Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 окт 2018, 12:09

«Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос
(с)

Уважаемый краевед, очень сомневаюсь чтобы на хоругвях в христианское время зверюшек языческого периода рисовали.

Хотя есть одна птица данов, которая была у Рюрика Ютландского на знамени, по легенде если эта птица «взбивалась» трепетала, как будто махала крыльями - войско побеждало, если слагала крылья - проигрывало:

:arrow: см. НГ: Литейная форма из Старой Ладоги: сокол или ворон?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 02 окт 2018, 23:59

Лемурий писал(а):«Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос
(с)

Уважаемый краевед, очень сомневаюсь чтобы на хоругвях в христианское время зверюшек языческого периода рисовали.

Хотя есть одна птица данов, которая была у Рюрика Ютландского на знамени, по легенде если эта птица «взбивалась» трепетала, как будто махала крыльями - войско побеждало, если слагала крылья - проигрывало:

:arrow: см. НГ: Литейная форма из Старой Ладоги: сокол или ворон?


Уважаемый Лемурий, мы с Вами уже обсуждали вопрос, да и Вы сами указывали, что Игорь в начале похода оказывается во власти языческих сил, и Див нисвергнутый после поражения может оказаться вполне языческим символом. Только в конце "Слова" Игорь обретает в душе Бога, который прощает его и возвращает из плена. Возможно, именно такое развитие сюжета - победа Бога Христианского над языческими силами и спасла в свое время от уничтожения "Слово", хранившееся в монастырских библиотеках. О.Сулейменов в свое время упоминал, что многие древние тексты. написанные на пергементах были смыты как не отвечающие догматам церкви. В то же время "Слово" в древности написанное на пергаменте было удостоено чести быть переписанным на бумаге. Конечно. жаль, что до нас не дошел тот единственный экземпляр.
Относительно птицы как образа фантастического Дива, вполне возможно, скрывается расшифровка в "Слове" по Е.К.

НОЩИРЦИЛЕБЕ ДИ РОСПУЩЕНИ
ИГОРЬКЪДОНУ ВО ИВЕДЕТЪУЖЕБО
БЕДЫЕГОПАСЕ ТЪ ПТИЦЬ ПОДОБИЮ

ДИВО ТЪ ПТИЦЬ ПОДОБИЮ

Опять же не могу не отметить получившуюся довольно логическую конструкцию ДИВО ТЪ ПТИЦЬ ПОДОБИЮ
Речь может идти о каком-то подобии птицы, восседающей на древе. Не какой- то реальной птице, а символическом изображении фантастической птицы.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 03 окт 2018, 11:38

Уважаемый краевед, если Христос отверг Игоря и последний оказывается во власти языческих сил, то это не значит что хоругви Игоря с языческими символами стали, а раз так, то Ваша версия о Диве на полотнище знамени не работает.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 03 окт 2018, 22:03

Уважаемый Лемурий, Христос не отверг Игоря, а подверг испытаниям, наказанием его за гордыню, за его страшное преступление в отношении жителей города Глебова - христиан поражением на реке Каяле. Сюжет "Слова" построен таким образом, что в нем значительная часть повествования отведена упоминанию языческих божеств. Мы знаем. что перед походом в Степь Игорь разрушил переяславский город Глебов, жестоко расправившись с его жителями - христианами, тем самым вызвав гнев у Бога. Даже то, что Игорь это сделал, мстя за разрушение своих городов Владимиром Глебовичем, не оправдывает его действий. Только Господь властен вершить правосудие над христианами. В Глебове пострадало безвинное население и Божья рука вершит правосудие над Игорем на Каяле. В этом случае Каяла выступает как место Божьего суда. Игорь ввергнут во власть темных сил и ему дано испытание пленом как Божье наказание. Игорю предоставлен выбор, или остаться во власти языческих сил или вернуться в лоно Божье. Образ Дива, который сопутствует Ольговичам в походе, возможно, и не имел реального воплощения в действительности, но то, что Див представляет собой нечто охраняющее войско русичей в походе представляется вполне приемлимым. Думаю, что сам образ Дива имеет отношение к языческим силам, Игорь попадает под власть языческих темных сил, идя в поход вскоре после захвата Глебова. Падение Дива после поражения Игоря может олицетворять падение языческого символа в борьбе с Христом, а половцы являются орудием наказания за гордыню - "се батог его". Вполне возможно, что одним из доминирующих составляющих идейного замысла "Слова" является рассказ о катарсисе главного героя "Слова", проходящего путь покаяния.
Повествование "Слова" как бы разделено на две части - языческую и христинскую, значительна часть произведения содержит в себе упоминание языческих божеств, и только в конце "Слова" мы видим упоминание о христианском Боге. Язычество - это прошлое Руси, оно кончается с падением Дива. Будущее Руси автором связывается с Христом - Спасителем.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 03 окт 2018, 22:51

краевед писал(а):Христос не отверг Игоря, а подверг испытаниям, наказанием его за гордыню...

Уважаемый краевед, а как же покаянная речь Игоря, где он говорит:

    «...вижю отмѣстье от Господа Бога моего... Но, владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца...»
Разве сам Игорь не утверждает, что его Господь отверг? Он лишь просит не отвергать до конца.

краевед писал(а):Повествование "Слова" как бы разделено на две части - языческую и христинскую, значительна часть произведения содержит в себе упоминание языческих божеств, и только в конце "Слова" мы видим упоминание о христианском Боге.

Про упоминание языческих богов в СПИ подробно писал здесь.

В основном это обращение к старым временам, философский путь истинного пути к христианству, об этом писали Иларион (Боян) и Климент. Сперва был Завет, который приняли иудеи при Аврааме, а язычники так и остались язычниками, затем иудеи приняли Закон при Моисеи, но когда пришёл Иисус, иудеи отвергли его, оставшись в Законе, а язычники приняли Благодать христианства, именно поэтому путь язычники - христианство более правильный (так считали Иларион и Климент).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 04 окт 2018, 23:47

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Христос не отверг Игоря, а подверг испытаниям, наказанием его за гордыню...

Уважаемый краевед, а как же покаянная речь Игоря, где он говорит:

    «...вижю отмѣстье от Господа Бога моего... Но, владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца...»
Разве сам Игорь не утверждает, что его Господь отверг? Он лишь просит не отвергать до конца.

краевед писал(а):Повествование "Слова" как бы разделено на две части - языческую и христинскую, значительна часть произведения содержит в себе упоминание языческих божеств, и только в конце "Слова" мы видим упоминание о христианском Боге.

Про упоминание языческих богов в СПИ подробно писал здесь.

В основном это обращение к старым временам, философский путь истинного пути к христианству, об этом писали Иларион (Боян) и Климент. Сперва был Завет, который приняли иудеи при Аврааме, а язычники так и остались язычниками, затем иудеи приняли Закон при Моисеи, но когда пришёл Иисус, иудеи отвергли его, оставшись в Законе, а язычники приняли Благодать христианства, именно поэтому путь язычники - христианство более правильный (так считали Иларион и Климент).


Уважаемый Лемурий, а как это, не отвергни меня до конца?
1. Покаянная речь потому и покаянная, что Игорь просит Бога не оставить его в беде. т.е. он надеется, что Господь не отверг его полностью. В покаянной речи Игорь понимает, что Бог дает ему шанс на спасение, оставив его в живых. Смерть Игоря означала бы гибель нераскаявшегося князя и это понимает и сам Игорь, прося Бога не оставить его в дальнейших испытаниях.
2. Это только говорит о том. что "Слово" представляет собой философское размышление, автор произведения продолжает размышления своих предшественников, что дает повод считать "Слово" не светским произведением, а религиозно-философским, где в качестве развития сюжета был взят поход Игоря на половцев. В этом случае поизведение могло быть написано и в конце 12 в. и в конце 13 века, особенно если учесть летописный рассказ 1298 г. о смерти Владимира Васильковича и то, что его везли на "декабрьских санях".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 05 окт 2018, 07:11

краевед писал(а): Смерть Игоря означала бы гибель нераскаявшегося князя и это понимает и сам Игорь,
- Игорь ничего такого заумного не думал: "луце же бы потяту быти ..." - давно уж он к смерти готов. Когда умирал бы - тогда бы и покаялся. Вот, ровно как и сейчас - был побеждён и начал вспоминать события. Я к тому, что Вы за Бога ничего там не додумывайте. Пути Господни неисповедимы. Бог милостив и не желает людям зла.
краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, а как это, не отвергни меня до конца?
- да так как и написано. Бог никогда никого не отвергает: "Я пришел призвать не праведников, но грешников". Слова Игоря про не отвергни меня до конца это просто русский язык и не надо его перемусоливать. См. Татьяна Зинченко о замысле Божьем в отношении гордыни князя Игоря.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 окт 2018, 10:10

краевед писал(а):1. Игорь просит Бога не оставить его в беде. т.е. он надеется, что Господь не отверг его полностью. В покаянной речи Игорь понимает, что Бог дает ему шанс на спасение, оставив его в живых. Смерть Игоря означала бы гибель нераскаявшегося князя и это понимает и сам Игорь, прося Бога не оставить его в дальнейших испытаниях.

Уважаемый краевед, в этом и задумка Автора, Игорь отвергает Божье знамение и оказывается во власти «темных» сил, см. Ужанков А.Н. В свете затмения..., с коими одерживает сокрушительное поражение. Какой христианин напишет, что поражение Игорь потерпел под покровительством Божьим?

краевед писал(а):2. Это только говорит о том. что "Слово" представляет собой философское размышление, автор произведения продолжает размышления своих предшественников, что дает повод считать "Слово" не светским произведением, а религиозно-философским, где в качестве развития сюжета был взят поход Игоря на половцев. В этом случае поизведение могло быть написано и в конце 12 в. и в конце 13 века, особенно если учесть летописный рассказ 1298 г. о смерти Владимира Васильковича и то, что его везли на "декабрьских санях".

Чтобы не уходить в сторону, сразу скажу, что саней в СПИ никаких НЕТ, а есть болонь реки Сан, на которой стоит Перемышль. «На болони бѣша дебрь(с)ки Сан<и> и несош<а ся> къ синему морю». Болонь- низина реки и подразумевает наличие гидронима для определения точного места происходящего.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 05 окт 2018, 19:40

Лемурий писал(а):Рыбаков совершенно правильно отметил, что мы имеем дело с существом охраняющим, а не враждебным. Див предупреждает, велит послушать приграничные земли откуда со всех сторон стекаются половцы.


Промолчал бы, но когда-то Вы мне открыли
"страшную Государственную Тайну" про границу.

Как бывший пограничник открою Вам одну "тайну": пограничники бывают с ОБОИХ сторон, иначе какая же это "граница".

«Не болтай!»(с)
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 окт 2018, 21:50

Дорогой Усердец, шутку оценил, но плакат ВОВ к СПИ не относится. Будет ли у Вас возможность приехать в Ярославль 19-20.10.2018 на X чтения по Культуре ДР ? Был бы рад Вас там увидеть!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 06 окт 2018, 06:46

Спасибо за приглашение!
Было бы интересно личное знакомство с Вами, возможность
задать пару вопросов о Диве Лидии Викторовне..., но к
сожалению не получится.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 07 окт 2018, 00:03

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, в этом и задумка Автора, Игорь отвергает Божье знамение и оказывается во власти «темных» сил, см. Ужанков А.Н. В свете затмения..., с коими одерживает сокрушительное поражение. Какой христианин напишет, что поражение Игорь потерпел под покровительством Божьим?

Уважаемый Лемурий, с интересом прочел работу А.Н.Ужанкова и во многом с ним согласен. Собственно, и я писал о том, что как летописец. так и автор "Слова" связывают поражение Игоря с Божьим гневом. Вопрос не в том, какой христианин не просто напишет, а дерзнет написать, "что поражение Игорь потерпел под покровительством Божьим". В покаянной речи Игоря Ипат. л. и в "Слове" как летописец, так и поэт ищут причины поражения Игоря именно не в покровительстве Игоря Богом. а напротив, в гневе Божьем. При этом летописец и поэт идут разными путями построения своих философских размышлений. Летописец только в конце повествования о пленении Игоря на поле боя вкладывает в уста князя покаянную речь, в которой Игорь признается в своих грехах перед Богом, которые послужили поводом для Божьего наказания. Автор "Слова" уже в первых строках своего произведения упоминанием о языческих силах дает понять, что Игорь только собираясь в поход уже совершает не Богоугодное дело и попадает во власть темных сил. В этом случае можно наблюдать своеобразный ответ автора "Слова" на летописный рассказ о походе Игоря и особенно на покаянную речь. мы видим как бы два взгляда на результат похода, в общем сходных по своей сути. Здесь ярко проявляются черты делового стиля летописи, автор которой не мог вынести философскую часть рассказа, коей является покаянная речь Игоря в начало повествования. Иное дело автор "Слова", который дает понять читателю, что поход Игоря заранее был обречен на неудачу, и его намеки просматриваются уже с первых строк "Слова".
Я уже обращал внимание ранее в этом отношении на намек автора "Слова": "погрузи жиръ во ДНЕ .КА." как завуалированную дату поражения Игоря, произошедшее на саму Пасху 21 апреля 1185 г. Это как бы идет в разрез со всеми существующими версиями даты поражения. В качестве аргумента я приводил запись в Ипатьевской летописи: "и тако въ день святого воскресения наведе на ня Господь гневъ свои в радости место наведе на ны плачь и во веселье место желю на реце каялы". Летописец пишет вовсе не о радости от победы, а о весельи Пасхи, тем самым подтверждая, что поражение Игорю было нанесено в пасхальный день. Вы мне возразили, что в летописных сообщениях не встречается слово "воскресение" в значении Пасхи. а Великдень. Пасха. Это не так, в ГВЛ о вокняжении Мстислава во Владимере указывается, что он сел на стол своего брата: "на самыи великь день... и быс радость велика тогда людемъ: се Воскресение Господне, а се княже сидение".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 07 окт 2018, 12:14

Уважаемый краевед, Игорь по контексту после пренебрежения Божьим знамением (солнечным затмением) погружается во тьму и всё его передвижение идёт во тьме, на что А.Н.Ужанков и указывает, снова Солнце всходит, когда князь Игорь в Русской земле. Это не я его в языческий темный мир погрузил, а Автор. В этом красота сюжета СПИ. Всеслав Полоцкий, лютым зверем в полуночи оборачивающийся, бегающий по ночам, тоже не со Светом ассоциируется, поэтому Боян ему Божьим Судом и грозит.

А воскресный день не обязательно Великдень:

Срезн.
Изображение
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 07 окт 2018, 23:26

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, Игорь по контексту после пренебрежения Божьим знамением (солнечным затмением) погружается во тьму и всё его передвижение идёт во тьме, на что А.Н.Ужанков и указывает, снова Солнце всходит, когда князь Игорь в Русской земле. Это не я его в языческий темный мир погрузил, а Автор. В этом красота сюжета СПИ. Всеслав Полоцкий, лютым зверем в полуночи оборачивающийся, бегающий по ночам, тоже не со Светом ассоциируется, поэтому Боян ему Божьим Судом и грозит.

А воскресный день не обязательно Великдень:

Срезн.
Изображение
Изображение


Уважаемый Лемурий. а я и не говорил о том, что Игоря погрузили Вы, либо Ужанков. Сам сюжет "Слова" определяет понимание того, что поход Игоря в Степь автором преподносится как не Богоугодное дело, погружая русское войско во тьму реки Каялы, которая скорее всего имеет символическое значение реки огненной, адовой. И только в конце "Слова", когда Игорь пришел с молитвой о спасении к храму Богородици Пирогощеи он вновь озарен светом божьей Благодати.
Мы не знаем точно, что было изображено на стяге князя, идущего в половецкое поле. Образ Дива, скорее всего несет в себе образ языческого культа. т.к. судя по контексту "Слова" Игорь только собираясь в поход уже тогда оказался во власти темных сил.
Конечно, воскресный день, не обязательно Великдень, но в Галицко-Волынской летописи однозначно указывается на то, что князь Мстислав сел на княжение в день Пасхи и летописец указывает не просто на воскресенье, как день недели. а именно как на день Воскресения Господня: "Князь же Мьстиславъ седе на столе брата своего Владимира на самый Великь день месяца априля въ. i (10) и начати княжити по брате своемъ... и бысть радость велика тогда людемъ се Воскресение Господне а се княже седение". Под словами "Воскресение Господне" явно указывается на день Пасхи, а не простой воскресный день.
Так следует читать и в Ипатьевской летописи риторическую вставку о дне поражения Игоря: "И тако въ День Святаго воскресения наведе на ня Господь гневъ свои в радости место наведе на ны плачь и во веселье место желю на реце каялы".
Летописец Ипатьевской летописи говорит даже нечто большее по сравнению с летописцем ГВЛ. Владимирский летописец упоминая про день Пасхи пишет "се Воскресенье Господне", в Ипатьевской же летописи указывается на нечто большее "И тако во день Святаго Воскресения". Речь может идти только о дне Пасхи, Великодня - Святом для христианина празднике Воскресения Господня.
Автор "Слова" так же не сообщает реальную дату поражения Игоря, но вполне вероятно скрывает ее в фразе: "погрузи жиръ во ДНЕ .КА. ялы", т.е. погубил русское войско в день КА (21) апреля, во ДЕНЬ СВЯТАГО ВОСКРЕСЕНИЯ" Ипат. л.
Такая трактовка не идет в разрез с основной сюжетной линией "Слова". а наоборот, подчеркивает греховность князя, захватившего половецкие вежи в Страстную пятницу, чтоб посвятить этот день покаянию и смерению поминая муки Господа, русское войско во главе с княземь первым делом после захвата веж "помчаша красныя девкы", совершив тем самым один из самых страшных своих грехов и наказанный гневом Божьим терпит поражение на самый Великдень, День Святого Воскресения Господня 21 апреля 1185 г.
В этом случае стоит подумать, какая в реальности могла быть дата выхода Игоря в поход. Многие исследователи считают, что 23 апреля, вторник, сразу же после Пасхи, на день Георгия Победоносца, небесного покровителя Игоря. В большинстве летописей указывается дата 13 апреля, т.е. до Пасхи, что более вероятно. Ранее Б.И.Яценко указывал, что обе летописные даты могут иметь литературное происождение и не отвечать реальной дате выхода Игоря в поход. Тогда какая же дата может оказаться истинной?
Учитывая, что за одну неделю до Пасхи Игорь вряд ли мог достигнуть половецкие кочевья, выиграть первый бой и потерпеть поражение во втором, реальной может выглядеть дата 3 апреля, т.е. сразу после своего дня рождения, которое было 2 апреля.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 окт 2018, 13:15

краевед писал(а):...наказанный гневом Божьим терпит поражение на самый Великдень, День Святого Воскресения Господня 21 апреля 1185 г.

Уважаемый краевед, по такой «хронологии» Игорь вышел в поход через два длюея после поражения:

    «Тоѣ же веснѣ князь Святославъ посла Романа Нездиловича с берендичи на поганѣѣ половцѣ. Божиею помочью взяша вежѣ половецькѣи, много полона и коний, мѣсяца априля въ 21, на самый Великъ день. Тогда же Святославъ князь иде въ вятичѣ къ Корачеву орудѣй дѣля своихъ...

    В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ..»(Ипат.1185)
Я, конечно, понимаю Ваше желание сделать из Игоря «героя», мол отвлёк на себя силы половцев, пока Роман Нездилович задачи общерусские решал, но даже забыв, что ехали медленно и воинов собирали, никак не могли они за 10 дней (по всем летописям кр. Ипат. поход начался 13.04.1185) они к Тору выйти, да и цель их «благородная», заметьте такая же как и в 1183 «попробуем ударить поиведам без половцев») рушится об ответ сторожевых:

    «И оттуда поидоша к Салницѣ. Ту же к нимь и сторожеви приѣхаша, ихже бяхуть послалѣ языка ловитъ, и рекоша, приѣхавше: «Видихомся с ратными, ратници ваши со... доспѣхомъ ѣздять, да или поѣдете борзо, или возворотимся домовь, яко не наше есть веремя». Игорь же рече с братьею своею: «Оже ны будеть не бившися возворотитися, то соромъ ны будеть пуще и смерти; но како ны Богъ дасть» (Ипат.1185)
Мало того что ратных в доспехах испугались, т.е. НЕ готовы были к сражению, надеялись яки волци по яругам знаемым, так они ещё и срама испугались больше смерти.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34