Лемурий писал(а):Арсений писал(а):Куръ Олексий назван так по положению потому, что он и есть высший церковный иерарх Византии, а не только Басилевс.
1. Ну так переписчик легко мог перепутать и вместо кvръ куръ написать. Буква-то "v" не древнерусская.
2. Разберитесь для начала кем был при Алексеи Комнине Николай III Грамматик.
Цезарь официально именовался divus. Император Константин и его преемники подчинились этой традиции: не патриарх мыслился наместником бога на земле, а император.
"Цезарь всегда почитался фигурой божественной и официально именовался divus, он носил титул верховного жреца или понтифика и был блюстителем культов. Соответственно, император Константин, да и все его преемники скорее подчинялись древнему обычаю, чем изобретали новины." (
http://so-l.ru/news/show/nikolay_uskov_ ... ravoslavie )
"Василевс был верховным военачальником, верховным судьей (воплощенным законом), всевластным господином своих подданных, совершенно официально именовавшихся рабами василевса. Кроме того, василевс как символ византийского государства играл важную роль в церковной иерархии; он фактически назначал патриархов и единственный среди светских лиц имел право входить в алтарь — «святая святых» православных храмов, поскольку коронация смывала с него все грехи, даже убийство. Василевс мыслился наместником Бога на земле, что подчеркивала традиция оставлять в дни главных православных праздников императорский трон для незримо присутствующего Господа, тогда как василевс размещался в кресле по правую руку от трона. Подобие императора Христу выражалось также в традиции омовения ног нищим в Страстной Четверг. В этот день василевс лично мыл правые ноги специально отобранным 12 нищим, после чего вытирал полотенцем и целовал их. Затем участники церемонии получали от василевса по три золотых монеты. Все эти традиции постоянно напоминали василевсу, что самодержавная власть и величайшие почести принадлежат ему не как личности или представителю знатного рода, но как символу государства, средоточию государственного культа, тесно переплетенному с официальной религией — православием." (
http://www.hrono.ru/organ/ukaz_we/vasolevs.php )
"Еще во времена языческого Рима император имел звание верховного жреца — pontifex maximus. Эта традиция сохранилась и в православной Византии. Василевсы почитались как дефенсоры или экдики (защитники, попечители) церкви, носили титул афиос — «святой», могли участвовать в службе, наравне со священнослужителями имели право входить в алтарь. Они решали вопросы веры на соборах; волей императора из предложенных епископами кандидатов (обычно трех) избирался константинопольский патриарх.
Византия не знала такой ожесточенной борьбы государей и церкви за власть, какая царила на католическом Западе на протяжении почти всего средневековья. Однако если император нарушал требования симфонии и давал тем самым повод обвинять себя в неправославии, это могло послужить идеологическим знаменем его противникам, «ибо царство и церковь находятся в теснейшем союзе, и… невозможно отделить их друг от друга. Тех только царей отвергают христиане, которые были еретиками, неистовствовали против церкви и вводили развращающие догматы, чуждые апостольского и отеческого учения» (патриарх Антоний IV, [182, с. 304]).
Провозглашение симфонии официальной доктриной вовсе не означало непременного осуществления этого идеала на практике. Бывали императоры, всецело подчинявшие себе церковь (Юстиниан Великий, Василий II), и бывали такие патриархи, которые считали себя вправе руководить императорами (Николай Мистик, Михаил Кируларий).
Со временем блеск империи угас, но авторитет ее церкви среди православных оставался непререкаемым, и императоры Византии, пусть номинально, считались их повелителями. В конце XIV в. патриарх Антоний IV писал великому князю московскому Василию Дмитриевичу: «Хотя по Божьему попущению неверные и стеснили власть царя и пределы империи, однако же и до сего дня царь поставляется церковью по тому же самому чину и с тени же молитвами [как и прежде], и до сего дня он помазуется великим миром и поставляется царем и автократором всех ромеев, т. е. христиан» [151, с. 6]." ( Дашков С. Б. " Императоры Византии." М.: Издательский дом "Красная площадь", "АПС-книги", 1996. )