Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 мар 2024, 19:38

Оцифрована.
ГИМ, Синод № 330., Устав церковный, последняя четверть 12 века.
https://catalog.shm.ru/api/spf/x2Ax-5bX ... 000&h=1000

https://catalog.shm.ru/api/spf/2z2zcrdf ... 5YH0u.data
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1969
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Wagner » 31 мар 2024, 23:47

Уважаемый Лемурий,

несколько коротких заметок к Вашим последним сообщениям.

«Боголюбивому князю Ярославу любяще Берестовое и церковь ту сущую Святыхъ апостолъ и попы многы набдящю, и в них же бѣ прозвутерь, именемь Ларионъ, мужь благъ, и книженъ и постникъ, и хожаше с Берестового на Дьнѣпръ, на холмъ, кде нынѣ ветхый манастырь Печерьскый, и ту молитвы творяше, бѣ бо лѣсъ ту великъ. Иськопа ту печеръку малу, 2-саженю, и приходя с Берестового, отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайнѣ…»

В данном фрагменте из ПВЛ год 1050 имеется биографический факт из жизни святителя Илариона, когда он был пресвитером (в сане иеромонаха) и служил в храме при загородной резиденции Ярослава Мудрого в Берестове. Ныне это историческое место в Киеве в Печерском районе города на «Венгерском тракте» на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, и является верхней частью Киево-Печерской лавры. В прошлом это было княжеское село Берестово к востоку от раннего города Киева. Название происходит от местного названия полевого вяза «берест». В то время в деревне располагался пригородный дворец великого князя Ярослава Мудрого (не сохранился). В летописи упоминается церковь святых апостолов в Берестове (позднее Спасская церковь как часть Свято-Спасского монастыря, который был построен вокруг этого храма). Здесь были похоронены дочь Владимира Мономаха, Евфимия (1138), Юрий Длиннорукий (1157) и Глеб Киевский (1171).

Дословный перевод фрагмента:
«Боголюбивому князю Ярославу любящего Берестово и находящуюся там церковь в честь святых апостолов и постоянно заботившемуся о многих священниках, среди которых и пресвитер по имени Иларион, человек почтенный, учёный и постник, ходящий с Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и там молитвы совершающий, ибо лес там большой. Епископов там в Печерске мало, два посаженных, и приходя с Берестова, отпевают часы и молятся там Богу втайне».

Комментарии к переводу:
мужь книженъ – грамотный, учённый человек
постникъ – человек, который много постится, строго соблюдая посты
лѣсъ ту великъ – имеется ввиду глухое и безлюдное место (в XI в. эта местность была покрыта густым лесом, куда удалялся для молитвы и Иларион, который выкопал там для себя пещеру)
саженю (м.ч.) – от гл. «сажати» в знач. посадить, возвести на престол (в данном случае – епископский).
отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайнѣ – совершают краткие богослужения, установленные для каждого времени суток, но не служат литургию, т.е. молятся по-тихому, никому ничего не говоря, чтобы исключить епархиальное управление, и не выделять средства на содержание монастыря

В этом обращении к великому князю, который «излиха же бе любя черноризьци», звучит просьба выделить средства из казны на содержание «ныне ветхого монастыря», и поставлении епископом «епископов там мало», «мужа благ» пресвитера Илариона, который часто молится там и позаботился бы о благе монастыря. Просители рассчитывали на два очевидных обстоятельства. Ярослав Мудрый выделял много средств для распространения и укрепления христианской веры, считал храмостроительство, основание монастырей, умножение числа священнослужителей, их надлежащее обучение, поощрение книжного дела. Заботясь о поставлении священников в нужном числе, он распорядился выдавать на содержание храмов и служащих в них клириков ругу – средства из казны, от княжеских доходов. Священников он назидал: «…учити людий, и приходити часто к церквамь, попови бо часто достоить учити людий, понеже тому есть поручено Богом. И умножишася прозвутери и людье хрестьяньстеи. И радовашеся Ярослав, видя многи церкви и люди крестьяныи зело».
А также и то, что Иларион был явно приближен к князю, будучи пресвитером в храме в его загородной резиденции. Расчёт полностью оправдался.
Через год «в лето 6559 (в 1051 г.) постави Ярослав Лариона митрополитом Руси в святей Софьи, собрав епископы», а ветхий монастырь в глухом лесу в последствии стал частью лавры – одной из важнейших православных святынь.

Судьбу Илариона, почти через сто лет, как под копирку повторил второй русский митрополит «книжник и философ» Климент (Клим) Смолятич (кроме причисления к сомну святых). Иларион был канонизирован в лике святителя (святого епископа), т.е. он скончался в сане архиерея.

Священник (иерей, пресвитер) – вторая степень священства. Он может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Для служения литургии священник облачается в специальные одежды. Главная часть, которой, епитрахиль – символ благодати священника. Поэтому без нее священник не совершает ни одного священнодействия. На епитрахили изображаются шесть крестов — по числу шести таинств, которые он может совершать. Седьмое таинство – рукоположение – может совершать только архиерей.
Епископ (архиерей) – третья, высшая степень священства, он может совершать все таинства и священнодействия. Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты, которы возглавляют крупные епархии и некоторые поместные Церкви. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.

Сан епископа, как высшая степень священства даётся пожизненно, из него нельзя перейти в более низшую степень. Епископа нельзя лишить сана (только в случае смертного греха и отлучения от Церкви). Епископа можно низложить – отстранить от должности, например, управления епархией, но у него остается благодать священнодействия, и он может совершать все таинства. Даже заключенный патриарх Никон, до конца жизни остался епископом и мог совершать богослужения в пределах своего заточения.
Когда человек подстригается в монахи, он отрекается от мирской жизни и становится другим человеком, поэтому меняет имя, если монах священнослужитель переходит в высшую степень отречения (схимник, отшельник, который даёт обет молчания), то также может сменить имя, т.к. не осуществляет священнодействия, а постоянно молится в уединении, только изредка присутствуя на богослужении, чтобы причаститься, проститься с кем-нибудь почившим из братии монастыря и т.п. Прекращая взятый на себя обет, черноризец может вернуть предыдущее монашеское имя и совершать таинства, в соответствии своему сану. Но как правильно замечено в Вашем предыдущем сообщении, это весьма редкие случаи.
Что касается выхода из схимы, то схимнику из рядовых монахов нет никакого резона отменять обет и нести послушания в монастыре, в том числе и тяжёлые хозяйственные работы. Другое дело схимник из епископов, которому по каким-либо причинам предложили высокую должность…

Mit freundlichen Grüßen
Wagner
Der Wahrheit dienen!
Аватара пользователя
Wagner
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 13 авг 2006, 12:44

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 апр 2024, 01:09

Спасибо за интересный комментарий, уважаемый Wagner, но на Ваши замечания есть два возражения по ключевым аргументам:

Wagner писал(а):Иларион был канонизирован в лике святителя (святого епископа), т.е. он скончался в сане архиерея.

Вот тут Вам Усердец, поблагодарим его за эти находки, зело возразит, канонизировали Илариона, но почему тогда не канонизировали Никона Великого, хоть на иконах он всегда изображается с нимбом? Дело в том, что братия знала о его уходе в монахи и это есть в рукописях, Лариона называют Великим черноризцем как черноризца Никона Великого и в тоже время святым Ларионом, митрополитом Киевским:

Ф.304/I №703. Патерик скитский л. 205. Слово 30, святого отца нашего Лариона черноризца (Великаго). Нач. (В)си иже мира сего отвергъшеся, иже образ иночьскый приимше.

Ф.304/I №13. Сборник л. 210. Слово святаго Лариона, митрополита киевьского (избр. 1051 г.). Нач. Потщимся, братие и сестры, к вечней жизни светлей, яже нам Господь, по своей милости, туне даеть. Издано в Приб. к Твор. св. Отцев 1844 г., стр. 293–296

Wagner писал(а):Епископа нельзя лишить сана (только в случае смертного греха и отлучения от Церкви). Епископа можно низложить – отстранить от должности, например, управления епархией, но у него остается благодать священнодействия, и он может совершать все таинства.

    «Согласно 2-му правилу Константинопольского (так называемого Софийского) собора 879 г., епископ, становящийся монахом, отказывается от архиерейства, т.е. снимает с себя сан (Прав. поместн. соборов, 11, с. 869 873; ср. о несовместимости монашества с архиерейским саном: Голубинский, І/1, с. 347, 354-359, 929-931; Голубинский, НІ/2, с. 33, примеч. 2). После того как епископы начинают ставиться из монахов, это правило применяется к схимникам (см.: Нитс, 1910, с. 497-498): соот-ветственно, архиерей, принимающий схиму, отказывался от архиерейства (см.: РИБ, VI, Nº 12, стло. 134, вопр. 15; Бенешевич, II, Nº 17, с. 116, вопр. 20; Голубинский, 1/1, с. 356, примеч. 2; Голубинский, І/1, с. 167, примеч. 2; К. Никольский, 1907, примеч. 1; Б. Успенский, 1998, с. 272, примеч. 26)...»( Успенские 2017:60 Прим.15 )
Тут Вы ответили на второй вопрос, который хотел задать, останется ли у епископа/митрополита святительский сан, если он решает снова стать монахом - значит остается, т.е. Иларион, вернувшись в монашество, сан священника (пресвитера) сохранил, но сана архиерея лишился, поэтому и имя поменял. С Климентом такая же история, став снова монахом, он сменил бы имя, оставшись в святительском сане, т.е. «свой поп Даниил» у сына Изяслава Мстиславича вполне может быть митрополитом Климентом Смолятичем, ушедшего в монахи и сняв с себя сан архиерея, оставив только святительский сан.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24168
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 апр 2024, 16:56

С упоминанием Иллариона схимника среди печерских святых Дальних Пещер не всё так однозначно:

Редактором ДКС был "ходына" (от ходити) до Тмуторокани Никон Великий, все его вставки написаны от имени самовидца тмутороканских событий. Версия о том, что бывший митрополит Иларион писал со слов Никона, а сам он довольствовался ролью пассивного переписчика - маловероятна. Более вероятна версия М.Д. Присёлкова, что митрополит Иларион, сняв с себя сан архиерейства, сменил имя, но остался со святительским саном черницом - пресвитером, т.е. иеромонахом - "и повелѣ великому Никону острѣщи и́, прозвутеру тому сущю и чьрноризьцю искусьну..." (ЖФП)

С темой времени канонизации Илариона/Никона тоже вопрос открытый, с одной стороны в старых рукописях его уже называют "святым" (см. выше), а с другой по источникам до конца XII века канонизировали только 10 человек:

См. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви, М.1903, С.40-63

1- 2. Кн. Борис и кн. Глеб
3. Феодосий Печерский
4. Никита, еп. Новг.
5. Кн. Ольга
6. Кн. Мстислав Великий
7. Кн. Игорь Ольгович (уб.1147)
8. Антоний Печерский
9. Леонтий, еп. Ростовский (ум.1077)
10. Кн. Всеволод, кн. Новгородский, позже Псковский, сын Мстислава Великого (ум.1138), в СПИ "Не бысть ту брата ..Всеволода, почитание в Пскове с 1192 г.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24168
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 05 апр 2024, 09:33

В выписках из Студиского Устава рукописи ГИМ, Син., №300., в главе "О попех... " два раза упоминается "истязать и опасно истязати". И это по контексту явно не пытки, а просто
допрос с пристрастием(словесным). То есть попа в 1378 г. вряд ли пытали (много истязаша).
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1969
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 05 апр 2024, 09:40

В выписках из Студиского Устава рукописи ГИМ, Син., №300, посл. четв. 12 века, в главе "О попех... ", лист 231, два раза упоминается "истязать и опасно истязати". И это по контексту явно не пытки, а просто
допрос(опрос) с пристрастием(словесным). То есть попа в 1378 г. вряд ли пытали (много истязаша).
https://catalog.shm.ru/api/spf/2z2zcrdf ... 5YH0u.data
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1969
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 апр 2024, 11:59

userdez писал(а):В выписках из Студиского Устава рукописи ГИМ, Син., №300., в главе "О попех... " два раза упоминается "истязать и опасно истязати". И это по контексту явно не пытки, а просто допрос с пристрастием(словесным). То есть попа в 1378 г. вряд ли пытали (много истязаша).

В церковном Уставе Ярослава см. Ключевский В.О. "Церковные уставы христианских князей Руси" // Полный курс лекций . Лекция 15. это называется:

    - епитимия "[т. е. либо временное лишение некоторых церковных благ, либо известные нравственно-покаянные упражнения]";
    - арест при церковном доме;
    - телесное наказание.
Все эти возможные для клирика наказания к попу, пришедшему из Орды, и применили:

    "...егда бысть побоище на Воже с Бегичемъ, изнимаша на той войне некоего Попа, отъ Орды пришедша и обретоша у него злыхъ зелiй лютыхъ мешекъ, и много истязаша, послаша его на заточенiе на Лаче озеро, идеже бе Данило Заточеникъ..." (Троицк. 1378)
"Телесные наказание" - это не членовредительство, не средневековые пытки, а порка с толком и расстановкой. Монахи и сами себя подвергали самобичеванию, это общеизвестная практика.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24168
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 05 апр 2024, 14:50

Согласен, что выпороть надо.
На листе 234 интересное замечание про " первую лесть", которая не прощается и не дается епитимия в год или три, а мних отсылается, скорее в р-н Лаче(в нашем случае с Заточником 12 века). Плюс "Словеса злы не на добро бывают" и смущают сестер, если правильно перевел слово под титлом.
Возможно наш Заточник был "ходок", не путаем с "ходыной")).
Отсюда и все его пассажи о женах, которые его, бедолагу, сгубили.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1969
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 апр 2024, 16:18

userdez писал(а):Возможно наш Заточник был "ходок", не путаем с "ходыной".

Да нет, он же сам написал как в церковный дом на заточение попал:

    Се же бѣ написах, бѣжа от лица художества моего,
    Аки Агарь рабыни от Сарры, госпожа своея.
Художьство - это 1) искусство, 2) опытность, 3) знание, 4) хитрость, лукавство, 5) деяние, поступок, 6) худые дела, 7) занятие, 8.) ремесло, 9) изделие, 10) способ, средство, 11) деяние, сила, 12) наставление см. Срезн. III - 1415-1416

А что такого "поп Даниил" мог сделать, чтобы в заточение попасть? Например, написать "Слово" против киевского князя и призвать на его место его политического соперника Всеволода Большое Гнездо:

    "А чи диво ся, братіе, стару помолодити? Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнезда своего въ обиду"

    Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти?... Ты бо можеши посуху живыми шереширы стрѣляти – удалыми сыны Глѣбовы!
    [посла Всеволодъ Рязяньскии князи, и вогнаша в товары Святославлѣ и потопташа ѣ, а инѣхъ изоимаша, а другия исѣкоша..." (Ипат.1180)]
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24168
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 05 апр 2024, 19:33

Я бы взял пункт 6 "худые дела". Да и посмотрите, аки кто? Женщины. В Ветхом Завете есть примеры "побегов и удаления" более значимые связанные с мужчинами, но нет, для примера берутся жена Сарра и Агарь, с неоднозначной репутацией. Не зря Заточник намекает на репродуктивную функцию(зачатие и беременность). Не будем только вспоминать Иллариона с Сарой и Агарью. Там теологические размышления о законе, благодати и толкования.

Знаю, что сразу скажите "нет", учитывая возможный возраст Клима, но Заточник "юн возраст имею".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1969
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 05 апр 2024, 22:36

Надо разобраться и с этой фразой про "художества его".
Да не восплачюся, рыдая, аки Адамъ рая;
Пусти тучю на землю художества моего.

Не спроста он два раза упоминает "художество", здесь кроется подсказка грехопадения, но какого?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1969
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 апр 2024, 23:11

userdez писал(а):Не зря Заточник намекает на репродуктивную функцию(зачатие и беременность). Не будем только вспоминать Иллариона с Сарой и Агарью. Там теологические размышления о законе, благодати и толкования.

Конечно, это образы Закона и Благодати - и у Илариона, и у Климента они есть:

    «Образъ же закону и благодѣти Агаръ и Сарра, работнаа Агаръ и свободнаа Сарра, работнаа прѣжде, ти потомь свободнаа, да разумѣеть, иже чтеть!»(СЗБ)
У Илариона это не образ библейских женщин, это образ Русской Церкви, зависимой от Костантинопольского патриархата, а ей нужна автокефалия, подробно у М.Д. Приселкова в «Очерках», поскольку «новые народы» пришедшие из язычества к Благодати христианства должны быть равны, вот что хочет донести читающим Иларион.

    «тако Иаков двѣ женѣ имѣ, Лию убо въ образ израильтескых людий, тѣмь и очима болна бѣ, понеже израильтестии людие покров имѣаху на сердци, и Рахиль, — иже от языкъ людие, того и красну блаженое Писание его глаголет, яко тѣм иже от языкъ людие вѣрною добротою приспѣваху…»(ПКС)
Климент тоже показывает библейскими женщинами те же образы: больная глазами Лия у него образ Закона, прекрасная Рахиль - образ язычников, пришедших к Благодати христианства.

userdez писал(а):Знаю, что сразу скажите "нет", учитывая возможный возраст Клима, но Заточник "юн возраст имею".

Сравните с текстом Киево-Печерского патерика (ркп. РГБ, собр. Румянцева, № 305):

«К сему [к Антонию] прииде блаженный Феодосие, млад сый възрастом, разумомъ же старъ…»

Подобную «самоуничижительную» формулу находим и в Житие Сергия Радонежского:

«аще бо и млад сый възрастом телесным, но старъ сый смысломь духовным...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24168
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 апр 2024, 23:39

userdez писал(а):Не спроста он два раза упоминает "художество", здесь кроется подсказка грехопадения, но какого?

В церковном доме в заточении просто так не сидят, «художество», конечно, было. Моё мнение, что этим «художеством» был призыв к смене киевского князя. Митрополит, хоть и бывший, хотя и авторитет, но примирение Мстиславичей с Олеговичами было важнее, вот и решили пожертвовать «своим попом» Мстислава Изяславича.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24168
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 06 апр 2024, 00:21

    «Се же бѣ написах, бѣжа от лица художества моего,
    Аки Агарь рабыни от Сарры, госпожа своея...»
    (СДЗ)
Если это отсылка к СЗБ то там про Агарь так: «работнаа прѣжде, ти потомь свободнаа, да разумѣеть, иже чтеть!

Если бежал от лица художества своего как рабыня от своей госпожи, то Климент бежал от Ростислава в 1164, после того как он его митрополитство на паволоки променял.
Вначале говорил- не надо довольствоваться малым: «Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: «Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение» (СДЗ), а после византийских подарков: «Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть…»(СДЗ)
Летописная статья Ипат.1164, оборванная на полуслове, говорит о том, что клирик из летописной братии бежал от Ростислава аки Агарь от Сарры.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24168
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 06 апр 2024, 08:56

Хороший пример о Феодосии. Только он действительно был молод(отрок), когда пришел к Антонию. В другие м-ри его и не приняли по этой причине(юн возраст).
https://lib-fond.ru/lib-rgb/256/f-256-305/
РГБ, Ф 256(Румянцева), № 305, 15 век, Патерик Печерский .
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1969
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10