Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Птица Гамаюн

Сообщение Лемурий » 16 сен 2018, 16:36

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 16 сен 2018, 22:30

Уважаемый Лемурий, большое спасибо за ссылку на интересную и познавательную книгу.
Если следовать тому. что под Дивом автор мог подразумевать птицу Гамаюн, которая согласно древним представлениям предвещала своим падением смерть царей или королей или князя самодержавного, то применительно к Игорю "Див - Гамаюн" может быть применим только после его смерти последовавшей в 1202 г.
В этом случае такая трактовка образа Дива несет в себе датирующий фактор.
Не менее интересно выглядит в книге О.В.Беловой и характеристика тура: "Туръ - великоплотный зверь с рогами на подобии коня оныя изображен на образе в церкви преображения господня в нове городе".
Обращает на себя внимание, что тур был изображен в церкви Преображения Господня в Новгороде. В этом городе одно время на княжении был отец Игоря Святослав.
Отсутствие среди перечисленных птиц и животных зверя или птицы по имени Див может говорить о том, что в древности такого животного или птицы не существовало и под именем Дива автор прописал какое -то другое животное или птицу, тем не менее среди найденых Беловой древних описаниях животных имеется "Волъ дивий", которрый в символическом значении применялся для обозначения буйства или безумия. Не в этом ли толковании скрывается основное значение образа Дива?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 17 сен 2018, 00:00

краевед писал(а):Если следовать тому. что под Дивом автор мог подразумевать птицу Гамаюн, которая согласно древним представлениям предвещала своим падением смерть царей или королей или князя самодержавного, то применительно к Игорю "Див - Гамаюн" может быть применим только после его смерти последовавшей в 1202 г.
В этом случае такая трактовка образа Дива несет в себе датирующий фактор.

Уважаемый краевед, давайте исходить из контекста и связующих причинно-следственных частиц СЕ БО и УЖЕ (БО):

    «Уже, княже, туга умь полонила - СЕ БО два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону. Уже соколома крильца припѣшали поганыхъ саблями, а самаю опустоша въ путины желѣзны.
    Темно бо бѣ въ ґ̃ день: два солнца помѣркоста, оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая мѣсяца, Олегъ и Святъславъ, тъмою ся поволокоста.
    На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла:
    по Руской земли прострошася половци, аки пардуже гнѣздо, и въ морѣ погрузиста, и великое буйство подасть хинови.
    Уже снесеся хула на хвалу,
    уже тресну нужда на волю,
    уже връжеса Дивь на землю...
Это только недобрые предзнаменования, если это Гамаюн, то птица пала, но не погибла пока, как и Солнца два закатились, как и тень землю покрыла - всё это о периоде когда оба князя в плену с 1185 по 1188 (зимой 1187/88 Всеволод за порукой Игоря освободился), но никак не факт смерти кого-то из двух Святославичей. А если мы говорим о чей-то смерти, то напомню, что после побега Игоря ничего не известно о судьбе Святослава Ольговича Рыльского.

краевед писал(а):Не менее интересно выглядит в книге О.В.Беловой и характеристика тура: "Туръ - великоплотный зверь с рогами на подобии коня оныя изображен на образе в церкви преображения господня в нове городе".
Обращает на себя внимание, что тур был изображен в церкви Преображения Господня в Новгороде. В этом городе одно время на княжении был отец Игоря Святослав.

Не в Новгороде, а в Новгород Северском (!), церковь построена на месте каменной Спасской церкви XII века:

:arrow: см. Куза А.В. Малые города Древней Руси, М. 1989, С.78-79

краевед писал(а):Отсутствие среди перечисленных птиц и животных зверя или птицы по имени Див может говорить о том, что в древности такого животного или птицы не существовало и под именем Дива автор прописал какое -то другое животное или птицу, тем не менее среди найденых Беловой древних описаниях животных имеется "Волъ дивий", которрый в символическом значении применялся для обозначения буйства или безумия. Не в этом ли толковании скрывается основное значение образа Дива?

Безусловно речь идёт о "дивном" существе, ищем по его повадкам: свист зверин = предостережение + падение на землю = предзнаменование несчастья.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 18 сен 2018, 22:12

Уважаемый Лемурий, из всех рассмотренных образов. которые могут претендовать на роль "Дива " "Слова" наиболее привлекательно, и тем более с учетом изображения тура в Преображенском храме Новгород-Северска может выглядеть именно тур, который. возможно, был изображен на боевых стягах Ольговичей. Див восседающий на древе в начале похода и поверженный после поражения может ассоциироваться с символикой боевого стяга.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 сен 2018, 22:19

1. Как навершие стяга может «свистеть»?
2. Где археологические находки таких наверший с турами?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 18 сен 2018, 23:47

Лемурий писал(а):1. Как навершие стяга может «свистеть»?
2. Где археологические находки таких наверший с турами?


Уважаемый Лемурий, пока нет уверенности, что текст Первого издания в точности передает древнерусский список "Слова", где имеются строки: "свистъ зверинъ встазби...". В Е-списке эти слова отсутствуют. Так. что с вопросом о том, как навершия могут свистеть, думаю. стоит пока повременить.
Относительно наверший с турами, следует заметить, что если такие навершия и существовали, то могли находиться только в княжеских захоронениях как символ княжеской власти. Мы не так уж и много знаем таких захоронений. Проверю по источникам о предполагаемом захоронении буй тура Всеволода.
Не исключена возможность, что под Дивом подразумевалось не навершие, а стяг или полотнище с изображением тура как княжеского символа власти у Ольговичей. Естественно, до нашего времени такие стяги не сохранились.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 28 сен 2018, 19:16

Никитин считает, что первонач. в тексте С. стояло «зивь», означающее, согласно азбуковнику, аиста или журавля.


http://feb-web.ru/feb/sLovenc/es/es2/es2-1102.htm

Уважаю Никитина, но как минимум в 14 веке "зивъ", это волк.

2. (2027.) Собрание некоторых книг В. Завета с прибавлениями, полууст., исх. XIV века, в четверть, 166 листов.


л. 144. О именех, глаголемых жидовьскымь языком в книгах церковных сказаною, преложено неразумное на разум, иже в Евангелии, и в Апостоле, и в Псалтыри, и в Паремии, и в прочих книгах. Нач. Алелугиа – пойте Бога, аминь – истиною. Срав. I. екс. болгар. л. 193.


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=002&pagefile=002-0155

Лист149 об.,последняя строка.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1911
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 сен 2018, 22:22

1. Див на древе что делает? Свистит, кричит. Аист/журавль «кричать» чтобы слышали земли от Волги до Крыма умеют? Нет.

2. Волк на древо залезать умеет? А свистеть с него? А падать вниз?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 28 сен 2018, 23:18

Думаю, что все же Див не является реальным животным или птицей, а это художественное переосмысление результата похода Игоря, вначале гонористо раструбив на все четыре стороны о своем походе - "трубы трубятъ в Новh градh стоятъ стязи въ Путивлh". Думаю, на "стязях" и стоит искать изображение Дива, гордо следовавшего с войском в Степь и бесславно павшего после поражения Игоря на Каяле вместе с другими воинскими штандартами Игоря. Нельзя исключать и ироничесскую сторону образа Дива, как завуалированную насмешку над гонором Игоря.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 29 сен 2018, 20:40

Лемурий писал(а):
Волк на древо залезать умеет? А свистеть с него? А падать вниз?


Эти имена взяты русским переводчиком из книги Судей: 7, 8.
Орива -ворон, Зивъ -волк, Зевий, Саламан.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1911
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 29 сен 2018, 23:55

А не может ли быть расшифровкой образа Дива находящиеся здесь же "волци", "орли" и "лисици"?
И еще. Сумаруков предполагал в этих волках. орлах и лисицах тотемы половецких родов. изображенные на стягах половцев. А нет ли здесь противопоставления этих тотемов на половецких стягах, русскому Диву, изображенному на стягах Игоря?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 30 сен 2018, 11:45

Зивъ и Дивъ - это разные совершенно слова как по написанию, так и по значению.
Тотем- красивая версия, но он «кричать» от Волги до Сурожа не может. Рыбаков совершенно правильно отметил, что мы имеем дело с существом охраняющим, а не враждебным. Див предупреждает, велит послушать приграничные земли откуда со всех сторон стекаются половцы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 30 сен 2018, 22:53

Конечно же мы имем дело не с реальным образом Дива, а с неким мифологическим существом, наделенным сверхестественными способностями. Мифологическая подоплека этого образа подразумевает и фантастические особенности присущие Диву. Само слово "кликать" имеет и значение не только громко кричать, но и звать, созывать, сообщать, вещать. возможно, предвещать. Так в СС"СоПИ" "кликать" представлено и в виде - Кликать взывать, обращаться ко всем. - "Они клик кликал/ Хто бы ему сказал/ Хто бы ему сказал, да все про сужену. Григ. Арх. был. I, 284. Имеются же версии о свадебном походе за невестой для Владимира Игоревича.
Див может подразумевать под собой и боевой стяг и свадебный, который в реальности не может кричать, но это может быть и метафора, т.к. изображение на стяге многое могло рассказать о его хозяине. Мы же понимаем, что и половецкие стяги, которые несут к месту ристалища половцы говорят - глаголят метафорически, сообщая к какому половецкому роду относятся половецкие воины, спешащие окружить войско князя Игоря.
Так могло обстоять дело и с волками, орлами и лисицами, которые в реальности могли быть изображены на половецких стягах и так же "кричали" на Дива изображенного на стягах русских метафорически, с полотнищ этих стягов.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 окт 2018, 13:41

Для красивой версии Рыбакова нужны археологические находки наверший стягов, а те находки, на которые ссылается Рыбаков относились к конской упряжи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 01 окт 2018, 23:25

Лемурий писал(а):Для красивой версии Рыбакова нужны археологические находки наверший стягов, а те находки, на которые ссылается Рыбаков относились к конской упряжи.


Уважаемый Лемурий, речь может идти не о самих навершиях, а о стягах, которые так же располагались "вверху древа". Навершия конской упряжи встречаются в курганных погребениях скифской знати. В курганах простых жителей Скифии, не имеющих в погребениях сопутствующих их конских захоронений, тем не менее встречаются встречаются боевые навершия. Одно из таких боевых наверший довелось держать и мне. Точно не помню, что конкретно было изображено, но без сомнения представляло собой фигуру животного представляя собой изображение из так называемого "звериного стиля" наиболее любимом среди скифов.
Постараюсь поискать сведения о упоминаемом выше навершии в материалах археологии, в первую очередь в "Археологических открытиях".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31