Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 26 дек 2017, 17:55

Лемурий писал(а):Крикливая у Вас, Karl, Дивна получается. Её крик слышат звери от Волги до Судака.

Она (он? оно?) не кричит, а кличет. Сиречь зовет. А зов может быть разный, возможно это просто некий сигнал.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 26 дек 2017, 20:59

Karl писал(а):кличет. Сиречь зовет. А зов может быть разный, возможно это просто некий сигнал.
- а возможно и призыв
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 26 дек 2017, 22:55

Mitus писал(а):Бог бы с ним с ерем, но эта пропись может быть и ед. ч. и мн. ч.

Змїи в любом случае ед.ч. и не надо придумывать.

Изображение
Острожская Библия (Быт. гл.3)

Змїи же бя́ше мудрѣи́ши всѣ́хъ звѣ́рїи сущихъ на земли́ иже сътвори́ Госпо́дь Богъ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 26 дек 2017, 23:29

Mitus писал(а):- где это прописано?

Изображение

Самое время написать: «Простите, дядя Лемурий, за невнимательность...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 26 дек 2017, 23:35

Лемурий писал(а):Самое время написать: «Простите, дядя Лемурий, за невнимательность...»
- Вы сделали опечатку: "дядю Лемурия за невнимательность": читаем внимательно: "змiи же бяше ..... всhхъ звhрiи". Звери в каком числе прописаны? А ведь тоже i с двумя точками. Вот то-то и оно, что это Вам надо книжку Зализняка про домашних лингвистов почитать. Я почему свой вопрос предыдущий про i с двумя точками убрал? Да потому что когда Вы текст этот добавили то ясно стало что i с двумя точками к ед. числу отношения не имеет: "Змей же был мудрейший из всех зверей" А раз мне всё это ещё яснее стало, то зачем вопросы задавать? Только лишь по этому вопрос и удалил. Смотрите внимательнее что выкладываете.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 27 дек 2017, 10:14

Даже не сомневался, что не признаете. При чём тут звери в мн.ч., если змїи в ед.ч. так писался, так что опечатки НЕТ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 27 дек 2017, 11:03

Лемурий писал(а):Изображение
Острожская Библия (Быт. гл.3)

Тут два места, где упоминается этот персонаж
Змїи же бя́ше ...
И ре́че змїй женѣ́ ...


Изображение
https://www.youtube.com/watch?v=OtgAy7Fk3cI
Саблина Н. П. Уроки церковнославянского языка для детей и взрослых.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Валерий Колесников » 27 дек 2017, 11:34

Лемурий писал(а):
Mitus писал(а):Бог бы с ним с ерем, но эта пропись может быть и ед. ч. и мн. ч.

Змїи в любом случае ед.ч. и не надо придумывать.

Змїи же бя́ше мудрѣи́ши всѣ́хъ звѣ́рїи сущихъ на земли́ иже сътвори́ Госпо́дь Богъ.


В приведенном отрывке из Бытия, три раза упоминается этот персонаж. В последней строчке "И рече змий жене" фраза повторяется. Во втором отрывке мы видим,что слово "Змiй" в фразе :"И рече змей жене что так говорил бог" имеется надстрочный знак "ий" краткого, а в последующих на писаниях этого слова надстрочного знака нет. Это говорит о том, что в каждом конкретном случае надо руководствоваться контекстом, а не примерами написания из других цитат.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 27 дек 2017, 11:53

Karl писал(а):Саблина Н. П. Уроки церковнославянского языка для детей и взрослых.

Отличное пособие для Mitus - И десятеричное: ї

https://www.youtube.com/watch?v=NKdxKp3rb2s
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 27 дек 2017, 19:26

У Златоуста встречал фразу "иереи(клирики) бо суть высокопарящие орли",
а здесь "яко орёл к горе взлетает умом, с??рзумеющей братией"
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=012&pagefile=012-0035
12. (2023.) Сборник, устав., исх. ХIІ или нач. ХІIІ века, в четверть, 202 листа.

Лист 28, 4 стр. от верха.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 27 дек 2017, 21:16

Лемурий писал(а):Отличное пособие для Mitus - И десятеричное: ї
- СПАСИБО, но как местный нигилист укажу, что при оформлении написания чисел буквами ставится не одна точка справа, как лектор Вам тут сообщила, а две точки с обеих сторон. 2-й недостаток этой лекции в том, что она не рассказала в какое время эти самые две точки над i появились. А. А. Зализняк отрицает и-десятеричное в тексте СПИ, но не не уточняет о тексте СПИ какого века он имел это мнение и думаю что даже и для СПИ-12 он тут переборщил.
Последний раз редактировалось Mitus 27 дек 2017, 21:52, всего редактировалось 5 раз(а).
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 дек 2017, 12:18

userdez писал(а):У Златоуста встречал фразу "иереи(клирики) бо суть высокопарящие орли",
а здесь "яко орёл к горе взлетает умом, с??рзумеющей братией"
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=012&pagefile=012-0035
12. (2023.) Сборник, устав., исх. ХIІ или нач. ХІIІ века, в четверть, 202 листа.

Лист 28, 4 стр. от верха.

Это называется «стремление к горнему», аки Боян мыслью к горнему восходил, что есть в сочетании с 10-струнными гуслями-псалтырь, образ гимнографа:

Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Сперва должно исповедаться Господу в гуслех, то есть телесные действия производить стройно. Поскольку мы грешили телом, когда представили уды наши рабы греху в беззаконие (ср.: Рим. 6, 19), то и исповедуемся телом, употребив то же орудие к истреблению греха. Ты злословил? Благословляй. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовал? Утешь. Ты убил? Претерпи мученичество или, что равносильно мученичеству, при исповедании изнури свое тело. И тогда по исповедании достоин ты петь Богу во псалтири десятоструннем. Сперва должно исправить действия телесные, чтобы совершались согласно со словом Божиим, а потом уже восходить к созерцанию мысленного.

Псалтирем, может быть, называется ум, ищущий горнего, потому что орудие сие, по устройству своему, силу издавать звуки имеет вверху. Посему телесные действия исповедуются Богу как бы снизу, а тайны, возвещаемые умом, имеют причину свою свыше, так, как ум издавал бы звуки чрез Духа. Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве.
---------
Святитель Василий Великий Беседы на псалмы . Беседа на псалом тридцать второй.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 дек 2017, 17:48

Лемурий писал(а):Это называется «стремление к горнему», аки Боян мыслью к горнему восходил, что есть в сочетании с 10-струнными гуслями-псалтырь, образ гимнографа:

Ну не православная это традиция на "гуслях бряцать"
при богослужении. Встречал в рукописях красивое
русское слово "писательник". Образ гимнографа
и без гуслей, но с пером хорош.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 дек 2017, 21:55

Это потому, Усердец, что Вы гимнографов Студийского Устава путаете с песнотворцами (=гимнографами) старого времени. Так вот во времена ДО Студийского Устава (Устава Великой Константинопольской Церкви) и обязательное музыкальное сопровождение было, и дохристианские лады использовали, именуемые «ТРОПЫ», и народ был духовный, всё больше восходил мыслью к горнему, а некоторые гимнографы ещё и летописи писали. Один из них Иларион (=Боян по дню поминовения) гимнографом был, а как схиму принял - имя сменил на Никона Великого, так он и «речь первых усобиц», как бы это сказать чтобы его не обидеть, «вспомнил» и про Редедю и Мстислава так горячо писал, что переборщил и зарезал Мстислав Редедю с помощью обращения к Богородице, хоть сам же некоторыми строками ранее «вспоминал речь», что ряд был биться БЕЗ оружия.

Как бы то ни было считаю нужным поздравить всех участников с Новым 2018 годом!
Сия красноречивая картинка-подсказка скажет речь за меня:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 янв 2018, 10:57

Здравствуйте , Лемурий!
«В поединке по рукопашному бою разрешается проводить контролируемые удары, броски, удержания, болевые и удушающие приемы в определенных положениях бойцов. Бросок - действие бойца, в результате которого противник теряет равновесие и падает, касаясь поверхности ковра какой-либо частью тела, кроме ступней ног, т.е. оказывается в одном из положений лежа. Борьба́ — единоборство, рукопашная схватка двоих людей, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног.»
Т.е. упал противник ,значит , он побежден .
« В год 6530 (1022). Пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов. Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю». Мстислав , сначала победил Редедю броском на землю , а только потом , как победитель он мог либо оставить его в живых, либо убить . Мстислав убил Редедю уже после своей победы над ним в борьбе . «И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, придя в Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего дня в Тмутаракани.». Все правила борьбы Мстислав выполнил . После броска Мстислава Рередя не устоял на ногах и упал на землю , а ,значит, и проиграл бой.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34