Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 06 апр 2024, 10:31

userdez писал(а):Хороший пример о Феодосии. Только он действительно был молод(отрок), когда пришел к Антонию. В другие м-ри его и не приняли по этой причине(юн возраст).

Контекст в СДЗ:

    «Но возри внутреняя моа.
    Азъ бо одѣниемъ оскуденъ есмь, но разумом обиленъ;
    Унъ възрастъ имѣю, а старъ смыслъ во мнѣ.
    Бых мыслию паря, аки орелъ по воздуху…»
    (СДЗ)
Он пишет о ом, что его знания и духовный мир - это вся мудрость предков. Подставьте сюда 18 лет, получится разум как у взрослого, а если «юн возраст» = 100 лет, то разум и духовный смысл тысячелетний:

«аще бо и млад сый възрастом телесным, но старъ сый смысломь духовным...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 06 апр 2024, 16:46

https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-698/
РГБ, Ф 304/1, № 698, 16 век, Житие Сергия Радонежского.
Просмотрел рукопись, но Вашей цитаты не нашел. Нет ли у Вас выходных данных приведенной цитаты? Но думаю и здесь, как с Феодосием, восхваляется духовность в младые годы: "возрастом ТЕЛЕСНЫМ".

https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... 698/48.jpg
Лист 46 об.
Интересные рассуждения о принятии схимнического имени: "тогда нарицаху сплоха имена"- не было выбора, день какого Святого на день пострижения, то и имя, но похоже, что к 16 веку эта практика претерпела изменения.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 апр 2024, 00:07

https://lib-fond.ru/lib-rgb/310/f-310-370/
РГБ, Ф 310(Ундольского), №370, лист 38 об.
В этой рукописи есть данная цитата о возрасте и она, как и предполагал, относится к отрочеству Сергия, гораздо раньше пострижения в 24 года.

Две цитаты из Житие Феодосия и Сергия, говорят о том, что это литературный штамп древнерусской письменности. Значит и у Заточника говорится о летах молодости.
https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... C_0043.JPG
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 апр 2024, 08:32

Понимаю и сочувствую Вам, Уважаемый Лемурий. У самого все пошло наперекосяк и жизнь дала трещину.)) Так комфортно было с заточенным на Лаче Смолятичем, многое было объяснимо! Если только Данила из тех, что "ю у меня мужи... ", которые знали альфу и омегу? Мог кто-то последовать за ним и оказаться у Мстиславичей попом.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 07 апр 2024, 09:02

userdez писал(а):https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-698/
РГБ, Ф 304/1, № 698, 16 век, Житие Сергия Радонежского.
Просмотрел рукопись, но Вашей цитаты не нашел. Нет ли у Вас выходных данных приведенной цитаты? Но думаю и здесь, как с Феодосием, восхваляется духовность в младые годы: "возрастом ТЕЛЕСНЫМ".

Конечно, есть:

    «Болѣ двадесятий лѣт видимою връстою, болѣ же ста лѣть разумным остроумием: аще бо и млад сый взрастом телесным, но старь сый смысломь духовным и сврьшень божественою благодатию…»
    ——
    Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке» // Памятники древней письменности и искусства, Т.58, СПб., 1885.
См. контекст: речь о том, что разума не по годам, а 1:5. Если бы Заточник был юнец, то разумом как у обычного взрослого, тогда бы он ничем не отличался от других думцев князя, а именно на это место он себя предлагает, а так он говорит, что разума в нем 1:5 к возрасту, если ему 80 было, то разума на все 400 лет со времен образования Руси.

    «Господине мой! То не море топить корабли, но вѣтри;
    Не огнь творить ражежение желѣзу, но надымание мѣшное;
    Такоже и князь не самъ впадаеть въ вещь, но думци вводять.
    3 добрымъ бо думцею думая, князь высока стола добудеть,
    А с лихимъ думцею думая — меншего лишенъ будеть…»
    (СДЗ)
С Климентом Смолятичем несколько раз добывал себе «злат стол» Изяслав Мстиславич, а также его сын Мстислав Изяславич, при котором Клим был духовником. Вставьте сюда неопытного юношу и задайте себе вопрос: зачем неопытный юнец в думцы князю «злат стол» добывать?

userdez писал(а):Интересные рассуждения о принятии схимнического имени: "тогда нарицаху сплоха имена"- не было выбора, день какого Святого на день пострижения, то и имя, но похоже, что к 16 веку эта практика претерпела изменения.

    «Принятие им великого ангельского образа - схимы - сняло с него сан епископа и возвращало к презвитерству [оставляло святительский сан, он становился иеромонахом], как могло снять и имя. Принимая остроумное предположение профессора Шлякова, что пострижения того времени происходили обычно в воскресенье, причем постригаемый получал имя святого, память которого падала на этот день, получаем любопытное подтверждение нашей догадки о тождестве Илариона и Никона. Память Никона падала на воскресенье между 1051-1054 гг. один раз: это воскресенье 7 ноября 1053 г...»
    —-
    Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, СПб (1913) 2003, с.105
Ранее даже вычислил в каком году и в какое вс после 1164 Климент мог поменять имя на Даниил - вс 11.12.1166 ст.ст. - Память Прп. Даниила Столпника (409-490), к 1168 он уже «свой поп» (= иеромонах) Мстислава Изяславича Данила.

P.S. Рано Вы сдаться решили, уважаемый Усердец, я в этой версии на 100% уверен, только с ней все «темные места» СПИ открываются.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 апр 2024, 12:20

Почему сдался? Климову- Климово(СПИ), а ученику его Даниле- Данилово.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 07 апр 2024, 18:12

userdez писал(а):Почему сдался? Климову- Климово(СПИ), а ученику его Даниле- Данилово.

Вы вместе с водами выплеснули дитя - «das Kind mit dem Bade ausschütten»(с)

    «LXXIV. Мнози бо, отшедше мира сего во иноческая, и паки возвращаются на мирское житие, аки песъ на своя блевотины, и на мирское гонение …ангелскии имея на себе образъ, а бляднои нрав; святителскии имея на себе санъ, а обычаемъ похабен…
    LXXV… а иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, паволочиты крилы имея..»
    (ПДЗ)
Псевдо-Даниил XIIIв раскрывает фрагменты биографии Даниила XIIв - автора СДЗ:

1) «ангельский образ» - был схимником, но вернулся «на мирское житие»;
2) «святительский сан» - был либо епископом, либо митрополитом;
3) «летаетъ с церкви паволочиты крилы имея» - снятие с сана было связано с паволоками.

Ну и у какого «ученика» может быть ещё такая же известная всем биография?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 апр 2024, 20:46

А был ли мальчик(Киндер)? Надо разобраться со "святительским саном".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 07 апр 2024, 22:35

userdez писал(а):Надо разобраться со "святительским саном".

Как пример, того же века когда и писал Псевдо-Даниил про «святительский сан» в отношении митрополита:

    «Спустя немного времени — когда преставился святитель Максим, — некто Геронтий дерзнул восхитить святительство, взять святительскую одежду, ризницу и пастырский жезл, а также и ту икону, которую написал Пётр и поднес святителю Максиму, и отправился в Константинополь, желая сделаться русским митрополитом.

    Тогда князь страны Волынской стал предлагать блаженному Петру, — то сам прося, то склоняя через бояр — идти в Константинополь для посвящения на престол Киевской митрополии, ибо Геронтию никто не сочувствовал за его дерзость, с каковою он без совета и избрания поспешил восхитить святительский сан: «не дверью входил, но перелазил инде» (Ин. 10, 1).….»

    —-
    ЖИТИЕ СВЯТОГО ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ
P.S. Мне-то об этом сане А.Н. писал, а он проф. Д.С.

Или такой пример:

    «Симеон (в иночестве Сампсон) (+ 1421), архиепископ Новгородский, святитель.

    Память 15 июня и в Соборах Новгородских святителей и Новгородских святых

    11 августа 1415 г. избран по жребию для посвящения во святительский сан на Новгородскую кафедру из иноков Хутынского монастыря.

    15 марта 1416 г. рукоположен во иеродиакона Московским митрополитом Фотием, 21 марта - во иеромонаха.

    22 марта 1416 г. св. митр. Фотием с четырьмя другими святителями хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа.

    В первое же время его святительства Новгород постигло страшное бедствие. В 1416 году из Пскова в Новгород перешла моровая язва, люди умирали тысячами. Святитель, подобно блаженному Василию, устраивал всенародные моления, крестные ходы…»

    —-
    СИМЕОН НОВГОРОДСКИЙ
Интересный пример: иноком он носил имя Сампсон, после жребия кому быть епископом на Новгородской кафедре, только из монахов выбирать могли епископов, начинаются его посвящения: 15.03 в иеродиаконы, 21.03 в иеромонахи, вот тут он должен был сменить имя, поскольку иеромонахами могли быть только великосхимники, а это смена иноческого имени на схимническое. Далее он хиротонисан в святительский сан на Новгородскую кафедру.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 апр 2024, 18:51

А что ему переживать, что не процвела его часть в Новгороде? Забыл, как заточил руками Изяслава, Нифонта Новгородского в Киево-Печерский м-рь? Так новгородци не забыли.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 08 апр 2024, 23:44

Епифаний при написании Жития Сергия Радонежского в начале 15 века, использовал обороты из греческих Житий.Поэтому и Заточник в конце 12 века знал эти литературные приемы.

Возрастая годами, Григорий возрастал и разумом. В соответствие своему имени, он был рассудителен, бодр духом, усерден в учении, и превосходил по уму своих сверстников. Даже отроческие годы не служили ему препятствием понимать то, чему поучаются достигшие совершенного возраста и разума.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rost ... vjatykh/86

https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-8/
РГБ, Ф304/1, №8, 14 век"16 слов Г. Б. С толкованием", лл. 368 об. -392, Житие Григория Богослова.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1961
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Именем какого святого был назван «поп Данила»?

Сообщение Лемурий » 09 апр 2024, 08:44

«Чудны дела Твои, Господи!»(с)

Чтобы определить день, в который Климент Смолятич после 1164 мог отказаться от сана архиерейства, не теряя священства (пресвитер, поп), в монашестве иеромонах со сменой имени, стал выбирать день памяти Даниила в конце XII века и оказалось, что самым первым из почитаемых святых был не пророк Даниил (память 17 декабря ст.ст.) [Лосева 2009:225-226] тогда первое дата смены имени приходилось бы на вс 17.12.1167 ст.ст., что тоже подходит, ведь «свой поп» Мстислава Изяславича Даниил (Данила) встречается в событиях 1168 года (Ипат.1170), а первым в древнерусский месяцеслов попал Даниил Столпник (11 декабря ст.ст. [Лосева 2009:221]): Даниловский монастырь в в Москве стоит на месте древней церкви (1282 год по Воронов 2009) построенной при князе Данииле Александровиче в честь его патронального святого Даниилы Столпника, да и другие князья с именем Даниил имели печати и строили церкви, посвященные именно Д.С.


    «ДАНИИЛ (МОСКОВСКИЙ), сын Александра Невского, внук Ярослава-Федора, правнук Всеволода-Дмитрия Юрьевича Большое Гнездо. Кн. московский. Принял постриг. Ум. в 1303 г.… Изображение Даниила Столпника с соответствующей надписью представлено на печатях, надежно атрибутируемых этому князю. При жизни этот князь возвел монастырь своего святого

    ДАНИИЛ, сын Василия, внук Дмитрия Донского, правнук Ивана Ивановича Красного. Ум. в 1402 г. (?) … княжич, скорее всего, мог быть назван во имя Даниила Столпника, чья память отмечается 11 декабря

    ДАНИИЛ, сын Ивана Калиты, внук Даниила, правнук Александра Ярославича-Федоровича Невского.
    Христианское имя князя упомянуто в летописных свидетельствах о его рождении. По-видимому, княжич скончался в раннем возрасте.
    Свое христианское имя он получил, скорее всего, по родному деду, Даниилу Московскому.
    Если судить по данным Симеоновской летописи, патроном этого княжича, скорее всего, был Даниил Столпник, поскольку в тексте сообщается, что он появился на свет 11 декабря, т.е. непосредственно на память этого святого…»

    ——
    Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М.: "Индрик", 2006, С.531-534
Поэтому смена имени при снятии сана архиерейства Климент Смолятич совершил вс 11.12.1166 ст.ст. - в день прп. Даниила Столпника. Далее разберемся почему Климент выбрал именно этого святого.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 апр 2024, 08:51

userdez писал(а):А что ему переживать, что не процвела его часть в Новгороде? Забыл, как заточил руками Изяслава, Нифонта Новгородского в Киево-Печерский м-рь? Так новгородци не забыли.

Если что, Нифонт ДО того как занять новгородскую кафедру (напомню, из монахов выбор в епископы) был черноризцем Киево-Печерского монастыря, так что он к себе в келью и вернулся совести набираться.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 апр 2024, 09:07

userdez писал(а):Епифаний при написании Жития Сергия Радонежского в начале 15 века, использовал обороты из греческих Житий.Поэтому и Заточник в конце 12 века знал эти литературные приемы…

Цитировал эту работу ранее, но время повториться:

    «Как известно, «птохо-продромическая» поэзия состоит из четырех сатирических поэм, адресатами которых являют­ся византийский царь Иоанн Комнин, некий «севастократор» (предположи­ тельно Андроник Комнин) и царь Мануил Комнин. Стиль этих текстов ха­рактеризуется смесью сатирических и юмористических элементов, в то время как автор указывает на свою беду и выражает надежду, что его просьба будет выслушана Кроме того, уместно отметить, что если язык древнерус­ских текстов, о которых идет речь, в основном церковнославянский восточ­ного извода (особенно ввиду многих библейских цитат), хотя имеются в них и следы разговорной речи, то язык и стиль «птохо-продромических» стихов в подавляющем числе случаев принадлежит уже новому просторечию, при­ чем преображенному в литературно приемлемое (21). Тот факт, что «птохо- продромические» поэмы написаны просторечием, предполагает, что они были предназначены широким кругам общества, ср также их размер — так называемый политический (т е «гражданский», «общедоступный») стих (22).
    <...>
    В результате Фрэнклин приходит к выводу, что определяющей характеристикой «Даниила», общей, кстати сказать, с Климом Смолятичем, а также с автором (или авторами) «птохо-продромических» поэм, является их яркое остроумие..»

    ——
    Примечания:
    1 Относительно стиля интересующего нас памятника существуют противоположные точки зрения, ср с одной стороны О б н о р с к и й С П Очерки по истории русского литературного языка старшего периода M Л 1946 С 81- 131 с другой стороны Issatschenko A Geschichte der russischen Sprache Bd 1 Von den Anfangen bis zum Ende des 17 Jahrhunderts Heidelberg 1980 S 199—201 см далее S e v c e n k o I Imagery of the Igor Tale in the Light of Byzantino Slavic Poetic Theory [рец на кн Ю Бешаровой] / / S e v c e n k o I Byzantium and the Slavs in Letters and Culture Cambridge Mass Napoli 1991 P 151—158 (особенно 151) где автор указывает на византийские лексические и идиоматические клише в «данииловских» текс­ тах Что касается стиля Федора Продрома а также «Птохо-Продрома», ср особенно B e c k H G Geschichte S 103—104 далее The Oxford Dictionary of Byzantium T 3 P 1756
    22 См Гаспаров M Л Очерк истории европейского стиха M 1989 С 103
    ---
    X. Бирнбаум, Р. Романчук (Лос-Анджелес). Кем был загадочный Даниил Заточник? //ТОДРЛ, Т.50, СПб, 1996, С.576-602
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Почему пал выбор на Даниилу Столпника

Сообщение Лемурий » 09 апр 2024, 15:49

Почему Климент выбрал патрональным святым именно Даниила Столпника?

    "Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) – святой подвижник, подвизавшийся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних..."
Изображение

    "Столь знаменательно было начало жизни блаженного Даниила на земле и так чудесно появился на свет тот, кто стал впоследствии поистине сыном света [христиане = сыны света "Солнца праведного", язычники = внуки Солнца]...

    Когда отроку исполнилось 12 лет, он ушел из дома отца своего, никому не сказав о своем уходе и намерении, а между тем он решил уже совсем покинуть ради Христа своих родителей, родину, сродников и друзей и направился в монастырь, находившийся на расстоянии 20 стадий8298 от его родного села. Упав на колени пред игуменом, Даниил умолял его о принятии в число братии и пострижении в Ангельский образ [Клима Смолятича выведъ изъ Заруба бе бо черноризечь скимникъ (Ипат.1147)]...

    Когда затем он заснул, то снова явился ему во сне тот старец и снова стал советовать ему: исполнить то, что он говорил ему во время пути, и поскорее направиться к Византии. Пробудившись от сна и никого около себя не видя, Даниил размышлял, кто это явился ему: человек или Ангел. А был то Симеон, великий столпник. После такого видения, Даниил, совершив утренние молитвы и пожелав мира обитавшим в монастыре том инокам, направился к Византии. [Гранстрем Э.А. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом»//ТОДРЛ Т.25, М.; Л.; 1970, С.20-28]
    ---

    Житие преподобного отца нашего Даниила Столпника (Память 11 декабря)

См. также Виноградов А. Ю. Преподобный Даниил Cтолпник и современные исследования его жития // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 12. С. 72-77

В иных жизнеописаниях уточняют:

    "По благословению святого Симеона Даниил удалился в окрестности Константинополя, во Фракии, поселившись на месте заброшенного языческого капища..." = [Смолятичя виведъ изъ Заруба где теперъ монастырь Терехтемерский бе бо черноризецъ и скимникъ» (ПСРЛ т.II, разн. Ерм. сп. с.27.)]

То, что Терехтемерский монастырь стоял на огромном скифском капище Таргитая (отца трёх сыновей = Трояна) ещё Б.А. Рыбаков писал:

    "В срединной части у берега Днепра расположен древний монастырь, из которого вышел второй русский (а не грек) митрополит Руси - Климент Смолятич (1147 г.) [Городок Заруб, расположенный рядом с Трахтемировским городищем, имел своего двойника в Смоленской земле, но там неизвестен монастырь. Относительно же этого Заруба в приписке к летописному сообщению о Клименте под 1147 г. сказано, что здесь "теперь монастырь Терехтемьрский" (ПСРЛ, т. II, с. 29).]... можно было бы предложить еще одну догадку: не является ли уникальное и неэтимологизируемое название "Трахтемирово" реминисценцией культа Таргитая (с учетом произношения гаммы в имени Targitaon)..."
    --------------
    Б.А. Рыбаков "Язычество Древней Руси"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 44