Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 17 апр 2019, 23:09

Mitus писал(а):Боян правду нелестную прятал.

Боян XI в, а Автор XII в.
Боян «правду» не прятал, а иносказательно передавал потомкам, иронизировал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21359
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 апр 2019, 07:19

corvin писал(а):Целевая составляющая у Бояна - славить князей.

Даже у Гомера сохранились «Илиада» и «Одиссея», а жил он в VIIIв до н.э. Где же произведения Бояна XIв?
Они в «трудных повестях» временных лет с «речью первых усобиц», которую «вспомнил» Никон Великий когда редактировал ДКС.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21359
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 апр 2019, 07:28

Тут ещё вот какой аргумент появился: имени Боян в русских месяцесловах XI- XIVвв не было.

:arrow: Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV вв, М., 2001

А это значит, что при крещении его могли назвать таким именем только в Болгарии, поэтому либо Боян болгарин, либо это имя замена настоящему.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21359
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 18 апр 2019, 16:23

Я не думаю, что целью Автора было осудить Бояна или Игоря. От Бояна Автор берет форму - песнь. И наполняя ее конкретным содержанием - поход Игоря, высказывает свои мысли, собственно к Игорю не относящиеся.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 апр 2019, 18:13

corvin писал(а):От Бояна Автор берет форму - песнь. И наполняя ее конкретным содержанием - поход Игоря...

А такое пѣ(с̑) в XI-XIIвв? См. примеры. Про «пѣсни» да под гусли гудцов этого периода только С.Л. знает, науке такие пока неизвестны.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21359
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 18 апр 2019, 18:22

Mitus писал(а):
userdez писал(а):Круг текстов, косвенно связанных со "Словом о полку Игореве", неожиданно пополнился еще одним сочинением. Речь идет о предисловии к "Хронографу" 1641 г. (ГБЛ, собр. Музейное, № 7751).
...но кто это пишет? кто и где рассказывает о том, что этот Хронограф известен и т. п. ? на кого ссылаться?


Об этом должен знать Лемурий. Он ранее выкладывал эту цитату,
а я только перепечатал.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1376
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 апр 2019, 18:46

userdez писал(а):Об этом должен знать Лемурий...

А то
Круг текстов, косвенно связанных со "Словом о полку Игореве", неожиданно пополнился еще одним сочинением. Речь идет о предисловии к "Хронографу" 1641 г. (ГБЛ, собр. Музейное, № 7751).

Этот "Хронограф" особого состава поступил в ГБЛ в 1927-1937 гг.1 и, следовательно, известен ученым давно. Предисловие составителя к огромной рукописи привлекалось для точной атрибуции: составитель, он же писец, сообщил, что зовут его Федот, по-гречески Феодотиос, или Федоттос, и что писал он книгу в августе 1641 г.

При более внимательном чтении предисловия Федота одно место сразу заставляет вспомнить о вступлении к "Слову о полку Игореве".

Вот этот текст:

"Давыду убо сыну Осееву некогда пасущу овцы отца своего, и сотворив себе гусли и накладая на многогласные струны свои многоочитыя персты, и ударяя в них своими персты, и испущаху многоразличныя гласы. Несмыслен ж скоти приходяще и слушающе. Мы ж ныне приемлем чисту бумагу, и пакладаем пером и чернилом слаганием четыре десятых писмен древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны. Устне бо движа, языком со гласом своим якоже бряцалом бряцаше, и громогласно звеняше, и прочим человеком в слухи преподавая бытейския деяния истории сия. И егда ж Давыду над Саулом в гусли гудяше, и отгоняя от Саула давившему его духу нечистому. Егда ж и мы начнем в сиа духовныя гусли или орган играти или пети и бога хвалити. и начнут и от нас отбегати беси и нечистыя мысли. И тако пояше Давыд в гуслех и органех своих, хваляще бога <...>"

Небольшое "Сказание о составлении Псалтыри Давидом" переписано Федотом как одна из глав "Хронографа". Однако само "Сказание" вряд ли послужило непосредственным источником Федоту, ибо в "Сказании" говорится о наложении перстов на струны совсем по-иному: у Давида "бяше убо десная убо рука бряцало обращает, левая ж свыше персты прелагаше и осязаше струны" (цитируем по "Хронографу" Федота, л. 411-411 об.).

Можно утверждать лишь, что в источнике Федота были элементы, сходные со "Сказанием о составлении Псалтыри". Федот написал: ".. .якоже бряцалом бряцаше". А упоминание "бряцала" - в связи со струнами - встречается только в "Сказании о составлении Псалтыри" и нигде больше.
Наиболее же интригующие фразы в послесловии Федота - "<...> и накладая на многогласныя струны свои многоочитыя персты", "накладая очитыя персты на чернилныя струны" - оказываются ближе всего к соответствующему вступлению в апокрифическом "Слове о Лазаревом воскресении", притом в его более поздней, пространной редакции: "<...> накладая очитыя персты на "живыя струны". Здесь совпадают две особенности: слово "накладая" и слово "очитыя", которые вместе больше нигде не встречаются. В ранней, краткой редакции "Слова о Лазаревом воскресении", в "Слове о полку Игореве" и в "Задонщине" певец не "накладает", а "воскладает" персты, и не "очитые", а "вещие", "живые", "гораздые", "златые" и т. п.
--------
Дёмин А.С. "Слово о полку Игореве" и предисловие к "Хронографу 1641 г."//"Слово о полку Игореве". Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978 г. С. 87-94.

Кстати, Усердец, спасибо что напомнили хорошую выписку. "бяше убо десная убо рука бряцало обращает, левая ж свыше персты прелагаше и осязаше струны" - это про манеру игры на крыловидных гуслях (до 9 струн), а на шлемовидных, десятиструнных и более, что назывались "богоугодными" - играли накладывая все 10 перстов и перебором, но скорее всего речь идёт только о миниатюрах из церковной литературы.

В любом случае, играть на 10-струнных гуслях-псалтырь = славить Господа (см Пс.32:2)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21359
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 18 апр 2019, 19:15

В любом случае, играть на 10-струнных гуслях-псалтырь = славить Господа (см Пс.32:2)

Значит Боян играл на не-10-струнных гуслях, потому что он славил князей.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 апр 2019, 19:28

corvin писал(а):Значит Боян играл на не-10-струнных гуслях, потому что он славил князей.

    «Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири...»(Пс.32:2)
Что-то про князей в этом отрывке ничего не вижу, а "живые струны" + "десятиструнные гусли" БЕЗ ВАРИАНТОВ = славить Господа.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21359
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 18 апр 2019, 19:50

Имеем две посылки:
"В любом случае, играть на 10-струнных гуслях-псалтырь = славить Господа (см Пс.32:2)";
"Боянъ ... своя вѣщиа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху"
Откуда вывод: " Боян играл на не-10-струнных гуслях"
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 18 апр 2019, 20:23

Mitus писал(а):
Арсений писал(а):каждый новый каган (великий князь) Руси
- !!!! - а сколько каганов было в 1185-м году? Намёк поняли? Пусть Арсений отвечает - других прошу пока в очереди постоять.

Походы на Константинополь были и до образования Киевской Руси. Славяне ходили туда в 623 году под началом аварского кагана, а в 860 году, считается, был поход русов (до образования Руси) под началом Аскольда (византийцы не назвали предводителя). Само по себе описание похода на Царьград в древнерусских летописях заимствовано из славянского перевода византийской хроники продолжателя Георгия Амартола. Относительно похода 623 года не знаю, но поход 860 года без прославления, видимо, не остался (вернулись с триумфом). Пишут даже, что существовала Аскольдова летопись. Само "заморье", родина Аскольда, по А.А. Шахматову располагалось южнее приильменья и имело столицу в Старой Руссе. Письменным подтверждением того, что славяне и русы могли писать стихи нецерковного содержания служат азбуковники, тексты которых видоизменялись и дополнялись.

«Удачный выбор момента для нападения вслед за византийскими источниками подчеркивали и русские летописи. В “Повести временных лет”, в разделе о нападении Руси на Константинополь (летопись датирует его 866 г.), есть упоминание о том, что поход начался тогда, когда Михаил III увел войско из города против арабов (“отшедшю на огаряны”). Никоновская летопись, связавшая этот поход с именами Аскольда и Дира, утверждает, что князья знали об обстановке, сложившейся в ту пору на границах империи.
Так закончилась эпопея 860 г., которая послужила началом мирных межгосударственных отношений Руси и Византии, и последующая история это замечательно подтвердила » ( http://www.protown.ru/information/hide/5746.html )

«В 1919 году академик А. А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (центр Старая Русса) . Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. ( https://www.liveinternet.ru/users/34694 ... 183740837/ )

«Пролог о Христе», отличающийся высокими поэтическими достоинствами, проникнутый глубоким религиозным чувством, получил признание в южнославянской и особенно в русской письменности и обеспечил себе почти девятивековую активную жизнь. За несколько столетий он распространился по всей территории древнерусского государства.
Затруднительно дать исчерпывающий ответ на вопрос, какое место занимает «Пролог о Христе» в утверждении в славянских литературах искусственного стихотворства. Несомненно, однако, что двенадцатисложник, легший в основание «Пролога», в начальной болгарской книжности получил известное распространение. Не бездумно следовал ритмической схеме «Азбучной молитвы» составитель «Похвалы царю Симеону», открывающей «Изборник 1073 года». Этого же размера придерживались авторы «Прогласа к Евангелью» и «Ярославского азбуковника». Учитывая трагичность судьбы древнеболгарских памятников30 и тот факт, что значительное число славянских акростихов до неузнаваемости испорчено переписчиками и начальный их облик трудно восстановим, следует, видимо, признать, что двенадцатисложный цезурованныи стих был не таким уж «уникальным явлением». Поэтому заключение Л. И. Тимофеева, что даже в момент своего рождения эти произведения были «лишь графическим подражанием внешнему виду стихотворных строк («византийских образцов»,—Э. 3.), каждая из которых писалась отдельно и начиналась с большой буквы»,31 мягко говоря, поспешно. Не более оправдано и следующее суждение Л. И. Тимофеева — об отсутствии в них «ритма». Касательно «рифмы» исследователь прав, но рифма отнюдь не обязательный признак стиха. Ритм же стиха, как известно, создается повторением соизмеримых отрезков. Такие отрезки, содержащие по 12 слогов в каждом, наличествуют в упомянутых памятниках. Усилению ритма, по справедливому убеждению их авторов, должен был способствовать и «дополнительный ритмический определитель» — цезура. Как звучали эти стихи в живом исполнении, нам узнать, очевидно, не суждено; современная мерка к ним не подходит. Ясно одно: зачинатели славянской книжности стремились к наиболее полному освоению византийского литературного опыта.
Еще менее определенны представления о стихотворстве киевского периода русской литературы. Не будем вдаваться в существо этого вопроса; современное состояние его разработки достаточно полно освещено в упоминавшейся статье А. М. Панченко. Автор статьи совершенно прав, утверждая мысль о несостоятельности взгляда, высказанного А. И. Соболевским, согласно которому русские писцы, копировавшие древнеболгарские стихотворения, не понимали, что имеют дело со стихами.32 Приведенные А. М. Панченко контраргументы вполне убедительны. Добавим лишь, что система знаков, обозначающих ритмический рисунок «Похвалы царю Симеону», «Изборника 1073 года» и «Пролога о Христе» в Синодальном списке «Учительного евангелия», графическое их оформление сохраняли силу именно потому, что русские книжники различали стихи и прозу, а не вследствие рабского подражания рукописи, которую они переписывали. Забвение представленной «Похвалой» и «Прологом» стихотворной формы33 привело к тому, что тексты стали переписываться в оплошную строку, чему не могла воспрепятствовать даже «необходимость следовать каждой букве азбуки» в азбучных акростихах.34» http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Def ... /Zikov.pdf
Последний раз редактировалось Арсений 18 апр 2019, 21:16, всего редактировалось 1 раз.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 18 апр 2019, 20:33

Само "заморье", родина Аскольда, по А.А. Шахматову располагалось южнее приильменья и имело столицу в Старой Руссе.

Само "заморье" это видимо остров русов, описание которого сохранили арабские географы. Согласно описанию остров русов это датская Зеландия.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 апр 2019, 20:59

corvin писал(а):"Боянъ ... своя вѣщиа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху"
Откуда вывод: " Боян играл на не-10-струнных гуслях"

См. выше выписки на слово Пѣ(с):
1) Когда они используются? При панихидах: Владимиру Мономаху, Игорю Ольговичу и др.
2) Кому поются? Князьям.
3) Что это за пѣ(с)ни? Молитвы, духовные стриги, тропари по поводу текущего события.
4) Кого они славят? Господа.
5) Кто их пишет? Пѣснотворны = составители канонов (гимнографы) ч.т.д.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21359
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 19 апр 2019, 00:02

Т.е. Боян, улетая под облака, пел по князьям панихиды?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 19 апр 2019, 07:47

corvin писал(а):Т.е. Боян, улетая под облака, пел по князьям панихиды?

«Улетая умом под облака» = восходя умом к горнему, опять отсыл к работе гимнографа:

Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Сперва должно исповедаться Господу в гуслех, то есть телесные действия производить стройно. Поскольку мы грешили телом, когда представили уды наши рабы греху в беззаконие (ср.: Рим. 6, 19), то и исповедуемся телом, употребив то же орудие к истреблению греха. Ты злословил? Благословляй. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовал? Утешь. Ты убил? Претерпи мученичество или, что равносильно мученичеству, при исповедании изнури свое тело. И тогда по исповедании достоин ты петь Богу во псалтири десятоструннем. Сперва должно исправить действия телесные, чтобы совершались согласно со словом Божиим, а потом уже восходить к созерцанию мысленного.

Псалтирем, может быть, называется ум, ищущий горнего, потому что орудие сие, по устройству своему, силу издавать звуки имеет вверху. Посему телесные действия исповедуются Богу как бы снизу, а тайны, возвещаемые умом, имеют причину свою свыше, так, как ум издавал бы звуки чрез Духа. Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве.
---------
Святитель Василий Великий Беседы на псалмы . Беседа на псалом тридцать второй.

Во время отпевания пелись «ѡбычныя пѣ(с̑)» = молитвы об усопших, где есть Икос: «Сам един еси безсмертный...» (ср. «Единъ Изяславъ ...самъ»). Заканчиваются молитвы так:

«И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.»

Тропарь обращается к кому? К Господу и Богородице о принятии души успошего поётся имя умершего князя. Кому поётся песнь? Князю, прославляя Господа = «пѣвше ѡбычныя пѣ(с̑) над нимъ»(Ипат.6634).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21359
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1