Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 15 июл 2017, 15:17

Tibaren писал(а):Вы, похоже, перепутали названия разделов лингвистики с уравнениями Максвелла. Ну да ладно.)
- да может что и перепутал но Вы же снисходительны. Вообще-то имел в виду что Арсений сравнивает значения схожих словоформ в разных языках и я считал что это относится к сравнительному языкознанию что в попсовой моей литературе зовут компаративистикой .... Но всё же по общему итогу вопрос: "зачем Вы меня гнобите и отрицаете тот факт, что фраза "дивъ кличетЬ връху дрhва" Вашей науке НЕ ПО ЗУБАМ ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 15 июл 2017, 21:01

Mitus писал(а):
Karl писал(а):Каин и Авель именно что не молились, а буквально приносили жертву.
".. жъреть.."
- хотите думайте что не молились, всё равно Ваш пост за меня. Вообще-то принесение жертвы это и есть моление. Вот собака когда есть у Вас просит она типа что-то говорит?

"Жьрти" означает «приносить в жертву, жертвовать», Сокращение "приносить в жертву" до "приносить жертву" меняет смысл фразы. Просто "жертвовать" соответствует по смыслу словосочетанию "приносить в жертву". Кстати, и тут, возможно, корни gìr (лит. gìrti), gr ( лат. grates «благодарность»), авест. gar- «благодарение, плата».

"Жертва- заимств. из ст.-сл. яз., где жрьтва — суф. производное (ср. молитва, битва) от жьрти «приносить в жертву, жертвовать», родственного лит. gìrti «благодарить», лат. grates «благодарность», авест. gar- «благодарение, плата». Исходно жертва — «благодарение», затем — «дар в благодарность за что-л.». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004"
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 15 июл 2017, 22:46

Tibaren писал(а):
Арсений писал(а):Гурия это "сердце" на языке мегрелов и с высотами не связано.

Ищите дальше. Рекомендую обратиться к специализированной литературе по занскому субстрату в гурийском диалекте.

Сакура, Букурешт и шкура тоже неудачные в этом смысле варианты

Отчего же? Вполне в вашем духе - наплевать на морфологию, главное подогнать сочетание букв под подходящую семантику. А она как раз налицо: сакура растёт вверх, значит в гору; Букурешт - "город на семи холмах"; шкура покрывает, значит находится сверху, на высоте...

Остался одно слово "зиккурат"-храм на горе. Хотелось увидеть в базе данных что то похожее

Cами справитесь в определении корня?

1. Мне кажется не стоит усложнять. Мегрельский, лазский языки составляют основу занского языка и мегрельское слово guri-сердце принимается грузинами для расшифровки слова "Гурия".
2. Традиция строить на холмах древняя, а строительство города на семи холмах возникло позже, но все равно на холмах.
3. Студентам слово "зиккурат" выводят от слова "Э-кур" (дом горы). Более подробно о зиккурате писал Тенгиз Гудава (http://www.netslova.ru/gudava/sumer/gl2.html ). Там было и "курение", и "жертвование".
У зиккурата еще нет никаких столбов ни на входе, ни внутри. То есть, столбы это тоже более поздняя традиция. Наши многоглавые храмы похожи на храмы Индии, а не на античные. Столкновение этих архитектур (многоколонной и многоглавой) произошло в екатерининскую эпоху в Москве. Екатерина Вторая начала сносить кремль и строить на его месте большой дворец с колоннами по проекту Василия Баженова, но одумалась и пришлось заниматься восстановлением.

"Зиккурат – это культовое сооружение, которое получило распространение по всей территории Месопотамии. Слово «зиккурат» происходит от шумерского «э-кур» — «дом горы». Первые зиккураты строили шумеры еще в III тысячелетии до н.э. Они представляли собой храмы, поставленные на одну или несколько платформ. Обычай строить храмы на одном и том же месте с течением времени обусловил «рост» количества платформ. Иногда на одном и том же месте строились последовательно 16-20 храмов. Насыпи позже оформлялись в виде ступеней, снаружи пластически обработанных нишами и выступами. Зиккурат всегда являлся главным зданием города и ставился в его геометрическом центре." (http://www.studfiles.ru/preview/5532561/page:3/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Tibaren » 15 июл 2017, 23:09

Арсений писал(а):Мне кажется не стоит усложнять. Мегрельский, лазский языки составляют основу занского языка и мегрельское слово guri-сердце принимается грузинами для расшифровки слова "Гурия".

Да. Рыба - лучший ихтиолог. А шумерское слово KUR принимается украинцами за основу топонима УКРаина.

Студентам слово "зиккурат" выводят от слова "Э-кур" (дом горы). Более подробно о зиккурате писал Тенгиз Гудава

Каким к чёрту студентам? И к чему это феерическое фричество Гудавы?
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 16 июл 2017, 08:10

бросайте Вы свою этимологию а то ещё раздерётесь ненароком... Как насчёт "куръ тьмутороканя"? на холмах они были или в реке?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 16 июл 2017, 19:37

Mitus писал(а): Как насчёт "куръ тьмутороканя"? на холмах они были или в реке?


"Морский куръ кичивъ."

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=015&pagefile=015-0040

15. (2026). Мерило праведное, устав. красивый, исх. ХІV века

Л. 32 , середина.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1962
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 16 июл 2017, 20:47

Есть и "морской Дивъ".

https://yadi.sk/d/JPVjp1PTi6Mvi
стр.299
https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-dis ... 7&page=299
Дивъ- чудовисько,див. А олиж под одным паном люди
одно имеет быть а однаго правы поживать абы (не) были
как морьскый дивъ потребно есть абы однакий
соудъ былъ...
(15 ст. ВС34зв.)


К.Ливанцев. Полный свод статутов Казимира Великого


http://www.monsalvat.globalfolio.net/rus/dominator/kazimir_great/ivancev_kazimir/index.php
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1962
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 18 июл 2017, 01:17

Mitus писал(а):Как насчёт "куръ тьмутороканя"? на холмах они были или в реке?

И на холмах (спят КУРганы темные, солнцем опаленные :) ) и в реке ...

Изображение

zaqapu(m), saqapu, also zakapu ? "to fix upright, plant, impale"
"ставить высоко", т.е. нечто ithyphallic :)

Кстати, в теме про кvръ Тмутороканя упоминалась одна птичка однокоренная

Изображение
Лемурий писал(а):Всякая тварь криком разбуженная нигде не встречалась?
    "преже под гласом птичем всека тварь вьстанет, и тогда вьскреснет всека пльть человеческа..." (Откр.)

В общем то есть один такой "будильник" :)
"Многовековые наблюдения за петухами показали, что они поют три раза в ночь: первые петухи — в полночь, вторые — до зари и третьи — на заре."

И про ithyphallic - курац - мужской половой орган по сербски.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 18 июл 2017, 08:56

Показательна работа Института языкознания РАН Украинской ССР "Словник староукраинськой мови 14-15 ст." том а1м (Киев, Наукова Думка, 1977). Киръ как именование духовного лица высокого сана там есть и возводится к греч. кyrios. Есть там и "коуры"-курицы. Избежать накладки удалось: в цепочке форм слова "киръ" присутствует слово "коурь", а в тексте к слову "коуры"-куры есть "коуръ десяток"-десяток куриц. Отличие трудноразличимое: форма "коурь" слова "куръ" приведена с мягким знаком, а во фразе "коуръ десяток" с твердым знаком.
Характерно сочетание в слове "куръдеи" наравне со словом "куръ" и слова "деи" (див?) возможными остатками древней веры.
Отсутствует в словаре "курень" в любом из своих значений, что может свидетельствовать о более позднем его заимствовании из тюркских языков, хотя некоторые считают его заимствованием из иранских языков через тюркские.

стр. 475
"Васко Кирьдеевич (б. м. н. 1366 Р14)
«КИРЪ, КИРЬ, КИР, КОУРЬ, КУР, KYR ч., невiдм. (140) (гр. Kyrios “господь») (титул осiб вищого священичого сану грецкого вiросповiдания)
*КИРЬДЕИ ч. (1) (особова назва)
ФОРМИ: див. одн. кирьдееви (1420 ПГАГ).» (https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=o ... D&page=530 )

"Курень
1. м. устар.
Пространство в лесу, где рубили дрова и выжигали из них уголь.
2. м. устар.
1) Войсковое подразделение в Запорожской Сечи.
2) Место расположения такого подразделения.
3. м. местн.
1) Легкая летняя постройка; шалаш.
2) Жилище, дом (у казаков). (http://enc-dic.com/efremova/Kuren-40105.html )
Последний раз редактировалось Арсений 18 июл 2017, 10:19, всего редактировалось 1 раз.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 июл 2017, 09:43

Арсений писал(а):Показательна работа Института языкознания РАН Украинской ССР "Словник староукраинськой мови 14-15 ст." том а1м (Киев, Наукова Думка, 1977). Киръ как именование духовного лица высокого сана там есть и возводится к греч. кyrios.

Этимология о "духовном лице высокого сана" взята из смоленской грамоты:

Изображение
Уставная грамота князя Ростислава Мстиславича. Подтвердительная грамота епископа Мануила 1150г.//
//Смоленские грамоты XIII - XIV веков (под ред. чл.-корр. АН СССР Р. И. Аванесова), М. 1963, С.78


Но Вы забываете про использование КVРЪ в летописи, когда речь шла не о духовнеом лице, а об Алексии Комнине:

    ...В се же лето иде Леонь царевичь зять Володимерь на куръ от Олексия.. (Ипат.1116)

    ...умре куръ Олексии и взя царство сынъ его Иванъ... (Ипат.1117)
Казалось бы, что ОБЩЕГО между императором из Константинополя и "русским" митрополитом? Оказывается есть - их ВИЗАНТИЙСКОЕ происхождение. В соединении с Тмутороканью, которую Олег Гориславлич сделал византийской Матархой, даёт однозначную ассоциацию с византийским высоким сановником Матархи, коим был:

"Тмутороканский" князь Олег Гориславич, который величался титулом византийского наместника и имел печать на греческом языке: Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии (см. А.В. Соловьев в "Восемь заметок к "Слову о полку Игореве" // ТОДРЛ, М., Л., 1964., Том XX., с.378).

Его жена Феофания Музалон была архонтесса Росии (соседний с Матархой городок).

:arrow: По византийски архонт Матархи. На Руси он в это же время назывался князем Тмутороканским.

Городок Русия по карте Идриси 1154 года рядом с городом Матарха.

см. Б. А. Рыбаков Русские земли по Карте Идриси 1154 года // КСИИМК, Вып. 43, М. 1952, с. 3-44

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 18 июл 2017, 11:02

Смоленской грамоты среди источников "Словника...", наверное, нет. В Смоленской грамоте именование "Киръ" есть для митрополита Михаила, а Ростислав поименован князем. Олег Гориславич тоже князь. Значит Куром Тмуторакани мог быть епископ Тмутораканский. Куръ Олексий назван так по положению потому, что он и есть высший церковный иерарх Византии, а не только Басилевс.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 июл 2017, 12:44

Арсений писал(а):Куръ Олексий назван так по положению потому, что он и есть высший церковный иерарх Византии, а не только Басилевс.

1. Ну так переписчик легко мог перепутать и вместо кvръ куръ написать. Буква-то "v" не древнерусская.
2. Разберитесь для начала кем был при Алексеи Комнине Николай III Грамматик.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение PoslannikM » 18 июл 2017, 14:07

Лемурий, вот ещё одно моё предположение о странном слове "Дивъ".

"Збися дивъ кличетъ връхудрева, велитъ послушати..." лично я перевожу дословно, как "сбывшееся (произошедшее) диво, чудо призывает Игоря, велит прислушаться...".
Т.е., говоря на современном языке "сам Господь призывает Игоря, велит прислушаться...".
Ибо далее, в самом конце обращения, закономерный вопрос к князю: "...крычат тъ лъгы полунощы, руци ль бъди роспущени?".
Мой перевод: "... вьются ли балки в сумерках, иль то руки беда расправила?".
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 июл 2017, 17:48

PoslannikM писал(а):Ибо далее, в самом конце обращения, закономерный вопрос к князю: "...крычат тъ лъгы полунощы, руци ль бъди роспущени?".
Мой перевод: "... вьются ли балки в сумерках, иль то руки беда расправила?".

Очень рекомендую перед тем как соберётесь в другой раз разбивать произвольно слова, сверить возможные словоформы со следующими сайтами:

ПВЛ: http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Hypatian/search.htm

Киевская летопись: http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Kiev/search.htm

Галицко-Волынская летопись: http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/gvl/search.htm

Суздальская летопись: http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Suzdal/search.htm

И если слово не встречается, то не стоит придумывать...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 18 июл 2017, 21:16

Лемурий писал(а):
Арсений писал(а):Куръ Олексий назван так по положению потому, что он и есть высший церковный иерарх Византии, а не только Басилевс.

1. Ну так переписчик легко мог перепутать и вместо кvръ куръ написать. Буква-то "v" не древнерусская.
2. Разберитесь для начала кем был при Алексеи Комнине Николай III Грамматик.

Цезарь официально именовался divus. Император Константин и его преемники подчинились этой традиции: не патриарх мыслился наместником бога на земле, а император.
"Цезарь всегда почитался фигурой божественной и официально именовался divus, он носил титул верховного жреца или понтифика и был блюстителем культов. Соответственно, император Константин, да и все его преемники скорее подчинялись древнему обычаю, чем изобретали новины." (http://so-l.ru/news/show/nikolay_uskov_ ... ravoslavie )

"Василевс был верховным военачальником, верховным судьей (воплощенным законом), всевластным господином своих подданных, совершенно официально именовавшихся рабами василевса. Кроме того, василевс как символ византийского государства играл важную роль в церковной иерархии; он фактически назначал патриархов и единственный среди светских лиц имел право входить в алтарь — «святая святых» православных храмов, поскольку коронация смывала с него все грехи, даже убийство. Василевс мыслился наместником Бога на земле, что подчеркивала традиция оставлять в дни главных православных праздников императорский трон для незримо присутствующего Господа, тогда как василевс размещался в кресле по правую руку от трона. Подобие императора Христу выражалось также в традиции омовения ног нищим в Страстной Четверг. В этот день василевс лично мыл правые ноги специально отобранным 12 нищим, после чего вытирал полотенцем и целовал их. Затем участники церемонии получали от василевса по три золотых монеты. Все эти традиции постоянно напоминали василевсу, что самодержавная власть и величайшие почести принадлежат ему не как личности или представителю знатного рода, но как символу государства, средоточию государственного культа, тесно переплетенному с официальной религией — православием." (http://www.hrono.ru/organ/ukaz_we/vasolevs.php )

"Еще во времена языческого Рима император имел звание верховного жреца — pontifex maximus. Эта традиция сохранилась и в православной Византии. Василевсы почитались как дефенсоры или экдики (защитники, попечители) церкви, носили титул афиос — «святой», могли участвовать в службе, наравне со священнослужителями имели право входить в алтарь. Они решали вопросы веры на соборах; волей императора из предложенных епископами кандидатов (обычно трех) избирался константинопольский патриарх.
Византия не знала такой ожесточенной борьбы государей и церкви за власть, какая царила на католическом Западе на протяжении почти всего средневековья. Однако если император нарушал требования симфонии и давал тем самым повод обвинять себя в неправославии, это могло послужить идеологическим знаменем его противникам, «ибо царство и церковь находятся в теснейшем союзе, и… невозможно отделить их друг от друга. Тех только царей отвергают христиане, которые были еретиками, неистовствовали против церкви и вводили развращающие догматы, чуждые апостольского и отеческого учения» (патриарх Антоний IV, [182, с. 304]).
Провозглашение симфонии официальной доктриной вовсе не означало непременного осуществления этого идеала на практике. Бывали императоры, всецело подчинявшие себе церковь (Юстиниан Великий, Василий II), и бывали такие патриархи, которые считали себя вправе руководить императорами (Николай Мистик, Михаил Кируларий).
Со временем блеск империи угас, но авторитет ее церкви среди православных оставался непререкаемым, и императоры Византии, пусть номинально, считались их повелителями. В конце XIV в. патриарх Антоний IV писал великому князю московскому Василию Дмитриевичу: «Хотя по Божьему попущению неверные и стеснили власть царя и пределы империи, однако же и до сего дня царь поставляется церковью по тому же самому чину и с тени же молитвами [как и прежде], и до сего дня он помазуется великим миром и поставляется царем и автократором всех ромеев, т. е. христиан» [151, с. 6]." ( Дашков С. Б. " Императоры Византии." М.: Издательский дом "Красная площадь", "АПС-книги", 1996. )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 116