Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 06 июн 2017, 11:44

Евгений Беляков писал(а):ДИВИА ЗА БУЯНОМ КОНИ ПАСТВИТИ – в этой фразе можно разгдядеть и Дива, и Бояна – сказочных героев «Слова о полку Игореве». Вряд ли это совпадение.

Между Дивъ и ДИВИА "сходство" такое же как между словами "Слон" и "Слоняться")

    "Дивиа за буяном кони паствити... — Слово «буян» словари дают только со значением «дерзкий, наглый человек». Однако исходя из того, что прилагательные «буявый» и «буий» означали не только «дерзкий, наглый», но и «отважный, смелый», можно думать, что и слово «буян» имело значение «отважный, смелый». Смысл сравнения в таком случае в следующем: так же, как опытный и храбрый табунщик справляется с табуном коней, так и доблестный, мудрый князь умело организует многочисленные полки на поле боя..."(Комм. Л.В.Соколовой)
Здесь "ДИВИА" = дивно, славно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 июн 2017, 19:48

Евгений Беляков писал(а):
«Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: "Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти?" Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки. Дивиа за буяном кони паствити, тако и за добрым князем воевати. Многажды безнарядием полци погибають. Видих: велик зверь, а главы не имееть, тако и многи полки без добра князя». ДИВИА ЗА БУЯНОМ КОНИ ПАСТВИТИ – в этой фразе можно разгдядеть и Дива, и Бояна – сказочных героев «Слова о полку Игореве». Вряд ли это совпадение.

Интересно, как древнерусские люди угадывали
тонкости написанного: здесь дивия- "хорошо",
а дивьяя -уже "плохо"? Или дивъ-чудо и Дивъ-Некто(омонимы).
Есть ли в русском языке примеры, когда в паре один омоним
склоняется, а другой нет?

Лемурий.
Почему одного, мы же разобрались, что это несклоняемое слово, значит иностранное.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 июн 2017, 21:09

«Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: "Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти?" Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки. Дивиа за буяном кони паствити, тако и за добрым князем воевати. Многажды безнарядием полци погибають. Видих: велик зверь, а главы не имееть, тако и многи полки без добра князя».

И рече Игорь къ дружинѣ своей: «Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти, а всядемъ, братие, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону». Спала князю умь похоти, и жалость ему знамение заступи искусити Дону Великаго. «Хощу бо, — рече, — копие приломити[17] конець поля Половецкаго; съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».

Вполне возможно здесь некое противопоставление.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 07 июн 2017, 22:45

userdez писал(а):Вполне возможно здесь некое противопоставление.
- от доброго князя безнарядье, ибо полководец не должен быть добрым хомячком расплодившим коррупцию ...
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 июн 2017, 01:38

Многажды безнарядиемъ полци погибають. Видих: великъ звѣрь, а главы не имѣеть. Тако и многи полки без добра князя = (Пчела) "Апаминда фивѣискыи видѣ много вои без добра воеводы и рече: великъ звѣрь, но главы не имать".

В "Мелиссе" (прототипе древнерусской "Пчелы") описания главной битвы Эпаминонда фиванского НЕТ, но оно есть у Плутарха. Именно у него описано как "безнарядием" "великого зверя" (спартанцев и их союзников) автор слов "великъ звѣрь, но главы не имать" смог одержать победу.

Изображение

:arrow: НГ:"Великъ звѣрь, а главы не имѣеть"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 08 июн 2017, 20:13

Евгений Беляков писал(а):Я еще, извините пожалуйста, не совсем въехал в контекст спора (после перерыва), но вот еще один "див" и в СДЗ, очень удивительный, причем прямо рядом с Бояном. Какие будут комментарии? Случайность?

«Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: "Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти?" Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки. Дивиа за буяном кони паствити, тако и за добрым князем воевати. Многажды безнарядием полци погибають. Видих: велик зверь, а главы не имееть, тако и многи полки без добра князя». ДИВИА ЗА БУЯНОМ КОНИ ПАСТВИТИ – в этой фразе можно разгдядеть и Дива, и Бояна – сказочных героев «Слова о полку Игореве». Вряд ли это совпадение.


Идет не спор, а стремление уловить-найти истинное для СПИ и славян содержание слова Див. Всегда остается неопределенность ("Див обуял" и т.д.). Буян в вышеприведенной фразе это общая могила воинов после боя (проигранного? из за отсутствия наряда, то есть надлежащего руководства).
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 08 июн 2017, 21:06

Лемурий писал(а):
Евгений Беляков писал(а):ДИВИА ЗА БУЯНОМ КОНИ ПАСТВИТИ – в этой фразе можно разгдядеть и Дива, и Бояна – сказочных героев «Слова о полку Игореве». Вряд ли это совпадение.

Между Дивъ и ДИВИА "сходство" такое же как между словами "Слон" и "Слоняться")

    "Дивиа за буяном кони паствити... — Слово «буян» словари дают только со значением «дерзкий, наглый человек». Однако исходя из того, что прилагательные «буявый» и «буий» означали не только «дерзкий, наглый», но и «отважный, смелый», можно думать, что и слово «буян» имело значение «отважный, смелый». Смысл сравнения в таком случае в следующем: так же, как опытный и храбрый табунщик справляется с табуном коней, так и доблестный, мудрый князь умело организует многочисленные полки на поле боя..."(Комм. Л.В.Соколовой)
Здесь "ДИВИА" = дивно, славно.


Скорее, "буян" — это не пастух, а конь, горячий вожак табуна.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 08 июн 2017, 22:21

При отсутствии у войска удачливого полководца коней за общим кладбищем пасет Див вместо хозяев, лежащих в земле. Может кони чуют, где их хозяева? Я это так понял.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 июн 2017, 23:30

Serg писал(а):Скорее, "буян" — это не пастух, а конь, горячий вожак табуна.

Логично, НО это как "Панургово стадо", а по тексту "Дивиа ЗА буяном кони паствити..." не сами же кони себя пасут.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 09 июн 2017, 02:34

Лемурий писал(а):
Serg писал(а):Скорее, "буян" — это не пастух, а конь, горячий вожак табуна.

Логично, НО это как "Панургово стадо", а по тексту "Дивиа ЗА буяном кони паствити..." не сами же кони себя пасут.

Почему не сами? Постоянно наблюдаю на Кавказе, как всё лето сам по себе ходит по горам, лесам и полям табунок лошадей под руководством вожака. О диких лошадях уже и не говорю. Кстати, коровы и телята тоже сами бродят везде. Но они чаще к вечеру возвращаются к хозяевам.

И ещё одно предположение появилось. Что если "буян" — это местность? Остров, бугор, майдан. Тогда див пасёт коней за буяном. Тут сразу вспоминается интерес снежного человека к лошадям и знаменитые косички на гривах.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 09 июн 2017, 21:06

В этом случае не дикое стадо, а преданные друг другу существа в трагической ситуации. Как у героя В. Высоцкого.

"Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня….
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь все плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо,
Покраснела чуть вода…
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда."( http://www.gazetapik.ru/2012/04/10/pamy ... z-parizha/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 13 июн 2017, 23:42

Арсений писал(а):
Евгений Беляков писал(а):Я еще, извините пожалуйста, не совсем въехал в контекст спора (после перерыва), но вот еще один "див" и в СДЗ, очень удивительный, причем прямо рядом с Бояном. Какие будут комментарии? Случайность?

«Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: "Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти?" Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки. Дивиа за буяном кони паствити, тако и за добрым князем воевати. Многажды безнарядием полци погибають. Видих: велик зверь, а главы не имееть, тако и многи полки без добра князя». ДИВИА ЗА БУЯНОМ КОНИ ПАСТВИТИ – в этой фразе можно разгдядеть и Дива, и Бояна – сказочных героев «Слова о полку Игореве». Вряд ли это совпадение.


Идет не спор, а стремление уловить-найти истинное для СПИ и славян содержание слова Див. Всегда остается неопределенность ("Див обуял" и т.д.). Буян в вышеприведенной фразе это общая могила воинов после боя (проигранного? из за отсутствия наряда, то есть надлежащего руководства).


Уважаемый Арсений. толкований в литературе образа "дива" настолько много, что и идея того, что речь может идти о диве как прорицателе, что поход Игоря в конечном итоге стал могилой - Каялой для воинов вполне допустима. В этом случае под образом "дива" может скрвываться не только элемент мифологии, но и скрытое указание на то. где произошла битва с половцами. Вспомним текст "Слова" по Екатерининской копии:
"убуди; Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли не знаеме
влъзе, и по морию и по Сулию, и Сурожу,
и корсуню, и тебе Тъ мурокань
скый блъ ван; а Половци негото..."

Обычно под "по морием" подразумевалось Приазовье и Причерноморье, однако, странно выглядит в этом случае смысл фразы - Див взывает сначала к Волге, затем к Причерноморью и Приазовью, затем к Посулию, и вдруг спохватываясь вновь обращается к Причерноморью, вспоминая, что забыл про Сурож (совр. г. Судак) и Корсунь (совр. г. Севастополь). Если взять во внимание, что под Поморием автором "Слова" подразумевалось Белое море, побережье которого издавна именовалось Поморием, то тогда Див обращал свое внимание к четырем сторонам света - к Волге на Восток, затем на Север к Поморию, затем на запад - к Посулию, и в конечном итоге к Югу - к Сурожу и Корсуню. Но, вот, что интересно. если мы проведем прямые линии на современной географической карте от г.Судак (Сурож) и г.Севастополь (Косунь) на Север, в сторону Белого моря и две параллельные линии от Посулия - от истоков р. Сула до впадения ее в р.Днепр в сторону р.Волга, мы получим прямоугольник, который может указывать на район похода Игоря весной 1185 г. В этот прямоугольник попадают и земли Руси, но нас может заинтересовать то, что этот район ограничен реками Орель Мжа и Коломак, имеющих на момент похода Игоря пограничное значение. Вполне возможно образ Дива несет в себе не только пророческое значение, но и намекает нам на реальный район похода Игоря.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 18 июн 2017, 16:47

Serg писал(а): всё лето сам по себе ходит по горам, лесам и полям табунок лошадей под руководством вожака. О диких лошадях уже и не говорю.
- Ваша правда. У горячего буйного вожака табуна не отобрать. В 13-м веке когда Даниил писал о превратностях псковского князя Ярослава Владимировича диких табунов было похоже что не в сравнении с сегодня.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение PoslannikM » 19 июн 2017, 20:10

Мысли вслух. "Сбися дивъ...".
Тут скорее всего речь идёт об обращении-призыве "собеседива" - духовника, проповедника, наставника к Игоря-"връхудръву" - на данный момент самому старшему князю, полководцу, военначальнику, предводителю всего северского войска.
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 19 июн 2017, 20:54

PoslannikM писал(а):Мысли вслух. "Сбися дивъ...".
- там не прописано сбися, там "звери нъвъстаЗби дивъ кличетЬ връху древа" и прописано лишь в издании 1800, то бишь писарь Е-списка даже и прочесть эту надпись не сумел. А без "С" и "ся" Ваше "собесе" не получается.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 48