Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 июл 2017, 08:10

userdez писал(а):
Интересно, что слова "гора" и "белый" часто пересекаются.

Подтверждаю, как человек проживающий в Белогорье.

Через пару недель буду проездом в городе Див (Франция), там на побережье такие скалы. Но это к Диву из СПИ никакого отношения не имеет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 31 июл 2017, 17:33

Еще одно интересное упоминание дивного в Библии

Давид в песне обращается к Богу такими словами: «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты одет в славу и величие; Ты одеваешься светом, как ризой» (Пс. 103:1-2). Итак, одеждой Бога является свет. Учитывая, что человек сотворен по образу Божьему, то можно предположить, что он изначально был одет в свет, подобно Творцу.
http://echo-i.org/rubrica/tropinkami-to ... dlja-adama

Все именно так, дивно велик и одет в свет..
http://biblehub.com/multi/psalms/104-1.htm
http://biblehub.com/multi/psalms/104-2.htm
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 июл 2017, 18:08

Гóсподи Бóже мóй, воз­вели́чил­ся еси́ зѣлó: во исповѣ́данiе и въ велелѣ́поту облéкл­ся еси́:
одѣя́йся свѣ́томъ я́ко ри́зою, простирáяй нéбо я́ко кóжу:
покрывáяй водáми превы́спрен­няя своя́, полагáяй о́блаки на восхождéнiе своé, ходя́й на крилý вѣ́треню:
творя́й áнгелы своя́ дýхи, и слуги́ своя́ плáмень óгнен­ный:


https://azbyka.ru/biblia/?Ps.103
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 июл 2017, 18:15

userdez писал(а):
одѣя́йся свѣ́томъ я́ко ри́зою

Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна (СДЗ)

"светлые ризы" = "одеяйся светом, яко ризою",

"их речь честна" = "Священники Твои облекутся правдою " (Пс.131:16)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 июл 2017, 18:32

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=003&pagefile=003-0141

3. (2006.) Псалтирь с прибавлениями, устав. красивый, исх. XV века, в лист, 267 листов


Л. 136. Пс. 103.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 16 авг 2017, 22:39

В дополнение к ранее изложенному можно добавить, что застройка от центральной площади была характерна для западных славян, только назначение этой площади в сообщении С. Э. Цветкова указано как место выпаса скота. Возможно, имело место и такое, но изначально это место для обрядов (как в Мегиддо) и собраний (вече). Дома располагались вокруг центральной площади тыльной стороной по традиции давно позабытой, так как обряды должны были сохранять таинство (Мегиддо), а вече могло происходить так бурно, что на это было невозможно смотреть.
С.Э. Цветков связывает это с венедами. Они пришли из Малой Азии (Пафлагонии) после 12 века до н.э. У них по Гомеру был свой вождь Пилемен, но он погиб и основная часть энетов-венедов ушла в Европу. Грифон также имеет ближневосточное происхождение.

"Западнославянские элементы сохранились в планировке новгородских поселений по типу «кругляшки», когда дома располагаются вокруг центральной непроезжей площади, служащей чем-то вроде хозяйственного двора, на котором летом ночует домашний скот; при этом дома обращены к площади тыльной стороной. Подобный тип селений был распространен у средневековых полабских славян и их онемеченных потомков в «венедских» селениях Люнебурга, Ганновера и Мекленбурга, где его еще в XIX в. наблюдал Гильфердинг [Гильфердинг А. Ф. Собрание сочинений. СПб., 1874. Т. 1]." ( http://sergeytsvetkov.livejournal.com/58411.html )

"Катастрофа, постигшая хеттскую империю, и разгром греками союзной хеттам Трои, побудили энетов перебраться в Европу. Маршрут их переселения находим у Страбона (63 г. до н. э. – 24 г. н. э.): «Наиболее общепризнанным является мнение, что эти энеты были самым значительным пафлагонским племенем, из которого происходил Пилемен... Лишившись своего вождя, они после взятия Трои переправились во Фракию и во время своих скитаний пришли в современную Энетику*». Он же ясно дает понять, что древние энеты и современные ему венеты - это один и тот же народ." ( http://sergeytsvetkov.livejournal.com/36235.html )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 30 авг 2017, 13:41

http://diderix.petergen.com/plz-t5.htm
Гораздо далее ездила 2-я путивльская станица - к реке Миусу, на пограничье земли Войска Донского. Выехав из Путивля, ратные люди ехали до реки Псла и переправлялись через него у Липецкого городища (возле него находится теперь город Сумы), а затем ехали к верховью реки Боромли, вниз по Боромле до Ворсклы, в Лосицах переправлялись через эту реку, а приехав к р. Мерлу, ехали полем к Змиеву кургануи Донцу. Переправившись на ногайскую сторону этой реки, ехали вниз по ее течению до р. Жеребца, а потом переезжали крымскую его сторону между реками Бахмутом и Жеребцом, ехали вверх по Бахмуту к девяти курганам, которые находились в верховьях р. Миуса. На девятом кургане, крайнем от Миуса, была большая яма, в которой росли терн и бозовое дерево. Под этим курганом лежал Царев шлях, которым крымский хан ходил к Астрахани. Крайним местом разъезда путивльских детей боярских был дуб, росший у истоков Миуса, на котором был насечен крест.

Что такое "бозовое дерево"?(боговое?)
Интересное замечание про дуб и крест.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Tibaren » 30 авг 2017, 14:47

userdez писал(а):Что такое "бозовое дерево"?(боговое?)

боз
"Sambucus, бузина", укр. боз, болг. бъз, сербохорв. баз м., ба́за ж., бзо́ва, зо́ва (из *бъзова), словен. bǝ̀z, род. п. bǝzà, чеш. bez, род. п. bza, польск. bez, род. п. bzu "сирень", в.-луж. bóz, н.-луж. bez, baz.
Другая ступень вокализма: бузина́. Обычно праслав. *bъzъ относят к названию бука: лат. fāgus, др.-исл. bók, греч. φηγός, дор. φᾶγός "дуб", с которыми также сравнивается курд. būz "вяз", нов.-исл. beyki "бук" (*baukia-); см. Бартоломэ, IF 9, 271; Остхоф, ВВ 29, 249 и сл.; Бернекер 1, 111; Хоопс, Waldb. 126.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 30 авг 2017, 15:19

Tibaren писал(а):kur: n., mountain; highland; (foreign) land; the netherworld (ki,'place', + ùr, 'roof, mountain pass'/úr, 'root,
base') [KUR archaic frequency: 145; concatenates 3 sign variants].
Сочетание первого компонента с омонимом, помеченным грависом, даёт значение "гора", а с омонимом, помеченным акутом - значение "преисподняя".

Совершенно не связанное с "kur" славянское слово "могила" однако ж тоже приводит к сходным семантическим противоположностям.
моги́ла
укр. моги́ла "(могильный) холм, курган", др.-русск. могыла "могильный холм", сербск.-цслав. могыла βουνός, болг. моги́ла "курган", сербохорв. го̀мила, мо̀гила, словен. gomíla "куча земли", чеш., слвц. mohyla "могила", польск. mogiɫa "(могильный) холм, курган", полаб. müǵålа "могила". Первонач. знач. было "холм".
http://www.classes.ru/all-russian/russi ... m-7812.htm

Причем "куча земли" часто оказывается не земляной, а каменной кучей.
Каменные Могилы (Холмы) - мощные скальные выходы, возвышающиеся на 50- 70 метров над окружающей степью.
В степной дали показались пять дивных вершин каменных холмов. Это - знаменитые Каменные Могилы скифских царей на легендарной Герре. Расположено это сказочное Пятигорье на так называемом Мариупольско-Бердянском гранитном возвышении (поднятии). Такие возвышения - курганы в Украине испокон веков называют Могилами - Разрыта Могила, Могила Каменная, Могила Синяя, Гайманова Могила, Токмак-Могила, Бельмак-Могила, Корсак-Могила, Савур-Могила, Могила Острая, Могила Каменка, Могила Толстая, Могилы Кордонские...
http://old.andersval.nl/index.php?optio ... ate=8-2016
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 авг 2017, 13:16

да переехати вверх Арели Муравской шлях, да досмотрити у ровня в долине на низу признаки, которую признаку положили князь Михаило Тюфякин да диак Ржевской, а признака подписана на дубу, лето, да месяц, да число, да имя князя Михаила Тюфякина да дьяка Ржевского да оттуду поворотити в Рылеск теми ж урочищи.

Безусловно, старые и высокие деревья считались
хорошим ориентиром в степи.

http://krotov.info/acts/16/dvor/1571_amg.htm


Дуб- ровесник Куликовской битвы в Воронежском...

Изображение
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 авг 2017, 13:43

В Дивеево, на одной из старых сосен видел
то ли странную сухую ветку, то ли оболочку
воздушного шара. Тогда ещё посмеялся над собой:
"вот тебе userdez и Дивъ". Жалко,что не сфотографировал.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 авг 2017, 22:52

userdez писал(а):

Дуб- ровесник Куликовской битвы в Воронежском...


Это я погорячился, дубу "всего то" 400 лет
с хвостиком.
Максимум он мог видеть "Бориску на царстве".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 07 сен 2017, 22:35

Терн и бузина предупреждали о приближающейся в дороге опасности.

"Бузина в народных представлениях – демоническое место, воплощение и вместилище черта и т.п. К бузине относились как к проклятому, нечистому и опасному растению; отсюда ограниченное использование бузины в семейных и календарных обрядах и широкое ее применение в магии, оберегах, гаданиях, народной медицине.
Считалось, что под бузиной и в ее корнях живет дух, демоническое существо (черт, бес и др.). В польском предании говорится о том, что первый бес поселился в огромной яме и посадил сверху бузину, чтобы она охраняла его. На Украине верили, что бузину «насадил черт» и теперь постоянно живет под ней, поэтому ее нельзя выкапывать с корнем, чтобы не раздражать его.
На Западной Украине известны мифологические рассказы о лесных духах, обитающих в зарослях бузины, о превращении упыря в куст бузины. Вместе с тем бузина — обиталище домашних духов, приносящих хозяевам добро, опекунов хозяйства и др." (http://www.ufolog.ru/names/order/%D0%91 ... 0%BE%D0%B2 )

"Терн считался деревом смерти, так как его облюбовали баньши и плакальщицы. Из ягод терна готовили специальное вино для ритуалов, в которых требовалось привлечь помощь и участие фейри.
Древесина терна обладает свойством аккумулировать любую энергию и преобразовывать ее в животворящую. Поэтому из терна часто делали жезлы целителей.
Колючки терновника использовались в черной магии для прокалывания восковых кукол.
Люди полагали, что терновник способен противостоять нечистой силе, не пускать сглазы, наговоры и порчу на охраняемую им территорию. Поэтому его сажали во дворе или использовали в качестве живой изгороди для защиты от отрицательной энергии и негативных вибраций.
Терновник вообще считался любимым деревом фейри, особенно те деревья, которые растут вблизи эльфийских холмов. Особую опасность таили в себе группы деревьев из двух терновников и куста бузины.
Принести в дом цветущую ветку терновника означало навлечь смерть на кого-либо из родственников, либо было верным поводом к началу раздоров и ссор в семье. Рубить терновый куст целиком тоже нельзя – это может навлечь неприятности." ( http://www.liveinternet.ru/community/47 ... 203100608/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 08 сен 2017, 20:16

А какая бузина? Травянистая и древесная (чёрная и красная) — это совершенно разные растения. Вонючая и ядовитая — бузина травянистая, но у неё про корни сложно говорить — это же трава.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 10 сен 2017, 21:47

Я имел ввиду бозовое дерево (по тексту цитаты "была большая яма, в которой росли терн и бозовое дерево"). Хотя их с терновником и называют иногда кустарником, однако из древесины делали самбук-музыкальный инструмент. Лекарственное значение имеет черная бузина, а красная ядовита. Это не "божье" дерево.

"Считается, что лат. название растения "самбукус" связано с самбуком-популярным восточным музыкальным инструментом, который изготавливают из его древесины." (http://knigazdorovya.com/buzina-chernaya/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 24