Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 янв 2022, 23:42

userdez писал(а):Уважаемый Лемурий, Вы знаете все. Где то, то-ли в Хронографе древнерусский переводчик дописал имя Перуна в ряду египетские или греческих богов?

Да нет, уважаемый Усердец, знаете Вы, я просто вовремя найти умею:

Лемурий писал(а):
userdez писал(а):РНБ, отдел рукописей, Кир- Бел 4/1081, сборник слов и поучений конца 14 века (Паисиевский сборник) , "Слово Святого Григория, изобретено в толцех...", листы 40-44 об. В сети есть. Там же на листе 28 об. и "Слово некоего Христолюбца".

Огромное спасибо, уважаемый Усердец, нашёл, только здесь на С.42 об: "Перуну, и Хорсу, и Мокоши, и Вилу.." А в примере из книги « Памятники общественной мысли Древней Руси» Т.1, М., 2010
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 фев 2022, 00:07

corvin писал(а):Язык СПИ искусственный. В нем присутствуют языковые фрагменты из разных мест. Самопроизвольно у Автора такой язык сложиться не мог.

Уважаемый corvin, доводилось ли Вам читать статью:

:arrow: Темчин С.Ю. Вильнюсский список Послания киевского митрополита Климента Смолятича смоленскому пресвитеру Фоме с толкованиями мниха Афанасия

Здесь сама "Грамота Клима". И сравнивать его с

:arrow: «Святителя Григория Феолога (Богослова) словеса избранная, яже суть толковая»//Никольский Н.К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века, СПб.1892, С.161-199" см. С.162-165 IV-IX.

Сравните, убедитесь что ПКС на 70% почти дословный конспект «Словес избранных». Искусственный ли это язык? Безусловно. Старославянский перемешан с древнерусским. СДЗ такой же конспект, но там компиляция из церковной литературы XI-XII вв изложенная в эпистолярном жанре. Это просто манера изложения Автора, он же за море к философам не ходил, а по книгам учился, аки пчела.

corvin писал(а):Описание Романа в СПИ и ГВЛ похоже, но для ГВЛ оно уместно, а для СПИ нет.

"Аки крокодил" это как? Плоды "мысленного древа" Романа противоречивые. Он и бояр галицких массово казнил и на братию свою меч поднимал, поэтому и писал, что скорее всего его панегирик - это ранняя заготовка.

corvin писал(а):Летопись указывает на 1187-ой год. Доказательств противного нет.

Летопись и на свадьбу Верхуславы указывает на 1187 год, а по дням недели это 1188.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 01 фев 2022, 08:39

Спасибо, увааемый Лемурий. РГБ, фонд 304/1, Канонник, из Беседы трех Саятителей, номер 256, лист 177об.(рукописи), 2 стр. от верха: есть два ангела громная, один елинский старец Перун, другой Хорс, иже жидовин. В начале тогоже листа интересное место о том, что ниже ада и антихриста есть люди крилаты, которые летают то ли на луне(у)?? мыслию???
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 01 фев 2022, 09:24

В "Слове и откровении Святых Апостол": "человеци были суть Перун в елинах, Хорс в Крите". В Софийском Хронографе Перуна нет, там Даждьбог и Сварог.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 фев 2022, 14:17

userdez писал(а):В "Слове и откровении Святых Апостол": "человеци были суть Перун в елинах, Хорс в Крите". В Софийском Хронографе Перуна нет, там Даждьбог и Сварог.

И к чему подводите не пойму, уважаемый Усердец? Что нам даёт образ Перуна на дубе том? Тут кругом библейские метафоры и толкования к ним, каким образом Вы хотите связать сюжет с языческими верованиями?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 01 фев 2022, 14:34

А зачем в СПИ Даждьбог, Хорс, Стрибог, Велес? В этой компании не хватает Перуна (Нам вождя не доставало: настоящих, буйных мало...) , елинского старца, как сказано в рукописи 256.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 01 фев 2022, 18:20

"Мысленный" ответ Лемурию: "синии молнии" не есть Перун- это знамение как и затмение, а ему творец Бог(есть ангелы мразу, дождю, молнии... ).
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Wagner » 01 фев 2022, 22:10

Лемурий писал(а):К 1202 году, уважаемый краевед, умрёт слишком много героев СПИ, особенно нонсенс, если им в конце поётся здравница и слава живым, отделяя их от дружины, которой "аминь"(=конец).

Слава Игорю Святъславличю [ум.1202], буй туру Всеволоду [ум.1196], Владиміру Игоревичу [ум.1212]! Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки! Княземъ - Слава, а дружинѣ - Аминь!

Sehr geehrter Лемурий,

Вы зачем угробили дружину князя Игоря как Generalfeldmarschall Paulus Oberbefehlshaber der 6. Armee während der Schlacht von Stalingrad,
Изображение
Truppenkennzeichen der 6. Armee

приравняв Аминь к Концу?

Изображение

Древнерусский текст:
Княземъ слава а дружинѣ! Аминь

Со слов А.И. Мусина-Пушкина и А.Ф. Малиновского рукопись "писана ... ни строчных знаков, ни разделения слов... полууставом, переходящим в скоропись".
княземъславаадружинѣаминь

В данном изречении а - в знач. соединит. союза и

Изображение
Изображение

Перевод Первого издания (1800 г.):
Слава князьям и дружине!

Подстрочный перевод (стиль автора):
Князьям слава и дружине! Аминь. (Да будет так – толкование возглашения для тех, кто не изучает перевод семидесяти старцев,
не посещает синагогу, не причащается в церкви и не совершает намаз).
Первоиздателям Слова, даже в голову не пришло, что сей термин нужно переводить. Уже перед завтраком всей семьёй читали "Отче наш".

Mit freundlichen Grüßen
Wagner
Последний раз редактировалось Wagner 02 фев 2022, 14:40, всего редактировалось 1 раз.
Der Wahrheit dienen!
Аватара пользователя
Wagner
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 13 авг 2006, 12:44

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 фев 2022, 00:33

Hoch geschätzt Wagner, слово "Аминь" имело несколько значений, одно из которых было "конец, гибель", да оно и сейчас осталось у "смолятичей":

Изображение
Добр I:9

:arrow: Добровольский В. Н. Смоленский областной словарь, Смоленск, 1914

Рекомендую последнее исследование Сергея Львовича:

    IX.3.22.
    Княземъ слава а дружинѣ аминь {кня̀зем сла́ва а дружи́нѣ ǁ ами́нĕ}.
    В концовке аминь, помимо стандартного завершения текста, может иметь значение ‘конец, гибель, смерть’. Ср. рус. смол. аминъ ‘гибель’ (Добровольский 1914), укр. амíнь, ами́нь ‘конец, смерть’ (Грiнч.). В этом случае мы наблюдаем обычную для автора «Слова» игру словами и смыслами, поэтому перевод строки возможен двоякий: «Князьям слава и дружине. Аминь» и «Князьям — слава [они спаслись], а [павшей в бою] их дружине — смерть"

    ---
    Николаев С.Л. «Слово о полку Игореве»: реконструкция стихотворного текста. — М.; СПб.: Нестор-История, 2020, С.606

    "Ами́нь и амі́нь, нар.
    1) Аминь. Чуб. III. 26.
    2) Употребляется какъ существительное м. р. въ значеніи: конецъ, смерть. Фр. Пр. 4. Амінь тобі буде. Ном. № 3650. Мовчи, а то тут тобій амінь! Шевч. 300."
    ---
    Словарь української мови / Упор. з дод. влас. матеріалу Б. Грінченко : в 4-х т. — К. : Вид-во Академії наук Української РСР, 1958. Том 1, ст. 7.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 фев 2022, 18:43

В рукописи 256 на листе 17 об., низ, написано о сидящем на верху бръдоквы и глаголящем дьяволе. Бръдоква- сорное растение, вероятно древнерусский переписчик ошибся и это какое то дерево: сидеть в верху травы, думаю, это "не комильфо", даже для беса. "Бесъ дивитъ", как сказано в той же рукописи, но в другом месте. Для современника СПИ любой Перун это бес.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 фев 2022, 20:05

Хотя в рукописи РГБ, фонд 304/1, номер 153, лист 21 оборот таже "бръдоква".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 02 фев 2022, 23:33

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Скорее всего описываемые события могли быть зафиксированы на страницах СПИ во временых рамках уже после смерти Игоря (1202). но еще при живом Романе. В этом случае далее строки СПИ приобретают иное звучание относительно солнца, которое погасло для Игоря.

К 1202 году, уважаемый краевед, умрёт слишком много героев СПИ, особенно нонсенс, если им в конце поётся здравница и слава живым, отделяя их от дружины, которой "аминь"(=конец).

Слава Игорю Святъславличю [ум.1202], буй туру Всеволоду [ум.1196], Владиміру Игоревичу [ум.1212]! Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки! Княземъ - Слава, а дружинѣ - Аминь!

Причём не только живы, а Автор должен знать, что они из плена вернулись. Игорь вернулся летом 1185, Всеволод зимой 1187/88, Владимир Игоревич с Кончаковной к 25.09.1188 к свадьбе Верхуславы. Эта дата и есть нижняя граница, а верхняя смерть Ярослава Осмомысла 1.10.1188.

краевед писал(а):Ко времени похода Игоря на половцев в 1185 г. Роман еще не совершал походов на сопредельные территории. в том числе и на половцев

А ты, буй Романе, и Мстиславе! Храбрая мысль носитъ васъ(2) умъ на дѣло.

Призыв не только к Роману Мстаславичу - старшему сыну Мстислава Изяславича (старшего сына Изяслава Мстиславича), но и к Мстиславу Романовичу - старшему сыну Романа Ростиславича (старшего сына Ростислава Мстиславича), который к 09.1188 несколько раз воевал с половцами в 1177, 1183, 1184 и 1185.


Существуют и версии. уважаемый Лемурий, что слава поется не Ольговичам. а будущим защитникам Руси и христиан. Каким же защитником христиан можно назвать Игоря. если на поле боя согласно Ипат. лет. он восклицает видя свое поражение в гневе Бога, считая, что оно произошло потому. что: "помянухъ азъ грехы своя пред Господомъ Богомъ моимъ яко много убииство кровопролиттие створихъ въ земле кристиянсьтеи яко же бо азъ не пощадехъ христья но взяхъ на щитъ городъ глебовъ у Переяславля".
Думаю, в читателе прежде всего автор СПИ видит людей знакомых с записями в Киевском летописном своде, в котором князь Игорь кается перед Богом о жестоком захвате города Глебова. где погибло от его рук много христиан. Поэтому призыв автора СПИ: "побарая за христьяны на поганыя полкы" в этом случае выглядит как диссонанс относительно истинной стороны дела. Или же в этих строках заложена горькая ирония. показывающая как на самом деле Игорь "побарал" за христиан. или же речь идет о будущих защитниках Руси князей и дружины, которых автор СПИ призывает стать истинными защитниками своей земли, намекая при этом, чтобы они защищали христиан не так как в свое время "защищал" их Игорь в Глебове.
В этом случае время написания СПИ трудно определить. т.к. такой призыв к русским князьям мог возникнуть и перед битвой на Калке в 1223 г. В этом свете здравица поется будущим князьям. а не Игорю и другим князьям вернувшимся из плена: "Здрави князи и дружина побарая за христьяны на поганыя полки. Княземъ слава И дружине. Аминь"!
Относительно обращения к Роману и Мстиславу стоит отметить, что автор СПИ как бы подводит итог их общей деятельности. но ставит на первое место все же Романа. а не Мстислава, что говорит о том. что речь может идти о конце 12 - начале 13 вв., когда были повержены окружающие Русь народы. Даже если предположить. что речь может идти о походах на половцев Мстислава, но не самостоятельных. а в составе коалиции князей. уместно было говорить только о половцах, а не обо всех народах покорившихся Роману и Мстиславу. Произведение могло быть написано в скором времени после смерти Игоря. Победоносные походы Романа и Мстислава были завершены когда: "Нъ уже княже Игорю утръпе Солнцю светъ..." - "но уже князю Игорю погас Солнца свет". Так можно сказать и об умершем князе. Эти строки могут восприниматься как вставка в более ранний текст, что не позволяет СПИ считать написанным в один прием. Произведение могло быть подвергнуто редактированию в связи с событиями в Руси, которые не могли оставить автора поэмы простым созерцателем происходящего.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 03 фев 2022, 18:10

Рассматриваю "бесовскую" версию происхождения Дива. Поэтому всех бесов надо учесть и проверить их на причастность к событиям 1185 г. В Хронографе РГБ, фонд 173/1, номер 105, лист "ка" об., верх,
встретил "старого, хоть и недоброго знакомого" беса. "Отпаде" он, вероятно, вниз, хотя и очень высокого мнения о себе: "Поставлю на облацех престол мой и буду подобен Вышнему".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 03 фев 2022, 18:41

Существуют и версии. уважаемый Лемурий, что слава поется не Ольговичам. а будущим защитникам Руси и христиан.

Скорее всего, слава в СПИ не поется никому. Слишком много там насмешек, обвинений и рискованных мест. Скорее СПИ писалось в момент когда ничего было непонятно и Автор хотел критически переосмыслить действительность. Такой момент на Руси наступил с приходом монголов в середине 13-го века.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 05 фев 2022, 00:32

corvin писал(а):
Существуют и версии. уважаемый Лемурий, что слава поется не Ольговичам. а будущим защитникам Руси и христиан.

Скорее всего, слава в СПИ не поется никому. Слишком много там насмешек, обвинений и рискованных мест. Скорее СПИ писалось в момент когда ничего было непонятно и Автор хотел критически переосмыслить действительность. Такой момент на Руси наступил с приходом монголов в середине 13-го века.


Скорее всего. поется не слава. а антислава. Для проигравших сражение петь славу равнозначно. что лицемерить.
Невозможность по тексту СПИ определить точное время написания произведения заставляет обращать внимание на более поздние времена прошедшие со времени похода Игоря на половцев весной 1185 г. с целью найти смысл написания СПИ. Приход на Русь монголов во многом может предопрнделять замысел автора СПИ как призыва защитить русскую землю от нового неведомого врага. Я уже обращал внимание ранее. что Зачин СПИ весьма гармонично сочетается с окончанием произведения, даже не весь зачин. а его первые строки и окончание произведения. Посмотрим:"Нелепо ли ны бяшетъ братие начати старыми словесы трудныхъ повестий о полку Игореве Игоря Святъславлича... Здрави князи и дружина побарая за христьяны на поганыя полкы. Княземъ слава и дружине. Аминь"!.
В этом случае более осмысленно смотрится словосочетание "НЕЛЕПО", что означает "несуразно". В отношении к отдельному человеку это бы звучало как "нескладный", выбивающийся из общих представлений о поведнии людей. А если отнести это выражение не к самим людям. а ко временным границам написания СПИ, когда воспоминания о походе Игоря могли остаться только в летописных источниках и забыться в народной памяти?
Что тогда получается, если предположить. что произведение писалось уже во времена. когда Русь была покорена монголами? - "НЕЛЕПО (не ко времени) ли нам было бы братие начать старыми словами ратных повестий о походе Игореве Игоря Святославича"? Вопрос риторический. тем не менее в случае с завоеванием Руси монголами может рассматриваться как размышление автора почему такое сильное государство как Русь. которое в Европе занимало не последнее место, а его князья брали в жены дочерей европейских королей не смогло противостоять монголам.
Ответ очевиден - поход Игоря являлся самостоятельным не общерусским. Как альтернатива приводится общерусский 1184 г. поход на половцев Святослава в коалиции с Рюриком и другими князьями, который: "наступи на землю половецкую притопта хлъми и яругы взмути рекы и озеры иссуши потокы и болота а поганого Кобяка изъ луки моря отъ железныхъ великихъ полковъ половецкыхъ яко вихрь выторже".
Вывод - только объединенные силы князей смогли противостоять степным народам. И даже если автор не призывает к созданию единого государства с центром в Киеве (такая точка зрения весьма популярна была у советских историков), то призыв к единению князей в борьбе со внешними врагами выглядит убедительно.
Конечно.
Такая трактовка не отвечает на вопрос о времени написания произведения, т.к. оно могло быть написано и до битвы на Калке и в более позднее время, но как призыв к борьбе с монголами может теоретически рассматриваться.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 115

cron