Страница 160 из 165

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 25 сен 2019, 00:44
Лемурий
Див и Дев, уважаемый Толстокосов, отличаются так же как кvръ и куръ, иная корневая буква и совсем другое значение.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 30 сен 2019, 18:24
userdez
Ещё один пример замены "Дивъ" на нейтральное "Диво".

"Дивъ предстолия и смышления"
Рукопись Гр. Назианзина 11 века

И рукопись 14 века.
8. (2015.) Григория Богослова 16 слов с толкованием Никиты, митр. ираклийскаго, XIV века, устав. в два столбца, в больший лист, 419 листов,


л. 404. Св. Григорья, епископа нанзианьскаго Богословца, Слово ответное бежания деля на море понтьское, и оттуду пакы възращения деля,


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=008&pagefile=008-0419

Лист 414, 1 ст., 2 стр. от низа.

Место "тёмное", но буквально строкой выше говорится о
"твари некоей".

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 01 окт 2019, 18:31
userdez
Вот так это место выглядит в современном переводе.

если умеем ловко надеть плащ или до пояса походить на философа (о чудное председательство и велемудрие!


https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/3

Слово 3
Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ


Понятно,что этот перевод ближе к оригиналу и скорее всего там
нет "твари некоей", но в 11 веке переводчик увидел совершенно
другой контекст.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 01 окт 2019, 19:01
userdez
"И такому явитися диву".

и предрекши, желал быть ложным прорицателем. Ибо лучше бы мне быть лжепророком, нежели испытать Вселенной столько зол, и явиться на свет такому чудовищу, какого не бывало прежде; хотя и повествуют о многих наводнениях, о многих воспламенениях, извержениях и провалах земли, о людях бесчеловечных, о зверях чудовищных и многосложных, не в обыкновенном порядке производимых природой


https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/5

Слово 5
Второе обличительное на царя Юлиана

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 01 окт 2019, 21:38
Mitus
Толстокосов писал(а):был такой городишко Ругодив.....интересно,почему он так назывался.....
- суми и еми в 1256 году в местечке Нарва построили крепость и назвали её в честь своего божка Rukotivo.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 04 окт 2019, 19:09
userdez
Mitus писал(а):назвали её в честь своего божка Rukotivo.


Это уже хорошо. Значит русские люди уже знали,
что "дивъ" это не только "чудо",но и "некто" одушевлённый.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 04 окт 2019, 19:43
userdez
Тот же "Дивъ предстолия и смышления" появляется в
русско-болгарском ? переводе, где говорится о "твари
некоей" в главе, которая посвящена восхвалению
"божественной премудрости".
Лично мне кажется, что именно оттуда "торчат уши",
то бишь крылья херувимов.


Херовимъ -просыпание премудрости или крилатцы

2. (2027.) Собрание некоторых книг В. Завета с прибавлениями, полууст., исх. XIV века, в четверть, 166 листов.


л. 144. О именех, глаголемых жидовьскымь языком в книгах церковных сказаною, преложено неразумное на разум, иже в Евангелии, и в Апостоле, и в Псалтыри, и в Паремии, и в прочих книгах


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=002&pagefile=002-0149

Лист 144, 7 стр. от низа.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 04 окт 2019, 21:15
Лемурий
А в чём «премудрость»-то? Серафим, ниже Херувим, а где Див-то?

P.S. Тем не менее, не перестаю восхищаться Вашей увлечённостью древнерусской литературой.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 04 окт 2019, 22:13
userdez
Лемурий писал(а):а где Див-то?



У нас уже 200 лет ищут ответы на вопросы: " кто виноват?, что делать?
и где Дивъ?". Думаете,что userdez сможет на них ответить...)))

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 04 окт 2019, 23:18
userdez
Иезекииль вообще называет херувимов "животными".
Где-то встречал фразу:"Ангел есть животно словесно и песнославно".
У Срезневского вообще не зафиксировано слово "чудовище"-необычное животное,
а раз не было такого слова в древнерусской литературе, то должно быть другое...

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 15 окт 2019, 19:55
userdez
Искал "Дива" из "Жития Нифонта" и наткнулся на Климента(вероятно) Смолятича,
судя по тому что им списанные книги чести подобает, но не пред всеми!!

205. (1955.) >Кормчая, полууст., ХVІ века, в лист, 579 листов


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=205&pagefile=205-0268

Лист 263 об., 4 стр. от верха.

.................
Ошибся -это не о Смолятиче.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 15 окт 2019, 20:21
userdez
А про Дива можно было бы узнать в этом издании,
т. к. там напечатаны и греческие варианты. Любопытно
было бы посмотреть из чего получился перевод о "Диве".

Матеріали з історіі візантійсько-слов’янської літератури та мови передмова професора П. О. Потапова.— Одеса 1928


В наших более поздних переводах эту главу церковники вообще игнорируют.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 15 окт 2019, 20:43
Лемурий
userdez писал(а):Искал "Дива" из "Жития Нифонта" и наткнулся на Климента(вероятно) Смолятича,
Ошибся -это не о Смолятиче.

Ну вот, а такое совпадение было, думал случайно переписка попала и "книги переписанные Климентом" подобает ли читать и Нифонт опять же тут...

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 24 окт 2019, 23:20
краевед
userdez писал(а):Ещё один пример замены "Дивъ" на нейтральное "Диво".

"Дивъ предстолия и смышления"
Рукопись Гр. Назианзина 11 века

И рукопись 14 века.
8. (2015.) Григория Богослова 16 слов с толкованием Никиты, митр. ираклийскаго, XIV века, устав. в два столбца, в больший лист, 419 листов,


л. 404. Св. Григорья, епископа нанзианьскаго Богословца, Слово ответное бежания деля на море понтьское, и оттуду пакы възращения деля,


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=008&pagefile=008-0419

Лист 414, 1 ст., 2 стр. от низа.

Место "тёмное", но буквально строкой выше говорится о
"твари некоей".


Уважаемый userdez, а нельзя ли перевести это место: "дивъ предстолия и смышления" как "знак" - "знак предстолия и смышления"?

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 24 окт 2019, 23:58
краевед
Все же склоняюсь к мысли, что под "дивом" стоит подразумевать некий символ княжеской власти. находящийся на древке знамени (стязя). Видимо, речь идет о стяге старшего из князей - участников похода. т.е. Игоря. Судя по голосу дива, кличущего на все стороны света, у Игоря были довольно амбициозные планы. Или же можно утверждать, что стяги несли определенную информацию о характере похода. Думаю, что ответ на вопрос о диве решается в самом "Слове" о "глаголящих", т.е. говорящих стягах половцев: "стяги глаголють половцы идуть". И див и половецкие стяги "голосят". У каждого половецкого рода был свой стяг на котором изображался символ прародителя рода. По этим стягам русские князья и "прочли", какие из половецких родов противостояли им. так и в Ипат. летописи. когда русские князья определили. какие из половецких родов им противостояли. Поверженный див на землю - знак на стяге Игоря символизирует факт поражения русского войска. При толковании сна Святослава бояре рассказывают не просто о поражении Игоря, а охватывают определенный временной диапазон от поражения Игоря - свергнулся див на землю; последующего нападения половцев на Русь, пронесшихся по Руси, "аки пардуже гнездо" и заканчивается тем. что половецкие красные девы получили в дар русское злато - добычу, полученную в результате нападения половцев на Русь.