Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 фев 2021, 22:20

edvins писал(а):Цезарь после смерти получил титул Divus, как воплощение Сабазия. После переворота Суллы в сенат попали рабы и внедрили свои илотские верования. Дива или фруктового царя убивали по обыкновению на Песах...

Divus =
I divus (dius), a, um [deus]
(= divinus) божественный (diva parens V).

II divus, i m
бог V, L, H etc.; в императ. эпоху эпитет умерших цезарей (d. Julius Su = C. J. Caesar) см. БЛРС

Эпитет, а не титул (эко!). Фракийский Сабазий, римский Сулла, илоты Спарты и Песах... Edvins, а что у Вас в школе по Истории было?

edvins писал(а):Я интересовался и нашел два вида ритуального убийства, закалывание в целях выпуска крови и забивание ритуальными молотками. В этот момент свежеиспеченный Див может кричать звериным голосом.

    "...молоты-топоры, выполненные с таким художественным и техническим совершенством из дорогого цветного камня и представленные в количестве сразу четырех однотипных предметов, не имели непосредственно функции боевого оружия. По своему характеру они явно были предметами сакрального уровня, предметами ритуальными, связанными с властными божественными функциями верховного жреца либо царя-жреца, выступавшего в этой роли.

    Священные топоры служили образом силы и божественной власти абсолютно у всех древних народов, в том числе и у народов Средиземноморья и Передней Азии: у египтян и шумеров, италиков и этрусков, минойцев и ахейцев, ликийцев и карийцев, хеттов и хурритов. Топор — предмет, постоянно использовавшийся в ритуалах и отраженный в древних письменностях, наряду с кинжалом, стрелой, открытой рукой. Он встречается в иероглифическом письме Египта и Крита, в эгейском линейном А и В, в этрусской письменности.

    Знак топора как общий для древнего мира властный божественный символ имеет тем не менее несколько смысловых аспектов, несколько уровней в своем толковании, с явным перемещением акцентов с течением времени на протяжении от IV до I тыс. до н.э. Как всякий символ, он должен, видимо, рассматриваться только в его историческом развитии, в связи с конкретной локально-исторической и культурно-исторической средой..."

    ---
    Никулина Н.М. Ритуальные молоты-топоры из троянского клада L. (К вопросу о датировке данного археологического комплекса)//Вестник древней истории, 1999 г., № 2.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 фев 2021, 23:25

краевед писал(а):по контексту "Слова" Игорь выступил "за землю Руськую... стоять стязи въ Путивле... Дивъ кличетъ връху древа... велитъ послушати земли незнаеме".

Давайте, уважаемый краевед, лучше по тексту:

"За землю русскую"
Образ затупившегося оружия, которое кузнецы сперва нагревают, затем заостряют, оттягивая раскаленный металл. И опять-таки не заострил (завершённое действие) сердце мужеством, а лишь поостил.

стоять стязи въ Путивле


Дивъ кличетъ връху древа... велитъ послушати земли незнаеме
Это вырезанная фраза из контекста, который начинается раньше - сделайте синтаксический разбор этого отрывка и сами увидите чей свист звериный:
    Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся)Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьмутораканьскый блъванъ.

краевед писал(а):Вполне возможно. место диву на игоревых штандартах. Здесь неоднозначная трактовка. С одной стороны Дивъ является помощником русского войска и своим криком возвещает о походе Игоря на половцев. как бы говоря "иду на вы". С другой стороны Див является противником Руси, заставляя послушать земли незнаемые. а именно так называли сопредельные Руси половецкие земли. сообщая половцам. что на них движется русское войско...

К КОМУ/ЧЕМУ обращён свист звериный, о КОМ/ЧЁМ беспокоится Дивъ? Правильный ответ отметает версию со штандартами.

краевед писал(а):Ища работу Р.Якобсона. изданную. в Нью Йорке в 1948 г. Prince Igor^ epopee... наткнулся на книгу посвященную исследованиям американского филолога Д.Ворта, где одна из статей посвящена толкованию образа Дива.
В ней Д.Ворт. ученик Р.Якобсона видит Дива. как противопоставление Руси. ее противником, приводя здесь наблюдения Барсова, который записал в Олонецкой губернии народные поверья о Диве: "Дивъ... (с)идит на сухом дереве и кличет". Здесь же приводятся и другие поверья о Диве. записанные Барсовым: "див - птица ухальица. серая как баран, шерсть на ней как у кошки, ноги мохнатые. как у зверя; птица онавещая - села на шелом - ожидай беду...; свищет она по-звериному; кричит она по-звериному; с носа искры падают; из ушей дым валит".
Вортом исходя из его предпочтений относительно образа дива делается вывод, что: "Див является функциональным наследником Симаргла. пятого бога в восточнославянского пантеона, который в свою очередь восходит к иранскому божеству Simurry.... Выдвинутое М.Гимбугас предположение о том. что Симаргл был богом - воином в обличие орла позволяет объяснить почему в древнерусской литературе див появляется исключительно в батальных текстах (Слово о полку Игореве. Задонщина. Мамаево побоище)".
Д.Ворт приходит к выводу: "Див в "Слове..." является враждебной птицей - демоном. мифологическое происхождение которой во восходит к божеству. обозначаемому индоевропейским корнем *deiwos".
Д. Ворт Эротический мотив в "Слове о полку Игореве" // Очерки по русской филологии, М., "Индрик", 2006, С. 374 - 383

А вот это интересно. Открываем ПВЛ:

    "И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь..."(ПВЛ)
    ---
    [185] Перуна деревяна ...Мокошь. — В 1975 г. украинские археологи обнаружили на Старо-киевской горе постаменты языческих идолов: Перуна (бога грозы, покровителя князей и дружины), Хорса (божества солнца и светила), Даждьбога (божества света и подателя благ), Мокоши (богини земли и плодородия). Изображение Семаргла — крылатого пса, божества семян, ростков и корней, охранителя посевов, могло представлять собой, как предполагает Б. А. Рыбаков, рельеф при идоле Мокоши. (См.: Рыбаков. Язычество Древней Руси. С. 412—445).
Заметьте ВСЕ (выделенные красным) в СПИ присутствуют. Крылатый пёс - охранитель посевов, отсюда и предупреждение звериным свистом посевных полей от Волги до Корсуни. Надо повнимательней это место у Б.А.Рыбакова почитать с проверкой ссылок.

краевед писал(а):Абсолютно диаметрально противоположный взгляд на образ Дива, к тому же Д.Ворт видит в этом образе "Слова" Симаргла.
Кстати. в одной из работ этого сборника Д.Ворт ссылается на статью Р.Якобсона: "Lageste du Princt Igor... давая полную ссылку на издание. Я нашел сайт. но не смог скачать работу. т.к. плохо знаю английский. Если хотите сброшу ссылку на эл. почту. может Вам удасться скачать работу Якобсона.

Неудивительно, ведь статья на французском). См. :arrow: здесь максимальное количество работ Jakobson доступных к скачиванию.

LA GESTE DU PRINCE IGOR есть в издании Selected writings. Slavic epic studies, The Hague, Paris, 1966, P.106-300, просто все ссылки на изначальное издание 1948 года. Будем искать.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Рыбаков о Симаргле-Переплуте

Сообщение Лемурий » 26 фев 2021, 09:24

Изображение Семаргла — крылатого пса, божества семян, ростков и корней, охранителя посевов, могло представлять собой, как предполагает Б. А. Рыбаков, рельеф при идоле Мокоши. (См.: Рыбаков. Язычество Древней Руси. С. 412—445).

В указанном исследовании ссылка на основную работу по этой теме:

    «В 1933 г. К.В. Тревер решила загадку Симаргла, доказав его сходство с иранским Сэнмурвом (Симургом), священным крылатым псом, охранителем растений.
    [см. Тревер К. В. Собака-птица: Сэнмурв и Паскудж // Из истории докапиталистических формаций. М.-Л., 1933, С.324,325.].

    Благодаря открытию К.В. Тревер получили интересное объяснение многочисленные изображения священной собаки-птицы в средневековом искусстве Ирана и Закавказья (рис. 1).

    Изображение

    Выяснилось, что прикладное искусство средневековья (серебряная утварь, архитектурные рельефы, ткани и др.) способно хранить и возрождать древние образы Авесты, проникавшие как в мусульманскую, так и в христианскую среду. Тем самым в руках исследователей оказался обильный и разнообразный материал, отражавший архаичные народные воззрения и неподвластный законам искусственных литературных композиций.

    Русский материал, далекий от круга интересов К.В. Тревер, не был привлечен ею в указанной интересной статье, за исключением импортного блюда из Гнездова. Он, однако, получил здесь первое научное осмысление, позволяющее опираться на летописные свидетельства и производить поиски изобразительных источников. «Исследование вопроса о Симургле летописей должно быть вновь поставлено на очередь» .

    К сожалению, сюжеты русского средневекового прикладного искусства (рис. 2) почти не были предметом исследования.

    Изображение

    А.С. Гущин и Г.Ф. Корзухина в своих работах, посвященных вещам из русских кладов X—XIII вв., не рассматривали сюжеты изображений

    Иное мы видим на серебряных изделиях, служивших этим же феодальным верхам для повседневного употребления или принадлежавших более демократическим посадским слоям. Здесь главным мотивом является дуалистическое заклинание добра и зла: птицы, древо жизни и его охранитель грозный Симаргл с распростертыми крыльями и поднятой лапой. На таких серебряных колтах никогда не бывает изображений христианских святых.

    Из русских серебряных изделий XII — начала XIII в. наибольший интерес для изучения язычества и языческой символики представляют хорошо известные широкие двустворчатые браслеты, служившие для стягивания рукавов у запястья. На них точно так же никогда не бывает христианских изображений, хотя многие из браслетов найдены в составе богатых княжеских кладов. Языческая же символика здесь представлена в изобилии, что, вероятно, связано с особой функциональной ролью браслетов— «обручий» (рис. 3)...

    Изображение

    Последний сюжет, который предстоит разобрать нам, это изображения, связанные с Симарглом, покровителем семян, растений и корней (рис. 16)

    Изображение

    Древний образ крылатой небесной собаки, охраняющей священное «дерево всех семян», образ, восходящий к небесным собакам (еще бескрылым) трипольской культуры, претерпел ряд изменений и контаминаций. В средневековом искусстве Ирана, Византии и Руси с теми же функциями охранителя растительности выступает и грифон, и, может быть, кентавр. Из письменных источников исчезает загадочный Симаргл, имевшийся в текстах XI в., и появляется в XII—XIII вв. бог с неизвестными функциями — Переплут. В «Слове некоего христолюбца» еще упомянут Симаргл, а уже в «Слове о том, како погани суще кланялиси идолом», Симаргла уже нет, а есть Переплут...
    »

    ---
    Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // Советская археология, 1967, № 2, С.91-116
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Тревер о Древе Жизни и его охранителе

Сообщение Лемурий » 26 фев 2021, 13:32

Изображение

    "Необыкновенно широкую картину мифических представлений, с явными признаками расщепления космических образов, даёт пехлевийский текст Mênôkê-xrat, относящийся к концу VI в. В виду большого значения этого текста я привожу отрывок, относящийся к Сэнмурву со всем его окружением.

    «И Хом, воскреситель мёртвых, вырос в озере Варкаш, в самом глубоком месте. И девять, и девяносто, и девятьсот, и девять тысяч, и девять мириад фравашей набожных назначены охранять его. Рыба Кара всегда вокруг него кружит и всегда от него удерживает жабу и других вредоносных (kharvastar). Царь Гопат в стране Эранвех, в кешваре Хванирах пребывает; и от ног до середины тела он — бык, и от середины тела до макушки — человек; и всегда у берега моря сидит, и обряды богам (богов) совершает, и воду в море всегда льёт; и от вливаемой воды бесчисленные вредоносные в море умирают; потому что, если он усердно обряда совершать не будет и воду в море вливать не будет, и бесчисленные вредоносные не погибнут, тогда каждый раз, когда дождь дождить будет, бесчисленные вредоносные так же дождить будут, как дождь. И обиталище Сэнмурва — на дереве всех семян, исцеляющем от зла; и каждый раз, когда он поднимается, тысяча веток из дерева вырастает; и когда садится, тысячу веток ломает и семена с них рассыпает. И птица Камрош всегда поблизости сидит, и дело её в том, что семена, (которые) с дерева всех семян, исцеляющего от зла, (Сэнмурв) рассыпает, — собирает и туда, где Тиштар воду берёт, (их) несёт; так что Тиштар воду со всеми семенами берёт и воду дождём на мир проливает». [Mênôkê-xrêat, гл. 62, 37-42.]"...

    Другой текст из Zât-sparam возвращает нас к Mênôkê-xrat в указании на место обитания Сэнмурва. В основном тексте Бундахишн, где даётся детальное описание священного дерева, нет связи между ним и Сэнмурвом, хотя до этого и упозминается «дерево Сэнмурва» (sên-murv dâr), а в тексте Zât-sparam читаем:

    «... И дерево всех семян среди широкого океана было создано, от которого постоянно произрастают все виды растений. И Сэнмурв на нём имеет своё обиталище; когда он улетает с него, он разбрасывает сухие семена в воду, и они возвращаются на землю с дождём. Рядом с ним создано дерево — белый Хом, противодействующий дряхлости, воскреситель мёртвого и делающий бессмертным живого». [Бундахишн Гл. VIII, 3-4]
    ...

    Новый облик возник на почве развития лишь единичных элементов старого Сэнмурва и контаминации этих элементов с принесёнными извне (быть может, пришельцами-арабами) чертами иной чудесной птицы, но уже без элементов собаки. Действительно, оставаясь в рамках письменной традиции, мы после этого периода теряем след собаки-птицы, своими взлётами с чудесного дерева и посадкой на него обеспечивающей обсеменение земли...

    Исключительный интерес представляет керамическая тарелка из Гнёздовского могильника близ Смоленска (рис. 10). [MAP № 28, тбл. VIII, 1, СПб, 1902, С.61-62.] Здесь, вне всякого сомнения, изображён Сэнмурв, быть может, даже воспринимавшийся теми, кто в IX в. пользовался этой тарелкой, как Симаргл, хорошо знакомый русским летописям.

    Изображение
    Фрагмент керамической тарелки из Гнёздовского могильника близ Смоленска. Гос. Исторический Музей. Москва.

    Бедность русского летописного предании реальными сведениями об изображениях ряда божеств славянского пантеона не даёт возможности раскрыть, какой именно образ связывался с встречающимся в русской письменности в различных формах именем «Семаргл», «Семургл», «Симаргл», «Съмаргл» и др...
    ----
    Камилла Васильевна Тревер. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица// Л.: Государственный Эрмитаж. 1937
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 28 фев 2021, 13:04

краевед писал(а): Может и врань (ворон), но по тексту это нечто другое на мой взгляд: "цю рекомоу (С)ко/л враньцъвъ". Буква Л написана красными чернилами, видимо позднее исправление, к тому же, поверх предположительного В, видимо, теми же красными чернилами написана А.
Если было написано врань. то это не вяжется с окончанием верхней строки, где присутствует выносная (С).
Возможен вариант: "рекому (С)окола ранеце". Дьявол принял образ раненого сокола, не могущего взлететь, скакая у Нифонта возле ног?

Скомранс- жаворонок у Срезневского. Интересно,что в греческом
оригинале этот сюжет отсутствует совсем, даже с учетом нелепости
автопереводчика
https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-35/
Лист 14, рукописи.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 фев 2021, 13:47

Как Вам, уважаемый Усердец, образ Дива в виде Симаргла, охраняющего «Древо всех семян»?

    И словеньскыи языкъ (кланяется) виламъ, и Мокошьи, Дивѣ, Перуну ... упираемъ, и берегынямъ, и Переплуту, и верьтячеся пьютъ ему въ розѣхъ. Пам. др. церк. учит. лит. III, 233 (XIV в.).(цит. по СССПИ "Дивъ")

См. :arrow: Аничков Евгений Васильевич Язычество и древняя Русь / Е.В. Аничков. - СПб, 1914: "Слово о том, како первое погани суще язици кланялися iдолом"С.384, комм. С.75

может встретится рядом с Мокошь (богиней плодородия) в паре, там где в ПВЛ был Симаргл.

    «И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь...» (ПВЛ)
    —-
    Прим.: Перуна деревяна ...Мокошь. — В 1975 г. украинские археологи обнаружили на Старо-киевской горе постаменты языческих идолов: Перуна (бога грозы, покровителя князей и дружины), Хорса (божества солнца и светила), Даждьбога (божества света и подателя благ), Мокоши (богини земли и плодородия). Изображение Семаргла — крылатого пса, божества семян, ростков и корней, охранителя посевов, могло представлять собой, как предполагает Б. А. Рыбаков, рельеф при идоле Мокоши. (См.: Рыбаков. Язычество Древней Руси. С. 412—445).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 28 фев 2021, 20:30

Уважаемый Лемурий, мы уже когдато в этой теме разбирали цитату из Аничкова. Там в толковании "Диве" заменено на "Семаргл". И это была единственная замена из всех богов. Кажется я даже находил это слово в рукописи.
Семаргл есть ещё здесь: фонд 304, номер 11, "Златая цепь", лист 20, в двух местах. Правда автор плохо понимал кто это и сделал из него двух богов.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 фев 2021, 21:14

userdez писал(а): мы уже когдато в этой теме разбирали цитату из Аничкова. Там в толковании "Диве" заменено на "Семаргл". И это была единственная замена из всех богов.

Вот видите, Вы как «дивовед» помните, а я как в первый раз столкнулся. Только сразу обращаю внимание, что в отрывке « И словеньскыи языкъ (кланяется) виламъ, и Мокошьи, Дивѣ, Перуну...» это дат. п. жен.род., а Дивъ из СПИ мужского (!)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 28 фев 2021, 21:52

Скорее Дивъ Слова- гермафродит.Мужчина он только на пятьдесят процентов, а на остальные она "Дивь".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 01 мар 2021, 01:07

Из любезно предоставленной Лемурием работы Б.А.Рыбакова Русалии и бог Симаргл - Переплут можно сделать интересные выводы относительно образа Дива "Слова" и его значения для определения характера похода Игоря.
Д.Ворт считает. что Див - Симаргл в "Слове" противостоит русскому воинству, тем не менее это не совсем так.
Как пишет Б.А.Рыбаков: "авторы древнерусских поучений против язычества оставили нам много загадок. Они часто говорили недомолвками и намеками". Такой недомолвкой и загадкой "Слова" является и образ Дива.
Как - то трудно воспринимать одно из славянских божеств Симаргла, если автор "Слова" подразумевает именно его под Дивом божеством враждебным относительно Руси. Для христианина Симаргл конечно же является языческим божеством. тем не менее его нельзя воспринимать как восставшего против Руси. Исходя из мнения А.Ужанкова. что Игорь проигнорировав солнечное затмение как Божье знамение и отправился в поход в Пасхальные дни. чем вызвал Господен гнев попав под власть языческих сил.
Если автор "Слова" под Дивом подразумевал Симаргла, то ему была отведена одна из важнейших задач похода. т.к. в этом случае нарушается иерархия пантеона языческих божеств. т.к. в пантеоне славянских божеств ему отводится только пятое место.
Б.А.Рыбаков отмечает, что среди предметов, которые входили в древнерусские клады довольно часто встречались предметы: "свадебного, наиболее ценимого убора, всегда перенасыщенного охранной символикой... Семантика свадебных обрядов и украшений всегда связана с двумя понятиями - охраной и идеей плодородия".
Симаргл - Переплут в жизни славян мог быть божеством. символизирующим свадьбу. слияние двух половин мужчины и женщины. так. что возможно и был прав Усердец. считающий. что на 50% процентов Див является мужчиной, а на 50% женщиной. В этом отношении в этой же работе Рыбаков приводит мнение А.В.Соловьева, который: "предложил рассматривать Переплута как бога оплодотворения (от "съплетение" complexus).
Отметил Рыбаков и то, что: "церковники так ополчились на пляски вобще. а на "верчение" в честь Переплута в особенности "всех же играющих проклятье есть многовертимое плясание - то бо отлучает человека от Бога и во дно адово ведет!". Уж очень перекликается это поучение с результатом похода Игоря и огненной рекой Каялой -
рекой адовой - "во дно адово ведет!" и "погрузи жиръ ВО ДНЕ КАЯЛЫ".
То, что Див упоминается одним из первых в тексте "Слова" может говорить, если это Симаргл - Переплут о свадебной направленности похода Игоря.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 мар 2021, 00:04

краевед писал(а):Как - то трудно воспринимать одно из славянских божеств Симаргла, если автор "Слова" подразумевает именно его под Дивом божеством враждебным относительно Руси. Для христианина Симаргл конечно же является языческим божеством. тем не менее его нельзя воспринимать как восставшего против Руси. Исходя из мнения А.Ужанкова. что Игорь проигнорировав солнечное затмение как Божье знамение и отправился в поход в Пасхальные дни. чем вызвал Господен гнев попав под власть языческих сил.
Если автор "Слова" под Дивом подразумевал Симаргла, то ему была отведена одна из важнейших задач похода. т.к. в этом случае нарушается иерархия пантеона языческих божеств. т.к. в пантеоне славянских божеств ему отводится только пятое место...

Хорошее замечание, уважаемый краевед, только Б.А. Рыбаков пишет что Симарглу совсем место в пантеоне НЕ отводилось, поскольку это было дополнение к богине плодородия Мокоши - птица, стряхивающая с древа семена:

    "МАКОШЬ («Мать урожая» Мокошь). Древняя богиня земли («Мать сыра-земля») и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» — русалки, обеспечивающие орошение росою. В архаической русской ритуальной вышивке изображается между двумя рожаницами — Ладой и Лелей. Может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери»). На Збручском идоле изображена на главной лицевой грани с турьим «рогом изобилия».

    СЪМАРЪГЛ (Симаргл). Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле — символ; «вооруженного добра». Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Расшифровывается благодаря обращению к индоираиской мифологии (Ригведа, Авеста): «Сайна-мрига» «Симург» — «собако-птица». «Внешний образ «собако-птицы» и, может быть, грифона. Вероятно, имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой. В дальнейшем нмя Семаргла заменилось именем Переплута («обогащающего»), родственного литовскому Пергрубию,«размножающему растения». В этнографических сборах ему, по всей видимости, соответствует Ярило, известный у западных славян в средние века (Hierovitus) С.444

    <...>

    ХРИСТИАНСТВО.................................................ПАНТЕОН 980
    1. Бог-отец.....................................................1. Бог-отец Стрибог. По своему положению на небе мог быть назван и Сварогом («Небесным»).
    2. Бог-сын.......................................................2. Бог-сын Дажьбог — Солнце сын Сварогов. В качестве «прибога» при Дажьбоге указан Хоре, как божество светила.
    3. Матерь божия............................................. 3. Макошь, женское божество, «мать судьбы», «мать урожая».

    Не вписывается в эти параллели Семаргл, крылатый зверь, посредник между небом и землей. В известной мере он может быть сопоставлен с ангелами и архангелами, но христианские персонажи никогда не изображались териоморфно. Функциональное же сходство есть: и те и другие (ангелы и сэнмурвы-грифоны) являлись крылатыми посланцами небесного бога, посредниками между небом и землей, передатчиками жизненной силы людям земли... C.446

    <...>

    Некоторые поучения против язычества начинают перечень почитаемых крещеными русскими людьми языческих божеств не с верховного Перуна, а с русалок:

    «Тем же богам требу кладуть и творять и словеньскый язык: вилам и Мокошьи — Диве, Перуну, Хорсу...»[«Слово об идолах...»; Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 23]
    Христиане «... верують в Перуна и Хорса и в Мокошъ и в (Симарьгла) и в вилы, их же числом 30 сестрениць. Глаголють бо невегласи то все мнять богинями и тако покладывають им требы и кур им режутъ»
    [Гальковский И. М. Борьба христианства..., с. 41 («Слово некоего Христолиобца»). Имя Симаргла переписчиком искажено; «и в Сима и в Рыла...», что породило ряд недоумений в ученой среде. С.582-583
    ----
    Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси, М., 1987
Cобственно, именно об этом ранее других написала tanya_zinchenko лет 12 назад, когда предложила концепцию отхода Игоря от христианства после пренебрежения им Божьего знамения - затмения. Ваш визави её тогда сразу поддержал, логичная концепция. Не Ангел-хранитель земли Русской, а Дивъ с теми же функциями. Не христиане - "дети света", "сыны Христовы", а отошедшие от христианских заповедей "внуки света" Дажьбога, поскольку в усобицах веци коротают.

Обратите внимание на схожесть перечислений: в одном месте "вилам и Мокошьи — Диве, Перуну, Хорсу", а в другом "в Перуна и Хорса и в Мокошъ и в (Симарьгла) и в вилы".

краевед писал(а): Симаргл - Переплут в жизни славян мог быть божеством. символизирующим свадьбу. слияние двух половин мужчины и женщины. так. что возможно и был прав Усердец. считающий. что на 50% процентов Див является мужчиной, а на 50% женщиной. В этом отношении в этой же работе Рыбаков приводит мнение А.В.Соловьева, который: "предложил рассматривать Переплута как бога оплодотворения (от "съплетение" complexus)...То, что Див упоминается одним из первых в тексте "Слова" может говорить, если это Симаргл - Переплут о свадебной направленности похода Игоря.

ГДЕ о свадебной символике Симаргла - Переплута пишет Б.А.Рыбаков? Как привёл его выше дословно, оба они спутники богини плодородия.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 мар 2021, 14:04

Рыбаков на листе 598 пишет, что вилы-русалки исчезают на древнерусских колтах в последней четверти 12 века и появляются древо и две птицы.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 мар 2021, 20:16

userdez писал(а):Рыбаков на листе 598 пишет, что вилы-русалки исчезают на древнерусских колтах в последней четверти 12 века и появляются древо и две птицы.

Интересное место, уважаемый Усердец:

    « Вил-русалок (во второй четверти XII в.?) сменил совершенно иной сюжет: древо и две птицы, который, судя по фольклору, имел явно космогонический смысл. Объяснить такой резкий поворот в сторону кос­могонии трудно. Космогоническая тема разрабатывается (во второй по­ ловине XII в.?) в финно-болгарском варианте: гоголь достает землю со дна моря. Оборотная сторона колтов тоже меняется: ритоны превраща­ ются в отрезки неба, появляются цветы и папоротник...»(Рыбаков 1987:598)
Попробую объяснить столь резкий переход и именно в это время:

:arrow: Заграевский С.В. Архитектор Фридриха Барбароссы //«Хвалам достойный…». Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Международная научная конференция. Владимир, 5–6 июля 2011 года. Владимир, 2013. С. 184–195.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 02 мар 2021, 21:54

Вил-русалок (во второй четверти XII в.?) сменил совершенно иной сюжет: древо и две птицы

А так ли велика разница?
Вилы
Изображение

Птицы
Изображение
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 03 мар 2021, 00:52

Karl писал(а):
Вил-русалок (во второй четверти XII в.?) сменил совершенно иной сюжет: древо и две птицы

А так ли велика разница?
Вилы
Изображение

Вы правы, Karl, по Георгию Амартолу "сирины наричються рекше вилы", а не русалки. Тем не менее, о чём хотел сказать предыдущим комментарием:

    «... от Фридриха Барбароссы пришла полная строительная артель (от зодчего до рядовых каменщиков), маловероятно по следующим причинам:
    – размер строительной артели полного состава, как показывал автор этого исследования, должен был составлять 70–80 мастеров (а с женами и детьми)...
    - сообщение Лаврентьевской летописи о приходе к Андрею «мастеров из всех земель» относится прежде всего к украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии»7. Следовательно, в данном случае речь идет об иконописцах, ювелирах и прочих мастерах декоративно-прикладного искусства...»

    —-
    Заграевский С.В. Архитектор Фридриха Барбароссы.
А это значит, что во второй половине XII века на Руси появилась артель ювелиров и зодчих из Западной Европы со своими космогоническими сюжетами. «Звериный стиль» древнерусских соборов тому подтверждение.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot], Лемурий и гости: 36