Арсений писал(а):Евгений Беляков писал(а):Я еще, извините пожалуйста, не совсем въехал в контекст спора (после перерыва), но вот еще один "див" и в СДЗ, очень удивительный, причем прямо рядом с Бояном. Какие будут комментарии? Случайность?
«Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: "Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти?" Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки. Дивиа за буяном кони паствити, тако и за добрым князем воевати. Многажды безнарядием полци погибають. Видих: велик зверь, а главы не имееть, тако и многи полки без добра князя». ДИВИА ЗА БУЯНОМ КОНИ ПАСТВИТИ – в этой фразе можно разгдядеть и Дива, и Бояна – сказочных героев «Слова о полку Игореве». Вряд ли это совпадение.
Идет не спор, а стремление уловить-найти истинное для СПИ и славян содержание слова Див. Всегда остается неопределенность ("Див обуял" и т.д.). Буян в вышеприведенной фразе это общая могила воинов после боя (проигранного? из за отсутствия наряда, то есть надлежащего руководства).
Уважаемый Арсений. толкований в литературе образа "дива" настолько много, что и идея того, что речь может идти о диве как прорицателе, что поход Игоря в конечном итоге стал могилой - Каялой для воинов вполне допустима. В этом случае под образом "дива" может скрвываться не только элемент мифологии, но и скрытое указание на то. где произошла битва с половцами. Вспомним текст "Слова" по Екатерининской копии:
"убуди; Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли не знаеме
влъзе, и по морию и по Сулию, и Сурожу,
и корсуню, и тебе Тъ мурокань
скый блъ ван; а Половци негото..."
Обычно под "по морием" подразумевалось Приазовье и Причерноморье, однако, странно выглядит в этом случае смысл фразы - Див взывает сначала к Волге, затем к Причерноморью и Приазовью, затем к Посулию, и вдруг спохватываясь вновь обращается к Причерноморью, вспоминая, что забыл про Сурож (совр. г. Судак) и Корсунь (совр. г. Севастополь). Если взять во внимание, что под Поморием автором "Слова" подразумевалось Белое море, побережье которого издавна именовалось Поморием, то тогда Див обращал свое внимание к четырем сторонам света - к Волге на Восток, затем на Север к Поморию, затем на запад - к Посулию, и в конечном итоге к Югу - к Сурожу и Корсуню. Но, вот, что интересно. если мы проведем прямые линии на современной географической карте от г.Судак (Сурож) и г.Севастополь (Косунь) на Север, в сторону Белого моря и две параллельные линии от Посулия - от истоков р. Сула до впадения ее в р.Днепр в сторону р.Волга, мы получим прямоугольник, который может указывать на район похода Игоря весной 1185 г. В этот прямоугольник попадают и земли Руси, но нас может заинтересовать то, что этот район ограничен реками Орель Мжа и Коломак, имеющих на момент похода Игоря пограничное значение. Вполне возможно образ Дива несет в себе не только пророческое значение, но и намекает нам на реальный район похода Игоря.