Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 03 мар 2021, 18:27

"сирины наричються рекше вилы"

Кстати, весь кордебалет в классических балетах Жизель, Лебединое, Сильфида - это те самые вилы и есть ).
Обратите внимание на "крылышки" на спине балерин.
Изображение
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 05 мар 2021, 22:30

Лемурий писал(а):[
краевед писал(а): Симаргл - Переплут в жизни славян мог быть божеством. символизирующим свадьбу. слияние двух половин мужчины и женщины. так. что возможно и был прав Усердец. считающий. что на 50% процентов Див является мужчиной, а на 50% женщиной. В этом отношении в этой же работе Рыбаков приводит мнение А.В.Соловьева, который: "предложил рассматривать Переплута как бога оплодотворения (от "съплетение" complexus)...То, что Див упоминается одним из первых в тексте "Слова" может говорить, если это Симаргл - Переплут о свадебной направленности похода Игоря.

ГДЕ о свадебной символике Симаргла - ереплута пишет Б.А.Рыбаков? Как привёл его выше дословно, оба они спутники богини плодородия.


Да. уважаемый Лемурий. Б.А.Рыбаков не писал, что Симаргл - Переплут мог относиться к элементам свадебной символики, тем не менее он указывал на то. что некоторые из древнерусских кладов представляли собой набор предметов, явно соотносясь со свадебными элементами и на них имелись изображения симаргла как атрибут охранительного свойства. Здесь прослеживается причинно - следственная связь охранительной свадебной символики с изображением Симаргла и самой свадьбы как символ продолжения рода человечества.
Б.А.Рыбаков указывая на близость симаргла к символике бракосочетания, тем не менее, не связывает поход Игоря со свадебными намерениями, да оно и понятно. не для академической науки такие версии.
Вы, отвечая Усердцу, который обратил внимание. что была возможна замена "Дивь" на Симаргл, заметили, что Дивъ в СПИ мужского рода. тем не менее это еще не аксиома. т.к. в протографе "Слова" могло быть написано и ДивЬ, что меняет дело. т.к. "старые словесы" предполагали замену Ъ на О, а Ь на ЯТЬ и читаться слово ДивЬ могло как ДИВh. "ДивЬ сидит верху древа" - так можно сказать и в отношении и мужского и женского рода.
"Вержеся ДивЬ на землю", тоже самое. Как мне представляется - Семаргл - одно из воплощений дивы Мокоши, а в случае с Девой - обидой. можно сказать, что это и есть богиня Мокошь. фразой о Деве - Обиде автор "Слова" дает расшифровку образа ДИВЬ, что говорит о свадебной символике образов "Слова".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 06 мар 2021, 12:57

краевед писал(а): в протографе "Слова" могло быть написано и ДивЬ, что меняет дело. т.к. "старые словесы" предполагали замену Ъ на О, а Ь на ЯТЬ и читаться слово ДивЬ могло как ДИВh.

Хоть "Ъ" хоть "Ь" в окончании - это м.р. им.пад., ж.р. даст - дивА, ср.р. - дивО. Словоформа же дивѣ - это дат.пад., ж.р.

Автор «Задонцщины» (XIV в), видевший протограф СПИ раньше переписчика XVIв, употребил ср. р.:

    « Кликнуло диво в Рускои земли, велит послушати грозънымъ землям. Задон. Ист.-1, 543 (кон. XVI — нач. XVII в. ~ XIV в.). А уже диво кличетъ под саблями татарскими. Там же, 544. Уже рускои земли простреся веселье и възнесеся слава руская на поганых хулу. Уже веръжено диво на землю. Там же...»(цит. по СССПИ «Дивъ»)
Ъ на О же менялось в середине слова, но никак не в конце: н-р ВЪЛКЪ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 09 мар 2021, 23:18

Лемурий писал(а):
краевед писал(а): в протографе "Слова" могло быть написано и ДивЬ, что меняет дело. т.к. "старые словесы" предполагали замену Ъ на О, а Ь на ЯТЬ и читаться слово ДивЬ могло как ДИВh.

Хоть "Ъ" хоть "Ь" в окончании - это м.р. им.пад., ж.р. даст - дивА, ср.р. - дивО. Словоформа же дивѣ - это дат.пад., ж.р.

Автор «Задонцщины» (XIV в), видевший протограф СПИ раньше переписчика XVIв, употребил ср. р.:

    « Кликнуло диво в Рускои земли, велит послушати грозънымъ землям. Задон. Ист.-1, 543 (кон. XVI — нач. XVII в. ~ XIV в.). А уже диво кличетъ под саблями татарскими. Там же, 544. Уже рускои земли простреся веселье и възнесеся слава руская на поганых хулу. Уже веръжено диво на землю. Там же...»(цит. по СССПИ «Дивъ»)
Ъ на О же менялось в середине слова, но никак не в конце: н-р ВЪЛКЪ


Уважаемый Лемурий, существуют предположения исследоватеей. что в древнем протографе "Слова" все окончания слов были написаны через ЕРЬ. У И.И.Срезневского отмечено, что: Ь тридцатая буква древнерусской азбуки. называемая ЕРЬ: - ЕРЬ же выну на концы полагается и тонким гласомъ вещается, яко: конь, кость.
Произношение в древнейшее время было близко къ кратному закрытому Е; в конце словъ не всегда произносился".
Возьмем, например имя единственной представительницы женского рода в пантеоне языческих божеств. поставленном князем Владимиром. У Григория Богослова находим: "тем же богамъ требу кладуть и творять и словеньскыи языкъ кланяется вилам и Мокошьи, Дивh, Перуну, Хърсу, роду и рожаницы, упирям и берегынямъ и переплуту ("Слово Григория Богослова XIV в., СПб, 1897). Конечно, более правильно чититать как МокошЬ, с Ь на конце, а не МокошЕ. Вот, только, если учитывать пантеон славянских богов устроенный князем Владимиром. то там упоминается единственное женское божество язычников - Мокошь. Тогда кто такая ДивЬ, если брать во внимание то. что сам автор начинает свое повествование "отъ старого Владимира до нынешняго Игоря", то логично рассматривать пантеон языческих божеств установленный именно Владимиром. где есть место только Мокоши. Думаю, что само слово "старый" употреблено в отношении Владимира не только как более старый. предок. но и как еще верящий в язычество - старую веру по отношению к православию. веры молодой для Руси.
Нашел интересную работу С.Л.Николаева и А.Б. Страхова. К названию бога - громовержца в индоевропейских языках// Балто - славянские исследования. 1985, М.. Наука. 1987, С. 149 - 162.
Конечно. это чисто лингвистические исследования происхождения названия славянского бога Перуна. основанное на рассмотрении значительных языковых ареалах индоевропейских языков. Интерес представляет одна из троицких песен. записаных в Могилевской губ. и отмеченная в статье:

Русалачки - зямляначки
На дуб лезли - кару гризли
Звалилися - забилися
Тройца

Здесь же приводится запись из древнего манускрипта: "Перконасъ си есть Перунъ".
Интересен вывод авторов статьи: "Весьма вероятно, что - k - в этой форме появилось вторично по аналогии с балтским *perkunas - скорее всего в сочетании *perkunas perunas "дубовый громовержец".
А ведь дуб, наиболее распространенное дерево в районах, которые рассматривались исследователями географии похода Игоря 1185 г.
"Дубовый громовержец" - Перун: "Тогда Игорь вступи въ златъ стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему тмою путь заступаше нощь стонущи ему ГРОЗОЮ птичь убуди Дивъ кличетъ връху древа".
А, что, если под образом Дива автор зашифровал имя Перуна, чей грозный рев в виде грома и молнии распространялся на всю землю. Вполне возможно, мы имеем дело с поэтической интерпретацией вполне реальной картины: движение русского войска производилось во время ночной бури с раскатами грома и молниями. Весенние громы с молниями вполне известное погодное состояние для наших широт.
Возможно. это как бы не вяжется с другим упоминанием о Диве: "уже връжеся Дивъ на землю. Се бо готьскыя красныя девы въ спеша на брезе синему морю", но само слово "връжеся" могло быть написано и по другому: "връже ся", т.е. пал не сам Див, а начал низвергать в гневе молнии на русичей. Получается интересная ситуция: Игорь остается не только без православного Бога, но и лишается поддержки языческих богов, среди которых Перун считается одним из главных в языческой иерархии. Я как то уже обращал внимание. что если под Дивом скрывается Симаргл, то нарушается иерархия пантеона языческих богов, а если все же это Перун?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 09 мар 2021, 23:47

Интересный поворот темы. Часто сам задумывался, почему "второстепенные" боги упоминаются, а Перун нет. Когда то выписывал и сравнивал поименно известные списки
наязыческих богов и для себя выделил две условные версии с Перуном и без- версия ПВЛ и версия Слова по мотивам
возможно Смолятичаа и близкого к нему кругу. (Хождение Богородицы, слово некоего Христолюбца, слово об идолах и т д.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 10 мар 2021, 09:42

краевед писал(а): У Григория Богослова находим: "тем же богамъ требу кладуть и творять и словеньскыи языкъ кланяется вилам и Мокошьи, Дивh, Перуну, Хърсу, роду и рожаницы, упирям и берегынямъ и переплуту ("Слово Григория Богослова XIV в., СПб, 1897).

Видите, уважаемый краевед, Дива и Перун представлены как РАЗНЫЕ идолы. А вот Симаргла и Диву одновременно не найдёте.
А Перун в СПИ представлен «синими молниями»:

    «...молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мёртвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь...»
    ----
    Семёнова М.В. Быт и верования древних славян, СПб., 2001
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 11 мар 2021, 01:06

Уважаемый Лемурий, возможно, автор "Слова" во фразе о "синих молниях" и указывает на Перуна не упоминая его имени, основываясь только на ассоциациях. связанных с его атрибутикой. тем не менее в этом случае получается. что его действия согласно контекста "Слова" направлены против русичей. Если считать. что 4 солнца. это поэтическая метафора. олицетворяющая в себе 4 князей - участников похода. то тогда непонятно. почему русское божество - Перун не защищает русичей. а им противостоит: "рано кровавыя зори светъ поведаютъ черныя тучи съ моря идутъ хотять прикрыти .Д. солнца а в них трепещутъ синии молнии быти грому великому итти дождю стрелами съ Дону великого. ту ся копиемъ приламати, ту ся саблямъ потручати о шеломы половецкыя на реце на Каяле у Дону великого. О русская земле уже не шеломянемъ еси. Се ветры Стрибожи внуци веютъ съ моря стрелами на храбрыя полки Игоревы...". Создается полное впечатление, что языческие русские божества не помагают русичам. а противостоят им, перейдя на сторону половцев.
Если все же в этом фрагменте мы можем видеть атрибуцию Перуна. низвергающего гром и молнии. то вполне логично допустить, что автор "Слова" не упоминает его имени вновь, т.к. ранее уже сообщил его под образом Дива. В этом же фрагменте автор упоминает Стрибога, судя по "Слову". божества управляющего ветром.
В русском пантеоне князя Владимира Перун занимал первое по значимости место среди языческих божеств и считался не только богом - громовержцем, но и главным богом. покровителем князя и его дружины, поэтому видеть в образе Дива главное божество языческой Руси Перуна как олицетворение ГРОЗНОГО русского войска идущего в поход вполне допустимо, тем более Перун по иерархии должен был быть на первом месте и в "Слове".
Вполне допустимо. что автор "Слова" взял за основу общую индоевропейскую форму "Daiwas" (Див).
Именно на это указывает Б.Рыбаков в "Геродотовой Скифии": "именно в скифское время произошла значительная иранизация праславянского языка и взамен индоевропейского Daiwas (Див) утвердилось славяно - иранское обозначение Бог, Boh". Б.А.Рыбаков. Геродотова Скифия.
Вполне уместно допустить, что верховное божество языческой Руси Перун мог носить имя Див (бог).
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 11 мар 2021, 12:13

Вас же не смущает, уважаемый краевед, что «Стрибожьи внуки» стрелы веют на полки Игореве?

    Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя пълкы Игоревы.
Явно не в помощь полку.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 11 мар 2021, 23:38

Так и я об этом же, писал. уважаемый Лемурий, создается полное впечатление, что от Игоря отвернулся не только христианский Бог. но и русские языческие божества противостоят русичам, перйдя на сторону половцев. Когда полк Игоря передвигался по русским землям, языческие боги были за русичей, в том числе и Перун (Див), а перейдя Шеломянь, попав на территорию половцев русичи лишаются поддержки.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 12 мар 2021, 02:35

Не согласен, уважаемый краевед, с мнением о возможности равенства Перуна и Дива. Показываю наглядно:

    «Пес Семаргл мог быть изображен как в дополнительный рельеф, например, при куми­ре Макоши, богини плодородия (подробнее см. ниже, в разделе о ру­салиях) .
    Для того чтобы знать, как нам следует относиться к приведенному выше перечню богов Владимира, нам необходимо учесть замечательное открытие, сделанное киевскими археологами в 1975 г. В старинной ча­ сти Киева, на Старокиевской «Горе», при научных раскопках обнаружен фундамент своеобразного постамента, предназначавшегося, по справед­ ливому мнению авторов раскопок, для кумиров, поставленных Владими­ ром в 980 г.
    На плане раскопок четко обозначены пять выступов разного разме­ра: один большой —в середине, два меньших —по бокам и два совсем маленьких — около боковых выступов. К интерпретации всего сооруже­ния нам еще придется Вернуться в дальнейшем; сейчас же отметим, что единый комплекс фундаментов, точно датированных временем до 990-х годов, содержит постаменты для пяти кумиров...

    Пятибожие киевского княжеского пантеона помнилось долго: в «По­вести временных лет» под 1071 г. (условно) приведен рассказ о каком-то языческом пророке, явившемся в Киеве, очевидно, в связи с тяжелы­
    ми неурожайными годами (в конце 1060-х годов), когда наблюдался от­ ход русских людей от новой христианской веры, вызвавший такое гневное поучение, как «Слово о казнях божиих».

    «В си же времена приде вълхв, прельщен бесчъмь. Пришьд бо Кыеву, глаголаше: «Явила ми ся пять бог, глаголюще сице: поведай людьм, яко на пятое лето Дънепру потеши въспять, а землям преступати па ина места ...
    В общей форме, когда бичуются пережитки язычества у современни­ ков авторов поучений, то перечисляются божества как входящие в пан­ теон Владимира, так и не включенные в него.
    аСлово об идолах»: Перун, Хорс, Макошь и вилы (начало XII в.) В ином месте: Перун, Хоре, Макошь, Переплут. Род и рожаницы.
    «Слово Христолюбца»: Перун, Хорс, Макошь и вилы, Симаргл, Род и
    рожаницы (в одном варианте—Волос).
    «Слово Иоанна Златоуета»: Перун, Хорс, Макошь. В ином месте:
    Стрибог, Дажьбог, Переплут.
    Три божества из пяти, входивших в пантеон Владимира, повторяются во всех поучениях; это — Перун, Хорс-солнце, и Макошь — «мать уро­жая» (часто в сопровождении вил-русалок). Упоминается под двумя своими именами и дополнительный, шестой, персонаж пантеона—пес Симаргл — Переплут. Стрибог и Дажьбог, необходимые для комплекта 980 г., упомянуты только в наиболее позднем «Слове Иоанна Златоуста» и, возможно, являются результатом знакомства с летописным текстом....»

    —-
    Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987, С.416-418
Итак, существовали 5 главных богов и в СПИ есть ВСЕ кроме... Макоши:
Перун (синие молнии)
Хорс
Макошь богиня плодородия с Симаргом, как её спутник
Стрибог (ветры)
Даждьбог

Макошь в СПИ заменяет крылатый пёс на Древе всех семян - Симаргл.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 12 мар 2021, 23:07

Лемурий писал(а):Не согласен, уважаемый краевед, с мнением о возможности равенства Перуна и Дива.

Итак, существовали 5 главных богов и в СПИ есть ВСЕ кроме... Макоши:
Перун (синие молнии)
Хорс
Макошь богиня плодородия с Симаргом, как её спутник
Стрибог (ветры)
Даждьбог
Волос (скотий бог, а также богатства)

Макошь в СПИ заменяет крылатый пёс на Древе всех семян - Симаргл.


Уважаемый Лемурий, стоит обратить внимание на то, что в "Слове" упоминание языческих богов начинается Дивом. а заканчивается Хорсом: "Дивъ кличетъ връху древа..."; "великому Хръсови волкомъ путь прерыскаша".
Упоминание языческих божеств как бы обрамляют ДИВ и ХОРС. Как мы знаем главными языческими богами в пантеоне князя Владимира были Перун и Хорс. Вполне резонно рассматривать Дива как Перуна, с которого начинается упоминание о языческих божествах, а Хорсом заканчивая, как главных божествах языческой Руси.
Мокошь может скрываться под именем Девы - Обиды.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 13 мар 2021, 00:36

Ранее Дива, уважаемый краевед, были Велесов внуче и тропа Трояни. В любом случае без Макоши пантеон оставите, если её крылатого пса с Древа всех семян на Перуна поменяете. Да и не кричит Перун по-звериному, а молнии с небес пускает.
Что же касается Девы-Обиды, то Макошь была богиней земли, а Обида с лебедиными крыльями в устье Азовского моря. Див связан 100% с землёй и плодородием:

    «Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ...»
◊ Незнаемѣ — дат. пад. ед. ч. ж. р. КОМУ велит послушать? ЗЕМЛЕ:

см. резюме Ф. М. Головенченко „Сл. о п. Иг.“. Библиогр. очерк. — Учен. зап. МГПИ, № 198, М., 1963, стр. 35): „Что такое «земля незнаемая»? Это — никем не освоенные степи, где бродили кочевые племена, почему степи были ничейной землей — res nullius. В понятие земли тогда входило представление и о населении — русском народе: это были земли знаемые. Понятие о земле незнаемой сложилось давно; в эти степи в X веке вторглись печенеги, победив хазар и захватив территорию от Волги до Дуная...(цит.по СССПИ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 13 мар 2021, 23:18

Лемурий писал(а):Ранее Дива, уважаемый краевед, были Велесов внуче и тропа Трояни. В любом случае без Макоши пантеон оставите, если её крылатого пса с Древа всех семян на Перуна поменяете. Да и не кричит Перун по-звериному, а молнии с небес пускает.
Что же касается Девы-Обиды, то Макошь была богиней земли, а Обида с лебедиными крыльями в устье Азовского моря. Див связан 100% с землёй и плодородием:

    «Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ...»
◊ Незнаемѣ — дат. пад. ед. ч. ж. р. КОМУ велит послушать? ЗЕМЛЕ:

см. резюме Ф. М. Головенченко „Сл. о п. Иг.“. Библиогр. очерк. — Учен. зап. МГПИ, № 198, М., 1963, стр. 35): „Что такое «земля незнаемая»? Это — никем не освоенные степи, где бродили кочевые племена, почему степи были ничейной землей — res nullius. В понятие земли тогда входило представление и о населении — русском народе: это были земли знаемые. Понятие о земле незнаемой сложилось давно; в эти степи в X веке вторглись печенеги, победив хазар и захватив территорию от Волги до Дуная...(цит.по СССПИ)


Уважаемый Лемурий, автор "Слова" говорит не о самом Велесе, а о внуке Велеса, каким был Боян. Также речь идет не о самом Трояне, а о тропе. возможно литературных приемах написания призведений во времена язычества.
Упоминание о языческих божествах как таковых начинается непосредственно с описания выхода в поход Игоря:
"тогда вступи Игорь князь въ златъ стремень и поеха по чистому полю. солнце ему путь заступаше нощь стонущи ему грозою птичь убуди. Дивъ кличетъ връху древа велитъ послушати земли незнаеме...".
Речь может идти не столько о земле. как таковой, а о населении этих земель. Сама мысль о том. что при описании начала похода связывается автором с атрибутикой плодородия не объясняет намерения Игоря. Он. что шел в поход как сеятель семян? В его планы входил захват земель с целью обогащения, а не сеяния разумного. доброго. вечного.
Если под Дивом подразумевать Перуна, то в таком случае можно видеть переплетение мифологического и реального. Движение войска могло происходить в ночное время сопровождаемого ненастной погодой с раскатами грома и молниями. Гром мог являться поэтическим олицетворением грозного Перуна и восприниматься как его глас. предупреждающий половцев о намерениях Игоря. Див не просто кричит, а повелевает незнаемым землям прислушаться. Перун не только пускал молнии, но и сопровождал их грозными раскатами грома. Почему мы называем грозу грозой. да потому. что оно происходит от слов грозить, угрожать. Как раз соответствует замыслам Игоря, угрожающего половецким землям при поддержки Перуна. Концовка "Слова", описывающая путь Игоря по Боричевому узвозу к церкви Богородицы Пирогощеи соответствует и пути Перуна, которого этим же узвозом везли к Почайне. Это может связывать образ Дива с Перуном. Игорь повторяет путь Перуна, но его спасает Церковь.
При истолковании образов "Слова" ингода возможны простые решения. Думаю. так и с Девой - Обидой. Видимо, под этим образом автор скрыл имя Мокоши - богини плодородия в пантеоне язычеких богов князя Владимира.
Образ Девы - Обиды непосредственно связан с землей. превратившейся в пустыню. Всплеск ее лебединых крыльев - рук говорит об эмоциональной составляющей женского образа сеятельницы, урожай которой не взошел и она в отчаянии всплеснула руками.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 14 мар 2021, 13:43

Уважаемый краевед, как и писал ранее, дело в стихиях.

В СПИ есть Троян, есть небесный свод Перун, Хорс, Даждьбог, есть земной мир крылатый пёс Симаргл с Древа всех семян спутник богини плодородия Макоши, но нет водной стихи. Дева-Обида у Азовского (Меотийского) моря как раз подходит, только её надо персонифицировать.

P.S. Ещё один античный автор о нахождении народа Таргитая (отца трёх сыновей = Трояна) «у Дона Великого, у самого синего моря»:

    «Плачут дочери Колхиды,
    Что не знают страха в битве,
    Плачут скифские кочевья
    На далеком краю земли,
    Возле вод Меотийских...»

    —-
    Эсхил «Прометей прикованный»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 16 мар 2021, 01:05

Уважаемый Лемурий, сопоставление Трояна в "Слове" со скифским эпосом в лице Таргитая, видимо, является правильной догадкой. Речь может идти о земле Трояней как территории. ранее принадлежащей скифскому населению, с которым в начале первых веков нашей эры произошли этно - культурные контакты не только в области языковых заимствований. но и в области религиозных представлени, которые по своей сути были близки в представлениях скифов и славянских племен.Впоследствии сращивание этнокультурных связей произошло настолько, что во времена автора "Слова" древний племенной союз уже воспринимался как общий предок русского населения с общим пантеоном божеств.
Что же касается Девы - Обиды "Слова", то стоит обратить внимание, что Дева - Обида единственная представительница женского рода среди поэтических образов "Слова" в языческой части произведения. Относительно языческих божеств, упоминаемых в "Слове" или же называются имена собственные или же указывается атрибутика. связанная с тем или иным божеством. Нет только Мокоши. Вполне вероятно под образом Девы - Обиды скрывается именно она.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32