. а антислава. Для проигравших сражение петь славу равнозначно. что лицемерить.
Невозможность по тексту СПИ определить точное время написания произведения заставляет обращать внимание на более поздние времена прошедшие со времени похода Игоря на половцев весной 1185 г. с целью найти смысл написания СПИ. Приход на Русь монголов во многом может предопрнделять замысел автора СПИ как призыва защитить русскую землю от нового неведомого врага. Я уже обращал внимание ранее. что Зачин СПИ весьма гармонично сочетается с окончанием произведения, даже не весь зачин. а его первые строки и окончание произведения. Посмотрим:"Нелепо ли ны бяшетъ братие начати старыми словесы трудныхъ повестий о полку Игореве Игоря Святъславлича... Здрави князи и дружина побарая за христьяны на поганыя полкы. Княземъ слава и дружине. Аминь"!.
В этом случае более осмысленно смотрится словосочетание "НЕЛЕПО", что означает "несуразно". В отношении к отдельному человеку это бы звучало как "нескладный", выбивающийся из общих представлений о поведнии людей. А если отнести это выражение не к самим людям. а ко временным границам написания СПИ, когда воспоминания о походе Игоря могли остаться только в летописных источниках и забыться в народной памяти?
Что тогда получается, если предположить. что произведение писалось уже во времена. когда Русь была покорена монголами? - "НЕЛЕПО (не ко времени) ли нам было бы братие начать старыми словами ратных повестий о походе Игореве Игоря Святославича"? Вопрос риторический. тем не менее в случае с завоеванием Руси монголами может рассматриваться как размышление автора почему такое сильное государство как Русь. которое в Европе занимало не последнее место, а его князья брали в жены дочерей европейских королей не смогло противостоять монголам.
Ответ очевиден - поход Игоря являлся самостоятельным не общерусским. Как альтернатива приводится общерусский 1184 г. поход на половцев Святослава в коалиции с Рюриком и другими князьями, который: "наступи на землю половецкую притопта хлъми и яругы взмути рекы и озеры иссуши потокы и болота а поганого Кобяка изъ луки моря отъ железныхъ великихъ полковъ половецкыхъ яко вихрь выторже".
Вывод - только объединенные силы князей смогли противостоять степным народам. И даже если автор не призывает к созданию единого государства с центром в Киеве (такая точка зрения весьма популярна была у советских историков), то призыв к единению князей в борьбе со внешними врагами выглядит убедительно.
Конечно.
Такая трактовка не отвечает на вопрос о времени написания произведения, т.к. оно могло быть написано и до битвы на Калке и в более позднее время, но как призыв к борьбе с монголами может теоретически рассматриваться.